Я предлагаю поговорить о феномене культурного моста в
современных играх и заглянуть к его истоку.
О
чем вообще речь, что за культурный мост?
Итак, давайте введем определение.
Как известно культура – это всё, что создано человеческим трудом: технические
средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и
письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения
искусства и т. д.
В рамках термина культурный мост речь идёт о знакомстве людей,
проживающих в разных странах, выросших в разных условиях и зачастую обладающих
разным менталитетом с культурой и историей других стран.
А любой мост - это средство коммуникации в том числе.
Немного сложно, но в
целом должно быть понятно.
О
феномене моста и его игровых примерах
Компьютерные игры развиваются, растут и эволюционируют.
Современные игры прошли
долгий путь: за два десятка лет из простого средства развлечения и способа
убить свободное время они превратились в настоящий инструмент просвещения.
Описать их все в одной статье явно не получится. Потому
сосредоточусь на тех, что наиболее запомнились мне в последние годы.
Начну я с медиафраншизы Ubisoft - Assassins Creed. Эту серию просто нельзя пропустить
говоря о феномене культурного моста.
Начиная с 2007 года создатели активно знакомят игроков с
культурой, историей, а также отдельными персонажами разных эпох: Эдварт Тич,
Бенджамин Франклин, Альфред великий, Николло Макиавелли и десятки других героев
и событий.
Это послужило катализатором настоящего взрыва в области
продаж исторической литературы. Буквально после выхода каждой новой игры из
популярной серии, книжные полки соответствующей тематики в магазинах пустеют.
Создатели игр год за годом пробуждают в людях интерес к
истории, и как показывает практика это отлично работает.
Но, не одним Ассасином живы.
Создатели серии God of War черпали вдохновение в греческих мифах
и скандинавской мифологии. На своем пути Кратос не только встречает
представителей различных пантеонов, но и посещает домены богов воссозданных
согласно историческим записям.
Plague
tale: Innocence от Asobo Studio переносит игроков во времена
Эдвардианской войны, все «прелести», включая эпидемию чумы, доступны вашему
взору.
Ghost of Tsushima от Sucker Punch Productions повествует
о суровых временах начала тринадцатого века и первом монгольском вторжении в Японию.
Можно найти ещё кучу подобных примеров,
но читать полотно на тридцать страниц мало кто будет. Давайте остановимся и
подведем итог.
Все проекты успешны.
Продажи и интерес неуклонно растут, люди довольны, разработчик и издатели сыты, а бонусом повышается уровень образованности молодого поколения.
Откуда ноги растут?
На самом деле прародителем всей
тенденции является страна восходящего солнца. Тихо и незаметно в начале 2000х
Япония для собственного рынка баловалась выпуском игр по мотивам городских
легенд.
Тем самым породив целый игровой жанр,
одними из самых известных представителей которого стали игры серии: Fatal Frame, Coma и Corpse Party.
Чего за городские легенды, это вроде гробика на
колесах?
Термин «городская
легенда» в русском языке является аналогом английского «urban legend», что дословно можно
перевести как «байка или выдумка».
Ну
а сама «городская легенда» представляет собой современную разновидность легенды
(мифа): короткая и на первый
взгляд правдоподобная, хотя обычно не соответствующая действительности история,
опирающаяся на современную техническую и общественную реальность.
И да, ноги фонда SCP тоже торчат отсюда.
Яркими примерами могут
послужить: московские байки о Ховринской Больнице, корейские истории о
молчаливом призраке, японские мифы о кукле с растущими волосами.
Страшные истории во всей красе
Прозорливые японские
разработчики смекнули, как лучше всего сохранить культурное наследие и передать
его подрастающему поколению: привить интерес ко всем тем сказкам, традициям и
легендам, которыми полнится японская культура.
Двигателем всего этого
дела послужили два чувства знакомые каждому человеку на планете: страх и
любопытство.
Так зародился в индустрии
жанр хоррор игр в стиле городских легенд.
Ужасная Деревня Инунаки
Самое время показать вам
одну из таких игр.
Вашему вниманию,
представляю Inunaki Tunnel | 犬鳴トンネル
от студии Chilas Art
Садитесь поудобнее
дорогие стопгеймовцы, я расскажу и покажу вам ужасную Деревню Инунаки.
Под видео текстовый
вариант истории и фото с места событий.
Это классическое содержание легенды со
временем обросшее кучей подробностей.
Согласно одной из версий, в Японии существует деревня
Инунаки, которая находится в полной изоляции не только от других населённых
пунктов, но и от всей страны.
Говорят на входе в Инунаки установлен знак с надписью, которая сообщает всем
путникам, что на территории деревни законы Японии не действуют.
Но и это не всё. Жители мистической деревни, согласно
слухам, не чураются кровосмешения, каннибализма, а убийства считаются здесь
обычным делом. По одним слухам, большая часть деревни вымерла от эпидемии, по
другой версии, здесь появился маньяк, которые убил несколько десятков человек.
Кроме того в деревне не ловит мобильная связь и не работают электроприборы.
В деревне можно отыскать несколько магазинов и
телефонов-автоматов, однако толку от них мало: они также не работают. Немногим
удавалось отыскать эту загадочную деревню, и лишь единицам удавалось из неё
вернуться...
Деревня Инунаки действительно существует. Это абсолютно
реальное место на севере Японии в районе пересечения Исикавы и Тояама. Там
множество заброшенных домов, но это скорее следствие урбанизации района, а не
жутких событий.
Название деревни Inunaki можно перевести как «лай собаки». По легенде, здесь
когда-то жил человек с собакой, которая в один из дней стала без остановки
лаять. Мужчина никак не мог её угомонить и в порыве ярости убил собаку. Спустя
какое-то время в деревню прилетел чёрный дракон и испепелил самого мужчину.
Тогда оставшиеся в живых жители деревни догадались, что верный пёс старался
предупредить своего хозяина о надвигающейся угрозе.
В конце периода Эдо (1603-1868 гг) деревня Инунаки
находилась под юрисдикцией клана Курода, а расположена была в нижней части
долины в горах. Основным источником дохода жителей была древесины. До 1889 года
деревня принадлежала муниципалитету Инунаки Курате, Фукуока. В Инунаки решили
построить два склада для хранения угля. Однако, в 1959 году одно из зданий было
разрушено наводнением, которое также размыло часть местного кладбища. Среди
уничтоженных могил были две проклятых (одна из них как раз и принадлежала
мужчине, который убил свою собаку). По слухам, если кто-то к ним прикасался, то
на него ложилось проклятие.
До Второй Мировой Войны и во время войны деревня Инунаки служила источником
угля для нужд японской армии. После войны жители деревни стали заниматься
сельским хозяйством и продажей угля. А в 1986 году на месте деревне было решено
построить плотину, поэтому поселение перенесли в другое место.
В настоящее время благодаря популярности вызванной фильмом, серией романов и игрой деревня превратилась в популярное место для
туристов и молодежи.
Вот такое занимательное место и повествующая о нем
занимательная игра. (фильм кстати тоже ничего)
Время
подводить итог
В первую очередь, спасибо всем, кто дочитал до этого
места. ХD
Напоминаю, что это блог и все дальнейшее является моим
частным мнением, которое может не совпадать с вашим.
Споры по поводу ценности и достоверности игр как
просветительского инструмента идут уже давно. «Диванные войска» сломали тысячи
копий и основной аргумент - это несоответствие историческим фактам (и то, что
жадные разрабы наживаются на культурном наследии).
Но можно сколько угодно ругать Юбиков, Кэпком и прочих
за недостоверность.
Да, маловероятно, что Франклин встречался с Тамплиерами.
Да, Бальдр бог весны и света, самый чистый и светлый из
Асов судя по историческим источникам, а не то, что нам показали в игре.
Да, в событиях Ghost of Thushima не
кучка японцев, а вся страна воевала с монгольскими захватчиками.
Трижды да, но не забывайте, что это игры.
В первую очередь игра должна заинтересовать и развлечь,
а значит сюжет нужно подавать соответствующе приукрасив и изменив. Бонусом в
копилку идут общественные настроения и политическая ситуация.
Лично для себя я решил:
мне, как геймеру со стажем более 20 лет, определенно нравится направление в
котором двигаются современные разработчики. Пока игра способна вызывать интерес
и заставить меня или кого-то ещё пойти в книжный и купить себе сборник
скандинавских мифов, почитать о буддизме и многообразий сект в религии Синто -
для меня эта игра будет являться культурным мостом и представлять тем самым
большую ценность.