15 февраля 2021 15.02.21 11 133K

Итоги поколения PlayStation 4: Обзор ВСЕХ эксклюзивов от SONY

+42

На первый взгляд, за 7 лет, которые PlayStation 4 была на рынке, вышло довольно много игр разработанных, изданных или спонсированных самой Sony. Но так ли это? Предлагаю разобрать каждый проект, созданный внутренними студиями Sony, или заказанные компанией у внешних студий-разработчиков. В общем, подведём итог по всему поколению в целом, разберём каждую игру от платформодержателя отдельно и, конечно, обратим внимание на то, можно ли это поколение называть «поколением переизданий, ремейков и VR’a».

Вступление. Вы купили PlayStation не ради эксклюзивов.

Всем привет. Уже как три месяца вышло новое поколение консолей, но у меня какого-то чувства праздника нет, нет понимания, зачем обновляться сейчас. Ведь вспомните, переход между каждым поколением, давал разительный скачок, в графике, в физике, в пространстве (Я про 3D). Ты смотрел, и прям понимал для чего тебе стоит обновляться.

Да что уж там, я купил свою консоль PlayStation 4 практически на старте, ради прироста в разрешении и всего нескольких игр. Ради, так называемых «Эксклюзивов».

Но тут надо дать прояснение. Дело в том, что большинство людей покупают консоль не ради «Эксклюзивов», а ради игр, разработанных, изданных или спонсированных самой Sony. А это ОЧЕНЬ большая разница. Хотя под термином «Эксклюзив Sony», большинством понимается как раз второе. То есть игры, к которым сама компания Sony приложила руку.

А вот игр, которые вышли только на PlayStation, «эксклюзивов» в чистом виде, прилично. По большей своей массе это игры, от сторонних нишевых студий, не связанных с Sony, а лишь желающих издаться у неё на платформе. Виной всему нежелание разработчиков тратить время и деньги на портирование игры на другие платформы. 

А что касается «Эксклюзивов» от самой Sony? Семь лет - это очень большой срок, чтобы выпустить довольно много качественны проектов. Давайте разберём каждый год индустрии в рамках одной платформы, все игры разработанные внутренними студиями Sony за этот период, и игры, заказанные компанией у сторонних разработчиков. В общем и целом, разберём каждую игру отдельно, а в конце, подведём итог по всему поколению в целом.

Внутренние и внешние студий Sony

Из внутренних студий, в этом поколении хоть как-то отличились 13. Остальные студии занимаются мобилочками или облачным геймингом, так что на них даже не обращаем внимания. Внутренние студии можно разделить на три группы:

Японские, Американские и Европейские внутренние студии Sony
Японские, Американские и Европейские внутренние студии Sony

Также выделим четвёртую группу. Это студии, которые спонсировались или имели контракт с Sony, для выпуска игр, но которые на данный момент независимые.

Внешние студии Sony
Внешние студии Sony

Стартовая линейка игр PlayStation 4

Консоль PS4 вышла 15 ноября 2013 года. И вместе с этим, имела очень мало того, чем игроки могли себя развлечь. А всё потому, что обратной совместимости с прошлыми поколениями консолей семейства PlayStation у неё не было. А значит, собирать библиотеку игр нужно было с самого нуля.

Стартовая линейка игр PlayStation 4
Стартовая линейка игр PlayStation 4

И если из стартовой линейки игр, мы уберём спортивные симуляторы, инди игрs, и игры, вышедшие на прошлом поколении консолей (или которые уже были на ПК), у нас остаётся только 2 игры. Это Killzone: Shadow Fall от Guerrilla Games и Knack от Japan Studio. Только этими двумя играми, за весь остаток 2013 года, Sony попыталась удивить геймеров.

2013

И вот, имея только лишь желание удивить геймеров, первые игры имели чёткую цель, показать, на что PS4 способна. И что Killzone, что Knack от внутренних студий Sony, либо же Resogun от сторонней студии Housemarque – являлись своего рода Бенчмарками. Посудите сами, «Хотите новую красивую графику?» вот вам Killzone, что уж говорить, он до сих пор графически смотрится очень неплохо. «Хотите увидеть тысячи частиц, которые одновременно обрабатываются новым процессором», пожалуйста, Knack и Resogun покажут, как консоль воспроизводит их в реальном времени. И может эти проекты и являлись хорошими Бенчмарками, но вот играми вышли средненькими.

Killzone: Shadow Fall - футуристический шутер от первого лица, который заметно растерял в привлекательности сеттинга и глубины геймплея с переходом на новое поколение консолей, Knack, просто был очень скучный и очень затянутый, хотя, конечно, мог доставить немало удовольствия. Ну а Resogun, скролл шутер, созданный будто для количества, но который всё же смог увлечь всех тех, кто его попробовал.

 Игра вышла только в цифровых магазинах, что в 2013 году, говорит о том, что Sony воспринимала этот проект, как необязательный, так как все свои релизы, платформодержатель старался выпускать и на физических носителях.

Именно поэтому, отсутствие релиза на дисках, говорит о качестве и масштабе проекта. В дальнейшем мы будем учитывать лишь те игры от Sony, которые физический релиз всё-таки получили. Ведь ограничились цифровым релизом только самые-самые маленькие проекты, которыми спокойно можно пренебречь.

Исходя из сказанного ранее, можно сделать вывод, что стартовая линейка была крайне слабой, и спасибо мультиплатформе, что геймерам было во что поиграть.

2014

Думаете, в 2014 ситуация с играми от Sony как-то сильно поменяется? Не совсем… Явно опоздавшие на открытие консоли, Suker Punch представили InFamous: Second Son, вышедшею 21 марта. И для стартовой линейки игра смотрелась бы идеально. Близкие к совершенству эффекты дыма и неона, игра со светом, частицами. На метакритике балл 80 из 100. Про что эта игра? Если коротко, про супергероя/суперзлодея, который с помощью суперспособностей достигает своих целей, а именно получение бетонной силы у местного Гитлера, с которой он может либо спасти своих соплеменников, либо уничтожить. Открытый мир, фриран, неплохая боевая система. Можно сказать, что появилась первая реальная причина покупать PS4. Так подумали и покупатели, подняв месячные продажи консоли в Европе практически в два раза.

Но для многих, реальной причиной для покупки, стала лучшая игра предыдущего поколения, переизданная в идеальном для того времени виде. 1080p, 60 fps. The Last of Us: Remastered вышла всего через год, после релиза оригинальной версии на PS3, а именно 29 июля. И при всех плюсах этой версии, добавлять её в копилку игр для четвёрки, можно с большой натяжкой. Всё-таки это игра прошлого поколения. Но тем не менее 12 из 10. Загибаем пальцы, это первая игра от Sony, перенесённая с прошлого поколения, и продаваемая заново.

У нас закончился июль 2014 года, а Sony выпустила только 4 игры. Одна из которых переиздание. Отличная поддержка своей платформы.

Думаете, до конца года ситуация выравнивается? Нет. До конца года выйдет только 3 игры. Точнее 2,5. Потому что Suker Punch решила, что слишком уж много у них осталось прессетов со «второго сына», и в следствии этих мыслей, уже в Августе мы видим Standalone DLC InFamous: First Light. По сути, приквел к истории одного из второстепенных персонажей оригинала. Шаблон подобных DLC прост. Берём туже самую карту, врагов, модельки персонажей, интерфейс, анимации. Просераем весь характер персонажей, прописанный ранее. И добавляем что-то подобное сценарию, пропущенному через шредер. Сказав, что это DLC, я немного обманул. Sony позиционирует этот продукт, как отдельную игру. Отсюда и смешанные отзывы. Но, с другой стороны, это отличная возможность вернуться в Сиетл, и насладиться неоновой способностью ещё раз, но уже под другим углом.

 Что у нас ещё на очереди? Driveclub. Одна из лучших гонок поколения. Лучшая аркадная гонка от самой Sony. Сделала её уже закрытая студия «Evolution», которая ранее делала себе спокойно Мотоштормы. Но на четвёрке, ни одного Мотошторма так и не вышло. Но зато вышел Driveclub и его VR версия, о которой позже. Я в гонках особо не разбираюсь, но на первый взгляд могу сказать только одно, графика тут великолепная (особенно в дождь), физика реалистичная, управление сложное, с высоким порогом вхождения. Попробовать определённо стоит, только вот есть одно «НО». Так как студия разработчик закрыта, поддержкой игры заниматься некому. Поэтому её удалили с цифровых магазинов, а сервера закрыли. Единственный способ поиграть в игру, это купить диск.

И последнее, чем Sony закрыла этот год, это платформер «LittleBigPlanet 3». И тут вот какое дело. Студия «Media Molecule», создатели первых двух частей в разработке участия не принимала. Проект был отдан на аутсорс сторонней «Sumo Digital». И то, что эту LittleBigPlanet сделала сторонняя студия - чувствуется. Персонажи, которых ввели в игру, не выглядели сильным новшеством. Может серия уже изжила себя, а может игра и должна была стать проходным проектом без нововведений. Тем не менее, издатель был доволен показателями, ведь именно этой студии было поручено работать над продолжением для PS5, «Sackboy: A Big Adventure», хотя ещё недавно она трудилась на благо MicroSoft, создавая сюжетный режим для Crackdown 3.

2015

Начало 2015. Полтора года мы ждали, когда Sony разгонится, и, наконец дождались. Для разогрева, выпустила в конце февраля The Order: 1886, от сторонней студии Ready at Dawn. Как сейчас помню заголовки «Пятичасовой экшен за 4 тысячи рублей». Сейчас, эта цена уже привычная, но тогда, Sony только пересмотрела свою ценовую политику на Российском рынке. И, конечно, все шишки собрала первая игра за эту цену. Особенно скандал вызвало то, что игра очень короткая, и вообще не реиграбельна. Так вот, я не знаю, каким местом нащупали 5 часов. Но я игру прошёл часов за 8. Отличилась она глубокой атмосферой, и лучшей графикой в индустрии на тот момент. Конечно, достигалось это крошечными, узкими локациям, и кинематографичными линиями сверху и снизу, которые чуть разгружали систему. Сюжет игры повествует об Ордене рыцарей Круглого стола, который в Викторианском Лондоне борется с оборотнями. Заканчивается всё «Продолжением следует». И, к сожалению, продолжение мы очень маловероятно, что увидим. Игра показала низкие продажи, а Ready at Dawn и Sony прекратили сотрудничество. Сейчас, игра не мелькает в топах, не пиарится издателем, она будто забыта. Но тут ситуация как с Driveclub, б/у диск можно купить за копейки, а в PS Store на игру постоянные скидки.

Ладно-ладно. Всё что вышло до этого, конечно, неплохие игры. Но как насчёт той, которая могла претендовать на звание лучшей игры года. Как насчёт той, у которой балл на метакритике равен 92. Я говорю про Bloodborne. Соулс-лайк от создателя жанра Хидэтаки Миядзаки разрабатывающего игру в рамках многими любимой FromSoftware. Мало того, боевая система близка к идеальной, так как тут КАЖДОЕ оружие имеет уникальный мувсет, так ещё и сеттинг, лор... Если в них закопаться поглубже, то размышлений на пару бессонных ночей вам обеспечены. Ведь суть игры, про то, что восприятие нашего мира очень сильно ограничено нашими органами чувств, каков мир в реальности нам никогда не узнать. А если и появится возможность, выйти за рамки нашего восприятия, то лучше ей не пользоваться, потому что исход всегда один, и это безумие. Хотя на первый взгляд, игра про то, как собрать самые стильные шмотки на весь дикий Ярнам. В общем, Маст Хев, даже для тех, кто жанр не переносит. Не выйди Ведьмак 3 в 2015, мнение об игре года было бы однозначным.

В целом, год уже можно считать удачным. Но нас ещё ожидает ещё целых 5 игр. 4 из которых переиздания. На них я долго останавливаться не буду. Первое из них, это самый масштабный God of War до перезапуска. Это God of War 3. Подтянули графику до стандартов нового поколения и на этом бонусы издания закончились. Выделю только, что всю серию Бога Войны, как и это переиздание, делает внутренняя студия «Santa Monica».

А вот последний оригинальный проект в 2015 году, представила Supermassive Games, которая не является внутренний студией Sony. «Until Dawn» интерактивное кино, которое обыгрывает клише подростковых фильмов ужасов, и если тебя бесило поведение персонаже в подобном кино, то теперь ты сам выбирал действия персонажей во всех ситуациях, и их кровь была только на твоих руках. Игра брала вариативностью, атмосферой тайны и лицевой анимацией. Оценка на Метакритике 79 из 100.

 Вообще, что «Supermassive», что «Ready at Dawn» студии аутсорсеры, получившие доверие издателя будучи маленькими и неизвестными. Но с Sony их пути уже разошлись, «Supermassive» сделала ещё пару игр для VR ушла к Bandai Namco клипать антологию The Dark Pictures, а «Ready at Dawn» была куплена Окулосом и трудится сейчас в его стенах.

Ну и что у нас остаётся. Три очень неплохих ремастера. «Media Molecule» перенесла свой Tearaway с PS Vita на актуальную консоль. «Naughty Dog» с помощью «Bluepoint Games» портировала первые три части Uncharted в одной оболочке, обозвав всё это Uncharted: The Nathan Drake Collection. А «ThatGameCompany» перенесли сборник «Journey Collector’s Edition» с PS3 на PS4. Все три переиздания обязательны для ознакомления, если оригиналы прошли мимо вас. Ну по крайней мере точно Journey, и второй и третий Uncharted.

Так-то год был неплохой. Но в конце, FromSoftware полирнуло его DLC TheOldHunters, превратив обычный Bloodborne в Bloodborne: Game of the Year Edition, добавив новую локацию, новое оружие и подсыпав ещё пару пазлов, для ЛОРа мира.

Это издание стало продаваться как отдельное, в физическом виде, все ДЛС были на сразу диске, что и делало его таким желанным.

2016

Новый 2016 год, начался… с чего бы вы думали? С двух переизданий. Gravity Rush Remastered от «Japan Studio» и Heavy Rain & Beyond: Two Souls Collection в одной упаковке от «Quantic Dream». Важно! Quantic Dream не внутренняя студия Sony. Она просто имела контракт с платформодержателем, именно поэтому то, что её игры вышли и на PC, не убирает их из списка игр, изданных и спонсированных самой Sony. Gravity Rush одна из самых любопытных игр из списка. Потому что я не помню никакого медиапродукта, который также хорошо играл бы с гравитацией. Игра заточена под портативную консоль PS Vita, и на большой консоли смотрится немного скомканной. Но тем не менее, даже в таком виде ознакомиться стоит, даже если вы не переносите аниме-стиль, потому что это тот опыт, который вы нигде больше не получите. А «Heavy Rain» и «Beyond: Two Souls», это игры, сформировавшие жанр интерактивного кино. Название жанра мне не очень нравится, так как всё же, это игры, а не фильмы, но в которых геймплей менее интенсивен. Это отличный способ войти в индустрию тем, кто далёк от игр или геймпада.

Эх, не знаю, заметили вы, или нет, но последние пять проектов, это переиздания. Я честно считаю, что в переизданиях/ремейках нет ничего плохого. Ведь это возможность дать сыграть новым пользователем в хиты прошлого поколения или приобрести улучшенную версию тем, кто к оригиналу уже прикасался. Но тут дело вот в чём. Переизданные игры затачивались под другие платформы, и чтобы понять, как платформодержатель поддерживает свою текущую платформу, в расчёт эти игры брать не стоит. Так как сделать оригинальный проект, и перенести уже существующий, это абсолютно разные финансовые, временные и человеческие затраты. Но повторюсь, лёгкий путь наполнить свою библиотеку играми, не значит плохой путь. Я буду рад, если выйдет переиздание каждой игры, на которую Sony владеет правами. В контексте этого видео, далее мы рассмотрим сколько вышло переизданий, а сколько оригинальных проектов. И тогда уже можно будет сделать вывод, сколько же игр, создавалось именно под платформу PS4.

12-ого апреля, «Insomniac Games» выпускает Ratchet and Clank. Без подзаголовка, что странно, ведь в серии уже насчитывалось 13 игр. И на первый взгляд, это очередной ремейк. Но на самом деле, это перезапуск. А то, что игра, частично повторяет сюжет и локации самой первый части 2002-ого года, значение не имеет, слишком много тут создано с нуля. В общем, эта игра, это то, что должно было получиться из Knack’а. Очень яркий, насыщенный платформер. С великолепной, мультяшной графикой и сюжетом, который можно спокойно экранизировать. Что, кстати, и было сделано. Вышло не очень, конечно. Но спасибо, хотя бы за попытку.

Ratchet and Clank - The Movie (2016)
Ratchet and Clank - The Movie (2016)

Далее был ну прям средний релиз от «Housemarque» – Alienation. Это от тех, кто порадовал всех Resogun’ом на старте консоли. Это шутем ап, в качестве врагов в котором выступают пришельцы. Тоже самое, что и Dead Nation, только более проработанный геймплей, интереснее локации и лучше графика. Отличный проект для кооператива, в одиночку же, маловероятно, что завлечёт на долго. Но если вы с теплотой вспоминаете дни проведённые в Alien Shooter'е, то тут будете чувствовать себя как дома. Кстати, Dead Nation тоже вышел и на PS4 в виде Apocalypse Edition в 2014, но это релиз, не имел физического издания, так что учитывать мы его не будем.

Спустя месяц, после релиза приключений робота и ломбакса, входит… Лучшая игра 2016 года. Одна из лучших игр поколения, и самый главный аргумент для покупки PS4 - Uncharted 4: A Thief’s End. Да, я звучу как конченный сонибой, но. Серия Uncharted меня никогда не привлекала. Первые три части прошёл нахрапом подряд, когда вышло переиздание и они меня не впечатлили. Поэтому и к четвёрке я отнёсся как к простецкому экшену с количеством скриптовых сцен, большем, чем во всех Call of Duty вместе взятых. Главное отличие четвёртой части, от второй и третьей, так это то, что за спиной у разработчиков Брюса Стрэли и Нила Дракманна появился The Last of Us. Уж после такой истории, четвёртая часть, не могла оставить меня равнодушным к серии. И она не оставила. Под микроскопом сделанная каждая сцена, огромные линейные локации и сюжет, который легко увлекает и за которым можно следить прям с первого прохождения, все детали приключения врезаются в память. В общем, к покупке обязательно.

Примерно в тоже время, вышла игра, которая не воспринимается как интеллектуальная собственность компании, да и вообще, мало кто знает, что Sony владеет правами на эту франшизу. Я говорю про Shadow of the Beast. 17 мая вышел ремейк игры 1989 года с компьютеров Amiga. Но причём тут вообще Sony? В 89-ом году оставалось ещё 5 лет до выхода PSone. А всё дело в том, что издатель оригинальной игры Psygnosis Limited, перешёл под крылышко Sony уже в 1999 году, вместе со всей своей интеллектуальной собственностью. А в 2000 году был переименован в «SCE Studio Liverpool», которая просуществовала всего до 2012 года.

В 2000 Psygnosis Limited переименована в Studio Liverpool
В 2000 Psygnosis Limited переименована в Studio Liverpool

Хоть студии и нет, но её игры есть. И изредка, Sony будет доставать их из своих закромов. Как это и случилось с Shadow of the Beast 2016-ого года. Ремейк сделала сторонняя студия «Heavy Spectrum» по заказу Sony. И тут нам нужно условиться, да, игра сделана сторонней студией, но оригинал-то сотворён внутренней. Поэтому, определять, сделанная игра внутренней студией или аутсорсерами, будем смотря на то, к какой студии принадлежит именно оригинальный проект. Отлично, с этим разобрались.

Далее, 13 октября, на свет появился PlayStation VR. Можно сказать, что это первое VR устройство, которое было направлено на массового потребителя. И, конечно, на старте, должно было быть представлено несколько качественных, проработанных и больших проектов. Но таких не было. Многие могут поспорить, но по факту, на старте были лишь очень компактные тренажёры для вестибулярного аппарата, которые, почему-то называли видеоиграми. То есть, взяли не качеством, а количеством. Благо для Sony, их поддержала масса других издательств. Будь-то Warner Bros с их «Batman: Arkham VR» или Rebellion с «Battlezone». Но сторонние издательства просто увидели интересное поле для экспериментов. Основные игры для устройства, должна была показать сама Sony.

Ну… она пыталась. Выпустила от внутренних студий PlayStation VR Worlds – набор различных демок, Driveclub VR – демо гонки, и RIGS: Mechanized Combat League – демо меха-шутер. А от внешних студий были выпущены Here They Lie – простецкий хоррор, Hustle Kings VR и Super Stardust Ultra VR – ремастеры полноценных игры про бильярд и космос с PS3, и Until Dawn: Rush of Blood – тир, по мотивам Until Dawn. Я не скажу, что эти игры прям шлак, но ценности в себе несут меньше всех игр из сегодняшнего видео. Ведь поигравшись с VR месяцок другой, маловероятно, что вы найдёте какую-то ещё причину, для возвращения к ним, кроме как демонстрации шлема друзьям и знакомым.

После буйства переизданий и VR’а, следующие три проекта, оригинальные, разработанные внутренними студиями специально для PS4. Но 2016-ый зацепил только один из них, выйдя 6-ого декабря - The Last Guardian. Многострадальное детище Фумито Уэды, разрабатывающаяся почти 9 лет, несколько раз начатая с начала. Я слышал мнение о том, что это игра и не должна была выходить, слишком уж она морально устаревшая. С этим мнением я не согласен. С какой же любовью разработчики подошли к взаимодействую персонажей. У нас тут главный герой, маленький мальчик, который находится под прямым нашим управлением и Трико, существо, что-то типа смеси кота и грифона. И вся игра, путь возникновения дружбы между ними. Правда всё остальное… Локации, сюжет, управление прямиком из 2007 года. Но в синергии всех элементов, игра работает. Мы получаем медитативный игровой процесс, который не успевает надоесть за 10 часов. На такой доброй ноте и  закончился 2016 год.

2017

2017 год не назвать проходным, но и сильно насыщенным его назвать тоже не получится. Началось всё с Gravity Rush 2. В отличии от первой части, игра делалась сразу на стационарную консоль, а не на портативную. Это определённо дало свои плоды. Окружение проработано детальнее, графон ярче, да и сама игра прибавила в глубине, как сюжета, так и геймплея. Но проблема заключается в том, что ВСЯ, вся игра выстроена вокруг одной механики. Точно также, как и первая часть. Это штучный продукт, и кроме этой серии игр, возможности поиграться с гравитацией нигде нет. Но если вас коробит от визуального стиля, или вы где-нибудь пробовали первую часть и вас не впечатлило, то и продолжение пробовать смысла нет. Но если первая часть подарила вам кучу положительных эмоций, то от сиквела эмоций вы получите в несколько раз больше.

Второй проект за год, и сразу бомба, разрыв игровой индустрии и дифирамбы от журналистов в сторону Guerrilla Games. Вышла Horizon Zero Dawn. 89 баллов на метакритике. Конечно, это очередной экшен от третьего лица в открытом мире. НО, это очередной экшен от третьего лица в открытом мире, который издала Sony. Привлёк он к себе внимания, в том числе и потому, что игра представила нам удивительный сеттинг. Первобытное общество, которое выживает на руинах нашей цивилизации. Я бы выделил два самых главных плюса, первый: Отличный сюжет, в том числе режиссура, диалоги, персонажи, лор. И второй, это боевая система. Конечно, раскрывается она только на самых высоких уровнях сложности, поэтому, люди, которые прошли на лёгком, этот плюс оценить, к сожалению, не смогут. Но лично для меня, есть минус, который портит впечатление от игры довольно сильно. Это открытый мир. Я в него просто не верю. Он пустой, поселения мизерные, количество людей на улице, не поместилось бы в эти здания, сами NPC, не реагируют на главную героиню никак. Но, это те условности, которые нужно принять, чтобы получать удовольствия от игры. Однозначно, стоит попробовать, особенно учитывая то, что поиграть в неё сейчас можно и на PC.

В апреле, Sony зачем-то выпустили каждую часть Uncharted’а отдельно. Зачем? Почему? Ответ напрашивается сам собой, некоторым игрокам не было нужно переиздания всех частей, если они пробовали одну или две из них на PS3. Ну и почему бы не подоить прибыльную серию ещё разок, Главное, что стоили они уже совсем копейки. Учитывать эти игры мы не будем, так как сравнивая с переизданием 2015-ого года в самих играх отличий нет, они абсолютно одинаковые.

Спустя полгода, после старта продаж PS VR, Sony выпускает первый повод его купить - Farpoint. Естественно, если рассматривать только те игры, где Sony являлась издателем. Ведь Resident Evil 7, который от Capcom уже вышел, а он до сих пор является одним из главных проектов, продающих шлемы. А что Farpoint? Его сделала сторонняя студия - Impulse Gear. Представляла игрушка из себя космический шутер от первого лица, где вы один, или в кооперативе отстреливаете армии жуков. И вроде бы ничего примечательного, если смотреть только на геймплей, но только вот с игрой шёл новый контроллер. Он увеличивал погружение в разы, но также и увеличивал цену. Но если вы очень хотите попробовать, а этого чудо инструмента у вас нет, то ничего страшного, на геймпаде играется это всё равно неплохо.

На секундочку вернёмся в 2016. Вспомните Shadow of the Beast, который принадлежал Studio Liverpool и который переиздала Sony уже после смерти студии, так вот. С WipEout Omega Collection ситуация произошла 1 в 1. Только разница между этими играми чуть больше года. Серия WipEout выходила с самой первой PlayStation, и посетила каждую консоль семейства Sony, даже портативные. Collection в названии намекает на то, что в сборнике переиздали несколько игр. И да. Их три: Wipeout HD (который сам является ремейком Wipeout Pure и Wipeout Pulse с PSP и PS2), Wipeout Fury и Wipeout 2048. Хоть и выглядит игра как сложная футуристическая гонка, ощущается она как любой известный картинг, типа Crash Team Racing или Mario Kart. Но чем-то выдающимся, конечно, эта игра не является, скорее возможность прикоснуться к классике, или скрасить парочку вечеров в кампании.

Также, в 2017 году появился тренд, на перенос игр с PSone на новые поколения консолей, это и Resident Evil 2 и 3, Spyro, Medievil, Tony Hawk's 1+2, ходят слухи и про ремейки Metal Gear Solid и Silent Hill. Началось всё, как несложно догадаться, 30 июня, в момент выхода Crash Bandicoot N. Sane Trilogy. И тут важный момент. Sony издала только три номерные части, картинг и сборник мини-игр. Далее серия пошла по рукам, кстати, как и серия игр про Spyro, а в 2008 году права на эти серии были куплены Activision. И учитывая то, в какую яму завели эти игр прошлые издатели, Universal Interactive Studios также известная как Vivendi Universal Games, и Sierra Entertainment, покупка прав на Креша и Спайро не выглядело настолько большой трагедией. Так как отцы основатели этих серий Naughty Dog и Insomniac Games перешли уже в высшую лигу, маловероятно, что они вернулись бы к данным продуктам. Activision выпустив одну неудачную игру про Креша, не нашла лучшего применения для этих персонажей, кроме как засунуть их в Skylanders. Обычный экшен платформер, с возможностью покупать игрушки персонажей в реальном мире и интегрировать их в игру. Но сейчас не об этом. Crash Bandicoot N. Sane Trilogy это ремастер первых трёх игр. Оригинальный Crash Bandicoot вышел в 1996 году, где издателем игры выступила Sony. Но сейчас издателем выступает другая кампания, в контексте данного видео игру брать во внимание неправильно. Но я позволю себе такую вольность, так как что Креш, что Спайро, это серии игр, появившиеся под брендом Sony и разработаны студиями, которые на данный момент являются внутренними. Crash Bandicoot N. Sane Trilogy - это очень милый платформер, в котором все миссии представляют из себя путь от точки А в точку Б. Но путь этот достаточно хардкорен, поэтому, если оригинал обошёл вас стороной, то будьте готовы разбивать себе пальцы. Кстати, одним из плюсов того, что ремейк выпустила именно Activision, а не Sony, так это то, что игра посетила все актуальные платформы.

Housemarque, разработавшая Resogun и Alienation, 15 августа 2017-ого года выпустила ещё один скролл шутер, добавив в привычную формулу платформинг. Matterfall стал одним из самых крупных релизов разработчиков за всё время. Во-первых, игру активно презентовали на выставках, корме того она вышла во многих странах на физических носителях, в том числе и в России. Причиной успеха можно назвать геймплей, в частности непривычное для подобных игр управление. Все важные для персонажа кнопки действия вынесены на бамперы, а большой палец правой руки был полностью задействован в стрельбе. Куда ты направишь правый стик, туда персонаж и будет стрелять. Определённо новый опыт для геймеров. Главным героем предстаёт наёмница, которая должна разгребать проблемы, вызванные человеческой тупостью. Ведь в далёком будущем людьми была обнаружена инопланетная технология, которую тут же внедрили во все сферы жизни человечества. Но технология вышла из-под контроля и захватила все машины, с которыми Наёмнице и нужно разбираться. Понятно, что это не один из крупных релизов Sony, но как маленький проект, который вас развлечёт ни один вечер, попробовать стоит.

После выхода четвёртой части Uncharted, которая уже стала систем селлером, основные силы были направлены на The Last of Us: Part 2, но часть команды начали делать спин офф серии под названием Uncharted: The Lost Legacy. Это продолжение основной серии, но без цифры в названии и отсутствием харизматичного Нэйтана Дрейка. Понятно, что этот проект, примерно тоже самое, что и вышедшая в 2014-ом InFamous: First Light, но лучшего качества и с большим бюджетом. Локации полностью новые, продолжительность выше, чем у большинства подобных проектов. Add-on, Standalone DLC, Spin-off. Как подобные проекты не называй, это всё равно отдельные игры. И если вы смогли прикончить всю серию от первой до четвёртой части, а хочется ещё, то эта игра подойдёт уж точно лучше, чем последние Лары Крофт, или приключения Дрейка на PS Vita. Тем же, кто не играл в четвёртую часть, эта игра противопоказана, тем более что сейчас цены на «Утраченное наследие» и на «Путь вора» одинаковые.

Пятого сентября, выходит сиквел, о котором никто не просил. Knack 2, на первый взгляд игроков ждал такой же скучный, однотипный игровой процент, как и 4 года назад. Но как оказалось, вторая часть смогла исправить косяки оригинала.  Сюжет стал хоть как-то отслеживаемым и понятным, боевая система перестала быть однокнопочной, а головоломки хоть немного использовали особенности главного героя. И если все 3D-платформеры пройдены, а качественного приключения с мультяшной графикой всё ещё хочется, то Вторая часть Нека подойдёт как никогда, даже если первая часть вас разочаровала.

А вот Polyphony Digital всё поколение консолей будто пропустило, и выпустило только одну Gran Turismo Sport. Серия Gran Turismo один из главных активов Sony, которым интересуются больше не игроки, а автолюбители, даже покупают консоли ради только одной игры. И это не удивительно, ведь это автосимулятор, который от части к части только улучшает физику машин и приближает её к реальности. Играя в любую часть Gran Turismo, вы либо полюбите водить, либо бросите игру до того, как разберётесь в управлении. И для меня с Gran Turismo Sport только одна проблема, это обязательная привязка к онлайну. Вся игра на этот онлайн и настроена. А теперь отмотайте видео чуть-чуть назад, и вспомните, что стало с серверами Driveclub. Получается, что, когда сервера GT Sport закроются, от игры ничего не останется. Запускаться то она будет, но никакого прогресса не сохранится. В остальном, этот то же самый Gran Turismo. Большой минус Polyphony Digital, что она оставила PS4 без полноценной номерной части.

А закончился 2017 год тем же, чем и 2015-ый. Большим DLC для самого крупного проекта за год. Horizon Zero Dawn от Guerrilla Games получило дополнение «The Frozen Wilds». Огромная локация с тонной активностей, ответвление сюжета и другая программа минимум для подобного контента. Но что роднит эту игру с Bloodborne, так это то, что вместе с DLC вышло и полное издание Horizon: Zero Dawn - Complete Edition, которое включало в себя весь контент, патчи и другие бонусы. Complete Edition стал продаваться отдельно, а весь контент был вшит в диск.

По итогу 2017-ого года, у нас целых 6 полноценных игр от Sony, один проект для VR, и два ремейка. Его можно было бы назвать лучшим годом для PS4. Если бы не было следующего.

2018

2018-ый год особенный для консоли. Ведь не смотря на выход Red Dead Redemption 2, за звание игры года, могли побороться три эксклюзива от Sony. Да и вообще, каждый релиз в этом году был знаковый. Ну… Кроме двух игр от Supermassive Games, которые и открыли этот год

The Inpatient. Ещё одна игра для VR, коих в этом году вышло аж 5 штук. Но конкретно этот продукт на уровне самых первых игр для VR. Скучный, камерный и абсолютно не раскрывающий потенциал VR-игр. Предыстория событий Until Dawn от тех же разработчиков. Двухчасовые скитания по пихбольнице, с намёками на хоррор. Немногим интереснее и следующий проект от Supermassive Games, это Bravo Team. Последняя игра, которую команда сделала для Sony. И это не удивительно, ведь уже в третий раз, получается очень слабо. Мы управляем одним из спецназовцев, который пытается спасти президента. Всё. Милитаристический сеттинг сменил подростковый хоррор, но даже это не помогло сделать хоть что-то оригинальное. В итоге мы имеем два очень слабых проекта от одного разработчика Supermassive Games. Возможно, это и привело к прекращению сотрудничества между двумя компаниями, а возможно Sony заставляла разработчиков клепать шлак для VR, этого мы не узнаем.

Я немного нарушил хронологию. Между этими двумя «шедеврами», вышел великолепный ремейк Shadow of the Colossus. Версия 2005-ого года заиграла новыми красками, ведь была перенесена на PS4 дословно. Оригинал сделала Ico Team, что входит в Japan Studio. А ремейк Bluepoint Games, которые уже стали профессионалами в переносе игр на актуальные консоли. Shadow of the Colossus – это игра с невероятной атмосферой, эдакий босс-раш, где каждый босс представляет из себя головоломку, и расстояние между которыми можно измерять в километрах. Жемчужина в руках Sony, которую опробовать должен каждый. И кстати о жемчужинах.

В апреле в 20-х числах вышло два очень мощных релиза. God of War и Detroit: Become Human. Бог войны навряд ли нуждается в представлении. Лучшая игра 2018 года. Приключение Кратоса и его… пацана, которые несут прах погибшей матери на самую высокую гору всех миров. От прошлых частей, новый бог войны отличается более чем. Хоть по геймлею это всё ещё слешер, но слешер более камерный. Кстати, о камере, она теперь закреплена за плечом Кратоса, а не фиксированно висит где-то в воздухе. Оружие сократили до трёх. Приёмы так же уменьшили в красках и масштабе, игра была сконцентрирована на сюжете. Кстати, суть сюжета тоже изменилась, из истории про месть, превратилась в историю про проблему отцов и детей. И вот этот мягкий перезапуск серии является одной из главных причин для покупки PS4.

Также, как и Detroit: Become Human, интерактивное кинцо от Девида Кейджа, которое совсем недавно релизнулось на PC. Но в момент выхода никто и не мог предположить такой исход событий. Тогда большинство игроков были в восторге от идеи роботов, которые обретают «жизнь», хоть и мысль эта достаточно заезжена. Детройт, рассказывает нам историю о трёх андроидах, у каждого из которых свои цели. Геймплей абсолютно идентичен прошлым играм студии, а вот вариативность событий и финалов не уступает даже Heavy Rain. Это один из лучших представителей жанра, и если на подобные игры вы смотрели со скепсисом, то эта лучшая точка входа.

После безумно мощного апреля, Sony дала отдохнуть от своих игр 4 месяца, после чего начала выпускать по одной игре в месяц. Firewall: Zero Hour – кооперативный шутер. Примерно, как Радуга, только в VR и только на PS. Тактика и сессионные битвы спецназа 5 на 5. Кооперативный шутер в VR, определённо интересный опыт, но вот сюжетно, вообще ничего из себя не представляет.

В сентябре, 8-ого числа выходит ещё одна игра разорвавшая чарты продаж. Это Spider-Man. Очень тяжело переоценить эту видеоигру. Новый уровень качества для игр по Человеку-Пауку. Ведь раньше были хоть и качественные игры, но низкобюджетные, тут же видно, что игра ААА класса. 9 миллионов проданных копий всего через три месяца после релиза. По жанру это обычный экшен в открытом мире, с кучей однотипных активностей и одним их лучших сюжетов среди всех медиапродуктов про Человека-Паука. Причём, даже если вы воротите нос от всех этих супергероев, то абстрагировавшись от этого, игра может подарить кучу положительных эмоций.

2 октября Japan Studio выпускает одну из лучших игр для PS VR. Это Astro Bot Rescue Mission. Мало того, что игра сама по себе как платформер очень неплохая, так как VR проект воспринимается отлично. Тут присутствует приятная мультяшная графика,  головоломки с использованием шлема и управление камерой в 3D для полного погружения.  Иметь PS VR без неё, как-то очень странно. Но что ещё более странно, Japan Studio в сотрудничестве с FromSoftware выпустили ещё одну игру для VR всего через месяц - Déraciné. Конечно, основную работу проделали FromSoftware и как это не удивительно Хидэтака Миядзаки, тот самый гейм дизайнер, ответственный за все Солсы и Bloodborne. И несмотря на то, что Déraciné - это «симулятор ходьбы», подчерк мастера сразу чувствуется. Атмосферой непонимания происходящего пронизана вся игра. А сюжет, всё так же преподносится в виде описания вещей, записок и информацией из лора. Удивительно то, что очень мало людей знает про существование этой игры, несмотря на всеобщее обожание игр от FromSoftware.

И закончился этот топовый на релизы год не уронив планку. Всё та же Activision выпустила ещё один ремейк классики с PS1 - Spyro Reignited Trilogy. С этой игрой история такая же, как и с Crash Bandicoot N. Sane Trilogy. Оригинал был выпущен в 1998 году и был издан Sony. После первых трёх игр, которые сделала внутренняя студия - Insomniac Games, серия пошла по рукам, пока в 2008 не была куплена Activision. И смотря на этот ремейк, представить более подходящего издателя просто невозможно. Образы персонажей и визуальный стиль каноничны, геймплей остался один в один как в оригинале. Но это не значит, что игра подходит только ностальгирующим старпёрам, те кто видит этого дракончика первые также получат удовольствие от приключений в его компании.

2019-й был горазда менее насыщенный на качественные релизы. Первый релиз от Sony был аж 26-ого апреля. И это был Days Gone от Bend Studio. На Е3 2016, игра смогла удивить огромными толпами «зомби» или говоря на языке игры «фриков». После этого до даты релиза прошло аж 3 года. Критиками игра была встречена прохладно. 71 из 100 на метакритике, уровень InFamous: First Light. Days Gone ругали за растянутую продолжительность, огромный пустой открытый мир и скучных персонажей. Но на удивление, игроков отзывы критиков не смутили и они проголосовали за игру своими монетами, сделав игру самой продаваемой игрой Апреля в Великобритании, Австрии, Японии и во многих других странах. Игра же, представляет собой очередной экшен от третьего лица в открытом мире. Плюс многим сеттинг напоминал The Lust of Us. Но в отличие от Horizon: Zero Dawn или Spider-Man, открытый мир Days Gone имел ряд особенностей. Во-первых, игра сконцентрирована на стрельбе, гораздо больше, чем Horizon, поэтом для убиства «фриков» у нас имеется относительно скромный арсенал огнестрельного оружия. Во-вторых, перемещение по миру облегчает верный байк, байк с отменной физикой и детальной проработкой.

Уже через месяц, 28 мая London Studio выпустила полноценную VR игру Blood & Truth. Один из главных релизов для PS VR в 2019 году. Отличный шутер от первого лица с главным героем, экс-спецназовцем, который пытается спасти свою семью от криминального авторитета. Я бы назвал эту игру бюджетной версией Half-Life: Alex.  Тут тоже приятные перестрелки, возможность прятаться за укрытия и выглядывать из них используя 3D пространство вокруг вас. Ради одной Blood & Truth шлем покупать, конечно, смысла нет. Но если шлем у вас имеется, то определённо обязательный проект.

Далее, подряд выходят два ремастера/ремейка игр от PSone. В Июне вышла Crash Team Racing Nitro-Fueled, а в сентябре Medievil. Насчёт гоночной игры про креша всё предельно понятно. Опять же Activision выпускает ремейк Crash Team Racing, в 1999 году созданный внутренней студией Sony Naughty Dog. И как это не странно, это чуть ли не единственный картинг, который может соперничать с Mario Kart. Если картингки обошли вас стороной, потому что вы не переносите гоночные игры, то тут можете не беспокоиться, это абсолютно разный игровой опыт. Тем более, Crash Team Racing Nitro-Fueled можно опробовать не только на PlayStation, но и на XBOX и на Switch.

А вот ремейк Medievil вышел только на PS4. Какой-либо переработки в игре не было. Геймплейный костяк остался один в один, как и в оригинале. Все модели, локации интерфейс были созданы с нуля. Но игра ощущается довольно устаревшей. Неудобное управление, камера и подобные нюансы. Но с другой стороны, опыт абсолютно идентичен игре 1998 года. Ремейк делали аутсорсеры «Other Ocean Emeryville», которые до этого проекта ничем не отличились. А вот оригинал был сделан внутренней Cambridge Studio, которая стала дочерней компанией уже известную нам, Guerrilla Games. Правда в 2017 студия всё равно была закрыта, но это не мешает Sony использовать её интеллектуальную собственность по своему усмотрению, благодаря чему мы и получили данный ремейк.

В октябре дочерняя студия PixelOpus выпустила свой второй проект за всё время – приключенческий экшен Concrete Genie. Рассказывает игра про мальчика Эша, который нашёл волшебные краски, рисунки нанесённые которыми оживают и помогают протагонисту справиться с «тьмой» и хулиганами. Главной особенностей игры, можно выделить возможность рисовать на зданиях яркие уникальные рисунки, которые будут анимированы исходя из контекста холста, на котором они были нарисованы. Игра не очень известна в России, в том числе и потому, что физическую версию в магазинах встретить сложно, так как официального физического издания в России не вышло, только цифровое.

И последний проект 2019-года - Death Stranding. Да, игра, не совсем сделанная по заказу Sony. Скорее спонсированная и изданная ей. Хидео Кодзима позаимствовал движок у Guerrilla Games и начал делать свою игру мечты. И то что происходило до выхода, возможно, даже интереснее всего того, что мы могли встретить в игре. Недосказанные трейлеры, куча теорий и спекуляций, да и набирающий в популярности культ личности Кодзимы. Всё это подняло границу ожидания игры до небес. И когда игра вышла, разумеется эти ожидания не были оправданы. Но не потому что игра получилась неудовлетворяющий. Просто ожидания были слишком завышены. По большей части, Death Stranding это симулятор курьера, в котором просто перемещение по огромной карте из точки А в точку Б гораздо увлекательней огромных ААА шутеров с постоянными заскриптованными сценами. Хотя многие с этим не согласятся. В любом случае, это один из лучших проектов 2019-ого года. И к счастью, даже для тех, у кого PS4 отсутствует, его можно опробовать на PC.

2020

И вот мы дошли до последнего года. Начался он с игры конструктора Dreams. Media Molecule развила свои идеи, которые вкладывала ещё в первый LittleBigPlanet. Возможность создать свою игру и поделиться ей с сообществом. Но в 2008 году реализовать весь потенциал этой идеи студия не смогла. А вот в этом году получилось более чем. Игрой это трудно назвать. Скорее это тренажёр для начинающего гейм дизайнера. Но если желание созидать у вас отсутствует, то всегда можно выбрать режим игрока и проходить миры людей, у которых желание созидать преобладает.

В общем, спорный проект. Чего не скажешь о следующем проекте: Predator: Hunting Grounds. Игра, которую можно назвать однозначно провальной. Это сессионный асинхронный мультиплеерный шутер. Который ничего из себя не представляет. С одной стороны, у нас Хищник со всеми своими примочками, с другой команда из четырёх военных. Почему это должно было быть интересно, не понятно. Зачем Sony дала на это деньги внешней студии IllFonic, тоже.

19 июня вышла игра, которая разделила людей на 2 лагеря. Игру либо любят, либо ненавидят. The Last of Us: Part 2. Ну не могу я сказать, что продолжение одной из лучших игр за всё время существования игровой индустрии достойно 32 пользовательских балла из 100. Тем более, что критиками игра была оценена в среднем на 93 балла. От чего такая большая разница? В основном в повестке, которую игра несёт. Но про неё говорить я не буду, так как графика, геймплей, атмосфера выживания достойны того, чтобы опробовать игру самостоятельно. А насчёт сюжета и посыла, каждый решит сам для себя.

Игры по лицензии Marvel на данный момент делают два издателя. Square Enix с их Мстителями и Sony с Человеком-Пауком. Но в копилку игр по лицензии от Sony стоит добавить и Iron Man VR. В общем лучшего супергероя для VR игры представить сложно. Мы попадаем прямо в голову к Тони Старку, потому что геймплей у нас от первого лица. Каждый из мувов это репульсор на руке Железного Человека. Благодаря которому мы можем летать и стрелять одновременно. Спустя 4 года, после выхода шлема виртуальной реальности от PlayStation, стали появляться игры использующие его возможности на полную.

Примерно в то же время вышла Ghost of Tsushima. Экшен в открытом мире от Sucker Punch. Игра про Японию, самураев и катаны от американцев. Но на удивление, игра превзошла все ожидания и никого не оскорбила. Хоть ситуация с оценками критиков и получилась как с Days Gone в своё время, игроки приняли игру очень тепло. Уникальный визуальный стиль и японский колорит дали свой эффект. И этот эффект был настолько сильным, что Sony даже признались, что не ожидали такого успеха игры. Обязательно к приобретению, как бы вы не относились к японской культуре. Возможно, именно Ghost of Tsushima заставит вас её полюбить.

И на этом уже вышедшие проекты от Sony для PS4 закончились. Правда в сентябре вышел ещё Crash Bandicoot 4: It’s About Time, который уже ни к Naughty Dog ни к Sony отношения вообще никакого не имеет. Но, это продолжение по всем лекалам и канонам оригинальной серии от Naughty Dog. Плюс, этот персонаж был в интеллектуальной собственности Sony. И ассоциировать его вне этой компании у меня не получается. Поэтому позволю себе добавить четвёртую часть Креша в список игр от Sony, хоть игра и от Activision и Toys for Bob. Что сказать, это лучший платформер со времён Super Mario Odyssey. Да и что уж там, он может спокойно посоперничать с ним по количеству и качеству контента.

Несмотря на то, что год ещё не закончился, все релизы от Sony всё уже вышли. Год был ещё богат на пару игр для PS4. Но это были те проекты, которые разрабатывались специально для PS5. Но мы учтём их урезанные версии. Я говорю про Sackboy A Big Adventure от Sumo Digital и про Spider-Man: Miles Morales от Insomniac Games. Конечно, гораздо лучше играть в эти игры на PS5, но купив их на PS4, вы спокойно обновите до некст-ген версии. Если кратко и в одно предложение, то Sackboy A Big Adventure платформер в мире LittleBigPlanet. А Spider-Man: Miles Morales  спин-офф Человека-Паука 2018-ого года с новым главным героем.

Ну и на данный момент — это все игры изданные, разработанные или спонсированные Sony с 2013 по 2020 год. Конечно, тут нет игр, которые имеют только цифровой релиз, или спортивных серий игр от Сони, наподобие MLB The Show и Everybody’s Golf, также мной не были взяты во внимание музыкальные симуляторы и игры для PlayLink. Потому что эти игры либо для очень узкого круга лиц, либо не стоят внимания большинства игроков.

Итоги

Пришло время подвести итоги. Оформлены эти итоги будут в виде таблиц.

Всего, нашему вниманию было представлено 66 проектов, вышедших из-под крыла Sony.

Уберём дубли. Остаётся 61 проект.

Из которых 39 от внутренних студий, 22 от сторонних или сделанных аутсорсерами.

Получается, что более трети игр в этом поколении Sony разработала вне своих стен, но имеет на них права. Как по мне, это довольно большое число.

Ну ниже можно увидеть распределения между Японскими, Американскими и Европейскими внутренними студиями. Флаг под играми каждого издателя показывает к какой именно группе он относится.

И вновь вернёмся ко всем проектам. Из 61 игры, ремастеров за 7 лет Сони выпустила 14 штук.

15 игр для VR (как по мне, прилично).

3 аддона.

А оригинальными проектами остаются менее половины, а именно 29 игр. За 7 лет. Но зато каких.

Уберём из них то, что вышло на других платформах. Вернём эксклюзивные аддоны и ремейки…

Вот! Те проекты, ради которых и нужно покупать PS4.

Если с какими-то играми из списка вы не знакомы, то добавить из в свой wish-лист нужно обязательно. В видео версии сможете ознакомиться с футажами каждой игры из списка.

Подведя итоги всего поколения игр от платформодержателя и выделив лучшие за все года жизни консоли, можно сказать, что Сони довольно долго разгонялась, выпуская только несколько крупных проектов в год. Хотя, такое количество простить им можно. Ведь качество подобных игр, было одним из лучших во всей видеоигровой индустрии. И имея коллекцию этих игр на руках или в цифровой библиотеке, пустоватая стартовая линейки игр на PS5 не воспринимается как большая трагедия.

На этом всё. Всем спасибо за уделённое время. И пока.


Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!

Плюсанул. Аффар молодец, разложил все по полочкам — даже мне прожжоному ПК-шнику наглядно стало понятно что и когда выходило на PS4. Кста один из немногих обзоров где аффтар реально смог написать что некоторые проекты — не очень и говно (обычно у фанов какой то «коробки») — там всегда и все хорошо.

Кстати показателен и сам график выход игр. По нему реально можно сделать вывод — первые 1-2 года новую приставку вообще смысла нет никакого покупать — реально экзов хороших — кот наплакал.

Единственное что осталось за кадром — как выпуск «типа улучшенной» версии которая была «типа для 4к» повлияла на сам игрострой на плойке и вышло ли что нить именно для нее.

Крутой обзор всех «эксклюзивных» игр PS4. Даже о некоторых новых малоизвестных играх узнал. 

Вау. Отличная, подробная и хорошо оформленная статья! Наткнулся совершенно случайно, но прочитал от начала до конца. Автору респект. 

Единственное что – в статье я не увидел persona 5/persona 5 royal. Или я чёт пропустил, или автор забыл, что ни удивительно, ведь список игр перечисленный и описанный реально большой  

Спасибо! 

Насчёт улучшенной версии консоли. Выход PS4 Pro на сами игры вообще никак не повлиял. Эксклюзивных игр для PS4Pro нет, так как это та же самая PS4, только с железом получше.

Получился просто скомпонованый материал с Вики и пары ресурсов, составленный в общую картину, этакий отчет о результатах, спасибо за проделанную работу!

Местами повеселило высказывание своего мнения об игре ради её краткого описания.

Хоть по геймлею это всё ещё слешер, но слешер более камерный.

Особенно этот момент :) 

Нынешний God Of War такой же слешер, как Bloodborn или Horizon, уж извините. И огрехи в высказываниях есть в целом по тексту.

Тем не менее, еще раз благодарю за систематизацию данных и сам поиск информации, вы сильно упростили многим жизнь.

Спасибо за отзыв!))

Серия Persona, в том числе и пятая часть, издаются компанией Atlus. Sony, по факту к серии никакого отношения не имеет. А тот что большинство игр серии выходят только на консолях PlayStation, связано скорее с консервативностью именно Atlus. Но сейчас, похоже ситуация будет понемногу меняться, ведь издатель увидел прибыльность PC рынка.

Читай также