«Жить нужно с четким осознанием того, что необходимо делать самураю и что позорит его честь». Бусидо
За сотни лет возникло множество мифов и легенд о доблестных японских самураях, не знавших страха и легко расправлявшихся с любыми врагами. О них было написано множество произведений, снято сотни фильмов, а также создано немало игр. И, как по мне, наиболее ярким примером стал последний эксклюзив PS4 — Ghost of Tsushima. Тема философии и принципов жизни воинов далёкой восточной страны является крайне интересной идеей для создания игры. На этом и строят историю главного героя вдохновлённые фильмами Акиры Куросавы создатели «Призрака Цусимы», повествуя о конфликте чести и долга, философии японских воинов.
Немного истории
Прежде чем приступать непосредственно к игре, нам стоит разобраться с историей. Итак, на дворе XIII век, феодальная Японии эпохи Камакура, во время которой в стране начинается правление самураев. После победы рода Минамото над родом Тайра в государстве устанавливается военная диктатура во главе с сёгуном, а феодалы-самураи закрепляются как правящий класс и становятся господствующей политической силой страны, заняв самое высокое положение в обществе.
В то же время на материке разрасталась Монгольская империя, которая долгое время пыталась взять под контроль Японские острова. Но страна восходящего солнца ни в какую не хотела подчиняться монголам, и все их послы были убиты. В 1274 году потерявший терпение хан отправил большое войско для завоевания Японии, а первой целью на пути монголов стал остров Цусима, освобождение которого легло в основу сюжета «Призрака Цусимы».
О самураях, бусидо и религии
Как военное сословие, самураи отличались своим особым мировоззрением, признавая главной добродетелью верность своему господину, даймё. С первых лет жизни детям самураев прививался воинственный дух сословия самураев и почитание воинской доблести, как главной добродетели. Особенностью обучения военному искусству являлось то, что основной упор при овладении им делался на нравственную сторону и развитие духовных способностей личности, а затем уже на формирование физически развитого воина.
Кодекс бусидо — путь воина — сформировался в XVI–XVII веках во времена Сэнгоку, эпохи воюющих провинций. Он создавался под влиянием древнейшей японской религии, синтоизма, а также дзен-буддизма, развившегося в стране восходящего солнца после прихода из Китая. Так, Дзен-буддизм, говоривший о бренности всего земного и перерождении души, обосновывал беззаветное служение своему сюзерену, стремление без раздумий отдать за него жизнь. Нельзя не сказать и о чувстве прекрасного, которое дарила эта религия, что также сказалось на укладе самураев. В игре, например, не раз говорится о том, что многие воины перед началом сражения писали хокку, короткие стихи, чтобы успокоить разум и укрепить дух. Также из дзена исходило милосердие воина: «Сострадание — это мать, вскармливающая судьбу человека».
Мировосприятие религии повлияло и на саму игру. Синтоизм учил единству с природой, обретению покоя. Эту идею реализовали в геймплее Ghost of Tsushima, взяв её за основу для воссоздания мира и активностей в нём. Добраться до цели герою помогает ветер, птицы указывают дорогу к интересным местам и предметам, а лисицы проводят до алтарей, за поклонение в которых наградят полезными оберегами, как и в случае со святилищами синтоистских богов.
По бусидо самураи особенно трепетно относились к смерти. Через весь кодекс красной нитью проходит тема смерти, обозначая её важность для жизни самурая. Как гласит первая заповедь бусидо, «Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днем и ночью, с того утра, когда он берёт в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, — что он должен умереть». По бусидо воин обязан быть готовым к смерти каждую минуту, ведь только так он сможет с полной отдачей и достоинством служить своему господину. Так же основными заповедями бусидо являются верность господину, храбрость и справедливость. Но особенно важное место занимает честь. Она и стала главным предметом спора в «Призраке Цусимы».
Путь воина
Главным героем Ghost of Tsushima является молодой самурай Дзин из клана Сакай, служащий своему дяде господину Симуре. С раннего детства, как и подобает будущему самураю, он обучался пути буси, воина, оттачивая мастерство владения мечом и луком, а также принимая главными ценностями честь и верность своему господину. До нашествия монголов Дзин твёрдо придерживался традиционных принципов самураев, предписывающих сражаться лицом к лицу с врагом, тем самым показывая своё превосходство. В воспоминаниях о юности молодого самурая это проявляется наиболее отчётливо. В памяти героя порой всплывают обрывки прошлого, которые рассказывают об обучении молодого воина дядей, господином Симурой, воспитывавшим и учившим его бою после смерти родителей. Но главной целью в этом обучении было воспитание важных для самурая нравственных качеств.
Так, однажды на Дзина с дядей напал убийца, не сумевший справиться со своей целью. Исход его судьбы был предрешён, но разгневанного ученика останавил дядя, напомнив о важности проявления качеств воина, который должен лишать жизни лишь с холодной головой, без страха смотря в глаза противнику, доказывая своё превосходство.
Педантично верные своим правилам самураи в игре трактуют честь, как самое важное в жизни самурая, без чего он будет порицаем всеми, кого встретит на своём пути. Однажды очернив свою честь, воин навсегда утрачивает драгоценное достоинство и низводит репутацию, какой бы высокой она до этого ни была, до самого низа. Уроки господина Симуры определили взгляды молодого Дзина на годы вперёд, что наиболее заметно в начале игры, когда Дзин противится чуждым грязным приёмам, предпочитая традиционные сражения.
Это же ярко демонстрирует механика «противоборства», позволяющая открыто вызвать противников на поединок и убить каждого одним ударом.
Путь Призрака
Поначалу отказывающийся подражать ворам, скрытно убивая врагов в спины, Дзин постепенно принимает новые условия ведения войны, когда от его действий зависит жизнь дяди, тысяч неповинных крестьян и судьба острова. Перед ним стоит долг по защите своего господина и родных земель, но для любого самурая долг идёт сразу же после чести, и никак иначе. И, если воину придётся пожертвовать своей честью ради исполнения долга, он предпочёт смерть. Но герой отвергает эти правила. Ему приходится поступиться своей честью, очернив своё имя, но при этом спася свой народ и землю. Нарушая главную заповедь самураев, Дзин отступает от пути воина, становясь легендарным Призраком, как его назовут люди. Воин нового поколения, уважающий традиции, но идущий на всё ради защиты невинных, безжалостно расправляясь с противниками.
Душевные терзания ранят самурая сильнее любого вражеского меча, оставляя неизгладимые раны. Впервые убив из тени, он забывается, погружаяясь в давние воспоминания об уроках дяди, наказывавшего убивать с честью, смотря врагу в глаза. Но этого требует необходимость, поэтому молодому воину приходится принять новые правила игры.
И, как мне кажется, немало на окончательный выбор Дзина повлияли слова слуги клана Сакай, пожилой женщины Юрико, которая научила Дзина готовить яды. Она поведала герою о том, что его отец вовсе не был таким же фанатично преданным воином, каким был его брат, дядя Дзина. Напротив, он предлагал новые способы ведения войны, которые противоречит кодексу. Условное одобрение отца не в меньшей степени укрепило веру молодого самурая в своей правоте.
Его решение отражается и на геймплее. Теперь Дзин будет прятаться на крышах в непроглядной тьме ночи под шум проливного дождя, отвратно и бесчестно резать врагов во сне, вероломно убивать из тени, бесшумно разить пронзающими стрелами, застилать глаза дымом и взрывать бомбами, метать стальные кунаи. Столь презренное и немыслимое для самураев использование вражеских приёмов не Лишь гнушаясь всеми принципами, ему удаётся успешно бороться с незнакомым прежде врагом, использующим все ужасающие самураев средства для успешного ведения войны. На примере Дзина Сакая виден перелом личности, конфликт убеждений, который перестраивает всё сознание самурая, заставляя отвергнуть с самого детства принятые на веру принципы и правила. Он признаёт превосходство долга над честью, тем самым навсегда перечёркивая своё самурайское прошлое.
Быть открытым ко всем новому — не превращаться в фанатика и догматика, который убеждён, что уже познал Истину, а каждый, кто с ним не согласен, заблуждается. Таков принцип философии дзен-буддизма. Синтоизм же свою очередь говорит о неотвратимости изменений, о их мирном принятии. И, думаю, главные принципы религий соответствуют поступку исповедуемого их Дзина, ослушавшегося своего дядю и господина, когда решил отравить монголов, пробравшись в замок под покровом ночи, чем обрушил на себя гнев сёгуна, который из-за этого распустил клан Сакай. Он отрёкся от всего, чтобы было для него значимо, ради своего народа, жизней других. Неважно, как его запомнят самураи, Дзин не жалеет о своём поступке, ведь им он спас тысячи жизней, пускай и бросив этим тень позора на свой клан. И в финале, после тяжёлого боя с дядей, он демонстрирует приверженность своим идеалам, надевая устрашающую маску Призрака, обозначив преданность своему бесчестному пути.
Итог
Ghost of Tsushima — это красивая история о самурайской философии, борьбе убеждений и конфликте отцов и детей на фоне пейзажей феодальной Японии. Дзин, сталкивающийся с неприятием и отвержением своих новый идеалов дядей и остальными самураями, но всё равно готовый стоять за них до конца ради народа, становится чуждым человеком в своём мире. Показав сложную и изнурительную внутреннюю борьбу главного героя, создателям удалось донести главную мысль о важности компромисса между убеждениями поколений, поиска новых путей в тяжёлых ситуациях. Через изображение конфликта чести и долга в сознании самурая «Призрак Цусимы» говорит о необходимости принятия бесконечно приходящих изменений в мире, учит мириться с ними, не перекрывая всё замшелым консервативным мышлением.
P. S. Конечно, нужно понимать, что в то время никакой философии самураев и принципов, обозначенных в бусидо, в Японии 1200-х попросту не могло существовать. Но не стоит также забывать и о том, что это всего лишь игра с романтизированным представлением о самураях, художественное произведение, не претендующее на полную историческую достоверность. Но всё же «Призрак Цусимы» получился успешным, прежде всего, из-за бережного отношения к японской культуре, традициям и истории, проявляющимся в наполнение интересного мира.
И напоследок несколько красивых скриншотов.
Лучшие комментарии
Предлагаю к ознаКомлению!
Спасибо!
Это отличная статья, итог которой я никак не мог донести до друзей...
Спасибо за статью! Приятное напоминание об отличной игре, да и чего-то новенького в понимании мира Цусимы я тут приобрёл)
А вы играли в дополнение? Там тоже представлены на редкость увлекательные темы, раскрывающие как стороны самурайства, так и Дзина, как персонажа. Отличная штука, рекомендую!
На днях второй раз (на PS5) прошёл данную замечательную игру на платину. Оба раза в концовке мой призрак помог Симуре уйти достойно.