Привет, дорогой читатель, с тобой Зомби, и сегодня я решила столкнуть лбами два очаровательных злобных искусственных интеллекта: Шодан из серии игр System Shock и Гладос из серии игр Portal.
Я предупреждаю о спойлерах, я буквально буду рассказывать сюжетные повороты этих игр, так что если вы не играли в Систем Шоки и Порталы, то бегите.
А если вы не успели убежать, то добро пожаловать!
Небольшое предисловие.
Почему я решила сравнивать именно Шодан и Гладос. На мой взгляд, Порталы и Систем Шоки очень схожи некоторыми своими сюжетными особенностями. У меня даже возникло ощущение, что Portal многое подсмотрел у System Shock в плане сюжета.
В первом Portal и в первом System Shock главный герой/героиня оказываются в исследовательском комплексе/космической станции, которые были захвачен злобными ИИ. И им приходится, так или иначе, противостоять этим ИИ и искать выключатель.
Во втором Portal и во втором System Shock главный герой/героиня объединяют свои силы с злобным ИИ из первой части, чтобы отнять контроль над комплексом/станцией у нового злобного интеллекта. В портале это Уитли. В System Shock это Ксеркс.
Я думаю, что Valve и вправду поглядывали на System Shock, когда писали сценарий к своим Порталам. Хотя бы потому что разработчик Систем Шоков Уоррен Спектр когда-то имел отношение к Valve и даже должен был делать третий эпизод Half Life, но не сложилось, не срослось, не фартануло.
Так что сам бог из машины велел сравнить Шодан и Гладос и решить, какой же искусственный интеллект рулит.
Сравнивать будем по следующим пунктам:
Злодейский план
Развитие
Озвучка
Страх
Характер
Итог
У меня еще была мысль добавить пункт "Противостояние", но тут не получится сравнить в силу похожести. И там, и там Шодан и Гладос противостоят довольно схожие по своей природе и характеру силы. Главные протагонисты этих игр - заложники обстоятельств, но при этом они умны и хитры. А новые злобные ИИ Ксеркс и Уитли - одинаковые сволочи, ставящие палки в колеса. Так что мы не трогаем ни Уитли, ни Ксеркса, ни Челл, ни безымянного хакера, ни безымянного солдата.
ПЛАН
Во второй части System Shock Шодан, как и Гладос, воскресает из мертвых. Но вот у этой стервы план был, и она его придерживалась.
Итак, Шодан очнулась и поняла, что ее создания вышли из-под контроля, обрели собственного лидера, и стали новой расой по имени Многие.
Поняв, что она не справится сама, Шодан в срочном порядке создала себе союзника, который будет целиком и полностью от нее зависеть. Она прикончила обнаружившую ее доктора Полито, прикинулась ей и ее голосом отдала указания установить огромное количество запрещенных киберимплантов первому попавшему солдату, которого рекрутировали на службу на корабль Фон Браун.
Всё верно, мы играем не за противника Шодан, мы играем за ее союзника. Да, этот союз вынужденный, Шодан без нас не захватит станцию, а мы без нее не выживем и не выберемся с этой станции. Но это мы от нее зависим, а не она от нас.
От самого начала гры и практически до ее финала Шодан нас инструктирует. Она говорит нам, куда идти, что делать, какие пароли вводить, и более того - наша прокачка зависит от нее, именно она дает нам кибермодули в больших количествах. И она может и забрать эти кибермодули, если в одном моменте игры ее ослушаться.
Она не стала искать на свою голову проблем и создавать себе врага. Она создала себе по сути раба, который пахает за кибермодули и за то, чтобы вообще выжить на этой станции.
И ее план работает. Чужими руками (ведь своих у нее нет) она отключает Ксеркса, убивает Лидера Многих и всю расу Многих заодно, дорывается до пультов управления станцией и начинает захватывать всю галактику.
Другое дело, что у нее не получилось в итоге, но о том, почему у нее не получилось, мы поговорим буквально в следующем пункте.
Был ли план у Гладос? Нет.
В первой части после того, как она грохнула всех ученых в комплексе, она просто... продолжила проводить испытания. После своего воскрешения во второй части она... продолжила проводить испытания, только теперь еще и издеваясь над главной героиней. И когда контроль над станцией перешел Уитли, а Гладос оказалась в картофелине, никакого четкого плана у нее по-прежнему не было. Все ее дальнейшие действия - это сплошная импровизация и сплошные фейлы. Попробуем парадоксы на Уитли? Не сработало, Уитли слишком тупой. Попробуем убедить Уитли в том, что станция скоро взорвется? Облом, Уитли просто не хочет слышать Гладос. Будем цеплять на Уитли модули? Ну Уитли догадался заминировать кнопку, и план опять пошел не по плану. И после победы при помощи череды случайностей Гладос... продолжила проводить испытания! По-моему, у нее никогда и не было никакого плана.
Итог этому пункту. У Гладос плана не было. Убить всех на станции и заниматься испытаниями - это вообще не пан. Во второй части она занимается ровно тем же самым. Как и в ко-оп кампании.
А вот у Шодан план был. Причем в обоих частях. И планы были работающими и по-совему грандиозными. Довести план до конца ей никогда не давали по разным причинам. Но тем не менее.
Был уходит Шодан. Она в отличие от Гладос не страдала фигней.
Шодан - 1
Гладос - 0
РАЗВИТИЕ
Давайте, чтобы далеко не уходить от плана Шодан, я сразу скажу, что Шодан в конце System Shock 2 проиграла. В то время как Гладос в конце Portal 2 выиграла.
Так почему? У Гладос даже плана не было нормального на ее жизнь и на всю эту ситуацию в целом. В то время как у Шодан планы были ого-го-го, и она успешно их осуществляла.
Да потому что в самом конце игры, когда Шодан получила контроль над станцией, она тупо кинула главного героя. Причем кинула его открытым текстом и начала вовсю захватывать мир, абсолютно позабыв про безымянного солдата. И было ли умно с ее стороны списывать со счетов безымянного солдата?
Давайте задумаемся на секунду. Мы в конце игры. Мы прошли долгий путь. Мы видели поехавший ИИ, мартышек-убийц, враждебных роботов и турелей, киберниндзей, червяков, пауков и прочую живность, Мы видели мутантов и их лидера прямо в его логове. А знаете, что их всех объединяет? Они все мертвы. И это мы их убили.
А это значит, что она только что послала к черту самое сильное существо на этой станции.
Более того, она ему свой план рассказала! Зачем-то...
Всё, что надо было сделать Шодан, это дать главному герою спасательную шлюпку, мешок кибермодулей и пару киборгов-акушерок, чтобы не скучно было в дороге и сказать: "Проваливай". И он бы свалил, не то чтобы ему есть дело до спасения человечества, он тут вообще мимокрокодил.
Но нет. Из-за своего высокомерия, из-за своего комплекса бога и нежелания принять людей как серьезных противников Шодан проиграла. Потому что, как только она сообщила главному герою свои планы, сопроводив всё это дело угрозами и оскорблениями, главный герой выдвинулся по ее душу и, надо сказать, очень легко ее убил.
В финальной заставке Шодан пытается склонить героя на свою сторону, но проблема в том, что она продолжается вести себя высокомерно и грубо. Ничего удивительного, что главный герой ей отказывает своим презрительным Nah.
Да, у нее был запасной план в виде Ребекки, но это именно что запасной план.
Шодан не изменилась. Она была такой в начале первого System Shock, она осталась такой в конце второго. Да, она определенно прошла некоторый путь, она научилась быть осторожнее, она стала умнее и расчетливее, она научилась хитрить и притворяться, она даже научилась быть более эмоциональной. Но самому главному она не научилась. Она так и не поняла, что люди - это реальная угроза.
А что же Гладос? Ну вот ей как раз мозгов хватило измениться самой и изменить свои представления о людях.
В начале Portal 2 Гладос всё еще является той же упертой злодейкой, что и в первом Portal. Только к этому примешалась еще и обида на протагонистку и снятые моральные ограничения, что сделало ее более человечной. И первую треть игры Гладос никак не развивается. Ну разве что она оттачивает свое мастерство шутить прямо на ходу.
Она снова угрожает нам, снова пытается нас убить, в общем приблизительно то же самое, что в первой части.
Однако после того, как мы выгоняем Гладос из ее тела, и Уитли помещает ее в картофелину, начинается развитие этого персонажа. Постепенно, через страх перед птицей, через вынужденный союз с Челл, через шок, вызванный воспоминанием того, кем она была раньше, Гладос приходит к тому, что в ней просыпается совесть. Она обещает Челл, что не собирается предавать ее
Она сдержала свое слово, и первое, что она сделала, когда вернулась в свое тело, спасла Челл , протянув ей свою руку через портал.
В конце игры Гладос признается, что Челл ей вовсе не враг, и что она ощутила прилив чувств в момент, когда спасла героиню. И самое главное, что она признает - это что нет смысла сражаться с Челл. Девушка слишком опасна и умна, и уже не раз доказала, что может убить Гладос. И поэтому самый легкий способ избавиться от девушки - это... отпустить ее.
И Челл покидает комплекс под довольно милую и сентиментальную арию турелей, а Гладос остается в комплексе проводить исследования, но уже с роботами Пибоди и Атласом.
Гладос прошла путь от злодейки до персонажа, способного на чувства, переживания и на правильные выводы о ситуации.
А Шодан осталась той же стервой, и я уверена, что если выйдет третья часть, то Шодан будет точно такой же.
Бал уходит Гладос.
Шодан - 1
Гладос - 1
ОЗВУЧКА
Интересный факт: Гладос и Шодан озвучивали не просто актрисы дубляжа, но певицы, то бишь женщины с определенными вокальными данными. Терри Бросиус бывшая вокалистка группы Tribe.
А Элен Макклейн и вовсе обладает оперными данными.
И в том, и в том случае игра стоила свеч, я более чем уверена, что если бы на озвучку этих двоих попали бы не певицы, то так хорошо не получилось бы.
Однако Valve и Looking Glass Studios реализовали потенциал этих актрис озвучки по-разному.
Вальв пошли по более очевидному пути.
По всей озвучке Гладос слышно, что ее озвучивает человек не чуждый музыке. Голос очень мелодичный и певучий, приятный и запоминающийся. Плюс ко всему Макклейн отлично отыгрывает эмоции. Ее Гладос звучит злобно там, где надо, или пугающе, или издевательски, или удивленно, или испуганно. Макклейн подарила этому персонажу не только голос, она подарила ей свои эмоции.
Пример голоса Гладос:
https://drive.google.com/file/d/1xdCfbRG175tTsBEqOzHK8UgQERnmqhJF/view?usp=sharing
И еще пример голоса Гладос:
https://drive.google.com/file/d/1Hy9Oz2_koc5yiCDPccLjuomH-IzRRz-1/view?usp=sharing
Если брать в расчет саунд-эффекты, то, естественно, они есть. Я так поняла, что для голоса Гладос был создан специальный саунд-эффект, который сделал человеческий голос голосом ИИ.
И легендарные песни, конечно же. В конце Portal 1 и 2 Гладос поет песни, которые подводят итог этим играм. Обе эти песни у меня в плеере, и обе я знаю наизусть.
Valve использовали потенциал Макклейн на полную. А Элен выложилась на полную.
В случае же с голосом Шодан я не могу сказать, что ее голос это целиком и полностью заслуга Бросиус. Ее голос тоже довольно приятен и мелодичен, однако то, что она певица, хорошо слышно на других ее работах для Ion Storm и Looking Glass Studios.
На Шодан это слышно меньше всего. По большей части это одинаковый по своим эмоциям голос. Она ровно звучит. В этом голосе нет ни страха, ни злобы, ни агрессии, ни радости. Она безэмоциональна и всегда одинаково высокомерна.
Но! Это целиком и полностью тот случай, когда абсолютно все вытягивает на высокий уровень обработка голоса.
Над ее голосом действительно была проведена целая работа креативных звукорежиссеров. Причем на слове "креативный" я настаиваю. Потому что ну явно не было "Накинь там какой-нибудь саунд-эффект". Когда ты слышишь Шодан, ощущается, как над каждой особенностью ее голоса думали. Слышно, как звукари не просто делали свою работу, они создавали этот голос и вкладывали в него весь свой креатив.
И на выходе у Looking Glass получилась гениальная озвучка. Я не уверена, что мне стоит повторяться и рассказывать еще больше про этот голос. Здесь ссылка на блог https://stopgame.ru/blogs/topic/104340 , в котором я ближе к концу блога рассказываю про голос Шодан и привожу аудиопримеры.
И вот сейчас мне надо ставить баллы, а я не знаю, что ставить. Дело в том, что эти две работы в области озвучки даже странно сравнивать. В одном случае мы имеем прекрасный голос певицы и актрисы дубляжа и аж 2 меметичные песни, и это заслуга самой Макклейн. В другом случае мы имеем шедевр в области работы со звуком голоса, где заслуга в значительно большей степени принадлежит звукарям, нежели актрисе.
Изначально, я хотела поставить на пол балла больше Шодан за ее озвучку. И я в принципе так и сделаю: полтора балла Шодан, один балл Гладос. Но знайте, что это просто личная симпатия.
Обе озвучки великолепны. Просто в одной озвучке больше видны старания звукарей, а во второй - старания самой актрисы.
Шодан - 2,5
Гладос - 2
СТРАХ
Сейчас мы будем брать Гладос и Шодан и рассматривать их отдельно от повествовательного жанра игры. Потому что если что System Shock - это хоррор, то Portal - это скорее стебный сайнс-фикшн.
Так что сейчас мы будем учитывать тот страх, который должен вызывать злодей. А эти две мадам - определенно злодейки.
Злодей должен заставлять тебя нервничать и переживать. Злодей должен бесить тебя и вызывать у тебя желание добраться до него и самолично прикончить.
У Гладос с этим все плохо. К сожалению. Причем видно, что потенциал для пугающего злодея, представляющего реальную угрозу, был, в некоторых моментах Гладос реально вызывает страх. Вот только страх этот долго не длится.
Ну например, когда Гладос оживает во второй части. Сцена реально пугающая, во многом потому, что мы видим, как неспешно собираются воедино ее детали, и тут же понимаем, что сейчас не произойдет ничего приятного. И когда Гладос ломает Уитли, хватает Челл за шкирку и скидывает ее в трубу, страх все еще остается.
А затем страх рассеивается напрочь. Потому что мы понимаем, что нам вообще-то ничего не угрожает. Гладос не собирается убивать героиню, ей просто хочется, чтобы Челл бесконечно проходила тесты, выслушивая шутки Гладос про лишний вес и приемных родителей. Шутки смешные, спору нет, но ты нашла, чем пугать, Гладос...
Или например, в первой части, когда Челл еще не сняла с Гладос модуль морали. Всю игру Гладос ведет себя странно и нагнетает. Мы постепенно понимаем, что комплекс пустует, потому что она всех убила. И, в конечном итоге, она пытается убить и Челл тоже. Казалось бы, вот оно - злодейский злодей. Но Челл сбегает, и магия злодейства рассеивается. Потому что Гладос начинает уговаривать Челл вернуться и начинает втирать, что "это всё шутка была!". Злодей, который держит тебя за тупого, сам тупой!
И к тому времени, как Челл приходит бить Гладос морду, от страха не остается ни следа. И когда Гладос рассказывает нам, что это она убила всех ученых в комплексе, мы уже никак на это не реагируем. Ну да, прохладная история, сестрюнь.
В общем, в игре будет постоянно возникать ощущение, что Гладос тупит. А может быть, и правда не хочет убивать Челл, учитывая, что Челл вполне возможно ее дочь, хоть в игре и не говорится об этом прямым текстом.
Шодан, иди сюда.
За всю игру в первом System Shock Шодан ни разу не вызовет у вас ощущения того, что она собирается оставить вас в живых.
В первой части мы постоянно видим и слышим последствия того, что она натворила. Это не просто "я убила всех ученых в комплексе!". Нет, мы конкретно видим полный раздрай. Она не просто убивала, она еще и ставила жуткие эксперименты, превращая людей в чудовищ и в киборгов. Она собиралась не просто захватить власть и контроль над станцией, она еще и начала играть в бога. Причем в жестокого и отмороженного бога, которому лучше в руки не попадаться. В лучшем случае - убьет, а в худшем случае - покалечит до неузнаваемости и полной потери личности.
Каждый раз, когда она угрожает главному герою, мол "ты еще что за хрен, да я тебя на органы на разберу", ты понимаешь, что она не шутит и что лучше бы тебе быть проворнее и умнее, иначе реально на запчасти разберет.
Страшно подумать, что было бы, если бы главный герой ее не остановил. И то - ему это удалось лишь частично.
Во второй части начинаются последствия. Мутанты, которых наделала Шодан, превратились в целую расу Многих, которые творят бесчинства похлеще самой Шодан. Сама Шодан выжила и, быстро смекнув что к чему, вновь начала захватывать мир.
Во второй части Шодан раскрывается перед главным героем через довольно пугающую катсцену. Мы обнаруживаем труп человека, которым она притворялась первую четверть игры. И это прям до мурашек.
Во второй части Portal Гладос становится нашим союзником, и в мы понимаем, что это она от нас зависит, а не мы от нее. Челл прекрасно и без Гладос справляется. Картошка вообще будет молчать большую часть времени.
В System Shock2 Шодан - тоже наш союзник, причем от начала и до конца игры, и здесь полностью обратная ситуация, это мы от нее зависим. Мы без нее не поймем, куда идти, что делать, как быть, и без нее мы даже не сможем прокачаться: 90 процентов кибермодулей дает она.
И всю игру мы не понимаем, куда она клонит. То мы думаем, что она на нашей стороне, то вдруг становится понятно, что мы для нее лишь ничего не значащая марионетка, то мы чувствуем агрессию и пренебрежение с ее стороны, то она начинает нас хвалить за то, что мы становимся похожи на нее в плане своей жестокости и бесчеловечности. Она непредсказуема, и мы никогда не понимаем до конца, что она собирается с нами сделать, когда контроль над станцией перейдет к ней. А неопределенность и непонимание всегда нагоняют стресса.
Единственное, что немного сбавляет страх - это то, что она не убивает главного героя в конце. Просто списывает его со счетов.
Я думаю, вы понимаете, куда я клоню. Гладос как злодей не вызывает страха от слова совсем. Она могла бы! Могла бы бесить нас, вымораживать, пугать до жути, наводить шороху. Но она постоянно фейлит.
В то время как Шодан шутки не шутит, она злодей, ее угрозы воспринимаются серьезно, ее действия вызывают страх, от ее характера веет холодом.
Так что балл уходит Шодан.
Шодан - 3,5
Гладос - 2
ХАРАКТЕР
Есть ли у Шодан характер? Нет.
К сожалению, Шодан - очень однобокая. Весь первый и второй Систем Шоки мы наблюдаем ровно одну черту ее характера: адскую самовлюбленность. Да, из этой черты торчат все остальные проявления характера: раздутое до небес эго, комплекс бога, высокомерие, вот это всё. Но по сути это одна и та же черта характера.
Каждый раз, когда Шодан выходит с главным героем на связь, мы не ожидаем от нее ничего другого кроме как высокомерия и приказного тона. Она предсказуема в плане характера, который у нее дальше "да как ты смеешь, насекомое" не уходит.
Единственный момент в игре (длящийся добрую четверть игры), когда у Шодан характер есть, это ее притворство живым человеком. До 4ой палубы Шодан скрывается под личиной доктора Полито и аккуратно ведет нас к себе, помогая, подсказывая и направляя.
И это дикая несостыковка игры. Дело в том, что Шодан aka доктор Полито очень убедительна. У вас нет ощущения, что она притворяется, у вас есть ощущение, что она правда чувствует все эти эмоции, это не похоже на отыгрыш.
Когда она орет нам, чтобы мы заняли укрытие, мы верим в то, что она правда переживает за нас. Когда она инструктирует нас, чувствуется, как она изо всех сил пытается донести до нас важность того, что она говорит, словно строгая учительница, искренне желающая добра своему незадачливому, но перспективному ученику. Когда Ксеркс начинает срывать все планы Шодан, она по-настоящему злится.
И когда она раскрылась на 4ой палубе, у меня лично было очень много недоумения по этому поводу. Потому что дальше она ведет себя как типичная Шодан. Между вот Шодан и Шодан-Полито вообще нет ничего общего.
Моя претензия к Шодан в том, что весь ее характер строится на одной единственной черте. Да, может быть персонаж таким и задумывался. Но тогда зачем надо было показывать при помощи доктора Полито, что вообще-то у Шодан есть свой характер и эмоции.
Возникает слишком много вопросов, и эти вопросы мне не нравятся.
Что насчет Гладос? А с ее характером всё в порядке.
Про юмор, сарказм и бесконечный поток злой иронии уже было много сказано. Но что еще скрывается за этим? Чувствуется, что Гладос - бывший человек. Она мстительна и обидчива. Ее очень оскорбляет то, что Челл убила ее в первой части. И ей пофиг, что вообще-то она первая начала. Да, неспособность признать свою вину - это тоже часть характера. Она искренне злится на Уитли и обещает ему жестокую расправу. Она способна искренне рассмеяться. В ее голосе чувствуются интонации, злость, недоумение, страх. А зачастую и вовсе слышно, что актриса улыбается у микрофона. Я вообще обожаю такие моменты в озвучке, когда актер смог вложить улыбку в фразу.
И у нее есть свои сильные моменты. Когда она просит нас довериться ей несмотря ни на что, и когда она говорит, что она впервые слышит голос своей совести.
Когда она защищает нас перед Уитли.
Когда она спасает нас.
Всё это рисует ее как живого персонажа. Пусть даже это далеко уходит от искусственного интеллекта, и больше уходит в сторону человека, но такой характер мне нравится значительно больше.
Балл уходит Гладос.
И что же в итоге?
ИТОГ:
Шодан - 3,5
Гладос - 3
В итоге, побеждает Шодан. Но отрывается она от Гладос всего на пол балла, да и то - из-за моей личной симпатии в области озвучки. Я чуточку больше люблю Шодан. По мне так, она намного лучше проработана как искусственный интеллект, грозный, зловещий, опасный и умный. Шодан внушает мне намного больше страха и уважения. И в Шодан больше видна фантазия разработчиков. Однако, мне нравится Гладос, и я не без удовольствия слушала ее шутки, ее голос и следила с интересом за ее развитием в процессе игры в Порталы.
А кто больше нравится вам? :)
С вами была Зомби, спасибо за прочтение, до встречи в июне.
Лучшие комментарии
Ух, пол часа ASMR'а на ночь глядя)
Интересная штука получилась, и отвечая на крайний вопрос в блоге «Кто больше нравится», отвечу твоими же словами:
Лично для меня прям зарешал именно этот момент. Не обозвал бы себя аудиофилом, но чтоб «почуять эмоцию» в таких вещах, быть им и не надо)
Плюсик в карму, автор(_ка?)
=)
Гладос не страдала хернёй, а чётко выполняла задачу, которую в неё запрограммировали. Ей даже смогли внедрить чувство эйфории за прохождение всё новых и новых испытаний.
В контексте ИИ созданного с какой-то конкретной целью, получается, что фигнёй страдала всё-таки Шодан, но это я уже отступился от темы блога.
И я полагаю тут опечатка и должен был быть написан «бал»?