7 декабря 2021 7.12.21 1 1149

Story of Seasons: Pioneers of Olive Town. Обзор клона клона самого себя.

+5

Когда-то давно в 1996 году свет увидела первая игра и родоначальник всех фермерских игр Bokujō Monogatari (она же Harvest Moon). За все эти 25 лет серия одновременно стремился сохранить дух медитативной и мирной профессии и при этом двигаться вперёд, включая всё новые и разнообразные способы себя развлечь. Наверное, одним из знаковых моментов в её жизни было массовое признание и популярность среди западных геймеров, особенно в период Harvest Moon: Friends of Mineral Town, когда все владельцы портативок GBA смогли взять тяпку в руки и идти покорять поля и сердца местных девушек. Не менее знаковым, но довольно мутным делом считается расторжение контракта издателя и разработчика, при этом название Harvest Moon, остаётся за издателем и он, воспользовавшись этим, начинает сам выпускать игры (куда худшего качества). Это до сих пор вводит многих людей в ступор, особенно тех, кто по ошибке, вспоминая легендарность серии, покупает новые тайтлы. Что ж, теперь Bokujō Monogatari называется Story of Seasons и в 2021 году будет красивая дата, дабы отметить долговечность этой истории. 

 

Когда одно видео отражает всю любовь фанатов к серии.

Новая игра создавалась в честь 25 летия серии. Работы над ней начались в 2018 году и велись одновременно с ремейков Story of Seasons: Friends of Mineral Town. Разработчики поставили перед собой цель - дать максимальную свободу во всём и вернутся к корням, к тем проектам, которые подарили популярность Bokujō Monogatari. В 2020 году на Nintendo Direct Mini был представлен короткий ролик, что сподвигло давних фанатов и просто любителей выращивать репку к ожиданию данного продукта, а в феврале-марте 2021 года они уже смогли пощупать, что же там получилось. Да, Marvelous, как и некоторые другие японские разработчики, имеют привычку доставлять японцам сладенькое на месяц раньше, но, как выразились разработчики, они надеются отказаться в будущем от такой практики.

И раз уж я тоже прикоснулся к этому чуду, то давайте поговорим, почему сажать цветочки и огурчики до сих пор интересно, как именно и в какую сторону крутить хвосты коровам и главный вопрос - лучше ли она Stardew Valley.

История четырёх сезонов.

Завязка всей истории тут самая что ни на есть классическая. Наш многострадальный дедушка снова умирает, мы опять получаем ферму в наследство, а мэр близлежащего городка который раз рад нас видеть. Но перед этим мы выбираем себе внешность и костюмчик. Самое забавное (хотя для кого как) в том, что на выбор дают причёски, одежду и минимальный набор выражений лица, но вот по окончании этого процесса почему-то никто не спрашивает пол. И в следующей заставке герой, который до сих пор не определился с полом, но при этом носит юбку и говорит басом, с женской причёской и мужицким телосложением едет на своём мотороллере к дедушкиной ферме. И только по приезду, поговорив с мэром, мы решаем быть нам мужчиной или мужчиной, который считает себя девушкой, потому что моделька персонажа одна и сисек не предусмотрено. В любом случае это не является проблемой, не так ли мои добрый и толерантный читатель? А всё потому, что пол в предыдущих частях влиял на то, кого из местных можно взять в жёны или женится, но теперь все холостяки и холостячки не обращают на эти мелочи внимания и готовы предаться любви с любым, кто завоюет их сердце.

Но давайте вернёмся к мэру, ведь у него грандиозный план сделать из захолустного городка звезду туризма, облагородить тротуары, столбы и ратушу. А заняться этим непременно должен главный герой, время от времени посылая необходимые ресурсы в свободное от основной работы время. Собственно это и есть главный квест, по окончанию которого мы увидим титры. Кроме того, кто-то обязательно вывесит своё объявление с просьбой прислать ему какой-нибудь предмет. Приятно осознавать, что все требования выполнимы и соответствуют сезонам, мэр же всегда предлагает справится с заданием одним из трёх способов. Не будем показывать на того, кому стоило бы поучится с такого подхода. 

Герои тяпки и лейки.

Однако, именно Story of Seasons многое попыталось перенять из Stardew Valley и это как бы замыкает круг, ведь именно игра от ConcernedApe создавалась как ностальгия по старым Harvest Moon. Выражается это в первую очередь тем, что раньше садить можно было чётко в определённом месте, а теперь весь мир в твоём распоряжении, с некоторыми ограничениями, конечно же. Появился крафт предметов из ресурсов, множество декора и прокачка навыков. Хотя последнее я, пожалуй, отнесу к Rune Factory. Постепенно с развитием хозяйства открываются новые территории, появляются возможности, да и вообще глаза разбегаются от навалившихся проблем. И это одно из безусловных достоинств данной игры. Каждый день случаются интересные события и эвенты: кому-то невтерпёж рассказать о своих проблемах, там духи повылезали и приглашают на свой шабаш, тут мэр с новым невероятным планом сделать свой город снова великим. Примерно в таком темпе пройдёт половина игры, потом страсти поутихнут, но вот приятные впечатления останутся. 

Эвент с Бриджет. В одном из интервью разработчики признались, что это их любимый персонаж.
Эвент с Бриджет. В одном из интервью разработчики признались, что это их любимый персонаж.

И раз мы на ферме, то начинать надо с сельского хозяйства. Эта механика не менялась с первой Harvest Moon, хотя некоторые олды могут меня поправить и сказать, что они этим занимались ещё во времена неолитической революции. Собственно, весь процесс заключается в очистке местности, вспашке земли, засыпании её семенами и поливкой каждый день до созревания. Ещё надо учитывать, что некоторые культуры в определённые сезоны не взойдут и подойти к этому с умом. Вот и всё, ничего сложного. Чуть позже появятся автоматические поливалки и с ними есть один казус. Они выдаются слишком рано и делают бессмысленным такой инструмент как лейка, а значит и её улучшение. Также убрали удобрения, превратив выращивание овощей в событие, которое лишь изредка будет напоминать о себе и смещает акценты с огорода на другие активности, превращая игру из весёлого фермера в весёлого диггера. Тем не менее опыт Rune Factory явно пошёл на пользу и плоды отличаются как качеством, так и размером, привнося некий эффект приятного рандома. 

Засыпая, считаем овец, которые баганулись в заборе.

С животноводством тоже практически никаких изменений. Во время исследования территории попадётся курятник и хлев, которые после некоторого ремонта снова позволят заселять себя живностью. Она в свою очередь бегает буквально под ногами и ждёт, когда же игрок обратит на неё внимание и отправит в ближайшее убежище. Всё, что требует скотина - солома и ежедневные обнимашки, а взамен даёт шерсть, молоко и яйца. Вот чем мне нравится Story of Seasons, так это приятными мордашками животных, до сих пор с теплотой вспоминаю своего очаровательного кролика HeavyMetal и пушистую альпаку BrutalForce. Обидно только, что разработчики не переняли виды коров из Story of Seasons: Friends of Mineral Town, именно эта часть раскрыла мне глаза на реальность и я тогда узнал, что шоколадное и клубничное молоко добывается из шоколадных и клубничных коров.

Ананасовая пицца в походных условиях.

Вся добываемая продукция так или иначе идёт на продажу, переработку в более дорогие ингредиенты, или в холодильник для последующей готовки. Ребят из Marvelous определённо стоит похвлить за реализацию последнего. Блюда делаются легко и быстро, овощи и фрукты из холодильника автоматом подсвечиваются, когда наводишь на рецепт и чуть ли не сами прыгают на сковородку. Заниматься этим делом максимально удобно и приятно, если бы ещё подсказки были, какие эффекты после еды навешиваются на персонажа. Единственную информацию по этому поводу я нашёл со слов разработчиков на японском языке в одном из интервью, так что пользуйтесь на здоровье.

Цитата
Всего представлено 17 категорий блюд, 17 видов салатов, 21 вид супов, 60 видов основных блюд, 38 видов десертов и 39 видов других категорий, всего 175 видов. 
Салат увеличивает максимальное значение физической силы, суп временно снижает расход физической силы, главное блюдо - даёт  много физической силы, вы не сможете есть его постоянно, потому что вы насыщаетесь. Зато десерт прибавляет мало силы, но есть его можно в любых количествах.

Физическая сила - это выносливость, она расходуется на любые силовые воздействия. Если она кончится, то персонаж автоматически окажется в кровати вне зависимости от того, где он был и без негативных последствий. Такой итог вполне оправдан, так как в городе нет ни одного бомжа, который бы обирал героя под видом его спасения.

Не космос - метры грунта надо мной.

И вот мы медленно перешли к ещё одной важной составляющей - шахтёрство. Ближайшая шахта вскоре станет родной, ведь именно там, в её недрах, укрываются от вашего жадного взгляда тонны разнообразных металлов, артефактов и драгоценных камней. Каждый раз, заходя в пещеру, придётся начинать с первого этажа, каждый разбитый камень может скрывать за собой спуск вниз. Этажи сами по себе довольно небольшие и уступают по площади подобным в Stardew Valley, на нижних уровнях появляются кроты, которые выходят из под земли и пытаются таким образом нанести урон. Разборки с ними ни в коем случае не являются боевыми действиями, да и вообще оружия как такового нет, это мирная игра, если не считать самых нижних уровней, где кроты устраивают настоящий Вьетнам, и тогда придётся бежать под грохот взрывов к чоперу или взять кувалду и отомстить этим гукам. Добытый в нелёгком бою металл наряду с заготовленной древесиной становится самым важным ресурсом, из которого крафтиться всё вплоть до мелочей.

Местный механик готов за небольшую сумму денег и ресурсов улучшить инструменты.
Местный механик готов за небольшую сумму денег и ресурсов улучшить инструменты.

Вообще, крафт был настолько явно скопирован с Stardew Valley, что перенесены были даже некоторые предметы и станки. Я всегда за то, чтобы хорошие идеи перенимались и развивались, так что ругать за такой шаг явно не стоит. Любую вещь при наличии нужного количества ресурсов можно состряпать прямо на ходу без дополнительных условий. Вот только сами ресурсы не только добываются, но и создаются, а это значит, что нужны станки и производственные цепочки. Их тут много, возможно даже слишком много, потому что некоторые из них очень слабо оправдывают своё существование. Например, из травы получаются нитки, из ниток ткань, а ткань идёт на крафт одежды, так вот звено с нитками никак и ничем не оправдывается. Они не идут на продажу, так как их стоимость минимальна, они не идут на другой крафт, они создаются только для того, чтобы игрок их взял и переложил на следующий станок. А ещё есть то же самое, но с шерстью, так почему бы их не объединить? Из-за этого половина территории будет занята неоправданно раздутой промышленностью. 

В конечном итоге мы получаем некий конечный ресурс, и вот тут самое интересное. В магазинах многие вещи не продаются стандартно за деньги, а крафтятся. Это значит, чтобы получить новую шубку (а шубка для девочек выглядит просто офигенно, стоит только как пол шикарного дома), придётся знатно попотеть и принести всё необходимое продавцу и ещё сверху доплатить. Духи как самый лучший подарок для девушек получается из цветочных концентратов, букеты собираются из принесённых тобою цветов и так далее. Это довольно интересное решение, которое оправдывает существование всей этой индустриализации и не даёт игроку концентрироваться на самом прибыльном производстве.

Всё ради вайфу!

Когда же обыденными вещами заниматься надоедает, всегда можно выйти на прогулку в город и лучше узнать жителей. Все они имеют своё расписание и живут согласно этим правилам. На карте удобно показано, кто и где сейчас находится, во сколько открываются и закрываются магазины. Так что выцепить своего друга или подружку для совместных разговоров легко и просто. Повышение отношений происходит по стандартной схеме: за “здрасте” каждый день прибавляется крохи благожелательности, а за подарки, особенно если они любимые, вполне солидные куски. Чтобы довести вашу связь до максимума, придётся заполнить все 10 сердечек товарища и за каждое будет происходить какой-нибудь эвент. Местных очень много и, если не быть тем ещё социофобом, то буквально каждый день будешь узнавать  чьи-то страшные тайны. Но естественно, что вас мои любвеобильные друзья интересует в первую очередь наличия вайфу и хазбандо. Они есть и их по 5 штук каждого пола, как я уже писал выше, все бисексуалы. В процессе их “приручения” можно  объявить их всех своими парнями и девушками (но жена или муж может быть только один) и они даже не устроят тебе тёмную. Это немного печалит, разработчики ввели свой принцип свободы во всём, но это сделало персонажей слишком вялыми и безинициативными, никто не таскает тебя за волосы потому что ты “подарил той бабе цветы”, никто не ревнует и не обижается. А ещё меня смущает тот факт, что рожает ребёнка не жена, его приносит дух земли, что создаёт массу интересных вопросов.

И кстати про духов, эти мелкие создания, похожие на луковицы тоже вносят свой вклад в геймплей. Они признают в персонаже кого-то важного и с готовность стремятся помогать. У духов есть даже своя деревня, где почти каждый день они дарят подарки и прокачиваются. В процессе любых работ можно найти мелких духов и отправлять их в деревню, а также делать апгрейды и даже открывать новые области.

Вообще в Story of Seasons очень много активностей, здесь рыбалка и осушение озёр, поиск артефактов и складирование их в музее, фотоохота на диких зверей и декорирование своего дома. Заняться на часов так 60 точно будет чем, а если игра зайдёт, то и на все 100.

Story of Seasons: Pioneers of Olive Town далеко не идеальная игра, в ней простые персонажи, их проблемы не будоражат разум, а скорее заставляют пожать плечами и сказать, что типа да, у всех они бывают. Как-то не особо стремишься даже найти свою вайфу, в отличие от Harvest Moon: Friends of Mineral Town, я уже молчу о том, что убрали богиню урожая. А ведь она всегда была той частью серии, которая удерживала столь многих задротов перед экраном. Эх, сколько же времени тратили на неё люди, чтобы утащить эту красавицу под венец. 

Здесь много событий, но мало эвентов, где дали бы самостоятельно порулить. 

Здесь много людей, но мало по настоящему глубоких личностей.

Здесь ты преобразуешь город, превращая его в центр туризма, но внешне он почти не меняется.

Здесь нет мультиплеера, но твои скриншоты автоматически могут показывать другим игрокам в загрузочном экране (о том, как с этого кекают игроки, можно посмотреть тут)

И как компенсация за приченённые неудобства мы получаем игру с отличным чувством баланса. Занимаясь поглощением территорий под свои нужды, каждый раз надо понимать, что ресурсы ограничены, там где срублен лес и земля закатана в бетон ничего не вырастет, а ведь дары природы крайне важны во многих сферах деятельности. Поэтому приходится по началу грамотно всё рассчитывать и не жадничать, а значит и не получать максимальную прибыль и быть в постоянной нужде. Ты не зарабатываешь миллионы, но и не влачишь жалкое существование, и в итоге скука откладывается на как можно дальний срок. 

Ещё пару слов стоит сказать о новой политике касающихся дополнений и обновлений. Обычно подобные компании делают игру и очень редко поддерживают её на должном уровне, но вот буквально недавно вышло обновление 1.1.0 совершенно бесплатно, которое добавляет новые эвенты, активности и прочее. И это невероятно, потому что дождаться такого от японцев, да ещё и за даром, кажется чем-то за гранью возможного. Остаётся только надеяться, что подобная практика не будет единичным случаем.

И что в конце? Лучше ли она чем Stardew Valley? Скажем так на уровне, есть более удачные решения, есть менее, но в сумме можно поставить знак равно. Кроме цены, конечно, Story of Seasons в 10 раз дороже и обойдётся вам в 3000 рублей.

P.S. В стиме наконец-то вышла долгожданная Rune Factory 4, по моему мнению, одна из лучших фермерских игр, советую её не пропускать.


Лучшие комментарии

Маленькая просьба от автора. Если вам есть, что сказать, а особенно раскритиковать, я буду крайне рад этому событию. Крайне сложно найти свои ошибки и исправлять их, если нет того, кто бы помог на них указать.

Читай также