Летающий мавзолей, космические пираты на станции в виде пивного куба, супермены вместо ракет, ноги - убийцы, стиральная машина как финальный босс и главный злодей, мечтающий уничтожить вселенную! А ещё тонна пушек, ракет и бомб! Сегодня я поведаю вам о своём любимейшем скролл-шутере Jets'n'Guns.
Jets'n'Guns — это горизонтальный скролл-шутер, действия которого разворачиваются в далёком будущем, в котором человечество свободно бороздит просторы космоса. Бескрайние территории вселенной сложно контролировать, поэтому на различных планетах частенько возникают группировки и постоянно ведут охоту пираты. Как раз из-за одного такого безумца и развернётся наша история.
Чешская компания Rake in Grass, основанная в 2000 году, начинает разработку Jets'n'Guns в 2003 году и уже через год, 24 февраля 2004, выпускает первое демо. 17 ноября 2004 года в свет выходит релизная версия, которая будет получать различные патчи. Изначально игра содержала двадцать один уровень, десять боссов и пятьдесят различных пушек. Gold версия появится в продаже в 2006 году и значительно расширит игру: добавят ещё двадцать один уровень, включая секретные, игра пополнится шестью саундтреками, семнадцатью стволами, семью новыми кораблями и шестью новыми боссами. После выхода игра получила шикарные отзывы от игроков и критиков, по большей части на территории Чехии. Локализация от 1C появилась на просторах СНГ лишь 11 ноября 2005 года.
Учитывая, что информации действительно не так много, как хотелось бы, я решил обратиться к Rake in grass, желая получить какие-нибудь подробности:
Многие думают, что Rake in Grass - большая компания, но ядро всегда составляли 2-3 разработчика, и мы были, и остаемся до сих пор, классической гаражной командой. И JnG, и JnG2 создавали всего 2 разработчика - художник и программист (я работал продюсером).К сожалению, несколько месяцев назад ушел из жизни главный геймдизайнер серии JnG. Программист JnG вернулся через 10 с лишним лет, чтобы создать Jet'n'Guns 2, и теперь он вернулся к своей общей работе.
Но интересных историй я не припомню. Мы просто много работали над играми, которые я помню :)
— Pavel Tovarys, продюсер «Rake in grass»
Игра нашла своего пользователя и у нас, собрав базу игроков. Упоминая JnG, невозможно не затронуть один из самых её замечательных аспектов — музыку. За саундтреки к игре ответственна шведская группа «Machinae Supremacy», которая также была образована в 2000. Помимо участия в написании треков для JnG, группа создала саундтрек к музыкальной видеоигре «In the Groove». Популяризация игры привела к росту славы и самой группы, так как уникальный музыкальный стиль «Machinae Supremacy» стал визитной карточкой Jet'nGuns. Несмотря на трудности в 2004, когда MbD прекратила продажи и MS остались без звукозаписывающего лейбла, сейчас у группы всё хорошо: вы можете посетить их сайт или дискорд сервер, а последний их сингл вышел летом 2021. Предлагаю вам продолжить чтение под саундтреки, чтобы ещё лучше прочувствовать всё то, о чём пойдёт речь далее.
Не знаю почему, но славянам крайне нравится Jets'n'Guns.
— Maurleur, модератор дискорд канала «Machinae Supremacy»
Сюжет не является краеугольным камнем игры, как обычно и бывает в подобных ситуациях, он есть только потому, что должно что-то быть. При этом, он отлично вплетён в общую атмосферу и эстетику игры. Разработчики могли бы написать что-то простое, незамысловатое, серое, тогда бы сюжет просто не выбивался, не имея какой-то изюминки, а получилась такая же карикатурная история, как и вся игра.
Пока я не вводил вас сильно в подробности игры, вам должно быть сложно понять преамбулу в статье про летающие мавзолеи и космическую станцию в виде пивного куба, но это лишь небольшая часть всего того хорошего безумия, что творится в игре.
Общая концепция JnG — карикатура на фильмы про героев и злодеев. В качестве протагониста у нас бывший космический лётчик, что отслужил на войне, а когда она закончилась, он был выброшен на обочину, как и тысячи других. Пытаясь как-то протянуть дальше, он вступает на тёмную тропу наёмника, а после череды контрактов на него выходит его старый полковник Траблмен. Он поведает нам о главном злодее игры — диктаторе Ксоксксе, который похитил профессора фон Хамбургера вместе с его квантовой пушкой, которую планировали использовать исключительно в мирных целях. Теперь вся вселенная находится под угрозой уничтожения.
Структура сюжета довольно проста. Первые пару миссий — это работа наёмником, убить плохих парней в секторе или уничтожить 50 жилых модулей. Последнее мне крайне понравилось, JnG иногда ставит перед игроком чёткую цель на задание, ещё например: собрать данные, восстановить ДНК, то есть игра не требует полного прохождения уровня от пункта А в пункт Б. Конечно, вы всё равно пролетите какое-то расстояние, выполняя миссию, но насколько оно будет длинным — зависит от вас.
После того, как полковник Траблмен выходит на связь, герой получает новую миссию — остановить Ксокскса и спасти профессора фон Хамбургера. Однако чтобы это сделать сначала было бы неплохо обзавестись кораблём получше, а ещё необходима информация от агента о местонахождении квантовой пушки. Агент что-то долго не выходит на связь, да ещё и дочь профессора куда-то пропала... Неудивительно, что добраться до Ксокскса не такая уж простая задача, верно?
По мере прохождения мы полетаем по космосу, посетим другие планеты, некоторые из которых окажутся населены гуманоидами, проникнем на защищённую правительственную лабораторию, окажемся под водой, поучаствуем в лётном испытании и, взяв пару пушек, покинем корабль на своём реактивном ранце. Просторы космоса сменятся узкими проёмами зданий, а родной кораблик не раз придётся поменять на что-то более подходящее, будь то подводная лодка или бронированный грузовоз.
Карты, как и противники, представляют собой большое разнообразие. А почти каждый уровень сопровождается своей музыкальной темой. Как я уже замечал выше, саундтреки — это визитная карточка JnG. Динамичный и кровавый геймплей в сочетании с SID (Sound Interface Device) металлом дарит неповторимые ощущения, которые я разве что могу сравнить с опытом, полученным при игре в DOOM.
Если бы Gold версия вышла сегодня, то её бы нарекли «искусственно растянутой». В игру помимо новых противников были добавлены и новые уровни под них, однако в некоторых из них теряется уникальность противника. Хотя что я придираюсь, всё равно в игре есть и уникальные уровни, и уникальные противники, и в конце концов разработчики и так проделали над ними хорошую работу. Но всё же в Gold версии улавливается ощущение лёгкой затянутости. Расписывать каждого противника я не буду, на этой уйдёт много-много страниц, а правило: «лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать» подходит под ситуацию как нельзя лучше, тем более, что некоторые из них могут удивить во всех смыслах.
В тот момент как упомянутый выше DOOM строит из себя брутальный шутер, Jets'n'Guns идёт другим путём, добавляя в мрачный и грязный мир будущего юмор! По мере прохождения складывается явное понимание о чём говорил Павел, когда подчеркнул, что RiG — это классическая гаражная независимая компания. Авторская свобода чувствуется почти на каждом уровне. Разработчики использовали визуальный, аудио и геймплейный юмор (под ним я понимаю комические ситуации, вплетённые в геймплей самой игры).
Это лишь небольшая часть того, что вас ждёт на пути. В хорошем смысле распущенность авторов наполняет игру безумными и забавными вещами, добавляя игровому миру новых красок. Таким образом JnG дарит целый спектр эмоций: напряжение и злость, ведь моментами игра кидает игроку неплохой вызов, эйфория от пройденных уровней и смех вперемешку с непониманием от всего творящегося хаоса.
Дальше будет немного спойлеров, впрочем, если вы отважны и не боитесь их, то давайте продолжим!
В каждую миссию вас будет вводить небольшой комикс, который поведает вам о цели, иногда там всплывают полезные подсказки. Первая миссия предлагает нам пронестись по колонии «Химических братьев» и слегка сократить их ряды, путём уничтожения жилых модулей. Игра поощряет уничтожение объектов, чем больше уничтожите — тем больше получите. Это касается абсолютно всего: корабли, машины, здания, пасущиеся на лугу коровы.
Следом за этой простой операцией следует зачистка планеты от контрабандистов. Нас нанимает шериф и просит помочь, естественно не бесплатно. Мы всё ещё хороший парень, пока не убиваем невинных граждан, хотя здесь вы их вряд ли встретите.
Третья операция — сопровождение. Нас нанимают с целью защиты юных девушек-учёных, что должны будут пополнить ряды работников лаборатории, вот только некие «гормонально неустойчивые объекты» попытаются этому помешать. Помогаем кораблям добраться из пункта А в пункт Б и получаем свою награду, попутно можем получить доступ на секретную локацию.
Прошлые миссии были слегка... напряжённые, особенно играя на максимальной сложности. Что же, игра знает как вам помочь, особенно если вы проходили уровень внимательно и получили доступ к скрытой миссии. Вы натыкаетесь на Зону Спамеров — место, куда попадают все спамеры и рекламные баннеры. Время от времени им нужна зачистка. Веселитесь!
Возвращаясь с операции, с нами связывается наш бывший полковник Траблмен. Он поведает нам, что всей галактике нужна наша помощь, ведь похищенный недавно профессор фон Хамбургер, который разрабатывал мощнейшую квантовую пушку, находится в руках диктатора Ксокскса. Но для начала неплохо попасть на дредноут, в котором нас ожидает полковник со своей командой. А сделать это не так просто, как хотелось бы.
Подумаешь, всего один гиперпрыжок, в далеком будущем — это повседневные пустяки. Вот только не когда ворота оккупированы местной бандой с большими амбициями по захвату галактики. Мистер Совершенство, что стремится истребить всё некрасивое в галактике, запечатал необходимые нам врата. Впрочем он не станет для нас большой помехой. Заодно можно получить ключик к его секретному гардеробу, размером с гигантскую станцию, и сократить ряды его прекрасных одеяний.
Наконец совершив гиперпрыжок, мы оказываемся в секторе, где нас поджидают пираты Ксокскса. Перебить всех не получиться, но где-то недалеко нас уже ждёт космический корабль «Беспомощность». Если что, он размажет вражеские корабли о временном континуум. Нам нужно лишь дождаться его подлёта... Кажется секунды ещё никогда не шли так долго.
Взобравшись на борт нас приветствует полковник вместе с доктором Мачино Гуночи. Единственная зацепка, которая у нас есть — Интергалактический научный комплекс, где работал профессор фон Хамбургер. Проникнуть туда не так просто, ведь комплекс покрылся супертвёрдой коркой, которую невозможно сломать, не уничтожив при этом весь комплекс. Нам на помощь может прийти субстанция, способная разлагать любой органический материал — легендарное пиво Айнхофф. К сожалению, в продаже его теперь не найти, однако где-то бороздит просторы вселенной пивной куб. Его местонахождение известно секретному агенту, который находится под прикрытием на планете «Зоопарк Ада».
Похоже агента раскрыли и теперь он находится в цепких лапах самых отпетых галактических ублюдков. Что же, есть идея у кого можно разузнать про местонахождение агента. Совсем скоро начнётся рок-концерт группы «Machinae Supremacy», местные пираты могут поделиться интересной информацией.
Как оказалось, агент отвисал с пиратами в местном баре. Оставалось только войти в здание, полное голодных до перестрелки бандитов, которые явно знали лицо героя. Но в этот раз пираты оказались цивилизованнее и вместо пальбы предложили посоревноваться в мастерстве управления кораблём.
В JnG есть свой аналог «миссии с вертолётиком»: у вас заберут пушки и выдадут не самое крепкое судно. Вам необходимо будет собрать все чекпоинты и долететь до конца, не взорвав корабль. Проблема в том, что чекпоинты не так статичны, как хотелось бы, а по карте разбросаны мины с которыми лучше не врезаться.
Но герой уже столько лет провёл за штурвалом корабля, что гонка покажется ему лёгкой прогулкой. А вот видимо пираты не хотят держать своё слово.
Похоже теперь всё готово к получению легендарного пива. Как оказалось, пивной куб намного больше, чем все планировали. Предстоит проникнуть внутрь и выкрасть цистерну с Айнхоффом.
В процессе мы столкнёмся с защитной системой пивного куба, состоящей из летающей стеклотары, пьяных крыс, взрывающихся коктейлей и турелей. В процессе придётся покинуть корабль и отправиться исследовать куб с двумя пушками и реактивным ранцем. В конце будет ждать миссия сопровождения цистерны. Будьте аккуратны, не уничтожьте её сами, особенно если обвешиваете свой корабль самонаводящимися орудиями.
Под коркой научной лаборатории завелись какие-то твари, что уничтожили запущенные для исследования дроны. Чтобы победить их необходимо собрать ДНК этих существ, а дальше док что-нибудь придумает.
Выяснилось, что вирусы для Ксокскса разработала раса с планеты Железные Панталоны. Улики ведут туда, но пока рано пытаться выступать против них. Нашей мощи не хватит, чтобы противостоять целой армии. Видимо придётся стащить кораблик помощнее из правительственной лаборатории F-Ex. В простой ситуации, F-Eх — непробиваемая цитадель. Нам везёт, ведь недавно что-то ослабило внутренние системы защиты, давая нам шанс проникнуть внутрь. Нам вновь предстоит вылететь в открытый космос на джетпаке.
Одолжив кораблик, мы решаем опробовать новенькую машину в действии, перед тем как выступать против целой расы. На одну колонию вторглись пираты, видимо им не удержать сопротивление без нашей помощи.
Теперь наконец можно вторгаться на планету, чтобы получить информацию о дальнейшем местонахождении диктатора-безумца. Запасайтесь бомбами, у нас будет огненная вечеринка!
Информация о Ксоксксе у нас, он решил скрыться за минным полем. Помешает ли оно нам? Главное действовать аккуратно и быстро. Похоже от спасения вселенной нас отделяет всего пара шагов.
Но не тут то было, на планете не оказалось ни пушки, ни профессора. Только парочка пиратских тварей, что скрываются в королевстве Зогрим, месте, где ненавидят федеральный закон. Единственное, что герою остаётся, так это прикинуться местным разбойником и разузнать как можно больше.
Поиски привели к одному кораблю, что собирал материалы для Ксокскса, было бы неплохо его перехватить пока полиция не раскрыла нас. Видимо поздно, никто не говорил, что будет легко.
Украв необходимые данные, мы стремительно покидаем сектор, но, неожиданно для нас, попадаем на территорию неких существ, перед которыми даже полиция Зогрима чувствует бессилие. Интересно, что же там впереди.
А впереди ждал полный ад из тварей, что пытались убить нас любым способом. Перекрывая и без того узкие проходы, заставляя с боем пробиваться вперёд и уворачиваться от смертоносных существ. Босс впечатлит своим отвратительным видом и доставит немало неприятностей.
Но теперь всё позади, можно спокойно отдать украденную информацию полковнику и немного отдохнуть за барной стойкой.
Доктор Мачино выяснил, что для запуска квантовой пушки нужно немало энергии. В далеком-далеком будущем её могут вполне эффективно получать за счёт понижения интеллекта, таким образом Ксокскс планирует включить запись самой худшей мыльной оперы за всю историю галактики на огромную аудиторию, а с помощью психо-передатчиков получит от этого невероятною мощь.
Диск, который мы искали был выброшен на свалку. Было бы удобно, если бы свалка находилась прямо за домом Carnage TV, ну или в другом городе. Но настала новая эра и теперь мы можем захламить своим мусором целую планету! На одной из таких сейчас наблюдается подозрительная активность пиратов, похоже у нас с ними одна цель.
Ради безопасности и скрытности, пираты построили свою базу под водой. Наш корабль не годится для глубоководных ныряний. Поэтому нас снабдят менее мощной подводной лодкой. Все на дно!
Проклятый Ксокскс вновь на шаг впереди! Диск уже у него, а на сектор обрушиваются пиратские крейсера. Без боя не пробиться. Да ещё и дочь профессора действует на нервы, я могу её понять, она переживает за отца... больше, чем за всю вселенную.
Пираты всё наступают и наступают, похоже где-то были активированы врата, через которые новые корабли прибывают в десятки раз быстрее. Пока команда будет сканировать поверхность, нам же предстоит сдерживать пиратскую флотилию. Когда наконец врата были обнаружены, нам не остаётся ничего, кроме как уничтожить их. Кто же знал, что мы создадим дыру временного смещения и попадём в... лабораторию F-Ex до кражи корабля. Таким образом, пробиваясь ко входу, мы ослабили системы внутренней защиты, понимаете к чему я клоню?
Мы снова на «Беспомощности», снова в строю. Пока новостей нет и что делать дальше — неизвестно. Полковник всегда найдёт какую-нибудь работёнку. Новая технология мощнейшего оружия? Будет захвачено! Отправляемся на сбор сведений.
Тем временем, миссис фон Хамбургер, недовольная нашей работой, отправилась на собственные поиски, которые привели её прямиком в лапы к садисту Кретексу. Битва с этим боссом не является самой лёгкой, я бы советовал запастись хорошим вооружением на задние гнёзда, а также взять одну пушку с автонаводкой для отстрела мин.
Зашедшие в тупик поиски привели нас к необходимости на самоубийственную операцию, впрочем не впервой. На этот раз мы должны пробиться к Всезнающему Суперкомпьютеру, чтобы ввести в него цель нашей миссии и получить местонахождение квантовой пушки. Задание становится веселее, ведь из-за своего крайне высокого интеллекта компьютер слетел с катушек.
Признаться, я боялся получить ответ «42». К счастью, у нас в руках местонахождения исследовательского комплекса, замаскированного в астероидном поле. Уничтожить все астероиды не выйдет, так что просто взорвём систему охлаждения. Запаситесь бомбами, только они нам помогут пройти миссию!
Сбегая с астероидного поля вместе с профессором, наш корабль слегка пригорает. Нам не остаётся ничего другого, как поместить его в грузовоз и долететь на нём до «Беспомощности». В наших руках окажется штурвал медленного и бронированного корабля.
И вот, когда казалось бы настал счастливый конец, семья воссоединилась, а исследовательский комплекс Ксокскса уничтожен, оказывается, что пушка практически готова. Всего пара часов отделяет нас от полной аннигиляции вселенной.
Ну и концовка отлично сюжетно переплетена с реиграбельностью. В этот раз герой не победил, Вселенная уничтожается, но наш герой ускользает не в пространстве, а во времени. Тем самым он берёт реванш у Ксокскса, переносясь вновь на первый уровень уже с улучшенным кораблём. По сути, это «Новая игра+», вписанная сюжетно. Появится ли желание перепроходить игру? Пожалуй, это зависит не только от сюжет, но и от геймплея. Давайте же его и рассмотрим!
В Jets'n'Guns на ваш выбор представлено множество обвесов и апгрейдов вашей посудины: от скорострельных пулемётов до мощных лазеров, от тяжёлых бомб до самонаводящихся ракет, — и всё это добро можно прокачивать. Различные корабли имеют разное количество гнёзд под оружие, всего существуют слоты: на передние и задние орудия, для бомб и ракет. Снарядив ваш корабль по полной можно стать настоящей машиной для тотальной зачистки секторов. Погодите, не всё так просто, ведь всегда необходимо следить за перегревом орудий.
Каждый ствол по-своему нагревается, а отсрочить перегрев поможет либо улучшение системы охлаждения, либо охлаждающие капсулы, которые занимают слот под оружие. Помимо урона и нагрева у каждого орудия есть параметр скорострельности, с ним думаю всё ясно. Касательно разнообразия, оно заканчивается далеко не только на этих трёх параметрах. Радиус, скорость, траектория и даже место вылета снаряда рознятся. Порадовала пушка, которая стреляет с правого конца экрана, притягивая снаряды к кораблю. И каждый раз, снабжая корабль чем-то новым, игра может тебя удивить, поэтому и не пропадает желание копить деньги на новые пушки, менять их и экспериментировать.
Проходя игру вы будете подбирать орудия под миссию: бомбы не стоит брать на космические локации, хотя они хороши против некоторых боссов, самонаведение отлично подходит, если нужно будет много маневрировать в вертикали и по горизонтали и тому подобное. Однако эти особенности раскрываются только при игре на сложности от «средней» и только на ранних этапах игры. Низкая сложность не подарит вам подобного опыта, да и в целом советую избегать её, только если вы не совсем новичок в видеоиграх. Пока вначале у вас будет не так много средств — вы всегда будете поставлены перед выбором: вкачать броню или охлаждение, купить новую пушку или прокачать уже имеющуюся и так далее. Но при повторном прохождении, особенно закрытая ачивку «Пройти компанию 10 раз», вы запросто будете зачищать локации и боссов.
Помимо вышеупомянутого охлаждения, доступны следующие апгрейды: усиление брони, Remcon — устройство для взлома объектов на уровнях, взломщик ящиков «Атарикс», двигатель, силовой щит, наномашины для автопочинки, девайсы для изменения угла пушек, а также второй набор обвесов, для того, чтобы менять их прямо во время боя, встроенный джетпак, также можно менять скин вашего корабля (чёрт возьми, бесплатно!). Помимо этого вы могли купить лицензию охотника, чтобы ловить космических пиратов, или подключить Carnage-TV, чтобы транслировать свои миссии и получать дополнительные награды. То есть они запихнули стриминговую платформу внутрь, чтобы вы могли стримить свой стрим.
Перед каждым вылетом на задание можно будет всегда опробовать новую сборку на тестовом полигоне. Он представляет собой открытое пространство с летающими объектами разной бронированности, ваши орудия будут по прежнему перегреваться, а вот хитбар корабля будет всегда полный.
Взлом ящиков — одна из моих любимейших процедур в JnG. С помощью девайса «Атарикс» вы можете взламывать ящики, которые подбираете по уровням. Взлом можно произвести автоматически с каким-то шансом успеха, а можете подбирать код или сыграть в тетрис. На подбор кода даётся несколько попыток, каждый код состоит из 4ёх неповторяющихся цифр, вводя значение вы получите ответ: красный значок — числа нет, жёлтый — есть, но неверная позиция, зелёный — цифра на своём месте. В ящиках обычно попадается всякий хлам, который можно продать на чёрном рынке, иногда вам выпадут компьютеры с информацией по секретному оружию, что спрятано на уровнях.
Кроме ящиков и оружия, на уровнях можно подобрать путешественников, резиновых уточек и проходы на скрытые локации. Как вы уже могли понять, это запрятанные секреты, в конце уровня вы получаете сводку о прохождении с количеством очков, убийств и найденных секретов. Однако, если вы захотите перепройти миссию на 100%, то у вас это не выйдет, кроме как вернуться по старому сохранению. Несмотря на то, что игра имеет неплохую реиграбельность, ведь опробовать все пушки за одно прохождение вряд ли получится, а новые экземпляры будут появляться и при повторном прохождении, момент с перепрохождением миссии сделан не самым идеальным образом. Так что если вы настоящий манчкин, то не забывайте сохраняться!
Рассматривая Jets'n'Guns сегодня, хочется отметить, что игра не растеряла своей динамичности и сложности. Ей есть чем увлечь нового игрока. Графическая составляющая не могла не устареть. Стиль игры до сих пор чертовски хорош. JnG отлично подойдёт как анти-стресс на пару вечеров, чтобы выместить накопленную злость и немного посмеяться.
24 июля 2020 из беты вышла Jets'n'Guns 2, а это значит, что она следующей попадёт под мой прицел. Посмотрим, удалось ли ей сохранить стиль, улучшив графику, а также какие нововведения нас ждут во второй версии игры.
На этом я благодарю вас за прочтение! Не забывайте оставлять фидбек к материалам, поверьте — он крайне важен для авторов. Рассказывайте про свои любимые малоизвестные игры.
Лучшие комментарии