19 января 2021 19.01.21 4 8687

Параноидальный мир Сальвадора Дали в играх

+53
Лучший блог недели
1000 ₽
Живопись — это любимый образ, который входит в тебя через глаза и вытекает с кончика кисти, и то же самое любовь!

На Сальвадора Дали мой выбор пал как-то случайно, а если точнее - благодаря Гансу Гигеру. Читая различные интервью я узнала, что они были знакомы. Дали был приглашен на роль Императора в фильме "Дюна" Ходоровского и порекомендовал привлечь к работе Гигера [жаль, что в тот период денег на научно-фантастические фильмы не было]. И я решила заглянуть в мир сюра, так сказать. 

Сальвадор Дали удивительная личность, безумная для нашего понимания. Его выгоняли из клуба сюрреалистов, его работы любил Гитлер, а Дали в свою очередь представлял его себе женщиной и даже нарисовал провидческую картину его смерти. Самовлюбленный до ужаса. Однако, его «Сюрреализм — это я!» не так уж и громко звучит. Например, команда ACE Team, которых я упомяну не единожды, изучала тысячи работ сюрреалистов [Дали, Босх и тд], чтобы вдохновиться и создать свой чудаковатый игровой мир. 

Так в Rock of Ages 2, их производства, есть арена под названием Кадакес [небольшой город в Испании, где находится дом-музей Дали]. А Burning Giraffe будет вашим противником. Немногие знают, что Пылающий жираф нередко появляется на картинах художника. Например, на картине «Жираф в огне». Он стоит позади, но является центром картины, как символ предчувствия войны.

Территория Кадакеса усыпана «плавлеными часами», обелисками и верблюдами [да, не слонами!] на длинных тонких ногах.

В играх зачастую появляются существа или объекты, которые очень похожи на знаменитых далианских слонов. Это и силт-страйдеры в TES III: Morrowind, «The creepy hives» из дополнения к WOW: Shadowlands и страйдеры из Half-Life.

Силт-страйдеры являются одним из способов перемещения игрока по миру. О них говорили так: «Панцирь силт-страйдера выдержит любую непогоду, настолько он прочен. Говорят, даже легендарные песчаные бури Молаг Амура, что на Вварденфелле, не могли повредить его». 

При проектировании новой зоны Maldraxxus в Shadowlands необходимо было создать объекты, которые будут «разбивать линии горизонта» и в тот момент были придуманы улья на костяных ногах.

Ну а страйдеры из халфы выступают в роли бойцов Альянса. [а вы получили ачивку «Не дать врагу разрушить ни одно строение вокруг шахты» или у вас страйдеры «камня на камне не оставили»?].

Схожи они все не только своими конечностями, но и громадными тушами, которые эти тонкие ноги держат. Сальвадор однажды назвал эти конечности «многосуставными, почти невидимыми ногами страсти».

Достаточно хотя бы одной губе отыскать надёжную опору в уголке подушки или мизинцу прильнуть к складке на простыне, как сон вцепится в нас изо всех своих сил.

Игра Back To Bed являет собой визуальное сочетание творчества Дали, а так же бельгийского художника Рене Магритта. Можно заметить и "мягкие" часы Дали, и отсылки на популярную картину Рене "Сын человеческий" с зеленым яблоком и шляпой-котелком. Кстати, "оплывающие часы, предрекающие дезинтеграцию материи", как один из самых узнаваемых символов, был навеян Дали плавленым сыром. Ну а фон в Back To Bed «кричит» сам за себя. В целом многие игры-головоломки имеют сюрреалистичный характер. Они запутанные и содержат кучу странных элементов в интерьере.

Следующее очень необычное создание, представляющее собой интерактивную инсталляцию — это The Tender Cut. Вдохновлена она одним из самых скандальных фильмов в истории кино режиссёра Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали «Андалузский пёс» [идет он 16 минут]. Дали приснился сон, как из раны на руке «сочатся» муравьи, а Бунюэлю разрезающийся диск луны и тут понеслось [встретились как-то два сюрреалиста, один другому говорит...]. Если вы его не смотрели, то просто скажу, что начинается фильм с такой сцены: на балконе, при свете луны, мужчина разрезает бритвой глазное яблоко женщине [на самом деле использовалось глазное яблоко телёнка]. Ощутить эту атмосферу предлагают нам и российские разработчики данной коротенькой адвенчуры, дабы испытать этот сюрреалистский опыт. 

С тех пор Бунюэль, работая в одиночку, снял и другие фильмы, чем оказал мне неоценимую услугу, ибо убедительно продемонстрировал публике, от кого в «Андалузском псе» и «Золотом веке» исходило все гениальное и от кого — все примитивное и банальное.
Уверен, на сей раз я наконец-то прикоснулся к подлинному безумию!

Далее действительно нестандартное создание — это Тургор, разработанное российской студией Ice-Pick Lodge. Болезненно-фантастические образы «Братьев» мне напоминают ключевые фигуры картин Дали. Особенно, Богомол. Он перемещается на ходулях, да и все его тело протыкают металлические прутья. Я вижу в нем образ с картины «Голова воина», одно из последних произведений художника. Они оба как обезумевшие «жнецы смерти».

Если брать «темное» творчество Дали, а я имею ввиду именно цветовую составляющую, то атмосфера очень схожа. Мрачные картины в творчестве испанского художника зачастую появлялись с 1940 года из-за тревоги во время приближающихся военных действий. 

Не менее странная игра — это Zeno Clash. Возможно я себе что-то придумала, но мои сомнения отпадают глядя на главного героя по имени Гэт

Сюрреализм — один из любимых художественных стилей разработчиков ACE Team. Всё, что происходит в самой игре можно описать как иеронимобосхианская вакханалия. Происходят события в фэнтезийном мире Зенозоик и, наверное, пытаться это всё понять — бессмысленно. Адский мордобой! 

В стиме обнаружила бесплатную VR-игру Dreams of Dali. Можно назвать ее просто выставкой некоторых работ художника, но сделана она очень атмосферно и реалистично. 

Это была мгновенная импровизация, которой я предался, прогуливаясь на мысе Креус. Я стал прикидывать, как бы вписались персонажи Анжелюса Милле в две самые высокие скалы.

Впечатляют гигантские фигуры с картины «Археологический отголосок «Анжелюса» Милле». Картина французского художника Жана-Франсуа Милле «Анжелюс» с детства не давала покоя Дали. Он подолгу рассматривал ее и искал потайные смыслы, что-то не давало ему покоя и сильно тревожило в ней. Ему казалось, что в этой картине не соответствуют обычная вечерняя молитва крестьян, склонившихся над корзиной картошки, с их трагичными позами и лицами. Как оказалось в последствии [после рентгеновского анализа в Лувре], автор картины зарисовал корзиной картошки детский гроб.

Так же мимо вас пройдут огромные слоны на паучьих ногах, на спинах которых нагромождены обелиски. Но если присмотреться, то на самом деле они [обелиски] парят в воздухе.

Я могу есть лишь то, что имеет явную и понятную форму. И если я терпеть не могу шпинат, то лишь из-за того, что он бесформен - как свобода. Противоположны шпинату краб, омар, рак. Я предпочитаю их, а больше всего люблю маленьких креветок. Они как бы воплощают собой великолепную философскую идею: носят костяк снаружи и берегут под ним нежную мякоть.

Еще замечена знаменитая скульптура Дали «Телефон-омар». Он, по всей видимости, недолюбливал технику и говорил, что «в будущем омары заменят телефоны». 

Телефон-омар 1938 г.
Телефон-омар 1938 г.

В завершение упомяну игрулю The Eternal Cylinder. Начнем с того, что она от создателей Zeno Clash и Rock of Ages, которых я упомянула ранее. Сами разработчики говорят, что Дали всегда у них на уме при создании игр и основное влияние имеет именно его творчество, при особой любви к сюрреализму. Но так же есть немного Босха и Пикассо. В игре нам дают управлять милашными существами под названием Trebhums на каком-то инопланетном пространстве, где нужно спасаться от надвигающегося гигантского цилиндра. 

Не только очевидный символизм можно проследить во всех этих игровых мирах, но и неожиданные сочетания в дизайне окружающего мира и созданий, обитающих там. Практически все игры, которые приведены в пример, довольно старые, но это не суть. Я вообще наткнулась на страницу на Kickstarter, где в 2016 году московская студия Vessel-Age запустила кампанию по сбору средств на производство игры Репродукция, которой они хотели раскрыть тему проблемы контакта человека с искусством. В пример они приводили уровень на основании картины Дали "Одиночество - антропоморфные эхо". Но, по всей видимости, кампания провалилась и никакой информации даже о студии я не нашла. 

Наверное все создатели игр на основе фантастических далийских работ сами в какой-то мере стали безумцами. И я, изучая всё это и читая параллельно его дневник, тоже.


Лучшие комментарии

Дневник одного гения [но с ним уже покончено]

Я так понимаю он вышел уже после «Тайной жизни, написанной им самим»

когда смотришь на попсовые его работы, вроде и ничего, глаз затирается, а вот когда просматриваешь всё — то можно и словить трип какой-нибудь :D

«Биография Сальвадора Дали, написанная им самим» сейчас читается?)

помню лет 5 назад был в калининграде на выставке Дали, я долго не мог отойти от всего увиденного на ней, этот чел явно был не от мира сего.

Читай также