19 февраля 2022 19.02.22 1 1012

Невидимая рука рынка + Noita

+4

Начну я с такого понятия как невидимая рука рынка, а к чему это все приведет предлагаю узнать самому.

 

Видео версия

Невидимая рука рынка, звучит интересно и возможно даже непонятно, для неподготовленного зрителя.

Буду откровенен с вами, мне никогда не нравилось это выражение, а его смысл всегда вызывает сомнение и кучу вопросов у меня.

Сам термин был придуман шотландским экономистом Адамом Смитом. Но не столь важно, кто и когда придумал данное выражение, будет куда более важнее выяснить, что под этим понимают сейчас.

Памятник Адаму Смиту
Памятник Адаму Смиту

Честно говоря, нечего и не поменялось, Смысл до безобразия прост…

Если не вдаваться в экономические подробности это обозначает примерно следующие: например, вы хотите лучше жить, но что бы этого добиться общество, в котором вы живете должно развиваться, понимая это вы, действуя в своих личных интересах, начнете помогать другим.

Другие люди действуют точно в таком же ключе, объединяясь в группы — общество должно сформировать равноправие, потому что в противном случае, против одного человека, который, скажем, захочет повысить цены, для своей личной выгоды, будет иметь дело с целой организацией, которая будет против этого. Потому что тогда они (организации) уже начнут терять прибыль.

Когда становится понятен сам смысл данного явления, встает резонный вопрос, зачем разбирать то, что является очевидным и тривиальным?

Как существования аксиом не требующих доказательств, что через 2 точки можно провести одну и только одну прямую, НЕ требует доказательства и принцип невидимой руки рынка.

Но в действительности получаем парадокс, неожиданный, странный до безобразия противоречивый результат здравому смыслу.

Люди формируют целые страны, а потом начинают воевать, надеюсь не нужно объяснять, что при такой ситуации общество теряет.

Я не люблю парадоксы, потому что значит, где-то закралось ошибка, ну не могут два противоречивых суждения оказываться в равной степени доказуемыми.

Давайте более подробней разберемся что же это значит.

Например, многие знают игру BioShock, те кто не знаком с ней не бойтесь, вы все равно поймете.

Город в этой игре построен на чистой рыночной экономике, где каждый волен делать что хочет и когда хочет. Предприниматели не угнетаются государством, потому что государство выступает только в роли некого надзирателя, который смотрит, что бы все условия чистой конкуренции были соблюдены.

Главный антагонист игры выделяет понятие «невидимая рука рынка», только он её называется «великая цепь производства», где каждая ячейка общества, будет действовать исключительно в личных интересах, приведёт общество к процветанию.

Разберем это на простом примере.

Скажем вы хотите разбогатеть, и вам совсем наплевать на других людей. Руководствуясь этой идеей, вы начинаете думать, а что можно изобрести такого, чтобы это потом продать и разбогатеть?

Давайте скажем что вы изобрели лампочку, действительно весьма нужная вещь, которая, во-первых, нужна обществу, а во-вторых это вам принесет кучу денег.

Но ведь люди жадные, другие не станут смотреть, как только вы продаете лампочки, другие тоже начнут их продавать, и что бы отбить у вас покупателей они (другие люди, которые тоже захотят продавать лампочки) понизят цену.

Что будете делать теперь вы? Вам так же абсолютно без разницы на других людей, вас не интересует, что общество теперь может покупать более дешевые лампочки, вас интересует своя личная выгода и один из вариантов исправить положение — это снизить цену, чтобы опять привлечь внимание покупателей. Вы того не ведая, двигаете линию спроса и предложение на равновесную цену.

В итоге общество остается в плюсе, население нечего не делало, но вот появился дешевый, главное полезный продукт по доступной цене. А пользу от простой лампы накаливания, наверное, трудно переоценить.

Это и есть та самая невидимая рука рынка, которая толкает общество из-за своих личных интересов вперед по технической и эволюционной лестнице.

Но будь все так гладко и красиво, говорил бы я сейчас об этом.

Примеров достаточно, где в действительности мы видим абсурдный результат цены и спроса на определённые товары и услуги.

Как например сейчас обстоят дела с уровнем цен на еду, на квартиры, видеокарты, машины, да примеров уйма. Скажите, вы ведь не верите, что точка где сейчас мы находимся будет лежать на пересечении линии спроса и предложения этих товаров? Иначе это будет обозначать, что потребности покупателей и продавцов удовлетворяются. Но не вооруженным глазом видно, что это не так.

Отвечая на вопрос, находится ли общество в равновесии, я думаю нет. Продавец, действуя в своих личных целях не готов продавать по таким низким ценам, а покупатель просто не может купить товар по текущим ценам, парадокс откуда тогда получает прибыль компания?

Все очень просто, это ведь было так не всегда! Благодаря, так называемой, невидимой руке рынка, общество образовало определенную прослойку людей, которая имеет неприлично высокий капитал. Тем самым невидимая рука рынка толкнула общество в нужном направлении, но эгоизм людей вскоре все затормозил…

Как в том примере из игры Биошок, общество достигло запредельных результатов, в экономике, науке и технике, но все разбилось об человеческий фактор. Конечно, в игре достаточно своеобразный и фантастический сюжет, но я считаю, что он как нельзя лучше показывает куда могут привести наши личные цели. Итогом разрушения общества в игре Биошок стала чистая рыночная экономика, которая породила абсолютную монополию, из-за недостаточности контроля и жадности со стороны государства, в следствии чего горстка людей захотела владеть всем без учета интересов обычных граждан, ну это если очень коротко и сжато о предыстории игры биошок, да и здесь не об этом, кому интересно в моих блогах есть блог на эту тему.

Арт игры BioShock
Арт игры BioShock

А я же, вернусь к принципу невидимой руке рынка.

Понимаете, само понятие невидимая рука, окружает нас всюду, мы того не ведая двигаем себя в нужном направлении, в самых различных областях.

Это принцип саморегулирования. Но как он работает? Давайте попробую разобрать весьма нетривиальный пример.

Возможно некоторые вещи окажутся притянуты зауши, другие окажутся весьма неуместными и странными, но прошу меня простить и попробовать взглянуть на это с той стороны, которая кажется на первый взгляд неправильной и неуместной. Даже, зная заранее ответ: что делать этого не стоит, вы все равно сделайте это или посмотрите, как это делают другие. Может у вас появится идея, как сделать это лучше.

Мне понравилась игра под названием Noita, это такой некий рогалик, игра в пиксельном исполнении, со случайной регенерацией мира при новой игре, а новую игру я буду начинать очень часто, ведь в таких играх смерть персонажа обозначает, как банально бы это не звучало, смерть персонажа обозначает конец игры и начало новой. Кнопки загрузки нет.

Сам смысл игры заключается в том, чтобы пройти как можно дальше, постепенно развивая своего персонажа и узнавая, что за мир перед нами лежит, но здесь не о сюжете и не о геймплее игры, а совсем о другом, как я ранее говорил, я хочу показать вам принцип невидимой руки, на примере этого рогалика…

Еще стоит учесть, что игра одиночная, единственный живой участник рынка будете вы сами, кстати в игре нет некого рынка, это так я так, просто обобщаю…

Здесь только вы и еще есть куча монстров под управлением самой игры.

Единственное что вас должно побуждать играть в такие игры это желание и стремление узнать, а что же там дальше?

Поверьте, как только вы получите ответы на эти вопросы, ваш интерес резко пропадет к игре, и вы вряд ли вернетесь в неё.

Но к счастью с этим здесь все хорошо, а сюжет игры хитроумно переплетён с «Ка́левала» это карело-финский поэтический эпос, состоящий из 50 рун, что это именно обозначает предлагаю загуглить, потому что в двух словах не объяснить, но я попробую. Это история, наверное, как сюжет в вангерах, если он был бы написан не в 90 годах, а скажем так в 1828 году.

Наверное, опять не понятно….

Утка откладывает 7 яиц…
Утка откладывает 7 яиц…

Ну представьте, что в начале нечего не было. Наверное, трудно представить то что нельзя представить. Тогда представьте, что была только вода и все, потом вдруг прилетает утка откладывает 7 яиц из них: шесть золотых и одно железное. Разбившись, яйца порождают землю, небо, солнце, луну, и звёзды. И вот здесь остановимся, потому что дальше об этом я не буду рассказывать, вы ведь еще не забыли, о чем я говорил в начале…

О невидимой руке рынка, Адама Смита, если он взял человеческий эгоизм, как основу этого явления, то я возьму нечто иное, это — жажду неизведанного, здесь мы тоже действуем в своих личных интересах, но есть одно кардинальное отличие, если в первом случае мы будет получать в основном материальные блага, то тут напротив, мы получим духовные блага, которые сможем лишь пустить на удовлетворения своей любопытности.

Наверное, даже немного неправильно сравнивать и приводит к общему знаменателю такое понятие как материальное и духовное благо.

Ведь они стоят совершенно на разных ступенях потребностей, не удовлетворив материальные, нам будут не интересны духовные блага.

Ну действительно, захотите ли вы изучать астрономию, если завтра вам будет нечего есть? Ответ: нет. Вы заходите найти еду, и вряд ли вы будете искать её среди звезд. Но предположим, вам всё же есть, что поесть. (извините за тавтологию) И разберемся все же с духовными благами. Помните, я еще сказал, что нельзя ставить духовные блага и материальные на одну и туже ступень, так вот, я думаю, что я был частично не прав, сказав такую фразу.

Для некоторых, познание и изучение чего-то нового может привести к созданию чего-то по-настоящему ценному. Например, вернемся к изобретению лампы накаливания, возможно вы и не хотели её создавать, возможно у вас не было замысла разбогатеть на своих исследованиях, вам просто нравится изобретать и изучать электричество, и следствием ваших увлечений вы случайно создали лампу накаливания, которая изменила весь мир. Так вы, двигаясь в своих личных интересах, получить знания, привели общество к новой ступеньки прогресса.

Очень важно выделить причинно-следственную связь.

Причина: Вам нравится изучать науку.
Следствие: вы изобрели лампочку.

Вот так из духовного блага мы получили материальные блага.

Здесь стоит уточнить, что под духовными благами я понимаю науку, знания, желания человека изучать что-то новое.

Возможно мой рассказ кажется вам немного сумбурный, где я перескакиваю с одной темы на другую, это так. Но поверьте это все звенья одной цепи.

Вернёмся же к нашей невидимой руке рынка, как я говорил ранее это принцип саморегулирования, и разберем её на примере игры Ноита.

Единственное что вас должно побуждать играть в такие игры это желание и стремление узнать, а что же там дальше? И что еще есть в этой игре.

Я уверен никто не сможет пройти и понять смысл игры сыграв в неё один раз и не разу не погибнув.

Что бы прийти к равновесию, когда мир перед вами будет казаться не столь агрессивным, а происходящие вещи окажутся вами осмысленными, вы должны получить необходимые знания, чтобы этого достичь.

Каждая новая игра будет давать крупинку опыта и с каждой новой крупинкой картина происходящего будет становится все яснее и яснее.

И вот теперь главный вопрос, при чем тут саморегулирования. Ведь я сказал настолько банальные вещи, где смысл обозначает примерно следующие: чем больше ты играешь, тем лучше ты играешь. И это так, но здесь и кроется самая коварная ошибка

Вот скажите, нужно ли вмешиваться в процесс саморегулирования, Адам Смит говорил, что рынок сам исправить свои ошибки, но как показала история — он ошибся, рынок не приходил в равновесие, а вместо совершенной, чистой конкуренции, образовывались монополии.

Если хотите пример, то далеко ходить не надо, я приведу его, хоть и очень банальный и утрированный. Если бы этот принцип соблюдался, вы бы могли даже не знать, о таких компаниях как: Apple, если рассматривать рынок автомобилей сильно выделяются компании: Toyota, Honda, BMW. В Рынке газированных напитков это: Coca-Cola и Pepsi. Если бы в момент их пика процветания они находились в чистой рыночной экономике, они некогда бы не добились того, что имеют сейчас, по одной лишь причине. Ну представьте себе такую ситуацию. Воюют 3 государства и не могут друг друга победить, но вот вдруг, двое из них образовали союз, и одно из государств оказалось в меньшинстве. победители стали диктовать свои условия, которые выгодны только им. Здесь примерно тоже самое, надеюсь вы поняли.

Играя даже в самую обычную игру, в нашем случае это Ноита, я думаю, принцип саморегулирования не справится сам, если вы пустите все на самотёк.

Давайте для простаты понимаю введем нужные переменные как в уравнении.

Кто будет выступать в роли продавца и покупателя, что будем понимать под обществом и что нужно регулировать.

Что есть общество играя в ноиту — это будет наше с вами сознание, пусть оно будет бессознательным, это обозначает, что мы никак не можем повлиять на него. Либо вам нравится в неё играть, либо нет.

Что есть покупатель играя в ноиту. Это будет сам игрок, который преследует одни или сразу несколько целей, таких как: скоротать время; доказать, что я могу пройти лучше, чем кто-либо другой; получить удовольствие от игры. И самое главное, чтобы эта цель была осознанной.

Что есть продавец, играя в ноиту, продавец — это сама игра, если игра не сможет вас заинтересовать считайте, что продавец не выдержал конкуренцию и ушел с рынка.

Что должно регулироваться в ноите. Казалось бы, что здесь регулировать, играй да играй и узнавай что-то новенькое. Но в действительности, неплохо бы регулировать интерес игрока. Избыток или наоборот его отсутствия, плохо скажется на игре.

Геймплей игры
Геймплей игры

Видите ли, когда мы в первый раз заходим в игру, нам совершенно нечего не понятно, кто этот человечек, что он тут делает и что хочет сделать.

Первые 10 смертей вам дадут понять основы игры и станет казаться, что вы начинаете в ней разбираться. Вот вы находите нужный вам жезл (Жезлы в этой игре это оружие) вы получаете пару перков, которые в сочетании друг с другом дают такую комбинацию заклинаний, что вам кажется, что вы нашли нечто такое, о чем даже разработчики не догадывались.

Вам кажется, что вам становится все по плечу… Но в действительности, все ваши надежды рассыпаются в прах, при виде следующего подземелья. Ваш интерес к игре резко падает.

Ведь вы думаете, что вам должно невероятно повезти, чтобы получить такую же комбинацию умений и заклинаний… И это правда, следующая игра уже не будет похоже на предыдущею.

И вот здесь то, и не справляется невидимая рука рынка, продавец и покупатель не сходятся в цене.

Игра предлагает начать все зонного, игрок хочет получить то что имел до этого и продвинуться дальше.

Сама Ноита не способна как-то повлиять на выбор игрока, некого сохраняемого результата нет, продавцу почти нечего предложить игроку.

Поэтому вся ответственность падает на игрока, либо игрок вмешивается и начнёт разбирать тонкости игры, либо удалит её и забудет про неё навсегда.

Есть еще 1 вариант, что в принципе и реализовано в ноите, это очень нетривиальный сюжет, который можно понять только, почитав литературу извне, но вряд ли вы будете это делать так дотошно, как это нужно.

Вы скорее посмотрите разбор других людей, для экономии времени, конечно. Или захотите повторить его в самой игре посмотрев, как это сделали другие, а может вы хотите быть первыми кто об этом расскажет? Ноита дает вам такую возможность.

Но остановимся на варианте разбора механик игры, вам все же интересно, что там такого еще может быть. Не важно, осознанно вы это делаете или нет. Главное, чтобы перед вами была цель, что вы еще не все исследовали.

Я говорил, что Ноита не способна предложить игроку в новой игре почти нечего, что кроется под словом почти? и Это!.. небольшая статистика, вы можете посмотреть, все ли враги были исследованы, все ли перки и заклинания вам известны, и может стоит посидеть подумать, какое сочетания было бы эффективным.

Бонусы, заклинания, враги, игры Ноиты
Бонусы, заклинания, враги, игры Ноиты

Я не стану докучать вам конкретными примерами, ведь если вы не играли в эту игру, вы можете испортить себе первые впечатления.

Поэтому, я лишь обобщу принцип невидимой руки рынка, которая регулируется, и должна регулироваться самим игроком, на примере игры ноита.

Играя в ноиту, вы рано или поздно столкнётесь с тем, что вам придется начать игру заново, ваш интерес к игре резко упадет, из-за потери пройденного результата. Но раз за разом будет начинаться новая игра, ваше бессознательное сознание рано или поздно перестанет получать удовлетворение от игры.

Ранее, вы лишь просто убивали время вечерком, а мозг получал пищу для размышлений, все участники рынка были довольны, но так будет не всегда, любая игра имеет тенденцию надоедать со временем и это нормально.

И что бы это произошло не так быстро, либо вы вмешаетесь, либо игра. Ноита имеет мало шансов повлиять на ваш результат, как бы то странно и банально не звучало, все будет завесить от вас самих.

Самым правильным решением будет откинуть мысли о полученном опыте и попробовать комбинации, о которых вы даже могли и не догадываться, это должно произойти принудительно, потому что, при саморегулировании вы будете упираться на прошлый опыт, пытаясь вернуться к наиболее, кажущейся, эффективной комбинации и возможно, а я почти уверен, что в этом случае вы выберите неверный вариант развития.


Лучшие комментарии

Вообще не понимаю, зачем эту игру сделали рогаликом. Часов 10 пытался её проходить, даже смог убить босса на финальном этаже, но это только начало и что бы продвигаться далее, надо что бы ну очень повезло или мега-стараться, умирая, теряя раны длящиеся по 2+ часа. Тут мне просто стало жалко времени и я бросил игру. Спустя длительное время захотелось вернуться, но установив мод на сохранение/загрузку. И знаете, если бы не он, я бы больше никогда не стал играть в эту игру. А так появилась мотивация исследовать дальше этот мир, углубляться в лор, разгадывать его загадки. И теперь представьте, что вы случайно умираете в ране, длительностью 10ч+ (и это ещё мало) ...

Читай также