В английском языке есть слово, которое принято переводить на русский язык как «басня» или «сказка». Но у этого слова также есть другая, более негативная коннотация — ложь, выдумка, враньё. Примерно так же мы можем сказать какому-нибудь геймдизайнеру, который утверждает, что в его игре деревья будут расти в реальном времени: «Скажи как есть, а не рассказывай сказки» — и надеяться, что наш призыв заставит его "to say verity, and not to Fable."
Вероятно, сложно найти более подходящее название для RPG авторства Питера Молинье, главного сказочника игровой индустрии — как в хорошем, так и в плохом смысле.
В этой статье я расскажу об игре Fable, до которой я наконец добрался — спустя почти 18 лет после релиза. Поговорим о сюжете и геймплее, о том, насколько хорошо игра сохранилась и какие впечатления вызывает сейчас и попробуем определиться, сказка ли это, или вздорная выдумка.
На самом деле я уже играл в Fable раньше. Это было лет пятнадцать назад, и тогда я так и не прошёл дальше пролога. Причина была прозаична — в игре не работали сохранения. Я пытался даже пройти игру нахрапом, в один присест — но и это не увенчалось успехом. И совсем недавно в ходе случайного диалога в сети, я выяснил, что причина этого распространенного бага — смена имени профиля персонажа.
Также выяснилось, что помимо страдавшей от вышеописанного бага версии игры для ПК — Fable: The Lost Chapters, за прошедшие с момента релиза годы, игра обзавелась переизданием под названием Fable Anniversary. В переиздании игру перевели на новый движок и прокачали графически. Именно его я выбрал для прохождения, поэтому в качестве иллюстраций к этой статье будут использоваться скриншоты из Fable Anniversary.
Детство Героя
На континенте Альбион располагается маленький городок под названием Дубовый Дол. Здесь родился мальчик, который станет главным героем игры и альтер-эго игрока на ближайшие 20-25 часов. Этот мальчик мечтает стать героем — могучим воином или знатоком магии. В силах игрока будет помочь парню определиться с выбором, а этот выбор окажет влияние на то, как наш герой будет выглядеть и как к нему будут относиться.
Первое, что предстоит сделать игроку — совершить три хороших поступка. Впрочем, с корыстной целью — отец мальчика обещает платить по одной золотой монете за каждое доброе дело. На эти деньги по плану наш герой должен купить подарок на день рождения сестры.
Вот и начинает герой шататься по округе и причинять добро направо и налево, путем мордобоя и сования носа в чужое нижнее бельё — если выражаться фигурально. Балом правит контекст — например, драка происходит не просто так, а чтобы защитить маленького и слабого ребёнка, которого обижает хулиган.
Гораздо сложнее обстоит дело с чужим нижним бельём. Герой застает местного жителя, который шкерится за углом вместе с любовницей. Местный просит об этом не рассказывать и даже предлагает взятку. Игра сообщает, что брать взятки — плохой поступок, и это максимально логично. Потом мальчик встречает жену любвеобильного NPC, и ситуация становится гораздо сложнее с морально-этической точки зрения. Можно рассказать, что муж ставит ей рога, а можно не рассказывать. По версии игры хорошим поступком будет заложить мужика, но меня смущает то, насколько разрушительны последствия добра по версии Fable.
Да и малой, которого защитили от хулигана, не так прост — позже он подначивает героя на порчу имущества. Впрочем, дать провокатору по лицу — тоже плохой поступок.
Так или иначе, герой получает возможность купить для сестры подарок: конфеты, а затем торжественно их вручает.
В этот самый момент из кустов выпрыгивает рояль в виде разбойников, которые приходят и показывают пацану, как выглядят на самом деле плохие поступки. Банда разоряет и сжигает Дубовый Дол. Разбойники также убивают отца главного героя и чуть было не лишают жизни его самого.
Парня спасает маг по имени Мейз, вместе с которым мальчик телепортируется на территорию Гильдии Героев.
Это — местная организация наемников, которые учат детей магии и воинскому искусству. Мечты сбываются — пусть и не всегда так, как мы этого ожидаем. Герой жив, но теперь он — сирота, а судьба его сестры неизвестна.
Первый, кто встречает мальчика на новом месте — Наставник Гильдии. Старик абсолютно не верит в то, что мальчик способен стать героем, и это обидно. Зато он селит парнишку в комнату с девушкой, что конечно плюс.
Впрочем, девушка — Уиспер, оказывается не слишком приветливой. Она старше, выше, она лучше понимает, как здесь всё устроено и это была её комната, а теперь комната ей принадлежит только наполовину. Она, конечно, пытается держаться приветливо, но всё же чувствуется какая-то пассивная агрессия и зубы скрипят.
Так что запомните эту девушку, про то, какое место она занимает в игре мы ещё поговорим. А пока герой начинает обучаться премудростям меча и магии под мудрым руководством опытных членов гильдии.
По сути своей обучение персонажа магии и воинскому искусству сводится к обучению игрока основным элементам управления. Сначала побей манекен кулаками, потом побей по манекену палкой. Чуть позже герой подрастёт, и его обучат стрелять из лука по мишеням и швырять в мишени магией. В какой-то момент состоятся промежуточные экзамены, в которых придётся проверять свои навыки в бою против Уиспер — соседки по комнате и спарринг-партнёра. Ситуация осложняется тем, что брат Уиспер — герой по прозвищу Гром — один из самых прославленных Героев в гильдии, и выглядит так, как будто может переломить персонажа пополам. Так что мне, признаться, было немного страшно бить его сестру.
Параллельно с выполнением норм альбионского ГТО можно выполнить несколько простеньких квестов — заняться поиском яблок или бегом на время до Демонической Двери и обратно. О демонических дверях я скажу пару слов отдельно, но для этого придётся сказочным образом перепрыгнуть немного вперёд.
В разных уголках Альбиона находятся живые двери. Они всегда хотят странного и не откроются, пока герой не найдёт способ выполнить их желания. Какие-то двери открываются только перед толстяками, какие-то — только перед женатыми героями. Дверь практически всегда прямым текстом заявляет, что нужно сделать, чтобы она открылась. А игрок должен найти способ эту хотелку двери воплотить в жизнь.
Иногда такие двери скрывают за собой переход в новую локацию, но обычно за дверью только лут. Это может быть зелье, которое навсегда увеличивает одну из характеристик персонажа или элемент кастомизации, — новая причёска или татуировка.
Наш герой ещё не дорос до кастомизации, зато уже дорос до невербального общения: он может взаимодействовать с неигровыми персонажами с помощью выражений. Герой может засмеяться, и люди вокруг отреагируют соответственно. Персонаж может испортить воздух, и люди… Ну, вы поняли. Новые выражения открываются постепенно, а в начале игры доступна буквально пара вышеописанных действий. Выражения — единственный доступный метод взаимодействия с неигровыми персонажами. Увы, герой не умеет разговаривать и за всю игру не произносит ни единого слова. Впрочем, мы можем представить себе, что отыгрываем немого героя-инвалида, что сразу прибавляет игре 10, а то и 20 очков инклюзивности.
Герой обучился, герой вырос и вот приходит время финального экзамена Гильдии. Насколько хорошо герой усвоил премудрости воинского и магического искусства проверит лично Мейз, глава гильдии — маг, который когда-то спас мальчика от смерти. После успешной сдачи экзамена — а это не представляет из себя особой сложности, Наставник Гильдии рассказывает, как принимать задания и как прокачивать уровень, так что сейчас самое время поговорить о системе развития героя.
Ролевая система
Как по мне, прокачка в Fable похожа на всё сразу и ни на что конкретно. В игре есть три группы характеристик, Сила, Навык и Воля. Характеристики в группе Сила отвечают за урон в ближнем бою, здоровье и урон, который герой получает. В группе Навык находятся характеристики, которые влияют на скорость атак, скрытность и урон в дальнем бою. Характеристики Воли — заклинания и магические способности героя.
Для каждой из групп существует отдельный показатель опыта. Красный опыт служит для прокачки силовых характеристик, жёлтый — для характеристик Навыка и синий — для Воли. Герой, который много машет мечом, будет получать много красного опыта, герой, который предпочитает магию — много синего, а любитель дальнего боя — жёлтого.
При этом существует и четвертая, зеленая полоска опыта — такой опыт универсален и подходит для повышения любых характеристик героя. Уровней в классическом понимании в игре не предусмотрено — весь заработанный опыт можно в любой момент конвертировать в характеристики и заклинания в специально оборудованном уголке Гильдии.
В игре есть показатель, который называется «боевой множитель» — он растёт с каждой успешной атакой, а падает с каждым пропущенным ударом и просто с течением времени. Зелёный опыт можно получить при убийстве противника — его тем больше, чем выше боевой множитель.
Самое интересное — прокачка героя влияет на его внешний вид. Сильный и здоровый герой со временем становится шире в плечах, ловкий — более высоким и подтянутым. Это происходит постепенно, так что я упустил конкретный момент, когда герой из задохлика превратился в бодибилдера.
Вот, в общем-то и всё. Никаких дайсов, никаких хитрых таблиц, даже цифр — и тех очень мало. Такой Fable и задумывалась — как говорил Молинье, герой в Fable отражает то, какой ты, как персонаж, а не то, какие способности ты выбираешь.
Это действительно работает, причём изменения во внешнем виде героя зависят не только от его физических и ментальных характеристик, но и от его кармы. Здесь работает достаточно простая логика: делай добро, и карма будет расти, делай зло, и карма будет падать. У добродетельного персонажа над головой появится нимб, а у злобного, насколько я понимаю, появятся рожки — я старался быть хорошим парнем во время своего прохождения, и потому не знаю этого наверняка.
Сказочные приключения
После сдачи финального экзамена новоиспечённый Герой отправляется в более или менее свободное плавание. Можно идти строго по сюжетным квестам, но это не очень интересно, как и в большинстве других RPG. Сайды — наше всё.
Часть квестов герой может взять в Гильдии. Эти квесты, как правило, очень типичны — убей врага, сопроводи торговца, зачисти территорию. Изюминку в них вносит то, что герой может дать обещание, выбранное из предложенного списка. Герой может пообещать, что выполнит это задание не получив урона. Или — что выполнит его без оружия и брони, сражаясь голыми руками в костюме Адама. Вместе с данным обещанием следует сделать денежную ставку. Если герой выполнит обещание, награда за квест существенно увеличится, а если нет — плакали ваши денежки. Эта механика не меняет ситуацию с квестами Гильдии кардинально, но если вы вдруг совсем заскучали — даёт возможность поразвлечься.
Другие квесты герой может получить от различных NPC по всему Альбиону. Такие квесты очень разные — как по продолжительности, так и по интересу, который они вызывают. В первом же городе, Глушвилле, мне встретился учитель, который просил принести ему книги для детей — в городской школе книг почти не осталось — мэр города распродала почти всю школьную библиотеку Все эти книги он зачитывал детям вслух, что иногда выглядело просто феерично.
Там же, в Глушвилле, местный житель выразил желание сосватать героя своей дочке. Вот только одна загвоздка — ей нравятся только мужчины с определённой стрижкой. Когда герой посетит цирюльню, выяснится, что нужна ещё и особенная борода. И, наконец, — отступать уже глупо, верно? — выяснится, что необходимы ещё и усы, причём весьма специфические.
Как можно было догадаться, ни борода, ни усы, ни причёска не были нужны, да и вообще, нет у него никакой дочки — мужик просто ловит лулзы. Благо, внешний вид героя развеселил его достаточно, и он оплатил услуги цирюльни, чтобы герой сбрил на хрен всю эту неземную красоту.
Другие квесты значительно более мрачны. Помните мэра — даму, которая распродавала детские книги? Став достаточно известным, можно жениться симпатичной молодой леди, а можно повнимательнее побродить по окрестностям, провести расследование и выяснить, что эта дама убила свою собственную сестру. А потом рассказать об этом людям, чтобы её вытурили из города, и стать мэром самому.
В Fable не один квест, в котором приходится делать выбор. Такие ситуации встречаются регулярно, и зачастую этот выбор влияет и на завершение конкретного мини-сюжета, и на показатель кармы героя.
Быт и нравы жителей Альбиона
Одна из тех вещей, которые обещал Питер Молинье — это живой мир. На ранних презентациях игры он показывал таверну и говорил: «Вот, посмотрите, они просто пришли в таверну и пьют, это не часть квеста».
В тавернах Альбиона и вправду пьют. Народу собирается достаточно много, чтобы можно было похвастаться трофеями — уникальными предметами, которые можно залутать с некоторых особо сильных противников или в ходе сюжетных заданий. Успешно продемонстрированная большей части посетителей голова очередной кракозябры увеличит вашу известность — люди чаще будут вас узнавать и говорить о вас на улицах.
В той же таверне можно проявить широту души и устроить пир на весь мир, снабжая выпивкой всех посетителей. Неписи быстро опьянеют и начнут прикольно тыкаться в стены.
Если вы достаточно известны и популярны, и люди относятся к вам хорошо, то можете приказать неигровому персонажу следовать за вами. Зачем — это уже другой вопрос. За пределы локации вывести персонажей таким образом у меня не получилось, а что с ним делать в пределах одной локации — я так и не понял. Хотя прикольно, когда за тобой бегает толпа влюблённых фанаток. Главное — чтобы они случайно не напоролись на бандитский нож, как однажды случилось у меня.
Кроме пьянства и праздношатания в городах и деревеньках Альбиона есть и другие занятия. В любом населённом пункте есть пара-тройка торговцев, цирюльня, кое-где встречаются тату-салоны, а где-то проводятся разные конкурсы и игрища — от классического мордобоя и карточных игр до соревнований по куроболу (это такой гибрид дартса, футбола и жестокого обращения с животными).
А ещё — не могу удержаться, чтобы не рассказать — меня крайне позабавило, что турнир лучников проводит некто Берроуз (Burroughs).
Это вряд ли отсылка, скорее всего просто совпадение — но жил на свете парень по имени Уильям Сьюард Берроуз, который любил три вещи — героин, свою жену Джоан и играть в Вильгельма Телля — это когда человеку на голову кладут яблоко, а другой человек должен попасть в это яблоко из лука.
Поскольку Берроуз любил сочетать свои любимые вещи, однажды во время вечеринки он предложил жене поиграть в Вильгельма Телля. Она согласилась, и поставила себе на голову стакан, но Уильям попал не в стакан, а немного ниже. Джоан скончалась на глазах гостей, а Уильям впал в депрессию, решил стать писателем и, что характерно, таки стал!
Кстати, по поводу жён. В Fable можно жениться. Сначала, конечно, нужно добиться хорошего расположения своей избранницы. Для этого нужно всячески флиртовать, заигрывать и дарить ценные подарки. Ну и ещё желательно быть привлекательным. Когда сердце девушки растает, нужно подарить ей кольцо, и она согласится стать женой героя.
Я решил жениться под конец игры, а привлекательность моего персонажа была близка к максимуму, поэтому я просто всучил кольцо первой попавшейся девушке, и это увенчалось успехом. Мне даже не пришлось покупать дом для совместного жития новой ячейки альбионского общества, но это потому что он уже был куплен.
Семейная жизнь мало чем отличается от холостяцкой. Однажды я вернулся домой после очередного приключения, и жена подарила мне кожаный доспех. А несколько подаренных жене подарков позволят отправиться с ней в постель. Увы, — или ура? — но происходящее стыдливо скроет затемнённый экран. Впрочем, процесс сопровождается соответствующими звуками и восклицаниями, а по завершению жена героя аж запела. Так что, наверное, всё прошло хорошо.
Ещё в Альбионе есть бордель. Там можно найти себе интимные развлечения по вкусу, выбрав одну из четырёх девушек: ̶р̶о̶в̶н̶о̶ ̶в̶ ̶д̶в̶а̶ ̶р̶а̶з̶а̶ ̶б̶о̶л̶ь̶ш̶е, ̶ ̶ч̶е̶м̶ ̶в̶ ̶C̶y̶b̶e̶r̶p̶u̶n̶k̶ ̶2̶0̶7̶7! ̶
Вкусы у девушек достаточно разнообразны, как и цены на их услуги — если простой незатейливый перепихон обойдётся герою всего в сто золотых, то БДСМ-сессия — уже на порядок дороже.
Необъятные просторы замкнутых пространств
В процессе игры по Альбиону приходится побегать изрядно. В этом есть плюсы — потому что дизайн локаций отличается от региона к региону, особенно во второй половине игры. Разумеется, есть и минус. Минус состоит в том, что локации в Fable ну вообще крошечные, даже по меркам 2004 года. Только в городах игроку дают хоть какую-то территорию для исследования, но городов в игре немного, а все остальные локации — это либо кишка, либо перекрёсток, либо вообще крошечный пятачок земли.
На некоторых локациях есть пещеры, на некоторых — скрытые проходы, заросшие колючим терновником — но в общем и целом это ситуацию никак не меняет. При этом часто приходится повторно пробегать по одной и той же локации, так как игра водит игрока одними и теми же дорожками.
Враги, которые находились на локации, возрождаются, после того как герой её покинет. Но иногда не возрождаются.
Я так и не смог понять, как это работает в точности. Например, чтобы открыть одну из демонических дверей, нужно было набить высокий боевой множитель. Набивать его, как я понимаю, предполагалось так — сначала зачищаешь пещеру с хоббами — это такой местный аналог гоблинов, а потом выходишь наружу и добираешь нужное значение множителя об тролля, который тусуется возле демонической двери.
К сожалению, я сначала убил тролля, и только потом узнал, что нужно сделать для открытия двери. Тролль отказался возрождаться. Зато он возродился позже, через несколько часов игры — и всего один раз.
На некоторых локациях из-под земли вылезает нежить, которая возрождается бесконечно — даже ходить никуда не надо. Это с одной стороны раздражает, но с другой стороны — это же бесконечный источник опыта! Также на локациях Fable есть запертые сундуки, чтобы открыть которые нужно найти определённое количество серебряных ключей, спрятанных по всему игровому миру.
Это ещё один повод возвращаться на уже набившие оскомину локации, пытаясь вспомнить спустя 10 часов, где ты видел тот сундук, для которого нужно было аж двадцать ключей. В сундуках неплохой лут, что отчасти смягчает удар.
Основной сюжет
После того, как герой становится полноценным членом Гильдии, сюжет не наваливается на него сразу. Сначала он выполняет простенькие задания и помогает местным жителям. Во время одного из таких заданий он снова встречается с Уиспер. Раньше они были соседями по комнате, теперь они оба — полноправные Герои, но между ними возникает что-то вроде конкуренции. Поэтому хоббов вы будете убивать на скорость — кто больше убьёт, тот и молодец.
Уиспер ещё не раз будет появляться в игре. И причина её существования — в том, что Питер Молиньё когда-то обещал, что в мире Fable будут герои, которые будут конкурировать с персонажем игрока и выполнять задания вместо него, если он замешкался.
Что ж, такие герои действительно есть. Это, например, Уиспер. И всё. И появляется она только по скрипту, а не когда ей взбредёт в голову. Конечно, выполнять обещания — это правильно, но Уиспер — это ходячая формализация, созданная ради галочки — хотя её и попытались вплести в канву повествования.
Как по мне, это равнозначно тому, как если бы разработчики Cyberpunk 2077 пообещали бы бег по стенам, а в итоге выяснилось бы, что по стене можно пробежать три раза за игру, причём по одной конкретной стене. То есть вроде и не обманули, а вроде и лучше бы обманули. Короче, я правда не знаю, как к этому относиться. Напишите в комментариях, что лучше — реализовать механику формально, для галочки или вообще вырезать её из игры, если не получилось сделать нормально — может быть, ваши аргументы помогут мне прояснить для себя этот вопрос.
Ещё некоторое время спустя на связь выходит Мейз и говорит, что у него есть какие-то сведения о сестре героя, Терезе. На самом деле Мейз пока ничего не знает, но у него есть версия, что о сестре героя что-нибудь сможет рассказать слепая пророчица. Эта пророчица присоединилась к лидеру бандитов по кличке Дваклинка, и помогает ему держать в страхе окрестности Дубового Дола.
Сам Дваклинка когда-то был в составе Гильдии Героев, но потом он понял, что в формуле работы Гильдии заключён изъян. Вот просят деревенские жители убить тролля и готовы заплатить за это. Так не проще ли просто забрать деньги у деревенских жителей и не заморачиваться с троллем? На новом поприще он быстро добился серьёзных успехов.
Вообще, эта история явно шита белыми нитками, так что Мейз подкидывает ещё один повод для визита в разбойничий лагерь — месть. Ведь именно Дваклинка руководил набегом на Дубовый Дол, который оставил главного героя без дома и семьи.
Пробравшись в лагерь разбойников (это единственный момент за всё прохождение, в котором обязательно использование стелса), герой вступает в поединок с Дваклинка. Кстати, знаете почему разбойника так зовут? Потому что у него два клинка!
Само сражение особой сложности не представляет — Fable в принципе не очень сложная игра. Единственная трудность заключается в том, что Дваклинка уязвим только в определённые моменты, а в остальное время удары по нему не наносят урона.
Когда герой одерживает верх и готов добить разбойника, из шатра Дваклинка выходит пророчица. Она не просто знает, где сестра героя — она и есть его сестра.
Дваклинка не нападал на Дубовый Дол. Это сделал другой отряд разбойников, и эти же разбойники лишили девочку зрения. Она несколько дней выживала в лесу, слепая и одинокая, пока отряд Дваклинка не наткнулся на неё. Лидер бандитов приблизил её к себе после того, как обнаружилось, что девочка имеет пророческий дар.
Сестра говорит герою, что видела его в своих видениях на арене — а ещё она делает брату некий «подарок”, и сообщает, что таинственный “он» скоро найдёт героя. Сестра уходит, а Дваклинка полностью во власти героя — можно убить его или оставить в живых.
Когда герой возвращается в Гильдию, Мейз обращается к нему с личной просьбой. Герой должен спасти его старого приятеля, Археолога. Он прятался от своих преследователей, людей Валета Мечей.
О Валете Мечей можно было несколько раз услышать и до этого — его имя мелькало в некоторых диалогах, книгу, которая о нём рассказывала, можно было найти и даже послушать, как учитель читает её детям.
Вообще, одна из особенностей подачи повествования в Fable — вам достаточно редко сваливается на голову что-то совершенно новое. Ко всем важным персонажам и событиям героя подводят с помощью внутриигрового лора. Так что вы редко сталкиваетесь с чем-то совершенно незнакомым. Про ту же самую Арену мы слышали много раз — а теперь от Археолога узнаём, что на Арене, возможно, есть какие-то сведения о матери главного героя. Получается, самое время туда отправиться.
И — да, дальнейший путь героя лежит на Арену. После отражения нескольких волн противников, на арене появляется Уиспер — и со следующими волнами герои справляются вдвоём.
В этот день на Арене присутствует особый гость — Валет Мечей собственной персоной. Когда заканчивается последний раунд, и оба героя — и наш персонаж, и Уиспер остаются живы, он заявляет, что нужен ещё один раунд — герои должны сражаться друг против друга в смертельном поединке. Если вам надоела Уиспер, то это ваш шанс избавиться от неё.
После одержанной победы героя проводят через Зал Героев. Там он и узнаёт, что его мать тоже была Героем — по прозвищу Алая Мантия — и Чемпионкой Арены. Возле статуи Матери Валет Мечей вручает герою награду — Печать Чемпиона. А ещё он говорит, что знаком с Алой Мантией. По словам Валета мать героя сломлена и живёт в одиночестве, а он, де, хочет это исправить. Поэтому Валет просит героя вернуться к нему вместе с сестрой, чтобы он мог помочь в воссоединении семьи.
Когда герой встречается с сестрой, чтобы рассказать ей эти радостные новости, выясняется, что Валет… Ну не то что бы солгал. Скорее, рассказал не всю правду. Она действительно сломлена и одинока, потому что Валет Мечей держит её в Баргейтской Тюрьме. Да, и это именно Валет выколол сестре героя глаза.
Мать героя знает, где хранится некое особо могущественное оружие — Вековечный меч, способный разрушить мир. За этим мечом и охотится Валет, и потому-то он и держит несчастную Алую Мантию в тюрьме. Судя по тому, что мир пока на месте, она ещё не раскрыла злодею эту тайну. Очевидно, маму надо спасать.
О том, как попасть в Баргейтскую Тюрьму знает Археолог, который снова спасается бегством от слуг Валета Мечей.
Путь в тюрьму лежит через кладбище. ̶Г̶л̶у̶б̶о̶к̶о̶м̶ы̶с̶л̶е̶н̶н̶о̶ ̶п̶о̶л̶у̶ч̶и̶л̶о̶с̶ь, ̶ ̶п̶о̶ж̶а̶л̶у̶й̶ ̶т̶а̶к̶ ̶и̶ ̶о̶с̶т̶а̶в̶л̶ю̶.̶ Разгадав загадку и открыв Демоническую Дверь, герой через подземный проход попадает в тюрьму. Он прорывается с боем через вражеское сопротивление, и добирается до камеры своей матери. Мать недовольна умственными способностями героя, потому что по её мнению всё это очевидная ловушка, и теперь Валет заберёт их обоих.
Они пытаются выбраться, но мама таки всегда права. В Печать Чемпиона, которую Валет вручил герою за победу на Арене, был встроен магический GPS-трекер, так что Валет теперь смог отследить и местоположение Терезы, и самого героя. Сына и мать распихивают по разным камерам.
В Баргейтской тюрьме охранники развлекаются необычным образом — устраивают бега среди заключенных. Проигравших отправляют в камеру пыток, зато победитель получает уникальный приз — возможнось насладиться стихами начальника тюрьмы в его собственном исполнении. А ещё — это возможность стащить ключ от камеры. Ключ должен лежать в одной из трёх книг, и сколько бы я ни загружался, с первого раза угадать нужную книгу мне так и не удалось.
Поэтому героя так или иначе отправят в камеру пыток за отсутствие поэтического чутья и литературного вкуса. Потомившись в тюрьме ещё годик, герой может снова поучаствоваь в забеге, и в этот раз уже найти искомое. Выбравшись из камеры и вернув себе экипировку, герой снова вытаскивает мать из камеры и прорывается на свободу. Помимо тюремной охраны и прислужников Валета путь наружу преграждает Кракен — один из боссов игры. По версии разработчиков Fable, кракен — это четыре тентакли, торчащие из канализации.
Хотя побег и был успешен, времени у героя осталось мало. Валет Мечей всё-таки смог узнать, где находится ключ, который приведёт его к Вековечному Мечу — далеко на севере, в развалинах аббатства на Скрюченном Побережье. Поэтому герой должен отправляться туда, а мать тем временем найдёт Терезу.
Чтобы попасть на Скрюченное Побережье нужно активировать древний портал, но когда герою удаётся это сделать, он обнаруживает, что путь к ключу закрыт магическим барьером. Мать связывается с ним с помощью магии и просит вернуться в гильдию: она видела в покоях Мейза книгу, которая как-то с этим барьером связана.
Но когда герой прибывает в гильдию, он обнаруживает, что Валет Мечей снова похитил его мать. Зато книга — на месте, а в книге записаны магические заклинания, которые нужны для снятия барьера. Поэтому герой возвращается к руинам аббатства.
Когда герой снимает барьер, он обнаруживает — как вы думаете, кого? — свою сестру Терезу, да ещё и в компании Мейза. Вернее сказать, Мейз удерживает сестру героя в плену. Увидев героя, он поначалу пытается лепить нелепые отмазки, но потом является сам Валет и тайное становится явным. И герой, и его сестра скованы магией и не в силах помешать происходящему.
Мейз проводит ритуал, Валет получает ключ, но в последний момент Тереза освобождает героя от магических оков, после чего случается долгая и нудная битва с Мейзом.- у меня она заняла примерно восемь минут реального времени.
Когда Мейз повержен, он в очередной раз переобувается в прыжке и раскрывает герою планы Валета. По крайней мере, Мейзу хватает духа признать, что он просто пытался примкнуть к наиболее сильной стороне — и что он, вероятно, выбрал не ту сторону.
Чтобы получить Вековечный Меч, Валет должен активировать четыре места силы. Герой бросается в погоню, но каждый раз Валет оказывается на шаг впереди него, хотя герои и помогают другие персонажи, с которыми он встречался в ходе своих приключений.
Разумеется, Меч Веков всё это время хранился в Гильдии. Валет получает заветный клинок, перерезав горло Алой Мантии на глазах у её сына.
Впрочем, это ему не помогает — потому что бой с Валетом тоже скорее нудный, а не сложный. Как и Мейза, Валета приходится колошматить несколько минут, только вот если в битве с Мейзом приходилось перемещаться по локации, то Валет практически не покидает центр зала.
Рано или поздно Валет терпит поражение. Тереза совершенно внезапно сообщает, что если герой убьёт её Вековечным Мечом, то получит невероятную силу.
Этим, признаться, она ввела в искушение даже меня, который большую часть игры был ангельски добрым героем. Либо, говорит Тереза, бросай меч в водоворот, чтобы никто и никогда больше к нему не притронулся, аминь. Нет бы просто сказать, что меч нужно выбросить. Ну никакого чувства самосохранения.
На этом, казалось бы, история должна завершиться. Однако в скором времени приходят новости от одного из старейших Героев гильдии, Жнеца — он говорит, что в Северных Пустошах творится что-то неладное и просит помощи. Чтобы попасть в Северные пустоши нужно решить несколько не особо сложных загадок.
На Северных Пустошах творят бесчинства Колдуны, и когда герой пытается выяснить, откуда они появились, он узнаёт, что Валет Мечей таки умер не до конца. Умерло лишь его человеческое обличие, и он возродится в новом, более могущественном, и произойдёт это за Бронзовыми Вратами, путь за которые закрыт.
Чтобы открыть путь, необходимо собрать души трёх героев — душу великого воина, душу героини и душу старого героя. Здесь даже есть неиллюзорный выбор, например, душу героини можно получить либо убив Дикую Розу — персонажа, который помогает нам с выполнением этого квеста, либо забрав душу своей покойной матушки — ну а что, не пропадать же добру. Собрав требуемые души, можно наконец сразиться с Валетом Мечей, который теперь предстанет в виде дракона, в последней, решающей битве.
После смерти, Валет предпримет попытку вырваться из небытия через свою маску, телепатически внушив герою, что тот должен эту маску надеть. Как я понимаю, тогда герой сам станет Валетом Мечей в полном соответствии со старой истиной — убивший дракона сам становится драконом. Но моя воля оказалась сильнее, так что маску я уничтожил.
А что в итоге?
Fable оказалась максимально неоднозначной игрой.
Мир, на который можно влиять и который реагирует на действия игрока — и при этом полное отсутствие иммерсивности в прохождении. Я пытался споить бандитов, которые на меня нападают и танцевал перед Дваклинка, чтобы его позлить — но это не работает. Маленькие локации стесняют свободу игрока, но зато на них происходит действительно много всего интересного. Молчаливый герой, и при этом — действительно классные диалоги и характеры неигровых персонажей. Клишированный сюжет, не слишком захватывающий воображение, но в то же время прекрасно поданный.
Наверное, самое важное — то, что играть в Fable интересно и сейчас. Когда куплю X-Box — обязательно пройду вторую часть — она, увы, на ПК не выходила. И наверное я всё же найду время, и вернусь в игру, чтобы открыть недооткрытые сундуки, принести глушвилльским детям ещё несколько книжек и всё же узнать, чем закончится та история с мальчиком, который объелся особых грибов.
Лучшие комментарии
Предлагаю к ознаКомлению
riper900Эмм у меня вопрос зачем было играть в переиздание когда оригинальная версия fable the lost chapters выглядит и играется в 100 раз лучше чем эта уродливая поделка?
> выглядит и играется в 100 раз лучше чем эта уродливая поделка?
Хз, мне так не показалось. Играл в ту версию, в которую комфортнее игралось мне.
riper900Я не осуждаю играй как хочешь но графон переиздание как по мне говно, оригинал с точки зрения графики выглядила отлично и выглядит отлично.
riper900А насчёт профиля в lost chapters там просто нужно оставлять default и всё игра будет нормально сохранять без проблем.
А ещё если там жениться на мужике, и замутить постельную сцену, на фоне тёмного экрана будут не стоны, а мужской крик боли)))
Ну вот да, это один из квестов, которые я не прошёл. Нашёл то ли два, то ли три гриба. Гуглить не захотел, это неспортивно.)
Вот и я не захотел в гуглю лезть.
Вот такого трэша я не знал)
Мне тут рассказали, что есть возможность переодеться в женщину и продать себя в борделе.
В смысле, в Fable.
Ох, Fable. Игра детства
Впервые узнал про неё от друга классе так в пятом, пека у меня не была, была пс1. Я от его рассказов офигел. Кастомизация героя, шрамы, привязка внешности к прокачке. Сразу же захотел поиграть. Компьютер появился только через 4 года, но я всё это время помнил про эту игру. Тут уже другой друг дал диск, пиратка с тремя играми, помимо Басни были Обливион и Sudeki. Я установил и наконец-то ворвался. Но История без хэппи энда, через пару дней игра начала рандомно вылетать с ошибкой. Я переустанавливал, полностью сносил сейвы и начинал сначала, ничего не помогло. Тогда я с денег подаренных на др купил лицуху на 4 дисках, уже с Lost chapters. Но хэппи энд не вышел, та же ошибка, так же рандомно.
Прошёл ещё три года. Я уже закончил школу, за отличную сдачу первой сессии родители подарили мне ноут, я взял свою лицензию и наконец-то прошёл. Нереально кайфанул.
Пару лет назад прошёл Anniversary на боксе по обратке, отлично играется. Из минусов э маленькие локации, надъедали загрузки. Но есть у игры шарм за который всё прощаешь. Выше писали, что Anniversary выглядит хуже, я согласен, но думаю тут решает ностальгия.
А вот вторая часть так и не смогла влюбить в себя. Брал у друга х360, чтобы в неё поиграть, прошёл, но нет столь ярких воспоминаний. После Anniversary решил перепройти вторую, но в итоге забросил. В третью играть не стал.
Прочитал блог и снова захотелось вернуться в Альбион…
А когда ты злой, то растут рога, вокруг тебя кружат мухи, а люди от тебя в панике бегут
Начинал играть в Fable Anniversari и бросил.Взял квест на поиск грибов в лесу а где их искать фиг его знает-на карте не отмечено.Так можно до Второго пришествия те гадючки искать.
Кмк, Fable неплохо состарилась с учётом переиздания, по крайней мере. То есть мне вполне комфортно игралось, только к камере чуть привыкнуть пришлось.
Наверное, того самого ощущения «из детства» уже не добиться, но всё же, но всё же… )
> А когда ты злой, то растут рога, вокруг тебя кружат мухи, а люди от тебя в панике бегут
Мухи — это лишнее, как мне кажется XD
в свое время играл в оригинал очень много. одна из любимых игр. спасибо за обзор и ностальгию
Рад, что обзор нашёл своего читателя)