30 марта 2021 30.03.21 2 3061

Почему «Мор. Утопия» так и не стала великой игрой для меня?

+2

                                       Дисклеймер: Я не ненавижу эту игру, я ею разочарован.
                                                             Никакого негатива в адрес игры в блоге нет.

Начну с того, что у меня есть своя история связанная с видеоигрой «Мор. Утопия», которой я хотел бы с вами поделиться.

В августе 2004 года перед моим взором предстала она — S.T.A.L.K.E.R! Нет, я ничего не перепутал. Читайте дальше. Поверьте на слово, тогда все говорили только о ней. Везде и повсюду! Дебютный трейлер, если кто-то из вас его помнит, был настолько сногсшибательным, что все остальное просто терялось на его фоне. Попробуйте отыскать его в сети — он действительно обалденный.

Однако моё внимание привлекли ещё две «тёмные лошадки». Это «Маскарад вампиров» (она же Vampire: The Masquerade — Bloodlines) и главная героиня этого блога — «Мор. Утопия». Их дебютные трейлеры были не менее запоминающимися для меня. Конечно, они не обладали таким же «Ух ты!» эффектом, но всё равно оба ролика остались в моей памяти. Все три игрушки были упомянуты в журналах «PC-игры» и «Мир Фантастики». Они мне запомнились, заранее горячо полюбились и я их ждал. Речь, конечно, в этом блоге пойдет в основном о последней из упомянутых.

Напишу вам всё как тогда было. Увидев дебютный трейлер «Мор. Утопии», я влюбился в эту игру. Атмосферная, стильная, интригующая. Никто точно не знал о чём она и как она будет играться. В то время мы могли только гадать об этом. Лично в моём представлении, «Мор. Утопия» была этакой русской «Silent Hill». Господи, да это даже звучит круто. Как же сильно я тогда ошибался …

«Мор. Утопия» стала и до сих пор остается для меня одним из самых больших разочарований, какое я только мог испытать от видеоигр. Но поскольку многим другим людям игра нравится, я пришёл к выводу, что проблема во мне.

«Игра не плохая — это просто со мной что-то не так» — решил я.


Но потом я увидел новость на портале StopGame.

ICE-PICK LODGE признала финансовый провал ремейка «МОРА» — студия готовится к серьезным сокращениям

И цитату главного создателя этой игры Николая Дыбовского:

«Сейчас недостаточно быть просто „игрой не для всех“ — таких произведений стало настолько много, что они уже фактически оказались „играми для всех“. Теперь вопрос в том, чтобы добраться до подходящей аудитории. А так как релизов очень много, на рынке „шумно“ — докричаться до своих покупателей тяжело. У „Мора“ докричаться не получилось.»


Безусловно, у ремейка есть свои проблемы, но по сути это те же проблемы, что были и у оригинальной игры. Просто в ремейке негативный эффект от этих проблем усилился, потому что сами проблемы стали более очевидными. Мне так кажется. Но речь пойдет об оригинале и только о нём в этом блоге.

 
Николай Дыбовский
очень интересный человек. Я прочитал о нём все три статьи на сайте под названием «Факультет гейм-дизайна — это как? Интервью с Николаем Дыбовским.»

Николай очаровательно рассуждает на тему геймдизайна, производства видеоигр и он очень умный и начитанный. А ещё он абсолютно не прав в своих выводах.

Причины, по которым «Мор» провалилась, как мне кажется, кроется вовсе не в том, что «игра не для всех» или ещё что-то там. Конечно, я не геймдизайнер и не буду учить Николая Дыбовского и его команду делать игры. Я рассуждаю с позиции обычного игрока, которому их игра не понравилась. Но в отличие от десятка других игроков, мне хочется разобраться почему так.

Мне хочется разобраться почему самой успешной игрой их студии стала вовсе не амбициозная «Мор Утопия», а маленькая «Тук-тук»?

Почему Мор не способна стать любимой среди массового игрока? Давайте по порядку.

Mona Zelda
Mona Zelda

Видеоигры это не (совсем) искусство

У американского критика Роджера Эберта была такая знаменитая статья под названием «Видеоигры это не искусство». У этой статьи есть даже перевод на русский язык в сети. И не смотря на то, что человек давным давно ушёл из жизни люди до сих пор оставляют свои комментарии под этой статьей. Мне почему-то больше всего запомнились оттуда эти слова:

«Как бы красиво футболист не забил бы мяч в ворота, никто в здравом уме не назовёт это искусством.»


Мысль Эберта, если коротко, заключалась в том, что видеоигры ближе к спорту. Кибер-спорту, можно сказать. Да, у них может быть очень хорошее художественное оформление, но почти все популярные у игроков произведения в этом направлении так или иначе содержат в себе некий хорошо реализованный «спортивный элемент». Стрельба, борьба, бег, сражения на мечах, прыжки и так далее. А если мы вспомним тот факт, что «шахматы — это тоже спорт», то даже такой геймплейный элемент как решение головоломок, даже простеньких, в видеоиграх тоже можно отнести к кибер-спорту.

Многие отмечают, что «Hmmm… He has a point!» То есть, ну да, это действительно так. Однако другие пишут, что Роджер Эберт был прав и был не прав одновременно. Почему так? Потому что не всегда вся суть игры сводится к какому-то «спортивному элементу». В некоторых видеоиграх вообще нет игрового процесса, точнее именно вот такого «киберспортивного». Игры типа Night in the Woods, To the Moon, Life is Strange. Все три очень популярные игры, как с точки зрения продаж, так и с точки зрения «искренней массовой народной любви».

Возникает вопрос, что не так с «Мор Утопия»? Чем же она «хуже» таких игр как Night in the Woods, To the Moon, Life is Strange и им подобных?

Когда «Мор Утопию» критикуют, некоторые люди пишут так:

«Ты не понимаешь! „Мор Утопия“ — это театр!»


Но я был в театре и я что-то не припомню, чтобы там была настолько сломанная стрельба и боёвка, а после десяти минут представления зрителей выносили вперёд ногами через выход.

Если, как вы говорите, игра про сюжет, персонажей и атмосферу, то зачем тогда здесь нужен геймплей в том виде, в котором он присутствует в игре? Он же только мешает! Не проще было бы его просто вырезать?

Я верю в то, что есть большая разница между неуклюжей боевой системой и сломанной (кривой). Пример неуклюжей — упомянутая выше «Маскарад вампиров». Ваш персонаж хаотично обращается с оружием ближнего боя, не метко стреляет из пистолетов и другого огнестрела, но вам как игроку просто нужно прилагать чуть больше усилий над этим процессом и у-аля, у вас всё получится.

Вывод. Боёвка «Маскарад вампиров». Вы полностью контролируете своего неуклюжего персонажа — так что всё в порядке.

Пример сломанной (кривой) — Мор Утопия. Можете хоть максимум человеческих усилий прилагать во время боя с враждебными npc, с большой вероятностью всё равно проиграете. Почему? Рукопашные атаки выбираются случайным образом из набора нескольких анимации, тайминги столкновений очень нестандартные, хитбоксы очень странные и несправедливые, как для вас, так и для противника, а некоторые враги атакуют так быстро, что очень сложно сразиться с ними без оружия, не получив большого урона. Хуже того, от бросков ножа почти невозможно уклоняться, и они часто просто мгновенно убивают вас.

Вывод. Боёвка «Мор Утопии». Вы не контролируете своего персонажа в полной мере — так что всё плохо.

Очень важный момент по поводу того, как реализованы бои в «Мор Утопии»: речь не идёт о том, кто умеет/не умеет делать хорошую боёвку в играх. Dontnod умеют делать хорошую боёвку с крутой постановкой. У них была Remember me. Она не была идеальной игрой, но боевая система особых нареканий у игроков не вызывала. Разве что только своей «простоватостью».

В Life is Strange нет боевой системы, но я никогда не видел, чтобы Dontnod кто-то предъявлял претензии за это. Не захотели и не сделали. Игра не об этом. Этот элемент здесь не нужен. А вот кто заставлял ICE-PICK LODGE делать боевую систему в «Мор"е, хотелось бы узнать? Почему «заставлял»? Потому что я не представляю как можно сделать так плохо по доброй воле. Авторы мучали себя, чтобы через не хочу добавить это в игру, чтобы потом мучились игроки? Таков был замысел? Вот лучше бы вы этот вопрос задали Николаю Дыбовскому, Stopgame, он меня в своё время очень сильно волновал.

Забудем про боевую систему, стрельбу или борьбу на кулаках. Другие игровые элементы Мор’а тоже доставляют сомнительное удовольствие. Мне не нравится то, что персонажи за которых мы играем здесь какие-то «дохлики». Они постоянно хотят то пить, то кушать, а когда они не хотят ни того ни другого, они просто умирают от чумы. Вот так вот внезапно.

Вообще, игровой процесс связанный с тем, чтобы персонаж постоянно ел и пил в «Мор"е очень быстро превращается в рутину. Следить за всеми этими показателями в игре для меня это самая настоящая морока. Это похоже на тамагочи и я ненавижу тамагочи. Это сильно отвлекает от погружения в приключение.

Помещения, в которых живут npc в городе Мора все какие-то одинаковые и блеклые, что снаружи, что внутри. Мне так по крайней мере показалось. Это не пробуждает у меня никакого желания исследовать мир игры. Кто-нибудь объяснит мне в чём здесь веселье? Где оно прячется в этой игре? Кстати о моей основной проблеме с Мор Утопией…

The game is fun. The game is a battle. If it’s not fun, why bother? If it’s not a battle, where’s the fun?

Знаменитые слова не менее знаменитого, если не сказать легендарного, теперь уже бывшего президента Nintendo of America Реджинальда Фис-Эме. Он же «Реджи», он же «Реджинатор», господин «My body is Ready», герой мемов и просто прикольный классный чувак. Если вольно переводить его слова, то звучит это так:

«Если игра не весёлая, то зачем она вообще нужна?»


Кто-то напишет: «firefly23412, ты не прав. „Мор Утопия“ это психологический ужастик-выживастик. Она не должна быть весёлой. „Мор Утопия“ — это произведение искусства.»

«Мор Утопия» — это в первую очередь игра и игры никогда не были искусством … в том понимании какое им пытаются навязать сейчас некоторые безусловно талантливые деятели индустрии.

Это во-первых. Во-вторых к слову о survival-horror’ах «Сайлент Хилл» позволяет себе вот это:

Почему «Сайлент Хилл» позволяет себе «вот это»? Потому что это смешно. Это весело. А если это не весело, то… ну вы поняли мою мысль.

Использует ли Николай Дыбовский и его команда слово «fun» при создании видеоигр? Вот на какой вопрос я хотел бы узнать ответ в том материале в трёх частях от StopGame.
Использует ли Николай Дыбовский и его команда слово «fun» при создании видеоигр? Вот на какой вопрос я хотел бы узнать ответ в том материале в трёх частях от StopGame.

Возможно, скорее всего, Нил Дракманн просто неправильно выразился тогда, потому что по факту веселье там есть. The Last of Us Part 2 начинается с момента, когда Элли со своей возлюбленной играют в снежки с местной детворой. Так что, даже если ведущий геймдизайнер был против слова «веселье»,  другие разработчики в команде Naughty Dog не забывали о нём.

Возвращаясь к «Мор Утопии», хочется спросить у людей, которые её любят — какой элемент геймплея в ней несёт в себе «веселье"/ «радость"/"интерес»? Я спрашиваю, потому что так и не смог найти его.

Мне показалось, что геймплей в «Мор утопии», — где-то сломанный, а где-то просто скучный, — это не удовольствие, а преграда, которая мешает мне как игроку наслаждаться атмосферой, сюжетом и персонажами. Узнать их получше и проникнуться ими. Они действительно кажутся мне интересными, интригующими. Это правда. То есть геймплей мешает мне получить тот самый необычный опыт, который игра может мне дать. Но разве это правильно? Так быть не должно. Ну в самом деле, бред какой-то!

Автор абсолютно не прав или в чём-то он прав?

В блоге я использовал рисунки поклонников игры. Они очень талантливые и невероятно воодушевляющие. Я вижу, что «Мор Утопию» есть за что полюбить и я тоже хотел бы её полюбить, ещё с момента, когда её анонсировали, но так и не смог.

В начале блога был такой вопрос: «Мне хочется разобраться почему самой успешной игрой их студии стала вовсе не амбициозная «Мор Утопия», а маленькая «Тук-тук»? " Так вот — «Тук-тук» мне понравилась больше в своё время, потому что там я смог получить ту самую «радость и веселье», которые должны быть в играх, даже если те «нечто большее» или «искусство» или ещё что-то там. Скорее всего, это и есть причина, почему «Тук-тук» самое коммерчески успешное произведение студии ICE-PICK LODGE.

В интернете бытует мнение, что поклонники Мора злюки, интеллектуалы и если ты признаешься в том, что игра тебе не нравится, тебя заминусят, заклюют, обзовут ханжой и ещё как-нибудь обидят.

Чушь это всё! Я уверен, что со мной ничего не случится. Я не писал, что «игра говно», потому что это не соответствует действительности. Люди, которые любят «Мор Утопию», совершенно спокойно отнесутся ко всем этим рассуждениям и будут продолжать любить её и дальше. Тем более, что здесь в этой статье нет ничего оскорбительного или обидного. Этот блог будет доказательством того, что это неправда. Мне так кажется по крайней мере.


Лучшие комментарии

Мне, наоборот, кажется, что вот эта вся тяжесть и поломанность боёвки только сильнее погружает в атмосферу. Ведь если боёвка будет нормальной, то можно будет принаровиться и вырезать целые районы, которые серые, голыми руками. А с такой кривой и неприятной боёвкой лишний раз не полезешь в драку. Хилинький врач не умеет драться и ничего с этим не поделать это сюжет. И твирь цветёт всем хочется кушать пить спать. Это тоже добаляет челенджа. Чувствуешь себя просто человеком, обычным не всемогущим, но способным спасти целый город. Фан берётся из преодоления трудностей каждого дня. Ты понимаешь, что с каждым днём ты всё ближе к концу этой жопы, и каждый завершённый квест или пережитый день это как такой длинный долгий сложный бой с боссом. Не механически, как в душах например, а умственно. Распределил там ресурсы круто на день, провёл умныц оптимальный маршрут, чтобы по пути ещё похавать взять и тряпочку купить для расширения инвенторя. Ну вроде всё сказал.

Читай также