Доброго времени суток!
Мы живём в очень странное время, когда свои правила в играх диктуют меньшинства, а разработчики к этим самым диктовкам прислушиваются в надежде охватить более широкую аудиторию. Бреда с каждым месяцем всё больше, а поэтому ко всякой новой игре лично я подхожу с опаской увидеть либо слишком высокую дозу бреда, либо тонну толерантности, дабы не дай Бог не оскорбить какого-нибудь Виталю иж Нижневартовска, потому что позиционирует себя, как подозревасик-тугофраер, а в игре этого нет. Да и сами игры теперь ориентируются более на простых пользователей, желающих пройти сюжет, насладиться сценами, выбить ачивки и всё это за один вечер, дабы не напрягаться. Именно поэтому последнее время я всё чаще возвращаюсь к старым играм. Именно поэтому Deus Ex 2000 года не исчезает с моего ПК, в то время, как, скажем, тот же Mankind Devided я так и не осилил, спокойно его удалив. Именно поэтому в прочих играх приходится придумывать условности, дабы проходить было интереснее. И именно поэтому сегодня мы поговорим об игре, которая способна не хуже «Вангеров» уничтожать нервные клетки неподготовленных игроков. Об игре, которая собрала хвалебные отзывы на западном рынке, но, кого не спрошу, никто в русском сегменте о ней не слышал. Об игре, купленной за 15 рублей на распродаже Steam и в первый же запуск приковавшей меня к монитору.
«Iron Storm» — хардкор, которого так не хватает сегодня.
Часть 1. Это что, ремейк?
Оригинальная «Iron Strom» вышла в 2002 году для ПК. Позже её портировали на PS2, и в 2005 году разработчики выкатили новую, переработанную, исправленную игру, сделав её ремейк. Собственно, в магазине Steam данную игру можно купить и сегодня. Однако именно отсюда и начинаются нестыковки. Трейлер и скриншоты игры демонстрируют нам версию 2003 года для PlayStation2. Ошибка разработчиков или же версии для «плойки» и ПК просто не отличаются? Скорее всего, это лень и попытка дезинформировать нового игрока. Объясню: перед покупкой нам демонстрируют кадры окопной, позиционной войны. Тут и солдат со звёздно-полосатым наплечником, и огнемёт обещают выдать, и все ужасы войны показать, а трейлер так вообще повышает градус желания кадрами с динамическими перестрелками и «ПОЕЗД, КОТОРЫЙ ИЗ ТОННЕЛЯ ТАКОЙ ВЖЖЖ, А ТАМ ВЗРЫВЫ И ВАЩЕЕЕЕЕ». В общем, ставка делается на экшн в антураже затянувшейся войны, что лично меня не могло не привлечь. Дальше последовала покупка, установка и первый запуск, с которого начались 14 часов восхищения, смешанного со слезами от собственной беспомощности, после которых мне пришлось ещё немного покопаться в интернетах, чтобы убедиться — это действительно ремейк игры 2002 года.
Часть 2. Война однажды изменилась...
1964 год. Первая Мировая длится уже пятьдесят лет. Русско-монгольская армия при поддержке Германии одерживает верх над войсками США, Великобритании и Франции. Города в руинах, земля изрыта траншеями и избита артиллерийскими снарядами. Для солдат это уже будни настолько, что в пылу боя они спокойно обсуждают, кто угощает в баре сегодня. На сотни километров вокруг нет ни единого зелёного деревца. Падает чёрный снег, где-то громыхают новые орудийные залпы, рокочет пулемёт. Где-то небольшая горстка бойцов пытается пробиться к развалинам дома под огнём снайпера. А недалеко от линии фронта, в крепости из земли и бетона относительно спокойно течёт военная жизнь. Сегодня война это не борьба добра со злом. Это бизнес. Телеведущая, объявив о тяжёлых боях за очередной клочок земли, цинично заявляет, что цена акций компании, производящей оружие, с коим солдаты идут в атаку, выросла, ибо именно с этими автоматами смертность бойцов значительно снизилась. Позже на весь мир представляют новый танк, как заявляют создатели, лишённый изъянов и способный с лёгкостью изменить исход даже заведомо проигрышного сражения. Война изменилась. Теперь это жестокость, которая оплачивается частными корпорациями, заинтересованными в её продолжении.
Игра начинается с того, что главного героя, мистера Андерсона, — диверсанта, который, кажется, всю жизнь провёл в окопах мировой войны, — вызывают в штаб, где мы вместе с протагонистом узнаём следующее: барон Николай Александрович вон Угенберг представил новый тип вооружения, способного переломить ход войны. Из контекста (на котором построена вся игра, но об этом позже), мы понимаем, что лидер русско-монгольского народа решил создать ядерное оружие. Собственно, главного героя и посылают на суицидальную миссию, с которой справится только он — похитить чемодан с чертежами и уничтожить завод, на котором это самое оружие производится. Задание кажется простым, но вот процесс его выполнения вызовет трудности уже по ту сторону экрана.
Сразу оговорюсь — проходил «Iron Storm» я на высоком уровне сложности, так как наивно полагал, что игра мало чем отличается от ей подобных, где на более низких сложностях делать, собственно, нечего.
Часть 3. Прелести и ужасы альтернативной войны.
Весь «Iron Storm» можно разделить на две части по три главы. Первая часть прекрасна. Стоит вам выйти за стальные ворота, как игра тут же бросает вас в тяжёлые военные будни. Носясь по окопам, то тут, то там вам нужно помогать своим соратникам, продвигаясь вглубь вражеской территории. Разнообразное оружие, полученное ещё на базе, отлично помогает в борьбе с солдатами противника. Здесь и выцеливание снайпера, и подавление пулемётных точек противника, и тяжёлая схватка за церковь. Только вот всё это делаете вы один. В какой-то момент ваши соратники либо погибнут, либо отстанут, оставшись в захваченных окопах, а позже и вовсе скажут «Беги, я сейчас взорву тоннель!». Так и случится. Казалось бы, вот оно — поле возможностей для диверсионных работ! Простор для глаз, куча противников, бежишь по окопам, пригибаясь под свистящими пулями… да? Ведь да? Нет. Именно здесь возникает проблема, которая окажется критической во второй половине игры. Пока что игрок слишком восхищён обстановкой, пока ему нравится исследовать, ползать, думать о том, как заглушить пулемётные дзоты и отбиться от волны вражеских солдат. Пока что всё идёт так, как должно идти, не обременяя игрока трудностями. Однако даже в начале не всё так идеально, как хотелось бы.
«Iron Storm» — игра, позволяющая вести бой как от первого, так и от третьего лица. И у обоих режимов есть плюсы и минусы. Самым большим плюсом от того, что камера смотрит в спину главного героя, можно назвать свободный осмотр территорий, невидимых глазу нашего протагониста. Заглянуть за угол, или, не покидая укрытия, высунуться из него — то что нужно, когда стреляют чёрт знает откуда. Однако есть и минус, связанный с прицеливанием и ближним боем. Начнём с того, что от третьего лица ножом попасть по противнику та ещё задачка. Не факт даже, что внезапная атака окажется на 100% фатальной для врага. Прицеливаться же из оружия придётся через красную точку, которую навести, скажем, на голову солдата куда труднее, чем если бы вы играли от первого лица. Вне зависимости от оружия, прицел от третьего лица остаётся красной точкой. Хотите зрелищности (а я больше половины игры бегал именно так и даже навострился быстро наводиться на противника) — будьте добры принести в жертву удобность стрельбы. Если же практичность для вас на первом месте, то запаситесь лишней клавиатурой, мышью и постарайтесь кричать в монитор не слишком громко, а то потрескается от потока децибелов.
Что касается же самих перестрелок, то ваша выживаемость здесь зависит напрямую от вашей осторожности и внимательности. Некоторые могут ещё включить дар предвидения — лишним не будет, ибо здесь противник может заспавниться буквально у вас за спиной, стоит активировать скрипт. И если первые две главы это не сильно бросается в глаза, то третья, помещая вас в городскую местность, как бы намекает, что детство кончилось. Вы никогда не знаете, в каком окне и на какой крыше сидит враг. Вы понятия не имеете, кто выскочит из-за угла в следующий момент, потому что последние две минуты врагов было подозрительно мало. Вы никогда не догадаетесь, что вот за теми развалинами справа, в соседнем доме, есть целое окно, из которого на маленький тупик смотрят два станковых пулемёта, готовые открыть огонь, как только вы зайдёте достаточно далеко, чтобы не сбежать. Игра направляет вас контекстом. Никакого табутаска никакой элипод вам не выдаст. Карты нет в принципе, ибо территория вражеская и вы, по заверениям офицера, знаете её как свои пять пальцев. Ну, может быть главный герой и знает, а вот игроку предстоит иногда шарахаться туда-сюда в поисках нужной двери. Кульминацией всего геймплея и переломной его точкой становится задание по уничтожению танка. Никто вам прямо не говорит, что нужно делать. Есть лишь небольшой телеприёмник, в котором вы можете посмотреть репортаж о новом танке, где лишь мельком говорится о том, что мины — это его криптонит. И это я вам сейчас вот так в лоб об этом говорю. В самой игре это действительно лишь упоминание. И ведь самое интересное, что этот самый танк вы встречаете на площади, густо забитой снайперами противника. И это не тот танк! Уничтожить необходимо машину гораздо более сильную, к которой ещё нужно пробиться. А теперь представляю вашему вниманию упрощённое объяснение того, как нужно выполнить задание с танком:
Появляемся в доме, окна которого выходят на площадь. В комнате за дверью стоят три гранатомётчика, поэтому кидаем гранату на удачу. F5-F6, ибо с первой попытки убить их, скорее всего, не получится. Аккуратно выходим наружу — собираем свинец от снайперов со всей площади. F6. пытаемся пробежать за угол — нас разрывает на части снаряд танка, который ненароком повернул башню именно в нашу сторону. F6. «Я здесь притаился! На крысичах!» ©. Именно так, методично, по одному, выбиваем противников с крыш. Все? Пробуем выйти — нет, не всё. Ещё немного посиделок в развалинах рядом с домом, из которого вы выбрались просто чудом, добивание врага и быстро, потея и роняя неоднородные массы на пыльную каменную кладку, бежим прочь. Перестрелка. Мысль, что всё кончилось. Поворот… «Андерсон, найди способ уничтожить этот танк!». Да, именно сейчас вы понимаете задание. Как? Никого не волнует. Ладно. Возвращаемся на площадь, осторожно проходим мимо первого танка, умираем от пули снайпера. Вспоминаем, что не сохранялись последние 30 секунд. F6. Бежим ещё быстрее, обходим танк, понимаем, что у него нет пулемётов, бегаем рядом. Дверь в дальнем углу площади. Бежим в неё. Мины. Много мин. Клавиши F5-F6 покрылись мелкими трещинами, мышка потеет вместе с вами, потому что каждый новый «пип-пип», вы сжимаете её всё сильнее. «Не надо, семпай», стонет она. В какой-то момент, запомнив расположение всех мин, вы, аки олень, проскакиваете между ними. И встречаете заминированных собак и кучу народа. Конечно, бомбо-пёсели достанут вас гораздо раньше, чем вы попадёте в локацию с городом, но тут пространства уже и бежать уж точно некуда. F6. F6. F6. Если бы у мышки были глазки, они бы вывалились от давления вашей ладони. Клавиатура тоже страдает, ведь по всего двум её кнопкам метелят так, будто они залолжали круглую сумму! Победа! В коротком бою… идёте дальше, упираетесь в тупик. Справа оружейная. Там мины. Можно брать. А зачем? Ладно, разберёмся по ходу миссии. Идём обратно, снова перестрелка. И вот площадь. Одинокий танк патрулирует обезлюженную местность. Окольными путями пытаемся его обойти. Пуля. Причём не абы откуда, с самого дальнего здания на локации, где даже невидно кто вообще стреляет, ибо прорисовка в игре хромает на дистанциях. Убиваем последнего (и это правда) снайпера на площади, идём к танку, который нужно уничтожить… и умираем, умираем, умираем. Потому что это не тот танк. Когда вы проходили по площади в первый раз, ваш куратор выдала фразу «Хм, новый танк. Попробуй его обезвредить», которую из-за насыщенности боёв вы упустили из памяти. Окей. Возвращаемся обратно, подбегаем к танку и видим, что даже пилоту грустно от того, как вы тупите. А пристрелить его нельзя. Ладно, бежим перед самой машиной и кидаем под гусеницы мины. Главное самому ненароком не подорваться, а то F6, не выдержав напора пальца, выйдет из строя раньше времени. Спустя три-четыре взрыва и, возможно одну мину, предательски упавшую где-то рядом с танком, мы подрываем его, открывая башню. А дальше начинается игра в догонялки! Идём знакомыми улицами ко второму танку, и запускаем процесс выманивания. Проблема в том, что танк, приехав к месту, где видел игрока в последний раз, и не найдя оного, развернётся и поедет обратно, а значит нужно постоянно находиться в поле его видимости так, чтобы вас ещё и не зацепило снарядом. F6 нервно плачет. Наконец, когда вражеский танк идёт по прямой прямо к площади, вы прыгаете в башню первого танка и ждёте, когда сможете обрушить на противника всю огневую мощь. И когда чёрный немецкий танк будет повержен, вы поймёте, как далеки от окончания миссии.
Неочевидность. Вот, как бы я обозначил главный плюс и минус «Iron Storm». Ибо с одной стороны игра заставляет вас исследовать, а с другой — приготовьтесь стоптать ноги в кровь, потому что, начиная с четвёртой главы, вы вообще не будете знать, что делать. Всю информацию вы получаете из контекста. И не дай бог вам пропустить какой-либо экран с записью. Это увеличит время прохождения на десятки минут. И вам в страшных снах будет снится, как вы бродите по несущемуся в никуда бронепоезду, ища ответы на вопросы, которых и сами не знаете. Бесконечная ходьба, запутанность и затянутость — вот что ждёт игрока во второй половине «Iron Storm». Ах да, и коридоры. Много коридоров. Коридоры с маленькими коридорчиками и большие фойе с небольшими коридорами. И всё это напичкано турелями, кнопками тревоги и противниками. Игре определённо нужна если и не карта, то хотя бы эхолокатор (вы в альтернативной истории, придумайте технологию), который бы сканировал здание и показывал некое подобие карты в определённом радиусе от игрока. То же самое касается и списка заданий. Где-то он, возможно, есть, но там написано не более, чем озвучено по рации. Есть задача — как умеешь, так и выполняй. Отсутствие какого-либо ориентира оборачивается в итоге часами блуждания по локации в поисках нужного поворота/лестницы/двери. И порой возникает ощущение, что ты случайно сломал игру. Честное слово, в какой-то момент я полез читать прохождение и лучше бы этого не делал. Порядок действий, задуманный в игре, был нарушен, нужная дверь не открывалась, а тревога включалась всякий раз, стоило зайти на склад и взять гранаты. И только после того, как прошёл игру, я подумал: а вдруг так и было задумано? Но потом вспомнил последнюю миссию в особняке и понял, что задумано было только искусственное растяжение времени, а это уже нехилый такой минус. Но ведь всё остальное время я исследовал, застревая только в действительно не очевидных местах… сложно.
Игра делает ставку на внимательность игрока, его неторопливость и осторожность. Если вы, как и я, ярый последователь Святого «WAAGH» и Великого Зерграша, то ваши амбиции «Iron Storm» быстро урезонит. HP здесь не просто тает. Выйти из перестрелки невредимым практически невозможно, так как противники стреляют довольно метко, не стесняются применять гранаты и постоянно двигаются. Только в условиях полного отсутствия укрытий солдат остановится и начнёт перезарядку. Снайперы здесь ещё хитрее — сделав выстрел, они ныряют в укрытие, от чего выследить стрелка становится ещё сложнее. В какой-то момент ориентироваться придётся и вовсе по силуэтам на вышках, подсвечиваемым молниями.
Что же до сюжета? Он здесь есть в начале и в конце. Да и по большому счёту вы забудете о нём через пару часов перестрелок и смертей. Однако игра пусть и неуклюже, но всё же заставляет пошевелить мозгами, как бы невзначай вбрасывая нам намёк на развязку. В какой-то момент в боях начнёт участвовать третья сторона. Солдаты будут возникать буквально из неоткуда, уничтожать ваших противников, а после и вас самих. Именно с них выпадает лучшее на мой взгляд оружие в игре, коего итак немного. Обещанного огнемёта, кстати, так и не нашёл. Вы не будете знать, кто побеждает в войне и вам в принципе будет плевать на всё, что происходит «там», вдали от вас.
Итог, с которым согласятся не все.
Затратив на игру 14 часов, 6 из которых Steam не учёл, ибо нужно было поменять лаунчер (спасибо гуглу) и пройдя её до самого конца с разрушением 4-й стены, я смело скажу, что «Iron Storm» заслуживает ремастера. Более глубокого, продуманного и насыщенного. Это интересный сеттинг бесконечной войны, это понимание, что солдат — лишь реклама продукта, это осознание, что война никогда не закончится. Это адски сложные перестрелки, запутанные, но большие локации, это интересная задумка и неполная, но приятная реализация. А ещё надо бы предложить «Iron Storm» на «Разбор полётов» — она прям подходит.
Что ж, спасибо, что прочли! Не забывайте, что моё мнение необъективно, а впечатления сугубо личные, поэтому я всегда рад отклику! Интересно узнать, чем вам запомнился «Iron Storm»!
Лучшие комментарии
А ты воображай
Нету картинок :/