15 апреля 2021 15.04.21 4 3483

психоанализ: Анна-Генриетта ч.1

Перед тем, как вы прочитаете основную часть, хотелось бы сделать пару ремарок. Во- первых: идею психоанализа игровых персонажей я взял у канала TVG, на котором уже есть разборы персонажей God of war (2018) и Элизабет (Bioshock infinite), мне просто хотелось посмотреть, приживётся ли такой формат здесь. Во-вторых: за источники информации я буду брать саму игру. В-третьих: видео версии психоанализа, увы, нет т. к. мой микро решил взять больничный, а звук, отфильтрованный через задницу вас вряд ли устроит. Это всё, что я хотел сказать. Ах да, и СПОЙЛЕРЫ, если не прошли игру- читать на свой страх и риск, я предупредил.

пролог

Детство- важнейший этап становления личности. Именно там у нас закладываются понятия о добре и зле, честности, лжи и многом другом. Зачастую даже незначительное событие может оказать огромное влияние на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Со временем, личность обрастает всё большими чертами и приобретает индивидуальность. Чем дольше человек живёт, тем больше воспоминаний он копит. Человеку свойственно сравнивать и выбирать лучшее. Многие люди считают детство лучшей порой своей жизни и хотят вернуться туда, чтобы исправить ошибки молодости или просто пережить лучшие моменты жизни. Но что будет, если человек станет слишком сильно цепляться за прошлое, упуская настоящее. Вы на канале stopgame и это психоанализ Анны-Генриетты.

глава 1: две сестры

История начинается с того, что ведьмак получает заказ на бестию, которая убивает участников рыцарского турнира. По ходу сюжета дополнения мы узнаём, что бестией управляла сестра Анны- Сильвия. Она использовала бестию для убийства тех, кто был причастен к её изгнанию и последней жертвой должна была стать сама Анна. Единственное, что не совсем понятно в этой ситуации- это желание Анны сохранить сестру живой, несмотря на убийства, преступления и конфликты. Почему Анариетта так не хочет убивать сестру, хотя, казалось бы, в данной ситуации, когда город утопает в крови, думать о родственных связях- последнее дело.  И здесь стоит остановится поподробнее. Давайте сразу откинем условности в виде жанра и времени, взглянем на это, как на отношения внутри простой семьи. В обычной семье, когда ребёнок вырастает, то он должен со временем сепарироваться (отделиться) от родителей, такой период называют «стадия сепарации».Она нужна для того, чтобы во взрослой жизни ребёнок мог самостоятельно принимать важные решения и не испытывал проблем в коммуникации с другими. Дело в том, что если она не была пройдена должным образом, то такая личность будет испытывать проблемы в самостоятельной жизни, когда никто за ним не присматривает и не контролирует. Подробнее тема отделения от родителей была раскрыта в ролике про Бальдра от тех же TVG. Для нас сейчас важно скорее то, что любая личность должна со временем отделиться от семьи, чтобы не впадать в полную зависимость от родителей. Не стоит воспринимать слова «отделение» или «сепарация», как полное отстранение и обрыв всех связей родителей и чада. Стадия сепарации происходит тогда, когда ребёнок постепенно начинает приучаться к самостоятельной жизни: моет за собой посуду, делает работу по дому, параллельно с этим, воспитывая своё «Я». Однако в случае с княгиней в этой стадии есть ещё одна переменная- сестра. Если в семье есть два ребёнка, особенно, если это близнецы, то помимо родителей они должны «отделиться» и друг от друга. Дело в том, что если у близнецов не развивается их собственная идентичность, то они перестают воспринимать себя, как отдельных личностей, а вместо этого они сливаются в единое «Я». Такое слияние может быть чревато проблемами в будущем. Например: если один близнец будет находиться далеко от другого, без возможности связаться, то они оба будут испытывать сильный стресс, дискомфорт и иногда апатию т. к.будут чувствовать, что часть них самих куда-то исчезла. Избежать этого достаточно просто, если развивать у детей хобби, которые нравятся им (желательно разные), покупать им разную одежду и иногда проводить время с каждым по отдельности.  Если говорить кратко и по сути, то зависимость от других людей- зачастую, не всегда хорошо. В случае с Анной мы можем наблюдать, что Анна СЛИШКОМ отчаянно хочет спасти сестру. Сначала ценой жизни Геральта т. к. битва с высшим вампиром- то ещё испытание даже для опытных ведьмаков, потом ценой целого города, на который нападают бестии. Это можно было списать на любовь к сестре, если бы не пара «НО». Во- первых: ни одна сестра, как дорога бы для тебя она ни была, не стоит жизней твоих подданных, ты прежде всего лидер, а потом сестра, и рисковать жизнью сотен горожан ради неё было довольно глупо. Во-вторых: все приказы Анны направлены на захват Сильвии, а не на неё уничтожение. Учитывая то, что она государственный преступник, убийца и её смерти жаждет высший вампир, логичнее было бы пойти навстречу и помочь в ликвидации сестры, ведь ультиматум в виде нашествия вампиров- крайне весомый аргумент. В игре нам говорится, что Сильвию изгнали родители, возможно, на тот момент Анна ещё не смогла полностью «отделиться» от сестры из-за чего теперь так рьяно стремится снова воссоединиться, ибо её действия по отношению к сестре в высшей степени иррациональны, хоть и оправданны долгой разлукой.

глава 2: характер

Ни что так не говорит о человеке, как его характер. Смесь самых разных качеств, прожитых лет и опыта. Характер формируют разные обстоятельства, но какие именно сформировали личность нашего пациента? В официальном источнике про неё говорится следующее:

«Княгиня Анариетта обладает вздорным, властным и нетерпимым характером. Она привыкла править, пользоваться своим положением и жестко реагирует на любые попытки противиться её воле, падка на гнев и милость. Княгиня капризна и непостоянна, в её немилость нередко попадают принесшие ей дурные вести сановники двора, нелестно отозвавшиеся о любимом вине за княжеским столом сомелье. При этом она щедрая, гостеприимная, благородная и добродетельная правительница, а потому повсеместно любима народом, о котором искренне заботится. Анариетта — сильная и непреклонная женщина, склонная быстро и не всегда рассудительно принимать решения.»  

Первая мысль после прочтения- биполярочка. Но всё не так просто, например: сильную раздражительность вызывают не только врожденные болезни, но ряд других причин: длительное нахождение в неблагоприятных условиях, болезнь, увлечение алкоголем, ежедневные ментальные нагрузки- любой из этих факторов может заставить княгиню «штормить» между гневом и милостью. Неспособность контролировать эмоции может быть также банальным результатом невоспитанности. Княгиню просто не приучили правильно контролировать свои чувства. Если рассматривать именно психологические заболевания, то больше всего подходит циклотимия. Однако при таком расстройстве её бы метало между депрессией и гипертимией (большой радостью), когда в игре она кажется просто раздражённой. К слову об этом, довольно часто в диалогах с ней можно услышать упрёки или нападки на Геральта, мол, «ты же охотник на чудовищ, а с вампиром справится не можешь!». Такое поведение не сложно объяснить простым инстинктом «бей или беги», только в более сложном виде. Когда человек  находится в стрессовой ситуации- у него активируются эти два основных сценария. В случае Анны мы видим развитие первого сценария. Во время стрессовой ситуации (нападения на Боклер) Анна подсознательно стремится обезопасить себя, как бы говоря, — «Это не у меня проблемы, а у тебя». Отсюда может вытекать властность и нетерпимость характера. Любое неподчинение княгиня воспринимает как угрозу своему статусу, и если с простыми подданными разговор будет короток, то от особых гостей, вроде Геральта, так просто не отделаешься. В таком случае она принижает собеседника, уменьшая его значимость. Отличный пример- охота на лис. Когда княгиня теряет терпение, она сравнивает охоту Геральта с её опытом охоты на лис, где всё прошло за 3 часа и требовало только выдержки. Этой репликой она делает две вещи. Первое- принижает Геральта, и второе- даёт понять, что она тоже разбирается в вопросе, таким образом, стремясь поставить себя на один уровень с оппонентом. Откуда у княгини сформировалась именно такая реакция на угрозу-неизвестно. Можно предположить, что в детстве Сианна была нелюбимым ребёнком в семье и, вполне возможно, чтобы повысить самооценку или просто отыграться, та вымещала зло на Анне, таким образом, княгиня ещё с детства научилась давать отпор. Этим можно объяснить её агрессивную реакцию на угрозу и непреклонность.

глава 3: Анна

Мы уже разобрали характер Анны и слегка коснулись её взаимоотношений с сестрой. Теперь пора уделить их конфликту главную роль. Дело в том, что после изгнания Сильвии и смерти родителей Анна хотела вернуть сестру, однако та не давала себя обнаружить и затаила обиду. Родители считали, что Сильвия плохо влияет на Анну и, от греха подальше, изгнали старшую. К Сильвии в принципе относились хуже, чем к Анне, из-за того, что старшая родилась под сенью Чёрного Солнца (местное проклятие), возможно это уже тогда, отчасти, повлияло на отношение Сильвии к Анне, и на характер последней.  Отсюда и берётся её легкое высокомерие в общении с окружающими, оно проявляется не всегда, но это сразу замечается. Анна привыкла, что за все их пакости наказывали Сильвию, поэтому с возрастом становилась капризнее, хоть на момент прохождения это и не видно.

«Княгиня капризна и непостоянна, в её немилость нередко попадают принесшие ей дурные вести сановники двора, нелестно отозвавшиеся о любимом вине за княжеским столом сомелье.»

«В детстве Анариетта была шаловлива и непослушна, вместе со своей сестрой Сианной они часто баловались и устраивали разные проказы, однако будущая княгиня не горела желанием отвечать за свои действия. Анариетте свойственна лёгкая инфантильность, которую ввиду своего титула она проявляет крайне редко.»

Однако отрицать её положительные качества будет глупо, она искренне заинтересована в бедах своего народа (по крайней мере до нападения на Боклер), лично едет проверять винодельню, да и оказывает, пусть и малую, но помощь ведьмаку в расследовании. Вряд ли народ полюбил бы её, будь она такой раздраженной и капризной постоянно.

послесловие

Этот психоанализ получился не совсем таким, каким я его задумал, также это моя первая «проба пера» в области психологии здесь. Если вы считаете, что я где-то был неправ или предвзят, то я приветствую вашу конструктивную критику в комментариях, буду рад набраться опыта. Также пишите, какие моменты или события из жизни княгини можно ещё разобрать во второй части.  А пока я желаю вам счастья на Stopgame.


Лучшие комментарии

У нас было 3 адепта соционики, 5 студентов филфака, 1 грузчик с богатым жизненным опытом, 4 любителя Фрейда и множество диванных экспертов. Не то чтобы это был необходимый запас для блогинга на Стопгейм, но если ты начал писать про психологию, то трудно остановится. Единственное, что меня беспокоило — это психоанализ несуществующих человечков. Нет ничего более беспомощного, безответственного и порочного, чем разбор психологии игровых персонажей. Я знал, что рано или поздно мы перейдем и на эту дрянь.

Я бы добавил еще такой момент: нет никакой информации о том, владеет ли автор достаточной компетенцией в психологии. Или же просто сначала насмотрелся/начитался подобного же материала, нахватался умных слов, а потом пошел свой «психоанализ» писать.

Я бы не сказал, что задумка прям плохая. Идея хорошая, если учитывать все условности того, что это игровые персонажи и пр. Поэтому несколько не понимаю сарказм в комментариях выше. Иметь к играм нестандартный подход — это заслуживает внимания и похвалы!

НО! Реализация, увы реализация подкачала. Я не психолог, даже так сказать, мой уровень познаний в области психологии выше, чем бытовой не назовешь. Но даже мне показались странными и немного поверхностными выводы, которые делались по ходу повествования.

 Как мне показалось не хватает глубины проработки материала, вот как пример:

она искренне заинтересована в бедах своего народа (по крайней мере до нападения на Боклер)...

...

Вряд ли народ полюбил бы её, будь она такой раздраженной и капризной постоянно.

Я не много не понял как раздражительность и капризность влияет на любовь народа. Петр I, к примеру, был раздражительным дальше некуда, но народ его любил.

Во время стрессовой ситуации (нападения на Боклер) Анна подсознательно стремится обезопасить себя, как бы говоря, — «Это не у меня проблемы, а у тебя». Отсюда может вытекать властность и нетерпимость характера.

Я немного не понял, как из того, что человек пугается в стрессовой ситуации может вытекать его властность? Властные люди, на мой взгляд, наоборот пытаются держать все под своим контролем и не поддаются панике в стрессовой ситуации.

Это лишь те мелочи, на которые я обратил внимание. Но, за смелость формата и в поддержку автора я поставлю плюс авансом, т.к. хочется верить, что автор будет продолжать развивать этот формат. У меня все.

Читай также