Игровая серия Wolfenstein одна из самых долгоживущих франшиз во всей игровой индустрии. Первая часть вышла ещё аж в 1981 году, и была одной из первых игр использующей механики стелса. Через десять лет серию слегка перезапустили, и теперь это уже был полноценный шутер от первого лица в псевдотрехмерном окружении. Игра стала революционной - по сути открыв собой новый жанр. Id Software впоследствии создали на неё основе Doom и Quake, также ставшие известными франшизами. Затем была успешная Return to Castle Wolfenstein и современный перезапуск от MachineGames.
Но во всей этой плеяде игр, есть одна которая выделяется на фоне остальных. Выделяется она тем, что не была обласкана критиками и не получила признания от игроков, а к сегодняшнему дню является почти забытой.
Wolfenstein образца 2009 года был разработан студией Raven Software. Которая до этого была ответственна за множество средних и вполне неплохих проектов, однако после нескольких серьёзных провалов, в компании прошла волна увольнений. И после 2010 года они больше не занимается разработкой собственных проектов. Wolfenstein был долгостроем, его разрабатывали ещё с 2004 года. И если вы сейчас подумали, что 5 лет это не такой уж большой срок – то надо понимать, что в нулевых сроки разработки были куда меньше чем сейчас. К тому же, Wolfenstein это линейный шутер, что там можно делать на протяжении пяти лет, я не представляю. Так что очевидно, что игра имела трудности с производством.
Сразу скажу пару слов о сюжете. Он просто есть. По заветам Кармака сюжет в этой игре нужен только для того, чтобы перемещать главного героя от локации к локации. Есть плохие нацисты – которых нужно убивать, и хорошие сопротивленцы – которым нужно помогать. Ну и конечно всякая паранормальщина и чудо-технологии третьего рейха, куда уж без этого.
Wolfenstein является симбиозом шутеров старой и новой школы. Так, главный герой таскает на себе сразу весь арсенал из восьми пушек, как в каком-нибудь Сириус Сэме или Дюк Нюкеме, но при этом стрелять можно не только от бедра, но и через мушку прицела. Системы укрытий в игре нет, но и показателя здоровья тоже, оно здесь регенерируется само по себе. А ещё есть особые умения – главное нововведение игры. Уже на втором уровне, Блажкович получит Тулийский медальон, с помощью которого сможет замедлять время, создавать вокруг себя щит и усиливать собственное оружие. Умения и оружие можно прокачивать, за золото которые вы находите на уровнях. Причем, стоит отдать разработчикам должное, прокачка здесь, это не просто бонус + к урону/боезапасу, каждое улучшение — это реальный обвес на оружие, который можно увидеть своими глазами. Арсенал в игре весьма внушительный, и я думаю имеет смысл быстро пробежаться по всем видам оружия, так как 90% времени в игре мы будем именно стрелять.
MP-40 – типичное первое оружие в игре, стреляет криво, убивает плохо, но вы всё равно будете им пользоваться до середины игры, что бы сэкономить боезапас.
Kar-98 – Несмотря на то что выдают вам её, тоже в самом начале игры, эта винтовка наоборот одна из самых полезных в нашем арсенале. Так как это единственное оружие в игре способное вести прицельный огонь на дальние дистанции. Пользоваться мы ей будем регулярно, до самого конца игры.
MP-43 – Улучшенная версия MP-40, весьма универсальное оружие для средней дистанции. Отлично расправляется с обычными врагами, и будет вашим основным оружием на протяжении всей игры.
Панцершрек – А вот это наоборот, наверное, самое бесполезное оружие во всей игре. Прицеливаться из него ужасно неудобно, перезарядка долгая, а боезапас встречается крайне редко. Его функцию отлично заменяют гранаты, так что я пользовался им всего пару раз за игру.
Фотонная пушка – первое «паранормальное» оружие которое вы встречаете в игре. И оно тоже весьма бесполезно, из-за того, что имеет задержку перед выстрелом и малую дальностью луча.
Орудие Тесла – мощное приспособление, стреляющее электрическими разрядами. Так же работает лишь на небольшом расстоянии, но при этом поражает врагов в некой области, и во время действия как бы оглушает их. Отлично подходит для устранения больших скоплений недругов, или врагов, которые любят быстро сокращать дистанцию.
Огнемёт – схожее по механике оружие с Теслой, тоже способно быстро устранять группы врагов, и стреляет на удивление, на весьма приличное расстояние.
Ляйхенфауст – Очень мощное оружие, стирающее любых врагов в радиоактивный пепел. Является местным аналогом BFG-9000. Появляется уже ближе к концу игры, и особо пострелять из него времени не будет.
Враги тоже весьма разнообразны, есть, как и обычные солдаты, так и тяжелые пехотинцы, инферналы, огнеметчики и всеми любимые летающие враги. Особенно неприятны чернокнижники. Они умеют уклоняться от пуль и практически моментально перемещаться с места на место. А в бою они закрывают союзников щитами, которые блокируют любой урон. Отдельно стоит упомянуть невидимок – местный симулятор сердечного приступа.
Визуально игра выглядит отлично, и на современных компьютерах запускается без танцев с бубнами. С локациями всё уже не так хорошо, их вроде бы много, и они как бы разные. Но ощущаются они очень однотипно и особо не запоминаются. Виною тому пресловутый желтый фильтр, который тогда пихали в каждую игру. Зато в игре на полную мощность работает физический движок Havok . Окружаемые объекты не прибиты к полу, и при взрыве разлетаются по всему помещению. То же самое происходит и с разными частями тел наших врагов, а перед смертью они не прочь картинно помучаться и покряхтеть. Стрелять в игре вообще приятно, и не надоедает за время прохождения. Оружие выдерживает баланс между реалистичностью и аркадностью, которое необходимо что бы эффективно сражаться ордами нацистов, которых на нас насылают.
Если говорить о существенных минусах, всего их два.
Первое - наличие хаб-локации. Теперь миссии не идут друг за другом, а после каждой из них вы попадаете на улицы города Айзенштад. Это относительно большая локация, поделенная на несколько зон. И делать на ней решительно нечего. Так что вы просто бегаете с одного конца города в другой, чтобы принять новое задание. А постоянно возрождающиеся враги делают этот процесс утомительным. Это было одним из нововведений в игре, которое ей было вот вообще не нужно.
Второе - это поломанный баланс. Помните те суперспособности о которых я упоминал ранее? Так вот, для их использования нужна энергия, стандартная вообщем то история. Такое ограничение необходимо, что бы игроки слишком сильно не полагались свои спецспособности, и думали, когда их более уместно применять. Так вот, в Wolfensteine это не работает. Потому что энергию медальона можно восполнять буквально на каждом шагу. На всех уровнях разбросаны специальные контейнеры или просто случайные места, где вы можете безлимитно восполнять свой запас энергии. Из-за чего игра становится уж очень легкой. Даже на максимальной сложности. Вы просто можете прокачать замедление времени и бесконечно расстреливать в нем беззащитных врагов.
И вот я всё это рассказываю, и у вас должен возникнуть вопрос. А почему тогда игру так холодно приняли? Вроде же все отлично, куча разного оружия и врагов, хороший движок и визуал. Минусов не так уж и много, и они не столь критичны. Но беда игры была не в её объективных минусах.
Дело в том, что Wolfenstein не смог найти свою аудиторию. Олдовые игроки хотели старый добрый Return to Castle Wolfenstein, а увидели какую-то прокачку, спецспособности и невнятное подобие открытого мира. А молодых игроков – игра не могла заинтересовать. Ведь это в это же время, выходили такие игры как Modern Warfare, Metal Gear Solid 4, Uncharted 2 в которых постановка, сюжет и накал страстей был на голову выше. Wolfenstein, с его примитивным сюжетом и коротенькими кастценами, на их фоне выглядел как скучный, серый и старомодный шутер. Так что об игре быстро забыли, а разработкой следующей части занималась уже другая студия и издатель.
Сейчас Wolfenstein 2009 года даже нельзя нормально купить в каком бы то ни было электронном магазине. Что крайне обидно, ведь игра отлично работает на современных системах, ей даже не нужен какой-то патч или ремастер. Она спокойно распознает новые видеокарты и поддерживает разрешение вплоть до 4К.
Я без сомнения рекомендовал бы эту игру всем любителям шутеров от первого лица. В игре удачно совмещены приёмы старой и новой школы, а незначительные минусы не сильно портят общее впечатление. На мой взгляд, это одна из самых лучших игр своего жанра, и крайне жаль, что она оказалась забыта.
Лучшие комментарии
Забыта она была потому, что это достаточно унылая игра с постоянным бэктрекингом и заимствованием идей у других игр (к примеру, Half-Life 2 с параллельными мирами и энергетическими установками и Clive Barker's Undying с набором артефактов и магии и опять же параллельными мирами), не говоря уже о копировании сюжетных идей RTCW без особых изменений. Играл на момент выхода, и уж точно не скажу, что это выдающаяся игра. Ниже среднего. Если до этой игры вообще ни в один шутер не играл, то тогда может и зайдет.
Всё верно, хотя Raven потом исправились с Singularity. Очень странно, что автор рецензию на игру оформил под видом рубрики с, казалось бы, несколькими.