16 апреля 2021 16.04.21 1 61K

ШХД: Зима & Бытовой подвиг — Что и о чём?

+7

На связи!
Сегодня мы разберём 2 игры — «ШХД: Зима» или просто «It’s Winter» и «Бытовой Подвиг», а то есть «Routine Feat».

Почему две? Потому что они практически братья. Но об этом в обзоре. Поехали!

Для супер-не-любителей текста есть видео-версия обзора, ссылка на которую будет спрятана в спойлер. Предупреждаю, там есть Мат и «чуть более свободное изложение мыслей».

Есть такой человек, именующий себя Илья Мазо, у него есть сайт где он представил свои стихи, книгу и эту игру. Собственно, на этом сайте можно ознакомиться с тем, что должно быть в ШХД. Но не забегаем вперёд.

Собственно, сам сайт
Собственно, сам сайт

Мне это виделось так, будто Илья Мазо хотел сделать что-то типо интерактивного фильма, используя текст, звуки и атмосферу с игрой на Unity. Думаю, в его голове всё примерно так и представлялось, особенно если учитывать хронологию в текстах на сайте к ШХД и в таком порядке посещать локации игры. И нет. Это всё равно что-то дофига глубокое и непонятное, как не смотри, хоть задумка и любопытная. Автор хотел сделать такие бытовые приборы как стиральная машина и микроволновка самыми настоящими музыкальными инструментами, под мелодии и оркестры которых исполнялись бы различные стихи, превращаясь в своего особого рода песни.

По началу без просмотра сайта очень не хватает конкретики и ясности вещей, к чему они отсылают или как они должны «рисоваться» в голове. Очень много белых пропусков, слишком абстрактное изложение штук автором. Так же нет и каких-либо явных призывов к посещению сайта, к прослушиванию и просмотру материала, отсылки к которым можно поискать в игре, проблемы, которые могли бы быть обыграны или озвучены…    Но. Да. Ладно.

Что вообще такое ШХД?

Думаю, чёткое и вполне конкретное понятие до меня уже озвучивал такой всеми уважаемый персонаж как Зулин, а именно он сказал — «ШХД — это пример твоей первой игры на Unity».

Изначально, приступая  к ШХД я был особенно предвзят, особенно после просмотра обзора Зулина, но… Вот только Этот застывший момент зацепил меня, как не зацепил Зулина и других игроков, оставляющих негативные отзывы в Стиме, пусть на это и есть конкретные, но другие причины.

С ШХД я знаком уже довольно давно, года два так точно. И бывает, она всплывает в памяти: туда хочется возвращаться.

«Но зачем? Там же нечего делать?», — спросите вы.

«Да, я знаю», отвечу я, «Зацепила, и всё тут.»

Честно, знаете, хочется, но игрой я её назвать не могу, ибо это не игра. Локация с практически ничем. Буквально. Есть только наша квартира, подъезд, два дворика и ещё несколько домов, абсолютно пустых. В некоторые квартиры и дома с помощью багов можно спокойно проникать, но делать там всё равно нечего…

Что скрывается внутри советской панельки? Конечно же падающий сквозь крышу снег!
Что скрывается внутри советской панельки? Конечно же падающий сквозь крышу снег!

С технической точки зрения это просто демка локации, где можно смывать в туалет предметы и они исчезают, где можно выкидывать в мусоропровод предметы и они так же исчезают, можно некоторые предметы поджарить в микроволновке… Можно проходить сквозь текстуры «абузя» угол, можно соскальзывать с, казалось бы, ровных поверхностей и наоборот, спокойно стоять на неподходящих для этого, можно бесконечно качаться на детской качеле, ибо это Unity и его физика, да-а-а… И это практически всё, что можно тут делать. Да, технически это бесконечно грустная штучка — пустая, с горсткой механик и функций, выглядящая как самая первая версия Unturned, обладающая средним звуком и ничем более. Но зато есть три катсцены, да-а-а…

Но я замечу, что возвращаюсь я в неё не потому что мне хочется сделать своим глазам немного хреново, а из-за атмосферы. Некой ~ламповости~. Тут она есть, определённо. НО! НО! НО! Но только учтите, что понятие о атмосфере у всех разное — например, мне это кажется ламповой штучкой где можно походить и, например, поснимать залипательные атмосферные футажи, где падает 8-ми угольный снег-плюсики, где не чувствуешь мороза, где улицу постоянно убирает снегоуборщик, где есть что-то, что напоминает мне о том, что было когда-то очень давно, что почти забылось визуально но хорошо помнится эмоционально. Это то место, где я могу вспомнить свой родной город и моменты из него, где я всегда могу вдохнуть полной грудью холодного зимнего воздуха, разбавленного пикселями и атмосферой через экран монитора, это то, где я могу побыть с самим собой наедине, даже если вокруг творится какой-то бедлам с фанфарами и немецкими аплодисментами вперемешку. В конце-то концов, одно из моих самых наилюбимейших времён года — зима

«Бийск» Зима 1999 года. Фото в цвете.
«Бийск» Зима 1999 года. Фото в цвете.

Высказанное мной ранее не передаёт и половины тех эмоций, которые я получаю от «ШХД: Зима», но это не значит, что она того стоит именно для Вас. Здесь всё исключительно индивидуально. В стиме за неё просят 259 рублей. Рисковать или нет — ваш выбор. В любом случае — рефанд в стиме ещё работает.

Что можно сказать, вердикт — По состоянию. Не представляю чем тут можно заниматься больше двух часов, хоть сам уже и наиграл порядка 40.

И… Это ещё не всё!

ШХД: Зима была создана не только с действа Ильи Мазо, ему так же помогал разработчик sad3d, который успел засветиться именно после ШХД. Сам sad3d уже порядком известен в достаточно узких кругах своими артхаусными проектами, дополняют музыкально которые разных мастей добровольцы. Пусть сам разработчик и сообщал, что Бытовой подвиг и ШХД, или просто, Зима, — это два независимых друг от друга проекта. Пусть так, но о значительной преемственности одного у другого тут вполне можно упомянуть.

В общем, «Бытовой Подвиг»!

Основным местом действия является все тот же микрорайон из двух кварталов типовых советских «панелек», расположенных через дорогу друг от друга; даже квартира главного героя в игре осталась та же самая. Ну да ладно, окружение — это то, что связывает её с Зимой напрямую. Кому понравился эксперимент «ШХД: Зима» — обязательно придется по вкусу и «Бытовой подвиг», как его летняя версия.

В то же время «Бытовой подвиг» более дружелюбен к новой аудитории за счет трех вещей: ностальгической позднесоветской атмосферы, которая тут получилась весьма теплая и ламповая, ради которой можно и рискнуть сыграть, хорошо подобранного аудиоряда, который отлично служит поддержанию этой самой атмосферы, и окружение с деталями, которые мы часто встречаем в повседневном быту и увидев которые говорим «Ляяяяя, ностальгична-а-а!».

Ага, привет, Metro Exodus!

Ух, и с чего бы мне начать…

С часов. Как и в зиме, здесь тоже есть часы, и идут они куда захотят…

Блин, а ведь мне хотелось бы там побывать.
Блин, а ведь мне хотелось бы там побывать.

Так же начнём мы с того, что тут текста как в  Prey с мимиками — Больше, чем в Война и Мир. Сильно приукрашиваю, конечно, но его тут вполне хватает, особенно если читать вы не слишком любите. Кстати, подмечу, что стихи в книгах — довольно классные, не ломающиеся в рандомных местах, хорошо сбиты и срифмованы. Помимо стихов имеются и просто какие-то очерки которые любят оставлять на остановках всякие школьники с маркерами. Бывает, попадаются и просто мысли-обрывки, микро-рассказы, пробы в монолог, который должен выглядеть как ДИалог с игроком. Если Вы не совсем безэмоциональный человек — это должно вызвать в вас хоть какой-то, да отклик. Тоже, кстати, хочется добавить и по поводу снов, но по порядку.

В игре так же появились деньги, их можно подбирать и… ничего более. Только подбирать. Тратить их тут всё ещё негде.

За музыкальное содержание в игре хочется пожать руку каждому, кто хоть как-то с ним соприкасался, ибо он ну просто отличный. Всё время что я играл, каждые утро и ночь я включал и просто слушал радио. А, чего мне говорить, сами зацените…

Поговаривают, что эта картинка со звуком!
Поговаривают, что эта картинка со звуком!

В подъезде местами случайно появляются всякие надписи, и именно что случайно: сегодня тут может быть надпись «Улыбнись!», а завтра там может быть просто ничего, или какое-нибудь «ты@я@ты@я@» (шутка, конечно, но смысл ясен). Забавно, но эти штуки каждый раз действительно хочется читать, всматриваться в них и пытаться угадывать, «к чему это тут вообще?». Кстати да, ещё можно осмотреть этот дивный микро-маня-мир с высоты крыши 8-го этажа. Что-что, а это прикольно. Я пробовал протащить на крышу радейку, но у меня, увы, ничего не получилось. Кстати, к самым дальним домам ближе лучше не подходить — сильно разочаруетесь.

Во дворе нашего дома нас ждёт тот же двор из ШХД, но с некоторыми отличиями — удивительно, но нет снега, деревья зеленее, солнце есть и оно яркое, щебечут птицы, появилась мусорная зона, где можно поковыряться и пособирать денег, что странно; и вместо снегоуборщиков из ШХД теперь катаются обычные, спавнящиеся в воздухе, ПАЗики.

«Бийск» Лето 2000 года. Фото в цвете.
«Бийск» Лето 2000 года. Фото в цвете.

К снегоуборщику из ШХД тут есть одна отсылка — он стоит в одном из гаражей, вход в который немного приоткрыт, но ни с ним, ни с гаражом никак нельзя взаимодействовать. Здесь всё так же можно смывать в пустоту чайники и прочие предметы, можно запекать до черноты картофель и тому подобное, но этим заниматься здесь мне хочется куда меньше, чем в том же ШХД, ибо в отличии от ШХД тут есть некая мысль о том, что всё это, кажется, принадлежит мне.

В ШХД такого не было, всё казалось «чьим-то», но точно не твоим, именно по этому бедлам на кухне там создать куда как проще чем тут, ибо есть чувство, что тем самым тут ты нарушишь какую-то мимолётную гармонию. Но потом ты приходишь с работы, да, она тут есть, и видишь, что всё спавнится обсолютно заново и в идеальном порядке. Как бы ты не пытался загадить эту квартиру — с утра или после работы тут всё будет убрано. Мечта холостяка прям.

Так же, на всей этой локации местами буквально из кустов играет музыка. Почему? Чёрт знает. Но это довольно…мило? Почему б нет. Всё равно лучше чем ничего. Около или из одного из домов играл довольно приятный трек, я простоял там минут 5 просто слушая музыку и любуясь, насколько это возможно, здешними красотами.

Просто так, бесцельно гулять по этому миру очень быстро надоедает. Почему? Просто потому что больше ничего и нет. Так, пара-дюжина раскиданных тут и там гаражей, 2 дворика-квадратика, мусорка, остановка и всё, больше ничего. По сравнению с ШХД, конечно, есть небольшой прирост количества построек, локаций и деталей, но не более.

ПАЗик этот, останавливающийся в аккурат за несколько метров до остановки и в котором можно творить что только вздумается, везёт нас на некую работу, где нам надо будет Делать то же, что и дома за печатной машинкой — насиловать кнопку Е. В определённый момент комп сдаётся, солнце садится а дверь на выход открывается, выпуская нас с любимой работы на заводе обратно в наш мирок.

Сдавшийся под натиском комп на работе. Хм, наверное трудно программировать когда все символы представляют из себя любо квадратики, либо колбаски-прямоугольники…
Сдавшийся под натиском комп на работе. Хм, наверное трудно программировать когда все символы представляют из себя любо квадратики, либо колбаски-прямоугольники…

По приезду видим, что на улице вполне себе вечер и привозит нас всё тот же ПАЗик, но последний: больше никто не приедет, да и незачем. Топаем домой, где можно сделать всё тоже что и с утра, смывать чайник в сортир, есть респавнящийся каждый раз хлеб и огурцы, продолжать писать книгу или просто вынести на балкон радио и посидеть послушать музыку под новый открывшийся вид.

Ровно в тот момент как вас это заканчивает развлекать — самое время идти ложиться спать. И тут начинается самое интересное. Каждый раз как вы ложитесь спать вы будете попадать в различные локации где нужно будет сделать что-то; постучаться в дверь, лечь в кровать, подойти к непонятной штуке и повзаимодействовать с ней… Увы, больше снов я не видел, ибо прошёл игру за 3 с половиной игровых дня, но они мне показались одной из самых интересных штук в игре — стильные, красивые, взывающие, местами свистящие и пердящие, но всё равно интересные.

Поверьте, в динамике это выглядит куда более лучше и атмосфернее.
Поверьте, в динамике это выглядит куда более лучше и атмосфернее.

После этих самых взаимодействий вы просыпаетесь и… Да, вам снова надо на работу. И так бесконечно. Ну, или пока вы не напишите книгу. А что будет после этого, я оставлю за кадром — люблю обзоры без спойлеров, что поделать.

С технической точки зрения Бытовой Подвиг — чуть менее, но всё ещё такая же грустная вещица как и ШХД: Зима. Любые другие квартиры кроме квартиры игрока — всё те же коробки с балконами, попасть в которые вообще ни у кого не вызовет проблем, ибо текстуры тут багают хлеще всего остального — достаточно так же как и в ШХД упереться в угол с зажатым шифтом и просто повертеть мышкой. Летающие высотки, которые видно с крыши — просто жесть. Во втором дворе даже попросту нет дороги и тротуаров, нету физической фиксации в ПАЗике. Сломать игру даже не специально всё ещё слишком легко, а уж если постараться — пффф…

И знаете, пусть она в каком-то смысле продолжение Зимы, чуть более проработанное и доработанное, куда завезли хороший звук и саунд-ряд, куда добавили больше интересностей, те же сны, например, куда запилили сюжетец, куда завезли тележечку с хорошей графоманией и поэзией — Она всё равно зашла мне меньше, чем «ШХД: Зима». Почему? А всё довольно просто — не получается как-то особо ассоциировать себя с внутриигровым персонажем. Все эти проблемы и переживания кажутся такими надуманными и искусственными, глупыми и простыми, что хочется просто покачать головой, мол «Да-а-а… Да-а-а…»

Утро… Такое мягкое и приятное чёртово Доброе утро…
Утро… Такое мягкое и приятное чёртово Доброе утро…

Да, тут есть красивые по своему вещицы, несколько заедающие в голове текста и завлекающие стихи, но они подаются все разом, в этом их проблема. Если бы они подавались порционно, например, их бы писал игрок через печатную машинку- было бы совершенно другое дело. Чтобы они не просто «были на полке», чтобы игроку действительно было интересно их читать, чтобы был какой-то челлендж. Простые книжки в шкафу и под телевизором — на них не каждый даже внимание обратит, не то что читать их станет, да ещё и ВСЕ. Тут хотелось бы похвалить и одновременно немного поругать ШХД за книжку, которая выпрыгивает из мусоропровода, читая которую каждый раз писалось что-то новое. За это хвалю. Но шрифт на котором там всё написано…мдяяяяяя…

Зачем. Так. БОЛЬНО?!?!?
Зачем. Так. БОЛЬНО?!?!?

В общем, вердикт — так же По состоянию, пусть она и бесплатная. Можете попробовать, особенно если нечем заняться и некуда деть время, или если вам очень нравится поэзия с нотами грусти, тяжбы жизни и прочими садистскими наклонностями в сторону своего разума. Она, конечно, не про это, но если погружаться особенно глубоко прям во всё — можно ожидать примерно такую палитру эмоций.

Такие дела, товарищи! «Кто Д’артаньян а кто три-два-раз» как всегда, решаете Вы.

До связи!


Лучшие комментарии

Читай также