17 июля 2022 17.07.22 4 1925

DEVS — ПРОГРАММИСТЫ ИЛИ РАЗРАБЫ?

+3

Здравствуйте, дамы и господа. Сегодня речь пойдет о «НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОМ» мини-сериале 2020 года под названием Devs. О причине кавычек вы скоро узнаете, а пока не торопитесь.

ВНИМАНИЕ СПОЙЛЕРЫ. Без них никуда.

Название

Само название мало того что переведено не совсем корректно, так еще и потеряло свой шарм при локализации. Американцы, с присущим им юмором, включили игру слов DEVS-DEUS (разрабы-бог). Отчасти подходящим вариантом перевода могли бы сдать СОЗДАТЕЛИ, но это лирическое отсупление.

Разрабы ?)
Разрабы ?)

Персонажи

Авторы сделали всё, чтобы получилось максимально плохо. Я не против разнообразия и сильных женщин, но то, как это выглядит в этом сериале… это неописуемо.

Центральный персонаж — Лили — женщина с настолько короткой стрижкой и непритязательной внешностью, что если бы не изредка торчащие соски (по причине отсутствия лифчика, что вполне логично, учитывая нулевой размер груди), вы могли бы даже не догадаться о поле героя. Актерская игра в целом тоже не блещет, но мы не будем к этому придираться.

Героиня
Героиня

Её основной молодой человек — ЗЛОЙ РУzzКЕ ШПИОН, о котором она ничего ведать не ведала (готовьтесь к периодическому нытью БОЖЕ Я ЕГО СОВСЕМ НЕ ЗНАЛА) и с которым вас знакомят в начале сериала, после чего благополучно выпиливают практически сразу. Почему за попытку украсть код нужно непременно убивать, ответа вам никто не даст (философия не в счёт).

Русский. Кродет код
Русский. Кродет код

Её начальник — глава компании — забавный дурачок, у которого на глазах, в лучших традициях мелодрам, погибла в автокатастрофе жена с дочкой, в результате у него произошел сдвиг по фазе, бачок конкретно дал течь. И теперь он гениальный директор айти-компании, разработавшей квантовый комплюдахтер невероятной мощности, и никакие гуглы с бесконечными деньгами не смогли их обойти. Но к сюжету мы еще вернемся.

Начальник
Начальник

Её бывший — изначально, когда он при первой встрече спустя два года, после просьбы помочь расследовать убийство ее РУССКОГО ПАРНЯ ШПИЁНА, пошлёт её в жопу, вы можете решить, что это единственный крепкий и добротный персонаж в сериале, но это будет большой ошибкой. Потому что он потом, в лучших традициях подкаблучников, будет делать вообще всё ради неё, в том числе рисковать и своей жизнью, и жизнью собственной семьи (речь о родителиях, в отношениях он не состоит, что вы, он ДО СИХ ПОР ЛЮБИТ ЕЕ)

Почему в зеркале каблук?
Почему в зеркале каблук?

Глава отдела безопасности — весьма интересный шизоид из бывших ЦРУшников. Герой простоватый и прямолинейный, но на фоне всего сериала вполне терпимый. Хотя действия, совершаемые им, зачастую крайне сомнительны.

Шиз
Шиз

Главная подружка Главы компании — абсолютно безэмоцианальная, но умная мадмазель, которая просто работает над компухтером, по совместительству спит с начальником, потому что ЛУЧШЕ Я ЧЕМ КТО-ТО ДРУГОЙ. Какая прелесть.

Подчиненная-подружка. Умная, но спит с боссом.
Подчиненная-подружка. Умная, но спит с боссом.

Бомж, живущий у двери героини, — разумеется тоже окажется внедренным русским шпионом, хотя кого это может удивить, ума не приложу. Всё очевидно практически сразу.

Бомж или русский? А может одно и то же?
Бомж или русский? А может одно и то же?

Два персонажа — школьник и пухляш — наиболее важные персонажи в отделе DEVS, которые несколько раз по сюжету играют роль пешек, отведенную им авторами. (Оказалось, что школьника играет девушка. Не знаю, возможно школьник должен называться другим местоимением, а не ОН, но поскольку я не в курсе, то прошу простить мне мою дремучесть)

Школьник и пухляш.
Школьник и пухляш.

На этом список можно заканчивать, остальные персонажи не так важны. Однако отмечу, что это тот сериал, где все персонажи активно стремятся к выпилу всевозможными способами, что я всячески осуждаю.

Жанровая принадлежность

И пусть вам не врут теги. Это в лучшем случае просто триллер, с небольшой заявкой на детектив и огромной претензией на НАУЧНОСТЬ, чего там нет и близко.

Сюжет и его тупость

На самом деле проще было бы сказать, что там умного, чем наоборот, но так неинтересно (да и умного там нет).

Парень (тот самый руzzке шпиён) нашей героини удачно переводится в СВЕРХСЕКРЕТНЫЙ отдел DEVS, где как раз разрабатывается код для квантового компьютера. После попытки кражи кода благополучно умирает от удушья (не без помощи начальника безопасности), затем руководство компании, его убившее, инсценирует его самовыпил путем самосожжения. Наша героиня, естественно, в это не верит. И начинает ПОИСК ИСТИНЫ.

И тут на нас начинают сваливать ДЕТЕРМЕНИЗМ и КВАНТОВОСТЬ КОМПЬЮТЕРА. Авторы заглянули в википедию и решили слепить на основе прочитанного сериал — это если вкратце.

Квантовый компутер
Квантовый компутер

Основой сюжета является предположение Главы компании, что всё в мире предопределено, а значит может быть просчитано, для чего и создан квантовый компьютер. Увы, мужик просто поехал крышей, и пытается доказать сам себе, что не он был виноват в смерти семьи, а всё было предопределено, а значит он не мог предотвратить ее смерть. Другой мотивации у него нет, даже если вам покажется иначе.

Никаких объяснений по работе квантового компьютера, что он такое, как был создан, что там за код, кто его изначально писал и прочее, — дано не будет. Зрителю просто показывают издалека фантик, говорят ЭТО КОНФЕТКА, и на этом всё.

И вот наша Героиня вспоминает о своем бывшем, который, работая в сфере защиты веб-приложений, почему-то оказывается первоклассным хакером. После того как подкаблучник показывает свою истинную сущность (заваливает варежку и соглашается помочь, сам осознавая нелепость происходящего), он взламывает телефон мертвого русского парня нашей Героини с каким-то ЗАШИФРОВАННЫМ РУССКИМ МЕССЕНДЖЕРОМ (это не телеграм). Наша Лили (героиня) выходит на куратора неудавшегося вора кода, после встречи с которым, данного русского важного шпиона благополучно выпиливает начальник безопасности конторы.

Повезло что у него не телеграм, дорогая
Повезло что у него не телеграм, дорогая

Что характерно, и так весь сюжет, — начальник безопасности настолько шиз, что выслеживает героиню до встречи с русским куратором. Однако всё её поездки к бывшему игнорирует чуть более чем полностью.

В одной из серий Героиня изображает из себя шизофреничку, после чего выбегает из комнаты, залезает на поребрик за окно, имитируя попытку самовыпила. И пока начальник безопасности лично пытается ее вернуть, подруга Лили в его кабинете скачивает на флэшку записи с камер, чтобы помочь понять, что случилось с руззке шпиён. ИБ такая ИБ… логи… запрет на подключение незарегистрированных носителей… не слышали… и это при зашкаливающей подозрительности нашего црушника. смешно.

После посещения психиатра (проверка на реальность изображаемой шизофрении) начальник безопасности делает вид, что он верит в ее ложь (предварительно узнав у психиатра о симуляции) и пытается изолировать (похитить) её для обеспечения безопасности и заботы о состоянии. Лили, путем направления машины в процессе похищения на полной скорости в отбойник, сбегает. Затем Героиню у бывшего на квартире находит полиция и направляет в психушку, ЦРУшник угрожает и ломает палец при допросе нашему Подкаблучнику, после чего его желание помочь Лили лишь усиливается.

Похищение не удалось
Похищение не удалось

Донжуан-каблук похищает ее из палаты, и они едут домой к Начальнику, где он, в кровати с помощницей, уже ждёт их. И начинается длинная история о том, что все предопределено, у всего есть причина, а значит всё может быть просчитано. Квантовый компьютер работает, он всё уже предсказал, в том числе и ее приезд, и её посещение отдела DEVS буквально в следующей серии.

Лили обиду за смерть своего парня уже не держит, они мирно расходятся.

А на следующий день начинается развязка сюжета (массовый выпил героев). бравый ЦРУшник проникает в квартиру к Лили и её бывшему, где они переспали (не всю же жизнь грустить по бывшему, тем более он русский), а теперь мило воркуют. После убийства её Каблука, наш безопасник, в свою очередь, откидывает копыта от рук Бомжа, удачно проникшего в квартиру. Русский-бомж под прикрытием говорит, что теперь он скроется, чего советует и нашей героине.

Та в шоке направляется в DEVS (что, разумеется, было предопределено).

Немногим ранее, днем, туда едет помощница Начальника, по дороге захватив Школьника, остановившись на дамбе с которым, благополучно байтит его на самовыпил (для доказательства множества миров и предопределенности, естественно).

Без рук могу
Без рук могу

Затем у нас начинается экшн непосредственно в недрах DEVS, где всё оказывается предопределено до момент Х, после которого компьютер почему-то ничего не видит, но точно известно, что Лили убивает Начальника, а потом неудачно случайно выпиливается сама.

Однако, в лучших традициях авторов говна, в самый последний момент Лили выкидывает пистолет из рук, ЛОМАЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (и доказывая свою божественную сущность, совершая первородный грех — что курили авторы?)

Пистолетик-то вот где
Пистолетик-то вот где

Но увы, процесс выпиливания героев неостановим, так что тут вовремя оказавшийся рядом Пухляш, вводит некий секретный код, после которого лифт падает вниз и Начальник с Героиней все равно умирают.

Все, кто могли, умер, Хэппи энд.

Но не тут-то было. Квантовый компьютер симулирует симуляцию (прям как авторы сериала), а наши персонажи живут в некоем раю внутри него, где все живы и здоровы (и русский шпион, и дочка Начальника) (удивительный мир, в котором нет сценариста DEVS?) Концовка слита

вот теперь конец

Видеоряд сериала

Тут просто вкратце отмечу, что визуально сериал мне понравился, однако постоянные паузы при общении персонажей, просто молчаливые сцены и кропы лиц, застывших с ЗАДУМВЧИВЫМ ВИДОМ на минуту, портят хоть что-то хорошее в этом сериале.

Научность

Кроме постоянных попыток процитировать википедию и статьи про детерминизм вкупе с попытками рассказать про квантовый компьютер ничего научного в этом сериале нет. Это лишь декорация. А на самом деле перед нами банальный триллер с плохоньким сюжетом и средними актерами.

Предопределенность используется только тогда, когда она нужна, и только в тех интерпретациях, что выгодны в данный момент. Но всегда можно поменять теорию, используемую героями, просто потому что гладиолус. Зато это позволяет очень удобно оправдать кучу действий персонажей НУ ТАК ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО БЫЛО.

Квантовый компьютер нужен просто как обоснование возможности предсказания чего-то там. Не более того. Мельком показанная попытка борьбы государства в лице сенатора за право обладать этой чудо-машиной и использованием ее на благо общества (или армии) совершенно не получает развития.

А ещё здесь много религиозных отсылок а-ля: первый видеоряд, полученный квантовым компьютером, представляет собой распятие Иисуса; игра слов в названии отдела; занятные стоп-кадры и прочая-прочая.

Аксиома. Начальник - бог
Аксиома. Начальник - бог

Вердикт

Сериал — полное говно, не стоит вашего внимания от слова совсем. В наше время, когда вокруг море контента, я жалею, что потратил своё время на ЭТО.


Лучшие комментарии

Смотрел «к звездам», это же говно постное. Что вам там понравилось, если не секрет?

Меланхоличное повествование, красивая выверенная картинка с некоторым закосом на Космическую одиссею (в частности операторские планы на марсианской базе), тривиальная, но от этого не менее актуальная идея о распространенности человеческих пороков даже на высоком технологическом этапе развития, засоряющих даже бескрайние просторы становящегося доступным космоса (лунные пираты также ожесточенно грабят, а корпорации продолжают делать грязные делишки на станциях, ставя под угрозу людей), проблематика эмпатии человека к окружающему миру и социуму.

Претенциозное технодемо
На самоизоляции, неотступно пожирающей запасы денег и интересных занятий, решил наконец-таки достать из «заначки» киноленты, оставленные про запас из-за недостатка свободного времени ранее. И, после великолепных «Форда против Феррари», «Джентльменов», «Достать ножи», в особенности «К звездам» (который для меня стал глотком свежего воздуха в жанре космофантастики), наткнулся на сие творение. Ожидания были высоки, так как «Из машины» и «Аннигиляция» в свое время произвели сугубо положительное впечатление… Однако все оказалось не так радужно. Даже слишком.

Дело в том, что как и многие прочие работы некоторых «киноискусстводелов», сериал «Разрабы» разыгрывает околонаучный драматический спектакль с тоннами авторского самолюбования. «Посмотрите, какую картинку Я вам дарю!», — как бы говорит Гарленд. «И еще вот такую! Да, и вот здесь как я завернул! Гляньте, эффектов еще накидал сверху, обомлеете!» — но за этим всем, кроме препарированных зарисовок авторского видения, ничего нет. Утверждение смелое и таки наглое, потому немного разберем по пунктам.

1. Сюжет. Заявленная и многими критиками отмеченная «настоящая научность» (с этого выражения всегда хочется орать, еще со времен посредственного «Прибытия») ограничивается весьма стандартными и обтекаемыми интерпретациями слов «квантовый», «симуляция», «детерминизм». Плюс-минус еще два-три упоминания мультивселенной и научных теорий, рассказанных терминами из Википедии. Все. Это вся «научность». А центральный сюжет сериала просто обходит всю эту подоплеку стороной — вот отдел неизвестных гениев, которые с помощью компьютерного алгоритма укротили квантовый компьютер. Каким образом? Что именно эта программа симуляции из себя представляет? Как был создан и в принципе работает это квантовый монстр? Додумывайте сами.

И понятен становится механизм работы такого кино либо сериала: вам суют под нос яркую картинку, отдающую глубиной, кидают несколько научных терминов, чтобы вы поразились этими «знаниями», также приправляя данный фаршмак философским размышлениями самопознающего типа. Готово, восторг обеспечен. Как от десятков тысяч роликов, статей по типу «10 фактов, о которых вы себе и представить не могли!». Мозг насыщается этой информацией, теряя способность анализировать, а вы думаете о грандиозном пополнении своего багажа знаний.

Отмечу еще одну явную проблему сюжета: он размазан как десять грамм масла по батону хлеба. Куча ненужных сцен, явно затянутые переходы, монотонные диалоги в статичных позах, слова из которых можно официально вносить в справочник «Написание „научной“ фантастики для начинающих: 100 стандартных диалогов». И в этом месте сразу скажу — я люблю вязкие, атмосферные фильмы и книги, мне не нужны условные „Мстители“ с ярким безостановочным экшеном. Обожаю «Зодиак», «Нефть», «Бегущего по лезвию» и много других подобных картин. Однако в «Разрабах» огромное количество таймлайна, затраченного на очередную экспозицию города или неподвижных одухотворенных лиц (ну серьезно, в одной серии городской пейзаж показывают раза по три, как и головы с серьезнейшим глазами — красота такая красота, что режиссер буквально запихивает ее в тебя. Автор, он так видит), измождает, особенно когда понимаешь, что это никуда, абсолютно никуда не ведет… Пожалуй, к следующему.

2. Актерская игра. Казалось бы, что можно испортить в обычном сериале не самого паршивого технического качества, с талантливым режиссером у руля? Верно: кастинг на исполнительницу главной роли. С какого времени мы докатились до того, что какая-то андрогинность, полное отсутствие женственности (именно в контексте этой роли, в «Ex Machina» она смотрелась хорошо) вкупе с диапазоном эмоций в районе сломанного маятника, считается нормой? Уже со второй серии ее «отыгрыш» и даже внешний вид начинает напрягать, а к концу вообще хочется перемотать ее вечно обугленное натяжной вдумчивостью лицо с постоянно открытым ртом, вздохами в любой ситуации, и просто убитым наглухо представлением об эмоциональном напряжении. Сцены, где Соноя истерит — просто бомба. Грязная, вонючая бомба, которую кидают тебе в лицо. Неестественные стоны, открытый рот, скулеж и конечно же тяжкие вздохи: неважно, что происходит на экране, будь то эмоциональная сцена либо автомобильная авария — симптомы истеричной клоунады одни и те же. Это ужасно.

3. Ну и последнее, пожалуй, ибо устал описывать это разочарование. Стиль. У кого-нибудь есть знакомые в среде костюмера, гримера и прочих мастеров в этой сфере там? Если да, то отправьте им адреса хоть пары вещевых рынков и фотографии женщин в реальной жизни. Понимаю, сериал в своем роде «гиковский» с сохранением стилистики, однако есть небольшая проблема: «гиковского» в данном произведении чайная ложечка. Ни разговоров, ни терминов, ни узнаваемых символов. Только пародия. Герои все пару раз за восемь часовых серий пытаются разговаривать о чем-то отвлечено-приобщенном к сфере IT-культуры и науки. Вместо проработки этого направления, для создания аутентичной атмосферы, авторы просто накупили широких штанин с не менее огромными свитерами, накидками (не разбираюсь во всех названиях кофт — я же мужчина) и кедами. Выглядит потрясающе. Десятки роботизированных женоподобных существ (несколько второстепенных мужчин прилагаются) разгуливают в квадратных брюках, затянутых на груди, и каких-то искривляющих пространство-время футболках-майках-свитерах. Хорошо только одно — все второстепенные персонажи настолько никчемно прописаны, только ради создания иллюзии сценария, что их появление ограничено несколькими попытками, в перерывах между авторскими композициями парящего золотого куба и городской застройки.

Итог. Затянутый многосерийный фильм с кучей авторского самолюбия и попыткой доказательства наличия глубокой идеи, которой хватило бы на одну-три серии, не больше. Как и «научности» происходящего. Глубокое разочарование.

Моя рецензия с Кинопоиска. Также был очень разочарован сериалом.

Читай также