22 июля 2021 22.07.21 35 13K

Эпоха бесцветных игр или Грустная история Piss Filter

+102
Лучший блог недели
1000 ₽
Почему во временя PS3 и X360 многие игры имели скучную коричневую/серую/оливковую палитру? Попытались докопаться до причин, сокрытых в глубинах культуры и истории.
 

Видеоверсия статьи к вашим услугам, а текстовая — ниже

Текстовая версия

Если вы были игроком в период где-то с 2007 по 2012, то наверняка встречали на своём пути хоть в одну игру, чья цветовая палитра имела характерный оливково-болотный оттенок. Fallout 3, Resident Evil 5, MGS 4, Modern Warfare 3, GTA 4, серии Killzone и Gears of War, Heavy Rain, Bayonetta — список реально можно продолжать очень долго.

Это игры абсолютно разных жанров, от абсолютно разных разработчиков и для разных платформ. Встаёт вопрос: почему все эти прекрасные и не очень компьютерные произведения выглядят как выцветшее говно? Поймите меня правильно, я сам их люблю и сам в них играл и играю по сей день. Более того, я могу понять, что выжженная Столичная пустошь будет странно смотреться под голубым небом, а душный коричневый фильтр GTA 4 отлично подходит истории об агонизирующем мегаполисе, в пыльных подворотнях которого расхаживают не самые приветливые люди. Однако, я думаю, вы согласитесь что смотреть на лес из The Last of Us или тот же Лос Сантос всё-таки приятнее.

В этой статье мы не будем жаловаться на то, что игры были коричневыми. Мы постараемся понять, почему. Для начала определимся с терминологией. У нашего цветового (ну или антицветового) феномена есть название — «Piss Filter» (в переводе «фильтр мочи»). Понятие официально признано в геймерском слэнге и даже занесено в Urban dictionary. Определение исчерпывающее, и полностью отражающее, как этот piss filter всех задолбал в своё время. Итак, давайте выясним откуда же он взялся!

Версия 1. Кинематографичность

На что больше всего похожи видеоигры? На кино. Более того, многие игры тянутся к кино, к его постановке, качеству изображения, драматизму и всему прочему, что можно охватить понятием «кинематографичность». Хидео Кодзима многим известен не за создание жанра стелс-экшен и закрученные политико-фантастические сюжеты, а за то, что MGS уже на первой Playstation выглядел как шпионский боевик с любимой кассеты. В катсценах, разумеется.

А в кино тоже есть свои цветовые тенденции. Последние двадцать лет большинство блокбастеров мечутся между синим и оранжевым — хотя бы на постеры взгляните.

Два кадра из «Довода». Даже Нолану никуда не деться от современных цветовых тенденций!
Два кадра из «Довода». Даже Нолану никуда не деться от современных цветовых тенденций!

Цветокоррекция, зачастую со знакомым жёлто-болотным оттенком, в кино не редкость. Вспомните сегменты Матрицы, происходящие в нашем мире. Вспомните "Гарри Поттера и Принца Полукровку". "Иллюзионист", "Властелин Колец", "Амели", "Королевство полной Луны", "Крёстный Отец" и многие, многие другие. Если у вас современный телевизор — обратите внимание на изображение в режиме «Кино». Оно приобретает характерный коричневато-рыжий оттенок.

Такой метод постобработки — наследие плёночной черно-белой эпохи. Из-за химических особенностей старой плёнки любое фото рано или поздно приобретает оттенок сепии. В случае кино желтоватая палитра приобреталась уже на этапе показа картины — идеально белый холст для проектора можно было найти не везде, поэтому монохромное изображение накладывалось на естественный желтоватый фон. Сейчас для придания ретро-флёра изображению его зачастую почти обесцвечивают — вспомните «Ликвидацию», например.

«Пожелтение» плёнки на дешёвом холсте отлично показали в Red Dead Redemption.
«Пожелтение» плёнки на дешёвом холсте отлично показали в Red Dead Redemption.

Теперь цветовые решения интерактивного кино типа Heavy Rain, набитой катсценами MGS 4 и косящих под классические блокбастеры Killzone и Gears of War кажутся довольно закономерными. Однако подогнать под кинематографическую версию остальных будет трудно. Зайдём с другой стороны!

Версия 2. Реалистичность

Ну, для начала давайте согласимся что не всегда наша жизнь богата цветами, и какой-нибудь красочный Infamous при всей своей детализации и лицевой анимации будет восприниматься скорее как комикс. Вспомните Брата и Улицы разбитых фонарей, снятые за гроши и сугубо «на натуре» без сильной постобработки — их картинка естественная и оттого — довольно тусклая. Трансформеры и Мстители наоборот выглядят красиво, но в них совсем не веришь. Отсюда вывод: стремишься к реализму — не выкручиваешь цвета на максимум.

Касательно боевиков типа Modern Warfare у меня есть отдельная теория. Какие войны чаще всего снимали за последние полвека? Хроники второй мировой отсняты на чёрно-белую плёнку, со временем приобретающую оттенок сепии, как мы уже говорили. Тропический театр боевых действий Вьетнама тоже был по большей части отснят на чёрно-белое и цвета джунглей мы увидели только в поствьетнамском кино Копполы, Кубрика, Чимино и Стоуна. Вскоре видео стало цветным, только вот увидели мы на нём Афган, Персидский залив, Ирак, Сектор Газа, Сирию — Ближний Восток уже лет 40 как военная колыбель человечества, и в новостях с горячих точек мы видим пустыни, скалы, горы и торчащие из них монохромные бетонные руины.

Война XXI века имеет желтоватый оттенок, и этим можно объяснить тусклую палитру многих милитаристических игр. Так, давайте обсудим что-то более позитивное.

Версия 3. Консольный симптом

Ну, ладно, наверное не позитивное. Потому что речь пойдёт о ком? О проклятых "мылостанциях"!

(Отсюда и далее читать с долей сарказма, автор консольщик и ему нечего стыдиться;)

Что нам принесли консоли 7-го поколения (это если что PS3 и Xbox 360). Мыло, казуальность, коридоры, заскриптованность, кинцо за 2300, DLC за 2400… Давайте соберём бинго «игра 2008-2012». Первая часть ПК франшизы на консолях? Есть! Сюжет про бравых американских морпехов? Есть! Некогда крутой жанр, ставший рельсовым шутером а-ля колда? Есть! QTE и Press X to win? Есть! Попытка из некогда комплексной игры сделать забаву для уставшего офисного клерка? Есть!

Собсна вся суть!
Собсна вся суть!

Если серьёзно, то в эпоху седьмого поколения консолей игровая индустрия правда сделала огромный шаг в сторону казуальной аудитории. Вспомните хоть драку Nintendo, Sony и Microsoft за сердца детей и домохозяек 10 лет назад! Ставь лайк если продвигал своим родителям идею покупки приставки под предлогом «Да там без джойстиков можно всем вместе играть! Будем каждый вечер в гостиной махаться в теннис и танцы! Я ж не для себя прошу, я для нас всех!» Что касается нашей необъяиной, то если во времена PS2 дети играли сугубо на компьютере, а приставка была только у избалованных октябрят, то вот в 3-м классе (а было это в 2009 году) батя моего одноклассника купил сыну Xbox и сам гонял после работы в Call of Duty, FIFA и Need for Speed. Есть у меня подозрение, что он вряд ли сыграл бы Bulletstorm или в Mass Effect. Во-первых, эти игры слишком хороши для СРАНОГО ОБЫВАЛЫ, а во-вторых, со своими яркими цветами они не выглядят как трушная маскулинная забава.

И вот мне кажется, серые игры выглядели более статно, что ли, состоятельно. Отрабатываешь такой пятую смену в агенстве логистики, получаешь 130 рублей, детям — мороженое, себе пивко. Садишься на диван, отгоняешь спиногрызов в комнату и наслаждаешься настоящим мужским геймингом.

Тут же добавлю, что есть версия якобы piss-filter скрывает графические недостатки на консольных версиях. Спрашивается: почему не делать разные версии и добавлять цвет на пк? Ну, вот в Driver San Francisco сделали именно так. Вот вам сплитскрин версии с PS3 и ПК.

Слева — PS3, справа — PC
Слева — PS3, справа — PC

Других примеров я не нашёл, если честно.

Некоторые винят в навязывании писс-фильтра четвёртый Resident Evil — мол игра настолько популярная стала, что даже цветовую схему стали перенимать. Да и Most Wanted вышел в том же году — тоже культовая игра… Дальнейшие выводы оставляю вам!

В заключение

Это все версии, которые мы смогли найти или же придумать! На самом деле не стоит отменять некоторых реально удачных художественных решений с применением выцветшей цветовой гаммы. Тот же Far Cry 2 показывает по-настоящему пыльную и знойную Африку, более чем органично смотрясь в оливково-рыжих цветах. Однако сейчас я скорее рад что мода на такую палитру прошла. Писс фильтер стал как сигареты Kent — в моём детстве все взрослые курили именно их, а сейчас их всё ещё делают и продают, но человека с пачкой в руках я не видел уже лет семь. Что касается игр, то из недавних адептов piss filter могу припомнить разве что Code Vein.

А какие у вас мысли? Вам нравились коричневые игры? Пишите свои собственные мысли о писс-фильтре и причинах его появления в комментариях!


Лучшие комментарии

Отрабатываешь такой пятую смену в агенстве логистики, получаешь 130 рублей, детям — мороженое, себе пивко. Садишься на диван, отгоняешь спиногрызов в комнату и наслаждаешься настоящим мужским геймингом. 

ну штамп же, ну?

Есть у меня подозрение, что он вряд ли сыграл бы Bulletstorm или в Mass Effect. Во-первых, эти игры слишком хороши для СРАНОГО ОБЫВАЛЫ, а во-вторых, со своими яркими цветами они не выглядят как трушная маскулинная забава.

можно было как-то изящнее наверное, не оскорбляя половину консольных геймеров необъятной)

Вообще поставил плюс, но если смотреть только фактологию, в остальном, шутейки и другие заходы наверное стоит ещё отполировать, либо бросить их вообще.

Боюсь, корень проблемы настолько на поверхности, что даже блог писать не нужно. С седьмым поколением игропром поголовно бросился в погоню за «реалистичностью», которая наконец-то стала возможна. Более сложная физика, гораздо более детальные модельки, миры чуть побольше, да истории посложнее приевшегося «принцессу снова украли». Тогда piss filter был шагом в сторону от вынужденного цветастого мультипликационного визуального дизайна, за которым на шестом поколении прятали огрехи графики и недостаток деталей. Игры той поры были в некоей оппозицией прежним «детским» развлечениям. В седьмом поколении для сокрытия дерьмовых текстур уже появился motion blur, а дизайнеры больше ориентировались на повседневный фотореализм, который, увы, не красочен и не особо впечатляет.

Не согласен с выводами и сутью текста, но блог прочитал не без удовольствия.

В Fallout 3 бесцветная пустошь поначалу смотрелась естественно, но после NV и тем более 4 в эту серо-зелёную мешанину играть стало невозможно. Теперь, если хочу понастальгировать и заново дать всем воды даром, первым делом ставлю какой-нибудь ENB-мод, возвращающий реалистичные цвета и освещение. Под голубым небом играется значительно приятней.

Мат надо бы убрать из блога: правила есть правила.

Нужно подкорректировать названия игр: половина названия с маленькой или даже полностью.

в остальном блог хороший)

 Простите за занудство, но в описании военных фотографий у вас ошибка — «советских войск» там нет, присмотритесь.

Довольно интересный блог. Мало кто затрагивал такие темы, продолжайте, парни)

Подписался 

Лично мне более импонирует серый цветовой фильтр, хотя скорее всего я просто скучаю по играм того времени...

Суть показа постеров была скорее в демонстрации не индустриальных стандартов, а стилистических веяний в целом. На самом деле правда интересно, что даже фанатские постеры неосознанно делают с такой палитрой

mw3 вышел в 2011 году на закате «коричневой» эры, так что нечего его приплетать)

Согласен, я не понимаю людей, которые в Human Revolution отключают цветообработку. Но в случае Deus Ex мне даже трудно говорить о писс-фильтре. У него именно золотистый, бархатный оттенок, вторящий теме «нового ренессанса» — всё целиком оправдано.

А вот в случае с «оливковостью» мне всё-таки видится тренд, а не эксперимент. В Фоллауте и ГТА 4 в самом деле оправдано, но вот насчёт всех остальных игр в списке — хрен знает. 

Ну вот как раз про реалистичность и антимультяшность я пытался рассказать в последней части текста с «представительносьтью» и «маскулинной забавой». 

Один зритель ещё написал про железную причину писс фильра — сложности с работой цвета и света в linear space и gamma space. Свои версии я как-никак брал из головы и личного опыта скорее.

А правда, по классике, где-то посередине)

Minecraft вышел в один год с mw3, так что нечего его приплетать

Мой косяк, извиняюсь. Фотку заменил на более банальную, зато корректную. 

Мне нравятся цветовые фильтры. Они помогают выравнять цвета различных вещей в сцене, например банально неба относительно земли, чтобы они выглядели более ограничено друг друга. Фильтры помогают создать определенное настроение. Если посмотреть на скриншот драйвера, где сплитскрин консоль-пк, версия с консоли куда красивее и атмосферное.

Кроме того нет никакого смысла максимально копировать реальность в цветовой гамме. Реальность зачастую достаточно скучна, цветовые сочетания унылы. Если разработчики накатывают жёлтый цветокор в африканских уровнях, или синий в зимних, я считаю что этим они отсекают все лишнее, и передают саму суть этой атмосферы.

Сейчас же от эт таких фильтров отказались во многом потому что да, мода прошла, но так же и потому что более реалистичной а атмосферной картинку помогают делать новые технологии, вроде глобального освещения, которые уже без помощи фильтров выравнивают контраст и цвет

ЗЫ. Вспомнилось забавное, на любую игру с желтым фильтром вы найдете мод убирающий его, однако одним из самых популярных модов на гта са является мод возвращающий жёлтый фильтр который был в версиях хбокс/пс2, но который удалили у версии для пк

без него игра как голая, а с ним так атмосферно, говорят они. Люди такие люди...

«Первая часть ПК франшизы на консолях? Есть! Сюжет про бравых американских морпехов? Есть! Некогда крутой жанр, ставший рельсовым шутером а-ля колда? Есть! QTE и Press X to win? Есть! Попытка из некогда комплексной игры сделать забаву для уставшего офисного клерка? Есть!»

Узнаю Battlefield

с какими-то странными консольщиками ты общаешься)

Читай также