Обзор Silent Hill: Shattered Memories. Проигнорированный сообществом систем-селлер
"Пригородное шоссе в метель - тихое и спокойное место. Вокруг ни души, и только снег идёт, сливая асфальт с природным пейзажем. Разве что безбашенные одиночки изредка проносятся здесь, спеша по своим наверняка важным делам. Их судьбы складываются одинаково: занос, вылет с трассы, удар. Есть что-то прекрасное в этом равенстве. Вот и наш герой попал под него, не справившись с управлением. Повезло, что перед столбом была сетка, смягчившая удар".
Признаюсь честно: очень давно хотел пройти Silent Hill: Shattered Memories. Игра выглядела систем-селлером, и за 11 лет после выхода я три или четыре раза порывался купить Wii, просто чтобы ознакомиться с проектом Climax. Неудивительно, что после приобретения консоли Silent Hill стала первой скачанной игрой - найти диск нужного региона было невозможно. Как можно понять, о Shattered Memories мне было известно много, но ни спойлеры, ни противоречивые отзывы не унимали интерес.
Полагаю, большинство читателей в ином положении. Всё-таки рассказ пойдёт о части, известной только в узких кругах. Рядовые игроки куда лучше знакомы с ранними Silent Hill, чем с проектами условно "западного" периода. Даже среди последних частей у Shattered Memories меньше последователей из-за полуэсклюзивности. Так что без вводной информации, описаний и пересказов обойтись никак нельзя.
Формат изменился
О техническом состоянии чаще говорят ближе к концу, но в случае с консолью Nintendo этот аспект стоит в начале. Вкратце о графических особенностях: низкое разрешение, угловатые модели, посредственное качество текстур и картонные эффекты - проблемы проектов для Wii не миновали Shattered Memories. Отдельно отмечу, что среди собратьев по платформе Silent Hill хвастает приятной, но не всегда реалистичной мимикой. Лишний раз о графике вспоминать больше не будем - не так интересно, если сравнить с техническими достоинствами игры. С первых же кадров Wii не стесняется выдавать непривычно высокий фреймрейт. Оставим точный подсчёт Digital Foundry, но с уверенностью могу сказать, что кадров на экране намного больше тридцати. Особенно заметно в прогулочных эпизодах, где герой движется слишком плавно для консольного стандарта кадровой частоты. Второй повод для гордости программистов Climax - отражения. Да, они ещё размытее, чем игра, зато отрисовываются в реальном времени! И это в 2009 году, когда зеркала намеренно разбивали.
"Лёгкий ветер, который до этого дул настолько долго, что стал фоном, внезапно прекратился. Ночной холодный город, казалось бы, начал светлеть. Но то был обман. Словно движимый магической силой, лёд захватывал всё вокруг: дороги, машины, стены домов. Неестественно синий, он нещадно ломал фонари, резко скручивая их в невообразимые фигуры. Когда лёд покрыл всё, надежда на свет окончательно угасла. Окружение целиком ушло во мрак".
Silent Hill: Shattered Memories позиционирует себя как ремейк-переосмысление первой части, а потому завязка сюжета повторяется: писатель Гарри Мейсон с семилетней дочерью Шерил попадает в аварию возле Сайлент Хилла. Придя в себя, герой обнаруживает исчезновение девочки и отправляется на поиски. К счастью, незнакомые с первой Silent Hill люди ничего не теряют. Большая часть заимствований, если не вдумываться, выглядит фансервисом: названия и последовательность мест и имена большинства персонажей.
Но не всё так просто: Climax точечно перенимает фрагменты оригинала, чтобы сохранить фабулу, но содержание меняется полностью. Первая часть - мистический ужастик, использующий избитые даже для своего времени штампы, тогда как в основе Shattered Memories лежит откровенно бытовая история. Если абстрагироваться и взглянуть на игры в целом, то видны жанровые отличия: вместо геймплейно-ориентированного хоррора перед нами опирающийся на сюжет триллер. Он не пугает, но завораживает. Уйдя от клише, сценаристы освежили фабулу оригинала. Новый взгляд на удивление подходит серии.
"Ночной лес мрачен сам по себе. Ночной лес возле Сайлент Хилла пугает не на шутку. Ночной лес возле Сайлент Хилла во время снежной метели - идеально место, если хочешь потеряться с летальным исходом. В такое время никто не придёт на помощь. Но в окружении что-то было не так. Озеро отказывалось замерзать. Волки не выли на Луну. Холод почему-то не чувствовался. Всё это было очень подозрительным".
Игровой процесс серьёзно изменился, что не понравилось давним фанатам. Дескать, никаких сражений, нет выживача! Подобно вопросу качества графики на Wii, с этим нет смысла спорить. Если сюжету обновление пошло на пользу, то геймплей деградировал. Следом за ужастиком ушло и выживание - от survival-horror'а ничего не осталось. Мешает ли это игре? Нет, но дело в другом. Привязавшись к серии, будь любезен соблюдать устои. Иными словами, геймплей не делает Shattered Memories плохой, но выбивает из неё Silent Hill.
Размеренная прогулка по городу и окрестностям перебивается эпизодами ледяных кошмаров. После промежуточного сюжетного поворота мир вокруг героя резко покрывается льдом, свет тускнеет, а через некоторое время появляются монстры. Сражаться с ними невозможно, только убегать и сбрасывать с себя особо ретивых. Чтобы вернуть мир в относительно нормальный вид, протагонист должен добежать до конца лабиринта и решить там головоломку.
И здесь мы начинаем идти по тонкому льду. Эпизоды кошмаров общепринято считаются неудачными. Для игроков они - главный и зачастую единственный недостаток Silent Hill: Shattered Memories. Спустя два полных прохождения подряд вынужден не согласиться. Эпизоды кошмаров короткие, работают на основной сюжет и разбавляют монотонные похождения протагониста по городу. К механике борьбы с врагами быстро привыкаешь: уже в середине игры проблем с отбрасыванием не возникает. Кроме того, когда монстров мало, их просто избегать, выключив фонарик.
Совсем без проблем не обошлось. Во-первых, некоторые головоломки, которые необходимо решить для завершения эпизодов, неочевидны уже на стадии задачи. Например, эпизод в торговом центре: сложно догадаться, что требуется искать. Главная, на мой взгляд, проблема ледяных кошмаров - слишком тёмное окружение. Порой даже с фонариком не видишь локацию. Решение этой проблемы намного уменьшило бы негодование. К слову, игра тёмная всегда - привыкайте.
Неоднозначное повествование
С точки зрения компоновки Shattered Memories строго сегментирована: эпизоды прогулок по городу в поисках Шерил, ледяные кошмары и посещения психолога. Периодически вклиниваются сцены, вливающие сюжетную информацию. Хотя разработчики пытаются играться с периодичностью появления, в большей части прохождения порядок одинаков: прогулка-кошмар-психолог-прогулка-и далее. Такой подход можно поругать, но короткая и линейная игра меняет сегменты раз в 10-15 минут.
"Лёд снова охватил округу. Поломал деревья, перекрыл ближайшие тропы и как будто бы исказил окружение. "Или это я схожу с ума". Но лёд был меньшей из проблем. Эти кричащие твари никак не отставали. Он был зачем-то им нужен, причём намерения явно были недобрыми. Стоило остановиться, и они тут же набросятся. Уже несколько раз нашему герою приходилось их стряхивать с себя. Эти твари... выглядели как люди. Как дети".
Кстати о приёмах психолога; не упоминал раньше, но теперь пришло время. Как можно понять из предыдущего абзаца, это один из трёх сегментов игры. Периодически нас выдёргивают из истории на приём к доктору Кауфманну. Каждый раз он затрагивает новую тему, будь-то семейные отношения, чувство вины или школьные воспоминания. Монолог сменяется тестом: например определить, умер ли человек на фотографии или же спит. Правильных ответов нет, а результат игрока будет учитываться в дальнейшем прохождении.
В зависимости от теста и способа прохождения изменяются внешний вид помещений и героев, их реплики и поведение. Для обзора специально прошёл игру максимально разными способами: первый раз вдумчиво, основательно рассматривая локации и честно отвечая на тесты, а во второй быстро пробегал через локации, выбирая другие маршруты, и случайным образом подходил к заданиям Кауфманна. В результате первая половина игры изменилась незначительно, зато после середины стало интереснее. Нет, все события остались на своём месте, но серьёзно изменились диалоги и небольшая часть локаций. Как и концовка, которая здесь составная.
Ненадолго вернёмся к повествованию. Подобно другим сюжетам, делающим упор на резкий поворот в конце, местная история работает ровно один раз. Для знакомых с игрой прохождение будет не столь увлечённым: хочется обращать внимание на детали окружения или искать второе дно в сценарии, но ни тем, ни другим проект Climax не обладает. Локации скудны на интересные места, а сворачивать с тропы дают крайне редко. В сюжетной части немало деталей о прошлом истинного протагониста, но принципиально нового прочтения у истории нет.
"Большие заброшенные здания пугают. Они давят на тебя, заставляя забиться в самый дальний угол и не выглядывать оттуда. Однако в этом страхе есть что-то привлекательное. Как будто победишь его - и ты король своего небольшого мира! Сам себе хозяин. Но победишь ли ты свой страх?"
Чего ещё нет, так это загадок в стиле классических частей серии. К исключениям относятся головоломки в ледяных кошмарах, но наиболее адекватная из них рядом не стоит с многоступенчатыми квестами Silent Hill 2. Загадки в "реальных" сегментах игры, за парой исключений, даже назвать таковыми сложно. Решение находится в той же комнате, а отвлекающих объектов разработчики не добавили. Основная масса местных задачек - взаимодействие с WiiMote: открыть дверцу, повернуть крышку, набрать код и прочее в том же духе. Насколько это можно назвать загадкой, решайте сами.
О небольшом, но важном
Раз переключились на тему Wii-особенностей игры, остановимся подробнее. Стоит сразу обозначить, что Silent Hill: Shattered Memories разрабатывалась только для консоли Nintendo. Игру портировали на PlayStation 2 и PSP, но исключительно по причине слабых продаж - изначально такого плана не было. В силу эксклюзивности проект Climax использует предоставленные платформой возможности. Фонарик в руке протагониста управляется виимоутом, что выглядит и ощущается органично: как будто его держит игрок.
"Внутри машины тепло и приятно, а на такой маленькой скорости ничего не может случиться. Настоящее ощущение безопасности: успокаивающее, пьянящее и предательски расслабляющее. Мозг пытается поддерживать трезвость ума, постоянно напоминая: "В любой момент машина может заглохнуть прямо посреди леса". Ты знаешь это, но начинаешь сдаваться. Разговоры на передних сиденьях звучат как приятный фон, в который даже не пытаешься вслушиваться. А зря".
Отдельный восторг вызывает телефон. Вот представьте: идёт катсцена от первого лица. Герой, взволнованный исчезновением дочери, ведёт диалог, и в самый неожиданный момент в руке игрока звонит телефон. Момент, начисто сносящий четвёртую стену в самом лучшем проявлении. Атмосфера не разрушается, а наоборот сильнее погружает в себя. Между прочим, все разговоры по внутриигровому телефону ведутся через динамик Remote. Кроме звонков, мобильник используется в роли карт и фотоаппарата - логично и не раз применяется в течение прохождения. Динамик также заменяет привычное для серии радио, и за счёт пролома четвёртой стены делает работу лучше. Увы, но некоторые возможности Wii-управления не настолько удались. Виброотдача Remote в игре встречается, но используется безыдейно и лишь в паре ситуаций, что не идёт ни в какое сравнение с адаптацией динамика.
Shattered Memories стала последней на данный момент частью для бессменного, казалось, композитора серии Акиры Ямаоки. Свежий подход мог серьёзно встряхнуть маэстро. Отчасти так и случилось: фоновые композиции отличаются от аналогичных из любой прошлой части. Подходят они под окружение? Однозначно да. Интересно звучат? Ответ также положительный. Лучше музыки из первых трёх частей? К сожалению, нет. В противовес отмечу, что песни, которые используются в игре, но в прохождении не встречаются, удались на уровне серии. Вокал Мэри Элизабет МакГлинн как всегда очарователен. Особенно нравится композиция Acceptance - этакий мрачно-меланхоличный вальс.
"У него почти не осталось сил. Он бежал по замерзшему озеру на свет маяка, словно тот сможет дать ответ и подарить новую счастливую жизнь. Человекоподобные твари кричали совсем рядом, но он даже не оборачивался - любое промедление каралось смертью. Бежал к своей надежде. Не зная, что она была ложной".
Silent Hill: Shattered Memories есть, за что ругать. Много за что. Игровой процесс деградировал настолько, что почти невозможно воспринимать через призму серии. От загадок по большей части осталось одно название. Сюжет, пусть свежий и добротный, но одноразовый. Притом игра короткая: она спокойно пробегается за 2-3 часа.
Парадокс в том, что я остался в восторге. Shattered Memories полностью оправдала ожидания; напомню, что я купил Wii во многом ради этой игры. Главная причина в том, что основные задумки и механики работают полностью так, как задумано. Поразительно, насколько точно замахнулись разработчики и очень жаль, что игра стала культовой в совсем узких кругах.
Плюсы: необычный сюжет; телефон как механика и способ интерактива; хорошая музыка; игра полностью работает как психологический триллер; отличная адаптация под Wii, в том числе техническая.
Минусы: простой игровой процесс; большую часть времени слишком темно; почти нет загадок.
Вердикт: Брать! (если у вас есть Wii)
Та самая Acceptance, о которой была речь в тексте.
Лучшие комментарии
Не хочу придираться к оформлению, но всё таки, OG обложка с диска всё таки лучше бы выглядела вместо той, которая в посте:<
Ну и второй вариант довольно криповый
Раз уж затронул графен, то забыл упомянуть динамические тени от фонаря
Рекомендую интересующимся начало игры пройти сначала бегом, потом медленно, рассматривая плакаты 18+, отношение Сибил и её характер будут отличаться: з
Правда оригинальная из cgi все ещё лучше
Да, сейчас вспоминаю такое. Наверное, они не были настолько неожиданными в сравнении с fps и отражениями.
Для меня это вторая игра на Вии, которую полностью прошёл. Первой была третья колда (позволю себе прорекламировать прошлый обзор).
А сейчас уже на флешках лежит два-три десятка игр, в том числе все резиденты и один Fatal Frame (не помню, какой). Проходить начал Xenoblade Chronicles, и периодически поигрываю в разные Just Dance и Wii Sports'овский теннис — отличные времяубивалки.
Acceptance сильно отличается от других песен из OST'ов серии, чем лучше запоминается. А если говорить о любимой песне, то я остановлюсь либо на Tender Sugar, либо на One More Soul to the Call. Ну и Cradle of Forest идёт вне списка.
Эх а hell frozen rain не вставил в обзор, из всех остов сайлент хилла этот трек самый любимый
Ну если это первая игра на Вии, то понятно
В плане детализации шм как бы один из лучших игорей на консоли, и текстуры относительно других игр не сильно то и лоурес
Там любой игре с динамическим тенями будешь рад
Если интересно, то на вилку есть
Fatal Frame 2, 4(неофф перевод), The Calling с похожим приколом про звонки, JuOn (по какому-то японскому фильму игра, немытая волосатая девочка прилагается), ikenyo no yoru (гугол починит, если не совсем верно), Fragile Dreams (хоррор виабушника) ну и 4 резик на пульте играется как сон. 0 и ремейк резика тоже там есть
По обратке можно запустить Eternal darkness и классические резики, хоррорами гк в отличии от пс2 не балует
Если нет портов для геймкуб падов, или нет самих жопстиков и карт памяти, загугли nintendont
Если выбирать между боевой системой из классических частей и побегушками из SM, я предпочту всё таки атмосферу. Всё равно в РЕ2 куда сочнее бошки и конечности отлетали у зомбей, чем будет в сх до 4 части, но игра вообще не про это была
Вот это да, она есть ещё и на Wii. Для меня она была только на PSP. Там как раз я с ней и познакомился.
Спасибо за обзор!