23 июля 2022 23.07.22 2 1714

Классическая трилогия God Of War (ностальгия)

+12

Недавно открыл для себя эмуляторы PlayStation (осуждаю пиратство, но легально в игры с PS2 особо то и не поиграть) И пошел качать десятки гигабайт игр от второй плойки, бездумно захламляя жесткий диск, не совсем понимая то, что в большую часть скачанного – играть не буду. Но среди всей этой гигантской коллекции наткнулся на две части God Of War. Той самой, классической греческой трилогии. И словил самый мощный флэшбэк.

С момента выхода третьей части в 2010 году, эта серия игр стала для меня по настоящему родной и близкой. Третья часть просто снесла мне крышу. Было трудно поверить, что в играх в принципе было возможно осуществить все то безумие, что происходило на экране. Ту же битву с Кроносом я запомню на всю жизнь. Такой постановки я не видел больше нигде очень долгое время. После финала мне безумно хотелось добавки. Еще больше Кратоса, еще больше крутых боевых сцен, еще больше эпика. И тут как по заказу вышла God Of War Collection, куда входили первые две части. Радости моей не было предела. «Наконец-то узнаю всю историю целиком! Столько рубилова впереди» - наивно думал 14-летний Максим в 2010 году.

God Of War

Я знал, что прошлые части выходили только на PS2, но поскольку второй соньки у меня не было, я плохо представлял, как они выглядят на самом деле. Ума посмотреть ютуб перед покупкой – не хватило. Все какое мультяшное, дерганное и несерьезное. Противники похожи на каких-то задохликов со странным дизайном, а бой с гидрой в начале первой части, так и вообще оставлял в недоумении своей простотой. Мало больших пролетов камеры, никакого суперэпичного оркестра как в бое с Посейдоном. Все как-то несерьезно.

Первым, что меня удивило – это относительно адекватный Кратос. Он спокойно разговаривает, не кидается на первого встречного и БОЖЕ МОЙ ОН СЛУЖИТ БОГАМ И БЕРЕТ У НИХ РАЗНЫЕ МАГИЧИЧСКИЕ ПРИЕМЫ. После третей части все это казалось максимально странным и неправильным. Вот Кратос выдавливает глаза Посейдону, а тут он будничным тоном говорит Кратосу «ну сходи убей эту мерзкую Гидру между делом, так по-братски, окей? Че тебе сложно что ли? На вот тебе молнии, может что и получится.»

Но стоило ступить с корабля Кратоса на Афины, я был очарован. И если в третьей части я упивался всем этим безумным экшеном с титанами, то первая часть подарила настоящее чувство сказки. Первая часть местами довольно жестока, но в ней нет этой сумасшедшей кровожадности, как в продолжениях. Пусть дизайн уровней и старомоден, но он дышит жизнью и любовью. У каждого уровня свой характер и настроение. Утопающее в войне Афины, храм Оракула и монструозный храм Пандоры, который словно живой организм, постоянно меняется. И пустыня потерянных душ, где в дали слышится жуткое, но в то же время прекрасное пение сирен.

 

А музыка…какая тут музыка. Пусть в третьей части оркестр и стал мощным, громким, тяжелым, монолитным, но первая часть столь точно передает дух античного греческого приключения, что аж плакать хочется. Иногда, когда мне в руки попадались в руки книги по древнегреческим мифам, в моей голове тот или иной раз начинал играть саундтрек первой части бога войны

Головоломки. В первой части их, пожалуй, самое большое количество. Но они не особо сложные. Только парочка загадок заставит действительно почесать черепную коробку в поисках решения. Да и головоломки помогают немного остыть, отдохнуть от битв.

 Первая часть – самая спокойная. В ней относительно спокойный геймплей, не заставляющий глаза наливаться кровью. Музыка иногда уходит чуть ли не в эмбиент. Да, чувствуется, что боевая система еще сыровата и Кратос еще не научился чуть ли не танцевать в смертельном танце со своими клинками Хаоса. Но могу представить, что в 2005 году это был настоящий прорыв. Прелесть первой части еще и в том, что она открыла новую этап в слешерах. До этого на рынке безраздельно властвовал Devil May Cry. Прекрасный слэшер, никаких сомнений, но он был японским. Все эти бесконечные флексы Данте, стили боя, бесконечные комбо -  могли запросто отпугнуть новичка. Нужно было что-то простое и понятное, но одновременно увлекательное и неоднокнопочное. Проще говоря: «Easy to learn, hard to master». Так и вышло. Только на легком уровне сложности игрок может позволить относительно бездумно бить по кнопкам и не думать о последствиях, но чем выше поднимается сложность, тут и приходит понимание, что боевая система бога войны далеко не так проста, как кажется. Пусть это слешер и не для японских мастеров меча, но уже на средним уровне сложности игра просит отнестись к ней с уважением.

Стоит отдать должное и финальной битве с Аресом. Сама постановка звезд с неба не хватает, но это с лихвой окупается эмоциональностью происходящего. Это сражение для Кратоса не только физическое, но и духовное. Да и, пожалуй, концовка первой части самая эмоциональная и личная, пропитанная духом истинной греческой трагедии. Прям как по учебнику. Сама концовка в ретроспективе выглядит довольно забавно. Кратос, как положено, и становится новым богом войны, но нарезка, которая следует далее, явно выдает то, что разработчики особо и не планировали продолжать свое детище. Финал первой части настолько монументален, что особо и не нуждается в каких-либо продолжениях. Это подтверждают и кадры, в которых Кратос присутствовал на первой и второй мировой войне. Разработчики просто не думали, что их игра станет просто оглушающим хитом.

God Of War 2

Легенда. Просто легенда. Апогей и прощание с целой эрой PS2. Вторая часть и по сей день является одной из лучших, если не самой лучшей в серии: Графика, боссы, боевая система, ролики – все сделано на высшем уровне. Разве что сюжет не претерпел каких-то больших преобразований. Хотя именно в сюжете кроется несколько дьявольских деталей.

Характер Кратоса изменился. В первой части спартанец был глубоко трагичной фигур и вызывал скорее сочувствие и желание быстрее добраться до Ареса и покарать его. Кратос был жесток и яростен еще в первой части, но тогда его ненависть носила более праведный характер. В ней было куда больше человеческого. Во второй части Кратос предстает перед игроком довольно дерзким, своевольным и вспыльчивым персонажем, который плевал на всякие условные приличия Олимпа и полностью посвятил себя своим боевым товарищам-спартанцам. Пусть Кратос и стал богом, но не забыл свою родину и всегда пытается помочь Спарте в новых битвах. И тут начинается довольно неоднозначная вещь. Я долго не мог понять такой лютой ненависти к Олимпийским богам. Кратос уже расправился со своим заклятым врагом, возвысился до бога и получил возможность вечно заниматься своим любимым делом – войной. Кратос стал жертвой собственной гордыни, за что Зевс его и покарал. Да, боги не смогли избавить спартанца от проклятия призрака Спарты. Это довольно подлый обман, но трон бога войны – достойная награда за все годы службы. Да, Зевс вмешался довольно подло и опозорил спартанца перед своими людьми. Только в середине сюжета Кратос получает ту мотивацию, которую я могу понять в полной мере. До этого момента Кратос был похож скорее на злобного инфантила, у которого отобрали любимую игрушку.

Мечом в пузо Кратоса не остановить 
Мечом в пузо Кратоса не остановить 

И, похоже, ни я один испытывал проблемы с мотивацией Кратоса. В 2010 году на PSP вышел приквел второй части «Ghost of Sparta.» И в этой части Кратосу как раз таки дали драматичную и крайне личную мотивацию к тому, чтобы в будущем стереть Олимп с лица земли. После этого приквела все окончательно складывается в цельную картину. Становится понятным и то, почему уже в начале второй части в Кратосе уже закипает злоба.

Геймплей так же стал куда более агрессивным и стремительным, подобном Кратосу. Импакт от ударов стал ощутимее. Появились куда более разрушительные приемы и оружие. И именно во второй части Кратос научился свою фирменную «вертушку» с клинками. Он умел ее делать и в прошлом, но здесь это выглядит очень красиво. А чуть позже можно получить возможность управлять течением времени.

Боссов стало ощутимо больше. К тому же соблюдена традиция в начале игре выводить на поле боя огромного противника, с которым придется драться в несколько этапов. Таким боссом во второй части стал Колос. Гигантская статуя. Уже здесь разработчики показывают игроку, что в этот раз все по-взрослому и из старушки PS2 будет выжато все до последней капли.

Тут и разные герои из мифов, а также звери и существа разной степени свирепости. И под каждую битву нужна индивидуальная тактика. Была проделана огромная работа над локациями. Кратос побывает и в осажденном городе, в пещерах и заснеженных горах. Но изюминкой, конечно, является остров Сестер Судьбы, где и проходит основной замес. Сразу в глаза бросается относительная чистота и благородство этого места. Афины из прошлой игры, по сути, лежали в руинах, изуродованные войной, что в полной мере оправдывало основное название. В продолжении хаос войны сменился на разнообразное приключение. И это больше хорошо, чем плохо. Чего только стоит воздушная битва на Пегасе или схватка с Сестрами Судьбы. Тут даже есть ядовитые болота (подмиг-подмиг)

God Of War 3, да и вся серия в целом

Краткую характеристику третьей части я уже дал в самом начале. Это пик. Визуальное пиршество и жирная точка всей трилогии. Здесь геймплейная формула бога войны доведена до своего предела. Драться здесь – одно сплошное наслаждение. Даже дополнительное оружие, которое в прошлых частях доставать не особо хотелось, здесь работает и выглядит на совесть. Одни только «Когти Аида» чего стоят. Отдельно хотелось бы отметить царство Аида, которое наконец то получилось полноценно отобразить. Раньше обитель мертвых показывалась довольно схематично и даже абстрактно.

 А сюжет здесь кроит одну интересную деталь. И имя ей – Пандора.

Все мы знаем и любим перезапуск-продолжение 2018 года. Это прекрасный наследник оригинальной трилогии, в которой Кратос получил глубокое развитие, стал гораздо мягче и встал на путь наставника. Эту перемену вызвало в Кратосе его новое дитя – Атрей. Так считают многие. Но если перемотать к финальному акту третьей части, где Спартанец встречает юную девушку Пандору, он начинает меняться прямо на глазах. Сначала кажется, что девушка нужна Кратосу как расходный материал, но уже перед самым финалом, он решает защитить Пандору и не дать ей исполнить свое предназначение. Согласен, это сделано довольно топорно и будто в торопях, словно сценаристу понадобилось СРОЧНО развить героя, а сюжет уже подходит к концу. Именно Пандора заложила фундамент Кратоса из 2018. Именно Пандора смогла проломится через эту толстую стену ненависти. Именно она дала Кратосу и всему миру – надежду. Концовка God Of War 3 оставляет после себя странный горько-сладкий привкус. Боги повержены, но чудовищной ценой.

Обычно в своих текстах я отталкивался от какой-то конкретной мысли и идеи, но заканчивая этот блог понял, что четкой мысли и идеи как таковой в нем нет. Я просто скучаю. Скучаю по тому старому годачу, полного адреналина и брутальности. Я люблю перезапуск. Это отличная игра и трогательная история. Но иногда так хочется того самого игрового опыта из старых частей, но с новыми технологиями и слегка обновленным дизайном. Снова почувствовать этот дух классического героического приключения. Скучаю по этим безумно красивым пролетам камеры над локациями. По яростным битвам с гигантскими монстрами. Становится слегка обидно, что греческий God of War действительно начинают забывать. Иногда создается впечатление, что прошлой трилогии и вовсе не существовало, что всегда существовала только скандинавская арка. И ведь я сам забыл об этих играх на долгое время, но теперь словно открыл их заново спустя более чем пять лет, когда последний раз играл в третью часть.  Снова вернулся в эпоху, когда игры ставили своей целью именно развлекать, а не выкачивать деньги из игрока или сотнями часов проводить в сетевом болоте, выбивая очередные скины. Было очень приятно прикоснутся к этой наивной, но такой теплой и душевной эпохе PS2 и PS3 игр.

Современным игрокам классический God Of War может показаться довольно простым, слишком пафосным и, местами, даже примитивным, мультяшным. В нем нет глубокой трагичности Скандинавии и сложной боевой системы. В нем нет вечного конфликта отца и детей. Но в нем есть драйв, эпичность и размах. Здесь есть давно забытое чувство, когда играешь за реально крутого антигероя, который брутально и стильно расправляется со своими противниками под эпичную музыку. В перезапуске это тоже есть, но далеко не в тех количествах, что есть в классике. Пусть в конце вы и не будете плакать, но, когда Кратос испустит свой последней вздох, вы поймете, что увидели одну из самых эпичных историй за всю историю игровой индустрии.   


Лучшие комментарии

Прохожу сейчас вторую часть на PS3. Что сказать, серию действительно есть за что любить. Но к боевке надо привыкнуть. После Dmc 3 бои кажутся медленными и вязкими.

Офигенная серия. Прошёл с большим удовольствием (GoW1-2 на PCSX2, Chain Of Olympus и Ghost Of Sparta на PSP и PPSSPP, GoW 3 и Ascension на PS3 и новый на PS4). Кстати в новом GoW действительно не хватает мясного безумного рубилова. Тем более не понятна логика Sony: почему не выпустить на ПК вначале GoW HD Collection (то есть коллекцию всех игр кроме нового, не считая среднего Ascension)? Ровно те же вопросы к выпуску Uncharted 4 + аддон, минуя основную трилогию.

Кстати немаловажный плюс эмуляторов: слоты быстрого сохранения/загрузки. Насколько хорошо помогают в GoW1-2/CoO/GoS) — словами не описать. И как горел зад в GoW3, когда ты при прыжке падал в пропасть, а сохранение было 20-30 минут назад (иногда после загрузки сейва ещё несколько битв нужно было перепройти, возможно с боссами). Геймпад летел в сторону, и тут же курить. А уж про тяжёлую сложность молчу, лютый хардкор.

Читай также