13 июля 2022 13.07.22 1 1051

Вспоминая Warriors of Might and Magic

+3

Вторая игра из мною непройденных снова выходила на Playstation One. И заголовок «Вспоминая…» подходит к данной игре как нельзя кстати. Удивительно, но Warriors of Might and Magic глубоко запала мне в душу, хотя это довольно простая и не самая интересная игра. Я запускал ее всего лишь три раза, да и то, на приставке друга, который приезжал на выходные к своей бабушке. Пройти Warriors of Might and Magic я просто физически бы не успел, потому что с миром 3D-игр я был ещё слабо знаком (Dendy наше все) и навыки у меня было довольно плохи. Но проблема заключалась в другом: Я просто не запомнил название игры. Да, знатный фейл, знаю, но что поделать?

Так или иначе, с момента последнего запуска, а это был год так 2004, а может и 2005, прошло больше десятка лет. Я тогда познакомился с возможностями эмуляторов. Примерно тогда я вспомнил об игре, в которой главный герой бегает по подземельям, кастует заклинания и может использовать разное оружие. Честное слово, облазил приличное количество страниц в поисковиках. Но запросы по типу «Игра на плейстейшн про героя в подземелье» ничего не дали. Списки по жанрам я тоже смотрел, но ничего не нашел. Да и вообще, какая там таинственная игра, которая запускалась раза три? Есть же английская версия Vandal Hearts II, а ее можно пройти, в отличие от той, что досталась мне в детстве! Думаю, становится ясно, что о Warriors of Might and Magic можно было забыть ещё на несколько лет. А именно до начала 2022 года и знакомства с DuckStation. И вот поиски возобновились вновь. Нужно было всего лишь чуть внимательнее пролистывать списки игр.

Как оказалось Warriors of Might and Magic — это эдакое продолжение игры Crusader of Might and Magic. Компания 3DO запускала новый сеттинг — мир Ардон. «Крестоносцы» хоть и разрабатывались несколько лет, получились довольно средней игрой. 3DO Company решила провести работу над ошибками и менее чем через год выпускает Warriors of Might and Magic. В США игра вышла на Playstation One 5 декабря 2000-го года, на Playstation 2 с несколько иным геймплеем 17 марта 2001-го. В Европе релиз тоже состоялся, но на несколько месяцев позже. Изначально она должна была называться Crusader of Might and Magic II, однако от этой идеи отказались. Чуть позже отказались и от вида от первого лица, который в игре все же в некоторых моментах присутствует. Так давайте же взглянем на версию для Playstation One!

А брутально выходит. Падаем с огромной высоты, а в следующую секунду уже готовы воевать с любым противником!
А брутально выходит. Падаем с огромной высоты, а в следующую секунду уже готовы воевать с любым противником!

Самое начало

Warriors of Might and Magic начинается с того, что главный герой, которого зовут Алерон, ошибочно обвиняется во всем, в чем только можно обвинить человека (на самом деле его обвиняют в некромантии, что тоже малоприятное преступление). В наказание на него надевают маску и отправляют в подземелье. Неплохо… Можно совершать кучу плохих дел, а тебя пожурят и масочку наденут. Однако эта маска является маячком для монстров, которые нашего бедного ошибочно обвиненного должны разорвать на куски. Должны, но не обязаны! Ведь правосудия мира Ардон всегда даёт второй шанс. Если Алерон сможет выбраться, то и все его «прегрешения» будут прощены. Ну, а если выбраться не получится, то… «Прегрешения» тоже будут прощены. В какой-то степени.

Что? Куда? Зачем?

После падения в бездонную, как казалось по вступительному видео, яму, Алерон оказался на удивление везучим малым, не получив никаких ранений при приземлении. Вот тут и возникают первые вопросы. Куда идти? Что делать? На самом деле лучше не задавать лишних вопросов и просто бежать вперёд сквозь толпу врагов, по мере прохождения улучшая оружия и получая повышение уровня персонажа. Делать так нужно, пока не дойдем до первой поворотной точки сюжета, говорящего ворона. Не того, что в порыве злости был убит Смертью в Darksiders 2, а просто ворона. Он поведает нам, что маску-то можно снять в монастыре, что так удачно расположен неподалеку. Отлично, туда Алерон и отправляется. В монастыре ошибочно обвиненного встречают, рассказывают ему нужный ритуал и… Вот черт, я так уже половину сюжета рассказал. Давайте опустим ненужные спойлеры и просто отметим, что сюжет здесь откровенно слабый. Он не двигает главного героя вперёд, открывая новые грани, он просто есть и все. Ну, а концовка и клиффхэнгер в конце — это просто штамповка однотипных сюжетных поворотов.

Позволю себе небольшое лирическое отступление и скажу, что в сеттинге Ардона вышло аж три игры. Последняя в 2002 году, аккурат перед грустным концом самой студии 3DO. Складывается впечатление, что разработчики возлагали на данную серию большие надежды. Потому кажется немного странным, что сюжет в Warriors of Might and Magic получился скомканным и неинтересным. 3DO ведь умела в хорошие сценарии.

Это кто вообще? Враг?
Это кто вообще? Враг?

Торжество яркой картинки

В посте про Terracon я говорил, что общая серость игры без обилия ярких красок, слегка портит ощущение от самой игры. В Warriors of Might and Magic на удивление такого нет. Несмотря на то, что практически все действие идёт в подземелье, цвета тут на удивление насыщенные и яркие. Подобное не идёт игре на пользу. Вместо гнетущей обстановки приближающейся смерти, а насколько я могу понять, так и должно быть, это всё-таки не курорт какой-то, Алерон бродит по коридорам, сияющими всеми цветами радуги. Непорядок. Да, стоит сказать, что тут имеется затенение, когда объект находится достаточно далеко от главного героя, но это скорее связано с возможностями самой Playstation One, чем с попыткой разработчиков добавить-таки немного тяжести в атмосферу игры.

В целом картинка выглядит довольно сносно, опять же, для масштабов первой Playstation. Тут и текстуры окружения не выглядят так, будто их отчаянно пытались натянуть на все окружение разом, модельки врагов и самого Алерона выглядят приятно, но это пока дело не доходит до анимации. Тут-то и приходит осознание того, что герой в маске после падения всё-таки получил несколько переломов. Ох уж эта анимация прыжков с обеих ног и вытянутыми вперёд руками!

Отдельного комментария заслуживают двери на этапах в подземелье. Видимо, в попытке разнообразить геймплей или просто добавить новых элементов на довольно скудные локации, 3DO в некоторых местах подземелья понаставила дверей. Вот таких:

И вот это должно меня остановить? А где петли? На чем оно держится?
И вот это должно меня остановить? А где петли? На чем оно держится?

Я не знаю, почему, но ничего, кроме смеха они не вызывают. Это ж насколько халтурно надо подойти к вопросу искусственного ограничения слишком быстрого прохождения, чтобы вот такое делать? Вы ещё поставьте решетки с такой шириной между прутьями, чтобы главный герой мог легко протиснуться боком! А… Блин, они там тоже есть.

Герой не может стрейфить, а пройти прямо мешает широченная спина.
Герой не может стрейфить, а пройти прямо мешает широченная спина.

Открывайте ворота!

Раз уж мы их всё-таки коснулись, то позвольте рассказать вам об искусственной задержке главного героя. На уровнях подземелья расставлены ворота, открыть которые можно, но для этого нужно собирать… Ключи? А вот и нет, ключи надо собирать только для сундуков, а для открытия ворот нужны жёлтые кристаллы, наподобие тех, что собирал Крэш Бандикут. Логично? Не особо. Но тут есть ещё одна вещь, необходимая для открытия телепортов (там и такое имеется, ага). Фиолетовые сферы, которые выпадают из врагов или сундуков. Да тут вообще все предметы падают из врагов или сундуков! Но да ладно, здесь возникает резонный вопрос. А как узнать количество кристаллов, нужных для того, чтобы пройти дальше? Никак. Собираешь, подходишь к воротам и они открываются или нет. Признаюсь, из-за того, что первую треть Warriors of Might and Magic исследовал по-максимуму, узнал о том, что врата оказывается требуют кристаллы, только к середине игры. Вообще игра не стремится рассказывать тебе, что в ней делать. И это не особенность игры, разработчики просто либо так торопились, либо были зажаты временными рамками, что такой простой всплывающий элемент как нужное число кристаллов, ключей или сфер, просто не прописали. Алерон получает только надпись «Тебе не хватает столько-то штук такой вещи» и все. Беги исследуй коридоры и убивай всех врагов, по-другому пройти нельзя. А ещё помни, что после каждого уровня, собранные кристаллы, сферы и ключи исчезнут. Ближе к середине прохождения игра предлагает небольшие разветвления, но это фикция. В конце них все равно тупик и идти нужно только в одном направлении.

Вы серьезно? Это же кусок фанеры с рюшечками! На него дунешь и он упадет, какие камни-то нужны?
Вы серьезно? Это же кусок фанеры с рюшечками! На него дунешь и он упадет, какие камни-то нужны?

Наконец о боевке и геймплее

Алерон, вроде как, по сюжету капитан стражи и с мечом умеет обращаться просто на ура. Поэтому враги практически не представляют какой-то опасности. Вся боевка в Warriors of Might and Magic состоит в том, чтобы подвести Алерона поближе к врагу и заспамить его ударами. Тактика? Да кому она нужна, когда враги подолгу стоят, чтобы нанести удар, а их удары не причиняют герою особых проблем. Плюс, по уровням в огромных количествах лежат своеобразные аптечки, да и заклинание лечение найти можно. И так всю игру. Бьем врагов, подбираем хилку или юзаем заклинание, двигаемся дальше, повторяем набор действий. Единственные, кто смогут помешать вашей железной поступи — босс в начале игры и несколько врагов после прохождения первой половины. Но даже там, весь геймплей сводится лишь к тому, что оббежать противника и нанести ему удар. А учитывая, что в игре есть функция наведения, то сложности не возникает.

Зелёное кольцо говорит о полном здоровье противника. По мере его снижения, оно будет краснеть.
Зелёное кольцо говорит о полном здоровье противника. По мере его снижения, оно будет краснеть.

Вы можете сказать, что Алерон помимо меча носит с собой ещё и щит. Да и заклинания может применять. Щит-то может и есть, но он тут как предмет гардероба. Возможно, его ношение снижает общий получаемый урон, но насколько это помогает — неизвестно. У него есть подпись, мол, +20 брони, однако сколько это в масштабе игры? Никто не скажет, полагаю. Но это только щит, у оружия описания нет. Серьезно, даже подбирая новый меч, вы не знаете его характеристик, просто полагаясь на то, что раз он лежит в более поздней части подземелья, значит он лучше. Что касается заклинаний, то вряд ли вы будете использовать что-то кроме заклинаний щита и лечения. Возможно ещё и молнию, но полоску маны она тратит за считанные секунды. Проблема заключается в топорности главного героя. Чтобы попасть условным фаерболлом, нужно, чтобы Алерон стоял и смотрел четко на противника. Иначе, выстрел пролетит мимо. Если зажать кнопки L2 и R2 можно переключиться в вид от первого лица и стрелять, но к тому времени враг подберется слишком близко, проще использовать меч. За все время прохождения Warriors of Might and Magic был всего один момент, когда нужно было использовать вид от первого лица, больше этого не понадобилось. Ещё магию можно прокачивать, собирая одни и те же жетончики с изображением данного типа магии. Всего можно прокачать четыре уровня. Только вот надо ли это делать?

Что ещё может предложить Warriors of Might and Magic? Помимо беготни и постоянных сражений, разработчики добавили и элемент платформинга. Отличное решение, с такой-то анимацией прыжков. Но разработчики не остановились на этом. Иногда необходимо прыгать прямо с последнего пикселя платформы, чтобы попасть туда, куда нужно. Думаю, несложно догадаться, что переигрывать данные моменты придется часто.

Вы только посмотрите на это. Потрясающая техника!
Вы только посмотрите на это. Потрясающая техника!

Warriors of Might and Magic не стесняется закидывать вас бесконечными ордами врагов. Все дело в алтарях или, я бы даже сказал, надгробиях, которые постоянно респавнят противников. Интересно первые два-три раза, потом быстро приедается. Есть на уровнях и своеобразные силовые поля, пройти сквозь которые можно лишь разрушив кристалл, который его создаёт. Интересно также два три раза, потом раздражает.

Часто бывает, что сначала надо уничтожить толпу врагов, а потом уже кристалл соизволит появиться. А место спавна за спиной. Секунд десять назад, потом столько же вперёд, вот и время прохождения растянуто!
Часто бывает, что сначала надо уничтожить толпу врагов, а потом уже кристалл соизволит появиться. А место спавна за спиной. Секунд десять назад, потом столько же вперёд, вот и время прохождения растянуто!

Хоть какое-то разнообразие привносят противники. Их довольно много. Тут и банальные жуки разных размеров, тут и привидения, которых можно убить только в моменты, когда они появляются, тут и куча всяких других врагов, некоторые могут даже использовать магию, что даёт некоторый челлендж. А в конце некоторых уровней Алерона поджидают боссы. Схватка с ними за редким исключением сводится все к тому же спаму кнопки атаки.

Один из немногих интересных боссов. Отбиваем его снаряды, чтобы заморозить, а потом наносим урон мечом.
Один из немногих интересных боссов. Отбиваем его снаряды, чтобы заморозить, а потом наносим урон мечом.

Немного о сейвах и управлении

Небольшое «Спасибо» хочется сказать и системе сохранений. «Сохранялок», похожих на маленькие телепорты, на уровнях раскидано по несколько штук. Благодаря этому в случае гибели героя из-за неудачного прыжка над пропастью, переигрывать слишком много не придется. Более того, сохранение созданы таким образом, они не перезаписывают друг друга. То есть при возникшем желании можно запросто перепройти прошлые этапы.

И совсем коротко об управлении. Алерон управляется на удивление хорошо. Он реагирует на нажатия без каких-либо задержек. А это довольно важно, учитывая тот факт, что в игре приходится много прыгать. Отдельным плюсом можно отметить возможность поворота камеры нажатием либо L2, либо R2. Кнопки L1 и R1 отвечают за смену оружия или заклинаний. Было бы удобнее видеть хоть какой-то интерфейс при смене заклинаний, но что есть, то есть. Больше об управлении сказать нечего.

Как же я хорош, как мощна моя колотушка!
Как же я хорош, как мощна моя колотушка!

Подведем итоги

Подвести итог можно двумя словами: скучно и недоделанно. Буквально каждый аспект Warriors of Might and Magic выполнен процентов на семьдесят. Возьмите сюжет и поймёте, что даже данный костяк можно улучшать и улучшать, добавляя на него все новое и новое. Разнообразьте происходящее банальными записками тех, кто в этой яме был и не смог выбраться. Добавьте после каждого уровня по небольшому видео, которое будет раскрывать предысторию или иных персонажей мира. И было бы удобоваримо, но получили то, что получили. Боевка не получила возможности блокировать удары, система автонаведения не работает с заклинаниями. А ведь это базовые вещи, с которыми было бы интересно играть!

При этом однозначно сказать, что Warriors of Might and Magic плоха. Это середняк без изысков, который должен был стать новой франшизой увядающей 3DO, но не стал. Что ж, если когда-то игра прошла мимо вас, то вы ничего не потеряли.

Что касается моих детских воспоминаний, то в ней Warriors of Might and Magic была другой. Образы в голове почему-то упорно рисуют огромный лабиринт с кучей врагов разных мастей и размеров. Алерон, казалось, обладал всем, чем только можно. Великолепный мечник и маг впридачу! Да, в детстве все выглядело иначе. Как жаль, что в действительности игра была не такой.

Спасибо за внимание!


Лучшие комментарии

Читай также