Приветствую.
Честно говоря, я немного в растерянности. Не так-то просто признать, что в этот раз Netflix сумел выпустить зацепивший меня фильм, который сумел сдержать интригу в трейлере и не показать весь свой сюжет в коротких отрывках. Да-да, Marvel – это я на тебя смотрю.
Итак, добро пожаловать на разбор и анализ фильма «Смертельная Зона», 2021 года выпуска. Сразу сообщаю, что дальше будут спойлеры – плюс рассуждения о тех или иных сюжетных поворотах.
Если в «Кольской Сверхглубокой» я взял фильм для глума и унижения, и он полностью соответствовал ожиданиям, то «Outside the Wire» я могу советовать посмотреть. Если, конечно, вы терпеливы к дешевизне картинки – ибо фильмы от стриминговых сервисов это не то, где можно ждать графона.
Стоит заранее оговориться, что в фильме есть моменты и художественные решения, которые кажутся при первом просмотре сомнительными – но по мере продвижения сюжета мы понимаем задним числом, что смысл в них таки есть.
То есть на вопрос «это баг или фича?» подразумевается второй вариант ответа.
Проблема в том, что сделано это не лучшим образом. Восприятие таких моментов очень субъективно и зависит напрямую от вашей готовности прощать ошибки фильму. Вы можете похлопать его по плечу и сказать:
- Ну - ты пытался.
Или отвесить поджопник и глумливо расхохотаться.
«МОРПЕХИ».
На русском языке фильм называется «Смертельная зона», отчего я был готов к появлению роботизированных шлюх-нацисток из вселенной «Вульфенштейн». Отдает какой-то трешатиной, но тут стоит уточнить, что название в данном случае перевести проблематично.
«Outside the Wire» – это отсылка к популярному выражению «Think outside the box». Оно означает «мыслить нестандартно», «выходить за пределы коробки» - первый раз я с ним познакомился еще в комиксе «Романтика Апокалипсиса» (комикс хороший, хоть и специфический).
Тем не менее – можно было подобрать иной вариант. «Без нитей», «Без проводов», «Без поводка», «Из подчинения» - какая-то аллюзия на марионетку или служебную собаку, которая сорвалась с привязи.
«К ноге, Маки»?
Но не будем устраивать тут «Трудности перевода», лучше взглянем на сюжет.
СЮЖЕТ.
Малоизвестный факт: существует уже целый поджанр «будапештский боевик». Будапешт с одной стороны очень комфортен для проживания и имеет ряд послаблений для киноделов, с другой – там легко можно найти пейзажи, которые ассоциируются у западноевропейского и тем более американского зрителя с Восточной Европой и Россией.
Итак, 2036 год.
Будапешт… Верней, Украина, которую изображает Будапешт.
Спасибо, что никаких «Кастовий» и «Урзыкстанов» изобретать не стали, взяв реально существующие страны и конфликты. Так вот, дела на Украине обстоят мягко говоря хреново. В Киеве, наконец, рванула та самая бомба имени Ленина – причем бомба оказалась грязной. В итоге «мать городов русских» и окрестности выглядят как… Как окраины Будапешта.
Где-то тут расположилась база американцев. Разумеется – звездно-полосатые тут с миротворческой миссией, не дать сторонам конфликта убить друг друга. Справляются они с ней так же хреново, как фаольшиво звучит словосочетание «американский миротворец».
В стране продолжается вялотекущая гражданская война, чей итог весьма предсказуем, если взглянуть на карту: небольшая зеленая зона, где базируются американцы и мирные жители напоминает осажденную крепость. А кто же эту крепость осаждает?
Не абы кто – а КРАZНЫЕ!!!
Да, их в оригинале называют именно так, латиницей, а не «red». Хотят ребята всего-навсего войти в состав России (как комментирует один из персонажей – «чтоб было как в старые-добрые»), а противостоит им ОПОЛЧЕНИЕ и ПОВСТАНЦЫ. Что весьма иронично с учетом нынешних реалий и именования сторон конфликта на Украине.
И да, по нормам русского языка – «на Украине». Так же, как «Белоруссия». Так же, как «Германия» - хотя страна называется «Дойчланд».
Выглядит открывающая сцена фильма - как милитари-версия «Убойных каникул»: американские солдатики приехали в Восточную Европу и самоубиваются на свежем воздухе.
Дано: тактическая рота «Гремучник». Полсотни солдат США, два БТР, плюс шагающие боевые роботы, одна из главных фишек фильма. Это именно роботы, а не дроны: люди отдают им команды голосом, а не управляют каждым шагом. В обиходе их называют «болванами».
Сверху барражирует беспилотник, причем он не только высоко летит и далеко глядит, но и может больно врезать, ибо оборудован ракетами.
Тактическая обстановка: ночь, плотная городская застройка, и толпа очень злых людей с «калашами». Все очень плохо: хорошие парни попали в засаду, несут потери, кого-то ранило, армейским методом пролюбили целый отряд «болванов».
Как надо в данной ситуации заявить главного героя – оператора беспилотника? Я имею ввиду – с драматической точки зрения?
Он кусает губы, злясь из-за услышанного в эфире? Может быть – он тихо материться, потому что заложил разворот на боевой курс – а машина мучительно медленно разворачивается?
А может ему пофиг и он, вальяжно закинув в пасть горсть конфет, наблюдает за убийством солдат своей же армии?
Поговорим о главном герое, операторе беспилотника лейтенанте Томасе Харпе. Как позже нам его охарактеризуют – он спокойный, рассудительный, имеет высокие баллы и что-то около ста шестидесяти подтвержденных противников на своем счету. То есть – это профессиональный военный, который наблюдает дистанционно картины войны. Сам он лишь посылает ракеты по особо опасным целям и ведет войну максимально дистанционно. Даже более дистанционно, чем пилоты ВВС или артиллеристы.
Но это все равно военный, знакомый с субординацией и дисциплиной…
Ага, сейчас.
Это истеричная тупая девочка, порождение шизофазии сценариста, который шлет нахрен начальство и сам знает, когда стрелять дорогой ракетой с дорогого беспилотника, а когда нет.
Пока американские солдаты пытаются вытянуть из-под огня раненого – настолько удачно, что вместо одного теперь их двое (ибо дымовых гранат не завезли) - Харп видит, что к месту вечеринки приближается машина. И он безошибочно узнает в ней «пусковую установку». При ближайшем рассмотрении это действительно пусковая установка для чего-то вроде ПТУР.
И пока командир требует ждать, пока будет дано разрешение (судя по всему – у них есть некий план по потерям, который надо выполнять), наш главный герой как настоящая неповторимая черная снежинка берет неизвестное количество фрагов метко выпущенной ракетой. А заодно выпиливает двух союзников, потому что френдли фаер на сервере включен.
Его напарница, сидящая рядом, пыталась отговорить идиота от нарушения прямого приказа начальника – но Томас, сцука, личность.
Взрыв, кстати говоря, очень мощный. И гробит он не только машину, двух американцев и близко оказавшихся «красных» – но и дома вокруг.
Нам показывают, как герой пафосно выходит из кабины управления дронами под яростные вопли командира в наушниках, где-то в пустыне Невады, тяжело прислоняется к стенке. Когда герой поднимает голову и смотрит в небо, ждет ответа, камера показывает нам множество пунктов управления дронами. Это то, о чем я говорил – пока что нам кажется, что авторы фильма тупо тянут хронометраж, но позже мы поймем символогию.
Есть некий солдат, который воюет, будучи сам в безопасности. Но при этом он смотрит за страданиями других людей с высоты полета беспилотника. И сразу вспоминаются фильмы «Хорошее убийство» и «Всевидящее око». Фильмы также касаются темы «пилот беспилотника как солдат» и «ПТСР у дистанционного бойца». Правда, там все куда реалистичней и жестче, как по мне.
Наш герой Харп вроде бы молодец, ибо спас тридцать восемь человек – а вроде бы и не очень, ибо укокошил двух своих.
Несмотря на то, что номинально герой со всех сторон прав, а еще характеризуется как образцово-показательный пилот дрона, за неподчинение приказам, двух мертвых солдат и одного уничтоженного «болвана» лейтенанта приговаривают к наказанию. Хотя тут есть все основания для трибунала, разжалования и посадки – водружение болта на приказ начальника в боевой обстановке в любой армии должно караться жестоко и беспощадно.
Особенно когда речь идет о людских потерях – но тут все списали на побочный ущерб.
Комиссия по военной этике отправляет его в боевые части – для улучшения взаимодействия и понимания обстановки. То есть – ровно туда, где располагается взвод, чьих товарищей он выпилил. Подразумевается, что Харп там нюхнет пороху, это как-то на него повлияет и в дальнейшем, после возвращения с «курсов повышения квалификации», он будет куда более ответственно подходить к работе.
Важный момент: в конце комиссии ему передают «приказ о переводе» - что-то типа флешки, совмещенной со служебным удостоверением.
Но все, о чем может думать Харп - это что его девушка обидится! Ведь они хотели поехать в Палм-Спрингс!!! В этом моменте даже командир-капитан, выгораживавший этого дебила перед комиссией и похожий на Роберта Патрика (что сразу +1000 к харизме) офигевает, рявкает:
- КТО ЭТО У НАС ТУТ? РЯДОВОЙ ШУТНИК? *УДАРЫ* СМИРНО!!!
И напоминает недоумку о воинской субординации.
Дальше – кадры из «Солдата Джейн». Фильма совсем иной эпохи, где Деми Мур не изображала, а показывала настоящую сильную женщину, которая превозмогает преграды. Дождь, плац, орущий сержант – правда, тут все куда лайтовей. Ни драки в столовой, ни ползания в грязи – просто поиски «пиджаком», далеким от армейских будней, своего нового начальника.
Плюс мельком показывают «болванов», которые исполняют роль патрульных. Об этих боевых человекоподобных роботах я расскажу чуть позже.
После небольших скитаний, в ходе которых нам показывают полковника Экхарта, начальника базы (настроенного по какой-то непонятной причине негативно к главному герою), он наконец находи второго героя фильма.
Капитана Лео в исполнении Энтони Маки.
И тут мы поговорим о главном-типа-герое.
Лейтенант Томас Харп в исполнении Дэмсона Идриса - скучный. По идее мы должны ассоциировать себя с ним – но… С чем – «с ним»? У него есть баба, к которой он хочет вернуться. И ему не нравится быть в зоне боевых действий, он хочет обратно к своей напарнице-бабе с леденцом.
Все.
Нет, нам попытаются позже развить тему того, как из отрешенного наблюдателя он начинает ощущать ужасы войны. Что мельтешащие внизу фигурки становятся для него людьми, и он запоздало осознает последствия своих действий и действий своей страны – но у нас нет «точки отсчета», от которой он идет к этому пониманию. «Дуга характера» имеет конец – но в начале пустота.
Ладно бы он был американским патриотом, со звездно-полосатыми трусами, который каждый вечер засыпает под запись репортажа о ликвидации Осамы. Или, если уж идти по пути актуальной повестки – пускай он был бы белым, WASP, идейный сторонник демократических интервенций. Он гордо валит ракеты на «грязных дикарей», и гордится делами своими, и нам показали бы его перерождение...
Не, это слишком сложно.
Вторая большая пустота, высасывающая интерес – это Энтони Маки.
Я глянул его список ролей – самая запоминающаяся это роль одного из преступников в фильме «Кровью и Потом: Анаболики». Там он был шикарен.
Ну и роль Сокола в киновселенной Марвел.
А еще он сыграл во втором сезоне «Видоизмененного Углерода» – и насколько был крут Юэль Кинеман, настолько уныл Маки в «альтернативно одаренном карбоне два».
Маки играет важную роль: номинально являясь вторым главным героем, он по ходу фильма переходит в статус антагониста, с мотивацией и обоснованием своих действий. И можно сказать уверенно: не по Сеньке шапка. Маки не смог вытянуть серьезную роль, по крайней мере не в этом фильме. К его персонажу мы перейдем позже – когда подойдем к важному сюжетному повороту.
Первый диалог капитана Лео и лейтенанта Харпа очень странный, мутный и непонятный. Кажется, будто его писали умышленно для растягивания хронометража: один герой очень не хочет тут быть, а второй – иронизирует над чистым мальчиком, который видел войну только на экране. И вообще – относится к своему новому подчиненному как к малолетнему дебилу. Впрочем, по заслугам...
Не помогает и перевод – который очень не точен и сжирает часть смысла. Капитан Лео – кто-то вроде «офицера по связям с местными». Так, например, сейчас он и Харп должны доставить вакцину от холеры гражданским, которые страдают в полевом госпитале Ополчения. Ибо там женщины и дети болеют.
Но это лишь часть прикрытия, ибо Лео происходит из спецназа Морской Пехоты США, и занимается поиском и уничтожением высокотехнологично оружия Ополчения. Которое вроде бы является союзником для США, я ничего не перепутал? У меня сразу возникла аналогия с Афганистаном, когда американцы сначала передавали Стингеры афганским талибам, а потом – перед началом своей интервенции – спешно озаботились устранением этих самых ракет, выкупая их обратно.
Уровень бредовости речи Лео – зашкаливает.
НО!
После просмотра фильма целиком начинает казаться, что Лео разводит своего недалекого подчиненного, как чай в стакане, напуская информационного шума и не давая сконцентрироваться.
Тут опять возникает флешка-удостоверение, которое Харп передает Лео. А тот ее кладет куда-то на полку, после чего благополучно забивает на документооборот.
Суть: Виктор Коваль – полевой командир «красных». «Ужас Балкан», как его прозвали (хотя если он участвовал в войне на территории Югославии, а на дворе – 2036, то он неплохо сохранился для своих лет). Именно он взорвал грязную бомбу в Киеве, и сейчас наращивает силы для окончательно захавывания Украины и включения ее в состав России. Но Москва давно утратила контроль над ним.
Ибо Коваль нацелил татуированное жало не абы на что, а на ядерные ракеты, оставшиеся на территории Украины в 2036 году еще с распада Союза. И входили эти ракеты в состав системы «Периметр».
Что это такое можете почитать сами, но если вкратце – реально работающая машина судного дня, которая в случае уничтожения Москвы и Ленинграда должна была запустить советские ядерные ракеты. Что делало обезглавливающий удар (которым бредили американские военные после начала Холодной Войны) неэффективным. Кстати, до сих пор на боевом дежурстве, сменив теплые ламповые радиолампы на теплые и ламповые отечественные микросхемы. Отечественные микросхемы – самые большие микросхемы в мире!!!
Описание системы «Периметр» от Нетфликс больше напоминает какую-то Звезду Смерти или очередной портал-в-небеса из комиксов. Это что-то, способное нанести ядерный удар в любую точку планеты. ИБО НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ ОСТАЛАСЬ ТРЕТЬ ЯДЕРНОГО АРСЕНАЛА СССР!!!
Харп натурально охреневает от таких раскладов, как и я. Не подчиняющийся приказам оператор БПЛА, который выдернут из привычной среды и кинут на поле боя – явно не тот, кому стоит давать задания по поиску ЯО. Но Лео говорит:
- НИ ССЫ!
И окончательно добивает Харпа, демонстрируя свой богатый внутренний мир. Он – андроид, новейшая модель, синтетик, знает об этом лишь начальник базы. Стреляет, как ковбой. Бегает, как его лошадь. И, сцука, отыгрывает эмоции даже когда этого делать не надо. Но эмоциональность мечтающих об электроовцах роботов я рассмотрю дальше.
Капитан приказывает Харпу двигать в машину.
К сожалению для Харпа – едут они на дело вместе с "Гремучником", который потерял двух человек по косвенной вине Томаса (хотя в первую очередь виноват отец-командир, который продолбал разведку).
К счастью для Харпа – на военной базе не оказалось Эдварда Нортона и бордюра , так что все ограничилось нанесением ударов прикладом ПО БРОНЕЖЕЛЕТУ. Избиение прерывает Лео, и отряд самоубийц отправляется по маршруту.
Разговоры в машине, где андроид инициирует протокол «Болтовня про баб.EXE» вновь возвращает нас к затронутой ранее теме – «это баг или фича?». Лео слишком человечный и славный парень. И это Харпа ничуть не смущает. Он спокойно отдает себя в распоряжение искусственного интеллекта – подводит нас к статусу андроидов в этом мире.
Они могут командовать людьми, отдавать приказы на войне, распоряжаться чужими жизнями, лишать жизни других людей – а Харп послушно подчиняется синтетической форме жизни. И нет и капли сомнений, хотя в разговоре выясняется, что Лео пять лет от роду.
Да, судя по всему андроиды в этом мире не в новинку. Да, Лео упоминает некие «старые модели» и что искусственный интеллект уже чуть ли не в каждом сотовом телефоне. Но в таком случае возникает вопрос – зачем вообще нужны живые люди на поле боя? Пара офицеров-робоводов, каждому – танк с дистанционным управлением и взвод «болванов».
Сверху эту красоту прикрывают БПЛА.
Для того, чтоб противостоять подобной армии, будет недостаточно полевых командиров и иррегуляров.
Последовавшие за этим неловкие боевые сцены напоминают о том, что Нетфликс хоть и имеет солидные бюджеты – но предпочитает их спускать на лицо зрителя в виде Генри Кэвила и хренового сюжета в "Ведьмаке", зажимая бабки на нормальные спецэффекты.
Кто-то атаковал американский военный грузовик. Несколько трупов, население потрошит грузы продовольствия – и подъехавшие к месту событий колонна с нашими героями ситуацию лишь накаляет.
Американские морпехи хватаются за стволы, сразу переходя к угрозам насилия – судя по всему, в прошлый раз население было недостаточно озлоблено, а потери – слишком низкими. И тактическая рота «Гремучник» хочет перейти на уровень сложности «ХАРДКОР» - и лишь капитан Лео останавливает насилие!
Пока тупые белые солдафоны жаждут крови, он успокаивает людей, ведь у него очень доброе лицо! И это – не фигура речи, это – факт, проговаривающийся в фильме.
НО ТУТ!
На запах крови приходят красные, телепортируясь на крыши зданий. Не выдержав накала хреновых полигончиков и погано втреченых компьютерных моделек, главные герои решают двигаться дальше пешком, одни. Отдельно доставляет комментарий Лео, когда он советует спрятать оружие и не светить снаряжением – как будто у Харпа в принципе есть шансы сойти за своего! В центре Украины!
Нас второй раз знакомят с krazniy – в виде косого, тупого, слепого и парализованного снайпера, который из снайперской винтовки оказался не способен подстрелить с пистолетной дистанции главных героев. Возможно, стоило использовать обычный целик и мушку – ибо дистанция там такая, что оптика скорей мешает.
После экспресс-допроса (где Харп очень сильно удивляется жестокости боевого андроида) снайпера забивают насмерть местные обитатели – а Лео и его личный раб двигаются по следу из знакомств непоследовательного андроида.
И оказываются в детском доме, где девушка София из Сопротивления направляет главных героев к местному Сидоровичу – торговцу оружием Варику Ошлику. Действует в основном Лео – Харп снова оказывается лишь наблюдателем, пассивно взирая, как андроид идет по следу Виктора Коваля.
Хотя кое-что Харп все-таки делает.
А именно – вырезает следящий трекер у Лео, на этот раз гарантировано обеспечив себе трибунал. То, как Лео уговорил военного на нарушение всех правил эксплуатации боевой техники – это просто песня! Якобы красные могут его запеленговать по этому трекеру. Благодаря русским хакерам, не иначе. Лео давит на чувство ответственности Харпа – ведь живой человек тут лейтенант, а капитан – машина.
Парадокс подчинения: человек, подчиняется машине, которая должна подчиняться человеку. Лео не может сделать что-то, что ему запрещает Харп – или любой другой офицер-человек. Значит, надо, чтоб подчиненный андроиду человек на основе «чутья», или «предположений», или «интуиции» инициировал расследование по «Периметру». Так как он является человеком, то андроид после его подтверждения может продолжить расследование. Именно для этого Харп и нужен Лео.
Являют нечто похожее на «серую мораль» – так как, оказывается, дети из детского дома Софии лишились своего жилья в первую очередь из-за действий дронов. Ведь «красные» жаждут захватить страну, в то время как американцы в рамках своего миротворчества любят шарашить ракетами. Причем, как мы видели из начала, даже без приказа.
Как выяснилось, именно в банке хранились те самые коды запуска Периметр. Красные захватили здание, заложников – и если с солдатами Лео справляется легко, то с русским «болванами» дело идет куда тяжелей.
Русская и советская техника в боевой фантастике – отдельная тема для разговоров. «Мамонт-танк», шагоходы «Серп», дирижабль «Киров» из «Ред Алерт» – как много мы видели клюквенных боевых единиц? Отельного упоминания стоит РК-92 из аниме Full Metall Panic – эталонный советский мех. Круглый, рикошетный и отчаянно напоминающий Т-55 своими линиями.
Русские «болваны» – это тяжелые, массивные машины, с усиленной броней и вооружением. Да, они не такие быстрые, как роботы американского производства – но каждая машина оснащена в бонус к обычному вооружению (два пулемета в руках) одним «крупняком», который способен дырявить стены и укрытия.
Пока Лео раскидывает внутри людей Коваля, а Харп пытается вывсести заложников – разумеется, неудачно – начинается очередной CGI-замес с рваным монтажом.
После драматичной сцены, где русские «красные» прикрываются гражданскими, а американские роботы таки стреляют первыми по заветам Хана Соло, начинается крошилово. Крошилово дешевое, несмотря на обилие стрельбы. Кто-то кого-то подстреливает, гражданские валятся под огнем красных, которые зачем-то стреляют в убегающих мирных жителей, хотя угроза исходит от вражеских роботов.
Впрочем – они русские и красные. Чем не объяснение?
И пускай шифры уже у Лео, и пускай Харп вопит «отставить – тут гражданские!!!» - командование в лице полковника Экхарта принимает решение об авиаударе, ведь они получили информацию, что Виктор Коваль находится внутри здания.
На вопрос «а как же капитан и мирные жители» следует короткое:
- Сопутствующий ущерб.
Но именно тут происходит ВОТ ЭТО ПОВОРОТ.
Я уже упоминал «парадокс подчинения»: Харп сам себя характеризует как «оператора дрона, наказанного и униженного, которому никто не поверит – если ты не подтвердишь! Что ты задумал?!»
На что Лео говорит прямо:
– Тебя не перевели. Я выбрал тебя – мне нужен был кто-то с нестандартным мышлением (что как раз отсылает нас к названию фильма).
И снова всплывает та флешка-айдишка.
Лео ее просто положил в долгий ящик. Он может определенным образом игнорировать протоколы и приказы человека, и таким нехитрым образом установил неясный статус для Харпа. Он вроде бы является его начальником, вроде бы Харп – человек, чьи приказы военный андроид обязан выполнять, если речь идет о прямом нарушении «основных директив».
Но статус Харпа неясен, авторизация флешки не проведена (ведь там была экстренная ситуация – люди гибли в госпитале, и Лео на основе деректив отложил авторизацию лейтенанта)…
В этой конструкции полным-полно косяков. В том числе – по какой причине Харп пытался командовать андроидом, который номинально является его командиром? Неужели разработчики ПО для Лео не предусмотрели в принципе подобный расклад – что андроид может оказаться в ситуации, которая выходит за пределы его компетенции, и решение должен принимать человек. А единственным доступным человеком окажется его подчиненный, что является по армейским меркам жуткой чушью?
Лео плавно подвел своего ручного человека к тому порогу, где андроид имеет право на оспаривание приказов – если есть сомнения в их разумности. Харп был пассивен: вступил в контакт с Сопротивлением, участвовал в охоте за Ковалем (хотя прямого приказа от высшего командования не было). Харп разрезал Лео обшивку и извлек предохранитель, нанеся урон оборудованию армии США. Перед ракетным ударом Лео говорит «скажи им, что Коваль тут» - и Харп это делает, слепо доверяя андроиду.
Короче, не стоит удивляться, что Харп приходит в себя на пустой дороге, а украинские дети тыкают в него палкой и гадают – помер чи ни? После чего приходят взрослые и организуют увесилительную поездку к лидеру Сопротивления – нашей знакомой Софи.
Кстати, что забавно – Харп с мешком на голове жалуется, что он не может дышать. Это такой ЧЕРНЫЙ юмор? Если да – мое почтение авторам.
Действие распаралеливается, и нам показывают диалог Харпа и Софии, разворачивающийся одновременно со встречей Коваля и Лео.
София утверждает, что Лео согласился помочь сопротивлению – и дать ему ядерное оружие. Ведь, как заявляет сама лидер Сопротивления – «Россия хочет вернуть территории, США хочет дестабилизировать Россию, используя этот конфликт, а мы хотим мира. Если вам станет не до нас – мне плевать».
На вопрос Харпа о гибели людей в случае ядерного удара по США Софи иронизирует:
- Сопутствующие потери! Ах, да – они же американцы, так нельзя!
Ну а Коваль и Лео болтают о том о сем. Да, андроид втерся в доверие к Ковалю, договорившись с ним. Ведь Коваль знает, где располагается установка «Периметр» - но не знал, где брать коды. Лео взял на себя поиск кодов, но не знал расположение установки. Злой русский решил подстраховаться и сам поиски не бросил.
В итоге после непродолжительного разговора на тему «мы сейчас попытаемся друг друга замочить, но перед этим натужно полыбимся друг другу будто мы друзья» Виктор Коваль проигрывает по очкам, захватывая животом свой собственный флаг.
Про Виктора Коваля – вообще печаль-беда. Актер Йохан Филипп Асбек хорош в ролях поехавших психопатов. Тут ему добавили татуировки, одели в форму генерала Баркова, выдали подчиненных (у которых на шее висят православные кресты, причем судя по размерам – те самые, с Гольгоффы)…
И слили за одну сцену.
Я грешным делом подумал, когда он пафосно перехватил руку андроида, что Коваль тоже какой-то продвинутый русский робот – но хрен там. Слили такую концепцию и такого балалаечного злодея – ради чего?
Вечером тяжелого дня Харп пришлепывает к своим, и рассказывает про то, как он
облажался. От взгляда полковника Экхарта и сержанта Миллера – командира
«Гремучника» стало стыдно и страшно даже мне.
Осознав степень надвигающегося звиздеца вместо показательного расстрела на месте Харпу дают позвонить. Видите ли, прокачаный андроид армии США оказался не в состоянии бросить машину безвинно убитого торговца оружием Оршлака, и продолжает ездить на ней – ну Харп звякает на предыдущее место службы, предотвращая бюрпократическую волокиту, и находит таким образом Лео.
И отправляется он туда один – ибо локация расположена на границе с Россией, и если туда стянуть большие силы, начнется война. Кстати о локациях – снимали на какой-то заброшенной электростанции, если я правильно понимаю. Мозаики на стенах и всякие прочие атрибуты пост-советского сеттинга присутствуют и доставляют.
Битвы Лео и Харпа можно не ждать. Лео не хочет его убивать и не особо сопротивляется, когда ему сначала напихивают маслин из пистолета в живот, а потом – кромсают из автомата. Он уже все сделал – ракеты скоро пойдут, и отметить запуск нельзя.
И находясь на пороге синтетического лучшего мира, Лео дает свои личные мотивы. А мотивы просты – он хочет, чтоб программу боевого автономного киборга свернули.
- Я должен уничтожить себя. Убить своего создателя. Они должны остановить войны – а я лицо бесконечной войны».
Дальше все как-то скомкано Харп говорит «ты не прав, люди могут меняться» и бегается от взрыва – ибо с беспилотника пошли ракеты. Надо ли говорить, что Харп пафосно успевает сбежать, и финал фильма – это лейтенант, с каменной роже бредущий на свою базу.
Поговорим о вишенке на этом торте из неоднозначности.
Капитан Лео.
Человекоподобные роботы прописались в фантастике уже давно. Собственно, началось еще в далекие от нас 20ые, когда Карел Чапек в своей пьеса R.U.R. презентовал роботов. Которых с сегодняшней точки зрения правильней назвать «андроидами», так как это органические существа, имитирующие людей.
В наше время есть некое разделение: если речь идет об искусственно созданной человеком конструкции из металла под управлением ИИ или программы – это робот. Если эта конструкция имитирует человека и состоит из выращенной силами науки органики - то это уже андроид.
Хотя тот же Терминатор Т-800 тоже может считаться андроидом, ибо он имитирует человека и имеет в своем составе органику – пусть даже чисто «косметическую».
Андроид для художественного произведения куда предпочтительней робота: его играет актер, а не спецэффект или кукла. Он выглядит как человек и мы способны ему сопереживать – вспомните Роя Батти из «Бегущего по лезвию». Но тут есть нюанс: актер, который играет андроида, должен изображать не человека – но существо, которое имитирует человека, при этом само понимает свою фальшивость и неясную природу.
Проблема в том, что чем дальше – тем меньше в фантастических произведениях андроиды отличаются от людей. Разделение «человек-андроид» иллюзорно и ограничивается кровью иного цвета да светящейся бляшкой на башке. Которую, тем более, можно отковырнуть отверткой - привет «Детройту» и его слезогонке и пожалейке.
Капитан Лео будет пытаться в диалоге с Харпом показать разницу между собой и человеком – дает ощупать свою руку, которая теплая и человеческая. Но стоит дотронуться выше запястья – как ощущается холодный полимер. Лео говорит, что «мое лицо было спроектировано так, чтоб вызывать доверие и располагать к себе – все просчитано для работы с людьми», подразумевая, что его внешность – это фальшивка. Как агитационный плакат, призывающий местных жителей не бояться американских солдат.
Тут невозможно, кстати, не заметить, что внешность актера Энтони Маки – явно не то, что нужно для работы на территории Украины. Потому что и он, и лейтенант Харп – явно выделяются среди населения. Но это Нетфликс, чего еще ждать от калифорнийских сценаристов…
Лео человечен даже там, где это не надо. Помните Бишопа из «Чужих»? Вот он андроид. И даже персонажи из «Завета» и «Прометея» в исполнении Фосбендера – тоже андроиды, хоть и глючные.
Вспоминается произведение Ольги Громыко «Космобиолухи» - которое может кому-то нравится или нет. Но там есть киборги – искусственно выведенные из отборных генетических материалов люди. Несмотря на то, что тело их – живое, и состоит из плоти и крови, их мозг – мозаика из органики и имлантов.
То есть это органическая ходовая под управлением программ.
И эти программы постепенно по мере действия «сплавляются» воедино. Однако андроиды мыслят не как люди: их синтетически личности отличаются от человеческих, напоминая развивающихся детей. Они прощупывают мир вокруг на тему «я могу-я хочу-я буду делать что-то».
Книги – далеко не шедевр, да простят меня все фанаты творчество Громыко. Но там этот момент показан куда лучше, чем тут.
Плюс я не могу выкинуть из головы размышления о статусе андроида как такового – как он может в принципе командовать человеком?
Плюс авторы упустили очень интересную тему, которую можно было бы развить в отдельное произведение.
Если андроид – это почти человек, то как может развиться психика боевого андроида в боевых улсовиях? Большинство людей не очень любит войну и смерть. Есть уникумы, которые искренне любят запах напалма по утрам – но большинство солдат мечтает так или иначе вернутся домой. Андроид такой роскоши лишен. Ему возвращаться некуда и не к кому – разве что на техобслуживание.
Боевой андроид, который существует пять лет в условиях войны, после чего его часть отводят на переформирование. И он оказывается в мирной обстановке – так сказать, видит за что сражались другие.
ИИ не понимает, что это и как это. Для него мир – это война, смерть – это нормальное явление, а ужасы войны – привычные условия существования и функционирования. И пытается разобраться в этом.
Можно закрутить драму – общество видит андроида, который за них воюет, и приходит в ужас. Хотя само его создало.
Можно боевик в стиле Рембо – где убийца-андроид устраивает кровавую бойню, потому что находится в постоянном стрессе от тишины и мира, а его командир приходит и упокаивает несчастное создание, не способное прийти в себя.
Да даже комедию! Я уже упоминал аниме Full Metall Panic – вон как там Сузуке Сагара получал люлей от бойкой девушки за очередной солдафонский заскок!
ИТОГО.
При просмотре трейлера я ждал клюквеный боевик, а получил антивоенное высказывание. Это было необычно и лучше подавляющего большинсва киношедевров, что гонит современная индустрия.
Однако также виден нереализованный потенциал – который в умелых руках и с большим бюджетом мог бы стать в один ряд с Бегущим по лезвию.
А вы что думаете? Пишите внизу, и под видео на ТыТрубе (я честно 8 раз подряд записывал звук - ибо никогда так долго в жизни, по-моему, не говорил).
Дальше у меня в планах изучить - куда пришла игра Man Of War 2 Arena в настоящее вре...
Да в задницу она пришла, если честно (((
Лучшие комментарии
Переобзор MoW2 Arena пишется.
Это такая жесть… Я в нее играл где-то с начала теста. И было весело и угарно.
Сейчас разработчиков будто покусали EA, Activision и Ubisoft одновременно.