29 ноября 2021 29.11.21 1 1962

Конан из Киммерии. История персонажа часть 3. «Конан-варвар» 1982

+6

Здравствуйте. Наконец, мы подобрались к культовому фильму «Конан-варвар» 1982 года.

Признаться, когда пытаешься рассказать про такое известное и масштабное произведение, сложно понять с какой стороны к нему стоит подступаться. И начать предлагаю не с сюжета, поиска глубокого смысла, истории создания, а, неожиданно, с отзывов на фильм в год его выхода.

 

Видеоверсия. Прошу прощения, за качество видео.

Сказать, что «Конан-варвар» вызвал неоднозначную реакцию, среди посмотревших его в 1982, значит не сказать ничего. Конечно же, и сейчас редко найдётся фильм, насчёт которого абсолютно все сходились бы во мнениях, но давайте посмотрим, как же публика отреагировала на первую попытку воплотить на экране историю Конана. Как говорят исследователи, больше половины рецензий на фильм, были негативными, хотя при этом некоторые кинотеатры не могли справиться с потоком зрителей, а в Вашингтоне из пришедших на киносеанс образовалась такая очередь, что на улицах возникли заторы. Знаменитый Роджер Эберт, оценил фильм как «неплохое фэнтэзи», тогда как другие критики были более беспощадны к «Конану-варвару».

При том, даже в негативных отзывах на фильм многие не сходились во мнениях. Кто-то называл его глупым и примитивным, тогда как другие считали, что режиссёр Джон Милиус зря попытался придать фильму излишней глубины, а философия Ницше вообще в картине не к месту. Некоторые критики, в основном те, кто не был знаком с первоисточником, признались, что увидели совершенно не то, чего ожидали от истории, основанной на pulp-изданиях и комиксах. Были и те, кто осуждал «Конана-варвара» за излишнее насилие, тогда как другие, по большей части поклонники творчества Говарда, критиковали фильм за обратное. Так же, фанатам не понравилось и то, что история в киноленте сильно отошла от говардовских канонов.

Помимо этого, фильм критиковали за пропаганду фашизма и идеи белого превосходства. И если Вы думаете, что подобные заявления в адрес фильма можно было бы услышать сейчас, но никак не 40 лет назад, то нашлись и такие, кому не понравилось, что белый главный герой, противостоит чернокожему антагонисту.

И это ещё не всё, так же критике подверглась и игра Арнольда Шварценеггера, он даже номинировался на «Золотую малину», в категории «худший актёр». Тогда как исполнительнице главной женской роли Сэндал Бергман, получившей, за этот же фильм, «Золотой Глобус», прочили большое будущее в кино. Впрочем, как мы знаем, на деле всё вышло иначе.

При всём при этом, сейчас «Конан-варвар» 1982 года, безусловно, считается культовым произведением. И думаю, не ошибусь если скажи, что большинство из нас, познакомились с Конаном впервые именно благодаря этому фильму.

Так давайте посмотрим, что же вызвало столько противоречивых мнений вокруг этой картины, и стоит ли вообще сейчас она внимания.

И начнём мы, пожалуй, с самой простой части всего произведения, а именно с сюжета.

Далее, несмотря на то что фильм вышел 40 лет назад, считаю нужным предупредить о спойлерах. Если Вы не смотрели, то либо возвращайтесь после просмотра, либо пеняйте на себя.

Сюжет

Итак, фильм начинается с цитаты Ницше «Что нас не убивает, делает сильнее». Далее, во время вступительных титров нам показывают процесс ковки стального меча. Впрочем, тема стали и оружия будет проходить через весь фильм.

Мы видим юного Конана и его отца (чьё имя за весь фильм так и не раскрывается), который рассказывает отпрыску мифы своего народа, а также даёт некоторые жизненные советы, вроде того, что никому нельзя верить кроме своего меча.

Через некоторое время, на деревню нападают неизвестные всадники в тяжёлых доспехах, убивают всех взрослых, в том числе родителей Конана, а всех детей забирают в рабство. Их проводят в степь, видимо, где-то далеко от Киммерии, и приковывают к большому колесу, которое они должны толкать.

Проходит много лет, Конан остаются единственным рабом на колесе, видимо, подразумевается, что остальные умерли, не выдержав изнуряющей работы и суровой погоды. Когда же молодой киммериец окончательно возмужал, за ним приезжает некий мужчина с рыжей бородой и выкупает его для боёв на арене.

К слову, к этому колесу у меня всегда было больше всего вопросов. Во-первых, что это такое? Больше всего похоже на огромный жернов, хотя рядом не видно никаких поселений, для которых бы требовалось перемалывать такое количество муки. Во-вторых, если это какая-то нужная постройка, вроде уже упомянутого жернова, то почему его под конец крутит один только Конан, а после покупки последнего на кручение колеса и вовсе забивают, получается оно несло вообще никакой функции, кроме, непосредственно, кручения? И в-третьих, если единственной функцией колеса только то, что его должны толкать рабы, то это получается слишком расточительно, мало того, что они десятилетиями не приносят никакой пользы, их надо чем-то кормить, так ещё и выживают далеко не все. Впрочем, это всего лишь небольшие придирки к логике происходящего, хотя в контексте всего фильма они не так уж и важны.

Вернёмся к сюжету. Со временем Конан зарекомендовал себя, как лучший из гладиаторов и хозяин отправляет его обучатся боевым искусствам на восток, где Конана также учат грамоте и прочим наукам.

Со временем, судя по всему, из гладиатора Конан становится наёмником, хотя по-прежнему остаётся рабом. Но при этом, видимо за боевые заслуги, его допускают на пирушку в шатёр к некому, скорее всего, гирканийскому вождю, который представляет собой явную аллюзию на Чингисхана. Вскоре хозяин Конана, будучи в состоянии алкогольного опьянения, отпускает того на волю, хотя причина этого поступка так и остаётся нераскрытой.

Убегая в степи от диких собак, Конан прячется в пещере, которая оказывается древним курганом атланта. Найдя среди погребального инвентаря меч, варвар разрубает свои кандалы и расправляется с собаками, из чьих шкур потом делает себе одежду.

Путешествуя по дикой местности, Конан натыкается на хижину ведьмы, которая за определённую услугу (понятно о какой «услуге» может попросить женщина, живущая одна в глуши, может попросить молодого мускулистого мужчину) рассказывает ему, что всадников, напавших на его деревню, стоит поискать в Заморе. После чего, видимо слишком разгорячившись от «общения» с Конаном нападает на того, впрочем, опытному бойцу не составляет труда отбиться от неё.

По дороге в Замору, Конан находит прикованного к скале вора по имени Субутай, после освобождения, тот становится спутником варвара.

В процессе поисков, герои выясняют, что герб, под которым сражались всадники, как-то связан с культом Сета, одна из башен которого, как раз, находится в городе, по слухам, там так же хранятся и немалые сокровища.

У подножья башни, герои встречают ещё одну воровку по имени Валерия, хотя в фильме ни разу так и не произносится её имя, которая так же решает примкнуть к группе Конана. Убив огромную змею и обворовав сокровищницу секты, троица успешно убегает от последователей Сета.

Почуяв лёгкие деньги, Конан, также как и остальные в его компании, становится вором, видимо позабыв, что изначально он прибыл в Замору с целью найти тех, кто напал на его деревню и отомстить.

Впрочем, преступная карьера киммерийца прерывается, когда его вместе с Валерией, с которой у него к тому времени уже завязались романтические отношения, пьяного находят гвардейцы короля Озрика. Как выясняется, из-за того, что Конан с товарищами ограбил башню Сета, у короля возникли проблемы с культистами. Впрочем, Озрик не только не разгневан на воров, но более того восхищается ими, как единственными, кто посмел бросить вызов сектантам. Более того, выясняется, что недавно принцесса так же примкнула к секте, и, убежав из дворца, отправилась прямиком к лидеру культа Тулса Думу. Пообещав, как водится, несметные богатства, Озрик делает троице «предложение, от которого нельзя отказаться», а именно, они должны отправиться в главное святилище культа Сета и выкрасть принцессу у Тулса Дума.

Помимо обещанного богатства, у Конана есть и личный интерес, теперь он выяснил, где находится главное логово тех, кто убил его семью, а его продал в рабство. Впрочем, остальная часть команды не горит желанием отправляться на разборки с могучим колдуном, Валерия предлагает забрать задаток, выданный королём сбежать. Конан решает не переубеждать своих друзей, а отправиться к Тулса Думу в одиночку.

По дороге, ему попадется странное место — скопление стоячих камней, где-то ли, когда-то проходила битва, то ли хоронили воинов по какому-то причудливому обряду. Также Конан знакомится с единственным живым обитателем этого места — старым полу-обезумевшим отшельником-колдуном (и, по совместительству, рассказчиком). На следующий день киммериец, притворившись пилигримом, отправляется в лагерь почитателей Тулса Дума. Там, применив свои навыки обольщения на жреце культа, Конану удаётся раздобыть одежду культиста и проникнуть в сам храм, но его разоблачают два война, участвовавшие с Тулса Думом в набеге на деревню.

После задушевного разговора с главой культа, Конана распинают на дереве в пустыне. Когда варвара уже, практически покидают силы, его спасают Субутай с Валерией. Но, оказывается, что Конан находится при смерти и помочь ему может только колдун-отшельник.

После опасного ритуала, киммерийца возвращают к жизни. Набравшись сил, он решается ещё на одну вылазку в храм Сета, но этот раз в компании своих друзей. Нанеся на тело странную раскраску, как будто они собираются слиться со стадом зебр, трио воров пробирается в самые глубины обители Тулса Дума, как раз во время оргии с леопардами, участники которой, не прочь подкрепиться супом из человечинки. Но даже на фоне всего происходящего, оказывается, что вкусы Тулса Дума «слегка специфичны».

Устроив диверсию и немного подравшись с Рексором и Торгримом (так, к слову, зовут тех самых здоровенных воинов в культе Сета), троица сбегает, но Тулса Думу удаётся подстрелить Валерию из лука ядовитой стрелой (именно ядовитой, а не отравленной), ворам удаётся уйти от культистов, но возлюбленная Конана погибает.

Похоронив Валерию на погребальном костре, соратники начинают готовиться к бою со всадниками Дума, используя принцессу как приманку. В финальном сражении, благодаря тактике и хитроумным ловушкам, Конану, Субутаю и отшельнику без особого труда удаётся одолеть большинство противников, проблемы вызывает только один из здоровяков Дума, вооружённый мечом отца Конана. В какой-то момент, ему, практически удаётся убить киммерийца, но тому на помощь приходит дух Валерии, в конце концов, Конану удаётся одолеть всех воинов Дума и вернуть себе отцовский меч.

Тулса Дум же, наблюдавший за битвой издалека, в чувствах пытается застрелить принцессу, но и тут у него ничего не выходит, благодаря Субутаю, и колдуну остаётся только бежать.

В финальной сцене фильма, Конан, воспользовавшись помощью принцессы, разочаровавшейся с Тулса Думе, снова проникает в храм Сета во время богослужения. На этот раз, ему удаётся приблизиться непосредственно к Думу, тот пытается манипулировать варваром, гипнотизировать, также как он делал это с его матерью в начале фильма, но Конан не поддавшись ни на какие чары колдуна, отрубает тому голову, сжигает храм и забирает принцессу обратно к отцу.

В эпилоге отшельник повествует, что в будущем Конан станет королём Аквилонии, но об этом, он расскажет в другой раз (спойлер, нет).

Конец.

История создания

Как видите, не сказать, что сюжет фильма изобилует какими-то интересными поворотами или как-то по необычному закручен. Так в чём же причина популярности фильма в год его выхода и культового статуса сейчас? Давайте попробуем разобраться.

И для начала обратимся к истории создания фильма.

Впервые, идея экранизировать приключения Конана возникла ещё в 70-х, но опять же, как я уже рассказывал в прошлый раз, и тут не обошлось без проблем с авторскими правами. В итоге, только на урегулирование юридических вопросов ушло два года. Долгое время студийные боссы сомневались в успешности подобного проекта, но всё изменилось, после успеха «Звёздных Войн» в 1977 году. Руководство студий поверило в то, что героическое фэнтэзи может собирать кассу, хотя в Конане всё ещё продолжали сомневаться и ни одна студия не хотела браться за проект.

Во второй половине 70-х Конаном заинтересовались продюсер Эдвард Прессман и будущий режиссёр Джон Милиус, более известный, тогда как сценарист таких картин как «Грязный Гарри» и «Апокалипсис сегодня». Одно время, им вроде бы удалось убедить студию Парамаунт взяться за съёмки, но в студии не хотели сильно рисковать и готовы были выделить бюджет лишь в 2,5 миллиона долларов.

Также студия настаивала на том, чтобы к команде присоединился именной сценарист, в качестве такового был предложен Оливер Стоун. Хотя не понятно, почему Стоун тогда считался именитее Милиуса, учитывая то, какие картины были в портфолио у последнего. Так или иначе, когда Оливер Стоун представил свою версию сценария, Милиус назвал этот вариант не иначе как: «горячечный бред под кислотой» По задумке Стоуна действие фильма было перенесено из хайборийской эры в постапокалиптическое будещее, а Конан должен был противостоять армии мутантов, при том, фильм должен был длиться 4 часа и быть первым из франшизы, которая состояла бы из 12 частей. Также Оливер Стоун пытался привлечь к съёмкам и Ридли Скотта, но тот отказался. В итоге от услуг Стоуна было решено отказаться, хотя его имя попало в титры, где он значиться сценаристом, ни одна из его идей таки ни вошла в фильм.

В конце концов, было решено, что пост режиссёра займёт сам Милиус, также он привлёк к съёмкам продюсера Дино Де Лаурентиса, с которым уже работал ранее. После долгих переговоров, которые заняли целый год, Прессману и Лаурентису удалось прийти к соглашению и стать сопродюсерами. В свою очередь, последнему удалось договориться со студией Universal. И, наконец, после нескольких лет подготовительных работ, в 1979 году, Милиус снова берётся за подготовительные работы, но уже связанными непосредственно с фильмом.

При разработке концепции стилистики будущего фильма, художник-постановщик Рон Кобб ставит одно главное условие — в ленте должны всячески избегаться образы, связанные с Древней Грецией и Римом. Вместо этого, было решено сосредоточиться на скандинавской, германской, монгольской и японской тематике.

Откуда же взялась такая нелюбовь к Элладе и Вечному Городу? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам, как ни странно, снова придётся отправиться в 1936 год. Дело в том, что именно тогда в свет выходит знаменитая полудокументальная книга Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка», где в подробностях описывается путешествие, которое за год до этого совершили советские писатели по Штатам. Несколько глав уделено Голливуду и производимому им кино. В том числе, в книге говориться следующее: «В исторических драмах события самые различные, в зависимости от того, кто является главным действующим лицом. Делятся они на два разряда: древние — греко-римские и более современные — мушкетерские… Сюжет пьесы такой, какой бог послал. Если бог ничего не послал, играют и без сюжета. Сюжет неважен. Важны дуэли, казни, пиры и битвы». И да, 30-е годы были первым периодом расцвета жанра «история сандалии и меча» или, как его ещё называют, пеплума. При том, судя по описанию Ильфа и Петрова, уже к середине 30-х, было подобных фильмов было снято столько, что зритель постепенно начал от них уставать.

Но при этом, если жанр «плаща и шпаги», к середине XX века, практически, целиком монополизировала Франция, где в подобных фильмах блистал знаменитый Жан Маре. То в Америке и Италии в 50-х всё так же продолжают снимать пеплумы. Если исторический фильм, то чаще всего про Рим или Грецию, если фэнтэзи, то про Геракла или кого-нибудь подобного, конечно были исключения, вроде «Викингов» с Кирком Дугласом, но довольно редко. Не удивительно, что к концу 70-х Рон Кобб уже старается избежать давно избитой тематики любым образом.

Очень многое в «Конане-варваре» взято от иллюстраций Френка Фраззеты к книгам Роберта Говарда, а также из комиксов Рея Томаса, о котором уже рассказывалось в прошлом выпуске. Более того, изначально Томас был приглашён для совместной работы над сценарием, но позже, его идеи были также отвергнуты, хотя создатели фильма по-прежнему продолжали ориентироваться на его комиксы.

Многие доспехи в фильме создаются с оглядкой на монгольские или скандинавские, более того, пожалуй, этот фильм, это единственный случай экранизации Говарда, где сам Конан облачён во что-то похожее на нормальную броню. Образ Валерии в виде духа, явно вдохновлён валькириями из вагнеровского «Кольца Нибелунгов». Узоры, наносимые отшельником на тело Конана — это элемент, позаимствованный из японского фильма «Кайдан», а финальная битва явно отсылает к аналогичной сцене из «Семи Самураев» Также, есть мнение, что шлемы, которые носят Тулса Дум и его приближённые — это отсылка к «Александру Невскому» Эйзенштейна, хотя доподлинно не известно так ли это.

Но, что известно наверняка, со слов актёра Джеймса Эрл Джонса, то, что его персонаж в фильме подстрижен на «тевтонский» манер. А сам Тулса Дум и его секта, списаны, со слов Милиуса, в первую очередь с Хассана ибн Саббаха и его ассасинов-исмаилитов.

Хотя зрители, при просмотре фильма, уловили и другие параллели. У американцев, в начале 80-х ещё были свежи жуткие воспоминания, о деструктивных сектах «Храм народов» и «Семье» Чарльза Мэнсона (погуглите сами). И на тот момент, подобные ассоциации не могли не вызвать, невольного чувства тревоги, или даже бессознательного страха у американского зрителя.

Со слов, Джона Милиуса, меч используемый Конаном, является, практически, точной копией меча ландскнехта, из одного испанского музея.

Казалось бы, при таком смешении «всего со всем», должна была бы получиться довольно нелепая картина, но при просмотре совершенно не возникает диссонанса из-за смешения культур и эпох. И скорее всего дело в том, что весь антураж в фильме разбавляется небольшим налётом фэнтезийности. Например, шлемы, хоть и похожи настоящие, но в реальности, были бы не слишком практичны. Мечи, несмотря на то что скопированы с реальных, всё же слишком тяжелы для того, чтобы ими можно было полноценно биться. К слову, на крупных планах использовалось оружие со стальными клинками, тогда как общих их заменяли на более лёгкие копии из пластика и алюминия.

Хотя в остальном Джон Милиус старался быть максимально натуралистичен. Так получилось, что роли Конана, Субутая и Валерии достались трём, на тот момент, непрофессиональным актёрам. Изначально, на роль Конана рассматривались Сталлоне, Чарльз Бронсон и Уильям Смит (не путать с Уиллом Смитом). Смит всё же получил роль в фильме, он сыграл отца Конана. Но в какой-то момент Милиус увидел «Качая железо», документальный фильм, где Арнольд играл сам себя, и режиссёр решил, что никто другой больше не подойдёт на эту роль. У Сэндал Бергман, профессиональной танцовщицы, до этого не было ни одной роли со словами. А на роль Субутая, Джон Милиус искал кого-то похожего на своего друга, Джерри Лопеса, пока не решил отдать эту роль, собственно, Лопесу, который до этого, как и Шварценеггер, играл самого себя в фильме «Большая среда», одним из факторов было и то, что Джерри и до этого был поклонником Конана.

Хотя Арнольд Шварценеггер и говорит, что роль Конана стала для него «божьим даром» и принесла ему известность, но если учитывать то, через что актёру пришлось пройти на съёмках, можно сказать, что вся его дальнейшая слава вполне заслежена. Помимо того, что Арни надо были для съёмок «прийти в форму» и снова подкачаться, актёры также обучались скалолазанию, фехтованию (кстати, учитель фехтования, Киёси Ямадзаки, ненадолго появляется в фильме в качестве камео, тот самый восточный мастер боя на мечах, который обучает Конана, в реальности был и тем, кто тренировал Шварценеггера и Бергман) верховой езде, и выживанию в условиях дикой природы.

Помимо этого, Шварценеггер перед съёмками брал уроки актёрского мастерства, а также пытался улучшить свой английский, занимаясь непосредственно с Джеймсом Эрл Джонсом и Милиусом. В какой-то момент, Арни сам подошёл к режиссёру со словами, что поскольку он ещё является неопытным актёром, то Милиус должен обучать его как собаку.

Вообще, Джон Милиус был очень доволен подбором исполнителей главных ролей, по его словам, если бы на эти роли взяли профессиональных актёров, то они скорее всего стали бы возмущаться требованиям режиссёра. К слову, все трюки, Шварценеггер и Бергман выполняли сами, без дублёров.

Но тяга к натуралистичности, у Милиуса не ограничилась и этим. Помимо того, что Шварценеггер несколько лет, начиная 1979 года, отращивал волосы для роли, так ещё и в сцене с убийством гигантской змеи в храме, стрела, пущенная из лука, чуть не задела актёра. Благо Милиус, который сам для этой сцены стрелял из лука, оказался метким стрелком.

Кстати, самую реалистичную эмоцию на лице Шварценеггера, можно заметить в тот момент, когда за ним гонятся дикие собаки. И на самом деле, для этой сцены, действительно, были где-то отловлены полу-одичавшие животные, на съёмочной площадке, кончено, присутствовал дрессировщик, но после того, как собаки на него напали, он не особо решался сам к ним лезть. Так что, когда Арни убегает от собак, можно сказать, что он даже и не играет.

Как уже говорилось ранее, на роль Тулса Дума, был приглашён голос Дарта Вейдера Джеймс Эрл Джонс, а его приспешников сыграли, опять же, непрофессиональные актёры, американский футболист Бен Дэвидсон и датский культурист Свен-Оле Торсен. С последним, к слову, у Шварценеггера завязались долгие приятельские отношение, и, позже, датчанина звали сниматься, практически, во все самые известные фильмы со Шварцем.

После выхода фильма, больше всего претензий у зрителей и критиков возникло, как раз, к главному герою. Фанатам Говарда не понравилось то, как изменили характер персонажа, сделали Конана менее живым и остроумным, остальным же не понравилась игра Шварценеггера. Хотя лично на мой взгляд, именно в этом фильме и смена характера и манеры поведения, и выбор актёра оправданы, более того, в рамках жанра самой киноленты, эти решения единственно верные.

Дело в том, что «Конан-варвар» 1982 года — это не просто приключенческое фэнтэзи, более того, осмелюсь сказать, что это даже не совсем фильм в привычном понимании этого слова. Но для того, чтобы объяснить эту мысль, необходимо рассказать про следующий пункт.

Музыка

Для полного понимания того, что же из себя представляет «Конан-варвар», необходимо рассказать о том, чьё имя во вступительных титрах следует сразу за Шварценеггером и Эрл Джонсом, композиторе Бэзиле (или Базилевсе) Полидурисе. Не будет преувеличением сказать, что именно он создал музыкальный образ, практически, для всех произведений про Конана на многие годы вперёд. В Conan Exiles вышедшей спустя 36 лет, Кнут Хауген не только вдохновляется сочинениями Полидуриса, но и напрямую цитирует некоторые моменты.

Джон Милиус лично настоял на том, чтобы композитором был именно Полидурис, правда и тут режиссёр пошёл не совсем по стандартному пути. Обычно, композиторы приступали к работе над фильмом, когда весь материал был уже отснят, но Милиус предложил сочинять музыку наблюдая непосредственно за процессом съёмки. Притом, это была не просто блажь эксцентричного режиссёра, по задумке, музыка должна была максимально синхронична происходящему на экране. И чтобы добиться подобного эффекта, была разработана специальная технология, под названием Musync, которая помогала синхронизировать видеоряд с музыкальным сопровождением. Позднее, Musync использовалась во многих фильмах, первым был «Конан-варвар».

Притом, когда боссы студии сказали Милиусу переснять некоторые сцены, Полидурису пришлось переписывать и музыку, поскольку она до такта была синхронизирована с тем, что происходит на экране.

Полидурус рассказывал, что по задумке Милиуса в фильме должно быть как можно меньше диалогов, он даже не исключал того, что их не будет вовсе. И если взглянуть на картину с этой стороны, то, в каком-то смысле, «Конан-варвар» действительно может обойтись без разговоров. Один из основных принципов кинематографа «показывай, а не рассказывай», здесь возведён в абсолют. В одном из интервью, того же мнения придерживается и Джеймс Эрл Джонс: «Я бы посмотрел этот фильм и без диалогов»

И тут кроется ответ, почему в экранизации Конану сменили характер на более угрюмый и немногословный., почему именно бодибилдер Шварценеггер лучше всего подходит на эту роль. Дело в том, что очень большая часть информации, в этой картине, подаётся невербально. Как я уже говорил выше, это не совсем фильм в привычном понимании, если попытаться выразить это одним словом, то «Конан-варвар» это балет.

Понимаю, что это несколько неожиданное заявление, и это не совсем балет в привычном нам понимании. Конечно, в фильме Арнольд Шварценеггер не танцует в обтягивающих лосинах. Но если разобраться, то способ повествования, здесь именно такой, какой принят в балете.

Лучше всего это видно в сцене нападения на деревню, на протяжении которой, не произноситься, практически, ни одного слова, за исключением боевых криков. А в сцене убийства матери Конана, все актёры соблюдают полное молчание, при этом все мысли выражаются только движениями тела и преувеличенной мимикой.

Вообще, музыка, в этом фильме играет роль не менее важную, чем визуальный ряд. Например, композиция «всадники Дума» играет в начале, при нападении на деревню и во время финальной битвы, тем самым закольцовывая повествование.

И также как в балете, основная мысль фильма подаётся не только и не столько через диалоги, сколько через действия и движения героев.

Идея фильма

Насчёт посыла фильма было высказано немало предположений. Чего только не успели приписать Милиусу после выхода ленты, от пропаганды фашизма и идеи белого превосходства, до восхваления рейгономики и культивирования индивидуализма.

Но если внимательно, рассмотреть каждую деталь фильма, то становиться понятно, что его основная мысль куда глубже и обширнее, чем это может показаться. При этом, она совершенно не нова. Так о чём же этот фильм?

Если Вы ещё не забыли, то фильм начинается с цитаты Ницше: «То, что меня не убивает, делает сильнее», казалось бы, это просто громкие слова, приведённые для пущего эффекта, но именно философия Ницше даёт нам ключ к пониманию фильма. И для этого надо вспомнить другую его известную цитату: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком». Кончено же, на протяжении XX века находились те, кто данную мысль истолковывал превратно. Но на самом деле, она совершенно не нова, что-то подобное высказывали и философы в Древней Греции, и гуру в Индии, и последователей Дао в Китае. Главная мысль фильма в самосовершенствовании, преодолении недостатков и поиске настоящей силы человека или, как говориться «per Aspera ad Astra»

Удивительно, но лучше всего философию фильма можно выразить с помощью фразы из другой картины, снятой спустя 20 лет, другими людьми, в другой стороне Света. «Первое достижение мастера — единство человека и меча. Когда оно достигнуто, даже травинка может стать оружием. Второе достижение — когда меч существует лишь в сердце мастера, отсутствуя в его руке. Тогда врага можно поразить за сто шагов голыми руками. Но высшее достижение искусства боя на мечах — это отсутствие меча как в руке, так и в сердце мастера. Тогда воин пребывает в гармонии с миром» (Герой. 2002)

Примерно та же мысль высказывается и в фильме «Конан-варвар», но делается это не так открыто и через другие образы.

Тема Стали, Плоти и Духа

Давайте разберёмся с самого начала. Несмотря на то, что в фильме очень мало диалогов, можно сказать, что сам фильм представляет собой один сплошной безмолвный диалог, а точнее спор. В начале, отец Конана, рассказывает тому о «секрете стали» и приучает того, всецело доверять только ей. Тема стали не раз поднимается в фильме, ею буквально пропитана первая треть фильма. Не знаю совпадение ли, но в одном из моментов Конан, практически дословно, цитирует Чингизхана, чьё родовое имя Тэмуджин переводится как «лучшее железо».

Не раз подчёркивается, что сталь, главное, во что верит Конан. Но в определённый момент, в фильме возникает и противоположная точка зрения, высказанная Тулса Думом: «Что значит сталь, по сравнению с рукой, что её держит? Плоть — вот что сильнее». В целом, всё, что связанно в фильме с культом Сета так или иначе связанно с плотью: обилие обнажённых тел на оргии в обители Тулса Дума, гигантские змеи, змеи вместо железных стрел, и даже в пищу культисты потребляют человеческую плоть.

Но со временем, Конан отказывается как от идеи силы стали, так и от силы плоти. Во время финального сражения, и Конан и Рексор сражаются друг с другом на стальных мечах, но в какой-то момент Конан побеждает, притом, разрубив меч своего отца. И по сути, получается, что это действие опровергает слова отца, из начала фильма, который предлагал верить только в сталь, но рука оказалась сильнее. В этот момент, Конан познаёт силу плоти.

Но уже в финальной сцене, в храме Сета, Конан убивает Дума, при том их противостояние происходит уже не с помощью оружия, колдун пытается подчинить варвара, но тот избавляется от его чар с помощью силы воли. Отрубив голову Думу обломком отцовского меча, Конан сбрасывает её вниз, но вслед за ней летит и меч. В этот момент главный герой отказывается и от мысли Тулса Дума о главенстве силы плоты и постигает силу Духа. Теперь он не нуждается в силе стали, поскольку он приблизился к совершенству, он смог с помощью своей воли одолеть того, кого боялись сильные этого мира, практически, живого бога, теперь Конан стал тем самым «сверхчеловеком», после того как его не смогли убить ни Сталь, ни Плоть, ни Дух, что возвращает нас к цитате Ницше из начала фильма.

Теперь Конан, находясь на самой высокой точке всего повествования, как буквально, так и символически, поднимает упавшую перед ним ниц принцессу, что можно противопоставить другой сцене фильма когда Конан находится в самой нижней точке, в бойцовской яме, когда единственной и главным для него является одобрение толпы, теперь же, главный герой знает, что настоящая сила не нуждается ни в чьём признании.

Процесс съёмки и релиз фильма

Стоит немного сказать и о технической стороне. Это был последний фильм от большой студии выпущенный с одноканальным с звуком. Руководство студии, хоть и выделило большие, по тем временам, 20 миллионов долларов в качестве бюджета, но на звуке решило сэкономить.

Съёмки проводились в Испании, где в качестве натуры использовались развалины римских и мавританских сооружений. Крупные планы некоторых зданий снимали с помощью миниатюр, тогда как храм Сета построили целиком, из бетона и древесины. Дерево, на котором распинают Конана, представляло собой подвижную конструкцию, которую могли вращать вокруг своей оси, чтобы не тратить много времени на ожидание подходящего освещения.

Вообще, многие эффекты в фильме, выглядят достойно до сих пор. Один из визуальных эффектов, которым создатели гордились больше всего, это превращение Тулса Дума в змею. Сначала, был снять кадр с Эрл Джонсом в капюшоне, потом, актёра заменили слепком, и постепенно с обратной стороны начали «выдавливать» его «лицо», а под конец в кадре присутствует уже реальное животное.

К слову, в один момент у создателей возникли проблемы с защитниками прав животных. В основном из-за сцены, где главный герой бьёт верблюда по морде. Позже, эта сцена, в качестве отсылки не единожды повторялась.

Но больше всего проблем у Милиуса возникло со студией 20 Век Фокс, когда режиссёр показал руководству готовую ленту, боссы студии сказали, что в таком виде фильм ни в коем случае нельзя выпускать в кинотеатры. Несмотря на то, многие критиковали конечный вариант из-за излишней жестокости происходящего, версия фильма Милиуса была ещё более кровавой. Например, пришлось вырезать сцену, где один из культистов убивает себя ножом, а сцены обезглавливания пришлось изменить. Что привело к тому, что и Полидурису пришлось перезаписывать саундтрек для этих сцен.

В итоге, премьеру пришлось перенести ещё на год. При том, когда фильм был уже готов, студия всё равно не решалась пускать его в прокат, боясь конкуренции. Поэтому, на экраны всей страны «Конан-варвар» не в самое прибыльное время. Но как оказалось, все опасения насчёт провала были напрасными. В год своего выхода «Конан-варвар» занял 17 место в списке самых кассовых фильмов 82-го, что, конечно, не сделало его блокбастером, но вместе удачным релизом VHS позволило студии остаться в плюсе.

В год своего выхода, если не считать уже упомянутой Золотого Глобуса Сэндал Бергман, как лучшей начинающей звезде, больше фильм не получил никаких призов.

При этом довольно быстро картине удалось получить культовый статус. Это видно и потому, как быстро и в каком количестве у фильма появилось подражателей, которые, конечно, не и близко не дотягивали до его уровня. Но всё же, «Конану-варвару» удалось привнести, не только в кино, но и в другие виды искусства, что-то от своей стилистики.

Через некоторое время студия дала добро на начло производства сиквела. В целом, эта франшиза включает в себя два фильма, а если точнее, то два с двумя половинами, понимаю, что звучит странно, но на этом мы остановимся поподробнее в другой раз.

Для многих из участвовавших в съёмках, «Конан-варвар» стал главным и самым известным проектом в карьере. Джин Милиус, после «Конана» ушёл снимать клюквенный «Красный рассвет», к нему же присоединился и Бэзил Полидуриус, правда, если для Милиуса «Рассвет» стал последним громким фильмом в карьере, то Полидурусу позже удалось поработать над такими фильмами как «Робокоп», «Охота за Красным Октябрём», «Звёздный десант», но всё же пропуском в большое кино для композитора стал именно «Конан-варвар».

Джеймс Эрл Джонс продолжил свою карьеру, в основном, как актёр озвучки, собственно, он по-прежнему озвучивает Вейдера во всех «Звёздных Войнах». Про большинство остальных фильмов, в которых снялся Джерри Лопес, вы скорее всего и не слышали. А Мако Ивамацу продолжил сниматься с переменным успехом, также как и Джонс, он занялся и озвучкой персонажей, например именно его голосом говорит Айро из «Аватара». Для Сэндал Бергман этот фильм, также стал самым ярким в карьере.

Но конечно же, больше всего от участия в «Конане-варваре» выиграл Арнольд Шварценеггер. Этот фильм не только открыл ему дорогу в большой кинематограф, но и во время своей политической карьеры Арни не стеснялся использовать образ Конана.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, хотелось бы сказать, что главное достоинство «Конана-варвара» в том, что хотя этот фильм и можно воспринимать совершенно по-разному, но этого он становиться только лучше. Можно сказать, что это один из тех немногих случаев, когда и форма и содержание не отстают друг от друга. То есть, этот фильм можно воспринимать и просто как неплохой фэнтезийный боевик, и как нечто более глубокомысленное. И в этом случае ни один из подходов не является лучше или хуже другого.

В дальнейшем, ещё не раз экранизировали истории про Конана, но ни разу даже приблизиться к первому фильму ни у кого не получилось. Но об этих экранизациях поговорим в следующий раз, а пока, до встречи.


Лучшие комментарии

Эх, молодой Арни, кассета VHS, гнусавенький перевод… 90е! 

Читай также