Бывают такие моменты, когда объективно оценить игру не получается. Да, ты знаешь обо всех её недостатках, но все равно получаешь искреннее удовольствие от процесса. Взять тот же Skyrim. Если оценивать его «профессионально», то в глаза бросится невероятная куча багов, мыльные текстуры, устаревший движок, и достаточно слабая RPG составляющая. Но мы-то в него играли. Знали всё это и играли. И было же хорошо. Некое теплое чувство, которое Skyrim оставлял, не давало нашему внутреннему эстету трезво оценивать происходящее, потому что здесь мы находили тот игровой опыт, который не могли найти где-то еще.
Какое отношение это имеет к нашей сегодняшней теме? Ну… во многом это касается и Lisa: The Painful. Очень странная, созданная в RPG Maker, неказистая и далеко не самая «графонистая» игра по какой-то причине невероятно популярна в узких кругах. Если вы хоть однажды интересовались сферой инди-проектов, то, вероятнее всего, слышали о ней. Чем же она привлекла внимание общественности? Ну, я попытаюсь вам рассказать.
Странности начинаются еще с главного меню. Ну, я бы не назвал выбор из трех действий на простом синем фоне чем-то странным, если бы в правом нижнем углу в петле не висела девочка. Что ж… это и есть Лиза, выросшая с поистине отвратительным отцом девочка, которая не выдержала тяжести бытия, решила покинуть наш мир, и, как следствие, натворила больше, чем могла себе только представить (если хотите подробней узнать историю о тараканах в её голове, то можете ознакомиться с приквелом Lisa: The First, мы же на нем останавливаться не будем).
Брэд, главный герой игры и по совместительству брат ныне покойной Лизы, как-то пережил весь творящийся вокруг него ужас. Опустошенный человек, который не может отделаться от преследующего его чувства вины за смерть близкого человека, находит утешение в выпивке и наркотиках, помогающих ему бороться галлюцинациями прошлого. Усугубляется ситуация и тем, что человечество проживает своё последнее поколение, ведь после загадочных событий в мире не осталось ни одной женщины.
Осознав, что будущего у людей больше нет, одни тихо спивались, а другие (их, кстати, подавляющее большинство) становились безумцами, которые любой ценой хотели выжать все из последних лет своей жизни. Среди всего этого сумасшествия Брэд неожиданно находит младенца… девочку, последнюю надежду павшего мира. Главный герой мог бы отдать младенца под защиту главной местной банде Рандо, однако Брэд видит в ней не спасение всего человечества, а второй шанс. Так, вместе со своими друзьями детства, он растит и оберегает девочку несколько лет, пока в один момент её не похищают. С этого момента и начинается наш путь.
Сюжет — первое, что причислят к плюсам фанаты Lisa: The Painful. Самобытная история, альтернативы которой я не знаю. Депрессивность, сюрреалистичность и безысходность, в тандеме с потрясающим черным юмором, оставляют незабываемые впечатления от процесса. На протяжении всей игры вас словно катают на «эмоциональных американских горках».Прошлое героя — это не просто объяснение его суровости, а чуть ли не важнейший элемент истории, влияющий на всё, что произойдет дальше. Брэд, как оказывается, куда более сложная и интересная личность, чем могло сперва показаться.
Lisa: The Painful деконструирует привычный всем образ мутантов. Это больше не крутые и агрессивные, накаченные до предела монстры с торчащими отовсюду лезвиями, что плюются кислотой или взрываются, а уродливые жалкие существа с деформированными телами. Без логики, без симметрии, без цели. Некоторые из них и не выглядят угрожающими… скорее беззащитными. Даже в бою, хоть они и представляют немалую опасность, иногда вместо атаки монстры просто плачут. Именно поэтому местные мутанты настолько жуткие: несмотря на неоспоримую вымышленность их образов, они чувствуются невероятно реалистичными. Одна лишь мысль о том, что это когда-то было человеком, невероятно пугает. Поверьте, вы запомните их надолго.
Если вы слышали о Lisa: The Painful, то слышали и об её сравнении с Undertale. Странно, да? Неужели у такого милого и доброго (в основном) проекта, есть что-то общее с настолько кровавой, странной и брутальной игрой? Ну, авторы обеих игр, по их же словам, вдохновлялись небезызвестной Earthbound, основной фишкой которой как раз и была общая абсурдность происходящего вокруг. Во время своих приключений вы натыкались на абсурдных личностей, которые порой не говорили ничего, кроме абсурдных вещей, участвовали в абсурдных событиях, сражались с абсурдными противниками будь то милая уточка, дорожный знак, атомы, etc. Нечно похожее мы видели в Undertale, и эту же особенность в свойственной себе манере подхватила и Lisa. Вот на вас напал слепой на оба глаза мужичок, вот вы избиваете спящего и не обращающего на вас внимания человека, вот кто-то неизвестный подошел и без причины взорвался, а вот деревня, жители которой боготворят фаст-фуд.
Радует в игре и внимание к деталям. Практически каждый ваш противник имеет уникальную внешность, имя и, самое главное, слабости. Персонаж, чье лицо украшает косметика, будет получать повышенный урон от воды (скорее всего расстраивается из-за смытого макияжа), а лучшим оружием против врага в маске тигра станет хлыст. Также стоит упомянуть, что наркотическая зависимость Брэда является полноценной игровой механикой, а не сюжетной условностью.
Так как Lisa: The Painful имеет JRPG-шную боевую систему, Брэд путешествует не один, а с компаньонами, которых он встречает во время своих странствий. Вот только у нас тут не фентези, поэтому доблестных рыцарей в напарниках у нас не будет. Ну а из чего тогда выбирать? Ну, может быть чудак, которого мы спасаем в начале игры? Он почти не наносит урона, но зато является верным товарищем. Бородатый трансвестит? Ну он довольно мускулистый. Алкаш? От его перегара свалится любой человек. Старик, который бесконечно долго рассказывает историю про то, как его жена, храни господь её душу, принесла на вечеринку картофельный салат? Такой и в дороге найдет о чем поговорить, и врагов усыпит своей болтовней. Изнасилованный усатый водитель грузовика? Возможно его жажда мести поможет вам. Рыба-адвокат? Ну… ладно…
Компаньонов в игре много (всего их тридцать), но это не просто так, ведь у вас будет немало возможностей потерять их навсегда. Кто-то погибнет в бою, кто-то за игрой в русскую рулетку, кого-то похитят, если вы спали в небезопасной точке, а кто-то может просто уйти из-за разногласий.
Одна из самых странных вещей в игре — это музыка. Услышав её в первый раз, вы, скорее всего, подумаете, что хаотичное сочетание взятых из FLstudio звуков с какими-то кашлями, вздохами и арабскими напевами. Звучит дико, но действительно приносит какое-то извращенное удовольствие и имеет свой безумный шарм. В конце концов, один из треков — это ремикс кряхтения Делина из Shenmue 2 с лаем собаки. Если это вас не заинтересовало, то я не знаю, что ещё может!
Если вы раньше не слышали о Lisa: The Painful, то могли не поверить в мои слова о том, что игра заимела немалую популярность среди пользователей сети. Но я говорю абсолютно серьезно, народу настолько полюбился этот странный, извращенный, безумный мир, что они просто не могли отпустить его после прохождения. Фанаты сами решили делать истории собственных персонажей в этой вселенной, аккуратно сохраняя то, за что все полюбили оригинал.
Фанатских проектов действительно немало для игры подобного уровня. Сейчас в разработке российская фан-игра LISA: The Aloofness от SemonX, про квартет друзей, что решили подальше уйти от места событий оригинальной игры и зажить нормальной жизнью в более спокойном месте.Самым же популярным фанатским проектом на данный момент является LISA: The Pointless — история о человеке, который хочет сбежать с мусорного острова. Лично мне в нее поиграть не довелось, поэтому не стану советовать сделать это вам. Да и главное здесь, как мне кажется, сам факт существования подобных фанатских игр, а не их качество.
Заключение
Вот так, на примере сделанной одним человеком маленькой инди-игры из 2014-го, мы с вами убедились, что прекрасное есть во всем. Не нужно иметь многомиллионных бюджетов, фотореалистичной графики и комплексной боевой системы, чтобы вызвать бурю эмоций у игрока и рассказать интересную историю. Да, кого-то определенно отпугнет отсутствие всего вышеперечисленного, однако именно такие проекты как Lisa: The Painful и учат нас не судить игры по обложке и называть их искусством.
Автор текста: Станислав Круглов
Текст редактировал: Никита Адамович
Текст подготовлен сообществом авторов 2B OR NOT 2B ВКонтакте
Лучшие комментарии