3 февраля 2022 3.02.22 8 860

Человек-паук — герой от народа

+9

Мы сейчас переживаем самый настоящий паучий ренессанс. Человек-паук стабильно с 2016 года ползет вверх, все больше и больше обрастая контентом. Выбравшись из информационного вакуума, паучок уже в 17-м году получил очередной сольник, с очередным перезапуском персонажа, теперь с Томом Холландом. Годом после, фанатов радуют AAA эксклюзивом на PS4 про дружелюбного соседа. В том же 2018-м в кино выходит ставший хитом мультфильм о спайдерверсе. Также на больших экранах вновь появился Веном, на этот раз в собственном сольнике, но сам фильм, конечно… спорный. На этом все не закончилось, Человек-паук вновь нужен людям, и это неудивительно. Так почему мы любим этого персонажа, и как Стэн Ли создал героя на века?

Немного истории

В этом году Человеку-пауку, как персонажу и образу, исполняется 60 лет, ведь именно в 1962 году состоялось его первое появление в комиксах на страницах «Удивительной Фантазии № 15». Многие, наверное, в курсе, но, на всякий случай, упомяну, что изначально у дружелюбного соседа не было собственной линейки комиксов, поэтому дебютировал он в другой, дабы Стэн Ли мог прощупать отношение читателей к новоиспеченному герою. Дело в том, что, несмотря на полную уверенность в успехе, сам Стэнли Либер осознавал, что идет на риск, создавая подобного персонажа. Все опасения тогда высказал Мартин Гудмен, который являлся боссом Стэна и издателем в Marvel Comics. Мартин говорил: «…люди не любят пауков, нельзя назвать героя Человеком-пауком; ни один подросток не может быть героем, а может быть только аутсайдером; и герой должен быть отважным, а не прыщавым ребенком, который непопулярный и слабый». Это высказывание Гудмена хорошо показывает срез того времени, ведь в самом издателе проблем нет, по Словам Стэна Ли Мартин Гудмен умел очень хорошо подстраиваться под любые изменения на рынке комиксов и прекрасно умел зарабатывать деньги, однако был совершенно лишен амбиций.

Супергероика серебреного века комиксов представляла собой засилье различных сверхлюдей, чьи образы были недосягаемы для обычного человека. Придя в индустрию комиксов, Стэн Ли пытался это исправить, создав фантастическую четвёрку и наделив их в первую очередь человеческими качествами. Они вели себя, как обычные, живые люди, которых судьба наделила необычными способностями, так что создание Питера Паркера является логичным развитием идей Стэна Ли. Гудмен же наотрез отказался выпускать комиксы про Человека-паука, именно поэтому, чтобы сгладить возможные риски, стенолаз впервые появился в не самом популярном журнале Marvel, который читатели и так особо не потчевали. Так что, в случае провала, Марвел просто разведет руками и дальше продолжит пресмыкаться перед трендами индустрии.

Но, не тут-то было, очередному 15-му выпуску «Удивительной фантазии» было предрешено стать самым дорогим комиксом в истории и изменить ход индустрии.

Наши дни

Наступил 2022 год, а паук все еще на пике, недавно отгремела премьера третьего фильма паука с Холландом «Нет пути домой», где не в последнюю очередь благодаря влажным фантазиям фанатов, растекающимся по сети, в картине заявилась вся старая гвардия паучков вместе со злодеями прямиком из прошлых киноадаптаций. Кто вдруг мечтал увидеть паука Николаса Хэммонда из телесериала 70-х годов, мои соболезнования (мало ли, вдруг такие были). В общем, по случаю настолько масштабного события в мире кинокомиксов, вновь всплыли старые споры о том, кто же тот самый паук, правда, в этот раз желчи отовсюду меньше. Так как сами паучки на экране (Том Холланд, Эндрю Гарфилд и Тоби Магуайр) создавали настолько приятную химию, что как-то не хотелось никого ругать. В отличие от 2017 года, когда на экраны вышел первый фильм в трилогии Холланда. Тогда-то всех буквально рвало, со всех уголков интернета слышались крики «Тоби лучший паук!», «Нет! Холланд самый каноничный из всех!», « Да вы вообще видели Гарфилда!?». Хорошо хоть на помощь обделенному Гарфилду пришли фанаты, которых раньше вообще как будто и не было. Но в остальном это был Вьетнам. И вот он повторился. Страшно заходить в любые обсуждения под постами, где хоть как-то упоминается Человек-паук. Единственное хорошее, что несут вторые паучьи войны, так это реабилитация дилогии Марка Уэбба с Эндрю Гарфилдом в главной роли.

Но давайте все же сосредоточимся на самом образе дружелюбного соседа и на тех аспектах, что отличают его от остальной супер братии. Ведь паук это единственный герой, у которого «Человек» в имени — не просто часть прозвища. То, насколько много и качественно уделяется внимания жизни Питера Паркера, воистину поражает. О чем вообще говорить, если первые выпуски паука его сольной линейки были посвящены тому, что Питер пытался заработать денег для тети Мэй. После смерти дяди Бэна их и без того скромный бюджет окончательно обмельчал, и как же хорошо показали эти моменты Рэйми и Уэбб в своих фильмах, и насколько же сильно Уоттс забил на это все болт в своих. В принципе, «каноничный» паук был довольно странным и за эти 60 лет его существования образ претерпел ряд изменений, которые теперь считаются за канон. Начать хотя бы с того, что дядя Бэн никогда не читал Питеру нотаций на тему «большая сила — большая ответственность». В оригинальном выпуске 15-й фантазии, эти слова принадлежат Стэну Ли, которые он проговаривает после смерти дяди, по вине Питера.

Также все эти ссоры и недопонимания в семье Паркеров, особо обостренные в момент перед смертью любимого дяди, это также придумка, которая, скорее всего, пошла от Алтимейт версии паука (серия комиксов о Человеке-Пауке, являющаяся переделкой основной серии) и которая плавно перекочевала в кино Рейми и Уэбба. Так как в оригинале, в семье Питера души не чаешь. При этом, первой мыслью паучка, после смерти дяди Бена, было ограбление банка, которое казалось довольно простым выходом из плачевной материальной ситуации благодаря новообретенным силам героя. Справедливости ради, Питер сразу же отказывается от гнусных мыслей, но факт остается фактом. При прочтении первых выпусков складывается впечатление, что перед нами ориджин злодея, нежели героя.

Стен Ли создал неоднозначную личность, изначально без каких-то явных намеков на геройство. Все, чем занимается Паркер в первых выпусках, так это пытается исправить их с тетей материальное положение за счет новоприобретенных способностей. Даже такой странный подход для создания, напоминаю, супергероя выделяет ряд интересных особенностей, а для комиксов 60-х годов, так и вовсе революционных. Брайан Майкл Бендис доработал формулу, созданную Стэном Ли, и написал ранее упомянутого Алтимейт паука, углубив Питера Паркера как личность, а также создав ему не менее живое окружение. Культовый статус этого паучка сложно оспорить. Первые две киноадаптации вдохновлялись некоторыми моментами из комикса. А диалог, который происходит между дядей Бэном и Питером по поводу его отца и безответственности в Алтимейте так и вовсе практически слово в слово перенесен в фильм Марка Уэбба.

Так же, напоминаю, что в кинематографическую вселенную марвел перекочевала именно Алтимейт версия Ника Фьюри. И, думается мне, что менее толково сделанная конфронтация между Фьюри и пауком была оммажем к их взаимоотношениям в Алитмейте.

Довольно странным решением оригинала является то, что после смерти дяди у Человека-паука ничего не щелкает в голове, ведь он также продолжает свои публичные выступления, дабы получать хоть какие-то деньги. До того момента, как Джей Дж она Джеймесон не настраивает общество против паука (обычное состояние для Джеймесона). После, мухолова просят уйти со сцены, ведь имидж паучка безнадежно испорчен. И это еще один момент, который железобетонно вписался в его образ. В очередной раз Питер оказался опрокинут судьбой, он лишился любимого дяди, город его ненавидит и ему с тетей все еще нужны деньги.

Наш дружелюбный сосед

Взаимоотношения жителей Нью-Йорка и Человека-паука также являются важной частью образа персонажа. Моменты, когда город настроен против героя, переполнены бессилием перед толпой. Питер спасет людей, которые льют на него помои при любой допущенной им ошибке, что в очередной раз забрасывает паука в лигу аутсайдеров и делает судьбу героя еще более тяжелой. Взаимоотношения города и Паркера это сложная материя, которую сценаристы крутят, как могут. Люди Нью-Йорка любят Человека-паука также рьяно, как и ненавидят. Но в те минуты, когда наш дружелюбный сосед получает поддержку обычных людей, ради которых он каждый день рискует жизнью — одни из лучших. Второй Человек-паук Сэма Рейми, сцена с поездом, так плотно отпечаталась в памяти каждого, кто смотрел этот фильм, что стала одной из самой узнаваемой во франшизе. Первая часть Марка Уэбба, сцена с подъемными кранами, каждый раз ком в горле от захватывающего пафоса и эмоционального накала в этот момент. Суть персонажа и его нелегкой жизни, переданные одной сценой. Еще в «Человек-паук: Через вселенные» моменты, где нам показывают реакцию людей на новость о том, что Человек-паук погиб, также не оставляют зрителя равнодушным. В более легкой манере, но не менее верно, тезис «Дружелюбный сосед» раскрывается в Возвращении домой, когда паучок помогал жителям Квинс в их мелких неурядицах.

Сделав настолько приземленного персонажа, Стэн Ли смог выдержать тонкую грань. Питер Паркер не миллионер, не пришелец и не гениальный ученый, он не воевал с Гитлером и не участвовал в межгалактических войнах — заурядный школьник с незаурядным умом. Ему интересна наука, он добрый парень и всегда на своей волне. Он умеет лазать по стенам и раскачиваться на паутине. У него есть принципы и ответственность, которую он каждый раз берет на себя, он сильный, умный ловкий и смелый. Мы чувствуем какое-то единение с персонажем, мы понимаем его, но при этом, нам есть и чему научиться у паука. Поэтому нам становится внезапно просто ассоциировать себя с супергероем. Ведь при всей своей фантастичности, персонаж вышел настолько живой, что любовь к нему находится глубже тезисов: «Ну, он такой классный супергерой, цветастый, веселый, сильный и молодой». А в историях, когда пауку все-таки выдается шанс куда-то выбраться за пределы своего родного Нью-Йорка, то персонаж зачастую становится обычным супером в трико, теряя лютую долю своего шарма.

Хочется вспомнить трейлер фанатского фильма по пауку Spider-Man Lotus, в котором присутствует примерно ноль экшена, автор смог уловить ту самую суть персонажа, из-за чего, лично у меня, каждый раз встает ком в горле от просмотра. Как я понял, фильм будет частично основан на лимитке Человек-паук Грусть, в которой повествуется о том, как Питер каждый год в день Святого Валентина вспоминает смерть Гвен Стейси. Паркер записывает на диктофон свой рассказ об их роковом романе и о том, какой сильный оставил он после себя отпечаток в душе Питера. Помимо этой ветки, в трейлере показывают как сломленного после смерти любимой девушки паука просит о встрече неизлечимо больной мальчик, являющийся его фанатом и желающий увидеть своего кумира, пока для него не стало поздно. Фильм должен выйти уже этим летом, это мы ждем.

Человек-паук, это про молодость, про взросление, про личные проблемы и переживания. Insomniac доказали, что можно сделать великолепную историю, даже про повзрослевшего Питера. Чего стоит открывающая сцена в игре, когда вместо оплаты счетов паук летит скорее на задержание Кингпина. А затем походу сюжета Паркера выселяют из квартиры, а вещи выбрасывают на свалку, и мы проходим квест, где в костюме Человека-паука шаримся по мусоркам в поисках своих вещей. Гениально.

И в этом весь Человек-паук. Он постоянно ошибается, рефлексирует и живет на своей волне, из-за чего в школе он и был аутсайдером. Это ключевой момент. Ему необязательно быть нердом и заучкой, чтобы к нему цеплялись хулиганы. Если такой типаж был хорош для 60-х, то в наши дни, это необязательно так. Когда смотришь на Питера Паркера Тома Холланда, то, конечно, возникает диссонанс, так как он прекрасно ладит с одноклассниками, участвует с ними на олимпиадах и является важным членом команды. А совершенно вымученные попытки здешнего Флеша как-то насолить Паркеру смотрятся абсолютно нелепо. Складывается ощущение, что тут Флеша буллят больше, чем Питера.

И раз уж зашла речь о пауке Холланда, то вставлю свои пять копеек. Первый сольник, хоть и являлся слишком уж легким по тону, но как фильм о становлении персонажа смотрелся худо бедно неплохо. Второй же, по сути, носит в себе абсолютно тот же месседж и вообще является тем самым филлерным пляжным эпизодом из аниме. При этом это полноценный сиквел, который повествует ни о чем. Питер никак не повзрослел, не научился брать ответственность, а после смерти Старка, просто нашел себе нового папочку в лице Фьюри. А, если вспомнить, что между первой и второй частью сольника паук успел побывать в космосе, умереть, воскреснуть и сразиться с Таносом. То как-то совсем печально становится за совершенно неразвившийся характер персонажа.

Но, что касается третьего фильма, то многие из-за брюзжания и истекания желчью на обилие фансервиса не заметили буст паука Холланда, как личности. За свои действия он получил сполна и теперь вынужден справляться своими силами совершенно один, как Человек-паук.

Споры на тему лучшего/худшего паука достигают каких-то совершенно сюрреалистичных масштабов. Когда вы говорите, что Человек-паук Тоби Магуайера — это мямля и нытик, который никак не разберется в себе, вы, наверное, забываете, что вам самим иногда в магазине трудно выбрать между принглсом по скидке и сухариками три корочки с соусом. Когда вы говорите, что Человек-паук Эндрю Гарфилда — безответственный и эгоистичный, то вы бы на его месте правда отказались от любви всей жизни из-за какой-то мифической угрозы, которая может быть, а может и не быть? Вспомним еще тот факт, что Гвен была единственным близким другом Питера. И вам бы хватило ума и наглости сказать «нет» умирающему отцу на его просьбу не впутывать Гвен? Мое почтение, в таком случае. И, да, в итоге паук Гарфилда трижды пожалел обо всем этом, о своей роковой ошибке. Но в этом и вся соль персонажа.

За героя Тома Холланда мне сложно говорить, ведь я им в итоге проникся только к третьему фильму, до этого все замечания в его сторону я считаю оправданными. Ему было слишком уж тесно в киновселенной марвела и теперь, когда у него не осталось никого, будет интересно посмотреть, как он себя проявит. Все высказывания на тему «да ему же 15!», абсолютно не котируются. Все познается в сравнении. Паук от Insomniac рассказывает, что когда ему было 15 лет, Кингпин проткнул его катаной, из-за чего тот чуть не скончался. А Мери Джейн, которой на секундочку тогда тоже было 15, пришлось впервые в жизни зашивать Питера.

Другой пример Алтимейт паук, который в свои 15 без разбору лез на всех бандитов Нью-Йорка в одиночку. Естественно, получал от них, от того же Кингпина, когда тот снял с паука маску и стал издеваться над малолетним стенолазом, пообещав найти и вырезать всех, кто был дорог Питеру. Тот же Норман Озборн, который знал секрет Питера и держал его на коротком поводке. Ну, и, в конце концов, смерть Питера, когда ему только-только исполнилось 16. У Паука был прострелен бок, и он все равно ввязался в драку с 5-ю его злейшими врагами одновременно, с врагами, которых он кое-как мог остановить поодиночке. Но под угрозой оказалась семья Питера. Человек-паук победил, но из-за полученных ран он погиб. Последнее, что Питер сказал — «Все хорошо. У меня получилось», с улыбкой на лице, он был счастлив, что смог защитить своих близких.

За счет своей живости, Человек-паук в правильных руках, может дарить удивительные приключения и эмоции. Мартин Гудмен не смог развидеть потенциал Человека-паука, но благодаря стараниям Стэна Ли и Стива Дитко, мы и по сей день можем радоваться, грустить, злиться и рефлексировать с нашим дружелюбным соседом, который на своем примере и своих неудачах, показывает нам, что с большой силой приходит большая ответственность.


Лучшие комментарии

Спасибо за интересный блог. По поводу паука в исполнении Холанда у меня схожие мысли были по поводу его раскрытия в первом и втором фильмах. 

Хотя можно кое-где немного поспорить

Человек-паук Тоби Магуайера — это мямля и нытик, который никак не разберется в себе

Да и тем не менее его все равно любят. Конечно, жаль, что Паркер в исполнении Тоби получился каким-то уж через чур задротом и пай-мальчиком. Впрочем ЧП от Рейми в принципе получился какой-то простенький и наивный даже, поэтому в этом контексте характер Паркера смотрится не так уж плохо.

Человек-паук Эндрю Гарфилда — безответственный и эгоистичный, то вы бы на его месте правда отказались от любви всей жизни из-за какой-то мифической угрозы, которая может быть, а может и не быть?

Любовь всей жизни в 17 лет. Знаем знаем.

Ну а если серьезно, то безответственный он потому, что как раз таки дал обещание умирающему бате не подвергать его дочь опасности (что неоднократно происходило в борьбе с ящером), а в итоге он с улыбочкой говорит: «А я так люблю нарушать обещания». Как минимум он тот еще мудак при таком поведении. За что в итоге и поплатился. Да и в целом Гарфилд в образе не только Паука, но и Питера Паркера ведет себя очень нагло.

Не знал, что Паук обошёл Супермена по стоимости. 

Про любительский фильм не слышал, надо глянуть. История с ребёнком отсылает к комиксу The kid who collects Spider-Man

Поправь меня, если я не прав, но я всегда думал, что смерть дяди Бена была важным катализатором для Питера для осознания того к каким печальным последствиям может привести твоё действие/бездействие.

Забавно, что в оригинальном комиксе как будто и нет с:

А в фильмах с Гарфилдом будто был взят немного другой курс. После смерти дяди он превращается в мстюна одержимого убийцей дяди. Это продолжается ровно до того момента пока батя Гвен за семейным ужиным не сказал как есть, что чел в маске носится по городу и избивает бандитов. После чего происходит сцена с ящером на мосту, когда вместо поимки Коннорса паук спас пацана, вот тогда у него и щёлкнуло.

Я то в целом согласен, что Гарфилд прям оторва (просто мне импонирует). Но с другой стороны у нас Холланд, который эту линию ответственности/безответсвенности смог дожать только к третьему фильму, а до этого был детский сад с двумя папами

Тоби получился каким-то уж через чур задротом и пай-мальчиком. Впрочем ЧП от Рейми в принципе получился какой-то простенький и наивный даже, поэтому в этом контексте характер Паркера смотрится не так уж плохо.

Это какой-то парадокс Рейми. Его вселенная хоть и цирк мемный, с этими диалогами и разными забавными сценками, но при этом довольно жёсткая. Каждый раз получаю какое-то эстетическое наслаждение с моментов, когда у Тоби уже лица на лице нет от побоев и весь костюм в дырках. Но при этом сам мир вокруг такой причудливо придурковатый и это в общем-то круто, поэтому даже не считаю сцены с булли Магуайером в третьей части чем-то плохим. 

Ну а если серьезно, то безответственный он потому, что как раз таки дал обещание умирающему бате не подвергать его дочь опасности (что неоднократно происходило в борьбе с ящером), а в итоге он с улыбочкой говорит: «А я так люблю нарушать обещания». Как минимум он тот еще мудак при таком поведении. За что в итоге и поплатился. Да и в целом Гарфилд в образе не только Паука, но и Питера Паркера ведет себя очень нагло.

И это круто, паук про ответственность в равной степени как и про её отсутствие. Мне очень жаль, что трилогия не завершилась, потому что хочется верить, что третья часть была бы финалом истории о безрассудстве. Паук как по мне должен совершать ошибки и порой перегибать палку, потому что он такой же человек, как и все мы, в первую очередь. Поэтому я и не могу судить его ни за один дерьмовый и неправильный поступок в дилогии. 

Забавно, что в оригинальном комиксе как будто и нет с:

Значит я просто проецирую это с мультсериала 90х :)

Наверное по этой же меня так коробит поведение Гарфилда. А по поводу Холланда согласен, ощущение нереализованного потенциала есть. 

И это круто, паук про ответственность в равной степени как и про её отсутствие

Да я и не против, но это какой-то перебор. Есть же какая-то грань, когда ты совершаешь дерьмовый поступок -> осознаешь что поступил плохо -> пытаешься это исправить, и когда ты заранее понимаешь, что поступок дерьмовый и не совершаешь его. Конечно, круто, что Паучок такой же человек, как и мы и тоже косячит. НО, как мы знаем, с большой силой приходит большая ответственность (фраза банальная, но в реальности не всегда мы ее прочувствовать можем), а значит и цена твоим косякам теперь гораздо выше, что сильно мотивирует думать головой и стараться не косячить. В этом плане показательна судьба дяди. Поправь меня, если я не прав, но я всегда думал, что смерть дяди Бена была важным катализатором для Питера для осознания того к каким печальным последствиям может привести твоё действие/бездействие. В фильмах с Гарфилдом этого осознания как будто и не происходит. Пока не умирает Гвен. В этом ключе действительно было бы интересно увидеть 3-й фильм.

Читай также