21 июля 2022 21.07.22 5 2560

Сыграем в Hogs of War?

+13

Как насчёт немного разнообразить блог? Рассказывать не только о своих воспоминаниях, связанных с играми, которые я не прошел, но и касаться других проектов. Например тех, где имеется локальный мультиплеер. О, точно! Кажется, это неплохая идея.

Говоря о локальном мультиплеере на горячо любимой Playstation One, хочется рассказать о Hogs of War. Но сначала давайте поговорим о студии, которая создала данную игру. Infogrames Sheffield House, а именно так она называлась, известна ещё под другими названиями. Например, Gremlin Interactive Limited. С самого момента основания они занимались созданием игр на ZX Spectrum и Commodore 64. Они даже создали Space Crusade, первую компьютерную игру во вселенной Warhammer 40k. Чуть позже студия переключилась на 16-битные консоли, с несколькими проектами на которых мне довелось познакомиться поближе ещё в детском возрасте. Первой такой игрой была отличная гоночная аркада Top Gear 2 на Sega Mega Drive, в которой также имелся неплохой кооперативный режим, так что нам с младшим братом не приходилось делить приставку. Второй же должна была оказаться Nigel Mansell's World Championship Racing (она практически моя ровесница, если судить по выходу игры на Sega Mega Drive), но так уж вышло, что вместо этого картриджа в коробке лежал другой. Если не ошибаюсь, то это был Mario Andretti Racing. На этом мое знакомство с Gremlin Interactive Limited можно считать оконченным. В 1999 году ее покупает компания Infogrames и переименовывает в Infogrames Sheffield House. И вот под этим названием уже создаётся Hogs of War, наработки которой существовали задолго до покупки студии.

Вот один из логотипов студии-разработчика Hogs of War
Вот один из логотипов студии-разработчика Hogs of War

Оценки на метакритике

Hogs of War зарелизилась сразу на двух платформах. На Playstation One 25 августа 2000 года в Европе и 29 сентября в Северной Америке, а также на ПК в Европе 3 ноября 2000 года. Игра получила смешанные отзывы. Gamespot, например, ругал однопользовательский режим, но хвалил локальный кооператив. Eurogamer хвалил игру практически в каждом аспекте и рассыпался в комплиментах, попутно сравнивая игру с Cannon Fodder, легендарной классикой. IGN ругал Hogs of War за плохую графику для 2000 года и возможностей Playstation One, отмечал, что возможностей для стратегических маневров могло бы быть и побольше, а заодно и сравнивая игру с не менее легендарными Worms, чьих создателей Infogrames приобрели ранее. Как вы видите, крупные игрожуры либо не говорили об однопользовательском режиме, либо просто отмечали его скучность и затянутость. 

Хе-хе-хе, нас, кажется, не видят!
Хе-хе-хе, нас, кажется, не видят!

Кампания? Точно не через "О"?

С заявлением Gamespot по поводу однопользовательской кампании нельзя не согласиться. Первые уровни дают иллюзию хорошей прокачки и интересных миссий. Ваши бойцы улучшают навыки, вы стараетесь разнообразить классы по полной, чтобы быть готовым к любым поворотам войны. Доблестные кабанчики ведут отчаянную борьбу за господство над островом грязи на архипелаге Свинляндия (по крайней мере, так звучало в том переводе, который достался мне). В целом, игра старается в некую абсурдность и несерьезность всего происходящего. Остров грязи, ха, да ее мало что ли вокруг?

А вот и знаменитый архипелаг. Часть территорий уже захвачена, прошу заметить.
А вот и знаменитый архипелаг. Часть территорий уже захвачена, прошу заметить.

Но чем дальше в лес, тем больше кабанчики. Со временем миссии становятся всё нуднее, задания все более идиотским, прокачка так и вовсе останавливается. Это известная проблема многих игр, где геймплей поздней части сводится к непомерной сложности путем невыносимых начальных условий, либо банальным навалом многоуровневых врагов. Hogs of War берет оба этих пункта и засовывает в кампанию. Причем именно "засовывает". Повторюсь, даже с подобными вещами можно сделать интересный геймплей, но тут даже не стараются. Как насчёт защиты фортов от сильных врагов без возможности укрытия в этих самых фортах? Или сражения с толпой врагов максимальной прокачки на уровне, где любой лишний шаг или любое попадание осколка гранаты сбросит вашего бойца в воду? Свинки хоть и обучены убивать врагов всеми возможными способами, плавать не умеют. Не закладывалось в обучении, видимо.

А это что, улучшение?
А это что, улучшение?

В общем, однопользовательская кампания здесь на любителя. Прохождение последнего этапа так и вовсе зависит от удачи ваших поросят и их тяги в жизни, потому что нырять в воду и попадать под аэроудар (а это самое разрушительное, что может предложить игра) придется буквально каждый ход. Тяжело, но проходимо. К тому же, пробежать кампанию все равно придется, ведь открывая новые уровни, в мультиплеере будут открываться новые типы вооружения.

Да сколько же тут миссий?! Я не могу это вынести!
Да сколько же тут миссий?! Я не могу это вынести!

Вот, наконец-то играем компанией!

Геймплейно Hogs of War является эдакой пошаговой стратегией в 3D-мире. Сначала движется наш боевой хряк, а как только его время заканчивается, то движется свин противника. Этот довольно простой момент позволяет спокойно играть с четырьмя друзьями без использования всяких мультитапов, пользуясь только одним контроллером. Чем-то напоминает знаменитых "Червячков", в которых использовалась схожая механика ходов, разве что мир был в 2D. По крайней мере на Playstation One.

Это что, танк?
Это что, танк?

Hogs of War совершенно иначе чувствуются в локальном мультиплеере. Во-первых, искусственный интеллект - это искусственный интеллект. Мыслить и действовать как человек он не может, и довольно быстро надоедает однотипными действиями. Во-вторых, благодаря тому, что последнее звание (горе-локализаторы на Playstation One использовали слово "Чин") в мультиплеере выбрать нельзя, соблюдается определенный баланс классов. В-третьих, там огромные возможности для тонкой настройки партии, а это половина успешной игры! 

А может окопную войну?
А может окопную войну?

Hogs of War предлагает несколько пресетов для начала. Для начинающих, опытных и профи-геймеров. Однако интереснее всего устанавливать свои параметры. А среди них есть и время хода, и количество жизней, и ещё несколько интересных вещей. И вновь приходится соглашаться с Gamespot, каждая новая партия с друзьями с новыми условиями раунда даже на тех же самых картах ощущается иначе. Можно миксовать классы бойцов как угодно, использовать разные тактики для сражения, использовать неровности ландшафта для собственной победы в конце-концов! Возможности локального мультиплеера почти безграничны.

За секунду до попадания снаряда.
За секунду до попадания снаряда.

Да здравствует плоская Земля!

Шах и мат, веруны в шарообразную Землю, ведь Hogs of War наглядно демонстрирует нам, что Земля на самом деле плоская и квадратная! Кроме шуток, Infogrames Sheffield House решили несильно утруждать себя построением края карты. Вот вам небольшой квадрат, где порося ведут сражения, а за ним - ничего. Просто пустое пространство. Если попасть на этот край карты, хряка-вояку ожидает быстрая смерть. Подобное можно провернуть с противником, главное посильнее запустить его в воздух снарядом. Хотя все равно выглядит довольно халтурно. Разработчики, конечно, старались сделать так, чтобы край карты был местом недосягаемым, но как-то уж слишком простенько, понаставив непроходимых гор по кругу.

За зелёным газоном пустота. Страшновато как-то.
За зелёным газоном пустота. Страшновато как-то.

С графикой здесь тоже не все хорошо. Тут нужно будет согласиться уже с IGN, окружающий ландшафт выглядит довольно скудно для игры 2000 года. Поверхности местами выглядят так, будто текстуры с большим трудом натягивали на каркас. Вода вообще выглядит "Бесподобно". Сразу даже не понять, что там вода, хоть и в ней можно частично разглядеть отражения облаков (вряд ли это они, скорее просто рисунок облаков). Нет ни волн, ни какого-то другого возмущения поверхности, просто спокойная вода.

Вот тут есть вода. Голубая тропинка. Но как отличить ее ото льда? Да и есть ли там лёд? Что за геймдизайн?
Вот тут есть вода. Голубая тропинка. Но как отличить ее ото льда? Да и есть ли там лёд? Что за геймдизайн?

Однако модельки свинов сделаны на высшем уровне. Они отличаются друг от друга, при приближении врага они забавно пугаются, а при получении ранений искренне веришь, что они получили урон.

А ещё в хрюшках легко угадываются формы солдат разных стран. Тут их всего шесть: немецкая, французская, британская, американская, японская и русская формы. А сам сеттинг уж больно подозрительно похож на временной отрезок Первой Мировой Войны.

Ах, вот ты где спрятался!
Ах, вот ты где спрятался!

Геймплей или пробуем разное вооружение

Выше уже говорилось о том, что в Hogs of War присутствует несколько классов. В зависимости от выбранных классов и будет зависеть стиль вашего геймплея. Например, снайпер хорош в стрельбе на дальние расстояния и сливаться с местностью, медик может лечить своих и ВНЕЗАПНО чужих, свин-подрывник орудует дробовиком и может подкладывать врагам динамитные шашки или раскидывать по картам мины. Есть ещё несколько классов, с ними лучше ознакомиться самостоятельно.

У меня для вас подарочек. Пожалуйста, не отказывайтесь!
У меня для вас подарочек. Пожалуйста, не отказывайтесь!

Может сложиться не совсем верное впечатление касательно геймплея. Как будто хряки определенных классов могут использовать только оружие, предназначенное для них. Но это не так. По уровням в больших количествах разбросаны ящики с оружием да аптечки. В них лежит всякое разное от мортиры до кассетных бомб. Ах да, чуть не забыл! Товарищ шпион может не только прятаться в ящиках и становится пальмой, он может ещё и осмотреть ваши карманцы на предмет нового вооружения для себя любимого. Так что хоть и определенная привязка к классу существует, она не такая жёсткая, как может показаться с самого начала.

Ты куда полез?! Это моя граната! Положи назад!
Ты куда полез?! Это моя граната! Положи назад!

Типов оружия в Hogs of War предостаточно. Взять хотя бы винтовки. У снайпера она своя, покрывает довольно большое расстояние, у подрывников дробовик, что хорош только на ближних дистанциях из-за большого разлета дроби и так далее. О какой-то продвинутой баллистике говорить не приходится, но стоит отметить, что пуля, выпущенная из винтовки, не летит через всю карту, а падает по истечении определенного времени на землю. Ещё стоит отметить прицеливание данным типом оружия. Чем дольше боевой кабанчик выцеливает, тем сильнее у него трясутся копыта, а следовательно и попадать становится сложнее.

Попался!
Попался!

Далее можно коснуться базук и мортир. Базука - это то, чем вы будете пользоваться чаще всего. Она довольно удобна в управлении и после пары часиков тренировок в одиночной кампании, так и вовсе не доставляет сложностей. У нее можно задать два параметра: силу и угол выстрела. Невероятно удобно, если противник прячется за каким-нибудь холмом. С мортирой же все сложнее. У нее есть только угол наклона, регулируется он в крайне малом, как может показаться, диапазоне, из-за чего попадать по врагу не так-то и просто. Зато довольно легко запустить снаряд в летающий по карте дирижабль, а с него обязательно выпадет что-то интересное. Главное, успеть быстрее остальных.

Противник скрыт за холмом. Но ничего, просто изменим угол выстрела!
Противник скрыт за холмом. Но ничего, просто изменим угол выстрела!

Гранаты! Вот, что заставит вас использовать местный ландшафт по максимуму. Обычные, осколочные, кассетные и мечта Женевской конвенции - ядовитые гранаты. Дальность броска у каждой из них не такая уж и большая, но главное - нанести урона по-максимуму! После броска и падения на землю, снаряд ещё какое-то время катится по земле. И здесь нужно рассчитать нужный момент. Выбросить вражеского хряка за карту или в воду, использовать его невыгодное положение в низинах и взорвать кассетную бомбу, а если несколько свинов стоят рядом, то тут и думать не надо, бросай осколочную!

Это не граната, а праздничный динамит. С салютом. У противоборствующей стороны билеты в первый ряд.
Это не граната, а праздничный динамит. С салютом. У противоборствующей стороны билеты в первый ряд.

На некоторых видах карт можно найти ДЗОТ, где легко переждать атаку противника. А ещё можно попасть в орудийные башни и раздавать по противникам разными видами снарядов. Как видите, и с оружием здесь все прекрасно.

Люблю запах напалма по утрам!
Люблю запах напалма по утрам!

Подведем итоги

Со смешанными отзывами игрожуров не согласились сами геймеры. И если сравнить оценку на метакритике, то можно легко в этом убедиться. Игроки говорят, что 62 балла от журналов - это слишком мало, отмечают отличный геймплей, хороший юмор и великолепный мультиплеер. И с этим сложно не согласиться. Если убрать из одиночного режима Hogs of War раздражающие ситуации, когда ваших бойцов используют просто как пушечное мясо, то кампания получилась весьма сносной. А это основная проблемная часть Hogs of War. Однако о не вспоминаешь, ведь главное здесь - сражение вместе с друзьями. Необычайно весело было собираться раньше втроём или вчетвером у телевизора, включать Hogs of War и просто получать удовольствие. Со временем выработались негласные правила, которые нельзя включить в стартовых настройках, черт, да даже свод правил пытались писать, если мне не изменяет память!

Hogs of War отлично играется и по сей день. Главное - найти компанию!

Спасибо за внимание!

P.S. С 2019 года ведётся разработка игры Hogs of War: Reheated. Она создаётся на новом движке, частично собранным из старого, времён релиза оригинала. Проект вырос из диссертации "Hogs of War: A case study for Remastering Classic PlayStation games". Студент, который делал ее, обучался у лектора, который был причастен к созданию оригинального проекта. Ему идея подобного пришлась по душе и уже после разговора с основателем студии Gremlin Interactive Limited ремастер получил "зелёный свет". Пока о планах релиза неизвестно ничего, кроме того, что он когда-то произойдет. Сейчас же можно найти в сети демонстрацию обновленной графики и геймплея. Но на этом всем. Скрестили пальцы!


Лучшие комментарии

Если выполнять доп условия и не терять свиней, то прокачка все время идет довольно бодро. И свинки учатся плавать в итоге. Начиная с уровня «коммандос» можно плавать бесконечно.

В детстве привозил пс в деревню и с друзьями регулярно проводятся засиживались за игрой на одном контроллере. Обожали друг другу под зад ставить динамит. А лично я любит всех травить веселящим газом на картах с минами. Эх, ностальгия

Лучшие детские годы отдал этой игре. 😢 Но всё равно ни о чём не жалею.

Отличная игра, интересная одиночная кампания)

Читай также