5 января 2021 5.01.21 2 1720

«Разговор за чашкой чая»: Вселенная SAO и в частности Fatal Bullet

+3

Всем привет! Всё же я решил продолжить свою собственную рубрику, так как изливать свои мысли проще всего, пожалуй, только здесь. С прошлой частью можете ознакомиться здесь. И давайте я сразу поведаю вам о том, чего стоит ожидать в этом блоге, так как он довольно объемный и читать тонну текста захочется не каждому. Итак, немного лирики тут, немного рассуждений там, а сверху всё это посыплем щедрой порцией разбора сюжета, персонажей и гринда моей самой любимой части серии игр по SAO - Fatal Bullet. И да, всё это будет подано в качестве моего личного мнения о проекте, так что смело пишите комментарии, обсудим это вместе! Если вы фанат этой вселенной (а таких явно меньшинство), то прошу вас устраиваться поудобнее и просто наслаждаться ностальгией и атмосферой (и терпеть некоторые возможные ошибки в лоре, после Fate/Stay Night в голове полный бардак). А если же вы простой читатель или игрок, то заварите себе добрую порцию чая, возьмите шоколадное печенье/конфеты/горький шоколад и читайте в своё удовольствие, а я постараюсь как можно подробнее углубиться в тему своей рубрики!

SAO - от интересного фэнтези до скучного фансервиса

Вселенная Мастеров Мечей поражает своими масштабами, и особо в этом плане выделяется последняя, на данный момент, арка - Алисизация, где концепция мира была возведена в абсолют. Но о ней мы поговорим позже, а пока начнем с истоков данной франшизы. Итак, некий Рэки Кавахара написал своё первое произведение - "Айнкрад". После череды отказов, он решил выложить его на сайте, дабы получить критику и оценку его творчества. И у него получилось! Его рассказ заинтересовал большое количество людей, дав рождение SAO. Лично я с его творчеством знаком лишь поверхностно и новеллы по Мастерам Мечей Онлайн читал с неохотой, так как хоть они и читались с легкостью, но иногда были до жути скучными. Однако, сама концепция этой вселенной зацепила меня. Что вы будете делать, если вы окажетесь взаперти в виртуальном мире, где смерть там - это и смерть в реальном мире (далее, в реале или другие сокращения)? Причем это не просто какое-то PvE фэнтези, где все общими усилиями стараются зачистить как можно больше подземелий/уровней и т.п. Нет, это именно нацеленная на PvP игра, где прокачка - лишь способ стать сильнее по сравнению с другими. Конечно, конечная цель игры - достичь 100-го этажа башни, но подумайте, чем готовы пожертвовать люди чтобы выбраться из этой игры? Эта игра показывает всю подноготную человеческой натуры - убивай ради выживания. Но есть и противоположная сторона - гильдии и их мастера. Они показывают сплоченность, объединение ради одной цели, которой можно достичь лишь усилиями огромного множества людей. Акихико Каяба как раз преследовал эти цели, когда создавал "Семя" и нейрошлемы.

Красивые виды на крепость Айнкрад!
Красивые виды на крепость Айнкрад!

Надежда или отчаяние, стремление к жизни или страх смерти - между ними стоит очень тонкая грань, и даже порой кажется, что это единое целое. Кого-то такая перспектива свела с ума, а кого-то вдохновила на различные ужасные поступки. Это же виртуальный мир, верно? Поэтому и всё, что здесь происходит - ненастоящее, подделка. Такие люди без зазрений совести грабили, убивали и насиловали других игроков и даже иногда НПС. Самыми примечательными среди них являлись, кончено же, члены группировки playerkiller-ов "Смеющийся Гроб". Эти безумцы убивали всех, кого могли или хотели, преследуя свои непонятные и чаще всего беспричинные цели. Сотни игроков погибли от их рук. Это настоящая опухоль на теле мира Айнкрада, но ничего удивительного в этом нет - раз есть те, кто вдохновляют других на благородные поступки, то всегда будут и те, кто им противостоит. Особенно в этой группировке выделялись следующие люди: Вассаго Казальс, он же ПоХ и главный антагонист арки Алисизация, Сёити Синкава, он же Красноглазый ЗаЗа и главный антагонист арки Призрачная Пуля, и Ацуши Канэмото, он же Джонни Блэк и соучастник Сёити во всех арках. Все они так или иначе смогли пережить САО и позже появлялись и в других VRMMO.

И о персонажах. Все, кто так или иначе встречался Кирито на его пути, хорошо проработаны. Почти все действующие лица в "Sword Art Online", Alfheim Online и Gun Gale Online запоминаются: Хитклиф, Эгиль, Кляйн, Лифа, Синон, Юки, Юи, Силика, Лизбет, Кикуока... Этот список можно продолжать сколь угодно, и каждый из них так или иначе западает в душу. Что-что, а показать интересные взаимоотношения между героями Кавахара умеет. Чего уж не скажешь об Алисизации... Но об этом позже.

Ах, этот невероятный дух приключений и азарта, который витает на протяжении всей серии... Первая арка была связана с напряженными боями, от которых зависела твоя жизнь, и типичной атмосферой MMORPG с присущими ей особенностями: гильдии, крупномасштабные рейды, посиделки у костра/в гостинице/таверне, ивенты и интересные события. Именно такая знакомая атмосфера и привлекла моё внимание и, возможно, внимание большинства фанатов.

Вторая арка - ALO - была чуть более фэнтезийной с феями и прочими магическими существами. Она была также и более эмоциональной по сравнению с Айнкрадом из-за всех напряженных моментов, неплохих поворотов и неминуемых смертей. Но запоминающихся моментов там было неожиданно меньше, чем в том же "Sword Art Online", что уже говорило о значимости продукта. Третья арка - GGO или же Призрачная Пуля - совершенно новый уклон от основной серии. Если в предыдущих VRMMO у нас была типичная фэнтези с разными расами, магией и многим другим, то тут уже жанр полностью сменился на... мехов и постапокалиптичное будущее? Это, по моему мнению, дало хороший старт уже немного наскучившей истории Кирито. Как никак, неожиданная смена обстановки и мира в целом серьёзно повлияла на атмосферу. Теперь это динамичные перестрелки, тактические баталии, где одна случайно брошенная дымовая граната могла изменить исход боя. Четвертая арка - Алисизация - ещё раз вдохнула жизнь в фэнтезийную составляющую САО. Однако на этот раз она уже не связывала читателя/зрителя напрямую с персонажами, а скорее концентрировалась на самом мире Андерворлда, на его развитии и событиях, происходящих в нём. Именно поэтому погружение там сильно страдает по сравнению с тем же "Sword Art Online", где упор делался на жизни и смерти персонажей и также на маленьких историях из жизни Кирито - прагматичного, но тем не менее доброго и сострадающего чёрного мечника, который встанет горой за своих друзей. Даже эта магия, построенная целиком на Системных командах (Пр. System Call: Generate Luminous), напоминает нам, что мы находимся именно в виртуальной реальности. И добавление флактлайтов - некого образа души человека - также не спасало атмосферу произведения. Сам сюжет тоже пошёл под откос, превратившись в типичный сёнен для подростков, где главный герой в последнюю секунду обретает невероятную силу и побеждает врагов. И в итоге от прежнего захватывающего дух приключения в стиле Tales of осталась лишь пустая оболочка, наполненная лишь фансервисом. В общем, главную роль в нём играют не персонажи и всеми известный Кирито, а сам Андерворлд с Администраторшей, Алисой и прочими. Следующая арка - Unital Ring - выглядит гораздо интереснее и многообещающе, но её ещё нужно дождаться.

Немного Сэйбе-... Я имею ввиду Алисы вам для разнообразия)
Немного Сэйбе-... Я имею ввиду Алисы вам для разнообразия)

Однако ситуацию спасают ответвления, которые были написаны самим Кавахарой. Среди прочих выделяются Sword Art Online: Alternative GGO, Sword Art Online: Integral Factor, Sword Art Online: Ordinal Scale и другие. Некоторые из них лишь ответвления, которые рассказывают о других персонажах или неканоничных событиях, другие - истории, не показанные в основной серии ранобэ, а третьи нужны лишь для фансервиса и общего раскрытия лора. Почти все из них интересны и оставляют хорошее послевкусие. Особенно хочется отметить Порядковый Ранг, так как оно - почти цельное произведение со своими историями, новыми персонажами и относительно новой системой.

И пожалуй немного Юны :)
И пожалуй немного Юны :)

Игры по мотивам этой вселенной отходят от привычного канона и рассказывают свою историю, которая разворачивается в тех же местах, где и основные арки. Sword Art Online: Hollow Fragment - первая из этой линейки игр. Ничего про неё сказать не могу, так как не играл, но судя по отзывам других даже заядлые фанаты САО не особо любят эту часть. Та же ситуация обстоит и с Sword Art Online: Lost Song. Только Sword Art Online: Hollow Realization смогла как-то поднять планку качества, рассказав неплохую историю про новый VRMMO "Sword Art: Origins". Тот же фансервис для фанатов, но уже с более серьёзными темами, а не простым гаремом из кучи девушек. Те же темы, кстати, перешли и в Sword Art Online: Fatal Bullet, но в несколько видоизменённой форме. Вообще, история вокруг Премьер - ИИ, который следит за миром SA:O, получилась интересной и немного даже душещипательной. Есть ещё новенькая Sword Art Online: Alicization Lycoris, но я с ней не знакомился, поэтому сказать ничего не могу. И теперь, когда мы закончили разбирать огромную вселенную SAO, предлагаю поговорить о конкретном продукте, который меня сильно зацепил - Fatal Bullet.

SAO: Fatal Bullet - Мир GGO во всей красе

А вот тут уже настало время поставить метку СПОЙЛЕР! Сразу скажу, что лучше прикупить полную версию игры во время скидок или не жалеть свои кровные, так как без дополнений игра выглядит как неполноценный и сырой продукт. Конечно, играть и наслаждаться можно и тем, что есть, но некоторые умения и режимы могут быть недоступны и небольшую долю контента вы всё же упустите.

Наша история начинается со знакомства главного героя с Курэхой - подругой детства и той, кто пригласила его в GGO. Вместе они проходят подземелье, где главным призом является некий редкий предмет. И вот, они находят телепортатор, но из-за оплошности Курэхи протагонист телепортируется в одиночку в комнату с этим самым редким предметом. Им оказывается некая(-ий) Ифинас модели Х - ИИ, который появился после последнего крупного обновления. Позже, герои встречают Кирито и его команду, объединяются с ними и начинают поиск деталей, которых не хватает Ифинас. Закончив сбор, команда отправляется на КК "Флюгель" - новый данж, добавленный в этом же обновлении, куда пройти могут лишь игроки с Ифинас. После небольшой разведки, группа решает собраться вместе и узнать как можно туда попасть. Оказывается, для входа требуются специальные ключ-карты с боссов. Добыв их, группа теперь уже во главе с протагонистом начинает подготавливаться к решающему штурму до центрального компьютера. Но тут внезапно появляется... Death Gun - главный антагонист арки Призрачная Пуля или как его ещё называют Sterben. На глазах у всех он убивает в прямом эфире одного из топовых игроков через экран монитора. Тот, с очень реалистичным для этого мира выражением боли на лице, отключается. Умер ли он в реале? Что же с ним произошло? После этого сюжет начинает охрен*тельно быстро развиваться, но к сожалению гринд, о котором мы позже поговорим, то и дело напоминает о себе. Дальше я спойлерить не хочу, но скажу, что концовок здесь несколько, но при первом прохождении всегда будет лишь плохая, и история действительно начинает затягивать всё сильнее, по чуть-чуть давая все эти неожиданные повороты. Несмотря на всё те же фансервисные события и некую несерьёзность истории в начале, повествование и сюжет тут на порядок выше, чем в прошлых проектах по САО, что не может не радовать.

Знакомьтесь, самая харизматичная и отбитая парочка во всём GGO!
Знакомьтесь, самая харизматичная и отбитая парочка во всём GGO!

И раз уж мы закончили с сюжетом, то давайте перейдем к персонажам, коих тут уйма, если учитывать все дополнения. И всех их можно взять в качестве напарников в рейды, PvP и PvE-режимы. Черт, да тут даже Ллен с Питоху из Альтернативного GGO есть! Чего ещё можно желать? К тому же, они то и дело посылают тебе различные сообщения и у каждого есть определенные события. Романсы здесь, как и всегда, скудные и не интересные, но мы же все знаем, что история ведь важнее, да? ...Кхм, пойдем дальше. Вообще, уникальным характером здесь обладают только Кирито, Асуна, Курэха и, пожалуй, Ицуки, а остальные лишь какие-то модельки, которые говорят одно и то же. Даже Ифинас не особо выделяется по сравнению с той же Курэхой. И кстати о событиях. Они маленькие, но до жути атмосферные. Мало того, что ты этих персонажей знаешь, так ещё и игра тебе как бы напоминает об их прошлом, о жизни в реале и прочем. Они раскрываются совершенно с неожиданных сторон для новых игроков, и теребят старые раны уже прошаренных фанатов. Конна Юки, которая с самого детства страдала от СПИДа, была помещена в больницу на интенсивное лечение, но, после смерти всех её родных, она уже не могла сопротивляться и в конечном итоге умерла на руках у Кирито с Асуной в ALO. Здесь же, в Fatal Bullet, она выжила и теперь мечтает о том дне, когда она сможет вот так же просто жить обычной жизнью, как живут Кирито и его друзья.

Хоть и фансервис, но на слезу иногда прошибает. Есть ещё и Стрея - ИИ, как и Премьер. Она чем-то похожа на Юки, но она даже не знает о том, каково это - жить так, как живут люди. Вы можете сказать, что я просто ищу смысл там, где его нет, но мне всё равно - я вижу, что она прячет за улыбкой, слышу дрожь в её голосе, и понимаю её. Ничего другого мне и не надо. Кому-то это покажется лишь каким-то огрызком предыстории, но моему воображению вполне хватает и этого для того, чтобы начать сопереживать данному персонажу.

Ко всему прочему, нам также дают поиграть в режим Кирито, который также повторяет историю арки Призрачной Пули. Признаюсь честно, играть за Кирито - не то же самое, что и смотреть аниме. Однако лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать, верно?

И теперь о самом неприятном, но важном моменте - бесконечный в наипрямейшем смысле этого слова гринд. Первые 12 основных квестов легко проходятся и без дополнительных миссий, заданий на охоту и прочих активностей. Но вот уже где-то на 45 уровне придётся бегать по всем локациям и данжам в надежде на то, что уникальных врагов будет как можно больше. И если не дай бог тебе не выпадет легендарка на +25% урона по роботам как минимум, то даже и не думай о том, чтобы идти дальше с низким уровнем, иначе придется либо отстрелять почти весь боезапас пистолета-пулемета (а это, прошу заметить, 5000 патронов!) чтобы убить босса и при этом сидеть за укрытием в течение 40 минут, либо просто умереть. А если укрытия нет, то остается лишь баговать, если не хотите фармить. Самым неприятным опытом, пожалуй, у меня было сражение с Привратником, который охранял КК "Флюгель". По незнанию, я пошел на битву лишь с одной снайперской винтовкой и с Ифинас в команде. В итоге Ифинас слили спустя 2 минуты, а мне пришлось полчаса сидеть и постреливать из укрытия по самому защищенному месту босса, так как его слабое место было на спине. Там же я и осознал, что без прокачки никуда и что стоит всё же носить с собой и другие виды оружия в инвентаре на всякий случай. Как говорится, 100 50.cal bullets and a dream!

Отдельно также стоит упомянуть и выход на истинную концовку. Ох и заморочился же я с ней! Прокачай этого, нафарми дружбу у этого, пробегись туда-сюда, а в конце ещё и, прошу простить за выражение, сражение с боссом, которое буквально рвёт твою ж*пу. Да, возможно я просто криворукий, но сливать мне концовку после всего этого - низко. Но как только я её получил, то испытал море эмоций. Можно сказать, что это того стоило.

DLC к данной игре упоминать я не буду, так как сам лишь в процессе ознакомления с ними, но скажу лишь, что они дополняют основную сюжетную линию. 3 из них - до концовки, а Dissonance of the Nexus - после истинной. Как и все DLC, они в этой игре лишь способ заставить вас потратить больше денег за продление удовольствия, так что решать брать их или нет только вам.

Послесловие об общем впечатлении по вселенной SAO

Sword Art Online... Если бы мне сказали описать его одним словом, то я бы предпочел слово... желание. Желание погрузиться в подобную виртуальную реальность. Желание жить ради других или прекратить страдания. Желание основных персонажей оставаться вместе и предотвратить подобные случаи. Желание вернуть то, что было потеряно. И это страстное желание Кирито вновь и вновь возвращаться в VRMMO. Это произведение буквально затрагивает темы второй жизни, будь то обычный человек, решивший пойти в рейд вместе с друзьями из гильдии, или искусственно созданный флактлайт, переместившийся в нашу, настоящую реальность. ИИ, который способен в точности воспроизводить человеческие эмоции, уже не так будоражит людей, как в знаменитых антиутопических произведениях, хоть всё ещё и является не настоящим человеком. И если первые арки захватывали лишь концептом мира и своей идеей, то уже последующие так или иначе косвенно раскрывали популярные темы будущего: настоящая жизнь в виртуальной реальности, где можно провести целых 100 лет всего за 1 день, искусственно созданный интеллект или душа, действительно умеющая выражать свои мысли и эмоции, а не подчиняющаяся определенному программному коду, и, представьте себе, даже немного путешествия в космическом пространстве. Да, я говорю именно об арке Алисизации, которая получилась внешне очень посредственной и бредовой, но где-то глубоко внутри хранила в себе пищу для размышлений. Флактлайты представляли собой, как я уже говорил, концепт "души" человека, что псевдонаучно, но метафорично. Можно ли благодаря ему загрузить себя, свою личность в Сеть? Оцифровать себя и получить так называемое цифровое бессмертие? Есть ли возможность искусственно произвести эти самые флактлайты, создав совершенно новую личность? И чем она будет отличаться от человека? И вот эти вот мысли преследовали меня во время всего чтения ранобэ. Алиса, как одна из успешных "личностей", благодаря своей силе воли или же чувствам смогла преодолеть программный код, заложенный в её подсознании. От этого так и веет Detroit: Become Human.

Пожалуй, каждый при просмотре/чтении этого замечательного произведения найдёт что-то своё. Может быть, это будет вдохновляющая история двух неразлучных влюбленных, а может - проблема жестокости людей по отношению к кому-то, кто отличается от них. И каждый из вас возможно задумается о том, почему же вам так понравилось или не понравилось следить за историей, читать между строк и наблюдать за судьбой полюбившихся персонажей. Ведь каждая из этих арок даёт что-то своё: Мастера Меча Онлайн - замечательную историю о чёрном мечнике, превозмогавшем так, как никогда не превозмогал Великий Император Человечества; Альфхейм больше концентрируется на других персонажах, их целях и мотивах, и на личной истории Асуны, Кирито и Юи; Призрачная Пуля вкладывает идеи предательства и важности доверия; Алисизация предлагает, как уже говорилось выше, поразмыслить над тем, что такое "душа" и как ИИ может ею обладать. Серия игр, рассказывающая свои истории, также переняла часть этих идей и по-своему раскрыла их в каждой части. Конечно, это как то по-детски смотреть на такие наивные и утопические истории с серьёзной точки зрения, но ничего не могу с собой поделать.

В целом, я остался доволен просмотром этого тайтла, и вы уже поняли почему. САО нравится даже тем, кто закидывает её отрицательными отзывами, ведь всегда можно посмотреть это как нечто развлекательное, не особо вникая в сюжет :). Боже, да тут пафоса и эпичных сражений наберется на целый том "Войны и мира" Толстого. Так что смело можно включать её где-то на фоне и заниматься какими-то своими делами. И на этой весёлой (или не очень) ноте я прощаюсь с вами. Я излил всё, что хотел сказать по поводу как всей вселенной Мастеров Меча, так и конкретно по Fatal Bullet. Получилось сумбурно, местами кринжово (везде) и очень субъективно, но мне понравилось :3. Надеюсь, что вам понравилось, или хотя бы вы не умерли от смеха, читая этот блог, желаю вам всех благ в наступившем 2021 году!


Лучшие комментарии

ПК это важно. Иначе тебя не видят (вроде) :3

Интересный блог с мыслишками.

Меня лично SAO заинтересовала сеттингом, «виртуальная реальность» которая в самом деле VR, даже игровые условности внесены в произведение что добавляет приятного изыска Sword Art Online.

где главный герой в последнюю секунду обретает невероятную силу и побеждает врагов

Кхм… как я понял в оригинальных томах в конце было примерно так-же, я об сцене финального боя в Аинкраде. Мне не хватило усидчивости прочитать ВСЕ ранобэ (новеллы), поэтому удовлетворился Аниме — которые впрочем чуть-ли недословно копируют события книг. Прочитал Алисизацию, и некоторые томы для сравнения содержания. Сложно сказать что Кирито — как ГГ не относится к сёнену, камбеков в последний момент несколько он, да сделал.

Системных командах (Пр. System Call: Generate Luminous), напоминает нам, что мы находимся именно в виртуальной реальности.

Данная фича мне зашла. Особенно с учётом что я давно упарывался консолью разработчика в играх компании Valve и прочих на движке Source если она там доступна.

Спасибо за комментарий!

ПК решил не «писать», так как тут в основном отсебятина и мысли вслух :)

Не скажу, что ставлю сеттинг САО в первую очередь, но да, нейрошлемы и настоящая VR — одна из основных особенностей произведения. Но раз уж нам подают, условно говоря, 90% самого виртуального мира, а остальные 10% — реального, то акцент всё же делается на погружении. Первая арка справлялась на ура, а вот уже Алисизация… Она как бы балансировала между реалом и Андерворлдом. Скажем, 50 на 50. И там как раз таки и было необходимо добавить эти «системные команды», но вот тем, кто смотрел/читал ради погружения, видимо не зашло. Но стоит отдать Кавахаре должное — перемены всё же были не такими резкими, и поэтому многие спокойно приняли как GGO, так и Алисизацию. 

Читай также