20 сентября 2021 20.09.21 5 2947

DUNE. Сюжет must flow.

+14
 

Видеоверсия.

Третьего дня судьба занесла в кинотеатр, на фильм Дени Вильнева "Дюна", по одноименной книжке Френка Герберта...

Которую я не читал.

ОСТОРОЖНО! ДАЛЬШЕ ЖИВУТ СПОЙЛЕРЫ!!!
ОСТОРОЖНО! ДАЛЬШЕ ЖИВУТ СПОЙЛЕРЫ!!!

Да, сейчас вы узнаете мнение человека, которые не читал первоисточник, и знает о "Дюне" из видео Красного Циника и Рокетмена. Кто не смотрел - рекомендую. Плюс профильные википедии и сайты.

Коротенько обрисую сеттинг: 12 тысячелетие после создания Космической Гильдии, или 21 тысячелетие нашей эры. Человечество успело достигнуть пика и успешно скатиться вниз, попутно повоевав с искусственным интеллектом.

Это мероприятие всем запало в душу, а потому вычислительная техника была поставлена в жесткие рамки, которые переходить строго не рекомендовалось во избежание очередного бунта калькуляторов. Однако необходимость делать сложные математические вычисления никуда не делась, потому люди начали развивать собственный природный компьютер — мозг. В итоге телепатия, математическое моделирование будущего и прочие фантастические способности стали реальностью.

Так появились ментаты — которые способны заменить целый аналитический центр или генеральный штаб.

Генная инженерия, евгеника — появились целые организации, ставящие задачей создание СВЕРХЧЕЛОВЕКА, он же Квизац-Хадерах на здешнем наречии.

Общество скатилось пусть и в межзвездный, но феодализм. Где есть Великие Дома, над которыми стоит Падишах-Император. Бесправие большинства, шикарная жизнь меньшинства, религиозный фанатизм, который подогревают сами правители, и интриги здешних организаций — Гильдии Навигаторов (без них никто никуда не полетит), Бене Гесере (без них никто из Великих Домов не будет размножаться), и Великие Дома (главные любители поиграть в политику).

Подогревается весь этот средневековый колорит под звездной пылью ренессанс холодного оружия и фехтования: наука дала личные силовые щиты, которые не пропускают пули, но пропускают медленно двигающееся лезвие. Потому главным способом решения силовых вопросов снова выступает старое-доброе «перо под ребро».

Однако главное, вокруг чего крутится вселенная Дюны - это «специя». «Специя», она же «спайс», она же «меланжа» — это вещество, обладающее множеством полезных свойств. С ее помощью ментаты разгоняют свой мозг, навигаторы — рассчитывают курс. Без специи невозможно создавать множество очень ценных лекарств и препаратов, которые продлевают жизнь имперской аристократии.

Нет специи — нет Империи. И нет Великих Домов. Тот, кто контролирует специи — контролирует все. 

И надо же было такому случиться, что добывают спайс лишь на ОДНОЙ пустынной планете ВО ВСЕЙ ИМПЕРИИ — планете Арракис, она же Дюна. Планета, где вода — на вес золота, под ее поверхностью живут черви, способные сожрать гигантский промышленный комбайн, а местное население крайне недружелюбно к чужакам.

Коротенько пробегусь по сюжету.

Итак, планету Арракис долгое время контролирует великий дом Харконен, стабильно богатея и выжимая все соки из местных, попутно обеспечивая спайсом Империю. Но ВНЕЗАПНО и без объявления войны Император передает планету их кровным врагам — Великому Дому Атрейдес.

Причины для этого сложны и ветвисты: герцог Лето Атрейдес набирает популярность, имеет авторитет и вообще становится зримой угрозой правящему падишах-императору. И Дюна, которую по идее желал бы заполучить себе любой Великий Дом, стала ловушкой, в которой гибнет Дом Атрейдесов: их атакует Императорская Армия и Харконены под предводительством великого и ужасного барона Владимира Харконена.

Но наследник Пол и его мать, леди Джессики — наложница герцога — выживают, и идут искать помощи у местных обитателей пустыни. 

Тем более что покойный Лето Атрейдес уже навел кое-какие мосты, желая изменить положение дел на планете. Харконены правили террором и силой – Атрейдесы же куда более гуманны, и хотели наладить с местными жителями сотрудничество.

После путешествия по пустыне, они находят жителей пустыни, фрименов, и…

И на этом фильм заканчивается.

Зендая напоследок нам улыбается и обещает, что «это только начало». Фильм 2 с половиной часа, на минуточку.

И вы уже видите главную проблему— это большая, красивая, безумно масштабная экспозиция и основа для следующих произведений. Которых, к сожалению, может и не быть.

Фильм и выходил в непростых условиях – привет, Корона-тян! И рождался в муках.

Особенностью книги  является большое число внутренних монологов. Показывать это закадровым голосом – пошло и скучно, если же не показывать – то многие поступки и мотивация окажутся непонятны не знакомым с первоисточником. Вселенная очень обширная, понятий – много, причинно-следственных связей и того больше. Потому фильм выглядит как знакомство со вселенной для чайников, которые о Дюне слышали лишь в пересказе Рабиновича.

Вот Пол читает про фрименов, а на фоне ему показывают документалку про новую планету, хотя на самом деле это документалка для зрителя.

Вот тут Пол дерется  со своим наставником Гурни Халеком – и таким образом зрителю поясняют за силовые щиты. Когда делаешь филмь по большой вселенной, то есть два пути – либо показываешь все в произведении, либо выпускаешь до хрена сопроводительных книг, комиксов и прочего мерча.

Творческие люди выбирают первый путь, дисней – второй.

ПЕРСОНАЖИ.

Вроде бы тут все ясно. Есть атрейдесы, к которым относится и главный герой, есть харконены. Атрейдесы – положительные, Харконены – отрицательные, и эти черты явлены в полной мере.

Оскар Айзек выглядит как умудреный опытом правитель, спокойный и сдержанный. Один раз, правда, меня пробило на смех – когда он сказал, что в молодости хотел стать пилотом – но тем не менее я видел перед собой НЕ По Демерона с седой бородой. Это радует.

Его наложница, Леди Джессика – тут все куда сложней. С одной стороны она должны быть спокойна, как удав после пары пачек успокоительного, в совершенстве владея реакциями своего тела – а тут она порой натурально льет слезы, не в силах сдержать эмоции. Человеку, мало знакомому с первоисточником, это покажется логичным – мать беспокоится о мертвом муже и пока еще живом сыне, но с точки зрения ЛОРа изрядный косяк.

Джош Бролин – суров и молчалив, но его мало. В сиквеле его персонаж – Гурни Халек – должен получить большую роль.Туда же идет Джейсон Момоа – интересно, но мало, и в сиквелах его роль должна быть куда более значима.

Пол Атрейдес, в исполнении Тимоти Шаламейна – это… Не знаю, что сказать. Да, он умеет показывать эмоции на лице, сцена с сестрой Бене-Гесере сыграна, на мой непрофессиональный взгляд, очень впечатляюще. 

Я не люблю этого актера, потому могу быть предвзятым. Он тощий, субтильный, андрогинный и напоминает мечту девочки-яойщицы. А еще до премьеры поперли арты соответствующего содержания – девочки-яойщицы это поручик Ржевский 21 века, они вечно приходят и все опошляют.

Что мне категорически не понравилось – это Харконены. Не в том смысле, что их как-то неправильно показали – а в смысле мало! Я хочу еще!!!

Противостояние атрейдесов и харконенов явно и однозначно. Если атрейдесы – это благородство и честь, то Харконены – их антиподы. В фильме упоминается, что между домами есть кровная вражда, но ее истоки для зрителя не известны.

Персонаж Дейва Батисты – Рабан, племянник главы дома - производит впечатление ходячей машины для убийства. Бледная, как будто уже мертвая груда мышц с жаждой убивать.

По идее рядом должен быть второй племянник – ноего, похоже, берегут для сиквела.

Так что по сути весь дом Харконенов вытягивает барон Владимир Харконен, посмотрите на это одухотворенное лицо!

Толстый мужчина, вынужденный из-за своего веса носить личный антигравитационный костюм, и впечатляющий своей жестокостью и хитростью.

Хотя мне кажется, что накал жестокости и суровости не докрутили. Барон прямо заявляет, что его интересует прибыль – и все. Вернув контроль над планетой, он просто и без затей приказывает начать качать спайс и перебить фрименов, занырнув в чан с регенерирующей жидкостью и сидя там, как сытый удав.

Есть целая сцена, где я ощутил, что либо я слишком хардкорен для этого мира – либо из-за рейтинга 12+ Вильнев ее отменил.

Смотрите.

Нападение на Атрейдесов стало возможно потому что доктор Юэ отключил системы обороны. А сделал он это потому что его жена – в лапах харконенов, и подвергается пыткам, на которые они мастера.

И если он предаст – они позволят несчастной умереть.

А ДО ТОГО показывали резиденцию барона, где он совещался со своим ментатом (которого играет Дэвид Дастмальчан, который до того играл Человека-В-Горошек, что забавно) и посланницей Бене-Гесере.

И там по полу бегало некое кривое существо, явно попавшее в цепкие лапы хирургов и генных инженеров. Большое, черное, шестиногое и с мозгом наружу. Жрало из миски на манер собаки.

Клянусь – я думал, что после предательства барон со смехом предоставит этого зверя бедному предателю со словами:

 - Не желаешь взглянуть на свою жену перед смертью? – А та отгрызхет бедняге Юэ голову.

И снова ощущение «ВСЕ МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ, НО ПОТОМ!!!»

Но с другой стороны – после бесконечныого марвел с его бешеным темпом и вспышками столь неторопливое повествование кажется очень медленным, равномерным и плавным. Я смотрю не боевик – я смотрю космическую оперу. Эпос в космосе, где принц прилетел на планету, ставшую ловушкой для его семьи, и наследнику предстоит долгий путь к величию…

Это очень подкупает.

Вот только кошки скребут на душе – а получится ли окупиться фильму? Очень на это надеюсь, иначе повествование будет прервано на полпути, буквально на взлете.

Можно спорить про сюжетные изменения, про перемену пола, но что на все сто процентов истина — так это красота.

Дени Вильнев мастер кадра: ты прямо ощущаешь, что каждую сцену он вымерял и старался СДЕЛАТЬ ЗРИТЕЛЮ КРАСИВО! Никогда не любил пустынные пейзажи — мне больше по душе индустриальные ебеня — но тут проголосую… В смысле — одобряю. Долгие планы, позволяющие осмотреть и впечатлиться масштабом. Осознание, насколько мал человек в сравнении с суровой планетой.

По музыке –Ханс Циммер как всегда хорош, тут он развернулся во всю ширь.

ИТОГО.

Мне не жалко денег и времени: фильм масштабный, красивый, необычный. Мне показали не сраный вспышки и тряску с бесконечным слоу-мо на фоне зеленого экрана.

Я ощутил, что мне показали ИСКУССТВО.

Настолько, что я ощутил свою быдлячесть во всей красе. Неловко – но тем больше поводов прочитать книгу. Тем более что цикл закончен. Так что я пошел читать, а вам советую сходить и посмотреть.

А на сегодня все. До новых встреч.


Лучшие комментарии

Кто будет смотреть видеоверсию — пожалуйста, прокомментируйте качестве звука. Пытаюсь найти такое положение микрофона, фильтра и одеяла на башке, чтоб было и мне удобно, и эха не было.

И ролик и статья — на отлично) спасибо за такую работу!

Отличный обзор, спасибо. Качество звука хорошее, эха не заметил, мб чуть-чуть можно тише фоновую музыку или мотив менее яркий, но и так все хорошо)

Читай также