ВНИМАНИЕ! ЗДЕСЬ ПРОСТО ДОФИГА СПОЙЛЕРОВ!
Здравствуйте, дорогие любители видеоигр. Сегодня я и мой коллега Geek презентуем новую рубрику, в которой мы будем обозревать игры с различных платформ. Здесь мы рассказываем, как и про различия (оптимизацию, графику и прочее), так и общие критерии (сюжет, геймплей и т. д.) в тех или иных мультиплатформенных играх. Встречайте пилотный выпуск «Платформозора»!
Я буду представлять сторону консольщиков, играя на XBOX, а Geek — ПКшников.
Мы взяли игру, про которую мало говорят на Stopgame, максимум: упоминания в каких-то блогах и текстовое прохождение игры датирующиеся 2005 годом. Этой игрой является Full Spectrum Warrior!
Перед прочтением блога рекомендуется взять чипсы, сухарики или другие снэки, ну и не забудьте про какую-нибудь газировочку. Готовы? Ну тогда начнём!
Немного истории (Diver).
Full Spectrum Warrior разрабатывалась Pandemic Studios и издавалась THQ… Изначально игру планировали выпустить исключительно как платформу для обучения новобранцев. Эту работу доверили Научно-исследовательскому центру при Университете армии США (U.S. Army University Affiliated Research Center), а в частности: Джеймсу Коррису, который обратился к своим людям из Pandemic Studios.
Сначала Pandemic Studios пошли к Sony, но сославшись на свои ограничения, а в частности об запрете использовании платформы в военных целях, та им отказала. В связи с этим, разработчики посмотрели на конкурента в лице Microsoft и договорились с ней, но в замен Майки потребовали от студии сделать коммерческий выпуск игры. Пандемики поразмышляв на эту тему, решили разделить игру на 2 версии: военную, которая запускалась через статический код, и обычную развлекательную.
Кратко про сюжет (Geek)
Diver: Так как из меня англичанин, как из неадертальца человек-разумный, так что про сюжет расскажет вам Geek.
Внимание! Geek проходил с русификатором, так что за некоторые ошибки – извиняемся.
Geek: Сюжет, как таковой в игре довольно простой. Хотя, что ещё ожидать от “симулятора” боевых действий? Короче говоря, игра не про сюжет.
Суть сюжета заключается в уничтожении тирана, диктатора и террориста Аль-Афада, местного Бен Ладена, который сбежал в маленькую страну Зекистан, где происходит основное действие игры, а там он творит свои террористические и диктаторские дела.
Игра начинается с обучения. Мы получаем в управление два боевых отряда «Альфа» и «Браво» в составе команды «Чарли-90». С ними мы и пройдём всю игру. Обучение не идёт как завязка сюжета, а лишь как отдельная локация для обучения игрока всем аспектам игры.
Вообще все главы имеют такую основу “Прибеги из точки А в точку Б”. Это всё разбавляется необычными дополнениями к заданиям по типу “спаси отряд, попавший в засаду”, “наведи сигнал на радиовышку, чтобы вызвать авиаудар” и т.д
После прибытия в Зекистан первым заданием для наших отрядов является захват аэропорта. Но не всё так просто, как оно казалось с первого взгляда. Аэропорт и пути к нему забиты сопротивлением и со всем этим придётся разбираться нам. Сразу же после захвата аэропорта наша команда получает задание проникнуть во дворец Аль-Афада и там же его уничтожить. По пути во дворец нам удаётся схватить одного из главных лейтенантов Аль-Афада, но при этом самому Афаду удаётся сбежать. В это время мы становимся свидетелями крушения самолёта прямо в городе и сразу же получаем задание спасти членов экипажа сбитого самолёта. Отряды «Альфа» и «Браво» обеспечили безопасность места крушения, но экипаж самолёта взят в заложники людьми Афада. После спасения экипажа мы отслеживаем Аль-Афада и находим его внедорожник в железнодорожном вокзале. Игра считается завершенной после уничтожения внедорожника, но в отличии от консольной версии FSW в компьютерной версии присутствуют ещё и две дополнительные миссии, в которых нам предстоит воспользоваться всеми своими умениями, полученными на протяжении всей игры. Суть их заключается в том, что после смерти Аль-Афада практически моментально к делу приступил один из его сыновей Аль-Хамаль. Каких-то два серьёзных чувака взяли нас для участия в этом неофициальном задании. В первой миссии эпилога мы должны с помощью авиаудара уничтожить радиовышку, чтобы прекратить связь террористов. Во время второй миссии эпилога наши солдаты должны прибыть в мечеть и уничтожить «Бригаду Черного Ветра» (Последователи Аль-Афада). В результате очередного авиаудара все члены Бригады Черного Ветра, включая Аль-Хамаля, были уничтожены. В кат-сцене нам показывают, что младший брат Аль-Хамаля, Самир, решил взять правление страной в свои руки и создать демократию, в надежде избавиться от последствий террора своего отца и старшего брата. На этом игра заканчивается.
Diver:Хочется добавить, что у каждого персонажа есть собственный характер, что прослеживается во время игры. Моим любимым бойцом является рядовой первого класса Сильвермэн отряда «Альфа», который строил из себя некого чёрного с района будучи белым.
Оценка Diver’a (XBOX):5/10.
Оценка Geek’a (PC):6.5/10
Геймплей (Diver)
Diver: В силу того, что Geek оказался хитрым человеком, не помечая и не делая скриншотов, мне придётся рассказывать за геймплей. Не зря у меня имеется игровая лавка, которая делает меня объективным человеком 9999999999999 LVL'a во всех темах, связанных с игровой индустрией.
На XBOX есть всего два уровня сложности: «Сержант-майор» и «Сержант». По словам Гика, на ПК есть ещё один уровень сложности, но он его забыл. Попрошу дополнить в комментариях.
Геймплей, как и само управление, очень своеобразное, но это обуславливается количеством функционала и возможностей, которые в большинстве своём вы будете часто пользоваться. Чтобы полностью прочувствовать их обязательно пройдите обучение, несмотря на его скучность. Всё же из малоиспользуемых можно привести приближение и какой-то фокус или описание персонажа, до сих пор не понял для чего оно нужно.
В общем, мы управляем двумя отрядами «Альфа» и «Браво» команды «Чарли-90», которое находится под прямым командованием лейтенанта Филипса из команды «Чарли-32». Как выше и было сказано, миссии сделаны по типу “Пройди от точки А до точки Б, выполняя дополнительные задачи”, но игра не старается сразу показаться коридорной. В FSW можно спокойно обходить врага с фланга или тыла, а потом приговорить террориста к смертной казни во имя свободы, путём коллективного расстрела на месте из всех орудий. Только вот имейте в виду, что игра дико построена на скриптах и сзади вас, неверного солдата империалистической Америки, может появиться враг и расстрелять в спину (5 глава). Игра невероятно багует, но об этом мы потом поговорим.
В общем, вы управляете двумя отрядами, между которыми можете переключаться. Вы сейчас подумали сразу про систему, как в R6 Vegas (в плане командования подчинёнными), но я спешу вас огорчить, ведь игра подразумевает управление отрядом путём выдачи приказов, например: вы отдаёте приказ зайти за какое-то укрытие, командир отряда говорит своим подчинённым приказ, и вы движетесь к указанной вами точке.
В игре есть система укрытий, которая работает идеально, а некоторые из них могут разрушаться, но есть один косяк: когда кто-то выходит из укрытия, у него не просто пропадает коллизия на некоторые физические объекты, а на все, которые летят спереди от него. Именно из-за этого мы можем видеть баг с регистрацией: вроде урон должен был пройти, но игра так не считает. На скриншоте это несильно заметно, но во время игры бросается в глаза.
Хоть игра и является экшен стратегией в реальном времени, она требует от вас ещё большего реагирования на вышедшего из угла противника. Именно благодаря этому, а также эффекту трясущиеся камеры, игра чувствуется динамичной.
Если честно, уровни очень короткие, некоторые могут занять не больше половины часа, если не тупить, но именно из-за этого геймплей не успевает наскучить. Даже смотря на короткие уровни, в игре имеются чекпоинты. Они активируются довольно своеобразно: один из отрядов должен встать в середину круга, тот расширяется и вставший отряд подзывает другой (если не в зоне круга), после чего командир, вставшего в центр отряда, достаёт рацию и сообщает что-то по ней, потом идёт сохранение и слова Филипса.
Оценка Diver’a(XBOX): 9/10
Оценка Geek’a(PC): 8/10
Оптимизация и графика (Diver/Geek)
Diver:Вот мы и дошли до графики, которая неплохая, но и неидеальная.
Раз я рассматриваю XBOX версию, то буду отталкиваться от игр, вышедших в 2004 году на эту консоль. По сравнению со многими играми, у FSW реально хорошая графика: текстуры хоть и мыло, но не полное; освещение и тени на уровне; везде что-то лежит, на стенах расклеены, как и радикально-религиозные призывы, так и коммунистические плакаты…? Серьёзно, их там много, особенно в пятой главе. Может быть Зекистан был ранее коммунистическим государством, куда пришли террористы и узурпировали власть. Вау, прямо как Афганистан. Ну или это народное ополчение против Аль-Афада… В общем, игра выглядит атмосферно, а эффекты сделаны на “ура” (на момент 2004 года для консолей 6 поколения). Во время моей игры с такой графикой и геймплеем, у меня голове буквально играли две песни: «To Hell and Back» от Sabaton и «Battlefield» от немецкой группы Spitfire.
Кат-сцены в основном сделаны на движке, но вроде бы в начале и в конце ролики сделаны на CGI, но проблему с первыми я расскажу в специальном разделе этого блога.
Касаемо оптимизации я думаю, что не нужно говорить. Игра изначально разрабатывалась для XBOX Original и только потом вышла на ПК. Короче говоря, ничего не лагает, всё чувствуется бодро.
Оценка графики от Diver’a(XBOX): 7/10.
Оценка оптимизации от Diver’a(XBOX): 10/10.
Geek:
Данное творение Pandemic Studios появилось на свет в 2004 году, а это значит, что мы будем сравнивать игру с её ровесницами. Естественно, на ПК.
Сначала обсудим сержанта Графония обособленно от всех.
Сразу хочется похвалить игру за разнообразность игрового окружения. Локации друг от друга отличаются, не кажутся мёртвыми, даже в какой-то степени являются оживленными. Допустим, от взрывов гранат или случайных выстрелов ломаются некоторые сооружения, лавки с продуктами, от соприкосновения с солдатами бочки отлетают в разные стороны (может случиться так, что от лёгкого соприкосновения с персонажем незадачливая бочка может улететь на соседний материк). А в главе с полуразрушенным городом была заскриптованная сцена с отваливанием огромного куска стены от панельного дома. Да, старо. Да, не особо впечатляет на тот момент. Да, как-то деревянно, но похвально, и свою галочку в моём списке эта сцена получила. Локации красивые и цветовой фильтр не режет глаза.
Но это заслуга геймдизайнеров, а что там по полигонам и текстуркам?
А их слегка не хватает. На моделях персонажей полигонов хотелось бы увидеть побольше, возможно, получилось бы даже как-то разглядеть эмоции и т. д. Разрешение текстур тоже хотелось бы побольше, ибо на некоторых поверхностях текстура кажется невероятно мыльной и вырвиглазной. Если же на главных персонажах и основных аспектах игры ещё хоть как-то по-божески можно что-то разглядеть, то посмотрев на соседний дом, можно ужаснуться.
А как FSW чувствует себя в нашем “чудесном” 2020 году?
Я скажу, что прекрасно. Абсолютно без бубнов можно спокойно выкрутить разрешение Full HD и даже выше. Во время прохождения всей игры она ни разу не вылетела, не крашнулась и всегда с первого раза запускалась. И установка игры тоже прошла без каких-либо проблем. Даже в один момент мне показалось, что я играю не на современном игровом компьютере, а на каком-то очень хорошем офиснике 2000-х годов с пузатым ЭЛТ монитором и шариковой мышкой. Короче говоря, кроме графики тебе ничего не даёт понять, что это игра 2004 года. Присутствуют даже настройки сглаживания, теней, анизотропной фильтрации (хотя её работы я как-то не заметил, потому что не написано значение анизотропной фильтрации), даже в самой игре я заметил присутствие эффекта Glow.
А вот если сравнивать FSW с играми того же года, то тут появляются некоторые противоречия. Потому как мы видим неплохую по графике игру, но при этом мы можем посмотреть и на другие игры. А тут у нас полное изобилие. И первый Far Cry знаменитый своими технологиями и большим открытым миром, и третий Doom изобилующий прекрасной работой со светом, но самый главный конкурент по графике играм на то время был второй Half-Life. Тут уже даже говорить ничего не нужно. Свет, отражения, физика, вода, которая считается у некоторых людей до сих пор самой лучшей в мире видеоигр, революционная система анимации лиц, липсинк и т. д. По сравнению с этой игрой Full Spectrum Warrior нервно курит в сторонке.
Что же с адаптацией консольного управление под клавиатуру и мышку?
Ничего особенного, просто всё довольно хорошо. Внимательной пройдя обучение, игрок хорошо адаптируется и в дальнейшем не будет задаваться вопросом: “А что мне, чёрт возьми, нажать, чтобы сделать то, что меня просят?”. Единственный момент, который мне не понравился и я считаю это недостатком – невозможность отрегулировать чувствительность мыши. Точнее возможность есть, но регулироваться у вас будет только скорость курсора в меню паузы или же главном меню. А вот в самой игре скорость всегда будет фиксированной, насколько я понял. Это мне не понравилось, потому что скорость была довольно высокой и приходилось очень долго привыкать.
Пожалуй, подведём итоги:
Оценка графики (отдельно от остальных игр того года) от Geek’a– 7,5/10.
Оценка графики (в сравнении с играми того же года) от Geek’a– 6/10.
Средняя оценка графики от Geek’a– 6.75/10.
Оценка оптимизации от Geek’a– 10/10.
Баги и трудности игры (Diver)
Тут мы поговорим о багах и прочем, что немного портит игру. Я буду один разбирать этот раздел блога, ведь Гик оказался более везучим мальчишкой и не встречал то, что МНЕ ПРИШЛОСЬ УВИДЕТЬ! У МЕНЯ ОГРОМНАЯ КУЧА СКРИШОТОВ И ИЗ НИХ БОЛЬШИНСТВО – БАГИ!
Помните я говорил про скриптованность игры и приводил в пример пятую главу? Ну так вот, это привело к багу с исчезновением гранатомётчика, который нам мешал пройти дальше. Он по факту у вас будет изображаться в навигаторе, но на самом деле его нет. Гранатомётчик Шрёдингера.
Ещё можно вспомнить про кат-сцены, которые упоминал в разделе графики. Короче говоря, багов мало, но у меня был инцидент, когда фургон берёт и таранит отряд «Браво», а тем хоть бы хны.
Думаете на этом всё? Тогда я вам покажу кое-какую кат-сцену из 7 главы(по моему), где террорист подстреливает своего собрата и криво залезает в машину, словно сел в багажник.
Я ещё забыл рассказать про мигающую белым цветом текстуру ограды в зависимости от положения камеры.
Баги с физикой… Я думаю, что можно больше не комментировать, а просто показать все ошибки, которые УСПЕЛ заскриншотить. Это конечно будут не все баги, так что держите это в уме.
Ещё одной проблемой является отключенная коллизия у солдат. Ну как отключенная? Просто для окружающих объектов и других солдат коллизии не существует. Что это значит? Это значит то, что солдаты будут проникать друг в друга, а бочки и другие элементы отлетать метров так 5-10 при контакте с вами.
Давайте лучше перейдём из этого бомбежа к окончательным оценкам.
Окончательная оценка игры:
Diver: Моя окончательная оценка была бы 7.75, но в силу большого количества багов на XBOX версии, я ей снижу оценку. По моему мнению игра оказалась сырой и её допиливали в последующих релизах на ПК и PS2.
Оценка игры от Diver’a (XBOX): 7/10.
Оценка игры от Geek’a (PC): 7,8/10.
Это был наш пилотный выпуск. Если у вас имеются претензии и/или предложения, то будем рады увидеть их в комментариях. Увидимся через месяц!
Если вы увидели где-то отсутствие запятой или тому подобного, то вы молодец, но не надо об этом орать. Моей миссией является донести до тебя мою мысль.
Лучшие комментарии
Значит указывать на текстовые ошибки вам нельзя? Ладно не буду ищите сами. Касательно смысловой составляющей, мне понравилось. В видео формате было бы лучше, но и так не плохо. Спасибо за обзор малоизвестной игры.
А хотя… Я сейчас подумал и возможно сделаем в видео формате. Просто у меня нет карты захвата, так что футажи будут либо в 720p (10 минут), либо 1080p (2 минуты). Я поговорю с Гиком насчёт этого.
Я не балованный и лично мне 720p с головой хватит, не говоря уже о 1080p. Ошибки возможно в следующий раз, уже забыл какие, а вычитывать лень.
Приятно вспомнить об этой игре. В свое время проходил ее, а затем и продолжение. Весьма интересный подход к геймплею смешением жанров вызывал кучу удовольствия (да и сейчас наверное вполне сможет), горение пятой точки, мазохистского удовольствия от чекпоинтов и скриптов))
Можно, но просто говорим, что главное смысл понять. Если хотите, то подмечайте.
Касаемо видео формата, я просто картавый и не хочу травмировать чьи-то уши.
Покупать-ли мне LAVKA XGAMING PRO RGB?
Ну это да, но с играми, которые остались у меня на X360, будет вообще невозможно снимать. Если сделаем обзор на игру без обратки на консоли 7 поколения, то будут только футажи Гика. Тот же Command & Conquer 3: Kane’s Wrath, который рано или поздно рассмотрим в рамках рубрики, будет лишь с футажами Гика в силу того, что у меня XONE S ALL DIGITAL, а игра на диске...
Я не настаиваю, делайте как вам удобно, просто описал своё мнение, что в видео ваш дует будет живей.
Мы учли ваше мнение, так что постараемся в видео формате сделать. Мы как раз выбрали игру и через неделю начнём её проходить.