«Silent Hill» — культовый хоррор, который способен вызвать страх у многих. Мне стало интересно, как и чем именно пугает эта игра? Попытаюсь разобраться, какие моменты делают игру образцом хорошего хоррора.
Что такое страх?
Врага нужно знать в лицо, поэтому разберём, что такое страх и чем он может быть вызван.
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Является защитным механизмом психики… основан на инстинкте самосохранения.
Так же страх можно поделить на следующие группы:
1. Биологический (связан с угрозой жизни)
2. Социальный (угроза изменению социального статуса)
3. Экзистенциальный (вопросы жизни и смерти)
Есть так же деление на генетический (появился в ходе эволюции) и рефлекторный страх. В основном я буду рассматривать примеры, связанные с генетическими и биологическими страхами.
В «Silent Hill» людей пугает не море крови и скримеры, а атмосфера. Психологические манипуляции используются и в играх, и в фильмах, поэтому предлагаю узнать, какие приёмы способны навести ужас на людей.
1. Ожидание и нагнетение
Если вы играете в хоррор, то понимаете, что вас ждёт беда, но не знаете, откуда её ждать. Это угнетает, приводит в замешательство. В такие моменты человек не может отдохнуть и расслабиться, он не чувствует себя в безопасности, а ощущение безопасности — это важная потребность.
Жанр survival horror как бы намекает, что героя ждёт настоящее испытание и много опасностей. Возьмем в пример призраков из «Silent Hill 4: The room». Их самих не назовешь невероятно жуткими, но их нельзя убить.
Призраки преследуют главного героя, поэтому приходится находиться в постоянном движении, скрываться и противостоять. Ожидание и нагнетение будят воображение. Игрок не знает, чего ожидать, о безопасности нет и речи.
2. Музыка, звуки
В «Silent Hill» звуки бывают резкими. Например, в третьей части игры мы слышим громкий женский крик, полный ужаса. Мы понимаем, что кто-то в опасности, а значит и нам стоит быть аккуратнее. Так же ужасают неестесственные звуки, издаваемые монстрами.
Теперь снова вернемся к страхам, которые появились в ходе эволюции. Раньше рык, крик, громкие звуки были предвестниками опасности. По сей день внезапный или громкий грохот вызывает у людей дискомфорт.
Если говорить про музыку, то Акира Ямаока — гений. По-моему, самая действующая на нервы музыка звучит в первой части игры. Опять же, из-за резких звуков. И то ли кажется, то ли так и есть на самом деле, но на фоне слышны крики. Каждый трек идеально подходит под ситуацию, создает нужное настроение. Сам композитор говорит следующее:
По молодости мне очень хотелось разрушить устоявшиеся традиции звукового сопровождения видеоигр и создать нечто совершенно новое.
3. Эффект «Зловещей долины» и боди-хоррор
Эти термины вы слышали в «Страшно, вырубай», но без них сегодня не обойтись.
Эффект «Зловещей долины» выражается в том, что объект, выглядящий и действующий примерно как человек, вызывает неприязнь и даже страх.
«Боди-хоррор» — поджанр ужасов, для которого характерны трансформации человеческого тела, болезни, гниение, мутации и т.д.
Наш мозг улавливает отклонения от реальности и, как правильно, принимает их за опасность. Это тоже можно связать с генетическими страхами. Повреждения, неестественность ассоциируются с болезнями, а следовательно, с опасностью для жизни. В «Silent Hill» многие существа имеют напоминающие человека черты. Например, призрак близнецов из четвёртой части.
Два бледных детских лица, руки вместо ног, большое туловище. Этот монстр пугает одним своим видом. Так же он быстро передвигается и издает звуки, напоминающие рык.
Или абстрактный папочка.
Неприятная фигура, напоминающая два слившихся тела на кровати. Это существо пугает не только своим видом, но и символизмом. Абстрактный папочка как бы показывает отца Анджелы, который насиловал её. Игрок чувствует отвращение от этого монстра и сопереживает героине.
Про символизм можно говорить долго, ведь многие монстры отражают проблемы героев игры, отсюда и вытекает следующий пункт.
4. Реальные страхи
Зачастую нас пугают реально существующие вещи, от них мы можем чувствовать исходящую угрозу для жизни. Страх позволяет почувствовать себя живым. Людям легче ассоциировать себя с героями, которые имеют фобии и проблемы, действительно существующие в нашем мире. Именно это помогает лучше переживать и воспринимать ситуацию.
Снова вернёмся к монстрам. А именно к тем, которые отсылают к фобиям.
Царапающий с потолка в первой части игры символизирует инсектофобию (боязнь насекомых) Алессы. Этот страх свойственен людям. Если верить теории, то он тоже пошел из прошлого, ведь в древности укус насекомого мог стать смертельным.
Чавкающий из той же части отражает страх перед сверстниками и ненависть к ним. Это, наверняка, знакомо не каждому, но суть ясна. И люди могут представлять опасность, особенно учитывая то, что этот монстр отсылает именно к школьному времени.
Усмирённый в «Origins» выглядит похожим на мумию, его голова и руки будто перевязаны, а это символизирует чувство беспомощности. Связанные руки мешают свободно действовать, но для монстра это не проблема, а для людей — куда опаснее.Список можно продолжать долго, но давайте двигаться дальше.
5. Отсутствие безопасности («The Room»)
«Мой дом — моя крепость». Известное выражение, над которым «SIlent Hill 4: The room» просто смеётся. Для человека дом изначально был защитой, местом, где он чувствовал себя в безопасности. Как я уже писала ранее, играя в survival horror можно не ждать защиты, но в четвертой части даже дом является угрозой. Страх это может и не вызывать, но дикий дискомфорт вы точно почувствуете, увидев помехи на телевизоре или часы, стрелка которых крутится с невероятной скоростью. А как вам кровь вместо воды из-под крана? Игра намерено выталкивает вас из зоны комфорта, заставляет испытывать напряжение.
Серия игр «Silent Hill» любима многими. Не зря, ведь это не банальный хоррор и я искренне надеюсь, что в этой статье помогла взглянуть на вещи с другой стороны.
Лучшие комментарии