Разбираемся в деталях сверхпопулярности шутера от GSC Game World
До выхода S.T.A.L.K.E.R. 2 остается несколько месяцев. Армия фанатов ждала продолжения полюбившегося шутера более 10 лет. Почему за это время интерес к проекту не угас? Почему энтузиасты на тематических форумах до сих пор разбирают первые билды, выискивая детали, о которых забыли/умолчали разработчики?
В этом материале я объясню, из каких компонентов складывается уникальность «Сталкера», и расскажу, почему же эта игра любима многими русскоязычными геймерами.
Сеттинг
Небольшая деревенька, ржавая автобусная остановка, потрескавшийся асфальт, где-то вдалеке за лесом виднеется опора ЛЭП. Кажется, через несколько минут и из-за поворота покажется небольшой автобус. Эта картина плотно засела в голове каждого геймера, родившегося в 90-х, начале 2000-х годов. Ну вот кого из нас не отправляли к бабушке на все лето. Игровая зона в точности воспроизводит те картинки из далекого детства. Разве что вместо «Пазика» из-за поворота выбегает стая слепых псов.
Помимо узнаваемых жителями СНГ пейзажей в игре присутствуют объекты из реального мира, перенесенные в виртуальную вселенную с сохранением максимальной аутентичности. Разработчики из GSC Game World поставили перед собой задачу если не детально воссоздать Зону Отчуждения, то перенести в игру узнаваемые памятники.
«Я отметил на карте наиболее привлекательные с визуальной точки зрения архитектурные объекты, стараясь избегать тех, которые уже были отсняты нами ранее. В результате непрерывной 5-часовой фотосессии мы подробно отсняли весь первый микрорайон Припяти и завод „Юпитер“. В Киев привезли 17 гигабайт фотографий. К примеру, для создания „Тени Чернобыля“ потребовалось более трёх поездок. Для „Зова Припяти“ — одна, а для „Чистого Неба“ мы не устраивали ни одной поездки. Всё зависит от концепта каждого конкретного проекта», — в одном из интервью рассказал арт–директор GSC Game World Илья Толмачев.
Благодаря поездкам в Чернобыль, GSC удалось воссоздать в игре много всего. Например, атомную электростанцию, станцию «Янов», дом быта «Юбилейный», кинотеатр «Прометей», секретный завод «Юпитер» и многое-многое другое.
Лор и мифология
Помимо сеттинга в понятие «Атмосфера», которое так любят использовать игровые журналисты, можно включить лор и мифологию.
По всей Зоне «разбросано» множество интересных мест, посещение которых позволит найти редкий артефакт, уникальный ствол или кпк с важной информацией. При этом разработчики не ведут игрока за ручку, отмечая на карте все места, а позволяют самому обнаружить их. Сделать это можно через разговоры с NPC и в заметках, разбросанных по зоне. Да и банально, исследуя локацию, можно совершенно случайно набрести на логово мутантов. Или труп Гордона Фримена — здесь и не такое случается.
А по количеству фанатских теорий S.T.A.L.K.E.R. и вовсе может сравниться разве что с серией GTA. Поклонники до сих пор гадают, как в Рыжем лесу оказался труп Отца Валерьяна, когда сам сталкер вполне себе жив и обитает на Кордоне. Действительно ли это ошибка? Или таким образом создатели игры намекают на присутствие Шатунов? Удалось ли выжить Шраму? Как «Монолит» вербует новых сторонников? Так много вопросов и так мало ответов. Впрочем, ничего нового.
Таинственность и саунд-дизайн
Далекие раскаты грома, хлопки аномалий, гулкие звуки выстрелов — сложно представить «Сталкера» без всех этих элементов. Вся Зона — пугающее место, где одни находят славу и богатство, а другие — смерть в объятиях кровососа.
Мрачный саундтрек в стиле дарк-эмбиент идеально подходит под мрачную осеннюю погоду. Эта музыка, написанная российским композитором Владимиром Фреем, годится как для исследования подземных лабораторий, так и для путешествия от Кордона до Выжигателя Мозгов.
Живость мира
Но, чтобы игрок поверил в реальность происходящего, надо убедить его, что мир способен жить без его непосредственного участия. За это как раз отвечает система A-Life.
«Мы пытались создать впечатление, что игрок — не самый главный персонаж в игре. То есть, ты не один, не пуп земли или супер-герой, а просто один из многих, таких же как ты других Сталкеров. Как это достигается? У каждого есть свои дела, интересы. Каждый занят, или делает то, что его душе угодно. Так и возникла эта концепция симуляции жизни», — рассказывал программист Дмитрий Ясенев.
Сталкеры ходят по Зоне, на них нападает все, что может нападать: монстры, бандиты и кто только не. Сталкеры не сдаются: лезут за артефактами, устраивают привалы, общаются. Кажется, что протагонист — лишь один из многих храбрецов, топчущих берцами пыльный грунт вокруг Чернобыльской АЭС. Безусловно, игроки могут вмешиваться в естественные процессы. Например, никто не запретит помочь сталкерам отразить атаку монстров или наоборот убить всех, чтобы поживиться их хабаром. Но, если удалить из этого уравнения пользователя, ничего не рассыпется. Зона и все ее обитатели продолжат существовать.
Персонажи
Не менее важной составляющей любой игры являются персонажи, которых геймер встречает по ходу прохождения. Сидорович в «Тени Чернобыля», Лебедев в «Чистом Небе», Борода в «Зове Припяти». Каждый из них по-своему безумен. И это сумасшествие делает их настолько уникальными, что спустя 10 лет после прохождения кампании ты помнишь, как зовут каждого из встреченных героев.
Однако народный колорит, за который мы все так любим серию «Сталкер», проявляется отнюдь не в разговорах с ключевыми персонажами. Своеобразным «лицом» игры, по которому ее узнают даже зарубежные геймеры, являются различные криминальные элементы или попросту бандиты. За озвучку этих бравых молодчиков в кожаных плащах и спортивных костюмах стоит сказать спасибо одному человеку — Григорию Герману. Именно благодаря ему появились «Мля, я маслину поймал», «Эх, бабу бы» и «Кандехай веселей», ушедшие не только в народ, но и в мемы.
Огромное количество модификаций и активность фан. сообщества
Один датский психолог однажды сказал:
«Человек жив, пока его помнят»
Это высказывание можно применить и к серии S.T.A.L.K.E.R. За прошедшие с момента релиза первой части 14 лет поклонники смогли выпустить огромное количество различных модификаций. К концу 2021 года они исчисляются сотнями.
Сначала народные умельцы пытались править то, что больше всего раздражало в оригинальной игре. Например, характеристики оружия или выносливость главного героя. Позднее начали появляться модификации, добавляющие новый контент: стволы, пищу и даже персонажей. Окончательно освоив движок, энтузиасты принялись клепать моды, в которых у игроков появилась возможность отправиться в новую локацию, выполнить уникальные квесты или вовсе сыграть за другого персонажа.
Яркий пример последнего — аддон «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф», носящий статус культового среди поклонников серии. Игрокам предстоит посетить Зону «до начала времен», где нет привычных группировок, а знакомые персонажи только начинают совершать первые робкие шаги по Зоне.
Если вы зайдете в книжный и подойдете к полкам с фантастикой, то наверняка заметите множество романов с новыми историями о Зоне и ее обитателях. Их авторы — российские и зарубежные писатели, порой никак не связанные с Чернобылем. Кроме того, на YouTube полно фанатских фильмов по вселенной игры. Некоторые из этих работ на голову выше половины российского кинематографа и абсолютно точно заслуживают вашего внимания.
А чем серия S.T.A.L.K.E.R. нравится вам?
Лучшие комментарии
ахах)
ну вообще, справедливости ради, там действительно пытались в живой мир, но из-за того, что все работало не должным образом, отключили.
Спасибо) когда искал информацию, нашел забавный факт: Если монолитовца поставить против бандита, то последний тут же начнет стрелять. Монолитовец же никак не будет реагировать, потому что их ареалы обитания не пересекаются, и этой группировке не прописали паттерны поведения на случай встречи с бандюками
Фоллаут в основном популярен у нас, в других частях мира он не особо интересен. А все наши клоны «того самого тру фоллаута» проваливаются из-за того, что задроты не понимают что игры не про постапокалипсис и выживание, а про американский ретрофутуризм. а когда пытаешься создать апокалипсис с юмором маршрутки номер 300, то получается провал, который никому не интересен.
А что есть из неудачных примеров (наших)?
В стиме куча провалившихся игр, в описании которых «Наш Фоллаут». И в комментариях множество людей, которые играют в этот мусор, ведь это же наше. И прям как тру вторая часть. Тот же ATOM RPG. Из недавнего, есть Encased, которая позиционирует себя как тот самый Фоллаут, но даже близко не похоже.
Друзья, делитесь мнениями, буду рад подискутировать!
живой мир в Сталкере? хорошая шутка) все, то что перечисленно называется скриптами. например, «ареал обитания» кабанчиков и собачек в определенной точке пересекаются. они конфликтуют и кажется, что якобы это непредсказуемая природа. замени этих созданий на сталкеров, будет точно так же.
в остальном же, блог написан хорошо и качественно, поэтому плюс в любом случае. минусить за мнение — бред)Мне кажется, у русскоязычных геймеров тяга к постапокалипсису
StRyKЯ сомневаюсь, что беседка вливала уйму денег в трехмерные продолжения только ради рашинских пекарей. Еще и на консоли зачем-то серию портировали.
StRyKНу, не только. Фаллаут же стал популярным по всему миру. Но он все равно довольно нишевый и до славы игр в фентезийном сеттинге ему далеко.
StRyKНа Сталкера в основном теребонькают заплесневелые пекари, которые ненавидят консоли и аниме. Они буквально вылизывают западную постапокалииптику в виде фаллаутов, метро и сталкера. В кайф им все эти бомжовые коричневые пейзажи и персонажи, которые не слышали о ванне с шампунем. Мне страсть этих игроков чужда, я рос на консольных играх, поэтому мне ближе анимешные финалки, Зельда, соники и Марио.