11 октября 2021 11.10.21 4 1475

Лица индустрии: Фрэнк Клепаки

+14

Звуковой дизайн является неотъемлемой частью любого игрового произведения. Звукорежиссёр и композитор подчёркивают или же ослабляют внимание на различных моментах, играя с эмоциями людей по ту сторону экрана, не хуже, чем сценарист с геймдизайнером. Именно о таком человеке пойдёт сегодня речь, о человеке способным музыкой создавать образы новых рас и государств, о талантливом композиторе и звукорежиссёре, о Фрэнке Клепаки.

Будущий музыкант родился в Лас-Вегасе, штат Невада, где и прошло его детство. С ранних лет жизни ему была привита любовь к музыке, так как рос он в семье музыкантов, имеющих Итальянско-польские корни.

Лас-Вегас является одним из крупнейших центров развлечений в мире. Зачастую именно этот город выбирают для проведения различных выставок и конференций, в том числе и музыкальных.
Лас-Вегас является одним из крупнейших центров развлечений в мире. Зачастую именно этот город выбирают для проведения различных выставок и конференций, в том числе и музыкальных.

Первой страстью юного Клепаки было рисование, но вскоре оно отходит на второй план, уступив место новому хобби – игре на барабанах. Свою первую барабанную установку Фрэнк получил в 8 лет и уже через 3 года начал выступать на профессиональном уровне, участвуя в различных концертах.

Источниками своего вдохновения, в этот период, Клепаки считает Depeche Mode, Afrika Bambaataa, AC/DC, и Iron Maiden.

Первую музыкальную группу, в которую вошли друзья, также увлекавшиеся игрой на различных инструментах, Фрэнк Клепаки собрал в 17 лет. Оттачивая свои навыки игры на струнных и клавишных инструментах, Клепаки осознаёт свою главную проблему – он неспособен описать свои мысли, по поводу песен, другим членам группы. Данная особенность явилась основным стимулом для охвата как можно большего количества музыкальных инструментов, Фрэнку было легче записать и проиграть уже готовую композицию, чем пытаться объяснить свою задумку друзьям.

Первым компьютером композитора стал Tandy 1000, на нём Клепаки начал изучать язык программирования BASIC, параллельно увлёкшись видеоиграми.

Tandy 1000 был одним из  первых компьютеров с собственной видеокартой и встроенным звуковым  контроллером, который мог поддерживать синтезаторы.
Tandy 1000 был одним из  первых компьютеров с собственной видеокартой и встроенным звуковым  контроллером, который мог поддерживать синтезаторы.

Увидев в новом увлечении потенциал, он решает устроиться тестировщиком игр в Westwood studios. Записав трек, под названием «акустическая и электрическая гитары, с добавлением клавишных и эффектов дождя», и отправив его звукорежиссёру, Фрэнк получил желаемую должность.

Но стать обычным тестером Клепаки так и не удалось, растущая компания искала нового композитора для своих проектов и талант новоиспечённого работника пришёлся как никогда кстати.

Первый проект, который поручили новому сотруднику, был связан с созданием саундтрека к игре DragonStrike, а именно к её порту для NES. Чуть позже, но все так же в 1991 году, Клепаки напишет музыку для ещё одной игры, которая, как и DragonStrike, основывалась на вселенной D&D – Eye of the Beholder II.

 

1992 год был одним из самых продуктивных, для молодого композитора, и начался он с создания музыкальных тем для такой культовой стратегии, как Dune II.

Разработку игры, по одноимённому роману Фрэнка Герберта, Virgin Interactive, которая являлась издателем, одновременно поручила 2 командам: Cryo Interactive, находившейся во Франции, и американцам из Westwood Studios. При создании «Дюн» компании почти не контактировали друг с другом, в связи с чем получаются 2 абсолютно разные игры. Первой выходит французская разработка, под названием Dune, саундтрек которой был написан Стефаном Пиком и Филипом Ульрихом.

Немного позже, Westwood Studios заканчивает и свою игру – Dune II: The Building of a Dynasty.

 В работе над музыкальным сопровождением «Дюны», пытаясь отдать дань уважения французским коллегам, Клепаки приближает звучание своих композиций к музыкальным темам 1 игры.

 

Помимо «Дюны», в этом году, Фрэнк Клепаки вместе с Паулем Мудрой и Дуайтом Окахарой работают композиторами игры Dungeons & Dragons: Warriors of the Eternal Sun, а позже, уже в одиночестве, Фрэнк пишет саундтрек для Dungeons & Dragons: Order of the Griffon.

Всё в том же 1992 году, состоялся релиз 1 части трилогии квестов - The Legend of Kyrandia, саундтреком которой, а позже и последующих частей, занимался Клепаки.

 

В 1993 Фрэнк Клепаки занял кресло композитора в проекте Lands of Lore: The Throne of Chaos, а также написал саундтрек ко второй части «Кирандии».

В следующем году, помимо, ставшего уже традиционным, саундтрека к новой номерной части The Legend of Kyrandia, Клепаки становится ведущим композитором игры The Lion King. Фрэнк Клепаки, Дуайт Окахара, Джон Райт, Зак Бремнер и Патрик Коллинз совместно работали над версией «Короля Льва» для консоли SNES (Super Nintendo Entertainment System), в связи с чем им выпала возможность ознакомиться с некоторыми сценами ещё не законченного, одноимённого фильма, а также поработать с Хансом Циммером – композитором мультфильма. Позже, Циммер признаётся, что некоторые моменты его композиций были переделаны после советов Клепаки.

 

Под конец года, Клепаки, Мудра и Окахара принимали участие в написании музыки к игре Young Merlin, которая также выходила на SNES.

На дворе 1995 год, в котором выделяются 2 события в жизни нашего героя.

 Одним из них является рок-группа I Am, а именно первый и последний её альбом - There’s a Home, который также становится первым коммерческим альбомом Фрэнка Клепаки. После релиза альбома, группа распадается и Westwood Studios использует одну из композиций в своей следующей игре - Command & Conquer, что в 2012 году послужит причиной иска, за нарушение авторских прав, от бывшего вокалиста I Am.

Вторым важным событием становится релиз игры Command & Conquer, который не только положит начало целой серии игр, но и принесёт известность Фрэнку Клепаки как в кругах критиков, так и простых людей.

Разработка игры, как и назначение Клепаки на роль её композитора, началась ещё в 1994 году. Когда стилистика и общее настроение были окончательно определенны, Фрэнк начинает работу над саундтреком с прослушивания различных музыкальных групп, которые играют в стиле индастриал.

Несколько первых песен было создано посредством работы с уже готовыми семплами, например, в композициях Act on Instinct и No Mercy использовался вокал из фильма «Невероятные приключения Билла и Теда». Позже принимается решение сократить количество песенных отрывков в угоду инструментальным частям.

Для создания же этих самых инструментальных частей, Клепаки смешивает такие жанры, как хип-хоп, хэви-метал, хаус, добавляет к ним оркестровые аранжировки, стараясь добиться нового, отражающего происходящее в игре, звучания. По этим принципам, с нуля пишется аудиоряд для кампаний Братства Нод и Глобального Совета Безопасности, за тем лишь исключением, что в концовке первой была использована композиция группы I Am.

После выхода, игра была хорошо встречена, что подвигло команду разработчиков на создание различных дополнений и развитие серии. Так, в 1996 году выходит Command & Conquer: The Covert Operations, в работе над которой Клепаки сочиняет Hell March, но по решению, руководителя проекта, Бретта Сперри «Адский Марш» решено использовать в следующем проекте компании, приквеле Command and Conquer – Red Alert.

Звуки производственных комплексов, выкрики приказов, общий милитаристский настрой – всё это идеально отражало суть военной машины, Hell March ставят во главе угла, делая её заглавной темой будущей игры.

Создавая композиции для «Красной Угрозы», Фрэнк Клепаки пытался сохранить настроения C&C, в тоже время, не уйдя в самокопирование. Сменив несколько жанров и перезаписав семплы, Фрэнк, первым делом, пишет такие «тяжелые» части саундтрека, как Workmen и Crush, постепенно переходя к более нейтральным произведениям. Лучшими из всех композиций, в этой работе, музыкант называет Fogger и Mud. Помимо упоминания в качестве композитора, Клепаки получает 2 камео в Red Alert, одним является советский солдат, которого убивает Кейн, а вторым – командир Альянса.

«Ред Алерт» была хорошо встречена, особенно выделяли звуковой дизайн видеоигры, так саундтрек RedAlert был назван лучшим по версии PC Gamer от 1996 года.

Статья в журнале PC Gamer от 1996 года
Статья в журнале PC Gamer от 1996 года

Кроме того, спустя некоторое время выходят расширенные версии саундтреков, доработанные и переосмысленные Клепаки, впервые они увидели свет в играх Command & Conquer: Red Alert: Counterstrike, Command & Conquer: Red Alert: Aftermath и Command & Conquer: Sole Survivor, которые вышли менее удачными, нежели их предшественники.

Между созданием музыки к серии C&C, Клепаки работает над OSTом для Blade Runner (1997), получившей награду, как «Лучшая приключенческая игра года для ПК» от Академии Интерактивных Искусств и Наук. Хотя Westwood Studios и приобрела права на саундтрек «Бегущего по лезвию», написанный Вангелисом, доступ к оригиналам записей ей предоставлен не был. В связи с этим, Фрэнку пришлось восстанавливать музыку на слух, как потом замечали его коллеги, качество получившихся композиций было даже лучше, чем в оригинале.

 

В 1998 году Фрэнк Клепаки написал всю музыку для игры Dune 2000. Часть саундтрека состояла из обновленных композиций для прошлой части серии – Dune 2, как отмечали критики, переделанные треки звучат по-новому, а музыкальное сопровождение является одним из немногих плюсов игры.

 

Годом позже, Клепаки вместе с Джарридом Мендельсоном принимаются за работу над саундтреком Command & Conquer: Tiberian Sun. Начав написание с энергичной рок композиции Stomp, в стиле предыдущих игр, Клепаки получил отзыв, что данное произведение не соответствует новому вектору развития серии. По мнению руководства, «Солнце Теберии» должна была стать более мрачной и реалистичной частью, нежели другие. В связи с резкой сменой курса и нехваткой новых идей, Фрэнк просит Мендельсона помочь ему доработать свои идеи и внести что-то новое и самобытное. Позже, все это выливается в официальный саундтрек Tiberian Sun, в котором, по мнению Клепаки, совместные композиции получились лучше всего

                 Не отпускающая автора Command & Conquer напомнила о себе и в следующем году, Фрэнк Клепаки становится композитором следующей части серии, а именно Command & Conquer: Red Alert 2. Руководствуясь неиспользованными наработками «Солнца», Клепаки пишет энергичную музыку, что вызывает новую волну критики прошлой части. Помимо новых композиций, во второй части также были представлены ремиксы старых треков, в том числе и Hell March.

В ноябре 1999 начата работа над музыкальным сопровождением игры Nox. По заверениям Клепаки, предложение, по написанию саундтрека к данному проекту, было получено очень внезапно и от него требовалось создать все композиции в крайне короткие сроки. Тем не менее музыка игры была принята хорошо, в частности, похвалу получило стилистическое разнообразие треков в каждой главе. Единственным нареканием в сторону звукового дизайна было чтение заклинаний в слух, что раздражало многих игроков.

 

В 2001 году Фрэнк Клепаки, Дэвид Аркенстоун и Джаррид Мендельсон написали саундтрек к новой части серии «Дюна» - Emperor: Battle for Dune. Клепаки сочинил сопровождение дома Атрейдес и участвовал в создании треков главного меню, в то время как Аркенстоун был ответственен за дом Харконнен, а Мендельсон за дом Ордос. Для каждой фракции было написано 15 композиций, но в официальный саундтрек позже войдут только 13. Подобное разделение обязанностей привело к самобытности звучания каждого дома, так у Атрейдосов преобладают теплые пустынные мотивы, отличные от тяжести звучания Харконненов.

 

В Command & Conquer: Renegade все 14 композиций были написаны Клепаки. Музыку можно было приобрести отдельно, на диске, при покупке специального издания игры, которое было доступно только на официальном сайте Westwood.

Последней работой Клепаки в Westwood становится музыка к игре Earth & Beyond, написанная вместе с Дэвидом Аркенстоуном. Приобретенная Electronic Arts в 1998 году, Westwood Studios была расформирована в 2002, что стало причиной ухода основателей студии. Клепаки пытался работать с EA и даже отправлял ей свою версию саундтрека к Command & Conquer: Generals, но так и остался без ответа.

Уйдя из Westwood, Клепаки решает начать сольную карьеру и в 2002 выпускает свой дебютный альбом Morphscape. Альбом состоял из дополненных наработок, которые не были использованы в серии C&C.

Через год, по инициативе Фрэнка, было основано трио The Bitters, которое пыталось объединить джаз и металл в одно целое. Первый альбом этой группы увидел свет только через 3 года.

Второй сольный альбом Клепаки под названием Rocktronic выходит в 2004 году. Название сборника было попыткой Фрэнка придумать собственное название стилю, в котором он пишет. Альбом являлся духовным продолжением саундтрека серии C&C и был тепло встречен фанатами творчества композитора.

Всё в том же 2004, Клепаки решает вернуться в индустрию видеоигр и присоединяется к Petroglyph Games, работая на должности штатного звукорежиссера.

Первым проектом, к которому Фрэнк Клепаки приложил свою руку на новом месте, становится игра Star Wars: Empire at War, выпущенная в 2006. Основной задачей Фрэнка была работа над озвучкой и звуковыми эффектами. Также музыкант внес несколько правок в оригинальный саундтрек Джона Уильямса и сочинил музыку для тех мест вселенной Звездных войн, которые встречаются только в игре, что составило примерно 20% от всего саундтрека.

Работу над «Империей в Войне» Клепаки считает пиком своей карьеры, в немалой степени и потому, что является фанатом данной франшизы.

В работе над дополнением Star Wars: Empire at War: Forces of Corruption, Клепаки смог проявить себя, в качестве композитора, в большой степени. Ему выпал шанс написать музыку для новой фракции - Синдиката Тайбера Занна. Вдохновившись сценами с участием Джаббы Хатта, композитор создает 6 треков, которые можно услышать на протяжении всего дополнения.

 

Следующей игрой «Петроглифа», в которой примет участие Клепаки становится Universe at War: Earth Assault, разработанная в 2007 году. Для написания саундтрека, Клепаки выделили отдельный офис, который включал в себя один из лучших компьютеров компании и специальное помещение, отданное под нужды звукозаписи. В самой работе, Фрэнк не имел ограничений по стилю, что позволило ему подобрать особенный стиль для каждой расы.

Музыка Иерархии выдержанна в тяжелом индастриал стиле, ассоциируемым с огромными военными единицами, данной фракции.

Новус придерживается стиля техно, в связи с их технологическим превосходством.

Масари же, имеет мрачный стиль с оркестровой аранжировкой, данное решение принято, дабы показать всю мощь и богоподобность этой расы. Позже, одна из композиций Масари, Divine Intervention станет заглавной темой всей игры.

 

                 В 2008 году, Клепаки просят поучаствовать в создании саундтрека к Command & Conquer Red Alert 3. Основная часть музыки была написана Тимоти Майклом Вайном и Джеймсом Ханниганом. Клепаки, в свою очередь, создаёт только 3 композиции, а именно Hell March 3, Grinder 2 и The Red Menace.

В 2009, у Клепаки, выходит еще один сольный альбом, под названием Infiltrator, а тремя годами позже Conquering 20 Years.

В 2015, Фрэнк Клепаки написал саундтрек к Grey Goo, новой RTS от студии Petroglyph. Помимо Клепаки, над игрой работали и другие люди, причастные к разработке Dune 2 и Command & Conquer.

В 2016 году у Клепаки вышел сольный альбом Digital Frontiers, который продолжает развивать неповторимый стиль музыканта.

Как говорит сам Фрэнк Клепаки, не малую роль в его истории успеха, сыграла большая конкуренция в музыкальной индустрии Вегаса. Именно благодаря ей он смог выработать собственный стиль, который бы выделялся на фоне остальных.


Лучшие комментарии

Апд.: Возможно стоит музыку скидывать с ютуба, а не яндекс-музыки.

Вижу Клепаки — ставлю лайк.
Да и в целом статья подборка мне нрав, хотя можно было бы чуть больше инфы, например про Tiberian Sons.

Просто, зачастую, музыка на Ютубе с каких-то непонятных каналов (поэтому она под спойлером). В связи с этим стараюсь прикреплять лицензионную, с Яндекса.

Читай также