Что же происходит с жанром стратегий в последние несколько лет. Из года в год игр в жанре выходит все меньше и меньше. Разве что Ubisoft периодически делают симуляторы Карибского диктатора, да средневековые и викторианские градостроительные симуляторы.
Вот и приходится в очередной раз перепроходить шедевры золотого века жанра стратегий. Первой в очереди будет прекрасная Total War SHOGUN.
Creative Assembly - это все они.
Первая игра будущей серии увидела свет в июне 2000 года. Она была разработана компанией Creative Assembly. Компания основана в 1987 году Тимом Анселом, занималась переносом игр с Amiga на DOS, например: Baal, Stunt Car Racer, Infestation, Microcosm, Stunt Car Racer и др. Позже подружилась с EA Sports и занялась созданием спортивных симуляторов. Ну там: FIFA international Soccer, ARL 96, International Rugby League и другие громкие хиты, в которые мы играли в детстве.
И вот поднакопив опыта и средств, компания взялась за свое главное детище, которое их и прославит серию – Total War. Правда тогда о серии и речи не шло, это была смелая попытка в новый для студии жанр.
Итак, о чем же игра.
Действие игры разворачиваются в период Сэнгоку Дзидай «воюющих провинций», который длился с конца XV по начало XVII века. Игроку предстоит взять на себя роль одного из лидеров крупных японских кланов – Даймё. И с помощью привычной всем войны, дипломатии, шпионажа, торговли и религии он должен объединить Японию и стать её единственным правителем – Сёгуном.
В игре представлены 8 кланов. Это:
- Симадзу – зеленые.
- Мори – красные.
- Ода – желтые.
- Имагава – голубые.
- Такэда – черные.
- Ходзё – фиолетовые.
- Уэсуги – синие.
- Ронины и мятежники – белые.
Каждый клан имеет свои особенности, определенное размещение на карте, которое нельзя изменить и первоначальный набор войнов. Например, играя за клан Такеда, вам будут доступна конница по более низкой цене и золотая шахта, которая находится на вашей земле. Плюс 5 отрядов воинов шпион. А клан Мори – монахи войны по скидке, серебро и 15 отрядов вместе со шпионом. Как вы понимаете, у других именно таких привилегий не будет, но будет что-то свою. Кроме ронинов, у них не будет ничего, потому что у них нет своего клана (ронины – это самураи, которые потеряли своего хозяина).
Ну что ж, вы прошли через сложнейшие муки выбора и наконец определились с тем, за кого вы будете играть. Кстати, перед этим у вас есть возможность выбрать сложность. Легкую, если вы играете первый раз и не хотите, чтобы вас крутиться все толпой на острие катаны. Или же эксперт – если вы истинный император. Спойлер – на самом деле победил клан Токугава, которого в игре вообще нет.
Дальше заставка (да, тут есть сюжет) и вы попадаете на глобальную карту. Вообще игру можно разделить на две части: глобальная пошаговая стратегия и стратегия в реальном времени.
Пошаговая стратегия.
Перед вами Япония, лето 1530. Кстати очень достоверная и соответствует реальному положению дел в Японии на то время. Ваша задача – покорить всех. Путей для этого не так много, но поэкспериментировать можно. Что же вам нужно делать.
1. Обустраивать свои провинции. Вот эта находится в низине и плодородна, значит тут строим фермы, эта в холмистой местности – значит замки и укрепления. Есть провинции со специальными особенностями, подходящие под конкретные здания, так что приходится планировать и постоянно думать. Хотя на легкой сложности и поздних этапах игры необходимость выбирать отпадает, ввиду большого количества денег.
2. Командование армией. После постройки местных военкоматов, у вас появляется возможность нанимать отряды: лучники, войны и конница. Через 60 ходов появится отряды португальцев с аркебузами. Правда при условии, что вы с ними подружились и вообще дожили до это времени. Отряды можно объединять в армии с генералами. У каждой такой армии есть свой ранг, показывающий ее крутость и опыт.
3. Торговля и продовольствие. Для постройки зданий и найма отрядов нужны деньги. Правда здесь их нет, вместо них – коку. Традиционная японская мера объёма равная 180 литрам. Считалось, что ровно столько риса съедает один человек за год. Чтобы получить коку, нужно строить фермы, шахты и порты. Доход вы получаете раз в год, и он варьируется от урожайности года. Ужасный урожай – -50% дохода и ваши люди едят крошки с пола, небывалый – +50% и мраморная говядина и черная икра. Так что присутствует небольшой элемент случайности.
4. Дипломатия. Представляет собой стандартную систему друг – игнорирование – враг. Вы можете заключать союзы с другими кланами и вместе уничтожать врагов и разорять земли. Или объявить всем войну и наслаждаться последними 10 ходами в вашей игре.
5. Поддержание лояльности населения. Это уважение народа и их любовь. 100% является нормой, если показатель упадет ниже, то могут появиться мятежники и подпортить тебе жизнь. (особенно когда ты этого не ожидаешь и у тебя нет армии рядом с этой провинцией и тебе приходится тащить ее через пол карты) На лояльность влияют налоги, урожайность, наличие гарнизона в провинции и агенты, как свои, так и чужие.
6. Управление агентами. Кроме стандартных методов войны, в сегуне есть и нестандартные. Это агенты со специальными способностями. Всего их 5 (но разных всего 3).
- Эмиссар — Отвечает за дипломатию, с его помощью можно заключать перемирие или союзы.
- Синоби — это ваш шпион. Проводя разведку, уменьшает лояльность вражеских кланов или увеличивает лояльность вашего дома.
- Ниндзя — наёмный убийца. Их цель устранить генералов, других вражеских агентов, наследников и лидера клана (если Даймё не имеет наследников, фракция считается устранённой).
- Гейша — наёмная убийца. Сочетает функции синоби и ниндзя но хуже.
- Священник — католик – появляется после принятия христианства и работает как синоби.
Стратегия в реальном времени.
Вторая часть геймплея посвящена сражениям в реальном времени. Вообще при нападении на вражеский отряд, перед вами появится выбор. Провести битву самостоятельно или доверить все беспощадному рандому. И он тут действительно беспощадный, что в будущих сериях еще усугубится. Так что привыкайте сохраняться перед битвой, а то будет бум.
Если же вы решили лично уничтожить надоедливого конкурента на ваш заслуженный трон Японии и применить на практике лучшие тактические приемы Цезаря и Македонского, то такая возможность есть у вас.
Тут вас ожидает классическая военная стратегия. Заходите во фланги, используйте ландшафт, конницу против лучников и не смотрите на модельке воинов. Хотя на дворе 2000 год, так что нормально.
В августе 2001 года вышло дополнение, рассказывающее о вторжении монголов в Японию. В действительности такого не было, хотя монголы и пытались. Подобные дополнения, в рамках «что, если…», станут для серии стандартным явлением в последующих играх. Кроме новой компании было добавлено пару новых построек и отрядов. Исправлены мелкие ошибки и баги. Появилась традиционная монгольская музыка во время компании. Музыка в игре вообще шикарная, чем и была удостоена нескольких премий и номинирована на премию BAFTA в 2000 году.
И что же делать с этой информацией?
Что же можно сказать про игру в целом. Она хорошо, очень хороша. Да, в ней есть упрощенные элементы и легкие механики, сама стратегическая карта и передвижение по ней весьма схематично, а неторные вещи работают очень плохо (например, династическая система). Да и глазкам на современном мониторе играть не сильно приятно. Но все эти придирки разбиваются о два довода: игре более 20 лет и это первая попытка студии войти в новый для неё жанр. Я получил большое удовольствие вернувшись в игру после многих лет, и рекомендую вам самим ознакомится с данной игрой.
Лучшие комментарии
если бы я мог я не сколько + поставил бы, ну а так чуть-чуть правописание подтянуть и всё.
PanakaПервый сегун был крут, второй просто шикарен. До сих пор иногда играю в него.
Окей, в следующий раз дополнениям уделю больше внимания)
поздравляю
Обзор в целом неплохой, но мало уделено Mongol invasion, а там интересные геймплейные находки
Они молодцы, взяли первую часть и просто улучшали ее, добавив самое лучшее из предыдущих частей. Отличный пример переосмысления игры.