7 декабря 2021 7.12.21 3 2811

Игровое оружиеведение. Парное оружие и стрельба по-македонски

+22

Что обычно подразумевают, когда говорят «крутой главный герой»? Зачастую имеется ввиду молчаливый, суровый тип, всегда в пальто, или другой длиннополой одежде, вне зависимости от времени года. И, конечно же, оружие, много оружия, а лучше, очень много оружия. При этом, самые крутые из крутых могут одинаково умело пользоваться каждой рукой и даже двумя руками одновременно и неважно меч у них в руке или мощный пистолет. Ещё одним признаком крутизны является ношение мечей за спиной. А если главный герой в чёрном плаще, с двумя мечами в ножнах на спине, то… скорее всего это Кирито, который не то, чтобы является символом крутости. Впрочем, сегодняшний разговор пойдёт о парном оружии. Методе, который в англоязычных странах называют dual wield, а у нас стрельбой по-македонски.

 

Видеоверсия. Простите, местами, не очень хорошо слышно речь, приболел.

И для начала, разберёмся с самим термином «Стрельба по-македонски». Сразу же стоит сказать, что к Александру Македонскому он никакого отношения не имеет. Да, возможно, Вы можете встретить тех, кто утверждает, что всадники из античной Македонии мастерски крошили врага, врываясь верхом на коне в строй противника, с кописом в каждой руке. Лично я встречал людей, которые абсолютно серьёзно пытались мне это доказать.

Александр Македонский, практически, никакого отношения к термину "стрельба по-македонски" не имеет.
Александр Македонский, практически, никакого отношения к термину "стрельба по-македонски" не имеет.

Сам термин «стрельба по-македонски» появился уже XX веке, хотя и тут с историей его происхождения слишком много неясного. Считается, что впервые данный термин употребил писатель Владимир Богомолов, вдохновившись так называемым «Марсельским убийством», хотя сам Богомолов позже отрицал собственное первенство.

При чём же здесь Марсель, если стрельба «македонская»? Дело в том, что именно в Марселе, в октябре 1934 года, был застрелен король Югославии Александр I Карагеоргиевич. Исполнителем стал член Внутренней Македонской Революционной Организации Владо Черноземский. ВМРО – действовавшая в начале XX организация, боровшаяся за независимость Македонии. Сам Владо, при покушении, как утверждается, использовал два пистолета, вальтер и маузер. Правда, большинство исследователей сходится во мнении, что убийство было совершено только с помощью маузера, тогда как вальтер, Черноземский, так и не пустил в ход, а держал как запасной.

Владо Черноземский
Владо Черноземский

То есть, получается, что не только сейчас многие заблуждаются в истории происхождения термина, но и сам термин «стрельба по-македонски», скорее всего, происходит из заблуждения. Так что в дальнейшем постараемся не использовать данное выражение.

А теперь, посмотрим были ли в мировой истории случаи, когда практика боя с двумя оружиями получала широкое распространение.

Для начала, вскользь пройдёмся по периоду, близкому к уже упомянутому Македонскому. А именно обратим внимание на вооружение римского легионера. Как известно из источников, для большинства воинов Вечного Города обязательными для ведения боя считались метательное копьё гаста, а позже пилум, и конечно же, знамнитый гладиус. Но, думаю, не стоит пояснять, что оба этих предмета в бою использовались по очереди, а никак не одновременно.

Но со временем Западная Римская Империя пала, что ознаменовало начало Средневековья и Тёмных Веков, а вместе с ними, конечно же, эпохи викингов. И именно в этот период жили те, кому в современности и принято чаще всего (даже чаще чем македонцам) приписывать искусство боя с двумя оружиями. Конечно же речь о знаменитых берсерках. Кому как не полудиким, озверевшим воинам, которых боялись даже сами викинги, смело выходить на бой сжимая в каждой руке по здоровенному топору?

Берсерк. Только ничего общего с реальностью этот персонаж не имеет.
Берсерк. Только ничего общего с реальностью этот персонаж не имеет.

Однако же, если чуть внимательнее изучить этот вопрос, то окажется, что это опять же всего лишь домыслы. Как известно из многочисленных источников, берсерки, также, как и прочие скандинавы, тривиально использовали в бою щиты. Более того, в сагах подчёркивается, что щиты берсерки красили в чёрный цвет, правда неизвестно является ли это художественным преувеличением, также как и описание того, что берсерки, в приступе ярости, грызли свои щиты перед битвой (сразу же вспоминается реконструкторская байка про щит из хлебного мякиша, погуглите сами). Так или иначе, из всего вышеупомянутого следует, что берсерки не были мастерами боя с двумя оружиями.

Впрочем, если продолжать продвигаться дальше от тёмных веков к современности, то мы так нигде и не увидим, чтобы воины использовали технику боя с двумя оружиями на войне. Подобного не наблюдается ни среди рыцарей, ни солдат наёмных армий Нового Времени, ни, тем более, в XX веке.

Однако, знакомый с темой читатель может возразить: «Ну не то, чтобы никогда такого не было?». Тогда как внимательный читатель обратит внимание на оговорку «в бою». И да, именно что на поле боя никто не стал бы размахивать сразу двумя мечами, но всё же в определённый период истории фехтование с двумя клинками вошло, так сказать, в моду.

Но для начала разберёмся с первым утверждением, насчёт невозможности использования парного холодного оружия на войне. Если обратить внимание на методы ведения боя в большинство периодов человеческой истории, то становится видна одна закономерность – в любой битве, для любой армии, самым важным являлось сохранять строй. И не важно идёт ли речь про античную фалангу, скьялборг викингов, испанскую терцию или британскую «тонкую красную линию», потеря строя, практически всегда, равносильна поражению и смерти.

Не стоит пояснять, что битвы, показываемые в современных фильмах, где две неконтролируемые толпы мчатся друг на друга, а потом устраивают что-то похожее на потасовку у полуночной разливайки в Вашем микрорайоне, конечно же ничего общего с реальностью не имеют.

Так почему же нельзя использовать два клинка обычном строю? Одной из причин, является само устройство человеческого тела. Помимо того, что полноценно человек может концентрироваться только на одном объекте, а конкретно на том, куда направлен его взгляд, что уже ставит под сомнение эффективность оружия во второй руке. Так ещё и бой с парным оружием подразумевает мощные размашистые удары, что, опять же, не только не очень удобно в полотом строю, но также не надо забывать, что френдли файер никто не отменял, и думаю сосед по боевому построению не сильно обрадуется, если ему прилетит в затылок от товарища.

Однако, как уже говорилось выше, в человеческой истории был период, когда в моду вошло использование клинков в обеих руках, но как уже опять же говорилось, такая манера боя, практически, никогда не применялась на войне. Подозреваю, многие уже догадались, что речь идёт о самом излёте Средневековья и Новом Времени, когда Европу охватило то, что некоторые историки называют «дуэльной лихорадкой».

Именно тогда широкое распространение получает способ фехтования со шпагой и кинжалом. Во время подобных поединков, дуэлянты брали оружие с длинным клинком в основную руку, а в другой использовали короткий клинок. Притом, вспомогательное оружие применялось, в больше степени не для атаки, а для парирования выпадов противника.

Удивительно, но в то же самое время, очень похожей по смыслу стиль боя возникает и в Японии. После окончания феодальных войн, также как и в Европе, начинает развиваться искусство, если можно так выразиться, гражданского фехтования. Стоит сказать, что до эпохи Эдо, самураи воспринимались главным образом как конные лучники, но с наступлением мирного времени, всё больше внимания начинает уделяться личному клинковому оружию и умению обращаться ним. И конечно же, начинают появляться различные школы и техники владения мечом. Среди прочих зарождается и стиль «рёто», метод ведения боя, при котором одновременно используется длинный клинок катана и короткий – вакидзаси. Несмотря на географическую отдалённость, принципиально такой способ фехтования мало чем отличается от популярного тогда в Испании боя со шпагой и дагой. То есть, меч с длинным клинком применяется для нанесения урона, а с коротким – для парирования ударов противника. К слову, одним из поклонников этого стиля боя принято считать и знаменитого Миамото Мусаси.

Миамото Мусаси рекомендовал своим ученикам изучать бойс катаной и вакидзаси.
Миамото Мусаси рекомендовал своим ученикам изучать бойс катаной и вакидзаси.

Однако, были в истории случаи использования парного оружия, когда боец сражается именно с двумя одинаковыми предметами? Да, но, опять же, всё сказанное далее, будет сказано с оговорками.

Итак, чтобы не далеко не отходить от Японии, коротко пройдёмся по дальневосточному оружию или тому, что исполняло его функции. Потому что, это было даже не оружие в привычном понимании этого слово, а то, что можно было замаскировать под что-то другое, чем и пользовались многочисленные пираты, разбойники и наёмные убийцы. Это и тонфа, и серпы-кама, и саи, которые, по одной из версий, произошли от обычных вил. По большей части, всё это было распространено на Окинаве, почему погуглите сами, иначе мы рискуем сильно углубиться в эту тему.

Но если говорить об использовании именно полноразмерного оружия, которое изначально таковым и предполагалось, то нам снова придётся переместиться в Европу. И, для начала, стоит упомянуть гладиаторов-димахеров, сражавшихся на арене с двумя махайрами, но, к сожалению, более подробных описаний этих бойцов, кроме того, что они бились с двумя клинками и были довольно редки, античные авторы нам не оставили.

Гладиатор-димахер. Правда, как и в большинстве артов, он изображён с двумя гладиусами, а не махайрами, как следовало бы из названия.
Гладиатор-димахер. Правда, как и в большинстве артов, он изображён с двумя гладиусами, а не махайрами, как следовало бы из названия.

Но если говорить про способ боя с двумя мечами, в полном смысле этого слова, то нам придётся снова отправится в Италию, но уже не античную, а эпохи Возрождения, а точнее, в Венецию 1570 года. Именно тогда вышел трактат мастера боя на мечах Джакомо ди Грасси, одна из глав которого всецело посвящена бою с двумя мечами.

И тут стоит сделать одну небольшую оговорку, хотя у ди Грасси и говориться про два меча, стоит помнить, что в итальянском языке отсутствует разделение на меч и шпагу. То есть в Италии, и каролингский широкий меч и тонкая рапира позднего Нового Времени будут носить одно и то же название. Хотя, если говорить именно про итальянское оружие XVI века, то оно как раз представляет собой переходную форму от средневекового меча к шпаге.

Итальянская скьявона
Итальянская скьявона

Но так или иначе, всё же гораздо большую популярность приобрело сочетание длинного клинка и короткого, а не двух длинных, что говорит о том, что либо учение ди Гресси не было таким уж эффективным, либо было слишком сложно в освоении.

Если в контексте всего сказанного выше, сделать попытку разобраться какие игры реалистичнее изображают бой с парным оружием, то, выходит это будут «морские» части Assassin’s Creed. С той лишь оговоркой, что сама техника фехтования в этих играх должна включать в себя больше колющих ударов, чем рубящих.

К слову, Black Flag и Rouge это отличный повод перейти и к следующему пункту сегодняшнего разговора, а именно к парному огнестрельному оружию. К слову, в играх этой серии показано, что стрельба хоть и ведётся с двух рук, но всё же выстрелы производятся по очереди с каждой. В целом, примерно так и выглядела стрельба «по-македонски» на тот период.

Рейтары Нового Времени брали с собой в бой от трёх до шести пистолетов, правда, скорее всё же пользовались одной рукой, доставая каждый по очереди. Но если говорить не про сражения, а про «гражданское» использование оружия, то, вполне возможно, в стычках на тёмных улицах его могли использовать так, как это показано в играх. То есть, сначала производилось по выстрелу из каждого имеющегося пистолета, а уж затем шло в ход и холодное оружие.

Обусловлен подобный метод стрельбы, конечно же, слишком долгой перезарядкой тогдашнего огнестрела, да и к тому же перезарядить пистолет с ударно-кремнёвым замком в пылу схватки не такое уж и лёгкое дело.

Упоминания о подобном методе ведения стрельбы встречаются и уже в эпоху, когда револьверы вытеснили пистолеты, правда сам принцип, когда выстрел производился с каждой руки по очереди, не изменился.

Но всё изменилось с изобретением самозарядных или полуавтоматических пистолетов с обоймой. Был устранён один из главных недостатков огнестрельного оружия Нового Времени – долгая и неудобная перезарядка. Теперь, в руках натренированного человека, этот процесс занимал буквально мгновения. Что в свою очередь похоронило и стрельбу с двух рук. Конечно же, в середине XX века ходили слухи, что методу стрельбы по-македонски обучают в спецслужбах вроде СМЕРШа, но деятельность разведчиков вообще всегда принято мифологизировать. Тем более, многие специалисты сомневаются в реальности такого эпизода.

Так почему же стрельба с двух рук более не применяется в реальности? Во-первых, как уже говорилось выше, теперь перезарядка оружия занимает гораздо меньше времени, чем XVIII веке, а перезаряжать два оружия не только дольше по времени, но ещё и сильно неудобно. Во-вторых, несмотря на то, что, казалось бы, второй пистолет должен увеличивать огневую мощь в два раза, при этом сильно падает точность стрельбы. Ну и в-третьих, для одновременной стрельбы из полуавтоматического оружия с двух рук надо обладать просто исключительными физическими данными. Не зря, для того чтобы снизить отдачу, пистолет держат двумя руками, то есть субтильную Лару Крофт, скорее всего, в реальности просто бы отбросили назад. И это, ещё не говоря про автоматическое оружие, с которым не смог бы справиться и Рембо.

Боюсь представить, что было бы с человеком который так попытался бы стрелять в реальности.
Боюсь представить, что было бы с человеком который так попытался бы стрелять в реальности.

И что же можно сказать, если подводить итог?  Как парное владение клинками, так и стрельба с двух рук остались в прошлом. Так что, если Эдвард Кэннуэй и Шей Патрик Кормак ещё могли бы быть умелыми «дуальщиками», то уже во времена Лары Крофт и Макса Пейна, подобный метод ведения боя только мешал бы главным героям.


Лучшие комментарии

Автор явно не стрелял из огнестрельного оружия. У пистолета отдача очень слабая, его держат двумя руками для удобства стрельбы ( прицел быстрее восстанавливается после выстрела ), т.к. надо выстрелить быстро, не один раз и в определённое место. Отдача зависит от веса оружия и калибра патрона, так у пулемёта отдача меньше, чем у пистолета или автомата. А у пистолета-пулемёта отдачи вообще почти нет, потому что он стреляет пистолетными патронами, а весит больше, и считаться с ней надо на расстоянии от 50 метров. Неудобство стрельбы с двух рук заключается в том, что мы можем фокусироваться только на одной цели и прицелиться ты с двух рук не сможешь, так что страдает точность, а это решается простым креплением лазерного целеуказателя

Интересно.

Если не ошибаюсь, были такие щиты «баклеры». Их ещё совмещали с оружием (буквально, на щит крепили шипы).

Читай также