Война. Война никогда не меняется, будь то вымышленные столкновения с Хелгастами на просторах планеты Векта, попытки едва уцелевшей племенной цивилизации отбить землю у взбесившихся машин или вполне реальная война во Вьетнаме, оказавшая колоссальное влияние на мироустройство и массовую культуру, породившая движение хиппи и давшая основу для множества антивоенных произведений.
Все три конфликта в своих творениях освещала Guerilla Games, но если первые два примера на слуху, то о последнем люди подзабыли, а возможно и вовсе не знают.
2004.
Не мне вам в очередной раз рассказывать о великом игропаде легендарного 2004. Среди бесчисленного множества хитов совершенно незамеченой прошла ShellShock Nam '67 — первая игра Guerilla Games(до этого они назывались LOST BOYS GAMES и выпускали низкобюджетные поделки для карманных консолей) .
Параллельно с ShellShock Nam 67 разрабатывался первый Killzone для PS2, который весьма неплохо оценили как критики так и игроки. К "Контузии'67" критики не были так благосклонны в отличии от игроков.
Ругали спорное техническое исполнение и "недостаточную жестокость", заявленную на коробке с игрой...
Безусловно ShellShock не мог тягаться технически с Half-Life, The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay и прочими прорывными проектами, но заявления о недостаточной жестокости взяты либо с потолка, либо у авторов проблемы с эмпатией. Если почитать отечественные обзоры, чтасто будешь натыкаться на тезисы типа : "а вот в Postal было жестче","че это за мотивация такая, тащить на вертолете боеприпасы, закончившиеся у отряда сослуживцев, тьфу... Где масштаб!?".
Мда... по видимому и правда "бабы еще нарожают".
Игра постоянно показывает военные преступления обоих сторон конфликта, показывает слом личности на войне и ее бессмысленность.
Геймплей.
С виду это обычный экшен от третьего лица, но дьявол кроется в деталях. В первую очередь хотелось бы выделить само ощущение от игрового процесса. В других шутерах от третьего лица, ты либо сидишь за укрытием, изредка постреливая по врагам, либо бежишь, напролом разнося толпы противника направо и налево. Здесь же это что-то среднее. Ты постоянно осторожничаешь ведь вьетконговцы могут быть в траве, на деревьях, в тоннелях и зданиях.
Перца добавляют и ловушки. Казалось бы, местная маркировка слишком заметная и попасть в ловушку практически невозможно, но в пылу битвы ты раз за разом продолжаешь натыкаться на различного рода растяжки и ловушки. Хитрые работники фирмы ABIBAS ловко байтят тебя, положив аптечку или какой ни будь ништяк на видное место, и ты с улюлюканьем получаешь кол между ягодиц в попытке его поднять.
Но, если ты достаточно внимателен ты можешь попытаться обезвредить ловушку, путем напряженной мини игры, в которой нужно проложить путь от крестика до галочки при помощи стрелок, на все про все дается примерно 7 секунд. Сам "ганплей" сделан неоднозначно, оружия много, но оно совершенно не чувствуется. Зато это компенсируется бодрой расчленкой и достаточно продвинутым позиционированием. В любой момент можно припасть к земле и найдя выгодную позицию относительно безопасно постреливать по врагам. Но долго так делать не выйдет. Враги хоть и не обладают интеллектом уровня F.E.A.R. регулярно закидывают тебя гранатами.
Так же, если враг нас не заметил, мы можем устранить его скрытно, но поднятие тревоги не возбраняется.
Напарники, как ни странно, тоже порадовали. Да это не индивидуумы семи пядей во лбу, но они тоже воюют, кидают гранаты, стреляют прячутся в укрытия, а самое главное они реально убивают врагов а не создают видимость битвы как это зачастую делается в современных играх.
На поле боя игрок находит различную коммунистическую атрибутику, от нашивок рядовых вьетконговцев и офицеров, до флагов и коммунистических методичек. За их нахождение дают кредиты, которые можно потратить у Дьюса на военной базе. Помимо эротических карточек, которые можно посмотреть в главном меню, можно приобрести пропуск к жрицам любви Мамы Сан. Это не на что не влияет а лишь приносит эстетическое трехполигональное удовольствие.
Так же в ассортименте милитаризированного барыги присутствует пара препаратов. При приеме первого препарата, да, закидывать колесо надо прямо в бою, уменьшается отдача и ускоряется сведение прицела, что при конском разбросе здешних стволов играет существенную роль. Второй стимулятор позволяет герою бежать дольше. По всей видимости мы играем за отца великого марафонца Себастьяна Кастеланоса, который тоже мог бежать лишь пару секунд. Не сказать, что сильно часто нам приходится бегать, но назвать этот стимулятор совсем уж бесполезным не получается. В России игру издавал новый диск и со своими локализаторскими обязанностями вполне справился.
Если говорить об озвучке, то она выполнена очень средненько, с другой стороны, в оригинале вы тоже не увидите выдающихся актерских перформансов. Последний пункт — это музыка. Во время игры она не звучит, но на нашей базе, диджей рассказывающий новости и периодически травящий несмешные анекдоты врубает годные культовые треки Oh! Pretty Woman.
ВЫВОД.
ShellShock звезд с неба не хватает и естественно затерялся среди кучи хитов 2004 года выпуска. Но на мой взгляд своими низкими оценками она как раз таки и обязана этим хитам. Люде обалдели от годноты упавшей им на головы как град и не заметили падающую уникальную снежинку. Да, тут возможно посредственный ганплей, но у игры есть главное - атмосфера. Сюжет в полной мере показывает бессмысленность и беспощадность войны, военные преступления и заскоки штабного командование. Геймплей располагает рядом фишек, таких как ловушки, возможность пусть до первой тревоги, но стелса и опция снять куртизанку. Музыка - мое почтение. Игра проходится часа за 4, ну так чисто нюхнуть напалма поутру. Да и какие альтернативы в данном сеттинге? Men of Valor и жопоразрывательный VIETCONG разве что.
Лучшие комментарии
Именно атмосферой и попыткой показать суровость и брутальную реалистичность военного конфликта игра в свое время и брала. А ещё жестокостью — меня в детстве игра просто наповал поразила ею, хотя всякие мортал комбаты и уже были наиграны.
Проходил в своё время.