6 февраля 2021 6.02.21 5 2850

История серии Suikoden, часть 1 — с чего началась легенда Konami

+11
 

Один шаг вперёд, два — назад. Так уж получилось, что своё знакомство с серией Suikoden я начал сразу со второй части, умышленно проигнорировав существование её прародителя. Пожалуй, этому в первую и самую главную очередь поспособствовал колоссальный лавинообразный поток соплей счастья в адрес приключений Рё и компании, на фоне которого сдержанное одобрение первой части выглядело ну совсем смехотворно, однако пять лет назад я и сам не собирался устраивать серьёзный заплыв в мир Suikoden и планировал только снять самые сливки. И всё бы так и было, но однажды в моей жизни случился внезапный Suikoden III, который ясно дал понять, что так просто от детища Konami я уже не отделаюсь.

К идее обратиться к корням я пришёл ещё и потому, что вследствие ухода в свободное плавание Ёситаки Мураямы — оригинального автора и главного подвижного состава Suikoden — после третьей части пошли совершенно другие игры. Плохие это были игры или же хорошие — отдельная и не менее интересная тема для изучения, но, прежде чем мы до неё доберёмся, имеет смысл для начала закрыть оставшиеся хвосты. 

Но для начала немного предыстории. В 1992 году в Konami на должность QA-специалиста (или, проще говоря, тестировщика и баголова) приходит молодой программист Ёситака Мураяма. Надолго в этой должности он, впрочем, не задерживается, и уже через полгода его менеджер перенаправляет новичка в команду, работающую над играми для мега-секретного проекта Konami: портативной консоли с поддержкой трёхмерной графики. Там он знакомится с художницей Дзюнко Кавано — очередным юным дарованием в компании, — и вместе они приступают к созданию их первой игры для чудо-системы.

Но боссы Konami, по-видимому, смекнув, что смелая авантюра на рынок аппаратного обеспечения — это хоть и здорово, но слишком уж дорого и рискованно, через некоторое время сворачивают разработку таинственной консоли и все проекты, имеющие к ней отношение. Практически одновременно с этим они открывают производство первых 32-битных игр для PlayStation, уже замаячившей на горизонте, и выделяют всего около 10 человек на ряд проектов: одну гонку, один симулятор бейсбола и одну из трёх ролевых игр, в то время как основные ресурсы компании продолжают дожимать из уходящего поколения последние соки.

Далее в первой ревизии этой рецензии следовал рассказ о том, что Мураяма и Кавано, попавшие в команду 32-битных первопроходцев, решили делать RPG, взяв за основу наработки сценария Suikoden II, оставшиеся со времён «консольных» амбиций Konami, однако этот миф был опровергнут автором канала Resonant Arc, в девичестве известного как Dark Pixel Gaming, во время его переписки с Мураямой. Не было никакого прототипа сюжета, история Suikoden II не была написана до Suikoden I, первая часть не была ни чьим приквелом. И не такие исторические казусы случаются, и чем больше времени проходит, тем активнее плодятся легенды. А мне это будет лишним напоминанием о том, насколько я не чета Тёмному Пикселю в плане работы над игровыми рецензиями.

Но вернёмся к теме. Мураяме осталось только объяснить своему менеджеру, почему компания должна дать зелёный свет разработке именно его игры. В качестве источников вдохновения молодой программист упомянул классический китайский роман «Речные заводи», по сюжету которого 108 благородных разбойников сражаются с чиновничьим произволом во имя благополучия простого народа. Из всего монолога Мураямы начальник услышал только часть про 108 действующих лиц и такой: «Ролевая игра с сотней играбельных персонажей? Делаем!»

Ресурсов на разработку, правда, дали катастрофически мало, и лишь спустя полгода Konami выделили «могучей кучке» ещё несколько людей из соседних команд. Как бы то ни было, в конце 1995 года группа из двух творчески одарённых и очень упёртых новичков дотащила своё творение до релиза, и сейчас мы посмотрим на то, что у них получилось.

События первой части происходят в регионе Торан, что на юге континента. В роли главного героя на сей раз выступает Тир МакДол — сын крупного военачальника Империи Алой Луны, живущий в роскошном поместье в окружении верных слуг и в ус не дующий. Как полагается всякому молодому человеку далеко не низшего сословия, он поступает на службу государю, в то время как его отец по поручению императора Барбароссы вынужден отправиться к северным границам страны, где вновь стало неспокойно.

Поначалу рутинная работа мальчиком на побегушках у чиновников шла неплохо, однако вся жизнь героя быстро идёт под откос, когда выясняется, что один из его друзей детства по имени Тед оказывается носителем руны «Душеед» — одной из 27 Великих Рун, дарующих своему носителю вечную жизнь, — за которой уже продолжительное время охотится Винди — придворная колдунья и жена самого императора. В попытке уберечь руну от попадания в плохие руки раненный Тед передаёт своё проклятие Тиру, и теперь главный герой, в одночасье ставший врагом империи, вынужден бежать из дома и прятаться от своих бывших коллег.

В конечном итоге протагонист, изрядно налюбовавшись на жизнь в стране со стороны простых обывателей, присоединится к оппозиционному движению, а после возглавит его и превратит кучку ворья, жуликов, бандитов и нескольких нормальных людей в боеспособное подпольное войско, способное вызвать массу проблем даже у регулярной армии страны.

И путь этот будет тернист, ведь перед тем, как герой сможет заботиться о других, вам сначала понадобится научиться заботиться о нём. И в этом плане первая часть Suikoden не стала сильно оригинальничать: когда персонаж игрока не дерётся, он бегает и разговаривает, а когда он не разговаривает и не бегает — он дерётся.

Режим исследования мира обставлен достаточно скупо и лишний раз напоминает о жесточайшей экономии, в условиях которой разрабатывалась игра. К счастью, общую бедность интерьера попытались прикрыть небольшими габаритами самих локаций, так что как недостаток она ощущаться не будет. Особенно это касается подземелий и прочих мест, где вам не рады. Никакого вынужденного бэктрекинга (привет, Suikoden III), никаких запутанных лабиринтов, никаких бессмысленных развилок, ведущих в никуда, — все данжи в Suikoden по-чеховски лаконичны, их структура прозрачна, а немногочисленные секреты не требуют прощупывания каждой стены наугад.

Иного я мнения о том, как игра управляется и в целом ведёт себя при взаимодействии с игроком. Во-первых, персонажи не умеют ходить по диагонали даже при том, что двигаются они свободно, а не по клеточкам. Из-за этого порой возникают какие-то странные проблемы с попаданием в некоторые дверные проёмы. Приходится иногда ходить «лесенкой», чтобы правильно расположить протагониста в пространстве и протащить его через чёртов порог дома.

Вторая проблема касается того, как в игре реализован бег. Изначально его нет, и если вы хотите, чтобы он появился, потребуется найти или купить соответствующую руну и потом экипировать её на любого персонажа из активной команды. А учитывая, что руны в игре обычно применяются для магии и особых приёмов и могут быть экипированы только в специальных заведениях и только в соотношении «один герой — одна руна», использование столь важного ресурса просто для того, чтобы иметь возможность бегать, даже по меркам даты выхода игры кажется в лучшем случае странным.

Над системой инвентаря разработчики долго думать не стали и честно подсмотрели её у таких серий, как Dragon Quest и Earthbound. Другими словами, каждый персонаж получил свой собственный карман, в который помещается не более девяти вещей, будь то броня, амулеты, руны, аптечки — в общем, весь полезный и не очень хлам... За исключением оружия, которое не существует в виде отдельных предметов и намертво приклеено к каждому персонажу, из-за чего оно не покупается в прямом смысле, а отдаётся кузнецам на заточку.

В принципе, вся эта система не так уж и плоха, тем более я никогда не был фанатом той идеи, что можно закупиться лечебными снадобьями в количестве 99 штук и потом глушить их десятками, однако Мураяма и компания забыли одну маленькую деталь: они внедрили в игру не пару-тройку героев, а около восьми десятков (не все 108 Звёзд Судьбы будут играбельны), и оперирование такой кучей карманов является той ещё болью в заднице. Да, со временем в штабе появится склад (или не появится, если будете филонить с наймом будущих коллег), куда можно сгружать излишки и не менее успешно их оттуда выгружать, но его немного не доработали. Так, перенести всю экипировку и вещи на склад Вы можете с любого персонажа, даже если он не находится на данный момент в активной партии, а вот одеть и обуть игра позволяет только членов отряда героя. Проблема в том, что хорошие и актуальные доспехи — это очень, очень дорогое удовольствие, и денег зачастую не хватает даже на то, чтобы покрыть потребности основного отряда из шести человек, отсюда и вынужденная необходимость передавать один и тот же комплект брони из рук в руки.

Может, я излишне сгущаю краски, поскольку разработчики явно пытались хоть как-то компенсировать эту рутину: тут тебе и азартные мини-игры, и телепорт в любой из городов, посещённых ранее, и возможность почти в любой момент вернуться на базу, — однако этого оказалось явно недостаточно, и откровенная архаичность игры лезет из всех щелей. Но всё это касается только мирного блуждания по локациям; с боевой системой дела обстоят куда интереснее.

Ух, насколько же свежо она ощущается! Для начала, разработчики всё-таки учли колоссальный набор действующих лиц, в результате чего под управлением игрока находится отряд аж из шести человек, трое из которых находятся в переднем ряду, а ещё трое — в заднем. Сами персонажи бывают трёх типов: ближнего боя, дальнего боя и смешанного типа. Герои ближнего боя могут атаковать только из фронтального ряда и только врагов, расположенных в переднем ряду. Персонажи смешанного типа сохраняют свою боеспособность вне зависимости от ряда, в котором они стоят, однако до вражеского тыла они дотянуться также не могут. Те же, кто обладает полноценным дальним типом атаки, могут бить по кому угодно. Обычно тип персонажа напрямую связан с его физическими данными, однако встречаются и исключения; так, крутой маг и чародей может оказаться персонажем ближнего боя, а тот, кто относится к смешанному типу, может лупить больнее иного «рукопашника».

Что же касается непосредственно самой боевой системы, то Suikoden осталась верна традициям и взяла за основу так всеми «любимые» случайные сражения. Но вы подождите расходиться, ведь разработчики умудрились сгладить почти все острые углы, делавшие неконтролируемые стычки с оппонентами-невидимками столь раздражающими.

Угол 1— вынужденная необходимость биться с хилыми врагами при возвращении на старые локации и непредсказуемая натура функции побега. В Suikoden же вы именно «убегаете» только от противников, которые либо равны вам по силе, либо превосходят вас. Если же персонажи натыкаются на букашку, которая мрёт от косого взгляда на неё, опция «Run» заменяется на «Let go». То есть вы буквально позволяете слабому противнику дать от вас дёру. К тому же в игре со временем станет доступна руна, которая будет отгонять от команды случайные сражения с откровенно слабыми врагами, но, к сожалению, в продаже она появляется достаточно поздно и стоит баснословно дорого (впрочем, внимательный игрок сможет раздобыть её и бесплатно).

Угол 2 — необходимость прокачивать толпу персонажей, что ощущается наиболее болезненно в моменты, когда по велению сюжета к команде насильно присоединяют героя, отстающего от основной партии на десятки уровней. По такому случаю Мураяма и компания придумали, на мой взгляд, просто гениальную систему набора левелапов: чтобы прокачаться, персонажам всегда нужно получить ровно тысячу очков опыта, а вот количество получаемого опыта уже будет зависеть от разницы в уровне между плохими и хорошими парнями.

Другими словами, перекачанные герои практически перестают получать опыт, если бьют одних и тех же врагов, однако персонажи, отстающие в развитии, за один только бой получат такой буст, что сразу же вырастут на несколько уровней... Если выживут, конечно. Благодаря такому подходу докачивание отстающих сопартийцев занимает считанные минуты, да и глаз радуется при виде того, как какой-нибудь хлюпик стремительно превращается в машину смерти.

Угол 3— случайные сражения по натуре своей быстро утомляют рутинным выполнением одних и тех же действий. Не скажу, что угол прямо сглажен, но подточили разработчики его знатно. Одна только динамика сражений чего стоит. В отличие от многих других коллег по жанру, в Suikoden персонажи ходят не по очереди, а нападают всем скопом, уступая друг другу инициативу только в том случае, если на одного врага нацелилось сразу несколько юнитов. Динамическая смена ракурса камеры только подчёркивает возросший темп здешних боёв.

В одном из материалов создатель Suikoden ещё отмечал, что в игру зашита хитрая логика случайных сражений на карте мира: если герой ходит по прямым траекториям, то частота нападений снижается, а если топчется на одном месте и ходит зигзагами — возрастает. Хоть это и официальная информация от самого Мураямы, но — хоть убейте! — я не смог обнаружить никакой видимой закономерности; протагонист с равным успехом мог как крутиться аки волчок в полный штиль, так и на прямой дороге «заикаться» каждые пару шагов.

Но вернёмся к боевой системе. Реализация функции авто-боя позволяет раздать всем членам команды игрока команду «бей хоть кого» на один ход и спасти крестик на контроллере от изнасилования. Также некоторые персонажи могут проводить совместные атаки на манер Chrono Trigger, а также защищать своих друзей, если те находятся на грани жизни и смерти. Функцию магии же выполняют руны. Предрасположенность того или иного персонажа к чародейству определяется количеством уровней рунной магии, ему доступных, и тем, сколько раз магию каждого из уровней он может применить. На практике это выражается в том, что очевидный маг в команде, экипированный элементальной руной, первое время может кастовать сначала несколько заклинаний первого уровня, зато по мере прокачки он получает доступ к магии второго, третьего и четвёртого уровней, в то время как типичный воин, оснащённый абсолютно той же самой руной, так и остаётся лишь на базовом понимании того, как из неё выжать хоть какой-нибудь бадабум.

Но это не значит, что персонажи, способные карать только холодной сталью, вообще безнадёжны; для них игра припасла руны спецприёмов, которые работают по принципу «используй и бей». Есть у них (и у некоторых совместных техник тоже), правда, одно неприятное послевкусие в лице статуса «Unbalanced» (головокружение), лишающего права атаковать и использовать магию в следующий ход. К счастью, персонаж, которому собственное разовое могущество буквально вскружило голову, сохраняет способность использовать предметы из инвентаря, т.ч. совсем-совсем бестолковым он не становится. К тому же в игре есть несколько рун, которые не имеют такого неприятного изъяна и тем самым делают обычную атаку попросту бессмысленной, но зачастую они оказываются намертво приколочены к определённым персонажам.

На пользу отсутствия затянутости работает также и малая продолжительность игры. Если идти строго по сюжетной линии и не обращать внимание на опциональный досуг в штабе и не пытаться собрать всех персонажей, ограничиваясь лишь теми, кто сам лезет под нос, то прохождение Suikoden займёт порядка 20-30 часов, так что игра просто не успеет надоесть. С другой стороны, если вы не объедините под своим началом все 108 Звёзд Судьбы, то и хорошей концовки вам не видать. Более того, сохранение, которое у вас останется после прохождения игры, можно будет импортировать во второй части Suikoden и получить порцию дополнительного контента. Например, возможность присоединить главного героя из первой части к команде. Хорошо ведь Konami умели раньше раздвигать границы сознания, даже если дело касалось простых карт памяти для PlayStation!

Но вернёмся к теме. Не одними сражениями вида «стенка на стенку» жив Suikoden. В важные сюжетные моменты персонажи также будут участвовать в дуэлях и даже руководить целой армией — даром, что ли, мы такую толпу вояк собираем? Правда, если познакомиться с этими режимами чуть ближе, выяснится, что на деле они представляют вариации игры «камень-ножницы-бумага» с парой косметических изменений, но обо всём поподробнее.

В дуэлях весь игровой процесс крутится вокруг трёх опций: «атаковать», «атаковать с особой злобой» и «уйти в блок». Атака пробивает блок, блок контратакует в ответ на яростную атаку, яростная атака намного мощнее обычной. Игроку же нужно предугадать, какое действие предпримет оппонент, и подобрать правильное противодействие. И это действительно реально сделать, поскольку противник откровенно палит свои намерения тем, что он говорит перед началом хода. В принципе, несложно, да и паттерны врага всегда можно просто заучить.

Масштабные боевые сцены в целом похожи на дуэли, только... ээ... масштабнее: маги бьют пехоту, пехота — лучников, лучники — магов, но есть и нововведения, причём существенные. Так, намекать на свои дальнейшие планы вражеские генералы уже не будут. Хотите знать, что замышляет оппонент? Высылайте шпиона на разведку. Кроме этого, каждым типом войск отвечают те персонажи, которых вы оптом набрали в отряд, и отдавать команду действия можно только одной группе персонажей за всё сражение. Закончились лидеры магов? Значит, больше никакой магии до конца боя.

Но важно другое: во время выполнения боевых поручений ваши подопечные могут окочуриться. И не просто получить статус «K.O.», или получить стрелу в колено, а самым настоящим образом умереть. Игра не вернётся на начальный экран, никак не накажет, а просто продолжит идти дальше как ни в чём не бывало. Разумеется, покинуть игру могут только герои, не имеющие никакого влияния на основную сюжетную линию, но сам факт того, что персонажи сюжетно-ориентированной японской ролевой игры — даже не тактической jRPG, как Fire Emblem или Royal Stone, а простой пошаговой jRPG, — могут склеить ласты от обычной шальной стрелы, придаёт событиям больше веса. Плохо то, что гибель хотя бы одного героя лишает возможности получить хорошую концовку, так что ради неё, скорее всего, придётся слегка злоупотребить функцией записи/загрузки.

Вот мы и подошли к сценарию — тому, что сделало серию Suikoden чем-то большим, нежели очередной фентезийной попыткой повторить успех более маститых коллег по цеху. Одинаково хорошо прописать истории больше сотни героев разработчики даже не пытались, однако я не могу не отметить огромный вклад Дзюнко Кавано, которая снабдила действующих лиц этими самыми лицами, нарисовав отличные портреты. Иногда они выглядят чуть криво, но даже эта неровность придаёт героям выразительность и даже некое подобие характера.

Но ожидать от персонажей какой-то эфемерной «проработанности» было бы слишком наивно, тем более приоритеты в сценарии расставлены так, что наибольшую значимость представляют события, которые оказывают влияние на положение дел в стране и в которых участие принимают тысячи людей, находящиеся под контролем профессиональных военных стратегов. Да, как-то все уже забыли об этом? Пусть главный герой и ведёт себя как настоящий лидер: раздаёт команды подчинённым, расширяет войско и как следствие своё влияние за счёт нахождения новых Звёзд Судьбы и направляет армию, однако даже он разыгрывает пьесу, которую для него и для прочих военачальников Освободительного Движения пишет человек, разбирающийся в военном ремесле несравнимо лучше обычного подростка с несчастливой судьбой. А судьбинушка у Тира действительно незавидна...

Так и получается, что Тир и его войско воплощают собой не свободную волю, так любимую подростками-авантюристами, а исполнение этой воли, смиренное следование своему предназначению в условиях военного конфликта. Сквозь боль и слёзы. Наверное, именно поэтому Suikoden воспринимается не как очередное приключение группы тинейджеров, помогающих всем встречным-поперечным и в конце побеждающих Мультивселенское Зло, а как трагедия человека на войне, постепенно теряющего близких и вынужденного продолжать выполнять свою функцию в истории до тех пор, пока история не пережуёт и не выплюнет его.

Конечно, есть и «правильная» концовка, в которой герой превозмогает свой злой рок и вообще всё у всех становится прекрасно, однако такой переслащённый финал мне не нравится ни в этой игре, ни уж тем более — в продолжении. Казалось бы, всё со сценарием здорово, но...

Хромает сама подача. Миссия по освобождению родной страны от произвола, творящегося на самых верхах политической иерархии империи, хоть и звучит свежо и оригинально после бесчисленных оверлордов, низвергающих на честной народ орды нечисти по причине: «буу мы злые бяки», но на деле же она представляет собой кросс по периметру карты с целью одолеть шестерых (простите, пятерых) великих генералов и скрестить клинки в конце с самим императором. Сразу вспоминаются все Кристаллы Света, все Гим Бэйджи, все Цветные Реликты и прочие легендарные и не очень штуки, которые обязывали нас совершать кругосветные путешествия по мирам соответствующих игр. По этой причине Suikoden напоминает сериал и не ощущается единой историей, последовательно развивающейся по мере собственного повествования.

Как бы то ни было, сюжет первого Suikoden'а и по сей день держится очень неплохо, а кое в чём он даже уделывает своего легендарного потомка. Благодаря несравнимо более качественному английскому переводу текста персонажи то и дело радуют очень добротными диалогами, да и сами герои воспринимаются куда взрослее, естественнее и просто человечнее, чем в целом по жанру. Долгожданная встреча отца Тира МакДола со своим собственным сыном, находящимся теперь по ту сторону баррикад, стала одной из самых сильных и ключевых сцен в игре даже несмотря на немоту главного героя.

Но и дурных сюжетных поворотов тоже наберётся немало. Например, момент, когда персонажи после всех мучений приплывают к целителю-отшельнику за помощью, и внезапно прилетевший на драконе плохой парень тырит доктора у них из-под носа, не встретив никакого сопротивления. Но Мураяма умеет давать смачные пощёчины. Например, однажды по сюжету игрок должен будет заручиться поддержкой независимого рыцарства драконьих всадников, однако для этого ему придётся найти антидот от яда, которым кто-то по тайному приказу Винди отравил почти всех рыцарских драконов. И потом выясняется, что для изготовления противоядия нужны потроха дракона, из-за чего под нож пускается питомец одного из героев. Разумеется, по всем сюжетным канонам этот самый питомец героически погибает незадолго до раскрытия страшной правды, однако это не умаляет реакции на произошедшее его хозяина. Когда его поставили перед фактом, мол, «так и так, противоядие для драконов готово, но мы сделали то, что должны были сделать», бедолага аж остолбенел. Ни истерик, ни соплей, ни драмы — самый настоящий ступор. Итоги финального сражения с императором Барбароссой тоже оставляют довольно-таки горькое послевкусие. 

Я так подумал... А ведь в Suikoden I действительно нет или почти нет ключевых персонажей, которые бы ныли или пускали сопли по любому поводу. Герои и злодеи всегда отдают полный отчёт своим действиям и осознают последствия своих поступков. Они могут не соглашаться со своими лидерами и военачальниками, их сердца могут выть от боли, когда приходится оставлять или предавать близких друзей, но чтобы они начинали оправдываться... Нечасто в японских RPG можно встретить настолько зрелых персонажей.

Впоследствии первый Suikoden неоднократно переиздавался и портировался на различные системы, со временем став игрой с наибольшим количеством физических и цифровых изданий во всей серии, но самыми интересными из них я бы назвал версии для Saturn и — внезапно! — Windows. Может, не совсем с практической точки зрения интересными, поскольку через океан переплыл только оригинал для PlayStation, но коль уж мы вознамерились вгрызться в Suikoden до самых костей, то некоторые особенности её блудных релизов отметить не помешает.

Версия для Saturn, в частности, получила совершенно новый заставочный ролик, выполненный в стиле второй части, а также в ней переработали портреты персонажей, сделав их куда менее пикселястыми. Местами в графике не обошлось без жертв в силу проблем Сатурна с полупрозрачностью, и все тени в игре получили шашечную текстуру. Но это всё мелочь по сравнению с куда более существенной проблемой порта — долгими загрузками. Каждое случайное сражение, каждый переход с одного экрана на другой на несколько секунд «вешает» игровой процесс, оставляя игрока наедине с чёрным экраном задумчивости. В моменты таких подзагрузок даже музыка останавливается, будто у CD-привода лазер накрывается.

Сама же игра в целом поменялась мало, только обросла парой новых сюжетных событий, однако некоторые вмешательства разработчиков иначе как странными я назвать не могу. Konami зачем-то решили поменять львиную долю мини-игр на другие и добавили сверху бонусный тамагочи с котом, и я даже предположить не могу, зачем они это сделали. 

Редкая компьютерная версия игры
Редкая компьютерная версия игры

Компьютерная версия помимо своей дичайшей редкости примечательна ещё и тем, как разработчики подошли к её портированию. Вместо того чтобы по-быстрому слепить что-то играбельное и выбросить это на рынок, Konami полностью пересобрали игру с учётом особенностей компьютерного управления. Из-за этого, правда, персональный Suikoden стал больше похож на офисное приложение: графический интерфейс в одном окне, диалоги — в другом, инвентарь — в третьем, боевая система — в четвёртом.

Зато к процессу взаимодействия с этим порождением сумрачного японского пекашника подключилась мышь, да и прыгать по разным меню больше нет смысла — всё и так доступно на одном экране. А учитывая, что за основу авторы взяли PlayStation'овский оригинал, эта версия работает без основной части проблем (и редких и не всегда оправданных нововведений), присущих порту на Saturn, но полупрозрачным эффектам и теням всё равно не повезло процедуру портирования пережить. В любом случае, эта версия оставляет приятное впечатление, и как жаль, что её никто не озаботился издать за пределами Японии. 

Кстати, если вас заинтересовал сценарий, но знакомиться с игрой по тем или иным причинам желания не возникло, вы вполне можете ограничиться Genso Suikoden Drama CD — радиопостановкой по мотивам игры. Такие диски для Японии — дело обыденное (я уж не говорю о тематической манге и прочих радостях жизни), но до англоговорящего мира такие вещи добираются чрезвычайно редко; на ум только тематический альбом по Final Fantasy III приходит. Однако нашлись люди, которые не просто перевели все реплики в радиопьесе, но и «экранизировали» её с использованием графики и спрайтов из оригинальной игры. Конечно, уместить в одну постановку все события и всех героев никто даже и пытаться бы не стал, но работа по «озвучиванию» истории Suikoden всё равно была проделана потрясающая. Любителям аниме я особенно порекомендую ознакомиться с Drama CD ещё и потому, что в работе над ним принимали участие далеко не самые последние сэйю. 

А вот про саундтрек у меня уже так просто не получится рассказать. За него отвечала целая плеяда Konami'вских композиторов, однако наибольший вклад в создание музыки для игры внесла Мики Хигасино, и совместными усилиями у них получилась пластинка, которая отлично передаёт не только атмосферу кипящих страстей «Бандитского Торана», но и дух оригинального китайского произведения. В роскошной столице империи играет классическая музыка, на периферии же основное внимание уделено дальневосточным народным мотивам и пасторальным композициям, а темы сражений и военные марши создают боевой настрой. Конечно, не все композиции я могу назвать удачными, однако с функциональной точки зрения фоновая музыка из Suikoden всё равно со своей задачей справляется очень и очень хорошо.

Но сможет ли саундтрек заинтересовать тех, кто с игрой вообще не знаком? В этом плане музыка Suikoden страдает от отсутствия хитовых или хотя бы просто ярких тем. Да, есть неплохие мелодии, которые придутся по вкусу любителям ориентального и народного направления в музыке, однако во всём альбоме не найдётся ни одной композиции, при прослушивании которой хотелось бы воскликнуть: «вах!» Всё чинно, мирно и предельно фоново. Особняком стоит заключительная композиция Avertuneiro Antes Lance Mao, в которой сплелись воедино чувства горечи и радости, грусти и светлой веры в то, что всё будет хорошо. Красивое и эмоциональное завершение истории о войне и о людях, прыгнувших в её жернова.

К счастью, музыка серии оказалась богата на официальные релизы. В случае с Suikoden'ом Konami так и вовсе отличились, выпустив на дисках не только оригинальные саундтреки, но и целый ряд замечательных альбомов с аранжировками. Так что те, кому музыка из игр серии придётся по душе, смогут её получить в самых разных вариациях и в больших объёмах.

Что стоит сказать в завершение... Архаичности первому Suikoden'у не занимать, однако вместе с этим игра заложила фундамент концепций и базовых механик, придерживаться которых продолжения будут и годы спустя. Однако я не могу сказать, что игра совсем уж безнадёжна для первого знакомства в наше время, и свою порцию удовольствия от неё вполне можно получить, благо изобилие ярких и выразительных персонажей, доступных для присоединения, и увлекательная и, что самое главное, удобная боевая система этому очень даже способствуют. А для нас марафон серии Suikoden только начинается, и дальше на очереди идёт легендарная вторая часть, о которой мы поговорим в будущем. А пока — следим за новостями о Eiyuden Chronicle и надеемся, что хоть эта kickstarter-инициатива не опозорится.

Спасибо ShadowScarab'у за помощь с вычиткой текста!

Пересказ сюжета Suikoden

Эксперимент, который, скорее всего, не стоил затраченных на него усилий, но чего уж добру пропадать.

История начинается во дворце Грегминстера — столицы Империи Алой Луны, — где аудиенции с императором Барбароссой Рагнером ждут генерал Тео МакДол и его сын Тир. В результате Тео получает приказ отправиться к северным границам, чтобы «уладить конфликт» с Союзом Городов-Государств Джоустона, а Тир, как ему полагается по возрасту и статусу, поступает на государственную службу. Вот только герой попадает под опеку Крейза Майлза — человека ничтожного и алчного, но Тео посчитал, что уж лучше так его сын будет пробиваться к верхам, чем никак.

Далее МакДолы возвращаются домой в своё поместье, где свита, состоящая преимущественно из бывших солдат, ранее служивших под началом Тео и решивших остаться с ним и на гражданке, помогая по дому, уже заждались их. Особенно Гремио, который весь как на иголках был, переживая за Тира, и даже не заметил появления старшего МакДола. По случаю воссоединения семьи Гремио, умеющий бесподобно готовить, устроил большой пир. На следующий день Тео покидает столицу, а Тир вместе со всей своей свитой: Гремио, Клео, Тедом и Паном — отправляются на «работу», и первое задание, которое они получают от Крейза, — отправиться на остров, где живёт колдунья и звездочёт Лекнаат, и получить от неё свежий отчёт. Пан аж закипел, когда узнал, что ему придётся быть мальчиком на побегушках, в то время как остальная свита Тира осталась довольна, что первая их миссия по крайней мере не сулит больших опасностей. И чтобы путешествие было ещё более приятным и скоротечным, Крейз особенно слюбезничал и даже заказал для героев драконьего всадника, который как раз и переправит всех на остров. Иронично, что рыцарский орден со своей стороны также снарядил в столицу мелкого шкета, и получилась забавная ситуация, когда один новичок оказался нанят для работы с другими новичками.

На острове герои «знакомятся» с учеником колдуньи Люком — своенравным и вредным мальцом, который насылает на героев голема. Оставшись довольным способностью команды Тира постоять за себя, Люк провожает всех к башне, где живёт Лекнаат. Тир получат от звездочёта бумаги со звёздными заключениями, и напоследок та предостерегает героя, что ему уготована очень тяжёлая судьба и что в жизни ему ещё предстоит хлебнуть немало горя, причём Лекнаат, способная видеть только общий поток будущего, не может сказать, каким будет итог всей той боли, через которую придётся пройти Тиру.

Возвращаются герои далеко не в самом лучшем расположении духа, и Тир отдаёт звёздные заключения Крейзу, который ехидно замечает, что от какую-то пользу от него всё-таки можно выжать, и сразу же даёт новое поручение: отправиться в соседний город Рокленд и узнать, почему он тормозит с налогами. В процессе нам насильно навязывают Канаана — подмастерья Крейза, который только и умеет, как подгавкивать в такт своему хозяину, зато Тира и прочих даже за грязь не считает, т.к. они ниже его по званию. Герои прибывают на место, где узнают от местного чиновника, что виной всему являются разбойники, которые поселились в горах к востоку. Придётся их призвать к правопорядку. На подступах к разбойничьему стану на героев нападает огромный монстр, которого никто не может побороть... Никто, кроме Теда, который впервые за всю игру показал, что не просто владеет рунической магией, а владеет какой-то доселе невиданной её разновидностью. В любом случае, бандиты отрицают какую-либо связь с воровством денег, но коль уж они так или иначе бандиты, то сшить дело не составит больших проблем, потому их связывают и отправляют в Рокленд. Счастливый мэр города тут же отслюнявливает целую тонну денег, которые Канаан перехватывает в свой карман. Проблема с налогами была решена, но неприятный осадок остался.

По возвращении к Грегминстер Канаан заявляет, что сам сходит во дворец и доложит Крейзу об успехе, а остальных отправляет домой отдыхать... Кроме Теда, чьи необычные магические способности его очень заинтересовали. К вечеру начинается ливень, а Теда всё нет дома. В конечном итоге уже ночью Тир слышит, как хлопнула входная дверь, и спускается вниз, чтобы встретить друга, однако воссоединение оборачивается катастрофой, когда герой видит на пороге едва живого Теда, которого кто-то рассёк от плеча чуть ли не через весь торс. Прибывшая свита тут же помогает уложить пострадавшего в постель. Через некоторое время он приходит в себя и на все расспросы о том, кем же он был атакован, Тед говорит, что придворная колдунья и жена императора Винди попыталась забрать его магическую руну, и что он едва ноги унёс, больше всего на свете опасаясь, что его руна действительно попадёт в плохие руки. Вся эта ситуация очень озадачивает Пана, который предлагает остальным просто отдать Теда властям, не разбираясь в произошедшем, чтобы не поставить под удар чистое имя рода МакДолов. В дальнейшем выясняется, что Тед уже несколько сотен лет является носителем «Душееда» — одной из 27 Великих Рун, дарующих вечную жизнь, но в том или ином виде способных эту жизнь их обладателям порядочно испортить. В конечном итоге Тед, которому из-за раны теперь далеко не убежать, просит Тира принять его проклятие и стать новым хозяином руны.

В то же самое время Пан, идею которого поддержали ровно никто, под предлогом похода в аптеку покидает поместье и сдаёт Теда властям. Императорская армия, к счастью, посреди ночи не заметила, что у подозреваемого пропала руническая метка на руке, чем не преминули воспользоваться Тир и остатки свиты, оставшиеся верными ему. Вот только бежать им некуда — все ходы и выходы в город перекрыты, да и страшный ливень не способствует вдумчивому побегу. На ночь герои решают укрыться в гостинице Мари, которая не стала никого сдавать и не стала задавать лишних вопросов, а просто посчитала правильным помочь младшему МакДолу в момент нужды. Наутро Тир «знакомится» с наёмником по имени Виктор, который воспользовался удачно подвернувшейся заварушкой, чтобы не заплатить за еду в гостинице. В обмен на обещание встретиться с одним определённым человеком Виктор помогает Тиру бежать из столицы (за счёт личных сбережений Гремио, конечно же) и сопровождает их до города Ленанкамп, после чего оставляет их заниматься своими делами и обещает догнать их чуть позже.

Тир решает пока остановиться в отеле, однако его заведующий уже в курсе, что здесь должен будет остановиться некий друг Виктора. Посреди ночи на отель совершается рейд императорских войск, на что герои закономерно думают, что этот Виктор их всё-таки продал. Однако буквально у себя под ногами они слышал женский голос, подзывающий их к себе, и не сразу Тир и команда замечают, что за часами находится скрытый спуск в канализацию, на деле являющуюся штаб-квартирой народной освободительной армии, которую как раз возглавляет спасительница наших героев — Одесса Сильверберг. А рядом с ней находится Виктор, который таким вот интересным способом организовал встречу, о которой говорил ранее. Поначалу разговор бунтовщиков и солдат в бегах клеился плохо, однако впоследствии Тир, изрядно налюбовавшийся на жизнь простых людей, решает всё-таки вступить в освободительную армию, а его свите в лице Гремио и Клео ничего не остаётся, как последовать за ним.

Тир уж было хотел выйти подышать свежим воздухом, чтобы осмыслить всё, что с ним произошло за это время, как в штаб-квартиру кто-то врывается. Этот «некто» представляется одним из горных бандитов, чьих вождей недавно повязали императорские войска и отправили в Рокленд, где мэр без суда и следствия подвесил их у себя на заднем дворе и оставил умирать с голоду. Чувствуя вину за содеянное, Тир вызывается помочь и в компании Гремио, Клео и внезапно Виктора отправляется в Рокленд. Попасть в особняк мэра, правда, оказалось не так просто, однако на помощь пришла житейская мудрость Виктора — поджечь на фиг всё здание, и, воспользовавшись суматохой, проникнуть на задний двор и вызволить вождей горных бандитов. Так и происходит, и последние просят героев передать Одессе, что освободительная армия всегда может рассчитывать на помощь их стана.

Тем временем Тир и компания возвращаются в штаб-катакомбы Ленанкампа, где Одесса и остальные выкупили у гномов за кучу денег и подготовили чертежи для огненных копий (по сути, допотопных огнемётов), которые пригодятся в будущем, когда настанет время оснащать целую армию. Осталась небольшая проблема — донести их до подпольной фабрики, скрытой где-то в северных горах, причём сама передача должна осуществляться через третье лицо. Тут уж у Гремио сдают нервы, и он буквально за уши вытаскивает Тира из помещения, сделав тому последнее китайское предупреждение: ещё один шаг в омут освободительной армии, и назад дороги уже не будет. Да и Флик — приближенный Одессы — совсем не понимает, почему она так доверяет Тиру и готова даже отправиться с ними в Саради и передать чертежи, от которых может зависеть судьба всего движения. В дальнейшем Одесса берёт с Флика обещание, что тот будет защищать штаб-квартиру в её отсутствие, а Флик в свою очередь требует от Виктора и остальной братии, чтобы те берегли Одессу как зеницу ока.

Дальнейший путь героев пролегает через горный перевал в отдалённую деревеньку Саради. По дороге, правда, они попадаются бандитам, которые напоили всех снотворным и собрались хорошенько облегчить их ношу, но когда вождь здешних головорезов Кесслер видит, кого именно они поймали, он требует сиюминутно же приготовить противоядие, после чего глубоко извиняется перед Одессой, т.к. не знал, кого там заловили его люди в очередной раз. В Саради Одесса под покровом ночи передаёт чертежи специально нанятому по такому случаю воину тени, а также в личном разговоре с главным героем делится с ним своими страхами и просит Тира, который ещё пребывает в неуверенности, что ему теперь делать дальше, думать только своей головой и следовать тому, что он сам будет считать правильным. Далее команда с чувством выполненного долга возвращается обратно в Ленанкамп.

По возвращении выясняется, что императорская армия прошлась по штаб-квартире, как бы намекая: «заканчиваем эти игры в злой режим и благородных освободителей» — после чего Одесса пулей убегает впереди всех искать выживших. Когда герои её находят, она уже оказывается одной ногой в могиле, попытавшись защитить собой ребёнка, попавшего под раздачу во время облавы. Уже на смертном одре она просит Виктора и Тира сбросить её тело в реку, иначе весть о смерти лидера освободительной армии уничтожит боевой дух тех, кто дерзнул пойти в оппозицию, и вручает герою свои серьги с просьбой передать их некоему Мэтью из деревни Сейка и попросить того присоединиться к армии бунтовщиков. На этом заканчивается история первого состава освободительной армии, а Душеед на руке Тира лакомится душой Одессы.

Проблема в том, что Сейка находится в другом регионе Империи, и чтобы туда попасть, придётся как-то пройти через форт Кваба, где уж сына известного генерала кто-то да узнает. Герои пытаются проникнуть на другую сторону крепости под видом нищих, ищущих лучшей жизни на отшибе, но их в итоге останавливают на проверку. Однако вмешивается командующий фортом генерал Айн Гиде, который Тира явно признал, но не подал никакого знака и разрешил «кучке бедняков» пройти дальше.

В Сейке герои находят старых знакомых в лице Мари, которая после событий той злосчастной дождливой ночью потеряла свою гостиницу и пополнила ряды беженцев. А что до Мэтью, то он к настоящему времени работает сельским учителем и наотрез отказывается сражаться за чьи-либо идеалы, абстрагировавшись от политики настолько далеко, насколько это вообще возможно. Но если человек не идёт на войну, война идёт к человеку, и в город приходит делегация солдат, которым было приказано вернуть Мэтью Сильверберга на службу в императорскую армию. Тот всё так же не желает иметь никакого дела с войной в очередной раз, но когда солдаты начинают угрожать его ученикам «исправительными работами» в шахтах, если тот не согласится пойти с ними, Тир и остальные уже не могут стоять в стороне.

Впоследствии Мэтью, который понимает, что даже если он закроется от всего остального мира, окружающая действительность никуда не денется, всё же выполняет последнюю просьбу Одессы и присоединяется к освободительной армии в качестве военного советника. Но место лидера остаётся свободным, и на его роль Мэтью предлагает Тира, в котором он видит огромный потенциал. И в качестве первой служебной рекомендации он предлагает герою найти для освободительного движения новую базу, а потом начать собирать по всей стране людей, которые будут достаточно достойными, чтобы возглавить целую армию. Хорошим вариантом является заброшенный форт в торанском озере, который недавно оккупировали злые духи. Духов — согнать, замок — подготовить для проживания, но для начала придётся как-то до него добраться, а с этим могут помочь лодочники из рыбацкой деревушки Каку, что неподалёку от Сейки.

День очистки форта от сил зла стал днём рождения новой освободительной армии. И в этот день герою и его первым генералам является Лекнаат, которая передаёт герою, выбравшему в итоге свой собственный путь, несколько подарков: каменный обелиск, на котором однажды будут высечены имена всех 108 Звёзд Судьбы, и её ученик Люк, чьи невероятные магические способности помогут героям в предстоящей войне.

Для начала Мэтью предлагает Тиру заручиться поддержкой Лепанта — чиновника из города Коуан и человека достойного. Проблема в том, что Лепант пошёл по стопам Мэтью и также изолировался от политической жизни в стране и не желает контактировать ни с Империей, ни с освободительным движениям. Героям при помощи местного вора по имени Крин пришлось влезть в личное имение чиновника без спроса и выкрасть его фамильную драгоценность и таким образом добиться аудиенции с ним. Крин, правда, решил прибрать драгоценный фамильный меч Лепанта себе и пытается отравить героев, но он как-то не учёл, что Тир и прочие по части снотворных чаёв — народ опытом умудрённый, отчего его затея провалилась. Меч, правда, пришлось Лепанту вскоре вернуть, но тот хотя бы согласился выслушать тех, кто пришёл по рекомендации его давнего знакомого Мэтью. Но в ход событий вмешивается новый командир императорских войск, который по каким-то причинам арестовал жену Лепанта по имени Айлин. Как позже выяснится, этим новым командиром оказывается наш старый знакомый Крейз, который арестовал Айлин, чтобы, так сказать, с ней позабавиться в своём поместье. В ярости Лепант при содействии Тира перебивает нескольких солдат и добирается от Крейза и внезапно Пана, который после всего продолжил служить государству. Чувствуя неладное, Крейз приставил нож к горлу Айлин в надежде уйти живым. В конечном итоге Пан не выдерживает и, не желая больше исполнять приказы настолько гнилого человека, выворачивает Крейзу руку и освобождает жену Лепанта. В дальнейшем Тир может решить, отпустит ли он своего бывшего командира, или убьёт его. Я обычно выбираю вариант с убийством. В любом случае он заручается поддержкой Лепанта, а в его свиту возвращается старый коллега.

По возвращении в новоявленный замок, который уже проходит через процедуру капремонта, героев встречают Варкас и Сидония — те самые горные бандиты, которых герои в своё время сначала сдали властям, а потом от этих же самых властей спасли. Они услышали о гибели первой штаб-квартиры освободительной армии и о появлении новой в заброшенном замке и пришли предложить свою помощь. А вот по поводу Одессы героям пришлось соврать. По случаю колоссального расширения освободительной армии герои организуют скромный, но всё-таки банкет, но когда Тир выходит подышать свежим воздухом, на него нападает наёмный убийца. При помощи остальных главного героя удаётся спасти, но наёмник напоследок передаёт привет от Винди, которая своего рано или поздно добьётся. Следующую ночь Тиру пришлось провести под надзором его свиты.

Наутро в замок прибывает буквально вплавь эльф по имени Киркис, который просит освободительную армию спасти его город, который рискует вскоре быть стёртым с лица земли. Мэтью закономерно посчитал, что отправлять слабую и плохо оснащённую армию будет плохой идеей, но и предавать ожидания тоже нельзя, ведь именно от народной молвы будет зависеть влиятельность Тира и его освободительного движения. Сошлись на варианте с небольшим отрядом, на основе успехов которого герои и будут принимать дальнейшие решения. Киркис проводит Тира в свою лесную деревню, однако старейшина даже и слышать не хочет, что какие-то там людишки вообще технически могут нанести эльфийскому поселению какой-либо вред. Даже сведения о том, что генерал Империи Кванда Розман получил от гномов очень мощное оружие, которого оказывается достаточно, чтобы сжигать за считанные минуты целые лесные массивы, проходят мимо ушей, а за особую назойливость Тир и остальные даже попадают за решётку. И только Сильвина — девушка Киркиса — поверила его словам и решила поддержать его, освободив всех героев. Раз уж помощью эльфов заручиться не получилось, придётся попытать счастье у гномов, которые якобы разработали то самое оружие массового сжигания и должны знать его уязвимости. Но гномы даже слушать не хотят, что кто-то из людей мог выкрасть их чертежи, но готовы пойти на встречу, если герои докажут, что действительно смогут пробиться через системы защиты гномьих хранилищ. Тиру и остальным это в итоге удаётся, но само путешествие оказывается настолько затянутым, что они уже банально не успевают остановить Кванду, и они за это время всё-таки теряют город эльфов. Киркис оказывается буквально уничтожен этой вестью и, в одночасье потерявший дом и всех родных и близких, в отчаянии выбрасывает обручальное кольцо, слишком долго ждавшее своего часа.

На обратном пути Тир и остальные попадают в засаду императорской армии, но своевременно на помощь приходят войска освободительного движения. Как оказалось, в то время, когда Тир и остальные вынуждены были сделать большой крюк в своей разведке и пойти к гномам, Сильвина из города эльфов отправилась в своё собственное приключение до замка на озере Торан и рассказала о страшном оружии в распоряжении Кванды, и Мэтью увидел в этих вестях достаточный повод для мобилизации армии, которая за то время успела подрасти за счёт собранных разрозненных групп первого освободительного движения.

В итоге Кванда оказывается прижат к стенке и отступил в свой форт, где он уже собрался использовать своё супер-оружие и сжечь дотла и своих, и чужих. Но вовремя подоспевшие гномы успели его обезвредить, и Кванда Розман остался без какой-либо поддержки. В дальнейшем он вызывает Тира на дуэль и проигрывает ему. Как позже выясняется, Кванда всё это время находился под контролем чёрной руны, которую он получил от Винди, и когда магический знак полностью израсходовал свой ресурс, он покинул своего носителя. Когда сознание возвращается к нему, он не может вспомнить, что происходило с ним последние месяцы, но, видя перед собой команду Тира, понимает, что сделал под влиянием чар Винди что-то очень плохое, и просит Тира забрать его жизнь, но тот вместо этого предлагает ему присоединиться. Кванда не может отрицать, что император, которому он служил несколько лет, в последнее время сильно изменился, и присоединяется к герою, чтобы отомстить придворной колдунье.

С тех пор проходит три месяца. Слава новой освободительной армии и её первой большой победы разлетелась по стране. В замок на озере впервые прибывает Флик, который всё это время собирал по стране остатки раздробленной первой армии, и не может понять, что вообще творилось с освободительным движением и что произошло с Одессой. На шум приходит советник главного героя, которые впервые прямо заявляет, что Одесса мертва, а её место лидера занял Тир. В шоке от услышанного, Флик просто забирает своих людей и уходит из замка. Тир и Виктор следуют за ним в деревню Каку. Флик, уже порядком остывший, заново осмысляет то, что Одесса когда-то говорила ему о том, что ему следует вести себя как подобает лидеру и после недавней вспышки ярости он понял, что эта роль явно не для него. Он всё ещё отказывается так с бухты-барахты принять Тира как своего лидера, но предлагает сотрудничество двух армий, от которого новое освободительное движение только выиграет.

С удвоенной численностью войск освободительное движение впервые переходит в атаку и успешно захватывает форт Гаран, позади которого находится вотчина Милиха Оппенхаймера. Воодушевлённый победой Флик практически сразу пытается взять нахрапом и крепость самого Милиха, однако тот настолько хорошо преуспел в изготовлении ядов, что немалая часть людей Флика погибла, не успев ничего толком предпринять.

Чтобы пройти через ядовитый заслон, требуются навыки лучшего лекаря в стране по имени Люкан, однако Милих уже заблаговременно успел упрятать его за решётку по надуманному поводу как потенциальную помеху для обороны своей крепости. Снова помогли обширные связи Мэтью, который посоветовал обратиться к знакомым мошенникам, занимающимся подделкой государственных печатей, чтобы те помогли составить документ, который позволит героям беспрепятственно проникнуть в местную тюрьму и забрать Люкана с собой. Всё так и происходит, однако по закону подлости на обратном пути они натыкаются на самого Милиха, которому нужно было заявиться в тюрьму по личным делам и который немного офигел от того, что он, оказывается, составил акт от переводе доктора Люкана в другую тюрьму и даже поставил под ним свою подпись. В этом он нашёл и плюс — появится возможность использовать выведенные им споры-людоеды, которые в замкнутом помещении распространятся везде. Героям ничего не остаётся, когда вбежать во внутренние залы, а Гремио задерживается, чтобы закрыть со своей стороны механическую дверь и не пустить заразу дальше. К сожалению, это последнее, что он сделает в своей жизни, и его топорик — единственное, что от него останется спустя несколько часов, когда придёт помощь в лице Мэтью и армии освобождения. В процессе Душеед на руке Тира пожирает душу Гремио.

Следующим логичным шагом становится атака на крепость Милиха, чей яд больше не будет работать. После поражения Милих, который тоже был под контролем Винди, также присоединяется к освободительной армии, чтобы помочь освободить императора Барбароссу от чар злой ведьмы. А ещё именно в этот момент Флик впервые начинает относиться к герою со всей серьёзностью и признаёт в нём лидера. Таким образом Империя теряет контроль над своими южными землями.

Но радость быстро сходит на нет, когда приходит весть, что армия Тео МакДола приближается к замку освободительного движения, и генерал императора явно не планирует жалеть кого-либо, даже собственного сына. В первом бою его армия практически растаптывает силы освободительного движения, вынудив героев перейти в оборону. Во время отступления Пан пытается задержать Тео, в результате между бывшим командиром и его подчинённым происходит дуэль насмерть. В обычной ситуации Пан слёг бы в могилу от одного-двух пропущенных ударов, но при большом стремлении со стороны игрока и небольшой доли гринда его всё-таки можно спасти, раскачав его настолько, чтобы он дал Тео достойный бой.

Теперь освободительная армия боится даже выглянуть за пределы замка, поскольку армия Тео от них даже мокрого места не оставит. Но Флик не очень своевременно вспоминает о чертежах огненного копья, которые уже давно должны были доставить в подпольную фабрику и изготовить. Надо как-то выбраться из оцепления и забрать готовый продукт, с которым у Тира появится хотя бы реальный шанс совладать со своим отцом. Для этого героям придётся пройти через город-призрак Калекка — живое напоминание военного преступления Империи в целом и Мэтью в частности, когда был отдан приказ сжечь небольшую пограничную деревушку со всеми её жителями, чтобы обвинить в этом соседей и начать новый виток войны со свежими силами, пополненными за счёт новобранцев, жаждущих «отомстить вероломным врагам».

Огненные копья герои всё-таки получают, но возникает другая проблема — их нужно как-то притащить в замок, а тут одной лодкой не отделаться. К счастью, у нашего главного лодочника есть нужные знакомые, которые смогут обеспечить достаточным количеством средств передвижения, и армия освободительного движения в итоге получает достаточную огневую мощь, чтобы сразиться с войсками Тео на равных. На поле брани отцу и сыну всё же придётся увидеться вновь, и Тео, как ранее в случае с Паном, будет настаивать на дуэли. И в разгаре боя Тир убивает своего отца, который до самого конца сражался за то, во что верил, и ни капли не сожалел о том, что выбрал такой путь. Впрочем, видя, как сильно его сын повзрослел, Тео умирает со спокойным сердцем. Ну, а руна Душеед получает пир за счёт души отца героя.

Успехи освободительного движения и поражение «непобедимой» армии Тео МакДола серьёзно пошатнули положение в стране. Следующим шагом Мэтью предлагает атаковать форт Лоримар. Вот только на него даже нападать не пришлось: никого из императорской армии в нём не было... По крайней мере, живых. Как выяснится позже, сюда наведался вампир Неклорд — большой любитель питаться красивенькими девушками. Одну из таковых злодей находит в деревне воинов на юго-западе, однако героям недостаёт сил, чтобы справиться с могущественной нежитью. Однако, в храме Кьюлон неподалёку герои находят меч, которым можно будет сразить вампира... Вернее, не меч, а руну Ночи, принявшую форму меча под названием Star Dragon. Очень сварливую руну, однако, которая героев за неподобающее поведение отправляет в прошлое на несколько сотен лет, где Тир и остальные становятся свидетелями того, как ещё совсем юный Тед впервые сталкивается с колдуньей Винди и её свитой: Юбэром и Неклордом — и получает проклятую руну «Душеед», с которой он впоследствии убегает из погибшей от рук ведьмы деревни. Впоследствии герои возвращаются в свою эпоху, и, извинившись перед железкой с характером, убивают Неклорда, получив таким образом хорошее расположение деревни воинов и контроль над регионом без нужды в мобилизации армии.

Несмотря на все свои успехи освободительного движения численность его армии ещё оставляет желать лучшего, и прямая конфронтация с объединёнными силами императора и оставшихся ему верными генералов будет ой как нежелательна, и герои принимают единственное логичное решение: попытаться заручиться поддержкой Рыцарства Драконьих Всадников, которые формально никогда не входили в состав Империи и до сих пор сохраняют автономность. Но чтобы до них добраться, нужно пройти через сеть горных тоннелей, но пускать стража героев отказалась при любом раскладе. Придётся идти в обход. По прибытии через горы и такую-то мать на место выясняется, что практически все драконы были отравлены, чем и объясняется внезапная изоляция драконьих всадников от остального мира. Хороший повод втереться в доверие, ведь в наших рядах как раз находится доктор, который на ядах собаку съел. Впрочем, загадочное отравление драконов даже доктора Люкана ставит в трудное положение, поскольку для противоядия требуются травы, не свойственные для Торанского Региона, и также ещё один особый ингредиент. Одно растение можно найти в Долине Ищущих посреди западных год, а другой цветок вообще не приживается в торанском климатическом поясе, однако его, скорее всего, можно найти в легендарном парящем саду грегминстерского дворца, где император Барбаросса собрал самые диковинки со всего мира. В итоге Тир со своей свитой отправляется в Долину Ищущих, а Футч — тот самый младший драконий всадник, который помогал героям, бывшим ещё на службе у императора, — летит в столицу в надежде, что его как представителя Драконьего Рыцарства никто не собьёт.

Таким решением герои создали массу проблем для Винди, которая, несмотря на все свои магические способности, разделиться надвое всё-таки не может, и пока она возилась с Тиром, в очередной раз пытаясь отобрать у него руну, Футч успешно добрался до столицы Империи. У последнего ещё случился очень странный диалог с самим Барбароссой, который не только не стал препятствовать тому, чтобы незваный драконий всадник ворошил его сад, но и отпустил его восвояси. Лишь Винди, едва успевшая телепортироваться домой, успевает ранить дракона Футча магией, но даже, смертельно раненный, он доносит своего хозяина до безопасного места, где его уже находят герои.

Когда Футч просыпается, Люкан уже изготавливает противоядие для драконов и возвращает рыцарству его главное боевое преимущество. Но осталась одна маленькая деталь в лице третьего ингредиента. Дело в том, что для противоядия требовалась драконья печень, а тут как раз вовремя умер питомец Футча, которого герои как раз и пустили под нож во имя высшего блага. Бедный Футч аж дар речи потерял, поскольку он не просто потерял своего друга, которого потом ещё и на органы разобрали, но и сам он потерял свою мечту стать драконьим рыцарем, ведь потеря всадником своего «скакуна» означает для того изгнание.

Наличие поддержки с воздуха крайне усилило освободительную армию, однако в её рядах поползли слухи о шпионах, которые сливают Империи все телодвижения героя и его советника. Отсюда и отравленные драконы сразу после объявления о намерении договориться с драконьими рыцарями о сотрудничестве. В итоге поймали некоего человека, который ошивался около штаб-квартиры сопротивления и который не произносит вообще ни слова. Лишь только появление Тира развязало ему язык, поскольку, как оказывается, он получил приказ не говорить ни с кем, пока лично не увидится с лидером повстанцев. Он приносит весть, что некий Уоррен — человек достойный и сочувствующий сопротивлению, — вместе с Виктором попал в опалу и теперь нуждается в помощи освободительной армии. Однако этого решение будет означать выход армии бунтовщиков из периферии страны и встречу со вражескими войсками совершенно другого уровня подготовки. В итоге Мэтью предлагает пока повременить с опасными вылазками и больше внимания уделить тренировке солдат, которые по факту набраны из вчерашних фермеров... А потом наедине с главным героем раскрывает карты, что первое же военное учение освободительной армии и будет настоящей атакой.

Первой жертвой внезапной атаки становится северный пропускной пункт, которым заведует Гриффит, чей небольшой отряд ни за что не выдержит атаки целой армии. Гриффит, всегда старающийся ограничиться малой кровью своих подчинённых, пытается выиграть время, чтобы дождаться подкрепления и не превращать сражение в бойню, но именно этой его слабостью и пользуется Мэтью, отказывая в каких-либо послаблениях и готовый вырезать хоть всю крепость, если командующий и его люди не сложат оружие. Гриффиту ничего не остаётся, кроме как сдаться и под страхом казни его подчинённых присоединиться к освободительной армии (да, Мэтью начинает играть грязно, но война есть война).

Далее Мэтью решает разделить армию на три группы и атаковать одновременно две позиции в надежде, что генерал Казим Хазил тоже будет вынужден ослабить свою армию за счёт вынужденных подкреплений, а также заручился поддержкой неких союзников, имя которых он пока озвучивать не стал. И пока фронт будет растянут двумя войнами, Тир с небольшим отрядом должен будет проникнуть в Моравийский замок и вызволить Уоррена и Виктора, использовав Мэтью в качестве фиктивного пленника, которого в замок доставит всё тот же Гриффит, человеколюбием которого освободительная армия продолжает манипулировать. И пока герои бегают по всему замку в поисках узников, у Мэтью случился небольшой и неприятный разговор с бывшим товарищем Казимом Хазилом, который никак не может понять ход мыслей нашего советника, презирающего войну до глубины души, но при этом присоединившегося к освободительной армии.

Однако в разговор вмешивается гонец, который сообщает о том, что Моравийский замок окружили бунтовщики (из третьего отряда). Впрочем, Казим предполагал, что атака по нескольким болевым точкам региона будет лишь приманкой, потому он был готов к такому раскладу и даже Мэтью пожурил за предсказуемость. К чему генерал готов не был, так это к войскам Джоустона под боком. Это и были тайные «союзники» Мэтью, которые были на самом деле никакими не союзниками; советник Тира просто дал им хороший повод для интервенции, и теперь Казим в своём замке оказывается зажат меж двух армий. Генерал в ярости обвиняет Мэтью в том, что он только что продал страну врагам, на что военный стратег ответил, что он лишь манипулировал соседями, и пакт будет нарушен в тот же момент, как только надобность в них отпадёт, хотя и признаёт, что частичной оккупации избежать не получится. И теперь уже Мэтью предлагает генералу сложить оружие и присоединиться к сопротивлению, с чем Казим, выслушав доводы своего бывшего коллеги Милиха, соглашается.

Эта большая победа означает, что под контролем освободительного движения оказался практически весь Торан, за исключением Грегминстера. И теперь, когда силы сопротивления и Империи примерно равны, герои могут попытаться пойти в прямую конфронтацию. Но для начала нужно захватить один из двух пропускных пунктов: наземный форт Кваба под началом генерала Айна Гиде, или же форт Шасаразад на озере Торан, которым командует Соня Шулен. Вариант, вроде бы, один — ну нет у сопротивления столько лодок, чтобы перетащить через озеро всю армию, но Мэтью обещает, что за сутки найдёт для армии 500 кораблей. Остальным придётся ждать до завтра и морально готовиться в предстоящей баталии.

На следующее утро Мэтью действительно находит для армии 500 лодок, а если точнее — 500 вырезанных кусков льда, созданных магическим ледяным дыханием одного из драконов. В конечном итоге освободительная армия прорывает оборону форта, и небольшой отряд должен пробраться вглубь укреплений, чтобы закрыть выход для воды, в то время как остальные разольют бочки с горючей смесью и сожгут форт дотла. Там Тир сталкивается с самой Соней, которая желает отомстить за смерть Тео. Однако диалог прерывает взрыв и стремительно распространяющееся пламя — повстанцы подожгли бочки слишком рано. В итоге героям ничего не остаётся, кроме как схватить генерала в охапку и через пламя бежать к выходу, пока они все не задохнулись. На поверхности выясняется, что Санчез, с самого начала бывший приближенным освободительного движения ещё во времена Одессы, и есть шпион императорской армии. И он наконец-то сделал свой ход, атаковав и почти убив Мэтью и попытавшись изжарить лидера сопротивления. Собственно, именно он и повинен в облаве на первую штаб-квартиру в Ленанкампе и гибели Одессы в частности. И хотя под конец Санчез стал сомневаться в правильности своих действий, но в конечном итоге он остался верен императору, поскольку в старости уже тяжело менять свою жизнь. Флик был уже готов лишить его головы, но Мэтью, пришедший в сознание, останавливает его, т.к. слухи о предателе быстро разлетятся и подорвут боевой дух армии в решающее для страны время, и просит отложить его казнь до окончания войны.

Остаётся только марш на столицу. Мэтью, несмотря на свои раны, продолжает играть ключевую роль в управлении армией, доводя себя до пределов возможностей. На итоговом собрании всех 108 Звёзд Судьбы герою и его армии является Лекнаат и рассказывает всем о своей сестре Винди и о том, через какой ад в далёком прошлом им вместе пришлось пройти из-за того, что люди стремились забрать их великую руну Врат (даже в мире Suikoden история движется по спирали и повторяет себя, хех), и Винди теперь в отместку желает утопить мир в крови. Но Виктор аккуратно замечает, что в зале собрались только 107 Звёзд, в то время как одна потерялась по дороге. И Лекнаат впервые показывает возможности своей Великой Руны, вернув Гремио с того света. Не уверен, правда, должны ли у мира возникнуть по поводу сего деяния вопросы, ведь теперь у нас существуют два Гремио: один живой, другой — в виде души, которую поглотил Душеед, но да ладно.

На подступах к Грегминстеру вскрылся один нюанс — столичный регион охраняет неадекватно огромная армия в 100000 человек. Но при детальном рассмотрении выясняется, что большую часть этой армии составляют чудища, которые призвал из внешнего мира Юбэр — приближенный Винди, который появляется в мире в моменты, когда на землю проливается много крови. Совместными усилиями нескольких Великих Рун в одном месте героям удаётся изгнать нечисть туда, откуда она пришла, и разбить остатки армии Юбэра, которого своё поражение, впрочем несильно расстроило, т.к. его интересует лишь смерть без причины и смысла.

Захватив грегминстерский регион, герои теперь должны пробиться во дворец и поговорить по душам с императором. Однако уже на подступах к нему Тира встречает Айн Гиде, который прекрасно понимает, что ему ни в жизнь не удастся остановить начатые процессы падения страны, и он приходит, чтобы умереть как генерал Империи и не стать для истории предателем. Сам же император Барбаросса тоже готов сражаться за свою страну до самого конца, и выясняется, что он, как и Тир, является носителем Великой Руны, и он не прочь использовать её силу против героев. Когда же император терпит поражение, появляется Винди, которая в очередной раз пытается забрать руну Тира, вымотавшегося после долгой битвы, но сама руна отказывает Винди, отчего у той случается истерика, что даже самая проклятая из рун отрицает её. В итоге вмешивается сам Барбаросса, который признаётся, что чёрная руна его жены никогда на него не действовала, и он потакал капризам колдуньи лишь потому, что любил её, и эта единственная ошибка стоила ему страны. В итоге император хватает Винди и, лишь посетовав на то, что ему не суждено будет увидеть, какую страну из его империи сделает Тир, сбрасывается с края дворца вместе с женой, которая из-за руны мужа не может воспользоваться своей магией. Так гибнет империя и прерывается род Рагнеров.

По закону японских ролевых игр император оказался несущей балкой дворца, и после его смерти замок начинает рушиться. Отряд Тира бежит вниз под градом стрел солдат Империи, по пути потеряв Флика, который получил стрелу, и Виктора, который решает задержать наступающих врагов. Со стороны участники конфликта видят, что происходит с дворцом, и понимают, что там случилось. Победный клич армии освобождения в лазарете слышит Мэтью и, счастливый услышать победу, умирает со спокойной душой. На этом заканчивается история народного восстания, которое хотело скинуть зарвавшихся чиновников, а в итоге утопило страну в крови своих подданных.


Suikoden

Платформы
PC | PS | PS3 | PS4 | PS5 | PSP | PSV | XONE | XBOXSX | NSW | SAT
Жанр
Дата выхода
15 декабря 1995
38
3.5
20 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!

Спасибо. Давно собираюсь засесть за серию, всё руки не доходят.

Читай также