28 августа 2020 28.08.20 8 1270

Что почитать анимешнику? — Врата Штейна (Аниме 2011)

+13

Видео-версия:

Текстовая версия:

Всем доброго, и в этой статье разговор пойдёт о ком-то, кто повсюду видит тайные заговоры и могущественных злодеев. О ком-то, кто во чтобы то ни стало хочет победить этих лиходеев и спасти мир от зла и несправедливости. О ком-то, у кого есть простодушный полноватый друг, следующий за ним по пятам, несмотря на то, что понимает, что следует за безумцем, и девушка, в которую он влюблён всем сердцем и душой. И, если что, я сейчас говорю не только про Окабе Ринтаро из Врата Штейна, но и об Дон Кихоте из одноимённого, ну почти (полное название романа — «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», романа Мигеля де Сервантеса. Казалось бы, какая связь может быть между этими двумя? Они были созданы в разных столетиях, в разных странах и разными творцами? Как раз-таки над этим вопросом я сейчас и попытаюсь поразмышлять.

И для начала краткий пересказ для тех, кто не знает, кто такой Дон Кихот или Окабе Ринтаро. Начнём с первого, всё-таки старшим надо уступать. А это мужчина почтенного, как для Испании 17-го века, возраста. У него есть деньги и имение, он приличный землевладелец, и, казалось бы, всё хорошо, просто идеально! Как вдруг на него нападает страсть – он становиться просто зависимым от романов о рыцарях – чём-то, что лучше всего было бы сравнить с современными мейнстримными комиксами о супергероях. Он становится настолько ими одержим, что читает днями и ночами без перерывов. Он знает всех возможных борцов за справедливость, их генеалогию, фразы и деяния – в общем становится гиком ещё в 17-ом веке. Но на этом всё не заканчивает, для Дон Кихота это была бы лишь полумера! Он решает сам стать рыцарем и возродить эту доблестную профессию, каковая уже в те далёкие времена была в прошлом. Так, он находит старые доспехи, мастерит шлем из подручных материалов, берёт в оруженосцы простого крестьянина Санчо Пансу – и отправляется в путь, не попрощавшись даже со своими домочадцами. И далее начинаются его великие и безумные приключения, длиной в целые два тома, в основном, конечно, безумные. Тут он бьётся со всем злом, которое только может представить. Буквально, большинство вещей, с которыми он сражается – это иллюзии его больного разума.

Ну а теперь Окабе. Это простой японский безумный учёный, который верит в путешествия во времени. Верить ему в них на момент начала сериала остаётся недолго, ведь его собственная микроволновка вместе с прикрученным к ней телефоном оной машиной и становится. Совместно со всем этим Ринтаро верит ещё и в теорию заговора, говорит сам с собой в выключенный телефон и кричит во все стороны, что он, собственно, безумный учёный. В итоге всё аниме он борется с тайной организации посредством своей СВЧ и телефона… Ну это я, конечно, очень упростил, но где-то так.

И да, возможно, пока сходства не слишком очевидны, но не волнуйтесь, с экскурсом уже покончено, так что пора браться и за них!

И великий рыцарь, и не менее великий безумный учёный ясно видят всё несовершенство своего мира и стремятся его исправить. Один – своей доблестью и отвагой, другой – умом и знаниями, ну и микроволновками, конечно же. Оба героя – беспросветные романтики, желающие изменить всё к лучшему, верящие в то, что это возможно, несмотря ни на какие доводы разума.

Даже препятствия на их пути по сути своей одинаковы. Что таинственная организация, что великаны и злые волшебники – всё это лишь ветряные мельницы, своего рода макгафины, сущность которых сама по себе не так важна. Важен путь, который главные герои проходят, дабы эти препятствия победить.

В итоге и Ринтаро, и Дон Кихот сражаются каждый со своим фантомным злом. В случае с Окабе ситуация немного другая, но об этом чуть попозже. Они живут каждый в своём мире, который лишь изредка сталкивается с миром настоящим. И даже в такие редкие случаи они частенько видоизменяют его, наполняя собственными иллюзиями, отчего и в романе, и в аниме возникает множество смешных и неловких ситуаций. В большинстве из них корень шутки кроется в противоречии реального мира и главных героев. Либо реальность ведёт себя совершенно не так, как того хотят Окабе или Дон Кихот, либо они ведут себя абсолютно противоположно тому, чего от них требует эта сама реальность с её законами, правилами и приличиями. Они безумцы, отрицающие саму реальность, меняющие её на ту, которая им больше нравится. Возможно, Дон Кихот с его откровенной манией делает это в большей степени, но и Ринтаро со своей паранойей временами может вполне с ним посоперничать.

Подобное сравнение можно провести и с помощником Окабе и оруженосцем рыцаря печального образа, это, если что, псевдоним Дон Кихота. Они оба идут за своими друзьями / хозяевами, пусть в душе и понимают всё их безумие, о чём не забывают упомянуть при случае. И Санчо Панса, и Итару частенько подкалывают своих главных героев, делая им сатирические замечания, иногда даже откровенно высмеивая их. В особенности это касается Итару. Санчо всё же выражает своё превосходство более элегантно.

Оба героя, пусть один «хацкер» 21-го века, а другой крестьянин 17-го, очень похожи. Они своего рода связующее звено Окабе и Дон Кихота с внешним миром, проводники, которые могут понять и безумие своих друзей / господ, и реальный мир. Именно они пытаются свести эти два диаметрально противоположных полюса в единое целое, а заодно помочь зрителю понять своих протагонистов. 

Также Дон Кихот, как и Врата Штейна в 1-ой серии, с первых же страниц разбивает четвёртую стену. При чём со временем взаимодействие со зрителем становится всё более и более ощутимым. В итоге во втором томе доходит до того, чему позавидовал бы даже Дедпул! В нём Мигель де Сервантес сперва рушит четвёртую стену, затем стирает её в труху, перемалывает, замешивает в новый раствор, выливает из него кирпичи, обжигает их, а затем уже строит из всего этого пятую! И если я и переборщил в этой метафоре, то только лишь чуть-чуть...

В один момент Дон Кихот и Санчо Панса попадают к своим поклонникам, каковые появились у них после выхода первого тома дилогии. С момента этого самого выхода в реальном мире, и, скорее всего, в мире романа, ведь грани между этим двумя пространствами, как вы понимает, уже стёрты напрочь, прошло 10 лет. Эти самые фанаты всячески потакают фантазиям и желаниям своих героев, доходя до смешного, благо они являются дворянами 17-го века, а те могли себе подобное позволить. И Сервантес эту гениальную идею использует не менее гениально. Через неё он раскрывает многие ключевые темы романа и доводит до логического финала некоторые его сюжетные арки, как, например, исполняет наконец заветное желание Санчо Пансы. И вполне возможно, что нечто подобные и происходило где-то на страничках десяти тысячного комикса о болтливом наёмнике, но даже если так, не забывайте: вот этот вот гений сделал всё это ещё в 1615-ом году!

На этом явные схожести двух произведений кончаются. Да, можно было бы ещё попытаться сравнить образы Курису Макисэ и Дульсинеи, но это было бы чересчур притянуто даже для меня. И это несмотря на то, что однажды я сравнивал Тетрадь смерти и Преступление и наказания Фёдора Михайловича достоевского! Вот доказательство. Тем более, что последняя в самом романе о Дон Кихоте так и не появляется, а остаётся лишь таинственным ликом в воображении главного героя. Так что давайте лучше поговорим об главном различии этих двух произведений.

Если Дон Кихот – это история об изменениях в главном герое, то Врата Штейна – в большей степени о изменениях вокруг него. Ринтаро непосредственно меняет свой мир, активно влияет на него и даже

спасает его.

А вот Дон Кихот за все свои двух томные походы особо никому не помог, по крайней мере, по-настоящему. От этого проистекает главная разница аниме и романа. Врата Штейна больше сосредоточен на развитии сюжета, а Дон Кихот – на раскрытии персонажей и переменах в них, пусть и очень постепенных. И да, не спорю, Ринтаро тоже раскрывается с разных сторон и, возможно, даже немного меняется, но всё же это не главная тема аниме.

Мигель де Сервантес же из главы в главу всё больше раскрывает своего рыцаря, показывает его с разных сторон. Он делает из Дон Кихота не просто милого дурочка, над которым можно лишь смеяться, а комплексного персонажа. Тут этот идальго предстаёт глубоко трагичным персонажем, запутавшимся в своих собственных фантазиях. И даже самые безумные его выходки, вроде того раза, когда он целенаправленно бегал голым по лесу и звал на помощь свою любимую, можно воспринимать не только, как комичные, но и как трагичные. Герой на страницах романа часто, несмотря на своё бредовое состояние, говорить здравые и осмысленные вещи. Отчего им проникаешься ещё больше.

За глупыми действиями Ринтаро и Дон Кихота скрываются безнадёжные романтики, не видящие ничего, кроме того, что хотят видеть. Таким образом, обоими персонажами симпатизируешь, в них видишь себя – ведь каждый временами отворачивается от реальности, путается в своих мыслях и фантазиях, заворачивается в уютный клубок своего собственного или же чужого идеального мирка и не хочет видеть ничего вокруг.

И самое главное различие аниме и книги. Они дают кардинально разные ответы на проблему своих главных героев – на то, кто же прав, Дон Кихот и Окабе, пытающиеся побороть этот жесткий мир, или же этот самый мир, пытающийся подмять под себя главных героев. Какие именно эти ответы? А, читайте и смотрите сами. Но это не отменяет схожести дилемм произведений самих по себе. И не важно, что их отделяют 406 лет, сотни километров и как минимум один океан, для безграничной мощи человеческой культуры всё это — ничто, она может связать между собой самых разрозненных творцов, объединить их идеями, образами и даже смыслами.

На сим кончаю! Только лишь заранее предупрежу, если вы собрались почитать Дон Кихота, внимательно выбирайте себе перевод. Их много разных, и они действительно очень различаются по стилю. Я вот читал в советском переводе от 1961-го года, и это было крайне грузно и сложно. В чём, безусловно, была своя фишка и дополнение к архаически изысканному стилю написания романа, но если вы не готовы к такому – то поищите себе какой-нибудь более подходящий вам. И ещё одно, Сервантес очень любит отступать от основного сюжета и рассказывать разные абсолютно посторонние истории. Так что если вы любите филлеры, то в этом романе вы почувствуете себя как дома. А если нет, то содержание вам в помощь. Но истории эти на самом деле хороши, а одна из них даже автобиографична и в чём-то перекликается с жизнью самого Сервантеса, его заключением в алжирской тюрьме.

Всё, вроде бы всё. Спасибо за, надеюсь, осмысленно потраченное время!


Лучшие комментарии

Отличный текст, полезное видео и самое главное — продвижение классической литературы.
Читал сию радость ещё за школьной партой, было увлекательно. Сейчас вдвойне приятно видеть параллели с другой дорогой для меня новеллой Врата Штейна.

Продолжайте писать и монтировать видео — у Вас хорошо получается;)
Интересная задумка, но блог похож на затравку, эдакий крючок. Ты только предвкушаешь раскрытие — бац и конец. Аниме смотрел давненько, а вот произведение про «Рыцаря печального образа» закончил читать недавно. К моему удивлению книга читалась тяжеловато (тоже советский перевод), хоть временами была увлекательна. У меня вопрос к вам как к прочитавшему книгу, почему вы в качестве примера сумасшествия Дон Кихота привели мельницы? Там ведь куча более интересных примеров.
Кстати касательно блога

Санчо всё же выражает своё превосходство более элегантно.
его хозяин как-то его за это отколотил.

Оба героя, пусть один «хацкер» 21-го века, а другой крестьянин 17-го, очень похожи. Они своего рода связующее звено Окабе и Дон Кихота с внешним миром, проводники, которые могут понять и безумие своих друзей / господ, и реальный мир. Именно они пытаются свести эти два диаметрально противоположных полюса в единое целое, а заодно помочь зрителю понять своих протагонистов.
— Санчо порой сам бредит, особенно в начале первой книги.А после мнимого полёта на деревянном коне Санчо при герцогине и своём хозяине наврал, что снимал повязку и видел удаляющеюся землю.

В один момент Дон Кихот и Санчо Панса попадают к своим поклонникам, каковые появились у них после выхода первого тома дилогии. С момента этого самого выхода в реальном мире, и, скорее всего, в мире романа, ведь грани между этим двумя пространствами, как вы понимает, уже стёрты напрочь, прошло 10 лет.
— возможно мне изменяет память, но в книгах времени прошло меньше, и вообще эта затея была создана лишь для того, чтобы уверить читателя о суррогатности ранее вышедшего продолжения Дон Кихота, за другим авторством.

В целом блог занимательный. От меня однозначно плюс.
Спасибо за комментарий! Насчёт примера, мельница показалась самым показательным и известным моментом в биографии Дон Кихота, хотя, конечно, безумств у него было много разных. Об том, как рыцарь бегал по лесу голым я и упомянул.
Насчёт Санчо. Он тоже ослеплён своими желаниями, но в сравнением с Дон Кихотом, оруженосец намного ближе к реальности.
Да, я был не прав насчёт того, сколько времени прошло во второй части Дон Кихота. На момент начала второго тома прошел всего месяц.
И вне зависимости от причины, которая побудила Сервантеса разбить четвёртую стену, это самое разбитие остаётся невероятно изобретательным и в чём-то опередившим своё время!
Предлагаю к ознаКомлению!
Про стену — не спорю, хорошая задумка, это я просто по умничать решил. Касательно случая с мельницами — знаю, что это самый часто употребляемый многими пример для показания сумасбротства Дон Кихота, и от того этот случай мне кажется уже избитым. То есть, его употребление не читающему книгу — нормально, но для знающего о других происшествиях — плохой тон.
Санчо конечно более приземлён в своих мыслях и поступках. его обман с Дульсинеей
Вижу к вам пришли заслуженные плюсики, надеюсь вы и дальше будет обогащать блоги своими творениями.
Ещё раз спасибо, постараюсь!
Воистину Steins;Gate это абсолютный шедевр. Из-за многогранности. Для меня эта историю в первую очередь не о заговоре, а о физике и о том, как искра безумного учёного не даёт сойти с ума даже в самых сложных ситуациях.
Спасибо огромное, такие комментарии вдохновляют продолжать!
Читай также