4 января 2022 4.01.22 1 1385

30-летнее ожидание || Гайд-обзор Super Robot Wars 30

+8

Всем привет! Среди игр в жанре меха 22 октября 2021 года произошло важное событие — пошаговая стратегия с элементами новеллы  Super Robot Wars 30 стала первым проектом из данной франшизы, который преодолел границы азиатского рынка. На торговой площадке Steam ранее уже выходили Super robot wars X и Super robot wars V, но из-за ограничений по авторским правам эти игры не получили версию для западных игроков, хотя и были переведены на английский язык. Теперь же, в честь 30-летней годовщины Super Robot Wars, каждый игрок получил шанс ознакомиться с этой игрой как на персональном компьютере, так и на консолях PlayStation 4 и Nintendo Switch.

 

Сюжетная основа и принцип миссий

Первым делом я хотел бы рассказать о сюжетном повествовании. Если кто не знает, франшиза Super robot wars специализируется на создании всевозможных кроссоверов, где фигурируют различные мехи и роботы. Изредка к ним присоединяются франшизы, в которых есть только космические корабли, например, Captain Harlock или Cowboy Bebop.

На декабрь 2021 года в Super Robot Wars 30 представлены персонажи, мехи и роботы из 24 анимационных произведений, трех игр и двух вариаций, содержащих черновые варианты, не получившие адаптации. Вероятно, в будущем этот список будет пополняться с помощью бесплатных и платных DLC, так как продажи у игры очень высокие.

Если вы не знакомы ни с одной из франшиз, участвующих в Super Robot Wars 30, то из-за этого не стоит переживать. Данная часть не связана с предыдущими играми, а асе важные моменты подробно и поэтапно объясняются в диалогах между главными героями. Особые события, о которых игрок может захотеть узнать чуть больше, выведены в отдельный справочник. Причем в него можно выйти как из главного меню, так и в ходе беседы через нажатие на слово, выделенное подсвеченной гиперссылкой. 

Перед релизом Super Robot Wars 30 компания Bandai даже открыла безлимитный просмотр 17 анимационных произведений на личном канале Bandai Channel. Тем самым они позволили без каких-либо сложностей ознакомиться с оригиналами.

Персонажи SSSS.Gridman
Персонажи SSSS.Gridman

В самой игре основной сюжет грамотно сплетен из историй первоисточников. А всё это происходит благодаря четко выверенному курсу в процессе написания сценария. Самое главное в такой работе — это осуществить взаимодействие персонажей из разных вселенных таким образом, чтобы новая история не портила исходные материалы.

Возьмем, к примеру, одного из новичков в этой серии, а именно SSSS.Gridman. В миссии, где впервые показывают главных героев этого произведения, первые 20 минут вкратце повторяют оригинальный сюжет. Затем в его и без того странный мир попадают как новые враги, так и персонажи других франшиз. После знакомства и взаимопомощи герои объединяются в один отряд, и уже в последующих миссиях протагонист из SSSS.Gridman принимает активное участие в событиях, которые не могли бы произойти в его оригинальной истории.

Таким образом, в Super Robot Wars 30 из каждой франшизы взяты некоторые положительные персонажи и их вечные враги. Поэтому в определенные моменты на отряд игрока будут нападать остатки Зеонской империи из Гандама, Кайдзю из Gridman, захватчики из Getter Robo, мехи королевства Зилкстан из Code Geass и многие-многие другие.

Естественно, чтобы это всё правильно взаимодействовало нужно некое событие, которое и будет являться скелетом для всего остального. Данная функция отведена оригинальным персонажам, созданным специально для Super Robot Wars 30. Девушка по имени Митцуба является капитаном боевого корабля-носителя Dreisstrager, построенного Силами Земной Федерации. Именно это место будет основной базой для всех новоприбывших героев. Основная их миссия — положить конец военным конфликтам, приведя мир в состояние мира и покоя.

Митцуба  моментально завоевала сердца фанатов
Митцуба моментально завоевала сердца фанатов

Перед запуском кампании игрок может выбрать одного из двух главных героев: парня Эйдж Сайнклаус или девушку Аз Сайнклаус. Одна и та же фамилия выбрана не просто так, и по сюжету между ними есть определенная связь. Следовательно, и характеры прописаны у них по-разному, отчего диалоги в ходе повествования будут различаться.

Кроме этого, игрок должен выбрать, как начнется кампания: либо старт пройдет на планете Земля, либо на космической станции. От этого решения зависит последовательность встреч с другими персонажами. В космосе первым делом вы познакомитесь с героями Gundam V и Majestic Prince, а вот на Земле новичками на Dreisstrager станут герои из Mazinger Z и Combattler V. Других сильных изменений замечено не было.

Что касается самих миссий, то их можно разделить на следующие группы:

  • Основные события, продвигающие сюжет вперед;
  • Дополнительные сюжетные эпизоды, расширяющие историю основной кампании;
  • DLC, в которых проводится найм новых героев или же рассказывается история, предшествующая основным событиям;
  • Поиск сокровищ, где при выполнении указанных действий игрок получает мощный элемент для меха;
  • Квесты для получения нового суперудара у выбранного меха;
  • Битвы с ранее побежденными боссами, но с большей армией, или же нужно пережить несколько волн врагов с минимальным количеством союзных юнитов.
Миссии можно выбирать как из обычного списка, так и на глобальной карте
Миссии можно выбирать как из обычного списка, так и на глобальной карте

Так что развлечений хватит на долгое время! Я ещё и не сказал про определенные условия от членов экипажа, после которых игрок получает некоторые бонусы. Например, вы должны накопить указанную сумму денег, довести героев до звания «Ас» и тому подобное.

Причем разработчики впервые позволили играть только в миссии, продвигающие сюжет основной кампании, помеченные специальной звездочкой. Это сделали специально для тех, кто интересуется историей Super Robot Wars 30, но не обладает излишками свободного времени.

Всего в игре 10 глав из 43 основных миссий. Если же проходить всё, то число возрастает до 135. Есть ещё и 10 постоянно повторяющихся эпизодов, в которых игрок может фармить ресурсы для улучшения мехов, роботов, космических кораблей и пилотов.

Кстати, некоторые дополнительные миссии требуют выполнения особых условий для открытия следующего задания. Например, указанный пилот должен суммарно победить 30-60 врагов. Часть квестов может исключать друг друга, а другая часть является секретной. Конечно же, в последнем случае игрок не получит явных подсказок, а следовательно, нужно придерживаться некоторых условий.

Самое время усовершенствовать свой отряд
Самое время усовершенствовать свой отряд

Так при выполнении первого задания, связанного с произведением Code Geass, я обнаружил, что можно досрочно получить к себе в команду Сузаки Куруруги, а в другом случае мне даже восстановили погибшего персонажа. В основном принцип тут довольно простой: если враг вызывает на дуэль, то уничтожать его надо именно тем персонажем, кого он жаждет видеть.

Касательно прохождения кампании есть ещё одна маленькая и последняя деталь, к которой стоит подготовиться. В некоторых главах игрок не успеет выполнить все побочные задания, так как его вынудят прерваться на экстренный квест. Весь экран окрасится в красные тона, а все другие миссии будут удалены. Но не стоит переживать и перезагружаться обратно. Всё это временно, и после прохождения данного эпизода вам позволят завершить как прошлые второстепенные квесты, так и новые.

Добывай и развивай

В каждой миссии игроку будет начисляться некоторое количество единиц основных ресурсов. Всего их три: кредиты, MxP и PP. Первые — это обычная денежная валюта, которая используется для апгрейда меха и его орудий. К середине игры поставляется в достаточном количестве. Очки MxP тратятся на усиление корабля Dreisstrager через систему AOS. Поначалу аж глаза разбегаются от предлагаемых эффектов, потому что каждый из них значительно улучшает что весь отряд, что их родную базу.

Для удобства восприятия и быстрого поиска нужного бонуса весь корабль разделили на 6 отсеков (капитанский мостик, ангар, машинное отделение, тренировочный зал, комнаты, лаборатория), в каждом из которых есть три линии навыков. В свою очередь любая линия состоит из 8 основных уровней и одного бонусного, на который придется потратить огромное число MxP, но оно того стоит.

Последний же ресурс самый редкий и тяжело накапливаемый. Очки РР используются для покупки и усовершенствования навыков пилота. Для этого есть специальный магазин, где игрок сначала должен приобрести выбранные скиллы, а затем раскидать их по нужным героям. На данный момент доступны 28 навыков и 6 параметров (увеличение урона от рукопашной и дальней атак, повышение защиты, уклонение, точность и шанс на критическое попадание).

Некоторые из них можно улучшать несколько раз, причем если они уже были у героя в момент его появления, а не покупались отдельно, то апгрейд произойдет после повышения уровня пилота. Интересно, что у главного героя выбор первоначальных духовных навыков зависит от дня рождения и группы крови, указываемых перед началом игры.

Получение этих ресурсов можно ускорить шестью способами. Для начала стоит вкладываться в развитие отсека с лабораторией на корабле Dreisstrager. Причем первой стоит апргейдить линию с MxP, ведь чем этих очков больше, тем меньше времени понадобится на полное открытие линий с двумя оставшимися ресурсами.

Второй метод связан с вылазками на глобальной карте. Дело в том, что весь мир Super Robot Wars 30 разделен на крупные локации: Солнечная система, космические колонии и базы, планета Земля и черный океан. В каждой из них есть ещё и внутренние деления, например, на Земле это материки, а на них, конечно же, есть несколько городов. И вот когда в одной из такой местности появляется восклицательный знак, то на неё надо переместить Dreisstrager, после чего автоматически будут высланы несколько мехов на разведывательную операцию. Это дело занимает меньше минуты, а награда составит пару крошек, но лично я и такому был рад.

Далее изредка появляется загадочная фея Ирис, которая предлагает моментально получить один из трех ресурсов: 80000 кредитов, 1000 РР и 4000 MxP. Тут уже каждому игроку надо запрашивать то, что в данный момент требуется под личные нужны. Я стремился поскорее развить родной корабль, поэтому всегда просил дать MxP. Появление феи ознаменовывается мигающей розовой надписью OBD Observed в главном меню, а найти её можно на той же глобальной карте. Локация, в которой она будет находиться, будет помечена маленьким значком феи.

Четвертый метод связан с членами из поддержки. Из каждой франшизы есть персонажи, которые не используют боевые механизмы, но могут предоставлять усиления во время боя. Одни восстанавливают здоровье, вторые повышают урон, третьи дают дополнительные MxP или кредиты, ну и тому подобное.

Касательно MxP сейчас нас интересуют только два персонажа: Mayvy и Мокона. Первая является главой лаборатории на Dreisstrager, поэтому доступна сразу. Может начислять по 5 MxP за каждого уничтоженного врага, но только тем юнитам, которых выберет игрок. А вот Мокона присоединится к команде вместе с девушками из Magic Knight Rayearth. По окончании миссии она сможет дать 200-300 единиц MxP.

Пятый метод похож на предыдущий, но на сей раз сами пилоты и командиры кораблей через духовные приказы (о которых я расскажу чуть позже) увеличивают получаемые кредиты/PP на 100%, при полном уничтожении вражеского юнита.

И наконец последний способ связан с запчастями. Их в игре больше 100, а по редкости они разделены на бронзовые, серебряные, золотые и радужные. На каждого робота, меха или корабль можно установить элемент, который либо повышает характеристики, либо позволяет использовать навыки, которые нельзя купить, либо связан с добычей ресурсов.

Например, если юнит снабжен конвертором MxP и сделает 10 перемещений по боевой карте, то в конце миссии это число будет умножено на 20, в результате чего игрок получает 200 единиц MxP. Подобные усилители есть для каждого ресурса, а вот получить их можно только при выполнении миссий. К сожалению, специальных магазинов нет, но при этом лишние элементы можно продать за кредитки.

О чем не стоит забывать

Помимо ресурсов, есть различные счетчики и шкалы, за которыми надо следить во время боя. Каждая единица при атаке/контратаке использует личное оружие. Одни орудия используют физические снаряды, а другие — энергию. Оба вида боеприпасов тратятся после каждого использования, и если вовремя не пополнять, то юнит не сможет наносить урон. Тут надо либо использовать определенные запчасти, либо звать героев поддержки, либо переносить мех в ангар союзного корабля. Также в ходе апгрейда меха можно повышать верхний предел запаса энергии.

Далее идет показатель с моралью пилота. Чем она ниже, тем герой расхлябаннее. Если и будет попадать, то нанесёт мало урона, да и перестанет уклоняться от вражеских атак. Плюс, высокий показатель морали нужен для использования мощных атак. В основном повышается после уничтожения врагов. В ином случае используются те же самые действия, что и при пополнении боеприпасов.

Кстати, самих героев поддержки тоже не получится постоянно использовать. В начале раунда на них выделяется некоторое число очков S-SP. Каждое из усилений имеет свою стоимость, и без соответствующего улучшения секций на Dreisstrager за одно сражение игрок сможет воспользоваться помощью только один раз. Поэтому не забывайте об этом функционале, так как саппорты смогут спасти в безвыходной ситуации.

На миссию можно взять только часть героев поддержки
На миссию можно взять только часть героев поддержки

И, как я говорил ранее, у всех юнитов есть духовные приказы, для которых используются очки SP. В обычном состоянии этот счетчик восполняется, как и у S-SP, то есть 5 единиц за раунд. Также на этот показатель могут влиять навыки пилота, запчасти, помощь поддержки и усиления секций Dreisstrager.

Важно знать, что у некоторых героев, таких как Лелуш, Итиро Огами и Синдзиро Тайга есть и недуховные команды, которые не тратят очки SP, но приравниваются к отдельному ходу, поэтому юниты больше не смогут атаковать или перемещаться. Рядом с ними располагается девушка Фу Хоодзи, которая обладает тремя магическими командами. Отличие от предыдущих героев в том, что их применение не блокирует ход, но повторное использование станет доступно лишь в новом сражении.

Последним важным показателем является шкала Ex-count. Она разделена на 10 ячеек, которые заполняются тремя способами:

  • 1 единица за одного убитого врага;
  • 1 единица за повышение уровня;
  • 2 единицы за уничтожение неприятелей атакой по площади.

Вещь очень нужная и мощная, так как эти дополнительные приказы способны переломить ход битвы. Например, мехи и роботы могут со 100% вероятностью нанести критический удар, или же любая атака (даже самая мощная) не будет тратить энергию или физические снаряды. Корабли тоже могут использовать эту шкалу, но их приказы отличаются. Например, выбранному юниту повысят мораль на 10 единиц или же экстренно эвакуируют в ангар, не тратя его очки действия.

И, конечно же, пара слов о восполнении здоровья. Самый частый способ — это использование духовного приказа Trust. На втором месте идет лечение в ангарах кораблей, ну а на третьем — специальные запчасти. Есть и особые случаи. Из первого DLC была добавлена Эрика Фонтейн (Sakura Wars), которая один раз за сражение может восполнить НР сразу всем союзным юнитам. Техника мощная и очень пригодится на более поздних этапах игры.

Также некоторые единицы обладают приемом Repair, восполняющим часть здоровья союзному юниту. Он не тратит очки SP и считается отдельным ходом, за который дают опыт, как за убийство врага. Интересно, что персонаж, обладающий этим приемом, может полечить самого себя. При этом начисляется опыт и получается, что герой повышает сам себя. Баг это или всё же фича? Пока что это остается загадкой, так как в прошлых патчах исправлений не было.

Поле битвы: весь мир

Что касается самих сражений, то тут привычная пошаговая система. Перед боем игрок выбирает юнитов, меняет им запчасти и проводит апргейд при необходимости, а после подтверждения настроек происходит высадка на поле из квадратных ячеек. Каждое орудие имеет свой показатель дальности, который визуально отмечается красными квадратами. Если юнит может провести атаку сразу по нескольким клеткам, то рядом с её названием будет написано слово МАР. Будьте с ней осторожны, так как огонь по своим никто не отменял.

Также из некоторых орудий можно стрелять только после перемещения в соседнюю клетку, и пока это условие не будет выполнено, данная атака будет заблокирована, даже если показатели энергии и морали соответствуют указанным параметрам. В другом случае несколько мехов или роботов могут произвести совместную мощную атаку. Здесь надо, чтобы у каждого из них была высокая мораль, а самое главное — они оба должны присутствовать на поле недалеко друг от друга.

Как и в предыдущих частях, во время боя стоит обращать внимание на местность, так как что орудия, что юниты имеют четыре параметра: воздух (air),_земля (Grd), вода (Wtr) и космос (Spc). Каждый из них может иметь значение S, A, B, C, D, где три последних ухудшают часть показателей на 10, 20 и 60 процентов. Например, параметр air у меха Gridman равен В, а вот остальные — А. Поэтому не удивляйтесь, что в режиме «полета» он будет принимать своим телом большую часть вражеских снарядов.

Подобная механика относится и к орудиям. Если показатели будут равны B, C, D, то можете забыть о точных попаданиях с высоким уроном и критическим эффектом. Однако ситуацию можно поправить с помощью специальных редких запчастей.

Когда на дружественную единицу совершается нападение, игроку предоставляется выбор последующего действия: можно провести контратаку либо выполнить манёвр уклонения или же понадеяться на щит, встав в оборонительную стойку. Также некоторые юниты обладают защитными барьерами, которые рассеивают часть урона, например, от лучевых орудий. Это можно увидеть в параметрах вражеского доспеха во время боя или же в задачах на действующей миссии.

Существуют моменты, при которых член вашего отряда проваливает уклонение от вражеского снаряда. От полученного урона его может спасти рядом стоящий товарищ, но только в том случае, если последний обладает необходимым навыком для защиты.

И вот тут вернусь к модернизации мехов, роботов и кораблей. Всем им можно повысить показатели здоровья, энергии, брони, мобильности, точности и урона от орудий. Каждый параметр по умолчанию имеет 10 ячеек развития, но через секции Dreisstrager это число можно увеличить до 20. Плюс, когда игрок повысит все характеристики (кроме орудий) до первых пяти уровней, юнит получит специальный бонус.

Таким образом, он будет выдаваться ещё 4 раза (при достижении 10-го, 15-го и 20-го уровней), но есть небольшое различие. В самый первый раз игрок не выбирает бонус, а вот потом будет предоставлен список из 8 характеристик. Они очень мощные, поэтому обязательно вкладывайтесь в своих любимчиков.

Орудия можно не прокачивать для получения бонусов
Орудия можно не прокачивать для получения бонусов

Ещё из интересных вещей — это получение пилотом званий «Ас» и «Великий Ас». Каждый персонаж должен уничтожить соответственно 60 и 80 вражеских единиц. При покупке специального навыка Proud Ace данные значения сократятся на 10 пунктов, то есть потребуется подбить 50 и 70 неприятелей. Так что обязательно приобретайте его для каждого пилота. После становления асом герой получит усиление по некоторым показателям, которые никогда не будут лишними. Кроме этого, в качестве бонуса станет доступен диалог между главным героем и таким персонажем. Он довольно веселый, а по завершении его дадут несколько единиц ресурсов.  

Раз уж шла речь о пилотах, то стоит упомянуть и про смену доспехов. По большей мере каждый доспех управляется одним персонажем, которого нельзя поменять на другого. Однако есть и два других случая. Часть пилотов из одной франшизы может сменить родную машину на чужую, то есть присутствует взаимозаменяемость. Хотя есть небольшой нюанс. Как только начнется квест с участием такого меха, то чужака выпроводят, а в кабину посадят оригинального персонажа.

Во втором случае один механизм управляется двумя пилотами. Один из них главный, а второй второстепенный и посреди боя их роли можно изменять через соответствующий пункт в меню. Но тут двоякая ситуация. При уничтожении врага оба повышают свой уровень, но вот счетчик убийств повышается только у главного пилота. Поэтому звание «Ас» нужно получать каждому отдельно.

Красота требует постоянства!

Что касается графической части, то тут всё так же красиво, как и в недавно вышедших частях. Картинки яркие и сочные, во время диалогов у персонажей часто меняется выражение лица, а поля сражений располагаются на различных территориях. Разрушаемости объектов в городах ждать не стоит, тут на такое пока ещё не решаются. Но вот если юнит зайдет под воду, то вы услышите знакомое бульканье.

Миниатюры, что у союзников, что у врагов, сделаны близкими к оригиналу. Во время атаки какого-нибудь юнита демонстрируется красочная анимация. Как по мне, самые лучшие у новоприбывших. В них задействовано больше комбинаций движений и различных действий, отчего создается впечатление, что они даже продолжительнее, чем у других.   

Перед анимацией боя включается музыкальное сопровождение. Причем выбор композиции напрямую зависит от принадлежности юнита к оригинальной франшизе. Поэтому на протяжении всего сражения можно по несколько раз сменять мелодии, в зависимости от своих предпочтений.

Подпорченная обертка подарка

Что немного расстроило, так это реализация трансформаций у мехов и роботов. По пальцам одной руки можно пересчитать те, которые сделаны на движке игры. Во время других трансформаций используется видео вырезка из аниме, но самый нелепый случай, когда перед действием экран становится на пару секунд белым, а уже потом перед игроком юнит в новом формате.

К этой же категории относятся и черные экраны, всплывающие в перерыве между атаками союзника и врага. В предыдущей части Super Robot Wars T уже не было таких переходов, а тут настоящий шаг назад. От проекта к 30-летию таких упрощений точно не ожидаешь. Конечно, это не сильно мешает игровому процессу, но хотелось бы верить, что от черных экранов избавятся в одном из будущих патчей. 

Что касается других противоречивых моментов, то хотелось бы обратить внимание на уровни сложности. Я сразу начал на предпоследнем, но диких трудностей в кампании я не встречал. По большей мере, это связанно с тем, что вражеский ИИ не полностью реализует свой потенциал. Некоторые юниты специально пропускают ход, особенно когда их много на карте. Тем самым они упускают моменты с окружением единицы союзника или её добиванием. Вдобавок к этому вражеские боссы практически всегда используют только одну атаку. Складывается ощущение, что их будто обделили мощными приемами.

Также лично меня немного огорчает момент с героями из прошлых частей и новых DLC. Они все хороши, но вот в миссиях, продвигающих основной сюжет, некоторым из них вообще не отводится экранного времени. Хватило бы и пары предложений в диалогах, а то получается так, что только новички концентрируют все события вокруг себя, а другим отводится роль фансервиса.  

 Итог

Super Robot Wars 30 обязательно стоит приобрести, если вам нравятся пошаговые игры, где основные действия связаны с мехами и роботами. Разнообразные миссии могут увлечь на долгие часы, а после прохождения доступна «Новая игра +», в которую можно перенести свой прогресс и начать по новой с другим уровнем сложности, главным героем и началом истории.

Новые механики, внедренные для людей с ограниченным свободным временем, хорошо прижились и определенно повлияют на геймплей в будущих проектах из этой серии. А что же касается прошлых частей, то на фоне больших продаж Super Robot Wars 30 появился крохотный шанс, что когда-нибудь зарубежные фанаты всё же смогут ознакомиться с ними и заполнить образовавшийся 30-летний пробел.


Лучшие комментарии

Позитивный комментарий! 

Читай также