Почему во временя PS3 и X360 многие игры имели скучную коричневую/серую/оливковую палитру? Попытались докопаться до причин, сокрытых в глубинах культуры и истории.
Текстовая версия
Если вы были игроком в период где-то с 2007 по 2012, то наверняка встречали на своём пути хоть в одну игру, чья цветовая палитра имела характерный оливково-болотный оттенок. Fallout 3, Resident Evil 5, MGS 4, Modern Warfare 3, GTA 4, серии Killzone и Gears of War, Heavy Rain, Bayonetta — список реально можно продолжать очень долго.
Это игры абсолютно разных жанров, от абсолютно разных разработчиков и для разных платформ. Встаёт вопрос: почему все эти прекрасные и не очень компьютерные произведения выглядят как выцветшее говно? Поймите меня правильно, я сам их люблю и сам в них играл и играю по сей день. Более того, я могу понять, что выжженная Столичная пустошь будет странно смотреться под голубым небом, а душный коричневый фильтр GTA 4 отлично подходит истории об агонизирующем мегаполисе, в пыльных подворотнях которого расхаживают не самые приветливые люди. Однако, я думаю, вы согласитесь что смотреть на лес из The Last of Us или тот же Лос Сантос всё-таки приятнее.
В этой статье мы не будем жаловаться на то, что игры были коричневыми. Мы постараемся понять, почему. Для начала определимся с терминологией. У нашего цветового (ну или антицветового) феномена есть название — «Piss Filter» (в переводе «фильтр мочи»). Понятие официально признано в геймерском слэнге и даже занесено в Urban dictionary. Определение исчерпывающее, и полностью отражающее, как этот piss filter всех задолбал в своё время. Итак, давайте выясним откуда же он взялся!
Версия 1. Кинематографичность
На что больше всего похожи видеоигры? На кино. Более того, многие игры тянутся к кино, к его постановке, качеству изображения, драматизму и всему прочему, что можно охватить понятием «кинематографичность». Хидео Кодзима многим известен не за создание жанра стелс-экшен и закрученные политико-фантастические сюжеты, а за то, что MGS уже на первой Playstation выглядел как шпионский боевик с любимой кассеты. В катсценах, разумеется.
А в кино тоже есть свои цветовые тенденции. Последние двадцать лет большинство блокбастеров мечутся между синим и оранжевым — хотя бы на постеры взгляните.
Цветокоррекция, зачастую со знакомым жёлто-болотным оттенком, в кино не редкость. Вспомните сегменты Матрицы, происходящие в нашем мире. Вспомните "Гарри Поттера и Принца Полукровку". "Иллюзионист", "Властелин Колец", "Амели", "Королевство полной Луны", "Крёстный Отец" и многие, многие другие. Если у вас современный телевизор — обратите внимание на изображение в режиме «Кино». Оно приобретает характерный коричневато-рыжий оттенок.
Такой метод постобработки — наследие плёночной черно-белой эпохи. Из-за химических особенностей старой плёнки любое фото рано или поздно приобретает оттенок сепии. В случае кино желтоватая палитра приобреталась уже на этапе показа картины — идеально белый холст для проектора можно было найти не везде, поэтому монохромное изображение накладывалось на естественный желтоватый фон. Сейчас для придания ретро-флёра изображению его зачастую почти обесцвечивают — вспомните «Ликвидацию», например.
Теперь цветовые решения интерактивного кино типа Heavy Rain, набитой катсценами MGS 4 и косящих под классические блокбастеры Killzone и Gears of War кажутся довольно закономерными. Однако подогнать под кинематографическую версию остальных будет трудно. Зайдём с другой стороны!
Версия 2. Реалистичность
Ну, для начала давайте согласимся что не всегда наша жизнь богата цветами, и какой-нибудь красочный Infamous при всей своей детализации и лицевой анимации будет восприниматься скорее как комикс. Вспомните Брата и Улицы разбитых фонарей, снятые за гроши и сугубо «на натуре» без сильной постобработки — их картинка естественная и оттого — довольно тусклая. Трансформеры и Мстители наоборот выглядят красиво, но в них совсем не веришь. Отсюда вывод: стремишься к реализму — не выкручиваешь цвета на максимум.
Касательно боевиков типа Modern Warfare у меня есть отдельная теория. Какие войны чаще всего снимали за последние полвека? Хроники второй мировой отсняты на чёрно-белую плёнку, со временем приобретающую оттенок сепии, как мы уже говорили. Тропический театр боевых действий Вьетнама тоже был по большей части отснят на чёрно-белое и цвета джунглей мы увидели только в поствьетнамском кино Копполы, Кубрика, Чимино и Стоуна. Вскоре видео стало цветным, только вот увидели мы на нём Афган, Персидский залив, Ирак, Сектор Газа, Сирию — Ближний Восток уже лет 40 как военная колыбель человечества, и в новостях с горячих точек мы видим пустыни, скалы, горы и торчащие из них монохромные бетонные руины.
Война XXI века имеет желтоватый оттенок, и этим можно объяснить тусклую палитру многих милитаристических игр. Так, давайте обсудим что-то более позитивное.
Версия 3. Консольный симптом
Ну, ладно, наверное не
позитивное. Потому что речь пойдёт о ком? О проклятых "мылостанциях"!
(Отсюда и далее читать с долей сарказма, автор консольщик и ему нечего стыдиться;)
Что нам принесли консоли 7-го
поколения (это если что PS3 и Xbox 360). Мыло, казуальность, коридоры, заскриптованность,
кинцо за 2300, DLC за 2400… Давайте соберём бинго «игра
2008-2012». Первая часть ПК франшизы на консолях? Есть! Сюжет про бравых
американских морпехов? Есть! Некогда крутой жанр, ставший рельсовым шутером а-ля
колда? Есть! QTE и
Press X to win? Есть! Попытка из некогда комплексной игры сделать забаву
для уставшего офисного клерка? Есть!
Если серьёзно, то в эпоху седьмого поколения консолей игровая индустрия правда сделала огромный шаг в сторону казуальной аудитории. Вспомните хоть драку Nintendo, Sony и Microsoft за сердца детей и домохозяек 10 лет назад! Ставь лайк если продвигал своим родителям идею покупки приставки под предлогом «Да там без джойстиков можно всем вместе играть! Будем каждый вечер в гостиной махаться в теннис и танцы! Я ж не для себя прошу, я для нас всех!» Что касается нашей необъяиной, то если во времена PS2 дети играли сугубо на компьютере, а приставка была только у избалованных октябрят, то вот в 3-м классе (а было это в 2009 году) батя моего одноклассника купил сыну Xbox и сам гонял после работы в Call of Duty, FIFA и Need for Speed. Есть у меня подозрение, что он вряд ли сыграл бы Bulletstorm или в Mass Effect. Во-первых, эти игры слишком хороши для СРАНОГО ОБЫВАЛЫ, а во-вторых, со своими яркими цветами они не выглядят как трушная маскулинная забава.
И вот мне кажется, серые игры выглядели более статно, что ли, состоятельно. Отрабатываешь такой пятую смену в агенстве логистики, получаешь 130 рублей, детям — мороженое, себе пивко. Садишься на диван, отгоняешь спиногрызов в комнату и наслаждаешься настоящим мужским геймингом.
Тут же добавлю, что есть версия якобы piss-filter скрывает графические недостатки на консольных версиях. Спрашивается: почему не делать разные версии и добавлять цвет на пк? Ну, вот в Driver San Francisco сделали именно так. Вот вам сплитскрин версии с PS3 и ПК.
Других примеров я не нашёл, если честно.
Некоторые винят в навязывании писс-фильтра четвёртый Resident Evil — мол игра настолько популярная стала, что даже цветовую схему стали перенимать. Да и Most Wanted вышел в том же году — тоже культовая игра… Дальнейшие выводы оставляю вам!
В заключение
Это все версии, которые мы смогли найти или же придумать! На самом деле не стоит отменять некоторых реально удачных художественных решений с применением выцветшей цветовой гаммы. Тот же Far Cry 2 показывает по-настоящему пыльную и знойную Африку, более чем органично смотрясь в оливково-рыжих цветах. Однако сейчас я скорее рад что мода на такую палитру прошла. Писс фильтер стал как сигареты Kent — в моём детстве все взрослые курили именно их, а сейчас их всё ещё делают и продают, но человека с пачкой в руках я не видел уже лет семь. Что касается игр, то из недавних адептов piss filter могу припомнить разве что Code Vein.
А какие у вас мысли? Вам нравились коричневые игры? Пишите свои собственные мысли о писс-фильтре и причинах его появления в комментариях!
Лучшие комментарии
ну штамп же, ну?
можно было как-то изящнее наверное, не оскорбляя половину консольных геймеров необъятной)
Вообще поставил плюс, но если смотреть только фактологию, в остальном, шутейки и другие заходы наверное стоит ещё отполировать, либо бросить их вообще.
Боюсь, корень проблемы настолько на поверхности, что даже блог писать не нужно. С седьмым поколением игропром поголовно бросился в погоню за «реалистичностью», которая наконец-то стала возможна. Более сложная физика, гораздо более детальные модельки, миры чуть побольше, да истории посложнее приевшегося «принцессу снова украли». Тогда piss filter был шагом в сторону от вынужденного цветастого мультипликационного визуального дизайна, за которым на шестом поколении прятали огрехи графики и недостаток деталей. Игры той поры были в некоей оппозицией прежним «детским» развлечениям. В седьмом поколении для сокрытия дерьмовых текстур уже появился motion blur, а дизайнеры больше ориентировались на повседневный фотореализм, который, увы, не красочен и не особо впечатляет.
Не согласен с выводами и сутью текста, но блог прочитал не без удовольствия.
В Fallout 3 бесцветная пустошь поначалу смотрелась естественно, но после NV и тем более 4 в эту серо-зелёную мешанину играть стало невозможно. Теперь, если хочу понастальгировать и заново дать всем воды даром, первым делом ставлю какой-нибудь ENB-мод, возвращающий реалистичные цвета и освещение. Под голубым небом играется значительно приятней.
Довольно интересный блог. Мало кто затрагивал такие темы, продолжайте, парни)
Подписался
Мат надо бы убрать из блога: правила есть правила.
Нужно подкорректировать названия игр: половина названия с маленькой или даже полностью.
в остальном блог хороший)
Простите за занудство, но в описании военных фотографий у вас ошибка — «советских войск» там нет, присмотритесь.
TuaregТоже хотел это написать. Фото подписано, как «Вывод советских войск из Афганистана 1988 г». Только на фото явно не Советские войска, техника, вооружение, и не 1988г.
Лично мне более импонирует серый цветовой фильтр, хотя скорее всего я просто скучаю по играм того времени...
Спасибо за фидбек! Сейчас поправлю
Суть показа постеров была скорее в демонстрации не индустриальных стандартов, а стилистических веяний в целом. На самом деле правда интересно, что даже фанатские постеры неосознанно делают с такой палитрой
mw3 вышел в 2011 году на закате «коричневой» эры, так что нечего его приплетать)
Согласен, я не понимаю людей, которые в Human Revolution отключают цветообработку. Но в случае Deus Ex мне даже трудно говорить о писс-фильтре. У него именно золотистый, бархатный оттенок, вторящий теме «нового ренессанса» — всё целиком оправдано.
А вот в случае с «оливковостью» мне всё-таки видится тренд, а не эксперимент. В Фоллауте и ГТА 4 в самом деле оправдано, но вот насчёт всех остальных игр в списке — хрен знает.
Ну вот как раз про реалистичность и антимультяшность я пытался рассказать в последней части текста с «представительносьтью» и «маскулинной забавой».
Один зритель ещё написал про железную причину писс фильра — сложности с работой цвета и света в linear space и gamma space. Свои версии я как-никак брал из головы и личного опыта скорее.
А правда, по классике, где-то посередине)
Minecraft вышел в один год с mw3, так что нечего его приплетать
Мой косяк, извиняюсь. Фотку заменил на более банальную, зато корректную.
довольно вторичный, если не третичный аргумент. говорю как обладатель двух консолей. Играть на расслабоне и с пивком, это больше к танкистам, а это пк-гейминг) С трудом себе представляю расслабленную катку скажем в Dead Space или Last of Us, полулежа на диване, ага)
«Первая часть ПК франшизы на консолях? Есть! Сюжет про бравых американских морпехов? Есть! Некогда крутой жанр, ставший рельсовым шутером а-ля колда? Есть! QTE и Press X to win? Есть! Попытка из некогда комплексной игры сделать забаву для уставшего офисного клерка? Есть!»
Узнаю Battlefield
с какими-то странными консольщиками ты общаешься)
это Афганистан (Кандагар). правда год 2001 и на фото американские военные