2007. Я никогда его не забуду. Ко мне в руки попала четвертая номерная часть знаменитой серии Resident Evil на ПК. Ужасно работающая, выглядящая как полинявший и выцветший ковер, приправленная ужаснейшим управлением. И мне она понравилась.
1. Это текст моего не очень свежего видео, информацией из которого я решил поделиться.
2. ПО для замера фреймрейта я пишу сам и не распространяю его.
3. Для тех, кто осмелится смотреть видео — она записано ещё со старым микрофоном, плюс мои проблемы с речью остались (я начинал делать видео для того, чтобы был лишний повод практиковаться и исправлять дефекты)
Я прошел от начала до конца с большим удовольствием, потому что Resident Evil 4 даже в таком виде — интересная, проработанная и захватывающая игра.
Уже много позже я узнал что эта первая версия для персональных компьютеров — самый плохой способ познакомиться с этой замечательнейшей игрой. И вот спустя годы после того опыта 2007 года я познакомился с первыми выпусками этой игры и сегодня я хочу немного рассказать вам о них.
Nintendo Gamecube
Впервые Resident Evil 4 была выпущена для консоли Nintendo Gamecube в январе 2005 года.
Это была одна из пяти игр, которые Capcom должна была выпустить в качестве эксклюзивов домашней платформы Nintendo в рамках договора Capcom Five. Как мы теперь знаем, выпущено было только четыре игры из списка и лишь одна из них не вышла за пределы Gamecube. Resident Evil 4 как раз та игра, которая не просто перестала быть эксклюзивом Nintendo, но распространилась на большое количество платформ, в том числе и на такие, как Zeebo.
Я же рассмотрю первые три игры выпущенные до HD-эры на консолях.
Для записи используется AverMedia LGP C875. К сожалению, ввиду особенностей работы, видеоряд с этой платы захвата несколько «замылен», по сравнению с оригинальным изображением. Это актуально для любой платформы с любым видеовыводом, так что держите это в уме.
Nintendo Gamecube — GCVideo, HDMI;
Sony Playstation 2 — YPbPr (компонент), GSM до 720p;
Nintendo Wii — YPbPr (компонент);
Игра работает на Gamecube в разрешении 640×448, но всю игру вас будут сопровождать черные рамки сверху и снизу экрана. Это так называемый letterbox — один из способов получения широкоформатного изображения при аналоговом видеовыводе, когда поддерживается соотношение сторон только 4:3 (ну или 5:4). Есть еще способ с анаморфным изображением, но об этом мы поговорим позже. Letterbox, кроме прочего, позволяет уменьшить фактическое разрешение для отрисовки картинки графическим чипом. В случае Resident Evil, 4 как я уже писал выше, разрешение кадра 640×448, но так как он не заполняется полностью, фактическое разрешение отрисовки равно 640×340.
Для удобства просмотра далее я буду увеличивать изображение. Можно сказать что картинка выглядит достаточно четкой (учитывая разрешение), этому способствуют текстуры высокого разрешения и в целом высокая детализация геометрии и эффектов. Для своего времени и платформы, конечно же!
Густой туман, вороны летающие с ветки на ветку, неплохая дальность прорисовки и неплохие анимации.
Куртка Леона реагирует на ходьбу, бег и разворот, Да даже волосы и подплечная кобура!
Всё это дополняется качественным звуком с высокой частотой дискретизации вкупе с тем, что версия игры для Gamecube поддерживает Dolby Pro Logic II.
Всё это задает очень густую визуальную и звуковой атмосферу, которая будет с вами до самого финала игры. Gamecube в этой игре смог показать неплохое цветное освещение и неплохое освещение от огня и прочих источников света. Хотя свет, конечно, по большей части запечен.
Но вместе с отличным дизайном локаций это давало на экране очень контрастную картинку, объемный звук добавлял эффект присутствия и позволял за секунду до смерти осознать что к вам приближаются со спины злобные Ганадо и сейчас вы будете схвачены.
Управление было также на высоте. Оно ощущалось отзывчивым и точным. Даже с моей неумелой игрой на геймпаде мне регулярно удавалось прицелиться точно в голову или попасть в динамит? который на вытянутой руке нес бегущий навстречу местный житель.
Управлению помогала и плавность работы игры. Это очень стабильные 30 кадров в секунду с равномерным временем кадра.
Случаются ли падения? Да, в тяжелых сценах, на битвах с боссами также бывают редкие и минорные случаи фреймпейсинга. Но такие ситуации в подавляющем меньшинстве, поэтому после прохождения эта версия Resident Evil 4 мне запомнилась как стабильная и плавная.
И не забудьте про обилие эффектных катсцен, которые работают в реальном времени на железе консоли.
Но это была лишь первая версия игры, которая впоследствии часто менялась в малозаметных мелочах. В марте 2005-го европейская версия Resident Evil 4 представила едва заметные изменения в стартовых заставках и надписях на экране.
Sony Playstation 2
Но уже тогда договор Capcom Five разваливался, a Gamecube, не снискав большую популярность, уходил на покой. И тогда в конце 2005-го года в продажу поступает порт Resident Evil 4 для самой популярной и известной игровой платформы шестого поколения — Sony Playstation 2.
И этот порт поставлялся с одним очень большим преимуществом перед Gamecube-версией. Дополнительным сценарием за Аду Вонг под названием Separate Ways. По большей части сценарий за девушку в красном происходит в тех же локациях, что и сценарий за Леона. Более того, в течение своего пути она несколько раз поможет ему, что вызовет у игрока дополнительное чувство связи с основной историей.
С точки зрения геймплейной механики это старая добрая Resident Evil 4. В целом это очень хорошее дополнение к игре и если вам понравилась основная игра, то я советую не пропускать Separate Ways. Она проходится часов за пять-шесть и вы в нем не разочаруетесь.
Самые же заметные и значительные изменения произошли в графической и звуковой частях порта. Resident Evil 4 на Playstation 2 работает без letterbox’а, почти во весь экран. Небольшие рамки все равно остаются по обоим сторонам экраном но заполнение кадра разительно отличается от Gamecube-версии, а широкоформатный режим здесь анаморфный.
Но угол обзора не получает каких-либо заметных улучшений по сравнению с оригинальной версией игры. И несмотря на то, что разрешение рендеринга кадра выше, чем на Gamecube — 640×448 — в целом картинка на Playstation 2 выглядит более размытой.
Также уменьшенное количество полигонов практически всех объектов.
И не только они! Та же участь постигла и Леона — упрощена как геометрия его куртки и волос, так и всего тела.
На примере деревьев из первой локации заметно, что порой уменьшается даже количество объектов.
Или, например, здесь на Gamecube часть локации сильно затоплена, когда как на Playstation 2 воды нет совсем. Упростились многие эффекты, в том числе освещения и затенения.
Как и отражения, которые, пусть и очень примитивные, но все же присутствовали на консоли от Nintendo.
Из-за чего Resident Evil 4 на Playstation 2 выглядит гораздо более замыленным, чем на Gamecube, так это текстуры. Они представлены в более низком разрешении.
Порой разница совсем разительна. К тому же есть небольшая проблема с их фильтрацией — границы этой фильтрации хорошо заметны на ландшафте при медленном проходе по локации.
Вдобавок ко всему все катсцены больше не обрабатываются в реальном времени — они проигрываются в виде видеороликов, которые записаны с Gamecube версии игры. Это заметно по характерным артефактам сжатия, а также по изменениям графики в этих роликах. Само собой изменение костюмов в игре не отображается в этих роликах.
Также есть незначительные изменения в некоторых заставках, текстах. Но как и в случае с европейской Gamecube-версей, эти изменения незначительны. А вот сокращение объектов на локациях порой были очень даже заметны, из-за чего в некоторых случаях появления и исчезновения объектов происходило прямо перед глазами
Из-за всех перечисленных изменений, к сожалению, атмосфера не такая густая и всеобъемлющая как у Gamecube-версии.
Усугубляет этот эффект и звук. Здесь, как и в оригинальной версии, поддерживается Dolby Pro Logic II, но из-за дополнительного сжатия звук становится не таким насыщенным и как будто приглушенным. Порой даже до потери эффекта объема.
Но в порте для Playstation 2 были и положительные изменения. Все они касаются контента. Кроме большого дополнительного сценария Separate Ways, о котором я рассказал выше, были добавлены костюмы для главных героев и дополнительное оружие. К сожалению все упрощения Playstation 2 версии не помогли консоли удерживать 30 кадров в секунду 100% времени.
Падение случались и на Gamecube, но в действительно загруженных сценах. А на Playstation 2 это происходит просто чаще. Падения частоты кадров все еще достаточно редки и не так продолжительны, но это обидный факт, учитывая множество упрощений в графике и звуке.
Забудем о первом порте на ПК
В 2007 году в порт Resident Evil 4 на основе именно этой версии и был выпущен на ПК. Только туда практически не добавили настроек графики, а управление заметно ухудшили, предлагая целиться на клавиатуре без возможности переназначения клавиш. Работал порт плохо и в целом о нем лучше вообще не вспоминать.
Nintendo Wii
Но в том же 2007 игра вышла на Nintendo Wii. С графической точки зрения она полностью повторяет версию для Gamecube без каких-либо заметных изменений. То же самое касается и звука.
Но в эту версию был добавлен весь контент из версия для Playstation 2, а управление поддерживало как классический геймпад, так и контроллер от Gamecube и Wiimote.
И управление с помощью последнего было сделано максимально правильным, удобными и понятным. Оно превращает прохождение игры в очень приятный опыт.
И конечно же Wii воспроизводит эту игру в широкоформатном соотношение сторон в полных кадр при крайне стабильных 30 кадрах в секунду.
Из всех вариантов Resident Evil 4, выпущенных не на HD консолях, я считаю этот самым лучшим и удобным вариантом.
В целом все 3 версии игры нельзя назвать испорченными.
Gamecube-версию, несмотря ни на что, я обожаю от обложки до самых финальных титров.
Playstation 2 порт, конечно, звучит и выглядит как серьезный шаг назад, но имеет заметный перевес в контенте относительно оригинальной игры.
Версия для Wii, как вы уже поняли, моя любимица. И лично для меня это все еще лучший способ играть в Resident Evil 4.
Хотя объективно сейчас игроки предпочтут более современные способы познакомиться с этой замечательной игрой.
Лучшие комментарии
Совсем забыл о Первом Комментарии.
Спасибо! Провожу такие сравнения иногда, одно из них (самое крупное) решил вот выложить на Stopgame.
Люблю такие сравнения одной игры с разных платформ, спасибо)
Помню, когда на своём первом ПК проходил RE4. С кое как прошёл до QTE с булыжником и долго не мог его пройти, а всё из-за косяка с портом, где не были перерисованы клавиши. Дальше ещё веселее: в катсценах чёрный экран, периодические вылеты, косяки с русским переводом, который видимо делал фанат через словарь. И из-за этого считал игру ужасной!
Спустя несколько лет купил HD на ПК и прошёл с удовольствием. Правда мышка всё равно могла тупить. Благо можно было переназначить клавиши, которые корректно отображались.
НА PS2 с другом играли и было больно. Графика мыльная, прорисовка ужасная, врагов почти не видно в стартовой локации, целится неудобно (прицел рывками двигается).
Да. HD версия смотрится неплохо.
Про отсутствие заставок в QTE и назначение клавиш на форумах и обзорах часто читал. Так что не я один был мученник
Я, кстати, проблем с QTE не припомню, но столько лет прошло, может и забылось уже. А вот вагон и три маленькие тележки других проблем въелись в голову. Потом, когда поиграл на Gamecube, вообще влюбился. А вот HD как раз не трогал ни разу. Так понимаю, что она очень даже хороша.