20 июля 2022 20.07.22 3 1213

Вспоминая Tomba! 2: The Evil Swine Returns

Так уж было заведено с незапамятных времён, что практически у каждой консоли начиная, наверное, с NES (хотя тут я могу ошибаться), есть свой маскот. Своеобразный символ, говоря о котором невольно вспоминаешь те консоли либо компании, создавшие их. Говорим Марио и вспоминаем Nintendo, говорим Соник и вспоминаем Sega. А как насчёт Playstation One? Какие там были узнаваемые герои? Полагаю, что большинство из нас назовет таковым Крэша Бандикута. Ну, а что? Узнаваемый образ, созданный Naughty Dog до сих заставляет регулярно запускать затертые до дыр игры. Однако для меня символом Playstation One стал другой герой. Примечательно, что знакомство с игрой про этого героя не заладилось с самого начала.

Playstation One появилась у меня в то время, когда мир покоряла Playstation 2. Родители купили приставку у каких-то дальних родственников сразу с кипой дисков всех мастей. Разумеется, поначалу интерес привлекали различные футбольные симуляторы, разнообразные 3D-экшены по типу C-12, ну и конечно же божественная двухигровка с первой частью Diablo и Quake II. Диск с Tomba! 2 тоже находился среди купленных общей пачкой игр, но до нее если и доходили руки, то совсем ненадолго. Ещё один платформер, да и со странным, как тогда казалось, ориентированием в пространстве. Куда проще было залипнуть в Hogs of War, Gran Turismo или Worms World Party. Тем более, что в каждую из них можно было и с друзьями играть. Запустить же Tomba! 2 снова помог случай. Случай гриппа, если быть точным. Сидишь себе дома, на улицу не выйти, настроение унылейшее, играть не хочется ни во что. Хотя подождите! Есть же вот эта Tomba! 2, можно и ее попробовать! С каким же удивлением я обнаружил, что пять минут моей игры обернулись несколькими часами в реальном времени. Внезапно и визуальный стиль и пресловутое 2,5D, которое отталкивало, вдруг понравилось настолько, что в ближайшие недели я не запускал ничего, кроме нее. Давайте же посмотрим на Tomba! 2!

Разрабатывала игру компания, возглавляемая Токуро Фудзиварой, а данный человек известен тем, что прикладывал руку к созданию Ghosts 'n Goblins, нескольким играм серии MegaMan, а также парочке игр про диснеевских героев на NES. В большинстве игр он выступал как продюсер. В свое время успел поработать в таких компаниях как Konami и Capcom. В общем, человек довольно известный в кругах разработчиков видеоигр. В 1996 году господин Фудзивара решает, что пора бы уже создавать что-то своё и основывает компанию Whoopee Camp, просуществовавшую всего несколько лет. Она-то и подарила нам две части Tomba!

О, логотип в хорошем разрешении!
О, логотип в хорошем разрешении!

С чего начнём?

Первая часть прошла мимо моего взора, поэтому рассматривать Tomba! 2 буду рассматривать в некотором отрыве от общего сюжета (если он там, конечно, существует). Главный герой, которого зовут Томба, получает письмо от своего друга Зиппо. Подруга нашего паренька Табби (Тэби, Тэйб, в нашем кривоватом переводе это имя как только не коверкали) пропала, а значит, необходимо отправится на ее поиски. Мало нам этого исчезновения, так ещё и тихое течение жизни нарушают злые свиньи, вторгшиеся в местные земли. Не зная, с чего начать, Томба прыгает в море и по счастливому стечению обстоятельств и, возможно сценарной задумке, оказывается в рыбацкой деревне. Оттуда и начинаются поиски.

Вскоре Томба узнает, что злые свиньи прокляли весь континент, а снять его можно только одним способом — поймать всех розовощеких злодеев! Да, задумка здесь простая. Главного героя двигает вперёд желание найти свою подругу, которая вроде рядом, а вроде нет. Свинки здесь злые просто потому что. Мир игры довольно легко делит все на чёрное и белое. Вот тут хорошие, вот тут плохие. И это простота не отталкивает, напротив, дарит ощущение лёгкой детской сказки.

Вот этот вот парнишка с забавной прической и есть наш Томба
Вот этот вот парнишка с забавной прической и есть наш Томба

Геймплей или лучшая часть игры

Tomba! 2 представляет собой неплохую смесь нескольких жанров. Есть и элементы квеста, РПГ и платформера. От квеста здесь 137 целей, которые можно выполнить в мире (если не импортировать сохранения из первой части, то чуть меньше. Об этом я узнал только тогда, когда готовил данный пост). От РПГ здесь своеобразная система прокачки, Томба получает новое оружие, позволяющее добраться до новых мест, костюмы, благодаря которым можно пообщаться с другими персонажами или получить с помощью них новые способности. Ну, а платформер — это все остальное. Прыжки занимают здесь процентов пятьдесят от общего времени прохождения. Хочешь открыть новый сундук? Ну, соизволь сначала до этого места допрыгать. Нужно отметить, что это просто отличный способ предоставить определенный челендж. А сможет ли Томба без крюка добраться вон до того зелёного сундука? О, получилось, пусть не с первой попытки, но все же. А что насчёт вот этого уступа? Нужно только хорошенько разогнаться и…

Tomba! 2 умело использует эти моменты, заставляя тратить все больше времени на изучение мира и поиск новых мест или предметов. Хотя подождите, это тема следующего заголовка!

А слабо уменьшиться в размерах и ходить в гости к белкам?
А слабо уменьшиться в размерах и ходить в гости к белкам?

Как удержать игрока на уже пройденных локациях

Большинство игр из моего детства были достаточно линейны. Прошел определенную локацию и все, можешь двигаться дальше. В редких случаях ты мог вернуться назад, однако никаких новых квестов за это тебе не предлагали. Фи, как скучно! Tomba! 2 же поступает иначе, наполняя локации огромным количеством предметов, которые можно открыть только получив определенный ключ или предмет. И да, я знаю, что относительно современные игры поступают точно также, но это не всегда интересно. Перед глазами до сих пор предстаёт Darksiders 2, где можно было вернуться на старые локации и заняться поиском различных коллекционных и не только предметов. И то ли дело в размерах самих локаций, то ли в чем-то еще, но заниматься поиском было невероятно скучно. А вот в Tomba! 2 это не так. Заниматься поисками здесь весело и интересно. Рядом с необязательными предметами всегда можно найти нужную вещь для дальнейшего прохождения, что лишь подстёгивает игрока к изучению.

Другой не менее важный момент касается самих предметов. Например, в Tomba! 2 имеется система быстрых перемещений. Активируется она с помощью пера, а они быстро кончаются. (простите за небольшой спойлер). На более поздних этапах игры можно найти предмет (кхм, ну не совсем предмет), который позволит вам перемещаться без использования перьев. Данный момент я расписал лишь потому, что на подобном принципе улучшений всего и вся работает Tomba! 2. А смогу ли я найти предмет, чтобы парить в воздухе чуть дольше? А может есть предмет, который… О, нет-нет-нет, я заговорился. Оставим это для тех и вас, кто захочет с игрой ознакомиться. А для данного поста просто отметим, что система предметов здесь бесподобна.

Черт с ними, с предметами! Можете поверить, что еще пару часов назад здесь было царство снега и льда?
Черт с ними, с предметами! Можете поверить, что еще пару часов назад здесь было царство снега и льда?

А что по самому миру? На уровнях можно встретить кучу врагов в виде злых свинок, но большинство из них не представляет собой угрозы. Но ведь тут есть боссы! Первая проблема — добраться до них, ведь дверь к боссу тщательно скрыта, просто так ее не найти. Вторая проблема — сам босс. Во многом они представляют сложность из-за кривоватых хитбоксов, однако со временем привыкаешь. А ещё они телепортироваться и постоянно возникать выше главного героя, за ним, перед ним. Угадать их появление практически невозможно. Что ж, неплохой челендж будет!

Часть предметов в мире интерактивна. Это означает, что с ними можно взаимодействовать в той или иной мере. Рыбу, например, можно засушить на специальной сети в рыбацкой деревне. А ещё ее можно пожарить, но для этого нужно добраться до шахтерского городка. Платформы падают под весом Томбы, на самой первой локации можно использовать насосы для перекачки воды. Скучать вам точно не придется!

Нельзя не упомянуть и о не самых приятных аспектах Tomba! 2. Для меня таковыми стали мини-игры на время. И если с частью из них я мог справиться на ура, то ПРОКЛЯТУЩИЕ ВАГОНЕТКИ до сих пор снятся мне в ночных кошмарах! Эти уровни невероятны сложны. Сколько часов и нервов были потрачены за прохождением этого момента. Пожалуй, прикреплю видео прохождения данного момента из Ютуба, чтобы вы понимали, о чем я говорю. НЕНАВИЖУ ВАГОНЕТКИ!

 

Автор пишет, что смог осилить все за 45 минут. Отличный результат!

Левелдизайн и картинка

Поначалу может показаться, что Tomba! 2 — 2.5D платформер. И ничего не говорит нам об обратном. Может двигаться вперёд-назад и перемещаться по разным, так сказать, задникам локации. Переходы между ними сделаны на удивление здорово. Например, на первой локации на этих самых переходах нужно будет качать воду для тушения пожара. И как только вы более-менее освоитесь в игре, как вдруг Tomba! 2 превращается из 2,5D игры практически в полноценное 3D. Например, шахтерский городок. Камера будет закреплена сверху для удобства изучения. И подобный переход — это действительно необычный способ подарить новые ощущения от геймплея. Да, на них кроме исследования и выполнения квестов сделать ничего нельзя будет (забудьте про врагов, их там не окажется). Локации, подобные шахтерскому городку в Tomba! 2 созданы для другой вещи. В тот же городок приятно возвращаться из-за необычной атмосферы внутри него. Все вокруг рисует непонятный уют, вспоминая о котором становится тепло на душе. Сюда хочется возвращаться вновь и вновь. За это хочется сказать разработчикам отдельное спасибо.

Даже карта имеется. Вдруг, заблудимся.
Даже карта имеется. Вдруг, заблудимся.
Кажется, что-то горит. Надо помочь! И да, это небольшой пример задника, куда можно попасть.
Кажется, что-то горит. Надо помочь! И да, это небольшой пример задника, куда можно попасть.

Картинка в Tomba! 2 добавляет необходимые нотки в атмосферу происходящего. Рыбацкая деревня ощущается таковой благодаря ярким цветам, различным предметам возле домиков, да даже благодаря переходному мостику! А вот лес из более поздней части игры, дарит вам гнетущую и немного пугающую атмосферу. Недостаточную для того, что называть Tomba! 2 хоррором конечно, но признаюсь честно, оказаться там я бы не хотел. Токуро Фудзивара создал удивительный мир, где соседние локации могут кардинально отличаться друг от друга, но это не ощущается чем-то странным и неестественным, как, например, переходы между локациями в условной Kingdoms of Amalur, где создаётся впечатление некой искусственности мира. В Tomba! 2 такого впечатления не возникнет.

Даже движение камеры сработано на отлично!
Даже движение камеры сработано на отлично!

И немного об управлении

И вновь не о самом приятном. Управление Томбой слегка топорное, из-за чего главного героя сложновато направить на нужный хитбокс, чтобы достать рыбку из лужицы. Наверное, это можно списать на немного странную механику, благодаря которой Томба добавляет предмет в инвентарь. Тут недостаточно просто коснуться условной рыбки, нужно прыгнуть на нее, и тогда ваш герой обнимет несчастную рыбёшку всеми руками и ногами, после чего нужно повторить прыжок и вот, предмет в инвентаре. Думаю, если бы я в реальности попытался повторить тот же трюк, то тоже бы не попал в «нужный хитбокс» с первой попытки. Но это все шутки. На самом деле такая механика напоминает мне Legend of Zelda с любимейшим занятием Линка — поднимать найденные предметы над головой.

Эм... Странненько...
Эм... Странненько...

В остальном же Tomba! 2 очень даже хороша. Каких-то заметных проблем при прохождении у меня не было.

Подведем итоги и мои детские воспоминания

Учитывая все плюсы игры, ее увлекательный геймплей, ее дизайн, ее подход с наполнению самих уровней, ее великолепную атмосферу, становится немного грустно от того, что Tomba! 2 не стала международным хитом. Если тот же Terracon был игрой больше недоделанной и наспех собранные последние этапы говорили нам об этом, то Tomba! 2 была готова на все 100%. Удивительный, самобытный мир, с интересным главным героем, с интересными персонажами и злодеями, все это просто прошло мимо большинства игроков. А жаль, ведь Tomba! 2 дарит ярчайший набор эмоций от удивления (вспомним переход из 2,5D в 3D), до хорошей игровой злости (НЕНАВИЖУ ВА-ГО-НЕТ-КИ). А атмосфера внутри — это действительно что-то удивительное. Говоря про шахтерский городок (да, я знаю, что это город Землекопов, но в детстве его так никто не называл), говоря о том приятном ощущении некоего тепла, своеобразного уюта, я нисколько не приукрашивал действительность. Просто чтобы почувствовать это, нужно сыграть. Игра подойдёт большинству из нас. Уверен, большинству она и понравится.

Что же касается моих детских воспоминаний, то спустя почти 20 лет после первого запуска, проходя игру вновь и вновь, я испытывал те же самые эмоции. Наверное, буду слишком сентиментальным, но скажу, что у Tomba! 2 есть душа. За всю свою, так сказать, геймерскую жизнь, я всего однажды получил схожие ощущения от прохождения игры. Они связаны с одним из проектов в серии Tales of …, но об этом как-нибудь в другой раз. По крайней не в рамках «Вспоминая».

Спасибо за внимание!


Лучшие комментарии

Первую часть проходил, и это просто бомба. Вторую начинал, но далеко дело не пошло. Надо бы наверстать.

Хоть кто то помнит этот шедевр, сейчас перепрохожу на эмуляторе и проклял все на свете в КВ на вагонетках)

Читай также