4 апреля 2021 4.04.21 13 11K

Dishonored. Упадок Викторианской Эпохи.

+68
Лучший блог недели
1000 ₽

Вступление

Добрый день\утро\вечер\ночь\сумерки у кого-то может быть. Вобщем привет) Не раз и не два слышал такую мысль что Dishonored пропитана атмосферой Викторианского Лондона. И на первый взгляд так и есть. Каждый раз когда Самуэль везет нас на задание игра позволяет насладиться видами Дануолла, который действительно похож на Лондон XIX века. Фасады зданий, узкие трубы на крышах выстроенные в ряд, ну и конечно же и заводы дающие понять что город находится в стадии промышленной революции. Да можно просто сравнить карты двух городов и все сомнения в том откуда разработчики черпали вдохновение отпадают.

Карта Дануолла
Карта Дануолла
Карта Лондона 1843 года.
Карта Лондона 1843 года.

Так что же такое «Викторианская эпоха» и почему Dishonored так ее напоминает? Давай разберемся! А для этого нам необходимо сначала узнать чем жили люди в то время, и просто сравнить эту информацию с тем, что мы видим в игре.

Одежда

Гремящая по всей Европе промышленная революция сделала так, что цена на хлопок и одежду упала до общедоступных, благодаря чему почти все сословия смогли позволить себе хорошую одежду. Кроме бедняков, у этих ребят все было плохо, поэтому их внешний вид мы трогать не будем, а посмотрим только на высший и средний классы. Казалось бы разбираемая эпоха была каких-то полтора века назад и люди там не должны были носить одежду сильно отличающуюся от того, что мы носим сегодня. Но это только так кажется. И забегая наперед, скажу что из-за особенности сеттинга игры Arcane отошли от реальной истории и костюмы разительно отличаются от одежды 19 века.

Начнем с мужчин. Мужчина Викторианской Эпохи был всегда одет в костюм состоящий из длинных брюк, жилета и пиджака. Под жилет одевали рубашку, в качестве обуви носили туфли а голову обязательно покрывала шляпа. При этом средний класс старался одеваться так-же как и высший.

Мужская мода конца XIX века.
Мужская мода конца XIX века.

Что же мы видим в игре. Первое что бросается в глаза это отсутствие головных уборов. В Викторианской Англии выходить на улицу с непокрытой головой считалось не приличным. Шляпа была таким же показателем статуса как и костюм, а в игре это почему-то игнорируют. Следующие отличие то что большинство персонажей носят сапоги в которые заправляются брюки. Братья Пендлтон, считая себя элитой высшего света, вовсе носят чулки. Другие же аристократы для подчеркивания своего статуса носят воротник жабо. В итоге у нас получается некий микс Викторианского стиля из которого взяли пиджак, и более ранних стилей в которых было модно заправлять брюки в сапоги, носить чулки и воротники жабо.

Средний класс больше похож на Англичан тех лет, тут мы уже видим туфли, брюки, рубашку и жилет. Хотя например Офицер пропаганды одет достаточно неряшливо для своего статуса, хотя в реальности имея столь высокое положение человек старался бы походить на людей высшего сословия.

С женскими нарядами все совсем плохо. Женщины в игре одеваются либо как мужчины, либо носят костюмы.

Во первых женские костюмы появились только в 20-м веке, а во вторых было просто невозможно представить чтобы женщина оделась как мужчина. У женщин Викторианского времени вобще положение было не завидное. Женщины, а точнее женское тело, считалось самой порочной вещью, из-за чего девушкам приходилось носить кучу слоев одежды, которая скрывала их фигуру. Каждый кусочек кожи скрывался под одеждой, и только на балах девушка могла оголить ключицы. Для каждого из мероприятий была своя специальная одежда, и женщинам приходилось менять платья по 3 раза в день, а то и больше. Главной отличительной чертой того времени были корсеты, которые затягивали так сильно, что давление на внутренние органы приравнивалось к 10 кг. В начале эпохи были популярны просто легкие платья в несколько слоев. Далее появились огромные кринолины, скрывающие фигуру. Это такой жесткий каркас, который создавал на которую натягивали ткань и получалось платье невероятного объема. Позже в моду вошли турнюры, специальная подушка которая подкладывалась под платье сзади ниже талии. Дополнительно под платьями было еще несколько слоев рубашек. Одежды было настолько много, что ее вес мог с легкостью достигать 18-ти килограмм. В дождливую погоду девушки гулять не выходили, потому что если она промокнет, то сделать хоть 1 шаг в такой одежде будет стоить неимоверных усилий.

Город и транспорт

В целом же гулять по Викторианскому Лондону было комфортно только в богатых районах, так как с повсеместным строительством заводов появилась новая проблема — загрязнение воздуха. В воздухе летало столько сажи, что оседая на стенах домов она делала его полностью черным. В игре подобная проблема так-же присутствует и даже упоминается во внутриигровых книгах.

Да и без заводов на самом то деле выбросов хватало, тысячи каминов отапливали дома Лондонцев выбрасывая в атмосферу густые клубы дыма. И кстати подобные дымоходы на крышах появились не спроста. После Великого пожара 1666 года правительством был издан указ призванный обеспечить безопасность города. Камины было необходимо строить определенным способом с более узким дымоходом.

И для всего этого необходимо было топливо и зачастую это был древесный уголь. А теперь представьте в каких объемах нужно было доставлять этот самый уголь. На кареты много не нагрузишь, поезда ходят по расписанию, поэтому самым популярным грузовым транспортом стали баржи. И этих барж было настолько много, что Темзу можно было просто напросто перейти по ним не замочив ноги. Пробки на Темзе были типичным зрелищем для того времени.

В Dishonored баржи, корабли и лодки также являются основным средством передвижения. Да это и не удивительно. Широченная река разделяет Дануолл на 2 части и по ней очень удобно перевозить как грузы, так и горожан.

Ворвань и китовый промысел

Если раньше люди полагались на ветер, то с открытием ворвани корабли перестали зависеть от него, что позволило китобойным траулерам гораздо легче догонять жертву, в разы увеличив производство ворвани.

Китобойный траулер с левиафаном на борту.
Китобойный траулер с левиафаном на борту.

Благодаря ворвани люди смогли пересесть с карет на рельсомобили и поезда. Ворвань питает все в этом городе громкоговорители, фонари и прожекторы, разрядные столбы и стены света. Последние кстати по принципу своего действия очень похожи на разряды катушки Теслы, которая используете электрический ток. И это является самым большим отличием нашего мира от мира Dishonored. Если в нашем мире благодаря стараниям множества ученых по всему свету уже в XIX веке электричество начало плотно входить в жизнь людей, то в игре ворвань появилась можно сказать случайно, став основным источником энергии. Добывать эту субстанцию начали еще задолго до промышленной революции, однако по настоящему раскрыть ее потенциал как энергоносителя удалось только Эзмонду Розберроу.

Эзмонд Розберроу.
Эзмонд Розберроу.

Эзмонд наблюдал как рабочие доков и китобоен используют добытую ворвань, чтобы разжигать костры, и ему в голову пришла мысль, что ворвань можно использовать более разумно. При помощи особого процесса очистки от примесей ему удалось превратить ворвань в полноценный источник энергии. В дальнейшем ее начали использоваться в промышленности, что и послужило началом промышленной революции. Китовый промысел стал одним из ведущих в экономике Империи, а изобретения Антона Соколова в несколько раз увеличили использования ворвани.

Со временем аппетиты империи росли все больше и ей нужно было все больше ворвани что могло привести к полному вымиранию левиафанов. В реальности китобойный промысел также имел место, и более того, ворвань существует в нашем мире. Фактически «ворвань» это устаревший термин, который употребляли по отношения к тому, что сейчас мы называем просто жир. Ворвань добывали путем вытапливания жира, она имела желтый или бурый цвет и неприятный запах. Использовали ее в качестве горючего для ламп, кожевничестве а так-же в качестве смазки для механизмов. Как и в игре из-за охоты на китов их популяция резко упала, а лидерами китобойного промысла до середины 20-го века были Нидерланды и Великобритания.

Чума

Однако вымирание целой популяции мало кого волновала на момент первой части Dishonored. В городе была более серьезная проблема. Дануолл погибал из-за разразившейся в нем чумы. Пожелав избавиться от нищеты Глава Тайной службы Хайрем Берроуз поселил чумных крыс в бедных районах города и начал ждать когда все бедняки умрут.

Хайрем Берроуз. Глава Королевской Тайной Службы
Хайрем Берроуз. Глава Королевской Тайной Службы

Однако в его планы не входило то что крысы начнут пробираться и в другие районы города, заражая уже более богатых жителей. Помимо крыс чуму так-же разносили и сами люди, и что естественно, город изолировали от остального мира и ввели всеобщий карантин. Все настолько сильно были заняты чумой, что упустили из виду трещену в дамбе, которую прорвало из-за чего целый квартал, который ранее был торговым сердцем города, оказался затоплен. В последствии сюда начали отправлять плакальщиков и сбрасывать трупы умерших.

Затопленный квартал.
Затопленный квартал.

Больные чумой начинают лысеть, терять вес, кожа становится бледной, легкие и мозг сильно повреждаются оставляя больного с хроническим кашлем и сниженными когнитивными способностями. На поздних стадиях болезни из глаз начинает течь кровь, из-за чего таких больных прозвали плакальщиками.

Больной чумой.
Больной чумой.

В Вкиторианском Лондоне конечно не было подобной эпидемии, хотя вспышка холеры на Брод-стрит была весьма ощутима. Ну и так же не стоит забывать о туберкулезе, который унес миллионы жизней и от которого страдали как бедные слои населения, так и аристократия. Однако в середине 17 века в Лондоне была эпидемия бубонной чумы, которая унесла жизни 20% населения города. Людей этой болезнью заражали чумные блохи, которых переносили крысы. А в грязном и густонаселенном Лондоне, где бедняки спали буквально бок о бок с крысами, чума распространялась ну очень быстро.

Великая чума в Лондоне. 1665 год.
Великая чума в Лондоне. 1665 год.

И вот это уже ближе к тому что происходит в городе. Но больше всего своими масштабами чума в игре напоминает пандемию прозванной «Черной смертью». Пик черной смерти пришелся на середину XIV века. В это время просто не существовало эффективных методов лечения и чума унесла жизни более половины населения Европы.

Питер Брейгель — Триумф смерти
Питер Брейгель — Триумф смерти

Вот вам небольшой пример как распространялась эта чума между городов на территории России матушки. На Русь чуму привезли европейские купцы и первым городом на ее пути оказался Псков, где число умерших было так велико, что в один гроб клали по 3-5 трупов. Обезумевшее от такого ужаса население послало за новгородским архиепископом Василием Каликой, чтобы своей молитвой тот отвел от их города гнев божий. Василий приехал, обошел город с крестным ходом, помолился над больными — и сам умер от чумы на обратной дороге. После чего Новгородцы устроили ему пышное погребение,  выставили тело в Софийском соборе и в итоге в Новгороде также вспыхнула эпидемия. И если бы в игре правительство проворонило момент не закрыв своевременно город на карантин, то чума точно также распространилась бы по всей империи.

Банды

И во всем этом творящемся хаосе просто не могло не появиться всякого рода мародеров и бандитов. Банда Боттл-Стрит является самой влиятельной преступной организацией Дануолла. После наступления чумы они силой отбили винокурню у ее прежних владельцев, банды Шляпников, и теперь производят в ее стенах поддельный эликсира Соколова просто размешивая настоящий эликсир водой в пропорции 1 к 3. И уже готовый продукт они продают отчаявшимся беднякам хорошенько зарабатывая на чужом горе. Благодаря такому, в кавычках, бизнесу, банда набрала достаточно влияния для того чтобы контролировать некоторые дела в городе.

Банда Боттл-Стрит на винокурне.
Банда Боттл-Стрит на винокурне.

Хоть эта организация и называется бандой, однако фактически она является серьезным криминальным синдикатом, так как банды до настолько масштабного влияния не дотягивали. Прототипом этого синдиката стали романтизированные образы реальных английских банд 19-го века.

Билли Кимбер и «Бирмингемская банда»
Билли Кимбер и «Бирмингемская банда»

Частенько в банды сбивались подростки под управлением кого-то взрослого. Так например средний возраст всем известной банды «Острые Козырки» был 13-16 лет. А во главе банды стоял уже довольно пожилой Томас Гилберт.

Острые Козырьки. Справа тот самый Томас Гилберт.
Острые Козырьки. Справа тот самый Томас Гилберт.

Кто-то наверняка вспомнил одноименный сериал и парни в нем выглядели довольно взрослыми. Так вот в сериале нам показывают банду из Бирмингема, которой сценаристы дали звучное название и развили миф о том что хулиганы зашивали бритвы в козырьки своих шляп, из-за чего и получили такое название. Но только стоит учитывать что на тот момент безопасные бритвы только только появились и стоили баснословных денег, поэтому шансы что это не миф а правда стремятся к нулю. Также вы должны понимать что в банды вступали люди из трущоб не желающие работать и основным видом деятельности которых являлись грабежи, похищения и вымогательства. Я не говорю что банды плохо зарабатывали, они чувствовали себя достаточно хорошо. Не стоит забывать и о Билли Кимбере который крышевал ипподромы Англии, но это все не то. Да эти банды вселяли страх в людей и с ними приходилось считаться, но для укрепления настоящей власти тебе необходимо предложить людям что-то, чего им чертовски не хватает. А в 19 веке с этим были некоторые проблемы. Запрета на алкоголь не существовало, да даже запрета на наркотики не было. Опиум и кокаин были разрешены в то время и стоили даже дешевле спиртного.

Билли Кимбер.
Билли Кимбер.

Оккультизм и религия.

Очень важной частью игры является Чужой, которого в оригинале называют Outsider и раз уж мы взялись за перевод собственных имен, то я бы назвал его Потусторонний, так как это более точно описывает сущность данного персонажа.

Чужой.
Чужой.

Люди считают его существом из другого мира, мира по ту сторону жизни и в попытках связаться с ним зачастую проводят ритуалы связанные со смертью. Некоторые приносят в жертву животных, некоторые даже людей, а кто-то просто валяется в кладбищенской земле. И если в игре оккультизм существовал для получения сверхъестественных способностей, то в Викторианской Англии это было простым развлечением. Не подумайте, никто не убивал людей ради веселья, ну всякого рода сатанистов мы в расчет не берем, а вот попробовать связаться с умершим родственником с помощью вот такой дощечки было довольно популярно.

И люди в это искренне верили, они были убеждены что всевозможные устройства для связи с потусторонним миром действительно работали. Про спиритуализм писали книги и статьи, в которых доказывалось что это настоящая наука. Спиритуализм был неотъемлемой частью того времени. Ну а что еще делать? Читать книги люди ленились во все времена, а вот попробовать призвать духа звучит довольно интересно.

Существовали специальные люди неплохо зарабатывающие на этом. Очевидцы спиритических сеансов таких медиумов утверждали что духи не просто связывались с живыми при помощи специальных устройств, а  издавали громкие шумы, поднимали в воздух мебель и людей или даже материализовывались сами.

Сестры Фокс. Одни из самых известных медиумов своего времени.
Сестры Фокс. Одни из самых известных медиумов своего времени.

В реальности церкви подобные развлечения были не очень интересны, но вот в игре для борьбы с оккультизмом была создана специальная религиозная организация под названием Аббатство Обывателей, хотя если разобраться то Аббатство скорее является антирелигиозным образованием.

Главной целью Аббатства является защита людей от влияния Чужого, и методы их работы напоминают некую карикатуру на инквизицию, в особенности испанскую. Сжигание еретиков на кострах и обогащение за счет конфискации имущества практиковали как Смотрители Ордена так и Инквизиторы. Разница лишь в том что изначально Инквизиция пыталась навязать свою веру евреям, и только потом уже переключились на сжигание ведьм, а Аббатство пытается искоренить веру в Чужого, заменив ее концепцией Семи запретов, без привязки к какой-либо метафизической сущности. И что естественно Аббатство всеми руками поддерживает технический прогресс, так как с его развитием отпадает нужда в использовании черной магии, в отличии от реальной церкви, которая долгое время запрещала какие бы то ни было научные изыскания, особенно в области медицины, считая молитву лучшим лекарством.

Сжигание ведьмы.
Сжигание ведьмы.

Интерьеры домов

Тем не менее здавый смысл все же победил, наука начала развиваться и промышленная революция все-таки началась. Средний класс в Англии стал зарабатывать гораздо больше и множество людей начали переезжать в более дорогие дома, благоустраивая внутреннее убранство на манер буржуазии, бездумно копируя элементы готики, классицизма, барокко и рококо, получив на выходе сборную солянку. Сверху приправляем все развитием железных дорог, благодаря которым у людей появилась возможность путешествовать в разные страны. Из которых они привозили местные предметы декора добавляя в уже имеющуюся солянку элементы экзотики.

Ну и конечно же не стоит забывать что это бывший бедный средний класс, который никогда в своей жизни не видел роскоши, и теперь они настолько сильно жаждут эту самую роскошь, что заполняют свои дома мебелью и посудой настолько плотно образуя какой-то лабиринт из диванов, кресел, шкафов и столов заполненных всевозможной посудой, торшерами, картинами и прочими украшениями. Стены также не оставлялись без внимания, да я уже упомянул картины которые обильно развешивали, особенно в гостинной, но так же не забывали про зеркала и что более важно, стены украшали различные орнаменты, которые дополнительно создавали эффект заполненности пространства.

Получилось так что если ты не чернорабочий и не бедняк, то тебе было необходимо не только одеваться соответственно, но и жить подобающем интерьере.

И всего этого в игре нет. Если в Англии промышленная революция началась еще в конце 18-го века с развитием текстильной промышленности, металлургии а так-же изобретением парового двигателя, то в мире Dishonored все произошло в одночасье. Люди просто не успели приспособиться и научиться зарабатывать. Не было движения Луддитов, не появилось никаких профсоюзов которые боролись бы за права рабочих. Еще вчера ты вспахивал грядки мотыгой, а сегодня по улицам ходят толлбои. Будущее наступило слишком резко. С Открытием Ворвани стал возможен переход от ручного труда к машинному, из-за чего множество крестьян обеднело и переехало в город чтобы работать на заводах.

Типичный дом в игре в хорошем квартале.
Типичный дом в игре в хорошем квартале.

К слову о бедняках в Англии. Если тебе не повезло и ты таковым являлся, то о плотно заставленном жилище можно было мечтать. Да что уж там, о хоть какой-то мебели приходилось мечтать. Зачастую люди бедного сословия ютились в маленькой комнатке. Причем все было настолько плохо, что в одном помещении жило несколько семей, каждая из которых снимала свой угол.

Большую часть населения Англии составлял рабочий класс, который не мог позволить себе хороший кров и им приходилось жить в сараях, амбарах, погребах и лачугах специально выстроенных для людей низшего класса. Жилища кишели клопами, тараканами и крысами. Никакой гигиены, никакого комфорта или даже хотя бы туалета, люди спали в одежде на грязных матрасах и выглядели соответствующе. Готовить приходилось на улице на общественных кострах. Зимой люди жили в холоде так как домовладельцы экономили на угле, а сами жильцы позволить себе подобную роскошь были не в состоянии.

И это тоже не очень похоже на показанное нам в игре. Бедные кварталы хоть как-то, но все же обустроены. На самом деле все выглядит так, будто бедность в игре появилась из-за чумы, а не из-за того что владельцы предприятий платили людям гроши как это было в реальности. Хоть в игре и можно найти множество записей о чудовищных рабочих условиях.

Комната в не самом лучшем квартале города. Сзади есть еще разломанная кровать.
Комната в не самом лучшем квартале города. Сзади есть еще разломанная кровать.

В Англии дети бедняков уже с 5-ти лет могли работать на шахте или заводе. Ну или их покупали для работы трубочистом. Да-да, их именно что покупали! В игре также можно найти записи подтверждающие использование детской рабочей силы, и я бы больше удивился если бы ее там не было. Нравственность еще не успела далеко уйти от средневековья, а детям можно банально меньше платить. Поэтому как в Англии так и в Dishonored детский труд является логичной ступенью развития капиталистического общества. Бесчеловечной, но тем не менее логичной.

Работяги с твича.
Работяги с твича.

Ну и высший класс. Хотя что про них говорить, что в игре что в жизни у них все как обычно, большие роскошные дома, множество прислуги и нездоровое помешательство на этикете. Викторианская эпоха была довольно мирной, а раз воин нет, то деньги можно тратить на балы и роскошные приемы, которых было ну очень много в сравнении с предыдущими годами. И в миссии где нам необходимо проникнуть в особняк Бойлов, который кстати является ярким представителем викторианской архитектуры, мы можем увидеть внутреннее убранство.

Особняк Бойлов.
Особняк Бойлов.

Так вот не смотря на внешний вид, внутри особняк семейства Бойл оформлен в стиле Ампир, так же известном как Имперский стиль, и в этом довольно много смысла. Подобный стиль был очень популярен в начале 19 века, а как вы можете помнить промышленная революция у нас так-же шла на протяжении всего 19 века.

Так же в игре говориться что ранее этот дом принадлежал Верховному Смотрителю и мне кажется что Верховный Смотритель жил в менее помпезном доме. Из всей этой информации делаем вывод что после того как семейство Бойл выкупило здание, они сменили интерьер на более роскошный, который подчеркивал бы желание семейства Бойл быть утонченными во всем, а так же их желание отдалиться от простолюдинов. Ну и я так же вижу в этом некий символизм, что аристократия Островной империи живет в Имперском стиле.

Итог

Что можно сказать по итогу. Является ли город показанный в игре представителем Викторианской эпохи? Нет. Управление Верховного смотрителя вообще напоминает архитектуру Нацистской Германии, которая ну никак не могла появиться в то время.

Становится ли игра от этого плохой? Тоже нет. Dishonored это прекрасная игра со своей собственной атмосферой, которую с трепетом создавали разработчики из Arcane Studios. И не стоит забывать что Dishonored это художественное произведение, в котором авторы могли сделать все что им заблагорассудится, главное чтобы нам было интересно в это играть. Ну а я со своей стороны надеюсь что вам было интересно это читать. Благодарю всех кто добрался до этих слов, всего доброго!


Лучшие комментарии

В блогах стопа прям неделя Англии и ее истории) 

Отличный материал, спасибо, что поделился)

Ага, я тоже удивился когда твой пост увидел)

О, и у тебя Dishonored?) Совпадет же так.

Отличное эссэ. Небольшое дополнение. Борьба церкви с научным прогрессом преувеличена. Века до пятнадцатого именно церковь проводила научные изыскания. Только появление протестантизма (в том числе английского) заставила вызвала некотороую борьбу и то только потому что требовалось вернуть паству.  То же относится и к сжиганию ведьм этим в основном занимались протестанты

Буду знать, спасибо)

Хороший, интересный материал, побольше бы такого в блогах.
Но хочу заметить, что причастность DISHONORED к Викторианской эпохе весьма условна. Мне кажется, Англия времен королевы Виктории — это основа мира, на самом деле мир этой видеоигры можно детальнее описать эпохами Наполеоновских войн, эпохой ампира, и Интербеллумом, эпохой между мировыми войнами: именно на пересечении этих двух эпох выстраивается немалая часть деталей мира. Хотя Викторианский мир, разумеется, выступает художественным фундаментом, закладывающим настроение мира DISHONORED.

Ждём новых интересностей, о других игровых вселенных. 

Не видел кстати. Спасибо что показал, интересно было посмотреть на ту же тему, но с несколько иным подходом)

отпишись, интересно будет узнать впечатления

Так я же написал, интересно было посмотреть на иной взгляд на тему)

Читай также