Расказываю про мобильную игру Sea Hero Quest, которая содержит в себе научный проект по исследованию и выявлению деменции. Ссылки для ознакомления и подтверждения дальнейших слов находятся под текстом. Также у этой статьи есть видеоверсия.
В интернете слежка за пользователями уже давно воспринимается грустной данностью. Хотя обычно информация собирается просто для более эффективной рекламы. Но что если данные будут использоваться для чего-то действительно полезного? Более того, собираться они будут во время игры.
Sea Hero Quest на первый взгляд кажется обычной мобильной аркадой. Где в морском лабиринте нужно добраться поочередно до контрольных точек. А от скорости прохождения уровня зависит, сколько звезд ты получишь. Мобильная классика. В сюжете, про который можно узнать только в трейлере на Ютубе, у моряка начали стираться воспомонинания о былых приключениях, и сынок вновь отправляется вместе с ним по тем же маршрутам в надежде вернуть утраченные воспомонинания. И это весьма концептуально, так как Sea Hero Quest это настоящий проект по исследованию и выявлению деменции.
Деменция — это приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.
Сейчас больных во всем мире насчитывается больше 50 миллионов, а по прогнозам к 2050 вообще превысит 130 миллионов. Разумеется проводить глобальные исследования очень дорого и долго. Но мы в максимально современное время живем, где появляются максимально современные решения. И Sea Hero Quest с такой же научной точностью способна выявить деменцию и провести глобальное исследование с выборкой в миллионы человек.
Как это работает?
Приложение разработано совместно с ведущими неврологами и консультантами в пространственной навигации. Поэтому ключевой задачей в дизайне лабиринтов был наиболее простой и точный сбор данных. Разумеется с вашего позволения. В игре есть разные типы уровней, которые определяют разные пространственные способности.
Главный и самый частый оценивает пространственную осведомленность с помощью карты. Здесь необходимо прокладывать маршрут от одной к последующей контрольной точки на карте лабиринта. Сложность в том, что после взятия штурвала, подсмотреть в карту уже нельзя.
Дополнительный тип работает на пространственную осведомленность изначального местоположения, от которого приходится отплывать по линейной, но изгибающейся реке, чтоб найти ракету и попыться пульнуть ее в то самое, изначальное местоположение.
Экстра-дополнительный это реализация Восьмирукавного радиального лабиринта: оценивающий пространственную память и обучение. В оригинале эксперимент оценивал способности крыс, где в каждом углу оставлялся сахарок, который не было видно из центра лабиринта. Выяснилось, что крысы обладают выдающейся способностью к запоминанию посещенных рукавов лабиринта — результы теста существенно не изменялись при увеличении числа рукавов от 8 до 16, 24 и затем 48. Результаты позволили установить, что пределы пространственной памяти крыс ограничены одноверменным запоминанием 24-32 локаций. В людской же вариации всего 6 рукавов, но признаться честно, я и в шести рукавах пару раз путался.
Еще есть десяти секундный Subway Surfers, после которого дают сфотографировать чудовище. Тут ничего не анализируется, разве что фотографические способности.
В итоге данные о местоположении и направлении корабля в лабиринтах собираются каждые полсекунды. А в VR версии, которая, кстати, появилась чуть больше, чем через год после основного релиза, котороя собирает информацию уже каждую 1/10 секунды. Потому что в виртуальной реальности более комплексно фиксируется поведение игрока по всем трем осям, которое максимально приближенно к наблюдению за окружением в реальной реальности.
Взамен восьмирукавному радиальному лабиринту, добавлен альтернативный вариант — водный лабиринт Морриса. В оригинальном протоколе экспериментальное животное помещают в круглый бассейн, заполненный водой, в определенной части которого под небольшим слоем воды скрыта платформа. В ходе тестирования измеряется время, которое потребуется животному для нахождения платформы. Тест повторяют до 6 раз в день в течение от 2 до 14 дней в зависимости от целей исследования. В людской же версии вместо спасательной платформы ищем чудовище.
Массив собранных данных оказался настолько огромен, что мне до сих пор тяжело верить в эти цифры. Но, так как больше 4 миллионов человек наиграли дольше 117 лет, а как нас заверяют сами ученые, 2 минуты игры в Sea Hero Quest имеют такой же эквивалент данных, как если бы в лабораторных условиях проводились анализы 5 часов. Суммарно получается 17600 лет. Повторюсь, ссылки в описании. Это даже учитывая, что данные собирались только с тех, кто дал согласие, указал возраст, пол и страну проживания, а так же прошел не менее 9 уровней.
На анализ данных ушло два года и выводы которые получили ученые, довольно-таки очевидны, но главное что теперь все доказано: способности в навигации ухудшаются с возрастом, разные показатели в разных странах, но имеют они строгую корреляцию с ВВП, также есть большая гендерная разница, мужчины в общем показывают лучшие результаты, но в странах с большим гендерным равенстом, женщины сравниваются показателями с мужчинами. А так как Sea Hero Quest способна определять деменцию у человека, она уже используется вместо старых, более дорогих и времязатратных анализов. К тому же приложение способно предупреждать болезнь у находящихся в зоне риска людей.
Вот как одно казалось бы простое приложение улучшает и облегчает жизни людей. А выйгранные награды и номинации показывают важность этого проекта, что повышает вероятность появления новых коллабораций ученых и геймеров. Да и это не единственная такая игра. Например в игре Foldit ученые выдают задания, и потом лучшие работы по сворачиванию структуры протинов анализируются учеными. Некотрые решенные задачи включенны в научные публикации. В Eyewire вообще нейробиология, где цель понять, как зрение человека работает на нейронном уровне. А в Questagame фотографируют, идентифицируют и находят новую флору, фауну и грибы. Именем одного геймера был назван вид пауков. (Ben Revell — Ornodolmedes benrevelli) Да и еще существует около дестятка проектов. А какой же потенциал здесь имеет VR.
Официальная страница Sea Hero Quest на Deutsche Telekom:https://www.telekom.com/en/corporate-responsibility/corporate-responsibility/sea-hero-quest-game-for-good-587134 Научная статья:https://journals.plos.org/plosone/article/file?id=10.1371/journal.pone.0213272&type=printable Статья на Киберленинке со сравнением тестов:cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-testov-vosmirukavnyy-radialnyy-labirint-i-vodnyy-labirint-morrisa-pri-otsenke-prostranstvennoy-pamyati-u-eksperimentalnyh/viewer
Лучшие комментарии
Да, да, именно видео, ибо текст уж очень невыразителен, без видео-ряда он ничто, компенсировать это можно-было только скриншотами, но их увы — не хватило, отредактируйте, плз.
И да, Первый Комментарий!
А так-же:
Но в следующий раз постарайся не халтурить!