Как видеоигры влияют на гормон-нейромедиатор дофамин, почему мозг поощряет нас играть и как это усложняет повседневную жизнь.
Гормон дофамин — очень важная штука, своего рода наркотик встроенный в тело человека. При правильном использовании он не только не создаёт лишних проблем, но и мотивирует нас, помогая делать жизнь лучше.
За что отвечает дофамин
Дофамин создаёт у нас чувство приятного возбуждения, предвосхищающего награду за свои действия. Именно этот гормон побуждает нас на совершение какого-либо действия. И здесь очень важно понимать разницу: дофамин лишь дарит обещание счастья, а не само счастье — а это совершенно разные вещи.
По большому счёту вся наша жизнь регулируется гормонами. Под их влиянием мы делаем всё то, что мы делаем, потому что получаем от этого удовольствие. Для мозга удовольствие — синоним выживанию. И этот принцип, который позволил человеку дожить до наших дней, теперь играет с нами злую шутку.
Если раньше предвкушение удовольствия подталкивало нас совершать действительно полезные вещи, улучшающие нашу жизнь (добыча еды, налаживание отношений с целью продолжения рода и т. п.), то теперь мы имеем огромное количество «дешёвых» удовольствий, которые стимулируют выброс дофамина, но не удовлетворяют наши истинные потребности. Вкусная еда, алкоголь, курение, порно, видеоигры, фильмы, сёрфинг в интернете, соц.сети — вот лишь краткий перечень удовольствий, по большому счёту, не приносящий человеку видимой пользы.
Все эти удовольствия очень сходны между собой с точки зрения влияния на уровень дофамина, но в этом материале я в качестве примера чаще всего буду приводить именно видеоигры. Просто потому что я их люблю и мне так хочется:)
В чём проблема
Перечисленные выше занятия — это искусственные стимуляторы дофамина. Они лишь провоцируют его выработку, но никаких результатов, улучшающих нашу жизнь, за этим не следует. Мы получаем лишь резкий скачок дофамина без последующего получения награды, на которую рассчитывал наш мозг. Но поскольку погоня за наградой — главное предназначение дофамина, он никогда не прикажет вам остановиться, даже если результат не соответствует обещанию.
Проблема возникает в том случае, если эти занятия (в нашем случае игры) провоцируют выработку дофамина, уровень которого сильно превосходит ваш базовый.
Соответственно, чем скучнее у человека жизнь, а значит и ниже базовый уровень дофамина, тем большую амплитуду скачков будут создавать видеоигры. В этом случае игры — это яркая звезда на сером небосводе жизни. В то же время, если у человека хватает повседневных радостей, то его организм будет гораздо спокойнее реагировать на игры и они будут просто одним из многих источников получения удовольствия.
Наша нервная система привыкла функционировать в условиях повседневных дел и природных удовольствий (еда, секс, общение с окружающими и т. п.). Резкие скачки уровня дофамина приводят к сбою налаженной «системы поощрения». В создавшейся ситуации мозг становится не в состоянии отличить «хорошее» от «плохого».
Большой всплеск дофамина (как и его отсутствие) — это также стресс для нашей нервной системы. В этом случае организм снижает чувствительность дофаминовых рецепторов, чтобы защитить нервные клетки от перенапряжения и устанавливает временной буфер, сохраняющий чувствительность рецепторов на низком уровне в течение длительного времени.
Если в ближайшем будущем случится ещё один дофаминовый скачок, то нервная система будет к этому готова.
Вот как наша нервная система «переваривает» дофамин в нормальном состоянии:
Адаптация нервной системы в ответ на большой всплеск дофамина:
А вот что происходит после большого скачка и последующего снижения чувствительности рецепторов:
Таким образом, «дешёвые» удовольствия, в том числе видеоигры, могут сводить на нет удовольствия от обычных повседневных дел, которые уже не рассматриваются мозгом как должное вознаграждение. И теперь сами игры также приносят меньше удовольствия.
В создавшейся ситуации, чтобы получить такой же всплеск дофамина, человек вынужден либо сильнее стимулировать его выработку (пить больше, курить больше, играть больше, смотреть порно больше), либо совмещать несколько зависимостей одновременно. Происходит возрастание толерантности.
Почему мозг поощряет нас играть
Видеоигры создают иллюзию освоения новых навыков и достижений, которые очень ценны для нашего мозга. Он думает, что они нужны для нашего выживания и поэтому поощряет этот процесс. По прошлому опыту ему известно, что игры — это самый безопасный и легкодоступный путь освоения новых навыков, получения нового опыта и достижений. Если есть несколько способов для достижения этих целей наш мозг выберет те, которые требуют наименьших затрат. По большому счёту он не отличает виртуальность от реальности и именно поэтому мы всегда выбираем игры.
Разумеется, разработчики заинтересованы в том, чтобы человек проводил в их играх как можно больше времени, намеренно манипулируя этими знаниями при создании игровых механик.
Что происходит при постоянной «раскачке» дофамина
Постоянные скачки дофамина понижают его базовый уровень:
Теперь, чтобы просто ощущать себя нормально в повседневной жизни, приходится регулярно прибегать к зависимостям, потому что только они позволяют «допрыгнуть» до прежнего базового уровня дофамина. То есть приходится прилагать усилия, чтобы достичь состояния удовлетворения и спокойствия, в котором человек со здоровой нервной системой находится всегда, не прилагая никаких усилий.
C такой «просаженной» чувствительностью рецепторов человек ощущает постоянную нехватку энергии, повышенную раздражительность и депрессивное состояние. Ситуации, на которые он раньше не реагировал, теперь вызывают у него стресс. И в этот момент, из-за непонимания истинной сути, человек начинает искать внешние причины своего плохого состояния. Ему кажется, что в его жизни не хватает каких-то важных вещей, заполучив которые он наконец-то почувствует себя нормально.
Я ни в коем случае не утверждаю, что игры это обязательно плохо. Я сам их очень люблю и они играют важную роль в моей жизни. Но они, как и любое увлечение дающее быстрый и лёгкий выброс дофамина, могут незаметно привести нас к состоянию, в котором будет сложно выполнять даже самые простые повседневные задачи. Цель этого материала — систематизировать собственные знания на эту тему и, возможно, помочь некоторым лучше понимать себя, контролировать свои пристрастия и желания, чтобы не допускать чрезмерного завышения дофамина и не попасть в эту ловушку.
Лучшие комментарии
Прочитал в надежде узнать что-то новое. Увы… в тексте трижды повторяется одна базовая мысль: игры дают всплеск эмоций (дофамин тут не единственный гармон, который важен); и из-за этого подсаживаешься на него. Сначала я надеялся на графики, но потом понял, что они лишь демонстрационные рисунки. Жаль.
Суть послания отчасти верная: игры — заменитель источников для эмоций. Но в этом опусе (даже не статье) всё слишком однобоко и упрощено. Не учтено даже очевидное: потребность мозга в разных чувствах, которые он в современном мире не может получать в полном объёме.
Ну, да ладно. Это я душню немного.
Хороший опус. Ему не хватает, как по мне, глубины, но, сойдёт. Лови плюсик авансом: авось, когда-нибудь запилишь подробную видюшку на эту тему…
Вот спасибо! Не знаю, точные ли это исследования по теме, но предложенные графики хорошо помогают понять систему дофаминовых перепадов при воздействии стимуляторов.
У меня вставал вопрос — это я играю, потому что не могу сейчас по какой-то причине работать и нуждаюсь в отдыхе/отпуске, или не могу работать потому что играю. Спортом при этом я наслаждаюсь, с работой — прокрастинирую и играю.
Чувствую, что искусственные награды и подарки, это как морковка в игре, а я как та ослиха получается. Устала. Хочу продуктивности и энтузиазма в своих собственных проектах. Буду сча искать, как восстановить норму дофамина или составлю свой список полезных действий и реальных наград/бонусов и приобретений. Когда-то встречала вариант восстановления — недельную дофоминовую голодовку, но меня это чето пугает если честно, это похоже на издевательство над собой.
Нужна достойная замена — именно так я когда-то с алкоголя, сигарет и курехи перешла на спорт и здоровое питание. Новыми для себя активными действиями я получала столько дофамина, что он перекрыл и превысил удовольствие от вредных привычек. Именно поэтому у меня вопросы к графикам-примерам — действительно ли доф уходит вниз? Или действует что-то типа кортизола, когда осознаешь что вне игры скопилось много проблем и задач которые нужно решать — и именно это снижает КПД и повышает потребность в игре, как в убежище от стресса? Прокрастинация даёт индульгенцию в более лёгкий способ получения наград, гордости и повышений:,) хоть на 5 минуточку, затем охреневаю, как каждая фейковпя награда — забирает время ещё и ещё час..
Удаляю очередную игру. Ищу замену дофаминовому стимулятору попизже и поздоровее! Спасибо за содержательный, полезный и помогающий думать текст! В топку всех там тупых самцовских выпендрежников-оценивателей. Удачи автору)
Конечно же нет, придется больше смотреть порно
Интересная статья, но на превьюшке написано, чтобы мы не допускали этого, так что делать то?) Если я брошу на время играть в игры, то уровень дофамина восстановиться и я буду получать больше удовольствия от обычных вещей?
У меня ассоциации с фастфудом и быстрыми углеводами и переходом от них на более сложные. Очень ценная статья и комментарий, незаслуженно мало лайков. Поделюсь собственными наблюдениями.
Я переживал клиническую депрессию в виде как раз таки дофаминовой ямы, когда просто чтобы чувствовать себя нормально, надо было потреблять всё и разом. Затем на антидепрессантах впадал в манию, когда кайфово было и самому по себе, но сильнее — от того, что меня постоянно тянуло что-то сложное увлечённо делать, безостановочно. Убираться, делать перестановки в квартире, гулять и изучать незнакомые места.
Сейчас переживаю какое-то пограничное состояние, когда мне нормально, но скучно, и делать вообще абсолютно ничего не хочется, ни сложного, ни простого. Как когда нагулялся за день, пришёл и упал без задних ног, и просто валяешься и кайфуешь, но сил нету ни на что.