12 ноября 2021 12.11.21 2 1867

Освободите эту ведьму — Как обычный китайский инженер средневековую целину осваивал

+9

Привет.

C китайскими лайт новеллами порой складывается довольно забавная ситуация, когда в целом подающее надежды произведение после прочтения N глав превращается в нечто репитативное и неудобоваримое, и исключения из правил встречаются не сказать, что бы часто. Достаточно вспомнить то же "Противостояние Святого" от Er Gen-а. Но порой попадаются довольно таки неплохие произведения, по типу «Освободите эту ведьму» (ссылка на блог, вдруг кому там читать удобнее) которую написал китаец шифрующийся под псевдонимом Er Mu. 

Повествование видеться  от лица «обычного китайского инженера» Ченг Яна, который, благодаря адовым переработкам благополучно скачурился на работе. И, как обычно, спокойно отъехать в мир иной ему не дали, а засунули его бренную душу в тушку принца Роланда Уимблондона, который умудрился помереть во время оглашения приговора о казни ведьмы.Само собой, умереть ему любезно помогла родная сестричка, посредством своей подчиненной, подсыпавшей принцу яд в питво. Мир же, в который притащило Ченг Яна, явно был похож на средневековье, но и только, т.к. неумолимо отличался от него. 

Так вышло, что благодаря стечению обстоятельств, Ченгу Яну, помимо халявного шкурки принца, досталась и целая куча его проблем. А последних было довольно таки не мало.

Во-первых,  борьба за трон. Батя Роланда, он же король, решил, что трон должен достаться наиболее скилловому наследнику, поэтому лишь тот, кто покажет себя как самый выдающийся правитель, унаследует все земли королевства. При этом монарх отдал в распоряжение пяти своим детям разные территории. Спустя пять лет он решит, кто же станет его преемником, основываясь на уровне мастерства и изобретательности, которые они показали, управляя соответствующими землями. 

При этом не были даны какие либо критерии, а на способы достижения целей был возложен габаритный и длинный. Т.е. воруй, убивай, насилуй домашнюю живность, поднимай налоги, иди работать в стриптиз – не важно. Главное – результат. Королева, возможно, этого бы не одобрила, но она уже была мертва как лет 5 на момент начала событий, так что ее мнение вряд ли было бы возможным спросить.

Прототип парового двигателя. Отсюда и далее пойдут скрины из манхвы, ибо в лайт новелле иллюстраций толком не было
Прототип парового двигателя. Отсюда и далее пойдут скрины из манхвы, ибо в лайт новелле иллюстраций толком не было

Во-вторых, демонические звери. Тысячи их. И ладно бы, если проблема ограничивалась, какими-то агрессивным хомяками-мутантами под виагрой, например. Проблема представляла собой разнокалиберную шоблу мутировавших клыкасто-когтистых зверушек на любой вкус, которые каждую зиму с первым снегом приходили и делили на ноль все, что шевелиться посмело, включая даже совсем не шевелящиеся крепости.  И так уж вышло, что зима должна прийти через три месяца, а с ним и закономерный большой северный пушкой зверек.

В-третьих, «Пограничный город», который выдали Роланду в пользование, являлся всего на всего небольшой горнодобывающией деревушкой, которая к тому же являлась пунктом раннего оповещения о набегании демонического зверья. Иными словами после каждого нашествия от города оставалось фигли да нефига.  Кроме того, на всю зиму жителям приходилось переселяться в крепость Длинной Песни, ради которой город и строился. Само собой зиму при этом переживали далеко не все, ибо еды, считай, нет, а стены тех лачуг, в которых они жили, имели слишком много недокументированных отверстий и были похожи в лучшем случае на решето. Надо ли говорить, что в довесок к этому, к беженцам относились как к людям третьего сорта, круча и верча их на детородной оси как душе угодно.

В-четвертых, Церковь, с местной разновидностью инквизиции, тайными заговорами и прочим, которые тут на начальных этапах чем-то вроде вселенской добродетели для простого люда и осью зла для протагониста выступают. Осью зла они выступают не в последнюю очередь потому что, что Роланд положился на опыт из собственного мира, т.е. нашего, где церковь в свое время всякого начудить успела. Так же, согласно данным церкви, ведьмы являются слугами дьявола, все их силы от лукавого, и вообще их в демонические месяцы только больше пробуждается, а значить «смерть неверным». 

А еще можно ведьму передать Церкви за вознаграждение, а если ведьма красивая, то ее все равно потом лучше отдать Церкви, иначе худо будет. И так уж получилось, что Роланду стукнуло в голову спасти ту самую ведьму, во время оглашения приговора которой, Ченг Ян в этом мире и очутился. Он прикинул, что, по сути, девушка ничего не сделала, и смысла в ее умерщвлении толком то и нет, поэтому он решает ее спасти.  Таким образом, одной из первых ведьм, что поселилась в замке Роланда, стала очаровательное бревнышко Анна. А дальше и остальные ведьмы подъехали, что церковникам особо нравиться не могло. 

Фанатская карта лайт новеллы.
Фанатская карта лайт новеллы.

Роланд, не смотря на целый ряд вопрос к нему, как человеку, является одним из наиболее живых персонажей, которые есть в лайт новеллах в принципе, ввиду целого ряда отличительных черт. Не в последнюю речь это достигается благодаря не только проявляемым им эмоциям, но и самим действиям и их эмоциональному подтексту. В отличие от протагониста тех же «Разрушителей»,  у Ченг  Яна присутствует более менее сносный период адаптации к новым условиям, с которыми ему помогает свыкнуться память «старого» принца. Не смотря на то, что это происходит буквально за пару первых глав,  ему все равно не удается ощутить себя как дома даже спустя месяцы. Например, в 700х главах второстепенные персонажи  отмечают,  что Роланда все еще веет одиночеством, как будто он не принадлежит этому миру.

До попадания в новый мир у Ченг Яна был окончен университет, а сам он работал инжаком в некой фирме, где, перед тем как дал дуба, должен был сдать чертежи неких «механизмов», правда в какой области, что и кого он там инженерил не указывается. 90% его общения сводилось к общению через эти наши родные интернеты. Интересная работа, кстати. Сам он явно старше 22х лет, с учетом нынешних сроков обучения в Китае, хотя прямо его возраст не называется. Так же он явно был заядлым игроком в World of Warcraft, ибо адаптировал тамошнюю систему редкости к тем книгам, которые он написал для своих подданных.

Центральная площадь Пограничного города
Центральная площадь Пограничного города

Он добр, не дискриминирует кого бы то ни было, независимо от того, откуда они прибыли, или их социального положения, ввиду широких взглядов которые были в его мире, но до пропаганды толерастии не доходит. Он заботится обо всех, кто, так или иначе, попадает к нему, прививая им концепцию прав человека. Тем не менее, убийства ему не чужды, и когда это необходимо враги будут переведены на отборное гуро без всякого сожаления, пусть и не его собственными руками. В мир иной может отправиться даже ведьма, не смотря на ее сверхполезность для дальнейшего развития города, пусть такие случаи единичны.

Роланд не очень умен, но в своем мире он не испытывал проблем с учебой.  Помимо инженерного опыта, он явно имел широчайший круг хобби и им было прочитано очень много информации в интернете, что и ожидалось от типичного задрот-куна из Китая. В целом же, Ченг Ян, с точки зрения возможностей к обработке информации, на голову превосходит людей из его нового мира.  

Он в крайней степени изобретателен и любознателен. Всякий раз, когда Роланд где-то чего-то не догоняет или же если ему не хватает инфы, он предпочитает провести эксперимент, чтобы узнать больше. Это позволяет ему разрабатывать и создавать различные  крутые ништяки, которые не только помогают ему защитить Пограничный город от зверья и людей, но и кардинально улучшить качество жизни его жителей. Кроме того, он может понять, как использовать различные способности ведьм, что бы реализовать свои дальнейшие планы.

Роланд развивается как персонаж, пусть и не значительно и не так ярко, как это бывает в японских новеллах. Это и не удивительно,  ибо попал он в этот мир уже сформированной личностью. Кроме того, он получил в довесок память оригинального принца Роланда, что сделало его человеком с весьма богатым жизненным опытом, даже для его возраста. Развитие происходит в основном за счет навыков управления подчиненными, которые со временем делают его в какой-то мере деспотичным или властным.

Принц Роланд. По совместительству китайских инженер
Принц Роланд. По совместительству китайских инженер

Тем не менее, не смотря на то, что Роланд является одной из основных сил, что двигает сюжет, на нем свет клином не сошелся.  Вторыми по списку идут ведьмы. Ведьмы, это уникальные представители человечества, обладающие присущими только им магическими способностями.  Даже если будут две одинаковые ведьмы, манипулирующие огнем, каждая из них будет делать это по-своему.  При этом отличаться будут не только их способности, но так же будет различен и их уровень магической силы, как пример, ведьмы, не достигшие своего совершеннолетия, имеют меньший запас сил, чем их старшие сестры. 

Спектр возможностей ведьм крайне разнообразен и не ограничивается банальным талантом к управлению стихиями, полету, лечению или морфингу, хотя есть и такие. Например, есть ведьмы, которые превращают воду в вино (даже не знаю, в какой известной книжке я о таком слышал последний раз.), производят обеззараживание, уменьшают вес предметов, продлевают агрегатное состояние вещества,  управляют звуком и прочее.  Описание же того, как выглядят силы внутри тел ведьм и путь их эволюции путем нахождения «просветления», отдаленно напоминает описание систем культиваций из других китайских новелл, пусть  в данном случае местная система чуть более самобытная и на этот раз обошлось без РПГ элементов. 

Найтингейл. Одна из ведьм, которая будет служить новоявленному принцу
Найтингейл. Одна из ведьм, которая будет служить новоявленному принцу

Само собой, силы ведьм имеют свои ограничения, по типу максимального радиуса использования, который у всех ведьм плюс минус одинаков, и затрачиваемой магической энергии. Так же способности ведьм могут быть ограниченны за счет Божественных камней воздаяния, которые, по сути, создают натуральный барьер, препятствующий нормальному течению магической силы. Ну и, надо ли говорить, что этими самыми камушки очень любят использовать церковники, доставляя много приятных моментов ведьмам.

В целом, история могла бы двигаться дальше и без принца  Роланда, но ведьмы, это тот самый каркас, на котором держится весь мир, придуманный Er Mu. Они являются

  • живым инструментом, благодаря которому большая часть планов Роланда воплощается в жизнь
  • и поводом для конфронтации главного героя, Церкви и других государств. 

Так же можно было бы упомянуть, как были ведьмы важны для событий, которые произошли до попадания Роланда в этот мир, но это был бы уже жирнющий спойлер, а я и так тут солидную часть вступление перечислил.

Ведьма Агата. На самом деле она старше чем выглядит
Ведьма Агата. На самом деле она старше чем выглядит

На момент 800х глав в распоряжении Роланда имеется что-то около 30ти ведьм. Каждая имеет собственное имя и собственную предысторию, хотя уже на этом моменте наблюдается повтор уже существующих типажей. Каждая из ведьм реагирует на различные события по-разному, и обладают своим характером, хотя в отношении к вещам связанным с Роландом они почти идентичны.

Само собой, при таком количестве персонажей, а 30 указанных выше ведьм, это лишь часть от встречающихся в новелле персонажей, прописать их при таком объёме текста не самая легкая задача, хоть и выполнимая при разумном расходе текста. И товарищ Er Mu не сказать, что бы хорошо с этим справляется.  Из всего многообразия находящихся у Роланда в пользовании ведьм, хоть как-то впечатываются в память буквально штуки 3-4, тогда как остальные запоминаются своей фишкой-способностью. 

Самое забавным является то, что Анна, которую принц спас в самом начале, не смотря на свое постоянное упоминание, является довольно не выразительным персонажем. Ты в целом знаешь, что она сделала, как она важна для города и как к ней относятся жители. Ты знаешь, как ее ценит Роланд, и не в последнюю очередь, потому что она  у него первая…ведьма. Но как реагирует она сама? Эм. Да никак. Девочка-бревнышко всегда поддерживает Роланда, никогда его ни о чем не спрашивает, если это не касается новых знаний, не досаждает ему с расспросами, если он сам не хочет говорить о своих чувствах и эмоциях. Плюс она на лету угадывает его мысли, всегда в хорошем настроении, а если нет, то этого не показывает и само собой очень красива.  А еще у нее голова никогда не болит, ога. Список можно продолжать до посинения.  И знаете что? Это все еще не достаточно, что бы быть интересным персонажем, ибо для этого нужна хоть какая кривая эмоций или оценка происходящего с их помощью. И да, максимум, что ты узнаешь о ней в этом плане, это то, как она относится к своему отцу.  Иными словами Анна скучна, однотипна и бесцветна, не смотря на факт того, что она занимает приличное количество текста в качестве одного из основных персонажей. Может как женщина в реальной жизни она была бы идеальна, но в книжки мы ходим все таки за эмоциями.

На ее фоне та же Агата смотрится не в пример живее, ибо помимо всего прочего имеет хотя бы минимальное развитие и различный спектр эмоций, не говоря уже о Найтингейл, которая многообразием своих состояний затмевает почти любого персонажа в полщелчка. Об остальных ведьмах говорить особо не приходиться, ибо кроме как роли декорации или, в лучшем случае, живого инструмента в городе они особой роли не играют. На некоторых ведьм же вообще забивают, после демонстрации их возможностей, или же делая их одноразовыми. Понятное дело, что весомая часть ведьм все же имеют собственные главы, и почти каждая из них имеет собственную предысторию, но для хорошей проработки и тем более глубины этого совершенно не достаточно.  Да, при таком количестве персонажей сложно описать всех, но надо было хотя бы попытаться.

Момент спасения ведьмы Анны
Момент спасения ведьмы Анны

Персонажей в лайт новелле очень много, их количество вполне может под две сотни перевалить, а сто штук их насобирается уж точно. Условно их можно разбить на несколько категорий.  Чуваки, которые помогают ГГ строить город, чуваки противостоящие Роланду на прямую, левые жители,  и те, кого вообще стоило бы выкинуть из новеллы нафиг.  Продуманностью из них явно никто не обладает в принципе.  

Первые являются тем же самым, что и ведьмы-инструменты. Т.е. персонажи, с возможно интересной предысторией, появляющиеся тогда, когда автору это будет угодно, что бы дать Ролонду нужный ресурс, новую информацию, или же помочь в осуществлении некоего нового плана, а иногда даже продвинуть сюжет. Вторые представлены преимущественно церковниками и другими претендентами на престол. Самое что забавное, в обеих группах присутствуют, как интересные персонажи, со своим характером и мотивацией к своим действиям, так и просто персонажи-шаблоны, взятые, судя по всему прямиком из туториалов по написанию ранобех.

Антагонисты тут строго черного цвета, с точки зрения того, что они творят, никаких полутонов. Все их действия направленны только на вставление палок в колеса Роланду и замедления его развития, не смотря на их благородные мотивы спасти страну.  Церковники вообще ведут себя как те еще мудаки, предпочитая переводить на гуро тех, кто выполнял для них работу, вместо того, что бы платить им. На фоне этого, люди Роладна вообще чисты, невинны, а если что-то и было, то ведь они были молоды и за ними вообще охотились.

Бэров. Важный дядя, на момент начала новеллы является главой города
Бэров. Важный дядя, на момент начала новеллы является главой города

Третья категория или «левые жители», как я обозвал их ранее, помимо набора литературного объёма, служит для описания жизни обывателей, преимущественно за тем, что бы показать, что в новелле все не так радужно. Не то, что бы подобные истории были дистиллированными филлерами, но чем-то имеющим большой литературный вес это называть, никак не получается, ввиду низкой ценности. 

Четвертая категория или «что вы, господа, тут вообще забыли?» Этих персонажей вырежи, и никто этого не заметит.  Они не несут с собой никакой истории, и они никак не двигают сюжет. А таких персонажей не мало.  Например, тут есть «небольшой» сюжет на несколько глав о том, как посланники Церкви едут с инспекцией в Пограничный город. Идет описание из эмоций, их предысторий, что позволяет проникнуться к ним, подразумевая, что они как-то будут важны в будущем, ибо никто же в здравом уме не будет тратить столько текста на не значительных персонажей, верно ведь? Оказалось, будет. Этих посланников просто выпилили и забыли о них спустя главу. Зачем о них читать, почему читающий должен тратить время на этот кусок текста? Ответа мы так и не увидим.

Третьим основным компонентом, за счет которого и строиться повествование является использование технологий мира современного или, как его обозвали у нас, прогрессорство. Процесс апгрейда условного села Нижнее Подднище до центрального города, уровня эдак 18го века, далеко не такая простая задача, как может показаться. Нужно учесть бесчисленное количество факторов, таких как возможная коррупция, экономика, культурное развитие, промышленность, медицина, политика и прочее. 

Но Роланд справляется не сказать, что бы хорошо с этим, причем дело касается не только самих решений или порядка их ввода, но и реализма. Да, сейчас бы в китайской новелле с магией реализм искать, но тематика на это претендует, так что без этого никак, да и  новелла имеет слишком много отсылок к миру реальному, поэтому подобного рода вопросы будут возникать всегда, как бы ты этого не хотел. Хотя на фоне фраз по типу «она нанесла полдюжины ударов за долю секунды»  задумываешься о том, стоил ли вообще что-то спрашивать

Китайский инженер в естественной среде обитания
Китайский инженер в естественной среде обитания

Понятное дело, что описывать все отрасли никакой тысячи глав не хватит, поэтому Er Mu сосредоточился на технической части и, частично, химической, ибо это будет всяко интереснее чтения о том, как в Ратуше бумажки с места на место перекладывают и как дебет с кредитом сводят.  Проблемы начинаются еще с подачи этих самых технических новшеств. Контраст между художественной составляющий и техническим описанием вводит в диссонанс. Грубо говоря, сначала может идти красочное описание погоды и того, как птички за окном поют, а потом будет резкий переход к описанию новой фенечки для парового двигателя, например. 

С художественной точки зрения такое перескакивание не самым лучшим образом сказывается на восприятии, заставляя каждый раз спотыкаться и адаптироваться новому типу текста. Кроме того, сами вставки очень похожи на копипасту из учебников, настолько сухо и не органично они поданы, а местами и вовсе не понятно, как законченная вундервафля должна выглядеть, ибо копипаста подразумевает текст, который шел до нее, но его нет.  Что касается последнего, аргумент идти и читать гугл не канает, ибо все должно уже быть описано в тексте, причем в такой форме, что бы читатель средней руки это понял, ибо это все же не учебник. Например, из описания конвертера в 657й главе понятно лишь, то, что этот девайс крутой и экономный, а как он выглядит, без гугла выяснить не представляется возможным. Так же несколько сомнительным является порядок ввода технологий, когда цемент и порох вводятся раньше, чем единая система мер, например. При этом очень часто пропускаются ключевые этапы или же опускаются подробности изготовления. 

Со временем в лайт новелле появляются пороховые ружья
Со временем в лайт новелле появляются пороховые ружья

С другой стороны, нужно отдать должное Er Mu, по началу уровень развития технологий остается более-менее вменяемым и Роланд не начинает массовое производство болтовок и Ак-47 с низкого старта. Процесс идет постепенно, размеренно, хотя порой используются весьма не популярные в нашем мире экземпляры тех же револьверных ружей.

На фоне всего этого весьма забавно выглядят вопли комментаторов, когда одни утверждают, что подобный путь развития не реалистичен, а другие утверждают, что «даже любой пяти-семиклассник знает, как работает паровой двигатель и то он должен школу прогуливать, а собрать их можно и вовсе на физ. кружке, так что все норм».  Касательно последней категории, у меня лишь возникает вопрос, а где такие веселые физ. кружки есть, собственно? Окей, я, может, о таковых не знаю,  но я не думаю, что пятиклассник сможет составить ТЗ парового двигателя, разработать функциональную и структурную схемы, разработать сначала эскизный, а потом технический и рабочий проект и оформить это по ГОСТу или любому другому метрологическому стандарту. А это важно как минимум для того, что ты сам потом понял, что ты в чертежах накорябал  и как максимум для того, что бы другие поняли, что ты от них хочешь, что желательно. 

Что же касается реалистичности изготовления, например, пороха, то я могу вас отослать к серии №136 программы «Разрушители легенд» (MythBusters, сезон 2009го, последняя серия), где эта тема более-менее раскрыта. Да даже у меня самого был знакомый, который смог его изготовить в домашних условиях, но это могут не только лишь все. А еще он был явно не в 7м классе, если че, правда и не студент тоже.

Человеки-инквизиторы пытаются защищаться от набегающего на их укрепления демона. Без особого успеха
Человеки-инквизиторы пытаются защищаться от набегающего на их укрепления демона. Без особого успеха

Возвращаясь же к первой категории комментаторов, то тут они отчасти правы, ибо автор с реализмом и балансировкой берега несколько попутал, что является одним из основных факторов накаляющих сидалище до температур плавления стали.  Роланд, как истинный китаец, зубрила до костного мозга. Этому способствует специфика образования в Поднебесной, где корячится над собственным образованием приходится с 8 утра до 8 вечера, ибо если этого не делать, то перспектива морозить пятую точку на морозе и жрать мох на ужин уже лет в 20, вполне может стать реальностью. 200 рыл среднем на одно место в универах, это не смешно ни в коем разе (статистика из гугла, если что). Т.е. к объёму знаний принца, особых претензий нет.  

Другое дело, что его знания носят крайне избирательный характер и он больше похож на ходячий гугл. Интересоваться оружием и методом их производства, иметь при этом некоторое техническое образование и некоторые познания в химии – это в целом нормально, и я, полагаю, такие люди есть и их относительно не мало.  Т.е. даже я примерно помню, как тот же «Толстяк» устроен (это тот который ядерная бомба), и может быть даже смогу объяснить, как он работает, но это не значит, что я смогу объяснить весь процесс сборки и те штуки, которые происходят при взрыве. 

Штука в том, что Роланд знает ровно то, что необходимо в данный момент и может объяснить по большей части все. Разговор на эту тему можно вообще свернуть, ибо в одной из глав он открытым текстом заявил, что может собрать ядерную боеголовку, но не будет, ибо не знает, что потом с радиацией делать. 

Сам формат новеллы как прогрессорской и общий вменяемый уровень проработки подразумевает под собой отсутствие случайных элементов, но рояли в эту новеллу Er Mu все же умудрился протащить. В их качестве выступают ведьмы. Нужен новый материал? Пфф, не поверите, только сегодня ко мне новая ведьма пришла. Я не могу новое оружие разработать, что делать?! Вы снова не поверите, у меня тут ведьма эволюционировала буквально на днях, и ее способность как раз подходит для моей новой вундервафли. 

Каждый раз, когда автор не знает, как сделать так, что бы по быстрее развить город, он тупо вводит новую ведьму или же апгрейдит старую. «Анна, дорогая, ты же не против поработать следующие пару лет сварочным аппаратом?», «Нана, душка, пришей вон тому молодцу ногу, будь добра».  Помимо этого, некоторые ведьмы переапанны в край. Как вам ведьма, которая, по сути, является 3Д принтером? Она просто может нарисовать любое покрытие с любым свойством, антикоррозийным или огнестойким, или одежду, дающую дополнительную защиту от повреждений. А еще у Роланда не было чем покрыть провода, но угадайте, кто ему помог с этим?  А как вам девочка, которая может производительность пшеницы раза в 3-4 поднять, легко и не принужденно решив продовольственную проблему?

Er Mu, весьма забавно решает и другие проблемы. Очень многие вещи, включая многие детали средневековья, были упрощены или упразднены в угоду Роланду, что бы показать, насколько последний умен.  Например, автор явно не разбирается в медицине, политике, истории и прочих науках, поэтому довольно большая часть из этих вещей тупо опущена. Медицина?  Пфф, у  меня есть ведьмы, которые и обеззараживают все и вылечат все, что нужно.  Что? В моем городе за 100 тыщ человек? Ну э, я тут брошурку глав 200 назад сделал об оказании первой помощи, думаю этого хватит. Я не знаю, что делать с коррупцией у меня под носом? Полиция  не справляется и это реально показано в крепости Длинной Песни ? Пфф, да все само собой разрешится, не может быть такого. Для моей армии нужны припасы? Ну, скажу, что я с этим разобрался, как именно объяснять не буду. Я 90% времени общался в интернете, а навыки риторики у меня как у политика? Ну ээ.… Где я взял тело девушки, которой подменил Анну после казни? Эй!  В приличном обществе это вообще спрашивать не прилично. 

Демоны собственной персоной
Демоны собственной персоной

Еще одной заметная проблема заключается в появлении книг из ниоткуда. Насколько мне известно, главный герой никогда не изобретал книгопечатание, но, похоже, нехватки книг нет. Без книжной печати, т.е. когда книжки пишутся ручками, у него не было бы достаточно ресурсов для того, что бы научить людей читать и писать, не говоря уже о начальном и среднем образовании.  Это как бы мелочь, но глаза мозолит. Кроме того, отдельный вопросом остается то, сколько он книг в год выдает. Даже при условии работы 24\7 их все же многовато, ибо даже для написания такого обзора как этот может уйти часов под 10, не говоря уже о времени чтения самого произведения.

Надо понимать, что прогрессорские сюжеты можно писать,  пока ад не будет поделен на ноль минимум трижды, как и этот обзор, впрочем. И при этом многие детали будут все еще хреново прописаны и требовать уточнений, ибо любое общество развивается во множестве аспектов, причем сразу. В данном случае, как можно понять, очень многие заметные вещи были упрощены или же опущены и это вызывает специфические ощущения.  Не то, что бы они были ярко негативными, ибо скорее испытываешь досаду.

Для многих данная лайт новелла стала каким-то откровением,  чем-то новым, доселе не виданным, хотя по факту, новелла дистиллированный штамп, пусть и в кое-то веки грамотное оформленный. Почитайте страницу новеллы на tv troopes. Список штампов внушительный, одно наличие умной, но слабой ведьмы и сильной, но туговатой чего только стоит.  И т.к. новелла пришла прямиком из Китая, ей досталось множество своих местных тропов, таких как повсеместное восхваление Роланда, пусть и явно меньшей степени, чем это было в том же «Восставшем против неба», объяснение того, что явно от новеллы не требуется, например, неоднократное описание того, как местные аборигены были впечатлены оружием Роланда и прочее.  В тоже время жители, следующие за принцем, почти всегда будет иметь вменяемые причины для того, что бы относится к нему хотя бы положительно, ибо он дает им то, что нужно им в текущий момент.

Описанный Er Mu мир идеализирован до абсолюта, вырисовывается нечто, что вряд ли осуществимо на практике, что в какой-то степени даже похоже на пропаганду определенного образа жизни, которого хочет придерживаться автор. Кроме того, сюжетная арка, не смотря на то, что ползет крайне медленно, в отрыве от прогрессорства довольно интересна, ибо помимо банального апгрейда города «потому что я жить хочу, ибо демоны придут и мне писец», так же в интересной форме подает информацию о текущих противниках, не говоря уже о периодических сменах центров сил.

Что же касается перевода, то лучшим я назову тот, что расположен на ранобе.рф, ибо он хоть какую-то корректуру проходит. Те же главы, что я видел в переводе с rulate, оставляли желать наличия редактора, но kent, есть kent, что поделать. Читать можно, но для людей, привыкших к литературному языку, будет больно. Много вопросов вызвал перевод некоторых названий и имен. Например, имя «Бумага» у одной из ведьм. Видать, переводчик не знал, что ее можно обозначить как «Пайпер», ибо на фоне той же «Найтфолл» или «Найтингейл»,  «Бумага»  звучит как-то так себе.

У «Освободите эту ведьму» есть все атрибуты полноценного произведения, такие как посыл, разнообразие персонажей, история мира и прочее, что ставит ее явно выше бОльшей части выходящих новелл, но из-за выбранного сеттинга к новелле будет множество претензий и из-за этой данный обзор получился настолько критическим и большим.  Рекомендую, может сам даже когда-нибудь дочитаю.

Если дочитал до конца и понравился обзор, то ты можешь сделать 2 вещи

  1. Проголосовать "Вверх"
  2. Подписаться на TG канал, чтобы быть в курсе, когда появится новая статья в блоге, либо будет отредактирована старая.

Лучшие комментарии

Если честно, то сравнение не делал. Так, в пол глаза глянул, чтобы скринов для статьи натягать. Поэтому тут не подскажу. 

Манхва давно в загашнике лежит, всё ждёт своего часа (а то глав многовато). Что лучше в сравнении -  она или ранобе?

Читай также