21 апреля 2022 21.04.22 0 1394

Поэтика «Firewatch». Гори оно все огнем!

+22

Шелест листвы, пение птиц, лучи солнца, задорно рассеянные по цветочной поляне…Хорошо в лесу летом! Этой мой лес, моя зона ответственности, которую я заботливо оберегаю от любых ЧП. Постойте, там что, кто-то запускает фейерверк?!..

В который раз убеждаюсь, как сильно восприятие чего-либо (и это не только, конечно, к играм относится) зависит от наших ожиданий. Что авансом я давала проекту “Firewatch” ("Пожарный надзор")? Почему-то в голове настойчиво рисовался образ медитативной бродилки для отдыха души. Ничего заранее про "Firewatch" не читая, я почему-то была уверена, что вот так, в любовании лесными видами вся игра и пройдет. Буду тушить очаги пожаров и любоваться природой. Ну, может, медведь разок нападет или по скале взбираться придется…Взбираться пришлось, но все оказалось куда неожиданнее и интереснее. Я нашла в “Firewatch” новую для себя информацию (теперь даже понимаю принцип работы обнаружителя огня Осборна :)), вдохновляющую красоту, юмор, романтику и даже настоящее, неприятно щекочущее где-то внутри напряжение (и это при том, что здесь людей-то по сути нет! Только следы их пребывания…). Выразительных средств в этой игре определенно хватает, чтобы говорить о поэтике "Firewatch".

Для натуры, очевидно, взяты леса штата Вайоминг. События игры отсылают не только к реальному месту, но и ко времени - 1988 году.
Для натуры, очевидно, взяты леса штата Вайоминг. События игры отсылают не только к реальному месту, но и ко времени - 1988 году.

Чтобы сильно не спойлерить, очень коротко по сюжету: желая укрыться от личной трагедии в жизни, герой по имени Генри соглашается на работу смотрителем в Национальном лесу Шошони. Уехать далеко и надолго. Его новый дом - высокая пожарная вышка, дающая обзор на многие километры вокруг. Солнце светит в огромные окна, вольный ветер треплет верхушки деревьев, облака вокруг…и никаких людей. Кроме новой знакомой главного героя - его наставницы по лесному дозору Делайлы, дежурящей в вышке по соседству - через несколько километров. Общение с этим невидимым, но абсолютно осязаемым персонажем - большое полноценное украшение игры. 

Место работы Делайлы, уже много лет посвятившей лесному надзору. Цветы в горшке, зарисовки, бутылка "Текилы"...
Место работы Делайлы, уже много лет посвятившей лесному надзору. Цветы в горшке, зарисовки, бутылка "Текилы"...

Первое же лесное задание юмористичное. Две девчушки-подростка выпили и стали запускать фейерверки с островка в центре озера. Фейерверки в летнем лесу! К нарушителям ведёт необычный след - раскиданное тут и там женское белье, музыка и пустые пивные банки. О каждой находке Генри смущенно сообщает по рации Делайле, которая саркастично интересуется, справится ли он с такой сложной ситуацией… 

В игре множество моментов, создающих эмоциональную привязанность. Приятно найти на камне в лесу черепашку: герой сходу придумывает ей имя, берет ее с собой (если хочет) и тогда на вышке становится двое жителей; интересно находить книги и вещи прошлых смотрителей  в ящиках, раскиданных по всей территории леса; здорово неожиданно обнаружить черновик песни "Старый Шошони" в уличном туалете сгоревшей вышки; хорошо показано пристанище главного героя - его стол с личными вещами, кухонный, спальный и читальный уголки - весьма уютно. Или когда с вышки ночью стал виден пожар (кстати, речь в игре идёт о реальном крупнейшем Йеллоустонском пожаре 1988 года), Делайла предложила (как она делала все 10 лет службы в пожнадзоре) дать ему дурацкое имя. Так что в своих окнах Генри теперь видел дым "Пожара Кренделя”. Прочувствовать настроение моментов помогает ненавязчивый саунд композитора Криса Ремо.

Черепашка Шелли не ожидала, что будет жить так высоко. Впрочем, в коробке ей, кажется, вполне уютно.
Черепашка Шелли не ожидала, что будет жить так высоко. Впрочем, в коробке ей, кажется, вполне уютно.

Но атмосферу в игре задает, во-первых, конечно, сам лес. Пейзажи утренние, дневные и ночные прекрасны, и авторы проекта справедливо фокусируют на них внимание игрока: впечатленный Генри несколько раз по рации сообщает Делайле “какой вид”. Звуки природы правдоподобны, а цвета гармоничны. К слову, проект приблизительно дает понять, каков ты в спортивном ориентировании. Поначалу я даже с компасом много плутала, однажды даже дала совершенно безобразного "круголя", вернувшись на то же место, откуда стартовала. Немного пообвыкнув, стала без карты различать стороны и соображать, куда идти, чтобы выйти к определенному месту. Ощущение большого, живого, шепчущего леса, на мой взгляд, создано.

Переправа в зону, где располагается вышка невидимого наставника Генри - Делайлы. Только для экстренных случаев. Однажды придется применить...
Переправа в зону, где располагается вышка невидимого наставника Генри - Делайлы. Только для экстренных случаев. Однажды придется применить...
У озера журчат ручьи, жужжат насекомые и крякают утки. Правда, сколько их не высматривала, не нашла. Зверей вокруг вообще маловато. Может, так задумано, чтобы подчеркнуть полное одиночество надзорного?..
У озера журчат ручьи, жужжат насекомые и крякают утки. Правда, сколько их не высматривала, не нашла. Зверей вокруг вообще маловато. Может, так задумано, чтобы подчеркнуть полное одиночество надзорного?..

Как, казалось бы, можно наполнить всю эту природную благодать, чем ее приправить? Авторы проекта добавили немного мистики, сюжетно задали игроку вопрос "кто здесь, кроме меня?", и вот прекрасные лесные дали уже немного настораживают. И игрок, расслабленный лёгким юмором на старте игры, теперь вглядывается в строй плотно посаженных дерев: нет ли за ними чего, не прячется ли кто…Интересный перепад ощущений, надо признаться.

Ау, кто здесь?..
Ау, кто здесь?..

Когда напряжение уже достаточно накопилось, а игра по ходу сюжета планомерно его наращивает, превращаясь в настоящий детектив (а потом и вовсе запахнет дымом!), я, как человек впечатлительный, стала опасаться даже уличного туалета у вышки. Открыла его настежь, чтобы просматривался. Деревянную фигурку вымышленного основателя пожнадзора Форреста Берна и вовсе опрокинула, чтобы силуэт мультяшного человечка не встречал меня при каждом возвращении на базу (а возвращения частенько случаются и темной ночью)... Игру ругают за финал. Да, он немного размыт, и я, как игрок, тоже осталась озадачена. Но кто сказал, что открытый финал плох? Наоборот, он предоставляет нам возможность поработать, включить воображение и для себя придумать, что будет дальше (исходя из действий протагониста на протяжении всей игры). Я свой финал представила и картинка вполне сложилась. Еще игру можно пожурить за скромность геймплея, кому-то бродить/открывать/брать/ползти будет недостаточно. Но мне этого хватило, ведь важным в таких проектах нахожу все же не обилие игровых средств, а созданную атмосферу, "разговор" с игроком, его вовлечение в историю.

Меня однозначно зацепила эта небольшая (к сожалению!) история: я любовалась, улыбалась, волновалась. Вот в таком эмоциональном порядке, пожалуй, и проходится яркое приключение "Firewatch”.

Медитация на вышке. Остановишься и порадуешься лесным просторам. А заодно и разработчикам, которые делают свою работу с душой. ♥
Медитация на вышке. Остановишься и порадуешься лесным просторам. А заодно и разработчикам, которые делают свою работу с душой. ♥


Лучшие комментарии

Читай также