22 августа 2020 22.08.20 16 6853

ИСТОРИЯ УСПЕХА… ГАЗЕТЫ «ВИРТУАЛЬНЫЕ РАДОСТИ»

+51
Лучший блог недели
1000 ₽
 

Всем привет! За обратной стороной монитора Павел Василевич (поясняю, Василевич — это не отчество, а фамилия. В прошлом выпуске в связи с этим были непонятки) и новый выпуск Истории успеха. Сегодняшний выпуск я хочу посвятить самой любимой беларусской газете о видеоиграх. “Виртуальных радостях”. Читатели помнят её под обиходными названиями “Виртуалка”, “Виртуальные гадости” и “ВРка”. Если сердце забилось от ностальгии, приглашаю читать дальше!

Газету для школьников и студентов, которые будут любить видеоигры никто не придумывал специально. Виртуальные радости появятся спонтанно из желания детей узнавать про новые видеоигры и делиться своими открытиями с единомышленниками на страницах газеты. Но дело не обойдётся без минского издательства “Нестор”.

Издательство “Нестор” появится в 1991 году. Его оснуют выходцы из больших беларусских газет, как “Знамя юности”, “Чырвоная змена” и “Народная газета”. На дворе происходит развал Советского Союза и с запада хлынет огромный поток информации. Культура, технологии, литература и так далее. То, что невозможно было себе представить пять лет назад, происходит уже тогда. Издательство “Нестор” заинтересуется компьютерными технологиями. Оказывается, любую газету станет возможным набрать всего одному человеку на компьютере! Сейчас такое открытие звучит смешно, но в 1991 году вызовет неподдельный восторг. Да мало кто знал тогда что такое компьютер!

Издательство “Нестор” решит освоить первой технологию набора газет на компьютерах. Правда, компьютерных шрифтов для русского алфавита тогда ещё не существовало. То есть беларусы, молдаване и туркмены не могли написать на компьютере на родном языке, нужных букв ещё не нарисовали. В Несторе станут исправлять досадный недочёт. А чтобы показать, что газеты, набранные на компьютере ничуть не хуже набранных по старой технологии, в 1991 году Нестор станет издавать свой первый журнал. Он был вообще не о видеоиграх.

В 1992 году чтобы как-то продвигать вперёд вёрстку газет на компьютерах работники издательства Нестор свяжутся со своими бывшими работодателями и предложат перевести и их газеты на компьютерную основу. С Нестором станут сотрудничать газеты “Знамя юности”, “Народная газета” и “Советская Белоруссия”.

Беларусская компьютерная пресса начнётся с журнала PRESS ENTER, его будет выпускать издательство Нестор с 1993 до 1996 года. То есть начнётся за 7 лет до Виртуальных Радостей! В газете будут писать статьи на тему что такое компьютер и с чем его едят. Как сейчас выпускают книжки-самоучители, вроде Windows10 для женщин и так далее.

Тем временем в Минске станут появляться первые фирмы, продававшие компьютеры, мониторы, принтеры и ксероксы. Им будет выгодно иметь такую газету, в которой бы рассказывали об их товарах. Начиная с весны 1995 года такие компании станут заваливать Нестор требованиями открыть газету о компьютерных программах и устройствах. Таким фирмам будет неинтересен журнал-самоучитель PRESS ENTER.

В 1995 году Нестор поймёт намёк и выпустит Компьютерную газету. Из неё позднее и вырастут знакомые всем Виртуальные Радости. Сколько я себя помню, Компьютерная газета выходила раз в неделю и авторы в ней делали обзоры программ, мониторов и позднее видеоигр. Газета напоминала скорее витрину магазина, даже примерные цены указывали.

Будет заниматься Компьютерной Газетой всего 1 человек. Большинство материалов будут писать внештатники или по-современному, фрилансеры. Редакции будет выгодно использовать авторов со стороны и платить только за текст, не нужно будет тратиться на зарплаты. Нельзя сказать, чтобы газета бесчестно эксплуатировала авторов. Писали студенты и взрослые люди чтобы высказаться, найти единомышленников, познакомить с новыми технологиями или просто покрасоваться своим именем на страничках газеты. Некоторые даже не будут забирать гонорары за свои труды. Между прочим, максимальный тираж будет доходить аж до 30 тысяч экземпляров! Блогов тогда не было, газеты в середине 90-х часто становились заменителем соцсетей.

Компьютерную газету будут читать люди, которые будут в теме компьютеров и хотят знать что можно было бы прикупить помощнее и поновее, читают продавцы техники и перекупщики из подвальных компьютерных магазинов.

В 1999 году положение Компьютерной газеты будет стабильно хорошим. Половину прибыли будут приносить продажи и другую половину — реклама. Газета будет сборной солянкой, в ней было всего понемногу. Немного об играх, немного о компьютерных приложениях, немного об устройствах плюс новости. Можно сказать, что это будет её формула успеха. Появится интерес к специализированным тематикам. Школьники и студенты геймеры хотят знать о новых играх плюс появится профессиональный спрос на подробное объяснение работы кабельного интернета и издательских технологий. Это станет невозможным объединить в единственной газете. Надо было что-то делать!

В 2000 году, в начале нового тысячелетия издательство Нестор выпустит три приложения к Компьютерной газете. Ими станет газета для геймеров Виртуальные Радости, газета для сисадминов Сетевые решения и газета для типографий Издательские системы. Они выйдут маленькими экспериментальными тиражами. Первый номер Виртуалки издастся тиражом – в 5020 экземпляров и будет продаваться за 40 рублей. Позднее тираж вырастет до 15-25 тысяч копий, рекордный тираж будет в 43 тысячи. Самым маленьким будет тираж Сетевых Решений – всего 2000 экземпляров. Из трёх изданий к концу нулевых останутся в живых только Виртуальные Радости. Сама компьютерная газета прекратит появляться на бумаге уже в 2016 году – спустя 21 год с момента выхода первого номера.

Виртуальные Радости заслужат свой культовый статус благодаря неформальной атмосфере. За счёт некрасивых любительских рисунков, анекдотов на компьютерную тематику, описаний прохождений и советов от авторов любителей газета станет аналогом маленького клуба для избранных. Позднее таких избранных станет целых 25 тысяч человек по всей стране. А многие же будут отдалживать газету почитать у других, по факту, любителей Виртуалки будет даже больше.

Авторы Виртуальных Радостей зарабатывают на статьях копейки. Будут люди, которые пишут не для денег, а для собственного удовлетворения. За 6 лет сформируется группка авторов, которые хотят писать профессионально. Редакторы Виртуалки всегда славились тем, что платили фрилансерам мало, а требовали грамотности и в срок. Некоторые авторы писали на стороне. Например, в Игроманию. Только в отличие от беларусской Виртуалки в российских изданиях платили выше. В 2006 году постоянные авторы из Виртуальных Радостей массово уйдут искать счастья. Некоторые уйдут на TUT.by, Игроманию, сайты Стопгейм и Геймтех.

Газете Виртуальные Радости в 2006 году срочно потребуется свежая кровь. Самое забавное, в газету с журфака приходило мало людей. Казалось бы, приходи и практикуйся по специальности… На практике приходят работать авторами люди по увлечению. Один по основной работе будет слесарем, другой – вышибалой в ночном клубе – но приходят в газету, потому что их объединяет хобби, видеоигры. В это самое время в газету вольётся 19-летний парень Артём Дыдышко, читатели будут его знать под ником Ануриэль. Он будет комментировать письма читателей, а позднее спасёт её от закрытия.

За 2 года Артём-Ануриэль напрактиковался работать с издательством Нестор. Он решит, что пришло время попробовать свои силы сольно в интернете. Так он продолжит отвечать на письма читателей в газету и одновременно будет вести блог на собственном сайте. В 2008 году будет время, когда в интернет станут серьёзно приходить игровые журналы, которые хотят публиковать материалы только для интернета. Например, Стопгейм.ру. К начинанию Артёма-Ануриэля присоединятся и другие авторы из Виртуалки. Посещаемость сайта выростет до 800 человек в день. И всё, автор упрётся в потолок. Он не знает как дальше реализовать амбиции.

К 2011 году Виртуальные Радости станут неинтересны издательству Нестор. В Беларуси произойдёт кризис и рубль обвалится в 3 раза, станет выгоднее сотрудничать с российскими фирмами. Нестор к этому времени успешно работает с фирмами уже не по игровой, а по строительной тематике и стройка даёт львиную долю прибыли. Виртуалка продаётся с убытками, в лучшие месяцы выходит в ноль. Цены на печать и доставку постоянно растут. Издательству Нестор станет неинтересна убыточная газета. Но если бы кто-то предложил купить, от денег за неё издательство бы не отказалось. Пришло время спасать ВРку.

Артём-Ануриэль поговорит с шеф-редактором газеты о её будущем. Виртуальным Радостям грозит закрытие. Шеф-редактор предложит сделать Виртуалку филиалом Издательства Нестор, полунезависимой газетой. Придёт время действовать и Артём-Ануриэль решится на крайний шаг, он соберётся выкупить все права на газету. Ему будет всего 24 года.

Артём найдёт деньги и выкупит права на газету. Издательство не хочет отдавать права за так, хочет денег. Через своих друзей Артём-Ануриэль найдёт деньги на выкуп и на несколько будущих тиражей. Он залезет в огромные долги.

Гвзету в это время будет штормить. Старые авторы, которые работали с 2006 года, видят нелады на кухне Виртуалки и станут уходить. Читатели тоже не будут слепыми, они знают, что что-то будет. Из 10 тысяч читателей аудитория упадёт до 5 тысяч. Даже с Белсоюзпечатью всё не так, она кладёт половину стоимости газеты себе в карман и при этом наплевательски относится к выкладке газеты на витринах.

С 2011 года придёт время приводить Виртуалку из периода начала нулевых в современный мир, аудитория выросла. Если в нулевых газету читали двадцатилетние люди, то в середине нулевых возраст поднялся до 30, а в середине десятых перевалил за 40. За 20 лет изменятся ценности и причины почему газету читают. Если в начале нулевых читатели жили без интернета и читали, чтобы узнать о новых играх, то в конце десятых узнавали обо всём из сети, а газету читали из ностальгии.

Артём-Ануриэль проведёт евроремонт Виртуалки в 2017. Газета пропадёт с полок магазинов и превратится из газеты в журнал. Заказать её станет возможно через сайт Улей.бай или через подписной каталог Белпочты.

Сейчас в 2020 ВРка до сих пор здравствует. Сейчас её не узнать. Изменился даже дизайн логотипа. Журнал Виртуальные Радости собирает через интернет по 2000 долларов на своё издание. Приятно, что концепция до сих пор осталась прежней, это всё ещё журнал от фанатов и для фанатов. Маленький закрытый клуб для избранных. Только сейчас авторы и читатели общаются напрямую. Последних не так уж и много, по всей стране набралось 91 человек. Но зато это крепкая аудитория, которая может высказывать своё фи напрямую авторам. Так что предлагаю каждому фанату Виртуалки отжалеть 39 рублей и подписаться на журнал на следующие 3 месяца. Готов поспорить, ты никогда не видел её в виде журнала! А выглядит он как надо.

С тобой был Василевич Павел и ты убедился, что у нас в Беларуси тоже может быть интересно (и сейчас я совсем НЕ о политике)! Пока!

Так выглядел ТОТ САМЫЙ первый номер 8-мистраничной газеты «Виртуальные Радости» за январь 2000-го года.


Лучшие комментарии

Статья неплохая, но весьма поверхностная — даже на Лурке про «Виртуальные радости» написано больше.
(Кстати, зачем здесь фотография с фейковым рекламным бигбордом оттуда? Подобной рекламы у «Виртуальных радостей» никогда не было)
Ни слова о культовых авторах, о сходках читателей вживую, о том же форуме этой газеты периода 2001-2011-го годов и царившей там «непередаваемой» атмосфере… Господину radiatorfreeze 33 года, судя по профилю, это значит, что он мой ровесник, не поверю, что он даже краем уха не слышал. Автор двух обзоров игр серии Devil May Cry (3 и 4 части) для «ВР» в моем лице негодует)

Впрочем, возможно, для непосвященного читателя достаточно и того, что тут написано. Но времена были эпические, «золотые», я бы сказал. А после 2012-го газета умерла, за что спасибо Ануриэлю и его маркетинговому гению.

Я сейчас выскажу альтернативную точку зрения на то, что произошло в 2012-ом: вместо того, что бы поддерживать умирающий формат, Ануриэль должен был сделать белорусский формат Стопгейма. Видеообзоры, стримы, истории серий, какие-то интерактивы и вот это вот всё. Кирюшкин, глава издательства «Нестор», был хитрый мужик, он умел извлекать прибыль, а Артем, увы, нет. Поэтому тот понял, когда формат себя изжил, а Ануриэль начал за него цепляться, полез на платформу «Улей», и в итоге просто убил газету. Так что я бы не назвал то число людей, которые сейчас читаю, избранными. Скорее, просто фанатами, которые уцепились за прошлое (91 человек против ~30.000 — это позор). Практически все, кто читал «ВР», нашли альтернативу — тот же Стопгейм с его видеообзорами и стримами. Живое общение между собой и с аудиторией — это ключ к финансами успеху в нынешнем обществе. Очень жаль, что Дыдышко так этого и не осознал. R.I.P., «Виртуальные радости»

PS. Вот тут dev.by/news/nestor есть более полная история газеты, но с большинством того, что там пишет Анурэль, я в принципе не согласен. Нормальных авторов он там не назвал, кроме Виталия «Локуста» Казунова, а лучшим годами для газеты были 2005-2007.
Конечно я делаю скидку на то что вы из Беларуси и русский не совсем ваш родной язык (и не нужно забывать родной), но некоторые ошибочки можно исправить:

1)
будут читать люди, которые будут
— избегайте близкого расположения одинаковых слов и их производных.

2)
Артём найдёт деньги и выкупит права на газету. Издательство не хочет отдавать права за так, хочет денег. Через своих друзей Артём-Ануриэль найдёт деньги на выкуп и на несколько будущих тиражей. Он залезет в огромные долги.
— не понял зачем вы описываете одно и тоже два раза.

Газета пропадёт с полок магазинов и превратится из газеты в журнал. — я так понял журнал полностью виртуальный?

и ты убедился, что у нас в Беларуси тоже может быть интересно
— как минимум игровые разработчики из Wargaming,Weappy,One Wing Cicada. могут это подтвердить. Ещё radiatorfreeze, на всякий случай, если вы не знали — один из авторов этого сайта, а именно Ян Грибович — ваш земляк. И спокойно и мирно не обозначает недоразвитость и глупость. Спасибо за интересный материал, удачи.
Артём найдёт деньги и выкупит права на газету. Издательство не хочет отдавать права за так, хочет денег. Через своих друзей Артём-Ануриэль найдёт деньги на выкуп и на несколько будущих тиражей. Он залезет в огромные долги.
— не понял зачем вы описываете одно и тоже два раза.

Это было повторение с целью детальнее описать как тяжело автору дался этот выкуп, что он сделал и как это на него повлияло.
— это понятно, но такой подход напоминает «текст ради текста».

Газета пропадёт с полок магазинов и превратится из газеты в журнал. — я так понял журнал полностью виртуальный?

Нет-нет, журнал полностью бумажный, на нормальной глянцевой бумаге.

Сама компьютерная газета прекратит появляться на бумаге уже в 2016 году – спустя 21 год с момента выхода первого номера.
— просто фраза, что газета уже не бумажная ввела меня в заблуждение.
Тема интересная, узнал для себя что-то новое. Плюсую и жду что-то подобное в будущем.
Но текст рекомендую перечитать, ошибки видны с первых же абзацев:

беларусской газете о видеоиграх. “Виртуальных радостях”.

Здесь точка явно не к месту, в других местах не хватает запятых.

Его оснуют выходцы из больших беларусских газет

Я не знаю, может я просто далекий от некоторых тонкостей русского языка, но слово «оснуют» вызывает у моего глаза легкое подергивание. Никогда не видел его раньше в новостях или тематических статьях.

И много других подобных мелочей. Время от времени мне казалось, что я читаю машинный перевод.
Спасибо за конструктивную критику, полезно.

1
2)
Артём найдёт деньги и выкупит права на газету. Издательство не хочет отдавать права за так, хочет денег. Через своих друзей Артём-Ануриэль найдёт деньги на выкуп и на несколько будущих тиражей. Он залезет в огромные долги.
— не понял зачем вы описываете одно и тоже два раза.


Это было повторение с целью детальнее описать как тяжело автору дался этот выкуп, что он сделал и как это на него повлияло.

2
Газета пропадёт с полок магазинов и превратится из газеты в журнал. — я так понял журнал полностью виртуальный?


Нет-нет, журнал полностью бумажный, на нормальной глянцевой бумаге.

3
и ты убедился, что у нас в Беларуси тоже может быть интересно
— как минимум игровые разработчики из Wargaming,Weappy,One Wing Cicada. могут это подтвердить.


У нас считается, что мы живём в тихом болотце и ничего интересного у нас нет. Такое расхожее мнение. Цель статьи — была как минимум, это опровергнуть.

4
Ещё radiatorfreeze, на всякий случай, если вы не знали — один из авторов этого сайта, а именно Ян Грибович — ваш земляк. И спокойно и мирно не обозначает недоразвитость и глупость. Спасибо за интересный материал, удачи.


Спасибо за информацию! При подготовке материала я разузнал, что на СтопГейме есть авторы из беларуси, причём в авторском составе. Только не смог найти кто именно. Как минимум один, теперь знаю кто это.
Это видео про историю Виртуалки видел Антон Ануриэль. Я с ним связывался. Он немного смутился от неожиданности, но обрадовался, что появилось подобное видео. Он сказал, значит, Виртуалка и сегодня кому-то нужна.
Ну, это все крайне неожиданно и любопытно. Спасибо за инфу
Культовая газета. Как праздника ждал каждый месяц, бегая по ларькам, донимая продавцов, появилась ли Виртуалка. Покупал очень долго, лет 15 наверное.
Уважение, конечно, Ануриэлю за его попытку спасти газету, но именно тогда она и сломалась — тогда ушла душа газеты, самые крутые авторы.
А помните крутое «Чтиво» с Нереальной историей и Полураспадом? Или схватки квакеров с анрильщиками?
В общем, Виртуалка — значимая часть моего детства и юности.
классная газета была. в то время подсел на российские издания по играм, а газету покупал время от времени каждый месяц
Материал хороший, но форма подачи звучит как информация о том, что произойдёт в будущем. Например:
Виртуальные радости появятся спонтанно

Издательство “Нестор” решит освоить первой технологию набора газет на компьютерах

Большинство материалов будут писать внештатники
и так далее.
Грамотнее писать в прошедшем времени, так как эти события уже произошли и это уже часть истории:

«Виртуальные радости появились спонтанно»

«Издательство Нестор решило освоить первой технологию набора газет на компьютерах»

«Большинство материалов писали внештатники»

Ошибок и нехватки запятых тоже хватает, но тем не менее, спасибо за интересную статью.

Добрый день) Меня всё не отпускает тема Виртуалки. Пригласил на интервью почтальона Виртуалки — Ануриэля. Он будет отвечать на вопросы о газете. Есть ли у тебя, что бы ты хотел узнать о газете, но не было возможности? Пиши вопросы сюда. Я задам.

Добрый день) Меня всё не отпускает тема Виртуалки. Пригласил на интервью почтальона Виртуалки Ануриэля. Он будет отвечать на вопросы о газете. Есть ли у тебя, что бы ты хотел узнать о газете, но не было возможности? Пиши вопросы сюда. Я задам.

Меня всё не отпускает тема Виртуалки. Пригласил на интервью почтальона Виртуалки Ануриэля. Он будет отвечать на вопросы о газете. Есть ли у тебя, что бы ты хотел узнать о газете, но не было возможности? Пиши вопросы сюда. Я задам.

Эхххх... виртуалка. Где-то на чердаке пяти килограммовая коробка лежит с газетами. Как будто целая жизнь прошла.

1 Спасибо за обзор Devil May Cry 3. Моя любимая часть) И спасибо за личные знания) 2 Про сходки Виртуальных Радостей слышал лишь ухом. Я не минчанин, а из Могилёва и не приезжал на них. 3 А про статью о полной истории Виртуалки — как раз она и была тем источником информации, который я брал за основу. Одним, но не единственным.

Что планируешь с этой коробкой с газетами делать?

В свое время я складывал все Виртуалки в пустую коробку из-под видика. Мне было жалко их выбрасывать, но держать их дома я немог. Я их отнёс в библиотеку, решил, что там они сохранятся лучше. Но! В тот месяц они сдали газеты и выполнили план по макулатуру. Вот такая вот история)))
Читай также