Всем привет! Не редки моменты, когда одному человеку удается сделать качественную видеоигру. Особенно достойны уважения те люди, которые стараются воплотить в конечном продукте как свои мечты, так и пожелания фанатов, имея при этом минимальный набор ресурсов. К такому типу относится китайский разработчик Хан Сиу. Являясь поклонником исторических и фантастических игр, Хан решает объединить оба жанра. В качестве эталона он выбрал самых сильных представителей из своей категории: Super Robot Wars, Giren no Yabou и Romance of the Three Kingdoms.
Плодом его трудов стала стратегия Chaos Sector, выпущенная 8 октября 2018 года. Но о ней я хотел бы рассказать в другой раз, а сейчас я лучше остановлюсь на гораздо улучшенном варианте под названием Chaos Galaxy. В этой новой игре от 2020 года Хан значительно доработал часть механик и добавил то, что планировал изначально.
Синтетики, органики или же вечная тьма?
Начну с того, что игроку на выбор предоставляется 14 фракций. Первая четверка самая сильнейшая и имеет достаточно простое разделение по частям света: Северная, Восточная, Южная, Западная. А вот остальные довольно не похожи друг на друга. Один считает, что всю галактику можно купить, лишь бы были деньги, другой имеет более патриотичную цель и хочет восстановить разрушенный Сёгунат, третий желает освободить своих собратьев с искусственным интеллектом, а четвертый является фанатиком древних пришельцев и панирует вернуть их в этот сектор
Так что каждый из них довольно интересен за счет прописанной предыстории и поставленной личной цели. Да даже первая четверка не проста, как может показаться на первый взгляд. И тут стоит добавить, что при выборе того или иного лидера отображается информация о фракции и о изначально привязанном уровне сложности. Тем самым игрок может ознакомиться с уникальными юнитами, сколько планет будет под начальным управлением, и какими объемами золота и еды он будет распоряжаться. Причем расположение планет любезно подсвечивается на большой галактической карте.
Ещё интересно то, что для каждой фракции прописана своя концовка, которая зависит от цели лидера. Плюс, есть и дополнительные факторы, влияющие на ролик с демонстрацией финала. Например, игру можно завершить, будучи вассалом или же организовав галактический альянс, члены которого не будут вести войну. Ну и, конечно же, никуда не делся вариант с подчинением всех планет.
Кроме этого, по ходу прохождения кампании может возникнуть пара событий. Самое мелкое— это когда какая-нибудь фракция заявит о независимости. Самое же мощное — это гражданская война в империи. Причем это противостояние затрагивает абсолютно все фракции. Либо нужно присоединиться к восставшим, либо остаешься со своим сюзереном, либо решаешь не участвовать в конфликте и безболезненно объявляешь о независимости. Последний вариант самый оптимальный, когда начинаешь играть за вассала и нет желания или возможностей сражаться со своим бывшем покровителем.
На голодный желудок императором не стать
Что касательно самого геймплея, то начну описание с самого основного, без чего не будет фракции. Речь, кончено же, о планете. Они являются как местом найма юнитов, так и главным источником добычи ресурсов, которых тут всего два: деньги и провиант. Если один из них уйдет в минус, то даже ваши флотилии могут проявить недовольство, после чего произведется автоматическое расформирование отряда без повторного сбора. Только генералы сохранятся, но до них ещё дойдем.
При открытии листа планет игрок увидит список подконтрольных территорий, и насколько быстро каждая из них развивается и приносит прибыль. У каждой планеты есть 5 показателей:
- Торговля;
- Производство;
- Лояльность;
- Оборона;
- Фортификация.
Первые два отвечают за ресурсы, третий показывает дружелюбность населения, четвертый можно назвать щитом, который уменьшается при вражеской осаде, а когда сводится к нолю, то планета переходит к нападавшим. И последняя линия из пяти ячеек позволяет за 1000 золотых возвести шарообразные автоматические форты, обстреливающие неприятеля при непосредственном контакте.
Любой из четырех показателей каждый ход растет на указанное число единиц, но можно простимулировать этот процесс, внеся соответствующую денежную инвестицию. На первых порах очень дорогое удовольствие, но без этого никак. Плюс, стоит помнить, что улучшать планету деньгами нельзя, если у неё не будет управляющего, коим является один из подчиненных генералов.
Год развития и технологий
Их тоже сначала будет немного. За всю кампанию у
игрока есть шанс встретить 61-го генерала. Одни захотят сами присоединиться к
вашей фракции, другие, возможно, перейдут после того, как вы захватите или
поглотите их государство. Тут ключевую роль играет престиж вашего лидера. Чем
он выше, тем больше героев захотят к вам, и соответственно будет расти верхний лимит
по количеству генералов в вашей фракции. Очки престижа можно накопить
несколькими способами:
- Победа над вражеской флотилией;
- Захват планеты;
- Выполнение миссий.
С первыми двумя всё ясно, а прежде чем начать говорить о последнем, стоит упомянуть, что один игровой ход равен одному месяцу. Переход на следующий произойдёт, когда вы нажмете соответствующую кнопку, а до этого можно перемещать флотилии, вести сражения, вести переговоры, улучшать планеты с войсками и развивать новые технологии.
После 12 месяцев начнется небольшое собрание, где два генерала будут рассказывать о текущем положении дел, и какие планы стоит реализовать для укрепления государства фракции. Тут прямо каноничное распределение: хотя они способны участвовать в сражениях, один всё же настаивает на дипломатическом развитии, а второй — на военном. После того как советники разъяснят свою точку зрения, игроку дадут на выбор одну из двух миссий до конца следующего года. Их обе можно отклонить, но категорически не приветствуется, так как за них предлагают большое количество очков престижа.
К слову, военный будет предлагать усилить флотилии определёнными кораблями, построить форты, захватить планету и развить боевую технологию. Дипломат намного мягче, из-за чего будет настаивать на развитии собственных планет и попросит изучить не милитаристический проект.
И раз уж я несколько раз сказал про исследования, то пора бы и им выделить место. Есть четыре блока технологий, разделенных на две группы: военное развитие и мирное. Чем ниже блок, тем больше придется потратить золотых монет, да и изучение займет почти весь год. Несмотря на то что имеется всего 27 проектов, их значимость от этого не страдает. Например, в военных блоках можно открыть мощное орудие или уникального и сильного юнита.
За деньги и еду в огонь с тобой пойду
Изучение некоторых мирных технологий в совокупности с высоким престижем позволит с легкостью запрашивать золото или продовольствие у соседних фракций. Тут главное, чтобы вы и они не были вассалами, ведь тогда все дела решаются через соответствующего сюзерена. Если все условия соблюдены, то перво-наперво придется завоевать доверие лидера фракции, если в самом начале игры оно не было выстроено по умолчанию.
Естественно, в первом ряду находятся подарки. Отправляете еду или золото, и лояльность к вам моментально повышается. Изредка лидеры сами могут обратиться к вам за помощью по предоставлению тех или иных ресурсов. Взаимное уважение возрастет и при сражении бок о бок с общим врагом. Причем либо союзный генерал позовет вас, либо вы сами попросите его вступить в бой. Можно сказать, что тут срабатывает эффект гордости, что именно его попросили оказать поддержку.
Когда отношения между лидерами фракций достигают крепкой дружбы, игрок может попробовать стать их вассалом или же заключить военный союз. Сюзереном быть выгодно по нескольким причинам. Вассалы всегда вступят в бой на вашей стороне и не объявят о независимости, если царит мир и дружба между фракциями. Плюс, есть две интересные функции. Одна позволит запросить любую планету у вассала, а вторая — отправит предложение лидеру о полном вступлении его фракции в ваше государство. Таким образом, можно без боя взять под контроль сразу несколько планет. Фракция вассала перестанет существовать, а её лидер уйдет на заслуженный отдых.
Что касается обычных союзников, то они ещё могут и не захотеть вступить в бой с вашим врагом, если их армия не особо сильна. В основном они просто разрешат перемещаться на своей территории и не будут на вас нападать. Но тут есть опасность в том, что они могут согласиться стать вассалами другой фракции, и тогда все ваши взаимоотношения потеряют влияние, так как придется решать вопросы уже с их боссом.
Однако и у союзников, и у вассалов есть один общий плюс. Вся карта галактики состоит из планет, которые объединены линиями, представляющими собой безопасные и быстрые коридоры для перемещения. Между ними пустой космос, через который можно перемещаться, но займет это гораздо больше времени, что крайне невыгодно. И вот эти линии что у вас, что у ваших союзников и вассалов будут окрашены в синий цвет, показывающий, что никаких ограничений на полет нет. Если же с фракциями не подписаны договоры или ведутся боевые действия, то линии будут серого цвета, и по ним перемещение замедлено, правда, это всё ещё быстрее, чем пересекать обычное космическое пространство.
Ещё стоит упомянуть, что неудавшиеся переговоры или запрос ресурсов у другого государства приводит к небольшому снижению дружбы между вами. Вдобавок к этому, за один ход можно совершить только одну передачу ресурсов. Например, у меня не хватало еды, и в один месяц я запросил помощь у трех фракций, а на следующий я компенсировал их недовольство передачей денежных средств.
Хочешь мира — готовься к войне
Фракции, с которыми отношения ужасны, и нет ресурсов для выстраивания дружеских отношений, с большой вероятностью объявят вам войну, а значит, надо сформировать космические флотилии. Каждый генерал может брать под командование ограниченное число юнитов, а те в свою очередь «весят» определенное число единиц. Допустим, первые субмарины или мехи займут 3 места в отряде, а вот ядерный корабль потребует 9 свободных ячеек.
Генералы увеличивают лимит отряда после перехода на следующий уровень, который растет от побед в боях и от денежных инвестиций в развитие планеты. Также будет дан выбор на получение одного из пассивных навыков. Одни пригодятся в бою, а другие либо снижают стоимость строительства фортов и улучшений, либо ускоряют рост одного из показателей на планете.
Юнитам тоже можно проводить массовую тренировку, на которую тратятся продовольственные ресурсы. И чем выше уровень, тем больше потребуется вложений. Корабли и мехи с высоким рангом обладают повышенными характеристиками атаки, защиты, морали и уклонения. Поэтому новички против ветеранов долго не выстоят в бою.
Сами сражения протекают либо в автоматическом режиме, либо действия переносятся на отдельную карту, расчерченную на квадратные поля. Первым ходите вы, а затем все зависит от конкретной ситуации. Ход будет передан врагу, если одновременно с вами на поле не появился союзник. С последними задействована занятная механика. Если на галактической карте союзный флот располагается рядом с вашим, то расстояние между вами минимальное. Но если же вас будет отделять одна ячейка, то подкрепление появится через день, а если точнее, то на следующий ваш ход. И такой временной промежуток может растягиваться до пяти дней.
Такая механика позволяет разнообразить тактические приемы. Да даже можно попытаться разбить врага до прихода подкрепления, и в случае успеха вам начислят победу, так как основные силы были разбиты, а дополнительные ещё летят. Ещё стоит отдать должное тому, что разработчик Хан постарался максимально разнообразить юнитов для каждой фракции. Одни заточены на ближние сражение, другие используют только огнестрел.
Вдобавок к этому, проявляются и некоторые особенности самих фракций. Например, ассасины могут блокировать двигатели или орудия у вражеских кораблей, а киборги вообще полностью перехватывают управление у любого юнита, заставляя его сражаться против своих товарищей.
Кстати, с ассасинами реализована и другая интересная геймплейная составляющая. Что целая фракция, что некоторые другие генералы из соседних государств имеют возможность обезвредить лидера вражеской флотилии ещё до самого боя. Если это действие исходит от игрока, то включается небольшая текстовая мини-игра, где нужно выбрать правильные варианты. Ожидать походящий момент или напасть без промедления, использовать скрытое оружие или действовать словно берсерк. Может показаться, что разновидностей не слишком много, но это нисколько не принижает полезность данного механизма.
Что касается самих юнитов то их можно разделить на несколько классов:
- Мехи, обычно передвигающиеся группой из трех единиц;
- Именные корабли генералов;
- Субмарины, которые могут уходить в режим невидимости;
- Корабли поддержки, пополняющие боезапас и способные на один ход блокировать вражеский юнит;
- Средние крейсеры и линкоры, вооруженные ракетами, лазерными и волновыми пушками;
- Большие корабли и мехи с орудиями массового поражения, будь то ядерная боеголовка или сама черная дыра.
Мехи-самураи против Звезды смерти
У каждого юнита есть три шкалы. Желтая относится к здоровью, зеленая показывает число оставшейся энергии, расходуемой на орудия и специальные приемы, а красная — это мораль. Если последний показатель сведется к нулю, то юнит либо сбежит, либо самоуничтожится. Мораль очень сильно проседает после уничтожения корабля генерала, так что своего надо беречь, а вражеского уничтожить в первую очередь. Энергия может восстановиться и сама, если боевая единица будет стоять на месте, пропуская ход.
На боевой карте в левом верхнем углу под аватаркой генерала есть ещё одна шкала. Она заполняется как сама, так и при уничтожении вражеских юнитов, а нужна эта шкала для активации особых приемов генералов. Многие из них достаточно полезные. Одни позволяют стрелять в два раза больше, другие полностью восстанавливают энергию или здоровье. Мне же больше нравился навык, позволяющий два хода выживать с одной единицей здоровья после смертельного урона. Сила мощная, но и цена за её использование высока. У всех юнитов очень сильно падала мораль, отчего возрастал риск потерять весь свой флот при неправильных расчетах.
Во время сражения игрок может выбрать свой корабль и переместить его на свободную ячейку. Каждое орудие имеет свой диапазон действия, который отображается визуально, путём подсвечивания квадратов на поле красным цветом. Причем на вражеские юниты стоит нападать либо сзади, либо по бокам. В первом случае они не смогут контратаковать, а во втором урон по вашему кораблю будет снижен.
Собственно, занятие качественной позиции —это уже 80% успеха. По большей мере на картах есть метеоритные скопления, через которые могут пробраться только мехи. Поэтому из-за таких препятствий можно выбрать узкий проход и оборонять его меньшим числом кораблей. Главное, следить, чтобы с тыла никто вас не обошел.
Каждая субмарина может находиться и стрелять в режиме невидимости вплоть до непосредственного обнаружения. В этом деле поможет сканер, установленный на некоторых кораблях. Он и невидимость срывает, и снимает туман войны с ячеек, расположенных в радиусе его действия.
Кстати, некоторые корабли уязвимы только для ракет, а другие получают урон лишь от лазерных или волновых орудий. Поэтому крайне желательно иметь разношерстный отряд или кооперировать свои флотилии на пары. Например, один генерал командует только кораблями, а другой — мехами, ну и тому подобное.
Этот метод особенно помогает при оккупации планет, где игроку предлагают использовать один из трёх типов атак. В первой задействованы только мехи, которые наносят высокоточные удары, и у планеты уменьшается только шкала с защитой. Более грубый метод — это массовая бомбардировка. Уничтожается как оборона планеты, так и вся её инфраструктура. Поэтому после финального выстрела не удивляйтесь, что все показатели по нулям, и требуются гигантские инвестиции. А вот орудие массового поражения уничтожает всю оборону планеты за один ход, но это не одобряется другими государствами, вследствие чего будет знатно уменьшен престиж.
Когда последняя планета фракции оказывается захваченной, её лидер погибает и все его флотилии полностью расформировываются. Тут важно, чтобы именно ваш отряд произвел захват, ведь награды получит именно тот, кто произвел финальный удар. От павшей фракции будет взят чертеж на самый мощный изученный корабль, но самое главное — это возможность забрать к себе освободившихся генералов.
Как я уже упоминал выше, в основном тут всё зависит от престижа. Либо к вам присоединяться все, либо только часть. Вы можете отпустить того, кто пока не хочет вступать в ваши ряды, или же появляется кнопка для его казни. При последнем варианте этот генерал больше ни при каком виде не будет сгенерирован в текущей кампании, плюс, будет отобрано несколько единиц престижа.
Если же вы отпустите его, то скорее всего он присоединиться к другой фракции, чтобы не быть долгое время безродным. Причем некоторые генералы ни при каких обстоятельствах не захотят сотрудничать с вами. Например, если играть за людей и подчинить себе фракции с искусственным интеллектом, то даже при наивысшем престиже военачальники не статут работать плечом к плечу с людьми.
И последнее, что стоит знать о сражениях — это временная недоступность генералов. Вне боя это происходит после атаки ассасина, или же когда флот разбегается при отрицательных показателях еды или золота. В битве при потере флагмана ещё есть шанс, что сам генерал не пропадет, но если вся флотилия проигрывает, то на 3-4 месяца он становится недоступен. Когда генерал появится, его отряд будет состоять только из личного корабля. Забавно, что даже при отступлении перед началом сражения военачальник снова станет недоступен на несколько месяцев, но в этот раз его флотилия будет цела, и не придется нанимать новых юнитов.
Что может не понравиться
Что касается минусов, то для проекта, разработанного одним человеком, их тут очень мало. Во-первых, кому-то может не понравится пиксельная графика. Лично мне она нисколько не мешала и смотрелась очень качественной. А вот что напрягало, так это отсутствие просмотра на карте планеты, которую предлагает захватить военный помощник. Нередко возникали моменты, когда она находилась чуть ли не в центре вражеской территории, а отказаться уже было нельзя и приходилось перезагружаться.
Также у фракций довольно забавная система дружбы. Их лидеры обижаются, если запрашиваешь ресурсы или предлагаешь им стать союзниками или вассалами на невыгодных для них условиях. Но если сражаешься против вассалов сюзерена, уничтожая их флотилии, попутно захватывая планеты, то результат очень необычен. Лидер всё также будет считать вас другом, и его мнение никак не изменится даже при оккупации родной столицы. Более того, если уничтожить сюзерена, то вассалы освободятся, и в этом случае с ними можно заключать союзы или же брать под своё крыло.
И последнее, что может немного испортить общую картину — это автоматическая замена дипломата и военного на новых представителей из захваченного государства. Тут без проблем можно всё вернуть назад через специальное меню, но вот можно ли это было сразу избежать, пока что остаётся под вопросом.
Итог
В заключение хочу отметить, что игра сделана очень качественно, учитывая, что разрабатывал её лишь один человек. На одну кампанию на среднем уровне сложности уходит примерно 30 часов, и желание переиграть за другую фракцию никуда не исчезнет. Геймплей не требует знания грандиозных тактик, а менеджмент сокращен до простейшего уровня.
Да и как бы само прохождение идет в интересном направлении. Союзники становятся врагами, а тех, кого ты хотел атаковать, оказываются верными товарищами. Причем есть и ящики Пандоры, которые опасно вскрывать. Один из камней в сторону фракции андроидов, которые, имея всего три планеты, умудрялись уничтожать превосходящие силы и отхватывали планеты одну за другой после применения оружия массового поражения. Им же не важно, какой у них престиж.
Я прям чувствовал себя тем, кто пробудил Скайнет или Боргов, когда решил взять их к себе в качестве вассалов, так как пожалел, что их в прошлом притесняли и использовали. Кто же знал, что там такие головорезы сидят! Благо андроиды после войны согласились влиться в мою фракцию, и их лидер спокойно ушел на покой, разоружив свои войска.
Так что по возможности приобретайте эту игру (360 рублей в Стиме), и без сомнения вы откроете для себя увлекательный геймплей, захватывающий на длительное время. К тому же летом планируется выход Chaos Galaxy 2, которая будет иметь гораздо более улучшенные политическую и дипломатическую системы, а на самих планетах можно будет выбирать, что строить, а что — нет. И, конечно же, будет ещё больше разнообразных юнитов и новых врагов!
Лучшие комментарии
Позитивный комментарий!
Звучит интересно, может летом и вкачусь как раз