Лично для меня выход игры в жанре роуд-муви это всегда событие. Что может быть лучше чем наблюдать за путешествием персонажей через страну, обеда в дешёвом кафе, сна под открытым небом и романтики дальней дороги? И это все тут есть, НО. Но оказалось тут есть еще и тоталитаризм уровня подростковой антиутопии. И тут меня понесло.
Мир игры
Действие происходит в 1996 году, в вымышленной тоталитарной стране Арст… нет, Петрии, где правит жестокий тоталитарный тиран Тирак (да, сам проиграл), который выглядит как внебрачный сын Брежнева и Клинтона, а ведет себя как… А не понятно, как он себя ведет. Все что он делает в мире игры — это существует. Ну и еще в конце игры отдает приказ «Расстрэлять». Все. Еще нам известно, что он любит отправлять подростков в карьеры, чтобы их рабским трудом добывать руду. По сути это и является главным стимулом для главных героев к бегству из страны. В Петрии также вроде как существует оппозиция, в лице некой Флорес, которую мы за всю игру ни разу не слышим, а увидеть можем только на плакатах. Третьей стороной в мире игры является «Черная Бригада», радикальная террористическая группировка, мотивация которой: «Свергнуть власть, сломать стену, и будь что будет». По сути это все.
В мире игры не существует такого понятия как армия, спецслужбы, камеры наблюдения, паспорта и прочее. Единственный документ, удостоверяющий личность что я увидел за все прохождение, был техпаспорт в бардачке авто.
Зато есть полиция, которая и за порядком следит, и на границе покой стережет, ух какие молодцы.
А, еще на границе Петрии стоит стена, которую протагонистам необходимо перейти всеми правдами и неправдами.
По сути это все что нужно понимать про мир игры. Ну как, запахло тоталитарным тоталитаризмом?
Персонажи
В жанре роуд-муви персонажи — одна из важнейших частей. Именно они влияют на главного героя, а он на них. Здесь же персонажи это просто болванчики, которые нужны для движения сюжета.
Тут есть:
— Полицейская, которая или тупая или слепая, вроде и понимает что она делает плохие вещи, а вроде как и нет.
— Дальнобойщик, который не так прост как кажется, катается по всей стране на своей фуре (которая между прочим в розыске, и кругом плакаты с ней висят)
— Пропагандистка, которая бесит так, что хочется ей ее же камерой забить насмерть
— Два дебила-бандита, у которых ICQ на двоих равно числу их же хромосом
— Малолетний Билл Гейтс, который может как вычислить тебя по ip, так и подорвать вместе с половиной страны
- Девчонка-подросток, которая вроде как играет очень важную роль в сюжете, но на деле нужна просто для фансервиса.
— Таксист, который выглядит как маньяк, одет как маньяк и ведет себя как маньяк. Интересно кто же он?
А, ну и главный герой. Вернее герои. У них нет имен, характеров, мы не видим их лиц, только очертания профиля.
Игровой процесс
Задача игрока — пройти из рандомной точки до границы страны, а потом ее перейти. Если же умереть в процессе, игра от этого не закончится, вам просто дадут другого персонажа. На пути протагониста ему встречаются разные персонажи, в разных ситуациях, которые генерируются в случайной последовательности. Игрок может влиять на мир тремя путями: выбирая варианты в диалогах, выполняя определенные действия на локации и выбирая вариант выхода с локации (обычно дается несколько вариантов — угнать машину, уехать на автобусе, вызвать такси, уйти пешком или поехать автостопом). Выбор выхода с локации влияет на то, какая случайная встреча произойдет — например мелкого хакера вы можете встретить в автобусе, таксиста в такси, пропагандистку — путешествуя автостопом, и тп.
У главного героя есть два показателя — выносливость, которая тратится при переходе между локациями, и которая пополняется сном и едой, и деньги, которые можно потратить на проезд, еду, жилье и взятки.
Что касается перехода границы — тут все очень плохо. Есть пять вариантов:
- Пролезть в фуру, но ее обыщут, и надо сидеть тихо, а для этого нужна выносливость
— Перелезть через гору на границе (подъем на которую никто не охраняет), но нужна выносливость, иначе сорвешься
— Дать денег контрабандистке, чтоб она провела, но она на середине пути попросит еще, и тут как повезет, или трать деньги или выносливость
— И самое тупое — пройти тест на загранрабочего. Почему тупое — потому что тест максимально простой, ответы на вопросы висят прямо перед тобой, а для сдачи тебе не нужен даже паспорт. Видите тоталитаризм? А он есть.
— Последний вариант спойлерный, так что его опустим.
Вообще по сути главная претензия к игре в том, что она жутко наивная и простая. Если персонаж вызывает доверие — значит ему можно доверять. Да и тебе все доверяют, хотя видят впервые. Выжить тут не проблема в принципе. Вот пример: Залазишь на границе в фуру, ее начинают обыскивать, пускают внутрь собаку. В этот момент можно бросить собаке вкусняшку, и она тебя не спалит. Если вкусняшки нет, то главный герой залезает в люк в полу, и надо задержать дыхание, иначе тебя найдут и все, геймовер. Проблема в том, что к концу пути у тебя или будет полная выносливость, или куча денег, на которые можно купить всякой всячины буквально на границе. За все прохождение я умер только один раз, но насколько я понял это сюжетная смерть.
В игре как я понял есть три концовки — нейтральная, хорошая и плохая. Я получил хорошую, особо при этом не напрягаясь.
Игра откровенный проходняк, поиграл и забыл, попутно сблевывая от качества графики и анимаций. Хотя вот атмосфера лично мне понравилась, если б только не этот тоталитарный тоталитаризм, было бы вообще норм.
Лучшие комментарии
Разрешите с вами не согласится. Не такой уж это и проходняк, если посмотреть внимательнее. Ну да, способ донесения и подачи информации о происходящем в стране включает в себя преимущественно последствия действий а не сами действия правительства. Например тот факт что люди(особенно подростки) массово начинают валить из страны и пытаются выжить в надежде что на той стороне у них будет хотя бы какая-то жизнь(это можно понять по диалогам) то есть не роскошные и шикарные круизы, а жизнь вообще как таковая, то есть жизни в этой стране они не видят.
Однако при этом со стороны Тирака и его приспешников всё-таки есть какие-никакие но действия. По мимо того что в самом конце всех подростков расстреливают в процессе узнается что большая часть денег получаемых от продажи нефти(например) попадает в карман Тираку, а это уже коррупция. Плюс к тому бригаду все обвиняют в подрыве границы, а между тем взрыв устроил именно глава страны, чтоб ему пусто было. Как я это понял? Скажу чуть ниже. Ну про отправление детей в карьер вы и сами прекрасно знаете.
Дальше по поводу персонажей и их значимости.
Возьмем хотя бы полицейскую. Ну это же настоящая внутренняя борьба, внутреннее сопротивление, уничтожение собственных демонов или бессилие что бы с ними справится. С одной стороны она выполняет все указания руководства(которое в конечном итоге заканчивается верхом как и в любой стране) потому что она оказалась в данной ситуации и на неё давят полномочиями и потому что на её глазах погибли родители её приемного сына и она уверена что в его смерти виновата именно бригада. А с другой стороны время от времени она отпускает подростков или не стремится их арестовать, потому что понимает что творит полную околесицу. Она сама не понимает на чьей стороне ей быть.
Что же по поводу девочки-подростка так тут у неё есть какая-никакая но роль. Зои всё-таки добывает секретные документы об операции по взрыву стены проведенный Тираком. Этот гавнюк убил дочку того таксиста-маньяка и обвинил в этом бригаду.
Дальше можно сказать о журналистке. С одной стороны она отыгрывает ту роль что ей предначертана и отыгрывает её хорошо. Ну то есть они лично работает на Тирака и как сама признается она ненавидит Бригаду за то что та мешает поддерживать ЕЁ уклад жизни, а на остальных ей насрать. И да, она работает на Тирака и даже лично общается с его другом, который является главным по нефти, который отец Зои, который отпустил её путешествовать но она не хочет с ним жить, потому что тот поддакивает Тирану стоя рядом с ним. Но с другой стороны видно что она при этом и мучается от того что не смогла спасти несчастную девочку. В одной из реплик она говорит «лучше бы я умерла и жила она» что-то в этом роде.
Что же по поводу её братьев? Да те два желтых идиота-это её старшие братья, то тут они просто безмозглые пешки в сюжетной линии с маньяком, который хочет отомстить журналистке, которая не сумела спасти его дочь.
И тут стоит похвалить за то что в ней много сюжетных линий, которые как бы развиваются сами по себе, однако в добавок они время от времени переплетаются между собой. И в них интересно разбираться рассматривая разные события.
В общем эта игра имеет смысловой посыл и сюжет который можно изучить и для его изучения не можно а НУЖНО пройти игру не с одного раза. Возможно большинство событий развиваются так что они кажутся однобокими, но если всмотреться в детали, то можно лучше разобраться в персонах и их характеристиках, нужно просто копнуть поглубже, а то так если смотреть поверхностно то и игра будет казаться проходнячком.
Ну, видимо это такая «псевдо демократия» тип формально это демократия, но на самом деле все и так понимают, что это тоталитаризм, все смирились.
Ну да ни суть. Раз уж на то пошло не посоветуете ли мне какие-нибудь игры из подобного жанра? Ведь «Что может быть лучше чем наблюдать за путешествием персонажей через страну, обеда в дешёвом кафе, сна под открытым небом и романтики дальней дороги?»
Лучше и не скажешь.
Прошел игру, с проходняком согласен, хоть она и оставила приятные ощущения. Не рыба, не мясо. Повелся на фансервис ( слабость у меня к рыженьким), типичный подростковый сюжет в плохом смысле, до боли наивный. Можно пройти и покекать, всерьез это воспринимать трудно. Впрочем у меня подобное было с Life is Strange, прошел поржал и забыл.
Ну как ни странно, лучшей игрой в жанре роуд-муви для меня остается 15-я финалка. Если опустить всю японщину и анимешность то остается кайфовая игрушка про путешествие по стране группы друзей, с веселой атмосферой, ночевкой в мотелях или в палатке. А еще там можно прокачать машину и кататься по бездорожью. Еще мне понравилась в плане путешествия лайф из стрендж 2, хоть она и достаточно спорная. И бесячих моментов много. И не совсем по теме, но есть игра Jalopy. Стилистика на любителя и кривоватый геймплей но достаточно душевная и приятная. Есть также Kentucky Route Zero, но там психологии больше чем самого путешествия. И читать много прийдется. Еще хочу помацать Alaskan Road Truckers, насколько я понял что то типа евротрака, только можно выходить из фуры, ходить в кафе, ночевать в мотелях или в салоне, и всякое такое.
Мне интересно почему все путают тоталитаризм и анархию. Что в этой игре что в любом другом осовремененном произведении
По поводу персонажей — я не стал углубляться в подробное описание их характеров, так как не хотел расписывать все то что расписали вы. Потому и решил описать все в ироничной форме. Я пытался пройти игру во второй раз, но меня выбесило банальное повторение событий почти в той же последовательности что были у меня при первом прохождении. Характеры персонажей и их мотивация понятны примерно на середине первого прохождения. Основная проблема для меня была в их туповатой и наивной реакции на твои слова и действия, как во многих подобных играх той же теллтейл. Когда вроде поддерживаешь персонажа, нормально с ним общаешься, а потом где то не соглашаешься — и все, ты враг народа. Из за этого кажется что у всех персонажей биполярка (что кстати кайфово в моментах с таксистом, так как он поехавший и постоянно может сорваться). Но это так, не особо важно, кому то игра понравится, кому то нет (я почему то ожидал от нее что то типа лайф из стрендж 2, только более легкую и с меньшим количеством повесточки). Если кому то интересно играть в это из за персонажей, их характеров, подтекста их отношений, психоанализа — я не осуждаю, но это не для меня. И вообще я хейчу игру исключительно из за того что нельзя запикапить рыжулю.
П.С. Не знаю куда это втулить, но чет только сейчас дошло, каким образом в тоталитарной стране существует законная оппозиция, которая при этом вроде как не является подставной и может что то решить?