На связи!
Сегодня мы разберём 2 игры — «ШХД: Зима» или просто «It’s Winter» и «Бытовой Подвиг», а то есть «Routine Feat».
Почему две? Потому что они практически братья. Но об этом в обзоре. Поехали!
Для супер-не-любителей текста есть видео-версия обзора, ссылка на которую будет спрятана в спойлер. Предупреждаю, там есть Мат и «чуть более свободное изложение мыслей».
Есть такой человек, именующий себя Илья Мазо, у него есть сайт где он представил свои стихи, книгу и эту игру. Собственно, на этом сайте можно ознакомиться с тем, что должно быть в ШХД. Но не забегаем вперёд.
Мне это виделось так, будто Илья Мазо хотел сделать что-то типо интерактивного фильма, используя текст, звуки и атмосферу с игрой на Unity. Думаю, в его голове всё примерно так и представлялось, особенно если учитывать хронологию в текстах на сайте к ШХД и в таком порядке посещать локации игры. И нет. Это всё равно что-то дофига глубокое и непонятное, как не смотри, хоть задумка и любопытная. Автор хотел сделать такие бытовые приборы как стиральная машина и микроволновка самыми настоящими музыкальными инструментами, под мелодии и оркестры которых исполнялись бы различные стихи, превращаясь в своего особого рода песни.
По началу без просмотра сайта очень не хватает конкретики и ясности вещей, к чему они отсылают или как они должны «рисоваться» в голове. Очень много белых пропусков, слишком абстрактное изложение штук автором. Так же нет и каких-либо явных призывов к посещению сайта, к прослушиванию и просмотру материала, отсылки к которым можно поискать в игре, проблемы, которые могли бы быть обыграны или озвучены… Но. Да. Ладно.
Что вообще такое ШХД?
Думаю, чёткое и вполне конкретное понятие до меня уже озвучивал такой всеми уважаемый персонаж как Зулин, а именно он сказал — «ШХД — это пример твоей первой игры на Unity».
Изначально, приступая к ШХД я был особенно предвзят, особенно после просмотра обзора Зулина, но… Вот только Этот застывший момент зацепил меня, как не зацепил Зулина и других игроков, оставляющих негативные отзывы в Стиме, пусть на это и есть конкретные, но другие причины.
С ШХД я знаком уже довольно давно, года два так точно. И бывает, она всплывает в памяти: туда хочется возвращаться.
«Но зачем? Там же нечего делать?», — спросите вы.
«Да, я знаю», отвечу я, «Зацепила, и всё тут.»
Честно, знаете, хочется, но игрой я её назвать не могу, ибо это не игра. Локация с практически ничем. Буквально. Есть только наша квартира, подъезд, два дворика и ещё несколько домов, абсолютно пустых. В некоторые квартиры и дома с помощью багов можно спокойно проникать, но делать там всё равно нечего…
С технической точки зрения это просто демка локации, где можно смывать в туалет предметы и они исчезают, где можно выкидывать в мусоропровод предметы и они так же исчезают, можно некоторые предметы поджарить в микроволновке… Можно проходить сквозь текстуры «абузя» угол, можно соскальзывать с, казалось бы, ровных поверхностей и наоборот, спокойно стоять на неподходящих для этого, можно бесконечно качаться на детской качеле, ибо это Unity и его физика, да-а-а… И это практически всё, что можно тут делать. Да, технически это бесконечно грустная штучка — пустая, с горсткой механик и функций, выглядящая как самая первая версия Unturned, обладающая средним звуком и ничем более. Но зато есть три катсцены, да-а-а…
Но я замечу, что возвращаюсь я в неё не потому что мне хочется сделать своим глазам немного хреново, а из-за атмосферы. Некой ~ламповости~. Тут она есть, определённо. НО! НО! НО! Но только учтите, что понятие о атмосфере у всех разное — например, мне это кажется ламповой штучкой где можно походить и, например, поснимать залипательные атмосферные футажи, где падает 8-ми угольный снег-плюсики, где не чувствуешь мороза, где улицу постоянно убирает снегоуборщик, где есть что-то, что напоминает мне о том, что было когда-то очень давно, что почти забылось визуально но хорошо помнится эмоционально. Это то место, где я могу вспомнить свой родной город и моменты из него, где я всегда могу вдохнуть полной грудью холодного зимнего воздуха, разбавленного пикселями и атмосферой через экран монитора, это то, где я могу побыть с самим собой наедине, даже если вокруг творится какой-то бедлам с фанфарами и немецкими аплодисментами вперемешку. В конце-то концов, одно из моих самых наилюбимейших времён года — зима…
Высказанное мной ранее не передаёт и половины тех эмоций, которые я получаю от «ШХД: Зима», но это не значит, что она того стоит именно для Вас. Здесь всё исключительно индивидуально. В стиме за неё просят 259 рублей. Рисковать или нет — ваш выбор. В любом случае — рефанд в стиме ещё работает.
Что можно сказать, вердикт — По состоянию. Не представляю чем тут можно заниматься больше двух часов, хоть сам уже и наиграл порядка 40.
И… Это ещё не всё!
ШХД: Зима была создана не только с действа Ильи Мазо, ему так же помогал разработчик sad3d, который успел засветиться именно после ШХД. Сам sad3d уже порядком известен в достаточно узких кругах своими артхаусными проектами, дополняют музыкально которые разных мастей добровольцы. Пусть сам разработчик и сообщал, что Бытовой подвиг и ШХД, или просто, Зима, — это два независимых друг от друга проекта. Пусть так, но о значительной преемственности одного у другого тут вполне можно упомянуть.
В общем, «Бытовой Подвиг»!
Основным местом действия является все тот же микрорайон из двух кварталов типовых советских «панелек», расположенных через дорогу друг от друга; даже квартира главного героя в игре осталась та же самая. Ну да ладно, окружение — это то, что связывает её с Зимой напрямую. Кому понравился эксперимент «ШХД: Зима» — обязательно придется по вкусу и «Бытовой подвиг», как его летняя версия.
В то же время «Бытовой подвиг» более дружелюбен к новой аудитории за счет трех вещей: ностальгической позднесоветской атмосферы, которая тут получилась весьма теплая и ламповая, ради которой можно и рискнуть сыграть, хорошо подобранного аудиоряда, который отлично служит поддержанию этой самой атмосферы, и окружение с деталями, которые мы часто встречаем в повседневном быту и увидев которые говорим «Ляяяяя, ностальгична-а-а!».
Ага, привет, Metro Exodus!
Ух, и с чего бы мне начать…
С часов. Как и в зиме, здесь тоже есть часы, и идут они куда захотят…
Так же начнём мы с того, что тут текста как в Prey с мимиками — Больше, чем в Война и Мир. Сильно приукрашиваю, конечно, но его тут вполне хватает, особенно если читать вы не слишком любите. Кстати, подмечу, что стихи в книгах — довольно классные, не ломающиеся в рандомных местах, хорошо сбиты и срифмованы. Помимо стихов имеются и просто какие-то очерки которые любят оставлять на остановках всякие школьники с маркерами. Бывает, попадаются и просто мысли-обрывки, микро-рассказы, пробы в монолог, который должен выглядеть как ДИалог с игроком. Если Вы не совсем безэмоциональный человек — это должно вызвать в вас хоть какой-то, да отклик. Тоже, кстати, хочется добавить и по поводу снов, но по порядку.
В игре так же появились деньги, их можно подбирать и… ничего более. Только подбирать. Тратить их тут всё ещё негде.
За музыкальное содержание в игре хочется пожать руку каждому, кто хоть как-то с ним соприкасался, ибо он ну просто отличный. Всё время что я играл, каждые утро и ночь я включал и просто слушал радио. А, чего мне говорить, сами зацените…
В подъезде местами случайно появляются всякие надписи, и именно что случайно: сегодня тут может быть надпись «Улыбнись!», а завтра там может быть просто ничего, или какое-нибудь «ты@я@ты@я@» (шутка, конечно, но смысл ясен). Забавно, но эти штуки каждый раз действительно хочется читать, всматриваться в них и пытаться угадывать, «к чему это тут вообще?». Кстати да, ещё можно осмотреть этот дивный микро-маня-мир с высоты крыши 8-го этажа. Что-что, а это прикольно. Я пробовал протащить на крышу радейку, но у меня, увы, ничего не получилось. Кстати, к самым дальним домам ближе лучше не подходить — сильно разочаруетесь.
Во дворе нашего дома нас ждёт тот же двор из ШХД, но с некоторыми отличиями — удивительно, но нет снега, деревья зеленее, солнце есть и оно яркое, щебечут птицы, появилась мусорная зона, где можно поковыряться и пособирать денег, что странно; и вместо снегоуборщиков из ШХД теперь катаются обычные, спавнящиеся в воздухе, ПАЗики.
К снегоуборщику из ШХД тут есть одна отсылка — он стоит в одном из гаражей, вход в который немного приоткрыт, но ни с ним, ни с гаражом никак нельзя взаимодействовать. Здесь всё так же можно смывать в пустоту чайники и прочие предметы, можно запекать до черноты картофель и тому подобное, но этим заниматься здесь мне хочется куда меньше, чем в том же ШХД, ибо в отличии от ШХД тут есть некая мысль о том, что всё это, кажется, принадлежит мне.
В ШХД такого не было, всё казалось «чьим-то», но точно не твоим, именно по этому бедлам на кухне там создать куда как проще чем тут, ибо есть чувство, что тем самым тут ты нарушишь какую-то мимолётную гармонию. Но потом ты приходишь с работы, да, она тут есть, и видишь, что всё спавнится обсолютно заново и в идеальном порядке. Как бы ты не пытался загадить эту квартиру — с утра или после работы тут всё будет убрано. Мечта холостяка прям.
Так же, на всей этой локации местами буквально из кустов играет музыка. Почему? Чёрт знает. Но это довольно…мило? Почему б нет. Всё равно лучше чем ничего. Около или из одного из домов играл довольно приятный трек, я простоял там минут 5 просто слушая музыку и любуясь, насколько это возможно, здешними красотами.
Просто так, бесцельно гулять по этому миру очень быстро надоедает. Почему? Просто потому что больше ничего и нет. Так, пара-дюжина раскиданных тут и там гаражей, 2 дворика-квадратика, мусорка, остановка и всё, больше ничего. По сравнению с ШХД, конечно, есть небольшой прирост количества построек, локаций и деталей, но не более.
ПАЗик этот, останавливающийся в аккурат за несколько метров до остановки и в котором можно творить что только вздумается, везёт нас на некую работу, где нам надо будет Делать то же, что и дома за печатной машинкой — насиловать кнопку Е. В определённый момент комп сдаётся, солнце садится а дверь на выход открывается, выпуская нас с любимой работы на заводе обратно в наш мирок.
По приезду видим, что на улице вполне себе вечер и привозит нас всё тот же ПАЗик, но последний: больше никто не приедет, да и незачем. Топаем домой, где можно сделать всё тоже что и с утра, смывать чайник в сортир, есть респавнящийся каждый раз хлеб и огурцы, продолжать писать книгу или просто вынести на балкон радио и посидеть послушать музыку под новый открывшийся вид.
Ровно в тот момент как вас это заканчивает развлекать — самое время идти ложиться спать. И тут начинается самое интересное. Каждый раз как вы ложитесь спать вы будете попадать в различные локации где нужно будет сделать что-то; постучаться в дверь, лечь в кровать, подойти к непонятной штуке и повзаимодействовать с ней… Увы, больше снов я не видел, ибо прошёл игру за 3 с половиной игровых дня, но они мне показались одной из самых интересных штук в игре — стильные, красивые, взывающие, местами свистящие и пердящие, но всё равно интересные.
После этих самых взаимодействий вы просыпаетесь и… Да, вам снова надо на работу. И так бесконечно. Ну, или пока вы не напишите книгу. А что будет после этого, я оставлю за кадром — люблю обзоры без спойлеров, что поделать.
С технической точки зрения Бытовой Подвиг — чуть менее, но всё ещё такая же грустная вещица как и ШХД: Зима. Любые другие квартиры кроме квартиры игрока — всё те же коробки с балконами, попасть в которые вообще ни у кого не вызовет проблем, ибо текстуры тут багают хлеще всего остального — достаточно так же как и в ШХД упереться в угол с зажатым шифтом и просто повертеть мышкой. Летающие высотки, которые видно с крыши — просто жесть. Во втором дворе даже попросту нет дороги и тротуаров, нету физической фиксации в ПАЗике. Сломать игру даже не специально всё ещё слишком легко, а уж если постараться — пффф…
И знаете, пусть она в каком-то смысле продолжение Зимы, чуть более проработанное и доработанное, куда завезли хороший звук и саунд-ряд, куда добавили больше интересностей, те же сны, например, куда запилили сюжетец, куда завезли тележечку с хорошей графоманией и поэзией — Она всё равно зашла мне меньше, чем «ШХД: Зима». Почему? А всё довольно просто — не получается как-то особо ассоциировать себя с внутриигровым персонажем. Все эти проблемы и переживания кажутся такими надуманными и искусственными, глупыми и простыми, что хочется просто покачать головой, мол «Да-а-а… Да-а-а…»
Да, тут есть красивые по своему вещицы, несколько заедающие в голове текста и завлекающие стихи, но они подаются все разом, в этом их проблема. Если бы они подавались порционно, например, их бы писал игрок через печатную машинку- было бы совершенно другое дело. Чтобы они не просто «были на полке», чтобы игроку действительно было интересно их читать, чтобы был какой-то челлендж. Простые книжки в шкафу и под телевизором — на них не каждый даже внимание обратит, не то что читать их станет, да ещё и ВСЕ. Тут хотелось бы похвалить и одновременно немного поругать ШХД за книжку, которая выпрыгивает из мусоропровода, читая которую каждый раз писалось что-то новое. За это хвалю. Но шрифт на котором там всё написано…мдяяяяяя…
В общем, вердикт — так же По состоянию, пусть она и бесплатная. Можете попробовать, особенно если нечем заняться и некуда деть время, или если вам очень нравится поэзия с нотами грусти, тяжбы жизни и прочими садистскими наклонностями в сторону своего разума. Она, конечно, не про это, но если погружаться особенно глубоко прям во всё — можно ожидать примерно такую палитру эмоций.
Такие дела, товарищи! «Кто Д’артаньян а кто три-два-раз» как всегда, решаете Вы.
До связи!
Лучшие комментарии
Предлагаю к ознаКомлению!