Enderal: Forgotten Stories — это один из тех проектов, которые буквально говорят голосами своих авторов, берут своей душевностью и вниманию к мелочам. Сходство с готической серией тут ощущается на более абстрактном, душевно-ментальном уровне, как будто вся игра пропитана готикой, как соком, что растекается при каждом укусе. На деле, это куда больших масштабов Франкенштейн из разного рода ролёвок, который сочетает удачные и не очень их качества.
Вот например мне изначально показалась удачной параллель с Новым Вегасом, и в том, и в другом случае другие студии будто показывают беФФезде, как на самом деле нужно делать достойный нарратив и глубокую рпг-систему. И в том, и в другом случае тот самый «Вау-эффект» строится на контрасте с оригиналом, когда после осточертевших двух строчек диалога в третьем фоллыче или скайриме, ты видишь тонны текста с вниманием к самым мельчайшим деталям. Но в итоге эндеральное прохождение имеет куда более линейную структуру, чем в постапокалиптическом вестерне и тем, как оно выстроено, больше походит на второго Ведьмака или поздний Масс Эффект. Чувствуется, что игру делали фанаты жанра, игравшие в очень разные проекты и вдохновленные очень важными фундаментообразующими элементами этих проектов. Для того, чтобы лучше это понять, достаточно перейти к конкретике.
Если в играх от БеФФезда сюжет всегда где-то на фоне и ни в одной из частей, включая даже самые первые свитки, не играл роль больше, чем одна из многочисленных линеек квестов, с которых ты получишь профит а-ля новый лут, новые спеллы, очки опыта для прокачки и так далее, то тут — это ядро проекта. Вокруг сюжета строится почти весь геймплей, и по сюжету тебя пустят по всем важным точкам на карте. И вот по мере его прохождения ты будешь натыкаться на различные побочки. Это не значит, что ты не можешь идти на все четыре стороны, просто ты не захочешь этого делать. Да, моментами ты будешь брать от него перерыв и проходить что-то другое, но засчет того, что разработчики умеют правильно интриговать, правильно расставить важные ниточки, так или иначе возвращающие тебя к нему, от сюжета ты тут никак не уйдешь. История тут такая, какая она должна быть — она хороша даже в отрыве от игрового процесса и что самое важное, тебе действительно постоянно будет интересно «а что же, черт возьми, будет дальше».
За проработку персонажей перед SureAI невозможно не снять шляпу — давно я не видел в компьютерных играх ничего подобного. После общения с персонажами в Эндерале, поверь, тебе реальные люди покажутся не более, чем NPC. Каждый персонаж обладает уникальным характером, в который ты веришь и даже можешь найти объяснение тем или иным его чертам. Персонажи делают глупости, совершают ошибки, философствуют и размышляют, принимают сложные и важные решения наравне с тобой и так же, как и ты, сталкиваются со сложными для них последствиями. Ни разу у меня не было ощущения, что я общаюсь с ботом. Это самая сильная сторона проекта и невероятно толково дополняющая и не без того хороший сюжет.
Разработчики сделали то, что обещали. Прокачка в игре — это прям внебрачный сын скайрима и готики. Получается, тут со стороны Пираний у нас два типа навыков — боевые и крафтовые, как в Готике нужно искать определенных учителей и у них уже за очки обучения и золото их прокачивать, с той лишь разницей, что в Готике мы это делали через окно диалогов, а в Эндерале через окно торговли. А с беФФездовской стороны есть куча древ для получения плюх, талантов, пассивных/активных эффектов, разделяющихся условно на привычные пять классов — Маг, Воин, Убийца, Алхимик (оборотень) и Призыватель (фазмалист). По итогу — получилось очень интересно и во всё подряд у тебя прокачаться не получится, придется, так или иначе, выбирать свой стиль игры. Боевая система не так далеко ушла от скайрима, но стоит упомянуть, что произошла глобальная перебалансировка классов и наконец-то можно отыграть полноценного чистого мага.
Открытый мир приличный и разделён на климатические зоны (Привет, третья готика), для каждой из которых сделали уникальные шейдеры. Всего в игре один большой город а-ля Нью-Вегас или Новиград и четыре небольших города. Основное наполнение тут, как раз, враги и побочки. Насчёт врагов у меня сложились неоднозначные чувства. Такое ощущение, что их тут слишком много, буквально в двух шагах от дружественного поселения натыкаешься на красные точки. И вот из-за отсутствия какого-либо автолевелинга, в некоторых местах у тебя будет ощущение, что ты зашел в какой-то диаблоид, перерезая врагов направо и налево, в других же местах будто заходишь в какой-то солус-лайк и стопоришься на одном скелете с железным мечом.
Теперь насчет побочек. Из-за структурных особенностей игры, о которых я писал выше, есть большой шанс того, что ты упустишь что-то очень интересное. Потому что немцы свое дело знают. Каждый квест, за исключением доски объявлений, состоит из тех же сильных сторон, что и сюжетная ветка — интересные персонажи, интересные диалоги, постоянные выборы с последствиями, которые ты в итоге наблюдаешь и понимаешь, а вот если бы ты сделал не так, а вот по-другому, то и вышло бы куда удачнее и куда лучше для всех.
Естественно никакая игра не будет идеальной. В каждой бочке мёда будет ложка дёгтя, и в данном случае — это техническая часть, чего и следовало ожидать, когда на лучшем в мире движке беФФезды решает сделать игру сторонняя студия. Вылеты, баги, не работающие скрипты, просадки фепеса, застревания в текстурах, лагающие модельки — добро пожаловать. Я бы не стал заострять внимание на этом, если бы это не было НАСТОЛЬКО критично. И как по мне — кровное родство игры со скайримом — это ее главный недостаток. Если ты не из тех, кто может стерпеть вылеты, баги и ломы скриптов, то можешь проходить мимо, ты конечно многое теряешь, но я смогу это понять.
Что же в итоге получается? Эндерал — один из самых интересных игровых опытов на моей памяти. Это такой проект, который будучи вторичным по отношению к игровой индустрии в каждом из ее аспектов по отдельности, умудряется создать что-то по-настоящему уникальное. Когда схожесть каких-то элементов заставляет тебя не обвинять авторов в плагиате, а восхищаться тем, как мастерски они взяли уже удачную идею и развили ее так, как видят её ОНИ, а не кто-либо еще. Это и есть творческий подход, а не копирование ради копирования, а самая сильная сторона проекта — её персонажи, не сравнима ни с чем другим и это действительно круто. Конечно, игра не лишена недостатков, будь то техническая сторона или нелогичное расположение врагов, но её определённо стоит пройти каждому, кто считает себя фанатом настоящих ролевых игр.
Читай также
Лучшие комментарии
ENDERAL: FORGOTTEN STORIES, я сам не играл в данное произведение искусства, но данный обзор буквально берёт за шкирку и тычет меня носом в это произведение, мол «не дури парень, в это нужно поиграть», что же, поиграю, обязательно поиграю!)
Что касается непосредственно самого обзора: читается легко, нету лишней информации, всё по существу. Судя по обзору автора, если вам не безразличны такие игры как готика, ведьмак, ризен и тд., то проходить мимо явно не стоит, лично я мимо точно проходить не буду.
Внимание! спасибо за внимание!