2 февраля 2022 2.02.22 4 1597

От лутбоксов к NFT

+23

Котята говорят «мяу», собачки говорят «гав», а Ubisoft говорит «NFT это полезно, а вы ничего не понимаете».

Мы, игроки, довольно часто платим за то, что делают разработчики и издатели, даже когда не просим их об этом. Фотореалистичная картинка, перенасыщенные объектами миры, огромные и пустые пространства, процедурная генерация и автоматизация при создании игр — нередко мы оплачиваем то, в чем нет необходимости. И расплачиваемся мы не только когда приобретаем игру, но и когда покупаем новую консоль или более современное железо для ПК.

Но и этого мало. Я решил обозначить связь между лутбоксами и NFT, поскольку в обоих случаях разработчики стараются заработать на игроках, призывая продолжать тратить деньги после покупки игр.

В начале немного поговорим про лутбоксы и микротранзакции. Первый раз лутбоксы я увидел 10 лет назад, в игре Team Fortress 2.

Та самая «шапочная революция».
Та самая «шапочная революция».

Ящики с украшательствами, насмешками и пушками разных свойств и раскрасок. Чтобы их открыть — нужны ключи, которые приобретаются отдельно за реальные деньги. Позже появились кейсы в Counter Strike Global Offensive. И не будем забывать про ящики в Dota 2. Идея создания торговой площадки принадлежит бывшему экономисту Valve Янису Варуфакису, который теперь является и бывшим министром финансов Греции. Гейб Ньюэл, активный читатель его блога, лично пригласил Яниса на работу в свою компанию.

Так любимая мной компания Valve была одной из тех, кто популяризировал атаку на кошельки игроков. Благодаря работе Яниса, Valve смогли перевести TF2 на рельсы Free-to-play, организовали обмен предметами между игроками и обмен предметами между играми компании. Но основную массу негатива я услышал после громких новостей об Overwatch, FIFA, Battlefield 1 и, конечно, Star Wars: Battlefront II (2017), после которой лутбоксы были признаны социальной болезнью.

Да, лутбоксы были задолго до того, как о них начали громко говорить. Вопрос в том, насколько они влияют на игровой процесс? Насколько реальные деньги должны влиять на то, как вы играете?

Если вы открываете ящик в той же Team Fortress 2, то получаете цветастую пушку с эффектами и звездочками. Или еще одну насмешку, которой можно похвастаться. А остальные смотрят на вас и говорят — господи еще один. Ну ладно, давай покажи еще. Открыв кейс в играх TF2 или CS: GO, вы не сможете повлиять на игровой процесс. Это будет косметика, либо редкое оружие, которое можно продать на торговой площадке.

Модное оружие CS: GO любых расцветок за ваши деньги
Модное оружие CS: GO любых расцветок за ваши деньги

Но вот у нас под боком множество донатных игр самой разнообразной свежести. И без своих денег в них играть почти невозможно. Либо практикуйте буддизм, ищите внутренний покой и подавляйте желание разбить то, на чем играете.

Вспомните про патент Activision о системе подбора матчей, склоняющей игроков к покупкам виртуальных предметов. Согласно патенту, система подбора должна подстроиться под игрока, чтобы он не пожалел о совершенной покупке, а другие игроки должны захотеть получить такое же оружие.

Приложения к тому самому патенту Activision 2017 года
Приложения к тому самому патенту Activision 2017 года

И знаете что? Мир привык. Лутбоксы стараются регулировать, когда они приобретают черты казино, но внутриигровые продажи и ценности уже никуда не денутся. Как и обмен этими ценностями между игроками.

А теперь давайте обсудим NFT. Что такое вообще блокчейн? Это база данных и набор программного обеспечения. Этот софт позволяет хранить базу данных одновременно на нескольких машинах и синхронизировать, используя алгоритмы согласования и подтверждения записей в эту базу. В случае с криптовалютами Bitcoin и Ethereum, это Level DB, база данных с открытой лицензией, написанная на языке С++. Она написана Гуглом для своих серверов для хранения данных Гугл Хрома. Еще ее можно встретить в Автокад 2016.

LevelDB: ветка базы данных Ethereum, позаимствованная из ветки разработки ядра Bitcoin
LevelDB: ветка базы данных Ethereum, позаимствованная из ветки разработки ядра Bitcoin

То есть это просто база данных, запись в которую производится с помощью специфичного софта, со своими стандартами. Просто другая форма хранения записей. Вместо обычной базы данных, софта, бэкапов и администрирования, в случае блокчейна это база данных, софт, отдельные ноды и майнеры.

Есть ли преимущества у такой формы хранения базы данных, как блокчейн? Со всеми этими безопасностью, шифрованием, децентрализацией. Как показало время — нет. Сейчас криптопроекты в принципе перестали скрывать, что всё это делается исключительно ради зарабатывания денег. 3-4 года назад было модно двигать проекты в массы, рассказывая как это изменит мир. Да, мир изменился, только не в лучшую сторону. Криптовалюты это до сих пор замкнутая вещь в себе, которая кроме теневых операций и сбора донатов больше не нужна. Добавим невероятно задранные цены на видеокарты, невозможность приобрести их в принципе. И не забываем про гигантскую нагрузку на электросети, зачастую нелегальную.

На CMC (сайт, отслеживающий цены и криптовалюты), начиная с 2013 года, зарегистрировано более 17 тысяч криптовалют
На CMC (сайт, отслеживающий цены и криптовалюты), начиная с 2013 года, зарегистрировано более 17 тысяч криптовалют

Какие преимущества у NFT перед той же торговой площадкой Steam? Когда сама компания-организатор делает свою торговую площадку/биржу, она получает свой процент от каждой сделки. И с другой стороны — можно не заниматься созданием и поддержкой базы данных и площадок для совершения транзакций. Достаточно просто взять готовое и популярное и наклепать картинок с блестяшками. А техническую часть обеспечат майнеры, благодаря которым видеокарты… ну вы знаете.

Всё ради прибыли, конечно же. Если бы хотели улучшить ваш игровой опыт, то улучшали бы. Какая разница для потребителя, каким образом хранятся сведения об аккаунтах, игровых предметах и сделках? Чтобы между играми можно было перемещать предметы, блокчейн совсем не нужен. Нужна лишь договоренность между издателями, а также непосредственное участие разработчиков игр. 

За достижения в Poker Night 2 можно получить предметы для Team Fortress 2
За достижения в Poker Night 2 можно получить предметы для Team Fortress 2

В игре Poker Night 2 есть достижения, при разблокировке которых можно получить эксклюзивные предметы в Team Fortress 2. Важное отличие — ими нельзя торговать, они не подлежат обмену. Это исключительно ваши вещи за ваши достижения. Но опять же — это совместное решение компанией Valve и Telltale Games. Poker Night 2 выпущена больше 8 лет назад.

Кроме того, в игре Portal 2 можно использовать некоторые предметы из игры Team Fortress 2, которые находятся в рюкзаке ("переходящие аксессуары").

Это было сделано без блокчейна, без криптовалют. И всё это можно делать и сейчас, поскольку, напомню — это всё записи в базе данных.

Принесут ли NFT пользу играм? Технология NFT показала себя еще в 2016 году, когда заработал проект Pixelmap в рамках блокчейна Bitcoin. Но в то время в сфере криптовалют не было настолько больших денег, как сегодня, поэтому Pixelmap перезапустили в 2021 году, продав первые 3000 плиток с пикселями за 3,3 миллиона долларов.

Pixelmap (2016), вдохновленная The Million Dollar Homepage
Pixelmap (2016), вдохновленная The Million Dollar Homepage

А дальше — Cryptokitties на Ethereum с многомиллионными инвестициями. И вот уже Konami заработала свои 156 тысяч долларов за три дня, продав пиксели. И с каждой последующей перепродажи NFT-токенов будет получать свою комиссию.

Самая дорогая картинка из серии артов Castlevania была продана за 26,5 тысяч долларов
Самая дорогая картинка из серии артов Castlevania была продана за 26,5 тысяч долларов

А какая польза для игроков? Засилие примитивных игр для заработка, криптовалютные торгаши в игровых чатах, ну может лутбоксы уступят место новомодным технологиям отъема денег.

Еще это пойдет на пользу Ubisoft. На днях прошла новость о закрытии Hyper Scape. Действительно — если в игре нет людей, и нет продаж, зачем держать сервера? Но не в случае с NFT. В игры будут заходить, чтобы получить предметы для последующей перепродажи. Люди будут сидеть в самых скучных по оформлению и унылых по геймплею играх, если смогут получать ликвидные товары. Это вам не геймеры, которые воротят нос и критикуют смелые экспериментальные решения. Запустить игру на закате тренда и запустить игру с возможностью заработка — это разные вещи. Правда, аудитория тоже будет разной. Но может Ubisoft такое вполне устраивает.

Трой Бэйкер, заслуженный Букер ДеВитт всея Bioshock, получил море критики, заявив о сотрудничестве с NFT-платформой, соцсети которой появились в ноябре 2021 года, и которую уже уличили в краже чужой голосовой записи, а также в факте использования технологии от бесплатного сервиса. Трой Бэйкер получил кучу гневных отзывов, включая негативную реакцию от директора Obsidian Джоша Сойера, и через некоторое время изменил решение.

Трою Бэйкеру потребовалось 2 недели, чтобы перестать сотрудничать с NFT проектом
Трою Бэйкеру потребовалось 2 недели, чтобы перестать сотрудничать с NFT проектом

В январе 2022 проект Blockverse предложил игрокам в Minecraft свою версию криптовалютного заработка — игровой сервер, в котором игроки могли бы зарабатывать. Главное условие — игроки должны заплатить за вход на сервер, приобретая у разработчиков NFT-токены. Собрав более 1 миллиона долларов, разработчики исчезли. Анонимная команда так ничего и не запустила.

Не так давно тот самый Янис Варуфакис (состоящий сейчас в парламенте Греции), в интервью порталу Crypto Syllabus сказал, что NFT не представляют из себя угрозы. Технически — так и есть. Это не хорошо и не плохо. Это просто повторение того, что уже существует, только в ином исполнении, с новой ультрасовременной оберткой, модными словами и популярными нынче говорящими головами. Вопрос в том, с какими намерениями это собираются внедрять в игры. Игровое общество возмущено не потому что не приемлет что-то новое, а потому что понимает, какие за этим стоят намерения.

Этими благими намерениями выложена дорога к легкому заработку, эксплуатируя громкие высказывания о метавселенных, идеальном цифровом мире, децентрализации и продаже пикселей на аукционах. Низким качеством игр, отсутствием законодательной базы, обилию мошенников в сфере блокчейна, и… ну, видеокарты по-прежнему сложно купить.


Лучшие комментарии

Скоро придумают как вытащить бабки с игрока не волнуйся.

Ждем появления мастодонта НФТ-Фортнайта. Только если первый контентом хотя бы накачивается, то второй каждый день будет радовать «игроков» новыми скинчиками :(

 Я же правильно понимаю, что НФТ, и децентрализованные фичи в принципе, подразумевают, что данные о том, что и к какому аккаунту привязано, что и кто кому перепродал, будут хранится не на обслуживаемом компанией сервере, а на бедных компах всех (или большинства) пользователей? То есть вместо одной+резерв записей, в случае успешной игры будет миллион? 

Читай также