6 октября 2020 6.10.20 13 10K

Как Outer Wilds показала мне, что игры могут быть искусством

+63
Лучший блог недели
1000 ₽

ВНИМАНИЕ!!! Далее жесточайшие спойлеры Outer Wilds, продолжать только на свой страх и риск.

Игры — это уникальный вид художественных произведений. Всё дело в их интерактивности — игрок непосредственно принимает участие в происходящих событиях, самостоятельно управляет героем, отрядом, а может и целыми армиями и зачастую именно от его действий зависит результат, включая, как минимум, победы и поражения, а как максимум — концовки многочасовых приключений, полных различных персонажей, историй и сюжетных перипетий.

При этом, вопрос о том, можно ли считать игры искусством наравне с кинематографом, живописью и музыкой до сих пор не разрешён. Кто-то говорит, что искусство — это любое художественное произведение, а значит и игры вполне себе входят в это понятие. Другие же, например создатель Resident Evil 2, Devil May Cry и Bayonetta Хидеки Камия, напротив, утверждают, что игры — это исключительно ради развлечения и удовольствия для, а сравнивать их с настоящим искусством — неправильно.

Скажу честно, сам я находился где-то посередине. Глядя на игровую индустрию, в голову не приходит и мысли о том, что какую-нибудь Call of Duty, GTA или TES всерьёз можно назвать искусством. Но, при этом, и обратного о них тоже не скажешь — всё же они рассказывают какие-то истории, периодически даже несут в себе определённую мораль. Появляется такая же проблема, как и в современном кинематографе — действительно ли можно считать попкорновые блокбастеры от Майкла Бэя или Марвел искусством? Хотя, при этом, с утверждением о том, что сам кинематограф является искусством никто и спорить не подумает.

Моя неопределённость продолжалась ровно до тех пор, пока я не встретил Outer Wilds.

Вообще, я узнал об этой игре абсолютно случайно — в какой-то новости на каком-то сайте было что-то написано про её выход в EGS. И она бы попросту прошла мимо меня, если бы не слова «симулятор исследователя миниатюрной солнечной системы». Вот в этот момент в моём сердечке что-то ёкнуло и я побежал смотреть, что же это такое и с чем его едят. Уже через час я нажал заветную кнопку запуска.

 

Когда я запустил Outer Wilds, то выяснилось, что это буквально симулятор космического исследователя. Одним самым обыкновенным днём, главный герой просыпается и отправляется в космос с целью изучения окружающей его звёздной системы. И вот, поговорив со всеми жителями родной деревни протагониста, которые, кстати, не шибко интересные, и пошарившись по всем закоулкам, ничего особенного там не обнаружив, я наконец добрался до своего космического корабля. Да, у меня не сразу получилось взлететь, но в итоге, всеми правдами и неправдами, я смог покинуть атмосферу планеты и добраться до Луны. Приземлившись где-то рядом с ещё одним космическим путешественником, проживающим на этом небесном теле и всё время насвистывающим какую-то надоедливую песенку, я заметил что-то странное — солнце начало краснеть и сжиматься. Прошло ещё немного времени и оно вовсе взорвалось, объяв огнём всю звёздную систему.

А потом главный герой снова просыпается и, при этом, помнит прошлые события, взрыв солнца и всё остальное. Теперь, наконец, мы и подошли к самому интересному — мы находимся в двадцатиминутном цикле, в конце которого звёздной системе приходит конец, а мы, как исследователь, вынуждены изучать останки древней цивилизации и прочие космические аномалии с целью найти Око Вселенной. Что это такое? Да чёрт его знает, честно говоря. Просто это единственная зацепка, которая есть у протагониста, а следовательно и у игрока.

Так и начинается приключение на пару десятков часов. И да, для понимания — солнечная система действительно миниатюрная. Так, совершить кругосветное путешествие на какой-нибудь планете пешком — это дело пяти минут максимум. Но при этом, все 10 небесных тел настолько уникальны и так плотно наполнены контентом, что просто диву даёшься. Чего стоит одна только Пустотная Сфера — планета, буквально разваливающася на куски. При этом, отколовшиеся части падают в находящуюся на месте ядра чёрную дыру, а оттуда выпадают из белой дыры (с физикой здесь всё запутанно) на окраине системы. С этим кстати, даже связана головоломка — в одно из помещений на Сфере невозможно добраться из-за гравитации. Однако, когда кусок планеты с заветным зданием выпадает из белой дыры и оказывается в открытом космосе — на гравитацию становится ровным счётом плевать и здание открывается для исследования.

А как насчёт таинственной Квантовой Луны, исчезающей, когда на неё перестаёшь смотреть и на которую непонятно как попасть? В этом, вообще, кроется самая главная идея Outer Wilds — в игре нет никакой прогрессии, кроме прогрессии непосредственно игрока. При желании, её можно пройти за 15 минут, нужно просто знать что делать. Таким образом, именно игрок исследует все прелести и секреты этого мира. Именно игрок копается в древних развалинах в поисках ещё одной крупицы информации и именно он встречает других звёздных путешественников, играющих всю ту же самую, уже, честно говоря, не такую и надоедливую, мелодию.

И это… влюбляет. Изучая этот, на первый взгляд, абсолютно игрушечный мир, начинаешь по-настоящему поражаться, когда понимаешь как он работает. Приведу пример: У нас есть полностью водная планета с водяными ураганами, которые поднимают наверх всё, что в них попадётся. При этом, под водой находится мощное течение, которое не позволяет глубоко опустится. Каково же было моё удивление, когда я понял, что не все ураганы крутятся в одну сторону. Ну, то есть буквально, есть те, которые крутятся по часовой стрелке и подбрасывают штуки, а есть один единственный, который крутится против часовой и, наоборот, вещи под воду опускает.

И да, это может показаться каким-то очень простым явлением, но в этом-то и дело, что на простые явления не обращаешь совершенно никакого внимания. А потом тебе сносит крышу, когда твой исследовательский взор всё же обнаруживает истину, скрывавшуюся прямо у тебя на виду.

Когда ты и именно ты изучаешь этот, такой искусственный и при этом такой настоящий, мир, то чувствуешь себя вновь ребёнком, обнаруживающим закономерности, узнающим принципы работы каких-то процессов и, в общем и целом, познающим своё окружение и, в каком-то смысле, самого себя. Всё же добравшись до Квантовой Луны и решив там все головоломки, испытываешь какую-то детскую радость первооткрывательства, будто в первый раз увидев снег. А когда я понял, что на других планетах можно жарить зефир — залип до конца цикла.

В процессе игры я поставил себе чёткую цель — я не хочу смерти этой солнечной системы. Да, здесь, может, не слишком интересные персонажи, но какой красивый, какой удивляющий и поражающей своей глубиной это мир! Единственная зацепка, которая у меня есть — это Око Вселенной. Именно его пыталась найти сгинувшая раса Номаи, ведь там, по их мнению, хранится какая-то вселенская истина и, надеюсь, способ спасти этот мир от уничтожения.

В поисках Ока Вселенной мне пришлось облететь все планеты и прочие небесные тела, исследовать каждый закоулок, прочитать все оставшиеся послания древней цивилизации, понять принцип работы телепортов и перемещения во времени при помощи чёрных дыр, а также прослушать ту самую песенку на банджо, флейте, барабанах и даже губной гармошке — всё ради того, чтобы эта музыка не закончилась из-за взрыва какой-то дурацкой звезды.

 

И вот, спустя суммарно 18 часов геймплея, я выяснил всю необходимую цепочку действий, чтобы добраться до Ока. Ключ на старт, ядро в слот, координаты введены — корабль готов к полёту. Я жму заветную кнопку и… попадаю в концовку. И в концовке нет спасения. Напротив, я сломал цикл и продолжил течение времени, тем самым допустив взрыв и уничтожение всего того, что я исследовал. А дальше, кстати, следует и вовсе смерть старой вселенной и рождение новой.

Но что самое главное — игра никогда не говорила и даже не намекала на то, что я смогу хоть кого-то спасти. Эта цель, этот смысл, был поставлен мной и только мной. Я придумал себе его сам, потому что не мог бесцельно бороздить космические просторы. Потому что в игре должен быть протагонист, который спасает мир. Нельзя представить Легенду о Зельде без Линка, спасающего Хайрул от Гэнона. И ровно так же, я пытался спасти мир Outer Wilds. Игры научили меня тому, что, в отличие от реальной жизни, в них всегда есть способ победить (ну или почти всегда). А здесь этого способа попросту нет.

И наверное, я должен был чувствовать ярость или горечь от поражения, но нет. Во мне было только понимание. Этот мир обречён — звезда так или иначе взорвётся. Всё исчезнет. Единственное, что имеет значение — это то, чему мы сами даём смысл. В этом конкретном случае, смысл имеет сам путь. Его концовка не важна от слова совсем. Именно процесс познания, исследования — вот что действительно имеет смысл. А в конце, да, придётся уступить дорогу кому-то новому.

Око предлагает главному герою понаблюдать за смертью старой, и рождением новой вселенной, а также принять в этом участие, наконец собрав всех музыкантов вместе в последний раз, чтобы та самая песенка, преследующая тебя всю игру, стала аккомпанементом вселенского перерождения.

Outer Wilds говорит о том, что нужно ценить сам путь, а смерть, хоть и является важной частью этого пути, но это всё-таки просто ещё один отрезок большой дороги под названием «жизнь» и, так или иначе, всем придётся рано или поздно уступить дорогу следующему поколению.

Конечно, я не исключаю того, что разработчики не закладывали такого смысла в свою игру, но дело даже не в этом. Дело в том, что это тот смысл, который нашёл лично я. Не какой-то персонаж, а именно я. Это я исследовал солнечную систему, это я пытался спасти её и это я радовался новым открытиям как ребёнок.

Именно это и отличает игры от остальных видов искусства — интерактивность. Мне не написали мораль и не объяснили, как правильно, а как нет — это был мой личный опыт, в следствие которого я познал то, что познал. Ни один другой вид художественных произведений не способен позволить человеку испытать какой-либо опыт лично. И это то, что делает игры особенными — они позволяют игроку самостоятельно чувствовать и испытывать, находить смысл и следовать ему.

А, по моему скромному мнению, ровно это и является ключевой отличительной чертой искусства — способность вызывать у человека эмоциональный отклик, заставлять его чувствовать эмоции. И справляются игры с этим зачастую на порядок лучше, чем любые другие художественные произведения.


Outer Wilds

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
29 мая 2019
1.9K
4.5
889 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Отдельное спасибо Кунгурову за его рекомендацию. Как в своё время вся редакция упустила этот шедевр — до сих пор диву даюсь.
Рекомендую вообще присмотреться к играм, издаваемым Annapurna Interactive. Все игры, вышедшие из под их издательского крыла, можно смело относить к настоящему искусству. В той или иной мере ;)
От себя хочу добавить — что это уникальный опыт. Его нельзя будет ощутить несколько раз. Первый раз — главный раз.
И лучше бы тем кто не играл — не читать то что ты писал вообще, а просто покупать и получать «экспириенс»)

Беру свои слова назад. Можно ощутить похожие чувства — смотря как кто-то другое впервые играет)

Да, Байонетта просто бесподобна, шикарный арт, великолепные бои, я в самом деле другой игры такого качества и наполнения разнообразием не видывал. Могу разве что припомнить BioShock Infinite, The Witcher 3, Folklore (ps3), но это совершенно иные игры. И талантливый руководитель скромно говорит что создавал просто развлечения! Моё почтение и восхищение!!!
Вот кому бы сказать спасибо за то что на главной странице сайта написано что это обзор?
ты что дурак? Там же жирным шрифтом было написано про спойлеры! Как можно не заметить эту строчку которую разделяет картинка от основного текста?
Читай также